Соглашение о сервитуте подлежит регистрации. На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок? Какие документы необходимы для установления сервитута

Считается сделкой между владельцем участка земли и стороной, которой нужно получить в пользование небольшую часть территории этого участка. Любая сделка должна быть зарегистрирована в Росреестре. Только при этом условии она будет считаться действительной.

Сервитуты подразделяются на два основных вида :

Различаются они по целям, участникам, основаниям и порядке введения обременения. Публичное ограничение преследует интересы неограниченного круга людей. Его инициатором считается государство или муниципалитет. Основанием для госрегистрации является правовой акт. Согласия земельных собственников на обременение их участков не требуется.

Частное ограничение вводится только в интересах небольшого конкретного числа людей . В роли сервитуария может выступать как частное лицо (собственник соседнего участка), так и юридическое лицо (организация).

В такой ситуации следует заручиться согласием хозяина земли. (соглашение) с указанием зон ограничения пользования участком подписывается двумя сторонами. Этот договор будет также основным документом для регистрации.

Если , на которую вводится сервитут, не согласен, то сервитуарий подает в судебную инстанцию. При доказательстве обязательности ввода обременения именно на этом участке суд выдает разрешение, являющееся документом для госрегистрации.

Законодательные акты

Основные моменты, устанавливающие условия действия сервитута, расписаны в статьях Земельного и Гражданского кодексов . Из них становится ясно, подлежат ли государственной регистрации сервитуты.

  1. Постановка на учет по установлению ограничения земли в Единый государственный реестр прав является обязательной в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» , что прописано в 23 статье ЗК РФ . Необходимо, чтобы одна из сторон сделки оформила заявку на регистрацию. Для дополнительно нужно разрешение муниципалитета или местной администрации.
  2. В этой же статье упоминается о том, что отсутствие прав владения на землю не является причиной отказа введения сервитута. При таких обстоятельствах необходимо будет оформить документацию права на собственность, и после этого зарегистрировать обременение участка.
  3. Необходимость внесения в список Росреестра сделки, связанной с введением обременения земельной территории, расписана также в статье 23 ЗК.

Таким образом, сервитут подлежит государственной регистрации как сделка, связанная с введением обременения. Регистрация сервитута это не просто формальность, это действие определенное законодательством РФ.

Инструкция по проведению

Мы выяснили, что подлежат государственной регистрации. Для её прохождения нужно предварительно оформить и . Причем данный список будет различаться в зависимости от вида сервитута и сторон, которые участвуют в этой сделке. Для внесения документов в Росреестр достаточно присутствия одной стороны.

Если документы будет передавать в регистрационную службу третье лицо, то на него должна быть оформлена доверенность на представление интересов одной из сторон. Ее обязательно должен заверить нотариус. При подаче документации нужно предоставить эту доверенность и паспорт лица, на которого она оформлена.

Пошаговый алгоритм :

Для правильного составления документов можно привлечь специалиста юридической конторы. Но если необходимости в этом нет, это необязательно. Основной документ, являющийся причиной для введения обременения (соглашение), заверять в нотариальной конторе не нужно, если только нет требования какой-либо из сторон.

Перечень градостроительных ограничений

При оформлении в Росреестре сервитута учитывается перечень градостроительных ограничений, зафиксированный в соответствии с . Ограничения устанавливаются из-за следующих причин :


Регистрация отмены сервитута

При ситуациях, когда причина, по которой принимался сервитут, отпала, или после введения ограничения на участок землю стало нельзя использовать по целевому назначению (), необходимо провести одним из следующих способов :

  1. Заключение соглашения на добровольной основе с участием двух сторон.
  2. Наступление окончания срока действия ограничения.
  3. Передача процедуры об отмене на рассмотрение в судебную инстанцию в одностороннем порядке. При этом сторона, обращающаяся в суд должна предоставить:
  • подтверждение того, что основание для использования ограничения отпали;
  • иск о снятии обременения с участка;
  • соглашение о введении сервитута.

Инструкция по отмене сервитута в Росреестре :

  1. Происходит сбор требуемых для отмены документов.
  2. Составление заявления в Росреестр о снятии сервитута с земельного участка.
  3. Вместе с остальными документами заявление подается на рассмотрение.
  4. Через 7 дней стороны информируются о решении.

Датой фактического снятия с земли обременения считается дата внесения записи в Росреестр.

Обременение на участке земли вступает в силу с момента внесения на учет в Единую государственную службу реестра. Только при таких обстоятельствах сервитут считается введенным на землю.

Произвести регистрацию земельного сервитута можно, если есть на руках такие документы для совершения записи в реестре как договор, правовой акт или решение суда. Также при отпадении необходимости обременения земли можно произвести снятие сервитута также в Росреестре.

Надеемся, что данный материал был вам полезен и вы теперь знаете подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации.

Договор или соглашение об установлении сервитута составляется не менее чем в трех экземплярах. Все экземпляры представляются на государственную регистрацию. Если сервитут устанавливается на основании судебного решения, то необходимо представить две копии судебного акта, заверенные подписью судьи и скрепленные гербовой печатью суда, а также с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу. Для государственной регистрации сервитута достаточно подачи заявления от одного субъекта (собственника или лица, в чью пользу регистрируется обременение). В последнем случае, как предписывает Закон, необходимо наличие соглашения о сервитуте. В зависимости от того, кто обращается с заявлением, в ЕГРП, соответственно, вносится запись об обременении права или о сервитуте как вещном праве. Согласно п.

Регистрация сервитута

РФ. Установленный сервитут должен соответствовать этому перечню, а также существовать реально (например, установление права ограниченного пользования трубопроводом или газопроводом, проходящим через тот или иной земельный участок). В случае строительства, реконструкции или капитального ремонта сооружений, устройств и других объектов, проводящих к значительным ограничениям в пользовании земельными участками, последние изымаются у землепользователей и представляются, например, в постоянное (бессрочное) пользование — для размещения объектов стационарного назначения (например, опор линий электропередачи, запорных арматур для трубопроводов и т.д.); — во временное пользование — для прокладки подземных или надземных линий коммуникаций (например, земельные участки вдоль всей длины трассы прокладки подземного кабеля, трубопровода либо подвески проводов воздушных линий и т.д.).

Особенности государственной регистрации сервитута

Внимание

При наличии указанных условий установление сервитута в отношении части такого земельного участка допускается без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка межевого плана, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории (п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ). Управление Росреестра по Алтайскому краю обращает внимание, что для применения этих правил требуется отражение сторонами данных положений в соглашении об установлении сервитута.

Статья 27. государственная регистрация сервитутов

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Регистрация сервитута

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация сервитута (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Регистрация сервитута Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ(ред. от 28.02.2018)»О государственной регистрации недвижимости» Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред.
от 29.12.2017) 3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
С заявлением о государственной регистрации сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также вправе обратиться лицо, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды на срок более чем один год. (в ред.Сделки, не подлежащие регистрации, и сделки, требующие нотариального удостоверения Например, обязательной государственной регистрации подлежат договоры купли-продажи жилых помещений, дарения недвижимости, аренды недвижимости, заключенные на срок более одного года. Если в соответствии с законом сделка подлежит государственной регистрации, то она считается заключенной и вступает в силу только с момента государственной регистрации.

Требует ли сервитут обязательной регистрации?

Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон (лица, чьи права обременяются, и лица, в пользу которого устанавливалось обременение) о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения. Если сервитут был срочным и стороны решили отказаться от сервитута досрочно, то кроме совместного заявления необходимо представить дополнительное соглашение о прекращении сервитута. 2. В случае если сервитут распространяется на часть земельного участка, то необходимо представить на государственную регистрацию кадастровый паспорт уже с выделенной частью сервитута.
Таким образом, заинтересованное лицо сначала обращается в ФГБУ “Кадастровая палата” за кадастровым паспортом и представляет соответствующее основание для установления сервитута.
З емельный сервитут, порядок его установления Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.Государственная регистрация договора об установлении земельного сервитута В соответствии с Законом регистрация договоров об установлении земельного сервитуту осуществляется в составе Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их ограничений (дальше – Государственный реестр прав). По закону администратором Государственного реестра прав является Центр ДЗК.

Подлежит ли регистрации сервитут на срок менее года

Сервитут устанавливается по соглашению между субъектом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца обременяемого участка.
И это обременение не лишает собственника участка прав собственности на него. Основания возникновения публичных и частных сервитутов Публичный сервитут может быть установлен органами государственной власти РФ, или органами местного самоуправления в соответствии с нормативно правовыми актами органов государственной власти.

При заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка на срок до 12 месяцев и несоблюдении государственной регистрации указанного соглашения, какие возникают правовые последствия, будет ли соглашение действительным и применяются ли к форме соглашения о сервитуте положения о договоре аренды на срок до 12 месяцев, которое не подлежит государственной регистрации. номер вопроса №2249889 прочитан 1460 раз Срочная консультация юриста8 800 505-91-11 бесплатно

  • Любые сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с п.9 ст.23 Земельного кодекса РФ. Продолжить диалог Оплатить ответ Адвокат Агапова Татьяна Владимировна, адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края. Телефон для записи на очную платную косультацию 8-918-443-75-97.

    Спасибо за ответ!

  • В настоящее время на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 1997 г.
  • иные документы, требуемые для регистрации.

Для юридических лиц Как осуществляется государственная регистрация сервитута для юридических лиц? Для юридических лиц, имеющих отношение к сервитуту, список необходимых к подаче документов аналогичен списку для физических лиц, плюс к нему также добавляются:

Точный список всех необходимых для предоставления документов, для каждого конкретного случая с учётом возможных особенностей будет разным и регулируется на основе ПП РФ от 18.02.1998г. № 219. Выступить в качестве заявителя и предоставить документы может как сам владелец земли, так и другие лица, участвующие в оформлении сервитута.
В документах об установлении сервитута указывается его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого определен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он вводится (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены сторонами. Государственная регистрация сервитутов проводится в Реестре на основании заявления органа государственной власти РФ, или органа местного самоуправления (в случае установления сервитута в публичных интересах) либо правообладателя земельного участка и (или) лица, в пользу которого данный сервитут установлен, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Для того чтобы на земельный участок было наложено соответствующее обременение, должна быть осуществлена регистрация сервитута. Без этой процедуры все необходимые сведения не будут внесены в реестр, а значит, что вторая сторона не имеет права эксплуатировать земельный надел.

Что собой представляет сервитут

Сервитут – это одна из разновидностей обременения земельного участка, подразумевающее ограничение прав собственника. Исходя из того, кто является заинтересованным лицом, выделяют публичный и частный сервитут. Публичный сервитут необходим, если сделка заключается между владельцем и государством. Во втором случае сторонами сделки выступают частные лица.

Его наличие редко мешает владельцам распоряжаться своим имуществом, в том числе дарить, продавать или завещать его. Обременение участка переходит новому хозяину вместе с правом собственности. Но далеко не всем нравится тот факт, что его землей будут пользоваться посторонние люди. Поэтому сервитут редко бывает безвозмездным. Если же обременение подразумевает серьезное ограничение прав собственника, то он может настоять на выкупе участка заинтересованной стороной.

У владельца могут появиться проблемы с распоряжением участка в следующих случаях:

  1. Если на основании публичного сервитута землей пользуется много людей. К примеру, через надел проходит тропинка. Снять такое обременение затруднительно.
  2. На участке находится чужое имущество. Тогда у владельца земли появляются определенные ограничения, не позволяющие распоряжаться недвижимостью в полной мере. Например, строительство на земле с чужим объектом недвижимости проводить запрещено.
  3. Что касается продажи такого участка, то никаких препятствий с юридической точки зрения у собственника нет. Но для земли с обременением тяжело найти покупателя, к тому же его наличие может повлиять на стоимость имущества.

Государство в лице муниципальных органов может потребовать установление обременения по следующим причинам:

  1. Проведение инженерных коммуникаций или ремонтных работ.
  2. Дренирование участка.
  3. Использование земли для рыболовства или охоты.
  4. Проведение различных исследований.

Читайте также Оформление земельного пая в собственность по наследству

То есть, у муниципалитета должен быть серьезный повод, подтверждающий, что без обременения не обойтись. Частный сервитут нередко устанавливается, если третьему лицу требуется проезд по участку, проведение канализации или линии электропередач, и т. д.

Важно: процедура оформления обременения для государства и частного лица отличаются друг от друга. Но обе сделки должны пройти государственную регистрацию.

Как установить сервитут

Процедура установления государственного сервитута происходит следующим образом:

  1. Государство в лице местных органов принимает решение об использовании конкретного земельного участка. Затем о нем сообщают собственнику.
  2. Если собственник согласен, то следующий этап – публичное слушание.
  3. Затем осуществляется государственная регистрация сервитута.

Если же установление обременения на земельный надел необходимо частному лицу, например, соседу, то он должен отправить собственнику уведомление. Это необходимый для процедуры документ, в котором обязательно указываются все данные об участке и цель сервитута. Если владелец земли согласен на временное или постоянное обременение своих прав, стороны составляют соглашение. На основании этого документа обязанный хозяин должен предоставить землю второй стороне.

В случае, когда хозяин отказывается предоставлять землю для нужд третьей стороны, конфликт можно решить в суде. Но следует знать, что даже суд не может заставить собственника дать согласие на установление ограничения, если на это нет веских оснований.

Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) - это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут всегда привязан к определенному объекту недвижимости (зданию, сооружению, земельному участку). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога. Сервитут не может быть передан лицам, не являющимися собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок с сервитутом (ст. 275 ГК РФ) обязательства по обременению перейдут новому владельцу.

Требовать установления сервитута можно от федеральных, региональных и муниципальных властей в зависимости от того, кто из них является собственником участка, но не от арендаторов земли. Если собственником недвижимости является физическое или юридическое лицо, то по вопросу установления обременения необходимо обратиться к нему. Когда мирное урегулирование конфликта невозможно, вопрос решается в судебном порядке.

По времени действия сервитут может быть срочным и постоянным. Выделяют сервитут частный и публичный.

Частный сервитут

Частный сервитут может быть установлен на основании соглашения или договора о сервитуте. Документ оформляется в простой письменной форме. Он содержит:

  • информацию и сторонах соглашения;
  • сведения об участке, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • цели и задачи наложения обременения;
  • границы сервитута (четко определенное место на участке);
  • величина платы за пользование участком, а также порядок ее внесения;
  • прочие условия.

Собственник участка, имеющего обременение, вправе потребовать соразмерной платы. Величина вознаграждения устанавливается по соглашению либо на основании решения суда.

В соответствии с данным видом обременения собственника земельного участка суд может обязать обеспечить:

  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Публичный сервитут

Основания его возникновения - законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.

Цели установления публичного сервитута:

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного - платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Регистрация сервитута (частного и публичного)

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.

Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.

Прекращение сервитута

Основания прекращения сервитута:

  • по причине прекращения существования оснований, которые были причиной установления сервитута (ст. 276 ГК РФ);
  • в суде доказана невозможность целевого использования участка именно по причине установленного обременения (ст. 276 ГК РФ). Собственник участка вправе потребовать, чтобы орган государственной власти или местного самоуправления, установивший сервитут, выкупил его, компенсировал понесенные убытки либо предоставил другой равноценный участок земли;
  • физическое уничтожение участка;
  • изъятие земли из гражданского оборота;
  • в случае если собственник участка, обремененного сервитутом, становится владельцем данного сервитута;
  • прекращение действия нормативного акта, установившего сервитут.

Судебная практика: отказ в установлении сервитута

Важно правильно составить исковое заявление в судебные органы об установлении сервитута.

Например, собственник участка земли, по которому проходит ЛЭП, обратился в суд с иском к владельцу коммуникаций о понуждении к заключению договора сервитута.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал, что имеется ограничение на пользование земельным участком и требование истца об установлении платы законно.

В иске было отказано: в законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых можно обязать ответчика подписать подобное соглашение.

Собственнику участка нужно обратиться в суд об устранении препятствий в пользовании участком. Тогда владелец ЛЭП будет вынужден заключить соглашение о сервитуте.

Подавая исковое заявление об установлении сервитута нужно предоставить достаточно веские доказательства того, что наложение обременения действительно необходимо. ФАС Волго-Вятского округа отказал истцу в следующей ситуации: требовалось обеспечить проезд к промышленному зданию. Рядом с постройкой в пределах участка истца имелся пустырь. Истец требовал обеспечить проезд через соседний участок, но не было доказано, что:

  • перемещение через пустырь невозможно;
  • проезд возможен только через соседний участок, так как другие пути отсутствуют;
  • участок ответчика оборудован транспортной инфраструктурой;
  • движение автотранспорта по территории ответчика будет безопасно для находящихся там людей.