Принцип административного права являются научность. Принципы административного права - фондовые лекции по административному праву

Право - это универсальный регулятор общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. С его помощью можно не только контролировать, но и умело управлять. Этот факт был раскрыт достаточно давно, когда ещё как такового права не существовало. Ведь использовать для управления исключительно насилие крайне невыгодно, потому что люди в конечном итоге привыкнут к нему и перестанут подчиняться. Гораздо грамотнее использовать мирные методы с расчётом на человеческий интеллект.

Как мы знаем, основной в любом государстве является власть его высших органов. Раньше не существовало отрасли права, которая бы регулировала деятельность этих органов. Но со временем стало понятно, что государственная власть, или же аппарат управления, - это совершенно иная сфера человеческой жизнедеятельности, которая требует отдельного правового обрамления.

Чтобы создать хотя бы какой-то юридический регулятор, решили организовать такую отрасль, как административное право. Если ещё в середине XX века теоретиков в области административного права рассматривали как писателей-утопистов, то сегодня эту сферу изучают практически во всех юридических вузах Российской Федерации. В статье мы попытаемся разобраться в функциях и принципах административной отрасли права.

Понятие административного права

На сегодняшний день функции и принципы административного права широко известны, а их существование не нужно доказывать. Однако несколько лет тому назад вопрос существования «аппаратного» права вызывал массу споров. Тем не менее административное право действительно существует. Если обратиться к теоретикам этой отрасли, то они дают трактовку понятия. Согласно их научным изысканиям, административное право - это отрасль или же система правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера государственных органов и их должностных лиц, в вопросах осуществления ими исполнительной власти.

Если говорить простым языком, то административное право - это регулятор исполнительной власти и деятельности лиц, которые её фактически реализуют. В свою очередь, функции и принципы административного права полностью основаны на предмете отраслевого регулирования.

Наука административного права

Представленная в статье отрасль фактически бы не существовала, если бы не теоретическая работа учёных в этой сфере. Любая правовая отрасль дополняется наукой. Административное право не является исключение в данном вопросе. Отраслевая наука является системой идей и принципов, представлений о законах и источниках правовой отрасли. При помощи науки осуществляются реформирование, дополнение и улучшение административного права. Эта составляющая часть отрасли также имеет свою структуру, одним из важнейших элементов которой является история отрасли. Принципы административного права также появились именно из науки, но об этом пойдёт речь далее в статье.

История отрасли

Как уже было отмечено ранее, административное право как отдельная отрасль существовало не всегда. В дореволюционной России эта институция жила в таких сферах, как медицинское, таможенное, образовательное право. Однако истинным прародителемсчитается полицейское право России, потому что данная отрасль ближе всего относится к аппаратному управлению. Проблема состояла в том, что полицейское право обеспечивало правопорядок и народное благосостояние. Но с учётом развития управленческих отношений в СССР после 1917 года появилась потребность в универсальном регуляторе. Таковым впоследствии стало административное право. Следует отметить, что полицейская отрасль не исчезла бесследно. Большое количество методов и задач перешло в административное право.

Правоотношения, регулируемые административным правом

Учитывая специфику представленной в статье отрасли, правоотношения, регулируемые ею, также будут иметь свои характерные особенности. Как правило, это отношения в сфере внутреннего и внешнего управления. При этом процедура их регулирования может осуществляться как внутри ведомств, так и по отношению к обычным гражданам, если они каким-либо образом участвуют в управленческих отношениях.

Классификация административных правоотношений

Весь массив правоотношений, регулируемых административным правом, можно классифицировать по нескольким основным критериям, а именно:

  1. По своему характеру: материальные и процессуальные.
  2. По соотношению прав субъектов правоотношений: подчинительные и равноправные.
  3. В зависимости от характера юридических фактов: правомерные и неправомерные.

Принципы административного права

Любая система правовых норм, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, имеет свою методологическую базу, функции. Принципами административного права являются основополагающие идеи, исходные положения, в которых проявляется сама его сущность. На их основе фактически происходит становление и развитие отрасли. Принципы административного права во многом помогают разобраться в его предмете и функциях, которые все ещё вызывают споры среди многих специалистов. Нужно отметить тот факт, что исходные положения отрасли отличаются от научных. Принципы науки административного права- это рамки изучения предмета, а отраслевые принципы позволяют говорить о реальном влиянии данной сферы на общественные отношения.

