Что такое конституция определение. Что такое конституция

Конституция: определение из Википедии

Конститу́ция (от лат. constitutio - устройство, установление, сложение) - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция - учредительный документ государствa, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства (или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях), закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Конституцию можно также охарактеризовать как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон.
В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция - системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.

Конституция: определение из словаря Ожегова

КОНСТИТ’УЦИЯ, -и, ж.
1. Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. К. России.
2. Строение, структура (спец.). К. организма.
прил. конституционный, -ая, -ое.

Конституция: определение из словаря Даля

КОНСТИТУЦИЯ ж. лат. образованье, устройство правленья, основание государственого управленья. | Основные законы, определяющие права и обязаности избирательных собраний и отношения их к государю и к народу; | законоправленье, ограниченное монархическое правленье, где закон выше правителя. Конституционный, управляемый конституцею: условный, к конституции относящ. Конституционный государь, ограниченный властью государь, законоправитель.

Конституция: определение из словаря Ефремовой

1. ж.
Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное
устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности
государственных органов и основные права и обязанности граждан.
2. ж.
Строение, структура (обычно применительно к комплексу индивидуальных
анатомических и физиологических особенностей организма).

Конституция: определение из словаря Ушакова

конституции, ж. (латин. constitutio - установление). 1. Строение, структура, организация (науч.). Организм слабой конституции. 2. Собрание основных государственных законов (полит., право). Конституция СССР. 3. Законы, являющиеся ограничением монархической власти (полит.). Борьба за конституцию в царской России.

На текущей странице дано определение слова конституция простым языком. Надеемся, что после прочтения этого объяснения простыми словами, у вас больше не осталось вопросов, что такое конституция.

Конституция есть практически в любом цивилизованном государстве. Что представляет собой данный нормативный акт, и для чего он нужен? Чем Конституция отличается от других законов? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.

Что такое Конституция?

Определение constitutio на латыни означает "устройство". По сути, Конституция - закрепляющий государственное устройство. Именно поэтому данный нормативный акт обладает высшей юридической силой.

Конституция является сборником основных правил или законов. Этот закон определяет то, каким должно обладать государство. Нормы, закрепленные в основном законе страны, действуют для всех граждан.

Первые сборники законов существовали еще до нашей эры. Стоит вспомнить, например, закон 12 таблиц или сборник Хаммурапи. Однако впервые Конституция появилась в США в 1787 году - именно в том виде, который наиболее близок для нас сегодня. Это документ, имеющий относительно небольшой объем, разделенный на несколько частей. Основной закон США стал примером для принятия Конституций во множестве других стран.

Отличия Конституции от других законов

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать очень простое: это закон. Но чем она отличается от других законов, которые также могут быть приняты в каком-либо государстве? Конституционные нормы являются основными в стране. На их основе выстраиваются все остальные законы. Именно поэтому про Конституцию говорят как про нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой.

Конституция должна содержать в себе наиболее общие сведения о самых важных государственных проблемах. Это, например, территориальное и властное устройство, свободы и права человека, судебная система и т.д. Отмена и принятие Конституции должны проходить особым образом - не так, как с остальными законами. Должен быть установлен специальный порядок, согласно которому отдельные нормы основного закона страны могут быть изменены или дополнены.

Виды Конституций

Специалисты в области права разработали несколько классификаций, по которым можно выявить основные виды и формы Конституций. По форме государственные законы делятся на неписаные и писаные. Здесь все просто: документ либо зафиксирован на бумаге, либо нет. Писаные Конституции характерны для большинства западных стран. Неписаные распространены для государств англо-саксонской системы (кроме США). Это, например, Великобритания и Новая Зеландия.

Также законы делятся на кодифицированные и некодифицированные. В первом случае закон представляет собой единый нормативный акт, а во втором - сборник обычаев, прецедентов, доктрин и т.д.

