Цели, возможности и порядок установления частного сервитута. Установление сервитута: возможные проблемы

Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.

К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.

В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?

Общие моменты

Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.

Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.

Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.

Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .

Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.

Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.

Что это такое

Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.

Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.

В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.

Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.

При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.

В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.

Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.

Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.

При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.

И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.

Сторонами такой сделки выступают:

Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.

Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.

Какие бывают виды

Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.

Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.

Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.

Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.

Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.

Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.

Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.

Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.

Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.

Правовое регулирование

Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:

  • ст.23, ;
  • ст.274- ;

Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.

Как производится государственная регистрация

Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.

Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.

Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .

Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • договор об установлении сервитута или решение суда;
  • об оплате ;
  • на землю.

Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:

В какие сроки

После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.

При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.

Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.

МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.

Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.

Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.

В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.

Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.

Примерный отчет об оценке

При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.

  • , обремененного сервитутом;
  • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
  • интенсивность использования обремененной территории;
  • уровень влияния на распоряжение объектом;
  • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
  • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.

При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.

Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.

По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:

«Шапка» документа Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда
Стандарты Использованные для определения основных направлений оценки
Перечень методов Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута
Объект оценки Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено
Текст заключения Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей

Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.

При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.

Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут

На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.

Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.

Прекращение действия

Действие сервитута может прекращаться:

  • по требованию собственника, когда необходимость в сервитуте отпала;
  • по обоюдному соглашению сторон;
  • по истечении сроков действия сервитута;
  • на основании судебного решения, если наличие обременения затрудняет использование участка.

Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.

Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.

Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.

Судебная практика

Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.

Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.

Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.

При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.

Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.

К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.

Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.

Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.

Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.

При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.

В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:

  • через пустырь перемещение невозможно;
  • другие пути, кроме как через соседний участок, отсутствуют;
  • на участке ответчика наличествует транспортная инфраструктура;
  • движение транспорта по территории ответчика не создаст опасности для пребывающих там людей.

Соразмерной платой будет являться денежное вознаграждение за предоставленную возможность пользоваться чужой недвижимостью. Величина соразмерной платы определяется соглашением об установлении частного сервитута земельного участка и равняется размеру убытков, понесенных собственником обремененного земельного участка, поскольку его права были ограничены.

После того как подписи в договоре поставлены, в территориальный отдел Госреестра необходимо подать заявление на регистрацию сервитута. Вместе с заявлением об установлении сервитута в отдел предоставляются документы, которые будут приведены ниже в разделе «необходимые документы». Заявление может подать любая из сторон соглашения о сервитуте.

По завершении регистрационной процедуры обладателю сервитута в течение 5 рабочих дней придет уведомление об этом, а владелец обремененного участка, в свою очередь, получит справку, которая подтвердит произведенную государственную регистрацию.

При регистрации сервитута землевладельцам следует уделить внимание определенным моментам:

  • Запрещено самостоятельно отчуждать сервитут без отчуждения самого земельного участка;
  • При обременении всего земельного участка отсутствует необходимость в предоставлении кадастрового плана-схемы;
  • Обременять земельный участок, оформленный в общую совместную собственность, разрешается лишь с согласия каждого из собственников.

Необходимые документы

Перечень документов, которые понадобятся при подаче заявления на регистрацию соглашения о сервитуте:

  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт);
  • Квитанция об оплате госпошлины*;
  • Свидетельство об установлении сервитута - соглашение либо в других случаях распорядительный акт с печатью соответствующего государственного органа, судебное решение;
  • Кадастровый план земельного участка с печатью о сервитуте;
  • Справка, подтверждающая полномочия представителя (необходима, если заявление подается представителем заявителя).

Государственная пошлина составляет:

Когда необходимо обращение в суд?

Обращаться в судебную инстанцию следует в тех случаях, когда договориться с соседом-землевладельцем никак не получается, а основания к установлению сервитута являются действительно серьезными.

Для обращения необходимо составить исковое заявление, за которое вносится госпошлина размером в 300 рублей.

В иске должно быть:

  • сведения об отказе владельца соседнего земельного участка в подписании соответствующего договора о сервитуте либо об оставлении просьбы истца о таком соглашении без ответа;
  • условия, цели и сроки установления сервитута;
  • доказательства необходимости установления сервитута в связи с существующими проблемами.

Исковое заявление должно сопровождаться рядом документов:

Суд имеет право самостоятельно сформировать приемлемые условия установления ограничения, определить обременяемые границы земельного участка, необходимые для перемещения. Суд принимает во внимание баланс интересов сторон в целях создания наименее затруднительного обременения для собственника и устранения значительных неудобств в ходе эксплуатации участка.

Помимо возможного отказа собственника участка в обременении своей земли, может возникнуть спор относительно соразмерной выплаты.

В таком случае суд имеет право назначить проведение экспертной . Для этого вызывается специально уполномоченная организация, которая определяет примерную стоимость обременения. Оценка экспертов впоследствии может оговариваться сторонами.

При сложностях в определении обременяемых границ участка суд оставляет за собой право назначения кадастровых мероприятий. Если в конечном итоге стороны согласятся с результатами , суд сможет основываться на них при вынесении решения.

Судебная тяжба может затягиваться на достаточно долгий период, при этом обе стороны понесут определенные финансовые потери, поэтому лучше всего установить сервитут во внесудебном порядке.

Под частным сервитутом понимается право осуществлять использование чужой недвижимой вещи. Примером, иллюстрирующим частный сервитут, является, например, дорожка, проходящая по участку соседа или же проведение через чужой участок линии коммуникаций. Частные сервитуты устанавливаются между лицами, имеющими смежные земельные участки, то есть соседями.

Сервитут – это ограниченное вещное право, cрок его существования совпадает со сроком существования права собственности.

Управомоченной стороной является тот, кто владеет сервитутом, а обязанной стороной выступает владелец участка, который сервитутом обременен.

У обязанной и управомоченной сторон имеются различные права и обязанности. Право пользования имеет управомоченное лицо, а право распоряжения – сторона обязанная.

В соответствии с гражданским законодательством за сервитут может устанавливаться равноценная справедливая плата по требованию собственника участка, который обременен. Однако данное условие распространяется, если законом не установлен иной вариант. Это значит, что может быть установлен и сервитут бесплатного характера, но в настоящее время такой вариант в гражданском законодательстве не содержится.

Частный сервитут может устанавливаться в соответствии с соглашением сторон или же в соответствии с решением суда.

Для того, чтобы сервитут зарегистрировали, необходимо подать соответствующее заявление в органы Росреестра. Такое заявление может подать собственник или владелец, стороны соглашения, пристав-исполнитель, если имеется решение суда, а также лицо, имеющее согласно доверенности право осуществлять регистрационные действия.

Кроме заявления необходимо также предоставить и иные документы:

  • решение суда или соответствующее соглашение;
  • подтверждение оплаты госпошлины. Её размер составляет 1 500 руб. для лиц физических и 6 000 руб. для юридических;
  • доверенность или иной документ, являющийся подтверждением полномочий представителя;
  • кадастровый план обремененного участка, в котором должно быть отмечено наличие сервитута.

Правила, которые необходимо помнить, осуществляя регистрацию сервитута:

  • не может осуществляться отчуждение сервитута без соответствующего ему участка земли;
  • при установлении сервитута на участок, у которого есть несколько собственников, а собственность совместная, требуется получить согласие от каждого из них;
  • не нужно предоставлять кадастровый план, если наложение сервитута было осуществлено на весь участок целиком;
  • на участок накладывается обременение после того, как будет установлен сервитут.

В Едином государственном реестре должна содержаться соответствующая запись об установленном сервитуте, так как он является ограниченным вещным правом.

Сведения о проведенной регистрации должны быть обязательно доведены до сведения собственника или законного владельца, не являющегося заявителем, через пять рабочих дней.

Порядок установления частного сервитута на земельный участок

Основными целями устанавливаемого по соглашению сторон частного сервитута являются:

  • возможность осуществления проезда, прохода, перемещения через чужой земельный участок;
  • для проведений электрических сетей;
  • для проведения канализационных работ или водопроводной сети;
  • для реализации иных интересов лица, которое в этом заинтересовано, если иными законными путями достичь этого не представляется возможными.

Вышеприведенный перечень исчерпывающим не является и может быть расширен (кроме отдельных видов сервитута личного характера).

Заинтересованное лицо может выдвигать свои требования только к лицу, являющемуся собственником участка земли. Если же земельный участок относится к фонду государственной или муниципальной собственности, для наложения сервитута лицу следует обратиться в органы государственной власти или местного управления. Требование также может предъявить лицо, который обладает участком на основании различных прав.

Установление сервитута осуществляется в отношении граничащих между собой участков, однако существуют исключения, когда он устанавливается и в отношении иных участков.

Оформление осуществляется путем составления соглашения между собственником земельного участка и лицом, которое в этом заинтересовано. В случае отсутствия компромисса между ними или в случае отсутствия соглашения возможно обращение в суд третьего лица с соответствующим иском.

Результатом оформления сервитута личного является государственная регистрация.

Как прекращается сервитут на земельный участок?

Выделяют следующие основание прекращения данного обременения:

  • в случае отпадения причин, по которым сервитут был установлен;
  • в судебном порядке установлена невозможность использования участка по целевому назначению из-за сервитута. В таком случае собственник обремененного участка имеет право требования выкупа государственным или муниципальным органом участка, компенсации убытков или предоставления соразмерного участка;
  • если участок перестанет существовать физически;
  • если управомоченная и обязанная стороны соединяется в одном лице;
  • отмена нормативно-правового акта, в соответствии с которым сервитут был установлен;
  • если земля перестанет находиться в гражданском обороте.

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".