Принципы и источники административного права

Следует отметить тот факт, что многие исходные положения отрасли существуют в её источниках. Более того, многие учёные не производили громких открытий в процессе их поиска. Они всего лишь проанализировали действующее законодательство и выделили ключевые идеи. На сегодняшний день многие новые принципы административного права РФ открываются таким же образом.

Перечень принципов

Существует множество ключевых идей управленческой отрасли, однако все же можно выделить основные принципы административного права. К ним относятся следующие:


Представленная система принципов административного праваможет дополняться в процессе эволюции общественных отношений в сфере аппаратного управления государством.

Схожесть административных принципов и принципов иных отраслей

Многие учёные выдвигают теории о том, что некоторые задачи и принципы административного права взяты из других отраслей. Этот негативный фактор свидетельствует о том, что фактически административное право не имеет предмета. Подобное утверждение является ошибочным. Административное право действительно схоже с некоторыми иными отраслями, например, с конституционным правом. Однако конституционная отрасль закрепляет на высшем уровне принципы деятельности высших органов государственной власти. В то же время административным правом разрабатывается механизм их непосредственной деятельности. Таким образом, нельзя отрицать существование отдельного предмета административного права.

Функции административного права

Итак, мы выяснили, что принципами административного права являются ключевые идеи данной отрасли. Однако административное право имеет также собственные функции. Именно на основе их анализа можно охарактеризовать принципы государственного управления. Административное право осуществляет ряд следующих функций, а именно:

  • Правоисполнительная функция (административное право является юридической формой осуществления исполнительной власти).
  • Правотворческая.
  • Функция организационная.
  • Правоохранительная.
  • Координационная.

Благодаря представленным функциям предмет административного права реализуется в полной мере. Следует отметить, что каждая из них отвечает конкретной задаче, которая стоит перед административным правом. Например, координация производится для профилактики в сфере общего управления. Она, как правило, осуществляется исполнительными органами по отношению к обычным гражданам. При этом суть координационной функции также доказывает непосредственное взаимодействие всех субъектов административных правоотношений.

Следует отметить, что абсолютно все указанные функции осуществляются на основе представленных выше принципов. По сути, без ключевых идей административное право не работало бы. Наибольшее значение имеют принципы, которые закреплены в основном нормативном акте Российской Федерации - Конституции.

Заключение

Таким образом, мы попытались раскрыть суть такой отрасли, как административное право. Понятие, принципы, функции этой системы правовых норм также были представлены в статье. В заключение нужно отметить, что данная отрасль является относительно молодой по сравнению с иными системами правовых норм. Поэтому она требует не только теоретического осмысления в научной среде, но и значительного количества доработок, ведь предмет административного права действительно является важной частью человеческой и государственной жизнедеятельности. Надеемся, в будущем существование административного права не будет ставиться под вопрос, а механизм его реализации наконец-то приобретёт упорядоченный вид.

  • § 3. Система административного права
  • Глава 5. Административно-правовые отношения § 1. Понятие и особенности административного правоотношения
  • § 2. Виды административно-правовых отношений
  • § 3. Структура административного правоотношения
  • § 4. Юридические факты в административном праве
  • § 3. Систематизация административного права
  • Раздел 2. Субъекты административного права Глава 7. Понятие и виды субъектов административного права § 1. Понятие субъекта административного права
  • § 2. Виды субъектов административного права
  • Глава 8. Граждане как субъекты административного права § 1. Понятие и содержание административно-правового статусафизических лиц
  • § 2. Основные административные права и обязанности граждан
  • § 3. Особенности административно-правового статусаиностранных граждан
  • Глава 9. Организации как субъекты административного права § 1. Понятие и содержание административно-правовогостатуса организаций
  • § 2. Отдельные виды организаций и особенностиих административно-правового статуса
  • § 3. Государственная регистрация юридических лиц
  • § 4. Лицензирование отдельных видов деятельности
  • Глава 10. Органы публичной администрации § 1. Понятие и основы административно-правового статуса органовисполнительной власти
  • § 2. Виды органов исполнительной власти
  • § 3. Роль Президента рф в сфере исполнительной власти
  • § 4. Правительство Российской Федерации
  • § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • § 7. Иные органы публичной администрации
  • Глава 11. Публичная служба § 1. Понятие, содержание и виды публичной службы
  • § 2. Государственная служба: понятие, виды и система
  • § 3. Принципы государственной службы
  • § 4. Должности государственной службы
  • § 5. Понятие, виды и правовой статус государственных служащих
  • § 6. Прохождение государственной службы
  • Раздел 3. Административная деятельность Глава 12. Формы государственного управления § 1. Понятие формы государственного управления
  • § 2. Виды форм государственного управления
  • § 3. Акты государственного управления
  • § 4. Административные договоры
  • Глава 13. Методы государственного управления § 1. Понятие и виды методов государственного управления
  • § 2. Убеждение в административном праве
  • § 3. Административное принуждение и его виды
  • Глава 14. Обеспечение законности в государственном управлении § 1. Сущность законности и способы ее обеспечения в управлении
  • § 2. Государственный контроль
  • § 3. Государственный надзор
  • § 4. Роль судов в обеспечении законности в управлении
  • Глава 15. Административно-правовые режимы § 1. Административно-правовой режим военного положения
  • § 2. Административно-правовой режим чрезвычайного положения
  • Раздел 4. Административный процесс Глава 16. Общие положения административного процесса § 1. Понятие и принципы административного процесса
  • § 2. Структура административного процесса
  • Глава 17. Административно-процедурный процесс § 1. Понятие и виды административно-процедурного процесса
  • § 2. Отдельные виды процедурных производств
  • Глава 18. Административно-юрисдикционный процесс § 1. Понятие административно-юридсикционного процесса
  • § 2. Виды административно-юридсикционных производств
  • Раздел 5. Ответственность по административному праву Глава 19. Административная ответственностьи административное наказание § 1. Понятие и признаки административной ответственности
  • § 2. Принципы административной ответственности
  • § 3. Административное правонарушение
  • § 4. Административные наказания и правила их назначения
  • Глава 20. Производство по делам об административных правонарушениях § 1. Понятие и общие правила производства по делуоб административном правонарушении
  • § 2. Участники производства по делам об административныхправонарушениях
  • § 3. Доказательства по делу об административном правонарушении
  • § 4. Стадии производства по делу об административном правонарушении
  • Особенная часть
  • Раздел 6. Государственное управлениев административно-политической сфере
  • Глава 21. Государственное управление в области обороны
  • § 1. Оборона как отрасль государственного управления
  • § 2. Военная доктрина Российской Федерации
  • § 3. Организация управления в области обороны
  • § 4. Военная организация Российского государства
  • Глава 22. Государственное управление в области безопасности § 1. Безопасность как отрасль государственного управления
  • § 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
  • § 3. Организация управления в области безопасности
  • Глава 23. Государственное управление в области внутренних дел § 1. Внутренние дела как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области внутренних дел
  • § 3. Внутренние войска мвд России
  • Глава 24. Государственное управление в области юстиции § 1. Юстиция как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области юстиции
  • Глава 25. Государственное управление в области иностранных дел § 1. Иностранные дела как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области иностранных дел
  • § 2. Организация управления в области природных ресурсов
  • Глава 27. Государственное управление в области промышленностии энергетики § 1. Промышленность и энергетика как отрасль управления
  • § 2. Организация управления промышленностью и энергетикой
  • Глава 28. Государственное управление в области сельского хозяйства § 1. Сельское хозяйство как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области сельского хозяйства
  • Глава 29. Государственное управление в области транспорта § 1. Транспорт как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области транспорта
  • Глава 30. Государственное управление в области информационныхтехнологий и связи § 1. Информационные технологии и связь как отрасльгосударственного управления
  • § 2. Организация управления в области информационныхтехнологий и связи
  • Глава 31. Государственное управление в области финансов § 1. Финансы как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области финансов
  • § 2. Организация управления в области здравоохраненияи социального развития
  • Глава 33. Государственное управление в области культурыи массовых коммуникаций § 1. Культура и массовые коммуникации как отрасльгосударственного управления
  • § 2. Организация управления в области культурыи массовых коммуникаций
  • Глава 34. Государственное управление в области образования и науки § 1. Образование и наука как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области образования и науки
  • Раздел 9. Межотраслевое государственное управление Глава 35. Государственное управление в области тарифов § 1. Регулирование тарифов как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области тарифов
  • Глава 36. Государственное управление в области статистики § 1. Статистика как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области статистики
  • Глава 37. Государственное управление в области экономическогоразвития и торговли § 1. Экономическое развитие и торговля как отрасльгосударственного управления
  • § 2. Организация управления в области экономического развитияи торговли
  • Глава 38. Государственное управление в области защиты конкуренции § 1. Защита конкуренции как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления в области защиты конкуренции
  • Глава 39. Государственное управление таможенным делом § 1. Таможенное дело как отрасль государственного управления
  • § 2. Организация управления таможенным делом
  • § 4. Принципы административного права

    В науке административного права вопросу принципов отрасли уделяется незаслуженно мало внимания. Теоретические рассуждения на данную тему можно обнаружить далеко не во всех монографических и учебных работах современных ученых. В связи с этим нет единого подхода к перечню таких принципов.

    Например, Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти: принцип приоритета личности и ее интересов, принцип разделения властей, принцип федерализма, принцип законности, принцип гласности, принцип ответственности. *(37) При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет.

    Французский ученый Г. Брэбан представляет систему принципов административного права совсем иначе, в виде совокупности ключевых прерогатив и обязанностей государственной администрации. К числу первых он относил полномочия (такие, как право принятия решения обязательного для исполнения и право на принуждение) и меры защиты государственной администрации (правовой защиты государственных служащий и имущества администрации). К числу же обязанностей государственной администрации Г. Брэбан относит соблюдение принципа законности в деятельности органов администрации, принципа ответственности администрации и принципа юрисдикционного контроля *(38) .

    Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие: иерархичность построения субъектов и их отношений, подзаконность деятельности, функционально-специализированный характер деятельности, участие граждан и их объединений в государственном управлении, осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими. *(39)

    Некоторые специалисты, как, например, профессор Ю.Н. Старилов, предлагают более развернутую систему принципов административного права, основанную на выделении двух категорий принципов: конституционных и организационно-функциональных, что, безусловно, продвигает теорию принципов административного права вперед на пути к формированию полноценного перечня принципов отрасли. Если конституционные (политико-юридические) обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах, то организационно-функциональные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. При этом Ю.Н. Старилов предполагает выделение также двух взаимосвязанных групп принципов в системе отрасли: общие принципы, присущие всему административному праву в целом, и институциональные принципы, характерные для того или иного института отрасли *(40) .

    Под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающий идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.

    Освещение принципов административного права позволит более четко представить себе, на основе каких постулатов законодатель и правоприменитель осуществляют создание и реализацию норм административного права, какие "аксиомы" заложены (должны быть заложены) в их головах в качестве априорных положений, предполагаемых изначально и не требующих дополнительного подтверждения.

    Теоретическое и, возможно, законодательное закрепление принципов административного права определит отправные моменты для организации и функционирования всей системы государственного управления, в том числе для формирования государственных органов, осуществления деятельности государственных служащих в рамках задач и функций, возложенных на эти органы, а также обусловит нормативно обусловленную направленность регулирования административно-правовых отношений правом, предопределит тенденции развития административного законодательства в целом.

    Согласно определению Ю.Н. Старилова, "принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий" *(41) .

    Следует отметить, что как бы многословно мы не определяли понятие принципов административного права, переоценить значение этого феномена трудно. Принципы современного административного права находят отражение во множестве нормативно-правовых источников. Основным из них закономерно является Конституция РФ. Хотя Основной закон нашей страны и не закрепляет понятия государственного управления, он, тем не менее, уделяет достаточно внимания вопросам функционирования исполнительной власти и общим принципам взаимоотношений государства и гражданина.

    Однако, кроме Конституции РФ, принципы закрепляются в огромном числе нормативно-правовых актов, как правило, законодательного уровня. Это те принципы, на основе которых сформированы отдельные институты в структуре отрасли. Отдельные нормы посвящены принципам в таких законах, как: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании валютном контроле", Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и т.д.

    Принципы отдельных административно-правовых институтов, закрепленные в данных актах, не отражают всей совокупности принципов административного права и зачастую имеют исключительно прикладной характер по отношению к группе отношений, урегулированных нормами данного правового института, однако, все они вытекают из общих положений, определяемых как принципы отрасли.

    Итак, в системе административного права выделяются такие положения, которые применимы ко всем отношениям, урегулированным нормами данной отрасли, и всегда учитываются в деятельности органов государственного управления при применении норм административного права. Охарактеризуем их, разделив на две группы.

    А. Общие принципы административного права. Данная группа принципов не является в собственном смысле слова группой конституционных принципов, потому что не все из них нашли непосредственное отражение в Конституции РФ. Более того, перечень конституционных принципов был бы гораздо солиднее, поскольку каждое положение основного закона суть принцип правовой системы. Определяя нижеприведенные принципы как общие, мы имеем в виду то, что они распространяются свое действие на всю совокупность отношений, возникающих в сфере административного права.

    Принцип законности. Это центральный принцип всей системы права Российской Федерации. Его сущность может быть определена, как "связанность администрации законом" *(42) . Конституция РФ закрепляет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это подразумевает, в частности, и то, что все нормы административного права должны соответствовать положениям Основного закона страны. Кроме того, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. То же относится и к международным договорам Российской Федерации, являющимся частью ее правовой системы.

    Таким образом, в Конституции напрямую закреплен принцип, согласно которому субъекты государственного управления обязаны действовать четко в соответствии с законом. Так, нормотворчество Правительства РФ обусловлено принципом законности: Правительство РФ согласно ст. 115 Конституции РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

    Принципы административного права - основополагающие руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

    Задачи этих принципов:

    1. Определять юридическую природу административного права.

    2. Являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права.

    3. Выступают важным средством для правоприменителя при ликвидации пробелов в административном правею

    Необходимо отметить, что в литературе нет единого подхода к перечню таких принципов.

    Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, «подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти:

    Принцип приоритета личности и ее интересов,

    Принцип разделения властей,

    Принцип федерализма,

    Принцип законности,

    Принцип гласности,

    Принцип ответственности.

    При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет». 1

    Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие:

    Иерархичность построения субъектов и их отношений,

    Подзаконность деятельностиАлехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации-М.,2003 128

    Функционально-специализированный характер деятельности,

    Участие граждан и их объединений в государственном управлении,

    Осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими».

    Можно выделить следующие виды принципов :

    1. Приоритет личности, ее прав и свобод - вся деятельность органов государственного управления опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом в системе административного права преобладают охранительные нормы, призванные оградить эти самые права и свободы от нарушения. Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие).



    2. Разделения властей - означает, что исполнительная власть отделена от законодательной и судебной и не имеет права вмешиваться в деятельность органов и представителей этих ветвей государственной власти. С другой стороны, исполнительная власть самостоятельна и защищена от вмешательства извне.

    3. Единство системы исполнительной власти в РФ - Согласно ст. 77 Конституции РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ.

    4. Гласность работы органов исполнительной власти - включает в себя

    · публичную отчетность о своей деятельности всех государственных органов и должностных лиц;

    · право граждан на участие в управлении делами государства;

    · равный доступ к государственной службе.

    5. Юридическая ответственность всех должностных лиц, которые принимают управленческие решения - означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм. «Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний».

    6. Демократизм государственного управления - означает, во-первых, что некоторые государственные органы и должностные лица должны назначаться на должность с учетом мнения населения РФ, а во-вторых, что каждый гражданин вправе участвовать в осуществлении государственного управления.

    7. Законность - исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству.

    8. Федерализм - проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также в установлении совместного предмета ведения. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют.

    9. Гуманизм - приоритет общественных ценностей при осуществлении государственного управления и привлечения к ответственности за их нарушение.

    10. Справедливость - предполагает учет различных обстоятельств, связанных с личностью, с общественной значимостью тех управленческих процессов, которые регулируются субъектами управления.

    Принципы – основополагающие положения деятельности в рамках административного права. Данная отрасль права имеет повсеместное распространение в повседневной жизни и охватывает огромный круг общественных отношений. Основным источником административного права выступает кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). КоАП РФ выступает в качестве федерального закона, как нормативно-правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере административного законодательства. Рассмотрим кратко основные принципы.

    К основным относятся

    • Принцип законности . Основополагающий принцип, администрирования общественных отношений. Все участники данных правоотношений независимо от их роли (государственные органы власти, нарушители правопорядка, надзорные и контролирующие органы) должны в неукоснительном порядке соблюдать нормы законодательства, прежде всего федерального, что позволит соблюсти принцип законности и не нарушить права субъектов данных правоотношений;
    • Презумпции невиновности . Это общеотраслевой принцип отечественного законодательства, применяемы во многих сферах права. Смысл его заключается в невиновности лица и неприменении в отношении него административной ответственности до момента подтверждения его вины. Лицо – субъект административных отношений, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и не вынесено решение компетентного органа (суда, должностного лица, органа государственной власти). Основополагающим моментом данного принципа является отсутствие обязанности у привлекаемого к ответственности лица доказывать свою невиновность, а также в трактовке всех сомнений в пользу обвиняемого;
    • Приоритетности интересов личности . Конституционный принцип, распространяющий свое влияние и на административное право. Государственные органы согласно данному постулату гарантируют в своей деятельности в первую очередь руководствоваться интересами личности во благо общества. При административном производстве органы должны руководствоваться не только совершенным правонарушением, но и вопросом соблюдения основных прав и свобод гражданина, гарантированных Конституцией РФ;
    • Законности при применении мер административного воздействия . Зачастую в практической правоприменительной деятельности возникают нарушения со стороны органов государственной власти норм административного права (превышение должностных полномочий, неправильное толкование норм законодательства, противоправные действия по отношению к субъектам правоотношений). В административном законодательстве предусмотрены механизмы привлечения обвиняемого к ответственности без нарушения его прав и свобод. Согласно КоАП РФ привлечение лица к ответственности осуществляется без превышения полномочий органов государственной власти, а применение процедур воздействия не должно нарушать основных свобод, закрепленных законодательством в отношении привлекаемого к ответственности лица;
    • Разделения властей . Еще один конституционный принцип, применяемый в области административных правоотношений. Ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) в образцовом правовом государстве должны быть независимы друг от друга и осуществлять свою деятельность без какого-либо давления со стороны. В случае административной деятельности органы власти осуществляют свою деятельность, руководствуясь, прежде всего законодательством и не должны оказывать на другие ветви власти никакого давления, что позволит объективно осуществлять выявление нарушений, вынесение решений судами, осуществлять законотворческую деятельность в данной области;
    • Гласности, предполагает вступление в силу судебных решений, постановлений надзорных органов, приказов должностных лиц, то есть актов, имеющих административную составляющую с момента их оглашения, опубликования. При этом деятельность органов, осуществляющих деятельность в рамках административного права не должна являться закрытой от общественности. Все решения, имеющие административную составляющую, могут быть преданы огласке, с согласия субъектов правоотношений. Это неотъемлемый общеотраслевой принцип права, позволяющий обществу осуществлять контроль за деятельностью надзорных и проверяющих органов, а данным госструктурам этот принцип не позволяет принимать неправомерных решений без общественной огласки;
    • Ответственности сторон . Нормы законодательства должны соблюдаться всеми сторонами правоотношения, иначе нарушитель будет подвергнут санкциям. Это относится не только к гражданам, организациям и предприятиям, но также и к государственным органам надзора и контроля и их должностным лицам. В случае несоблюдения норма законодательства нарушителя ждет определенная мера наказания. Данный принцип гарантирует соблюдение сторонами законодательства и установленного порядка деятельности при осуществлении своих полномочий со стороны государственных органов и субъектов права;
    • Разумности и достаточности . Одним из основных законотворческих принципов в области администрирования. Данный принцип означает, что любые условия, положения или требования законодательства не должны противоречить здравому смыслу и быть достаточными для вынесения объективного решения (наложение административного штрафа должно быть соразмерно с совершенным правонарушением и соотносится со здравым смыслом – к примеру, штраф за вождение в нетрезвом виде составляет несколько десятков тысяч рублей, что соотносится с опасностью совершения ДТП и причинения более серьезного урона себе и другим лицам).

    Принципы административного права:

    Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;

    Принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РБ;

    Принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Республики Беларусь, должны соответствовать положениям Конституции РБ;

    Принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;

    Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности;

    Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают;

    Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.

    5 . Источники административного права.

    Источники (формы) административного права - это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. В практическом варианте имеются в виду нормативные акты.

    К числу источников административного права относятся:

    1. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями).

    2. Кодекс об административных правонарушениях РБ и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях РБ.

    3. Законы Республики Беларусь . Например: «О Совете Министров Респ. Беларусь», «О государственной службе в Респ. Беларусь» и т.п.

    4. Нормативные указы и декреты Президента Республики Беларусь (ст. 85 Конституции Республики Беларусь). Например, Указ Президента «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь и др.

    5. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь (например, постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о проведении конкурса на занятие государственной должности»).

    6. Нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Республики Беларусь, т.е. ведомственные нормативные акты . Например, Постановление Государственного пограничного комитета, Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций.

    7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 122 Конституции РБ).

    8. Локальные нормативные акты, т.е. акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

    Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях.

    Многие управленческие проблемы регламентированы также в кодификационных актах других отраслей права (например, в Водном, Воздушном, Таможенном кодексах Республики Беларусь).