Конституции бывают жесткими и гибкими. Здесь все зависит от способа принятия дополнений и поправок. Гибкие законы изменить легко - достаточно лишь издать соответствующий акт. С жесткими все несколько сложнее. Зачастую их и вовсе нельзя изменить - можно лишь отменить, после чего принять новую Конституцию.

Таким образом, Конституция является довольно необычным нормативным актом. Основной закон государства по-особому принимается, влияет на все остальные документы, а также может иметь одну из множества форм.

Функции Конституции

Что такое Конституция? Определение этого понятия даст хоть и понятную, но все же недостаточно исчерпывающую информацию о явлении. Именно поэтому стоит обратить внимание на роль и функции Конституции как основного государственного закона.

Первая функция именуется учредительной. Именно Конституция учреждает все основы жизни в стране: политический и территориальный строй, человеческие права, общественные отношения и т.д. В чем еще проявляется учредительная функция? Как правило, основной закон страны базируется на определенных законах. Конституция РФ, например, имеет 9 глав, каждая из которых подкреплена - ФКЗ. При этом обычные федеральные законы должны опираться на нормы основного нормативного акта.

Учредительная функция делится на внешнеполитическую, идеологическую, а также юридическую. Основной закон страны закрепляет порядок взаимоотношений с миром, устанавливает определенную идеологию или полное ее отсутствие, а также дает представление о правовой системе в государстве.

Следующая функция именуется организаторской. Конституция призвана не закреплять достигнутые результаты, а ставить новые задачи. Это, например, увеличение политической активности, улучшение качества жизни, модернизация внешних отношений и т.д.

Конституция России

Российский основной закон состоит из трех частей. Это преамбула (вступительное слово), а также первый и второй разделы. В преамбуле изложены цели, задачи и принципы нормативного акта. В первом разделе имеется 9 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Здесь рассказывается про государственное и территориальное устройство, про права человека, ветви власти и местное самоуправление. Второй раздел содержит переходные положения и заключение.

Российская Конституция была принята 12 декабря в 1993 году. До этого в России действовало четыре различных Конституций: первая была принята в 1918 году и касалась советской России. В 1925 году была изменена на основной закон РСФСР. В 1937 году и 1978 году Конституция также менялась и дополнялась.

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать самое простое: это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя.

Что такое конституция? По форме этот документ похож на обычный закон, и у многих возникает вопрос, для чего этому акту необходимо отдельное название. Что выделяет ее из огромного массива нормативных текстов, в чем ее значение? Каково происхождение этого слова? В каких странах нет конституции? В чем ее сущность? Какие общественные отношения она регулирует? Попробуем ответить на все возникшие вопросы.

Обратимся к этимологии

Невозможно однозначно ответить на вопрос, что такое конституция, не узнав, откуда берет истоки этот термин. Происходит это слово от латинского “constitutio”, что в переводе на русский означает “установление, строение”. Еще хочется отметить, что слово «конституция» употребляется не только в значении определенного документа нормативного характера. Этот же термин используется в анатомии и означает совокупность устойчивых свойств организмов (как морфологических, так и функциональных), которая обусловлена наследственными характеристиками, а также интенсивным и продолжительным воздействием на него окружающей действительности. Таким образом, слово «конституция» описывает что-то стабильное и давно установленное.

Мнение ученых

В науке существует множество версий о том, что такое конституция. Как правило, в основе всех определений лежит место этого документа в системе всех правовых актов, а также предмет, который ей регулируется. Наиболее распространено понятие конституции как основного закона страны, который фиксирует организацию власти и определяет ее отношения с отдельными индивидуумами, а также со всем обществом. Если рассматривать форму этого документа, то можно сказать, что можно определить этот термин как акт (либо в отдельных случаях их совокупность), который имеет наивысшую юридическую силу. Именно по этой причине конституцию и именуют основным законом. Тот факт, что никакой другой акт государства не может и не должен противоречить положениям конституции, бесспорен. Однако наделяет этот документ таким свойством его материальное содержание, значение тех общественных отношений, которые попадают в зону его регулирования.

Основные положения

Понять, что такое конституция, поможет установление тех фундаментальных догматов, которые обычно в ней закрепляются. Чаще всего в этом документе находят отражение, во-первых, права и свободы людей и граждан. Помимо их провозглашения, конституция еще закрепляет и гарантии их соблюдения. Во-вторых, в этом акте дается прямое указание на организацию власти в государстве, на форму правления и другие значимые политические моменты.

Сущность

Эта философская категория отражает содержание документа. И по этому поводу в науке ведутся дискуссии. По мнению влиятельного ученого Ф. Лассаля конституция государства являет собой не что иное, как отражение соотношения сил в обществе, а значит, имеет классовый характер. Многие ученые, напротив, считают, что этот документ является формой выражения общесоциальных, народных интересов и представляет собой компромисс. Д. Л. Златопольский, в свою очередь, видит сущность конституции в народном суверенитете.

Признаки

Основным свойством этого документа является, безусловно, высшая юридическая сила. Не допускается отступление в других актах от положений конституции. Вторым признаком является относительная стабильность документа. Это связано с особым порядком изменения фиксированных в основном законе положений, а также дополнения новыми нормами. Российская конституция является жесткой. Это значит, что внесение поправок в ее текст – чрезвычайно тяжелый процесс. Третьей особенностью основного закона выступает прямое действие его норм. Это значит, что положения, зафиксированные в конституции, самостоятельны и не нуждаются в дополнительном опосредовании актами действующего законодательства. И, наконец, четвертый признак – основной закон играет роль нормотворческой базы, основы. Для остальных актов законодательства конституция является платформой, ядром.

Принципы

Конституции также имеют свой базис, то есть какие-то основополагающие постулаты, на которых строится весь ее текст. Основной закон РФ базируется, во-первых, на принципе демократизма. Суть его состоит в том, что конституцией закрепляется принадлежность всей власти народу. Кроме того, граждане государства провозглашаются носителями суверенитета. Второй принцип – это законность. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции, где речь идет о том, что основной закон имеет прямое действие, равно как и высшую юридическую силу. Третий постулат – равноправие всех граждан. Его мы найдем в ст. 19. Четвертый принцип – гуманизм. Он просматривается в признании человека наивысшей ценностью. Означает он заботу о людях, о развитии их наилучших духовных и необходимых физических качеств, а также и об материальных условиях жизни. Пятой основой конституции выступает идея государственного единства, которая имеет большое значение для многонациональной федерации. Найти закрепление этого принципа можно в Преамбуле, а также в ст. 4 Основного закона. Сочетается этот постулат и со следующим, шестым по счету, с установлением равноправия и самоопределения народов. Еще одним принципом, имеющим значение для организации управления в стране, является закрепление в ст. 10 и 11 Конституции разделения властей. И последний из основных, восьмой постулат – многопартийность, или, по-другому, идеологическое многообразие.

Зарождение

Как и где появились первые конституции? Прообразом первых подобного рода документов выступил колониальный договор 1620 года, который фиксировал правоотношения в Новой Англии (ныне земли США). А вообще этот институт зародился в США. Сначала конституции принимались в отдельных штатах (таких как Коннектикут, Нью-Гавен, Пенсильвания). Затем основной закон появился в США и как общегосударственный – в 1787 году. На европейском материке первые конституции были приняты в Польше и Франции (1791 год). В России этот документ появился лишь в XX веке – в 1918 году.

Российская конституция

В РФ действует Основной закон, который еще в 1993 году был народно принят. Включает в себя он, во-первых, Преамбулу, во-вторых, 2 раздела. Первый их них делится еще на 9 глав. В этом разделе отражены основы конституционного строя, правового положения личности, устройства государства. Кроме того, в нем закреплены базовые положения о высших властных органах. В совокупности раздел 1 составляет 137 статей. Вторая же часть Конституции состоит всего из 9 статей. Здесь речь идет о заключительных, равно как и переходных положениях.

Классификация

Считается, что конституция – закон важнейший по своей сути, однако в некоторых странах обходятся и без нее. Часто ставят в пример Великобританию, Израиль. Однако тот факт, что в этих странах нет акта под названием «Конституция», не может означать, что в их законодательстве не зафиксированы важнейшие постулаты государственного устройства. Изучая понятие конституции, следует заметить, что они могут быть писаными и неписаными. Первые являются традиционными, выраженными в форме документа под таким же названием. Вторые же (как в Великобритании и Израиле) представляют собой совокупность обычных законов, обычаев, а также актов судебной власти. Данные документы не объединяются в свод актов и не отграничиваются от других по признаку высшей юридической силы. Также актуальной является классификация конституций по признаку их адекватности, соответствия действительности. По этому критерию выделяют реальные и фиктивные основные законы. Предписания первых воплощают действительность, а вторые, в свою очередь, закрепляют такие положения, которые отличаются от фактической модели устройства государства. В идеале все конституции должны быть реальными, адекватными существующим в обществе и государстве правовым отношениям, но, к сожалению, на практике не всегда они обладают этими признаками.

основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме К. - всегда документ государства, правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа и имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую юридическую силу, т. е. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию К. - документ и общества, и государства. Иначе говоря, К. - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие К. обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К. прежде всего отражает, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и каково отношение к ним граждан, а также закрепляет основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. К. фиксирует систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

Каждая К. (независимо от социальной системы государства) выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.

Учредительная функция К. состоит в том, что К., появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. "Учредительная" в данном случае означает:

К. либо закрепляет то, что уже существует как результат человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, уже созревших в обществе, но еще не могущих возникнуть до тех пор, пока не будет необходимой для них правовой базы, которая и учреждается с принятием К. Таким образом, учредительные начала К. могут проявляться как в отношении к общественной (политической) системе в целом так и к конкретным государственно-правовым институтам.

Организаторская функция К. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. должна не только отражать роль соответствующих факторов, но и содержать определенные механизмы их достижения.

Внешнеполитическая функция К. состоит в том, что она не только обращена к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Такой вариант идеологического предназначения К. исключает теперь К. РФ 1993 г. Иначе говоря, никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. Однако с другой стороны К. просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в К. институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция К. заключается в том, что она, во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются), во-вторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения, в-третьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения К.

У каждой К. есть юридические свойства, т. е. признаки ее как основного закона государства, а именно:

1) любая К. относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.

В нашей стране К. - это единый акт. В науке конституционного права основной закон, представленный единым актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого акта, а имеющими конституционное значение признаются несколько актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, в Великобритании).

Часто текст К. называется "Конституция (Основной Закон)" государства. И хотя такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы, все предшествующие К. в нашей стране назывались именно так. В названии действующей Конституции РФ словосочетание "Основной закон" не используется.

В некоторых странах к основному акту может примыкать еще один или несколько актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнение к К., то, конечно, в совокупности с нею их можно рассматривать как единую писаную К. Тем более есть основания так считать в том случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм К., перестающих действовать. Если же конституционными законами считаются акты, изданные по кругу вопросов, указанных в К., или развивающие ее положения, - это еще не означает, что появляются акты, равные К., даже если в ней самой часть таких актов и поименована "конституционными законами";

2) юридическим свойством К. является и ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить.

Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в тексте К. (см., например: ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г.):

3) К. является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания К., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим К. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения;

4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.

Принятие К. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, так как это - историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то, и текстом проекта, и дискуссиями о содержании К., и раскладом сил в обществе за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется гораздо больше граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных, публикуются далеко не всегда, в то время как проекты К. появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами большим тиражом.

Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта К.В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 1977-78 гг.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта К. на всенародное голосование (референдум). Так, действующая К. РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие К. народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия К. и вступления ее в силу парламентом либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.

Особый порядок изменения К. - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1997 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ Законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Специальные требования к процедуре изменения и дополнения К. вызваны прежде всего необходимостью обеспечения стабильности К. Наглядный тому пример - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в ее гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (см.: Конституция Российской Федерации). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения