Крепостное право. Ленобласть вводит крепостное право для пациентов

Фото с сайта spravki-v-moskve.ru

Паника

В последние недели в соцсетях активно обсуждается тема прикрепления к поликлиникам по месту жительства. Поводом стали появившиеся недавно плакаты городского фонда ОМС: «Бесплатная медицинская помощь - обязанность государства! Выбор поликлиники - твоя обязанность!» В самих поликлиниках тоже появились тревожные объявления от лаконичного: «Написать заявление о прикреплении до 1 декабря 2014 года» в филиале №2 детской поликлиники №32, до подробного, но не менее пугающего: «В связи с модернизацией системы здравоохранения ВАМ необходимо подтвердить свое прикрепление в системе ЕМИАС к ГКБ №71 (поликлиническое отделение) для получения медпомощи, в том числе и вызовов на дом. РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ обратиться в поликлинику по месту жительства в РЕГИСТРАТУРУ с целью заполнения заявления на прикрепление… Если Вы обращаетесь в поликлинику регулярно и сменили страховой полис, ВАМ необходимо проверить свое прикрепление… для дальнейшего оказания медпомощи. С уважением, администрация ГКБ №71».

Объявление в одной из московских поликлиник

Интернет заполнили рассказы об участковых терапевтах и педиатрах, которые настоятельно советуют немедленно прикрепиться к поликлинике. Якобы, если граждане этого не сделают, то с 1 января 2015 года далеко не всю медпомощь можно будет получить бесплатно. «В нашей поликлинике мне сказали, что необходимо переприкрепиться, даже если ты уже был прикреплен. Но на вопрос, что будет, если этого не сделать, внятно не ответили», -- жалуется одна из участниц форума. «Надо идти и писать заявление. Иначе в следующем году педиатр ребенка посмотрит, конечно, а вот за консультацию врача-специалиста или УЗИ придется платить», -- советует ей другая.

Корреспондент МедНовостей позвонил в регистратуры нескольких из упоминавшихся на форумах поликлиник, и там подтвердили, что прикрепляться к «своему» медучреждению надо. В частности, потому, что сейчас медицинские карты пациентов переводятся в электронный вид и создается база данных пациентов. Благодаря этому нововведению, записаться на прием к врачу можно будет по интернету. Кроме того, в поликлиниках сослались на Приказ Минздрава от 26 апреля 2012 года, который утверждает порядок выбора гражданином медицинской организации. Этот порядок дает право менять поликлинику один раз в год.

Только спокойствие

Никаких неприятных последствий для тех, кто до нового года этого выбора не сделает, быть не должно, обещают в городском департаменте здравоохранения. За «неопределившимися» сохраняется право «на получение бесплатной медицинской помощи в выбранной ранее медицинской организации». Никаких приказов о переприкреплении пациентов департамент не выпускал, но в поликлиниках идет упорядочение электронной базы пациентов. «В настоящее время проводится выверка достоверности и стабильности данных регистра застрахованных лиц, в связи с чем, гражданину предлагается написать (подтвердить) заявление о выборе медицинской организации», -- ответили МедНовостям в департаменте.

Логика чиновников такова: в следующем году поликлиники переходят на подушевое финансирование, при котором деньги из городского фонда ОМС выделяются ровно на то количество населения, которое за этой поликлиникой закреплено. За каждого прикрепленного пациента, вне зависимости от того, сколько раз он обратился и с какими проблемами, в поликлинику раз в год поступит фиксированная сумма денег. А чтобы в поликлиниках не было «мертвых душ», требуется документальное подтверждение существования пациентов.

Преимущества подушевого финансирования ранее объяснял заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников. «Один человек обходится Фонду ОМС в 9,5 тысяч рублей в год, вне зависимости от того, обращался он за медпомощью или нет, и не менее 4 тысяч рублей из этой суммы направляется в поликлинику, -- рассказывал заммэра на одной из встреч с журналистами. -- Главврач точно знает свой годовой бюджет, который определяется численностью прикрепленного населения. В среднем это около одного миллиарда рублей. А дальше он уже должен решать, как качественно обслуживать это прикрепленное население, чтобы его не терять, потому что вслед за недовольным человеком уйдет в другую поликлинику и финансирование».

Чтобы наверняка

Если пациент приходит за помощью в поликлинику, его не сложно прикрепить. Проблемы возникают, если он туда не обращается. Видимо, поэтому право граждан на выбор медорганизации и превратилось в «обязанность». С вопросом о том, какое отношение имеет переход на подушевое финансирование поликлиник к самим пациентам, МедНовости обратились в Московский городской фонд ОМС.

«Бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования складывается из количества застрахованных граждан и среднего подушевого норматива финансирования, так называемого «подушевика», -- объяснила советник директора Фонда Юлия Булавская. - Это значит, что пациент, прикрепляясь к поликлинике, доверяет ей свое здоровье и приносит свой «подушевик» из которого складывается, финансирование поликлиники. Куда пойдут деньги в конечном итоге, решает сам пациент».

По закону каждый пациент имеет право на выбор медорганизации, но при этом он должен проявлять сознательность и своевременно заявить о своем выборе, считают в Фонде ОМС. «Организация медпомощи в поликлиниках гражданам осуществляется по территориально-участковому принципу. Поликлиника несет ответственность за прикрепленное население. Люди меняют место жительства и не выполняют одну из немногих обязанностей - проинформировать свою страховую компанию об этом, считая, что это происходит само собой», -- говорит Булавская. Тем же, кто не собирается менять свою поликлинику, представитель Фонда посоветовала «закрепить свое законное право», написав соответствующее заявление при очередном посещении.

Прикрепление к конкретной поликлинике не является обязательным условием получения бесплатной медпомощи, подтвердила Булавская. «Но если вы не прикреплены к поликлинике, то в ней вы не сможете получить направление к специалисту. Вся запись на прием к врачу ведется в электронной форме исходя из списка прикрепленного населения» , -- уточнила представитель Фонда. Что касается жителей других регионов России, то, по ее словам, по полису ОМС медпомощь им «оказывается в полном объеме» (по данным Фонда, за первое полугодие 2014 года в медучреждения Москвы обратился один миллион россиян из других городов).

Крепостное право

Приписка граждан к медучреждениям по месту жительства превращает страховую медицину в «крепостническую», считает президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко . Сам по себе страховой принцип предполагает, что пациент может обратиться за помощью в любое медучреждение и к любому врачу, а страховая компания за это заплатит. И при этом не требуется законодательного закрепления права на выбор клиники.

По мнению системоаналитика, доцента МЭСИ Сергея Любкина, страхование и подушевое финансирование вообще взаимоисключающие понятия. «На такое финансирование раньше перешли школы, -- напоминает эксперт. -- Но там речь не идет ни о каком страховании - существует один тариф и одна образовательная услуга, которую получают все без исключения учащиеся. Фактический отказ от страховых принципов лишь подтверждает неоднократно высказываемое медиками мнение о бессмысленности фонда ОМС, вся роль которого свелась к финансовому посредничеству между медучреждениями и государством. С самого начала страховые компании никак не представляли и не защищали интересы пациентов, а теперь они вообще перестают оплачивать страховые случаи, по которым граждане обращаются в поликлиники».

Что делать

Оформить документальное прикрепление к поликлинике надо. Это позволит пациенту записываться на прием к врачу по интернету, а медучреждению получать за него «подушевик». Для внесения данных о пациенте в электронную базу требуются: паспорт, СНИЛС (информации о котором в поликлинике нет) и страховой полис ОМС (сейчас идет замена полисов, и в регистратуре могут быть устаревшие данные). Для детей - свидетельство о рождении и полис.

Но бежать в поликлинику прямо сейчас не обязательно. Оформить прикрепление можно в любое время, это автоматически сделают в регистратуре при очередном посещении. Надо только иметь в виду, что до тех пор, пока в поликлинике не заведена электронная карта, записаться на прием можно только явившись лично со всеми вышеперечисленными документами.

Поторопиться с прикреплением стоит в том случае, если вы хотите сменить поликлинику по месту жительства на другую. По действующему законодательству, пациент имеет право на выбор поликлиники один раз в год. Но если вы решите сделать это, например, в феврале, когда учреждению уже будет переведен его бюджет, учитывающий число зарегистрированных пациентов, то получить ваш «подушевик» будет уже сложнее (придется требовать его у той поликлиники, от которой вы открепляетесь). Формально, отказать в прикреплении нельзя и в этом случае, но в поликлинике могут найти какие-нибудь отговорки. Да и отношение будет соответствующее.

Переход на подушевое финансирование касается медучреждений всей страны. И в регионах, с разной степенью активности, идет процесс прикрепления к поликлиникам. В частности, в Подмосковье при обращении в регистратуру с пациентов требуют те же самые СНИЛС, паспорт и полис, данные которых заносятся в компьютер. Участковые терапевты и педиатры просят пациентов передать соседям и родственникам просьбу прийти в поликлинику и оформить электронную карту. А в некоторых городах области медсестры из поликлиник уже сами обходят свои участки и раздают людям анкеты для прикрепления.

Ирина Резник

Комментарии (28)

    14.11.2014 16:13

    Иван

    @Vladimir Ramenskii
    Согласен, деньги можно сразу перечислять в страховые компании.

    14.11.2014 16:16

    ИндиРа

    Ну, во-первых,СНИЛС есть в базе данных страховых компаний. так же, как и страховой полис. Место жительства является фактом прикрепления к поликлинике "по умолчанию". Вот если хочешь прикрепиться к "не своей" поликлинике - тогда другой вопрос.

    14.11.2014 20:07

    Смегул

    Вот и Юрьев день...

    14.11.2014 22:36

    Оно

    Заипали реформаторы!Что б им икалось до конца...

    15.11.2014 06:52

    ОСП

    В соседнем районе почти нет узких, больные едут в мою больничку. И если в этом году их посещения оплачивались, то с будущего года, при подушевом финансировании, денюжку получит сосед, а работать будем мы за так?

    15.11.2014 18:30

    Анна

    Воистину- крепостничество!(((((

    У меня сестра врач- гинеколог, живет и работает в Турции(Стамбул) там единая медицинская база данных на пациентов по всей стране! То есть если вы являетесь гражданином страны или имеете вид на жительство, то вы имеете госуд. мед страховку, дальше, где бы вы не жили на территории страны, вы можете обращаться просто по месту жительства в любую поликлинику, на вас заводится электронная карта и все, переехали в другой город?! Нет проблем, так же идете в любую гос поликлинику или частную, предъявляете свой паспорт, по мед базе тут же находят вашу электронную карту со всеми предыдущими записями врачей. Не надо никуда прикрепляться - вы есть в базе, и этого достаточно!
    Когда же в России такое будет, хотя б на уровне регионов?!(((((

    15.11.2014 23:04

    Иван

    @Анна
    В Германии тоже можно идти к частному врачу в любом городе, без разницы где человек живёт. Так же и стационар можно выбирать любой по всей стране. Деньги идут за пациентом, по этому все конкурируют.

    16.11.2014 07:57

    Врач А.С.

    Чего тут непонятного? В преддверии сокращений каждая поликлиника хочет знать,сколько в неё будет ходит народу и доказать свою нужность. Желание каждого учреждения и его администрации планировать свою работу. Пивняки и бани тоже бы так хотели,но нет возможности.

    16.11.2014 19:55

    Зачем

    Врач А.С. непонятно все!Зачем сокращать врачей,если поликлиника переполнена! Соединили две в одну,врачей не хватает,как узких специалистов так и терапевтов. Запись нужно ловить на 2 недели вперёд и ещё и не запишется!К неврологу вообще нет записи никогда,.Так зачем вся эта свистопляска,кому она нужна и выгодна?

    16.11.2014 21:08

    Елена 2

    Да, свистопляска, та ещё, с поликлиниками..., банально "воруют" друг у друга пациентов из-за этого подушевого финансирования. Поэтому "гвоздь" программы - прикрепление.

    19.11.2014 17:48

    Врач А.С.

    16.11.2014 19:55
    Зачем - что Вам непонятно то?. И себе чуть премию за это. Деньги,знаете такие?

    20.11.2014 09:35

    Рина

    О, да... Экономить у нас умеют. В поликлинике персоналу выплачивается только то что написано по ставке, ни каких совмещений, переработок, премий. Поликлиника сэкономила - главврачу приз.

    20.11.2014 21:23

    Аля

    Да,экономят на всех сотрудниках кроме глврача и его приближенных и их родственников.Для всех остальных деньги кончились,перерасход аааааагромный.В этом году даже к дню медика не дали ни копейки!Но себе денежки исправно выписывают и зарплаты ого- но,а мы на голых окладах.

    20.11.2014 21:41

    Зачем

    Врачу А.С.Так в СМИ пишут,что управленцев сократили.А на самом деле врачей сокращают и другой медперсонал,а у нашего главнюка аж 5 замов,есть с кем обсудить за рюмочкой реформу здравоохранения.А кто не хочет сам писать заявление об уходе,тому орёт,что уволит по статье.Именно орёт!По другому не умеет.А сколько ещё разнообразных отделов появилось,а там начальники отделов,зав.гаражем,а у зава зам.,сыночек и т.д.Вот и вся реформа!

    21.11.2014 15:42

    Stpr

    Как всегда - всё через... Вместо того, чтобы о больных заботиться, всё на бумажки и упраленцев уходит. Народ даёт комменты - типа смотрите законодательство и Конституцию, не поддавайтесь панике - медицина останется бесплатной.
    Но - вот живой пример обхода всех прав: с 1 июля 2014 минзрав выпустил приказ со списком специалистов и анализов, у которых необходимо обследоваться и сдать, для получения Бесплатной справки на работу (обычная справка - не медкнижка, на обычную (не вредное производство) работу офисного сотрудника) . Всё по закону - справку поликлиника выдать обязана и бесплатно, но вот набор специалистов включает в себя Стоматолога и ЛОРа, чьи услуги платные (на них для этой справки деньги не выделяют) - вот и получается, что по закону ты получаешь Бесплатную справку, но чтобы тебе её выдали платишь за специалистов!


4 сентября в центре Москвы состоялся пикет медицинских работников, входящих в межрегиональный профсоюз «Защита».

30 человек – врачи, медсёстры, а также поддержавшие их активисты партии РОТ ФРОНТ – вышли на акцию протеста, чтобы в очередной потребовать от московских чиновников соблюдения одного из ключевых конституционных прав граждан – права на жильё.

На настоящий момент медицинские работники с семьями проживают в двух многоквартирных домах: Симферопольский б-р. д. 19 и Варшавское шоссе д. 152. Ситуация в обоих случаях идентична и сводится к тому, что чиновники из Департамента жилищной политики г. Москвы в заключении договора социального найма. В ответ медикам навязывают кабальный договор служебного найма, который позволит бюрократам без труда выселить людей с семьями и детьми на улицу в случае расторжения трудовых отношений. Более того, предлагаемый медработникам договор служебного найма не может быть заключён в данном случае потому, что дом, в котором расположены квартиры, не относится к специализированному жилому фонду.

Существует мнение, что активное противодействие медикам со стороны чиновников продиктовано коммерческими интересами столичной бюрократии. Старый дом, в котором сейчас проживают врачи и медсёстры со своими семьями, городское власти уже давно хотели пустить под снос и начать коммерческое строительство на освободившейся территории.

На пикет возмущённые медицинские работники вышли в белых халатах, держа в руках плакаты с лозунгами: «Нет служебному найму в коммунальных квартирах!», «Служебный наймкрепостное право!», «Нищие врачи – больное общество!», «Симферопольский б-р 19. Требуем соцнайм», «Врачи не рабы. Отдайте наше жильё!», «Прекратите волокиту. Хватит обманывать врачей!», «Бездомный врач — позор капитализма!».

Несколько сотен копий резолюции пикета участники раздали проходящим мимо горожанам и присутствующим представителям прессы. Ниже публикуем текст этого документа.

ПИКЕТ ПРОФСОЮЗА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ППО МОРП «Защита» работников здравоохранения ЮАО г. Москвы

РЕЗОЛЮЦИЯ

Мы, медицинские работники ЮАО г. Москвы, столкнулись с реальной угрозой быть выброшенными из наших квартир на улицу вместе с семьями и детьми. Московские чиновники навязывают нам кабальные договоры, которые лишат нас всяких гарантий сохранить наше жильё.

В 2006 г. при трудоустройстве в бюджетные учреждения Департамента Здравоохранения г. Москвы нам были предоставлены квартиры (Симферопольский б-р д. 19) в доме, находящемся в социальном фонде на правах аренды сроком на 5 лет. По окончании срока договора аренды нам обещали оформление квартир по договору социального найма, либо выкуп по стоимости БТИ.

С первого дня нашего проживания в этом доме мы оказались лишены возможности получить регистрацию по месту жительства нас и наших семей.

Последние полтора года чиновники незаконным образом , которые значительно ухудшают условия нашего проживания. Заключение таких договоров лишит нас гарантий того, что мы с семьями и детьми не окажемся на улице в случае расторжения с нами трудовых отношений

Мы неоднократно обращались в различные инстанции, вплоть до Администрации Президента РФ, но до настоящего времени чиновники Департамента жилищной политики продолжают нас терроризировать.

Городские власти нарушают наши права на законное жилье. Мы требуем оформления наших квартир по договору социального найма и постоянную регистрацию по месту жительства!

Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отме-

нившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли.

Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В

1857 г. по указанию императора был образован Секретный комитет,

переименованный позднее в Главный комитет по устройству сельского

населения. Проекты крестьянской реформы рассматривались и в дво-

рянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматрива-

лись специальными Редакционными комиссиями, закончившими работу

в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьян-

скому делу.

крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении

крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы:

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; По-

ложение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях;

четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в раз-

личных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие

Положений о крестьянах.

Особые Дополнительные правила были приняты в отношении уст-

ройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и

крепостных рабочих.

В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на

землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой

в отношении государственных крестьян в 1866 г. бьш принят закон "О

поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях".

Путем издания ряда специальных актов было проведено осво-

бождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах

страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., пол-

ностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее до-

кументах.

Правовое положение крестьян

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По

Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских

обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне полу-

чили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сдел-

ки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и по-

ручителями (ст. 21-24).

В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как

право открывать и содержать фабрики и другие промышленные пред-

приятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить,

что это положение давало возможность выделившейся верхушке кресть-

янства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических

отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной право-

способностью: крестьяне имели право приобретать в собственность

движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать

по наследству и т. д.

Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей"

крестьяне получили не сразу и не в полной мере1.

В течение первых двух лет после отмены крепостного права кресть-

яне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних вла-

дельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право

продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право

" Общее положение (ст. 7) устанавливало двухлетний срок для составления

так называемых уставных грамот-документов, определявших поземельные от-

ношения между помещиками и крестьянами.

переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения

этого же документа).

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты

и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и кре-

стьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик

сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за

полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали

барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались вре-

меннообязанными (ст. 15 Общего положения) и, по сути, оставались

зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки

или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения поме-

щика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали

отбывать феодальные повинности.

По отношению к временнообязанным крестьянам помещик имел и

другие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещиками

права вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественного

порядка и общественной безопасности".

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами

крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими

старостами и волостными старшинами, сельскими и волостными схода-

ми. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других

лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлага-

тельно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; по-

мещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва

сельского схода и т. д.

Крестьяне-собственники. После выкупа земельных наделов (либо

после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд

крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были

определены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому для

многих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанных

затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество времен-

нообязанных крестьян составляло 32,54%.

В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном пере-

воде крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состоя-

В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-

собственники не имели права продавать свои земельные наделы.

Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с

сельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за все

платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.

* Сельское общество создавалось из крестьян, живших на земле одного

мещика (ст. 40 Общего положения).

Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества.

Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных

условий выхода из мира.

Органы крестьянского управления. Согласно Положениям в селах

для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского

самоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества состав-

ляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского

управления.

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных

лиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о поряд-

ке и своевременности отбывания различного рода повинностей, уволь-

нения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыска-

нии недоимок и др.

Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской по-

лиции и органам администрации.

Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной

сход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сослов-

ный крестьянский волостной суд.

Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал

раскладкой сборов и повинностей.

Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о со-

хранении значительных элементов феодального строя. Волостной суд

имел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100

руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отно-

шении крестьян же.

В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к об-

щественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3

руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для

контроля над органами сельского управления были созданы специаль-

ные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посред-

ники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские

присутствия по крестьянским делам.

Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатых

помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским

собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом.

Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами кресть-

янского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправле-

ния обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировых

посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался ми-

ровым посредником.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещики

сохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаны

предоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е.

землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели

право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осу-

ществлен лишь с согласия помещика.

Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам.

Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предос-

тавленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели право

от него отказаться.

Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в за-

висимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях.

Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низ-

ший) размеры душевого надела.

Установленные положениями нормы душевых наделов были, как

правило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользова-

лись до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли от

крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы.

Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела,

если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый

"дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название

"кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуж-

дены были воспользоваться этим положением реформы.

дел, достигло 461 тыс.

В результате помещики "отрезали" у крестьян 20% прежних кресть-

другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы луч-

шие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, мало

пригодные для обработки земли.

Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкуплен-

ных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископае-

мые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяй-

ственных целей (гл. 2 Местного положения для великороссийских, но-

вороссийских и белорусских губерний). Лес, как правило, крестьяне по

реформе не получали.

формы крестьянского землевладения. Царское правительство, гото-

Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала до

реформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почти

невозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактически

принудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем в

собственности всего крестьянского общества и периодически делилась

между крестьянскими дворами.

Сохранение общины давало возможность царскому правительству и

помещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечивать

отбывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждо-

го своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Сле-

дует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земель-

ные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому же

крестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом. В резуль-

тате помещики сохранили в своих деревнях дешевую рабочую силу.

Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных усло-

Сохранение общины явилось, безусловно, феодально-крепостниче-

ским пережитком, тормозившим развитие капиталистических отноше-

ний в России.

Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех гу-

берний, где и до реформы не было общины) подворно-участковый на-

следственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечал

интересам капиталистического развития, так как давал крестьянину

большую возможность распоряжаться земельными наделами.

Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянам

за выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить же

полевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одно-

стороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организации

выкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Сум-

ма выкупа определялась путем капитализации годового оброка. Оброк,

который помещик получал от своего крестьянина, принимался за посто-

янный доход, составлявший 6% капитала.

Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтому

царское правительство, учитывая стремление помещиков получить день-

ги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой целью

была организована так называемая выкупная операция, направленная,

как это утверждало царское правительство, "на содействие крестьянам в

приобретении земли в собственность".

В чем заключалась эта выкупная операция?

Помещику причиталось 75% (если крестьяне получали неполный на-

дел) или 80% (если надел был полный) выкупной суммы из государст-

венной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% кре-

стьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную поме-

щиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение

49 лет по 6% ежегодно.

Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворяла

интересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиеся

им деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, госу-

дарственная казна также имела выгоду, ибо получала большие про-

С помощью выкупной операции крестьяне заплатили за землю в не-

сколько раз больше, чем она стоила на рынке в это время. Рыночная

стоимость всей выкупленной крестьянами земли составила 543 млн.

руб., а крестьяне заплатили за наделы свыше 2 млрд. золотом.

Выкупные платежи тяжким бременем лежали на плечах кре-

стьянства в течение почти полувека. Крестьяне в ряде случаев не могли

вовремя выплатить государству причитающиеся проценты за ссуду.

Вместе с долгом росла и зависимость крестьян от помещика.

Таким образом, в результате реформы помещики не только сохрани-

ли за собой огромные поместья и дешевую рабочую силу, но и обеспе-

чили на долгое время доход, который они получали от крепостных кре-

стьян до реформы.

Условия освобождения других категорий крестьян от крепостной

зависимости. Реформа 1861 г. затронула всех крестьян. В отношении

дворовых, крестьян было издано специальное положение, по которому

они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дво-

ровых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной

зависимости был сохранен.

Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные

крестьяне должны были в течение двух лет работать на помещика и

только после этого они могли получить освобождение без земли и без

Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве

крестьян мелкопоместных помещиков, по которым последние имели

право освобождать крестьян без земли в случае, если этой земли у них

было мало. Они также имели право наделять крестьян такими земель-

ными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отноше-

нии посессионных и крепостных рабочих. На них также распространя-

лось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависи-

мости, однако имелись и некоторые особенности.

Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялись

землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только

в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права

были и у мастеровых и посессионных рабочих.

Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобожде-

ны от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне.

Удельные крестьяне были освобождены в 1863 г. с наделом несколько

большим, чем надел помещичьих крестьян, однако и у них отрезали

часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Го-

сударственные крестьяне также были освобождены от крепостной зави-

симости с земельным наделом, причем государственным крестьянам,

как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользова-

лись ранее.

По специальному Указу 1863 г. для крестьян западных губерний Ук-

раины и Белоруссии прекращалось состояние временнообязанных. Они

были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные наделы

для них были увеличены.

В 1863 г. в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское пра-

вительство вынуждено было провести и в Польше аграрную реформу на

лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.

В 1864 г. царское правительство издало именной Указ об устройстве

крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в

собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные

наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от

повинностей, которые, они несли в пользу помещика. Однако вместо

выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем

лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень

тяжелый для польского крестьянина.

Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидировать

прежнюю систему общественно-экономических отношений, что способ-

ствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережит-

ков в деревне.

Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как

помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гне-

та растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в послере-

форменной России получили так называемые "отработки" и

издольщина.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имела

огромное значение для развития капитализма в России: промышлен-

ность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве уста-

навливались капиталистические отношения (в результате ликвидации

сословного права дворян на землю последняя стала продаваться); быст-

рее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фаб-

рики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается число

предпринимателей и рабочих, формируются новые классы.

Какую Церковь занимала позицию по отношению к крепостному праву, которое существовало в истории России несколько веков? Как это можно оценить с христианской точки зрения?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Православная Церковь относилась к крепостному праву так же, как Церковь апостольского века относилось к рабству, которое существовало повсеместно в Римской империи. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1Кор.7:21). Есть свобода духовная, и есть свобода юридическая, внешняя. Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36), – сказал Спаситель Пилату. Назначение Церкви – привести каждого человека путем очищения от грехов, освящения и возрождения к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Для этого нужно исполнить закон христианской свободы – освободиться от рабства греху. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31-32). Достичь этой высшей свободы может любой: раб и господин, бедный и богатый, больной и здоровый, простой и образованный. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1Кор.12:13).

Когда в первом веке Церковь стала многочисленной, ее членами стали многие богатые люди (даже видные римские сановники), у которых были рабы. Апостолы не призывали к отмене существующих социально-экономических отношений. Исторические условия для этого еще не вызрели. Борьба с рабством в это время имело бы губительные последствия: массовое бегство рабов, мятежи и восстания. Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри существующего социального уклада. Один из таких примеров содержится в Послании св. апостола Павла к Филимону – к своему другу и сотруднику. В его доме имелась христианская церковь. Он принимал странников. Раб его Онисим чем-то провинился и бежал. Встретившись с апостолом Павлом, он обратился в христианство. Апостол, посылая Онисима в сопровождении Тихика к Филимону, обращается к нему не с приказом, а с просьбой в духе христианской любви: прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного (Флм.1:11-18).

Точно также во время существования крепостного права Церковь не занималась изменением исторически сложившегося уклада жизни. Тогда она превратилась бы в политическую партию и перестала бы исполнять свое назначение – спасать людей и вести их в Царство Небесное. Когда же пришло время отмены крепостного права, Церковь заботилась о том, чтобы этот переход был мирным и безболезненным. Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости был составлен от имени государя митрополитом Московским Филаретом.

Историки-марксисты, находясь в рабстве у господствующей разрушительной идеологии, обвиняли Церковь в том, что она, оправдывала рабство и крепостное право, помогала эксплуататорам угнетать народ. Сейчас вновь видим попытки реанимировать эти грубо-карикатурные взгляды на историю. Почвой для этого является возрастающая антихристианская настроенность в современном мире, который по слову апостола весь лежит во зле (1Ин.5:19). Обвинения в том, что Церковь оправдывала крепостное право, исходит от людей, которые современное общество считают свободным. Они не хотят замечать, что почти тотальное рабство греху привело народ наш к постепенному вымиранию: нежизнеспособная семья (80 процентов разводов в год), 6 миллионов абортов в год (число убиваемых детей превзошло число рождающихся), 4 миллиона наркоманов, ведущее место по числу самоубийств в мире.

Сейчас, когда внешнего рабства давно нет, крепостного права не существует, граница между свободой и рабством проходит через сердце каждого человека. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.5:1).

Одиннадцатилетняя Алина живет у друзей семьи в подмосковных Химках. У девочки неизлечимый рак и сильные боли, однако получить в аптеке морфинсодержащее обезболивающее ее семья не может: у маленькой пациентки нет российского гражданства, поэтому ближайшая поликлиника не имеет права выписать ей рецепт. «Мама и папа сидят круглосуточно рядом, гладят и целуют, но нужен морфин», -- писала на своей страничке в Facebook менеджер детской программы фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава, надеясь, что пост прочтут в подмосковном минздраве: «Я уверена, они найдут способ приписать Алину к поликлинике в Химках и обеспечить ее инъекционным морфином по месту проживания». Следующие события Лидия Мониава называет чудом: с семьей Алины связались представители Минздрава, которые спустили просьбу оказать ей помощь в ближайшую поликлинику, где девочке сначала хотели выписать неэффективный в ее случае трамал, а затем через районного онколога прописали инъекционный морфин. Медикамент Алина получила в тот же день.

Пример Алины, к сожалению, типичным назвать нельзя: на сегодняшний день законодательство не предусматривает никакой легальной возможности получить наркотическое обезболивание для лиц без российского гражданства. Для получения рецепта необходимо иметь паспорт и полис ОМС. Без рецепта же приобрести сильнодействующие и наркотические препараты невозможно. «По Конституции на бесплатную медпомощь имеет право каждый гражданин РФ. А вот медпомощь для неграждан осуществляется в рамках международных договоров, ратифицированных Россией. Никто в поликлиниках и больницах об этих договорах не знает», -- комментирует ситуацию «НИ» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

Отсутствие законного способа получить наркотические медикаменты, находясь в России, побуждает иностранных пациентов обходить закон. Так, в конце 2012 года Мосгорсуд рассмотрел кассацию женщины (ее имя не разглашается), которая, обладая врожденным заболеванием и получив множественные переломы конечностей, приобрела для личного пользования героин. Женщина, осужденная поначалу за сбыт наркотика, пояснила суду, что в отсутствие российского гражданства получить нужные обезболивающие легально не смогла, а препараты, имеющиеся в свободной продаже, ей не помогли. Дело было переквалифицировано с части 3 на часть 2 статьи 228 УК РФ: оснований для привлечения женщины к ответственности за сбыт героина суд не нашел, однако за покупку и хранение наркотика в крупном размере все же наказал.

Однако сложности с лечением возникают не только у приезжих из-за рубежа, но и у внутренних мигрантов, российских граждан. Основные проблемы связаны с отказами в прикреплении к поликлинике или диспансеру: многочисленные жалобы на такие отказы публикуют пользователи специализированных форумов для онкобольных. Участница форума rakpobedim.ru Регина рассказывает о своем отце, зарегистрированном в подмосковных Бронницах, но фактически проживающем в Москве. Семья пыталась прикрепить больного к столичному онкодиспансеру. «Написали запрос в Министерство здравоохранения о постановке на учет по фактическому месту жительства. Нам отказали, мотивировав это тем, что он должен проходить лечение исключительно по месту прописки», – рассказывает женщина. «Мне 30 лет, у меня рак желудка, 4-я стадия. Я живу и работаю в Москве, но прописка владивостокская. Мне платно сделали операцию в 62-й больнице. Теперь надо встать на учет в онкодиспансер, и также требуется пройти химиотерапию. У меня есть полис ОМС. Я не хочу ехать на лечение во Владивосток, так как уровень медицины там совсем другой. Я хочу продолжить лечение в Москве», – заявляет участница форума onkoforum.ru.

Директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка сообщала в своем ЖЖ о подмосковном инженере, больном раком четвертой стадии: «Лечиться сейчас ему можно только по месту прописки, несмотря на то, что в Москве он прожил с 2003 года. Но без регистрации». А для попадания в столичный хоспис мужчине требовались разрешение Минздрава Московской области и разрешение Департамента здравоохранения Москвы.

Подобные отказы незаконны всегда, объясняет «НИ» юрист горячей линии помощи онкобольным АНО «Со-действие» Пелагея Тихонова: «Закон не ставит прикрепление к поликлинике в зависимость от прописки. Чтобы получить медпомощь, достаточно паспорта и полиса ОМС». При этом, по ее словам, жалобы на отказы лечить больных не по прописке поступают на горячую линию «Со-действия» если не еженедельно, то по нескольку раз в месяц. «Мы рекомендуем просто сходить к главврачу. Обычно проблема исчезает», – говорит г-жа Тихонова. «Люди не крепостные. Если человеку отказывают, он должен жаловаться в Департамент здравоохранения», – добавляет в беседе с «НИ» руководитель паллиативного направления Европейского медицинского центра Михаил Ласков.

Но если добиться приема онколога достаточно несложно, то с получением обезболивающих все обстоит несколько иначе. «Инвалиды могут получать лекарства в любом регионе, предоставив справку из пенсионного фонда, полис ОМС и рекомендацию лечащего врача. Без инвалидности все сложнее, потому что в этом случае прикрепление к поликлинике основывается на разрешении местного департамента здравоохранения: за человеком закреплена региональная льгота», – поясняет юрист Тихонова. По ее словам, и на подобные запросы департаменты нередко отказывают.

Существующий порядок, при котором для лечения и обезболивания жителю другого региона нужно обращаться во властные органы, противоречит Конституции, убежден в беседе с «НИ» Александр Саверский. «Конституция граждан не дифференцирует. Это основная правовая формула. Все остальное – от лукавого, и любые нормативные акты, привязывающие человека к месту проживания, противоречат Конституции. Включая закон «Об охране здоровья граждан», по которому человек имеет право на выбор медучреждения только «с учетом территориально-участкового принципа». То есть права выбора лечебного учреждения у нас на самом деле нет», – считает правозащитник. По его словам, в каждом случае отказа пациент может обратиться в прокуратуру, чтобы она инициировала расследование «по статьям 124, 125, 293 – это нормы, связанные с неоказанием помощи больному, оставлением в опасности, халатностью».

В целом же после гибели в феврале этого года контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, застрелившегося из-за невозможности получить обезболивающие лекарства, специалисты отмечают определенные подвижки в процедуре лечения и обезболивания онкобольных. «Было хорошее разъяснение Минздрава о том, что таблетки и пластыри сдавать не надо. Все по традиции сдают, хотя ни в одном приказе это не прописано. Московский эндокринный завод начал производить новые формы лекарств – на западе их около пятидесяти, а у нас две или три», – рассказывает «НИ» Михаил Ласков. На данный момент в Госдуму внесены несколько законопроектов, призванных упростить получение анальгетиков онкобольными. Пересматривается и региональное законодательство: так, столичная прокуратура на прошлой неделе заявила протест руководителю Департамента здравоохранения об изменении норм местного законодательства, по которым онкобольные должны отчитываться об использованных наркотиках. «Но привязка к субъекту, конечно, усложняет дело. На данный момент, насколько я понимаю, никто соответствующие нормы менять не собирается», – подтверждает в беседе с «НИ» Михаил Ласков.

ОНКОБОЛЬНЫЕ В США МОГУТ ПОЛУЧАТЬ ЛЕКАРСТВА В ЛЮБОМ ШТАТЕ

Отрасль американской фармацевтической индустрии по производству и продаже наркотических обезболивающих лекарств, как и все остальные отрасли здравоохранения, никак не связана с административным делением страны. Соответственно и страховые компании не «привязывают» своих пациентов только к месту их проживания. Больной человек безо всяких проблем и хлопот может жить в одном штате, а лечиться в клинике или какой-либо больнице другого штата. И в том, и другом случае больной может пользоваться наркотическими обезболивающими средствами, но только официально утвержденными департаментом здравоохранения. В случае заболеваний граждане из других стран, находящиеся в США на основе официальной документации, также могут получить в аптеках наркотики, но только по рецептам местных врачей. Не говоря уже о том, что в критических ситуациях любой иностранец получает соответствующее лечение в больницах любого города.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

ИНОСТРАНЦЕВ В ГЕРМАНИИ ЛЕЧАТ НАРАВНЕ С ГРАЖДАНАМИ

Едва ли не главный принцип немецких онкологов – больной не должен испытывать физические страдания. Поэтому проблемы получения онкологическими больными обезболивающих наркологических препаратов в Германии не существует. Врач выписывает все необходимые препараты, которые по рецепту можно получить в каждой аптеке. Сколько бы ни стоило лекарство, его оплачивает больничная касса. Максимальная доплата из своих средств не бывает выше десяти евро. Больным с тяжелой стадией рака, как правило, находящимся в стационаре в отдельной палате, обезболивающие препараты подбираются индивидуально, с тем чтобы человек находился в адекватном состоянии. Если онкологический больной приехал в Германию лечиться за свои средства из-за границы, то его оперируют, лечат и обезболивают наравне с немецкими пациентами.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен