Юридические лица как субъекты правоотношений. Юридические лица, как субъекты хозяйственного права: понятие, признаки и виды юридических лиц

Понятие юридического лица и его правовой статус. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К признакам, характеризующим юридическую природу юридических лиц, относятся:

    имущественная обособленность - право иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

    организационное единство - наличие у юридического лица устойчивой структуры, соответствующих органов, осуществляющих внутреннее управление юридическим лицом;

    самостоятельная имущественная ответственность, предполагающая, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам обособленным имуществом;

4) выступление в гражданском обороте от своего имени, т.е. возможность от своего имени приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.

Органом юридического лица выступает его часть (одно лицо либо группа лиц), представляющая интересы юридического лица в отношениях с иными участниками гражданско-правовых отношений без специального на то полномочия (доверенности). Через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов, порядок их формирования и компетенция определяются законодательством и учредительными документами. Указания относительно особенностей органов юридических лиц содержит гражданское законодательство. В частности, ГК РФ предусматривает, что в полном товариществе дела ведутся всеми участниками сообща (ст. 71 ГК РФ), в товариществе на вере управление осуществляют только полные товарищи (ст. 84), в обществах с ограниченной или с дополнительной ответственностью создается ведущий орган - общее собрание участников, а также подчиненный; ему исполнительный орган - единоличный или коллегиальный (ст. 91), в акционерном обществе высшим органом тоже являются общее собрание участников (акционеров), а исполнительным - в зависимости от числа акционеров - или коллегиальный (правление), или единоличный (директор, генеральный директор); если" общество насчитывает более 50 членов, учреждается еще один орган - наблюдательный совет (ст. 103). В производительных кооперативах функционирует общее собрание членов - высший орган, правление и (или) его представительно-исполнительный орган. Унитарные предприятия имеют единоличный орган, представленный руководителем (ст. 113).

Как и физические, юридические лица, чтобы выступать участниками гражданско-правовых отношений должны быть наделены гражданской право- и дееспособностью. Однако в отличие от граждан правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (т.е. с момента включения его в единый государственный реестр) и прекращается в момент завершения его? ликвидации. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок. Соответственно его правоспособность прекращается по истечении срока действия лицензии. Объем правоспособности юридического лица определяется гражданским законодательством и учредительными документами

соответствующего юридического лица. Индивидуально-правовой статус юридического лица регламентируется его учредительными документами. К таким документам относятся устав, либоучредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Учредительный договор представляет собой разновидность гражданско-правового договора, регулирующего отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Местом нахождения юридического лица является место, определенное в его учредительных документах или место егогосударственной регистрации. На юридическом языке место нахождения юридического лица - это юридическая фикция, означающая его условную «привязку» к определенной географической точке (административно нахождения его постоянно действующего органа. Место нахождения юридического лица определяет, какой суд правомочен разрешать возникший спор, поскольку по общему правилу подсудности гражданских дел споры разрешаются по месту нахождения юридического лица-ответчика; какое, законодательство должно быть применено к возникшему спору в ситуации, когда отношения спорящих сторон осложнены иностранным элементом (имущество или одна из сторон спора находится за пределами Российской Федерации; что должно считаться местом заключения договора (ст. 444 ГК РФ) или местом исполнения обязательств (местом, которым должно быть исполнено такое обязательство, в зависимости от его характера признается место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК РФ). Определение точного места нахождения юридического лица важно также для правильного применения к нему актов местных органов самоуправления.

Средством индивидуализации, позволяющим различать юридические лица, является его наименование. Это личное неимущественное право юридического лица. Гражданское законодательство (ст. 54 ГК РФ) устанавливает два требования: 1) в наименовании должна быть предусмотрена организационно- правовая форма юридического лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество, унитарное предприятие, фонд, учреждение и т.п.); 2) всё некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные и чековые инвестиционные фонды и др.) должны включать в свое название также указание на характер деятельности.

Юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, согласно закону (п. 4 ст. 54 ГК), должны иметь фирменное наименование. Понятие «фирменное название», или«фирма», используется для названия коммерческой организации. Право на фирму (фирменное наименование) является исключительным правом; оно неотделимо от самой организации и может учреждаться только вместе с ней. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя обязано прекратить его использование и, кроме того, возместить причиненные убытки. Фирменное наименование регистрируется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо вправе выбрать любое фирменное наименование при условии, что оно не используется кем-либо еще. Наименованием «Россия», «Российская Федерация» и образованными на их основе словами и словосочетаниями можно пользоваться только с согласия Правительства РФ. Некоторые названия могут использоваться лишь определенными организациями. Так, Закон РФ «О банках и банковской фирменном наименовании лишь тех юридических лиц, которые имеют лицензию на осуществление банковской деятельности.

Условием возникновения (юридического признания) юридического лица является его регистрация. В соответствии со ст. 51 ГК РФ, регистрация всех юридических лиц возлагается на органы юстиции. На практике Министерство юстиции РФ и его территориальные управления регистрируют общественные и религиозные объединения. Товарищества домовладельцев, потребительские кооперативы и их предприятия регистрируют районные администрации. Предприятия с иностранными инвестициями - Государственная регистрационная палата и ее местные отделения. Коммерческие банки - Центральный банк РФ. Все остальные формы юридических лиц регистрируются в налоговых органах.

Принято различать три способа возникновения юридического лица:

    распорядительный - порядок, при котором юридическое лицо возникает на основе распоряжения учредителя; при этом специальной государственной регистрации не требуется;

    разрешительный - порядок, в соответствии с которым создание юридического лица требует разрешения соответствующего государственного органа. Так, для создания объединения коммерческих организаций - союзов или ассоциаций - необходимо предварительное соглашение Федеральной антимонопольной службы РФ. Как и в большинстве европейских стран, в России разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков;

    нормативно-явочный порядок создания юридических лиц не требует согласия каких-либо третьих лиц либо специального разрешения государственных органов. Такой порядок является наиболее распространенным и предполагает, что регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего он обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Виды юридических лиц. По цели, которую преследуют юридические лица в своей деятельности, они подразделяются на две большие группы - коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Коммерческими являются те организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К таким организациям относятся хозяйственные товарищества и общества - используемое ГК РФ обобщенное понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставной (складочный) капитал разделяется на доли. В иностранном праве объединения, подобные хозяйственным товариществам и обществам, именуются компаниями (в европейском праве) или корпорациями (в американском праве).

Товарищества и общества характеризуются следующими общими признаками: все они обладают общей правоспособностью, к праве осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ), являются едиными и единственными собственниками своего имущества (п. 3 ст. 213 ГК РФ), образуются по договору их учредителей, т.е. на добровольной основе.

Основное отличие их заключается в том, что товарищества рассматриваются законом как объединение лиц, а общества - как объединения капиталов. На этой основе среди всех коммерческих организаций выделяют две их большие группы: 1) хозяйственные товарищества, полные товарищества, товарищества на вере (имеющие целью объединение капиталов); 2) общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (объединения лиц). Участниками товариществ и обществ могут быть как физические, так и юридические лица. Необходимый минимум их прав установлен в законодательстве (п. 1 ст. 67 ГК РФ), к их числу отнесены: 1) право на участие в управлении делами коммерческой организации; 2) право на получение необходимой информации о ее деятельности, включая право на ознакомление с бухгалтерскими книгами и иной документацией организации; 3) право на участие в распределении прибыли; 4) право на ликвидационную квоту.

Как и любая коммерческая организация, хозяйственное общество или товарищество должно обладать уставным, или складочным, капиталом, образующим имущественную базу его деятельности и гарантирующим интересы кредиторов. Уставной капитал - это зафиксированная учредительными документами и оцененная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители решили объединить (выделить) при создании юридического лица. Уставной капитал хозяйственных товариществ традиционно именуется складочным, поскольку такие предприятия основаны на договоре между учредителями (а не на уставе), складывающими воедино свои взносы для коммерческой деятельности.

К хозяйственным товариществам относят договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Главным действующим лицом любого товарищества является полный товарищ, который несет неограниченную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имуществом. Отсюда в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают» личное участие в делах предприятия. Поэтому лицо может являться полным товарищем лишь в одном товариществе.

Разновидностью хозяйственных товариществ являются полные товарищества и товарищества на вере.

Соответственно полное товарищество отличается двумя признаками: 1) предпринимательская деятельность его участников (полных товарищей) считается деятельностью самого товарищества; 2) по обязательствам полного товарищества любой из его участников отвечает всем своим имуществом. Основным и единственным учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который помимо общих сведений, необходимых для всякого учредительного документа, обязательно должен содержать условия о: складочном капитале товарищества и долях его участников; размере и порядке изменения этих долей; порядке внесения соответствующих вкладов; ответственности за нарушение обязательств по их внесению (п. 2 ст. 70 ГК). Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном кап тале (п. 1 ст. 74 ГК).

Товарищество на вере, или коммандитное товарищество, отличается тем, что представляет собой объединение двух категорий участников: 1) полных товарищей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества и обладают исключительным правом ведения его дел, и 2) вкладчиков, которые вносят вклады в имущество товарищества, но несут ответственность по обязательствам товарищества сверх произведенных ими вкладов и не могут участвовать в ведении дел.

Поскольку указанные вклады становятся собственностью товарищества, вкладчики несут лишь риск их утраты, не рискуя так сильно, как участники с полной ответственностью. На этом основании они отстранены от ведения дел товарищества.

Как отмечалось, разновидностью хозяйственных обществ являются общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Это общества, основанные на объединении капиталов, т.е. в отличие от товариществ здесь не требуется личное участие его членов в делах общества.

Характерными признаками общества с ограниченной ответственностью являются деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие их ответственности по долгам общества (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Фирменное наименование общества должно содержать его наименование и слова «с ограниченной ответственностью» (п. 2 ст. 87 ГК РФ). Максимальное число участников такого общества устанавливается специальным законом; при его превышении общество преобразуется в акционерное или подлежит ликвидации (п. I ст. 88 ГК РФ).

Общества с дополнительной ответственностью - это разновидность общества с ограниченной ответственностью, участники которого солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставной капитал. В случае банкротства одного из участников общества его дополнительная ответственность пропорционально распределяется между остальными участниками (п. I ст. 95 ГК РФ).

Акционерные общества - это предприятия (товарищества) с уставным капиталом, разделенным на определенное число долей, каждая из которых выражена ценной бумагой - акцией. Обладатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам общества, их риск ограничивается размерами вкладов в уставной капитал. То есть акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п.1 ст. 96 ГК РФ).

Акционерные общества разделяются на закрытые и открытые. Для открытого акционерного общества характерно то, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Открытое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Взакрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Разновидностью коммерческих организаций являются производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные предприятия.

Производственные кооперативы - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паев. К видам такой хозяйственной деятельности п. 1 ст. 107 ГК РФ относит: производство, переработку, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Участниками производственных кооперативов являются физические лица, для которых приобретение статуса индивидуального предпринимателя не обязательно. Число членов кооператива не может быть менее пяти. Имущество кооператива первоначально состоит из паевых взносов его членов. При этом размер пая не влияет на правовое положение участника кооператива: независимо от размера такого пая он имеет один голос на общем собрании. Члены кооператива несут суммарную ответственность по всем его обязательствам.

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Единственным учредительным документом такого рода организации является Устав. Орган унитарного предприятия (как правило, единоличный директор) назначается собственником и подотчетен ему. Унитарное предприятие обязано иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества. По обязательствам учредителя (собственника) унитарное предприятие не отвечает. Различают два вида унитарных предприятий:

    основанные на правехозяйственного ведения;

    основанные на правеоперативного управления (казенные).

К некоммерческим организациям относятся юридические лица, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Их разновидностью являются потребительские кооперативы, фонды, учреждения, ассоциации (союзы) юридических лиц.

Прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей к другим лицам именуется реорганизацией. Гражданское законодательство (ст. 57, 58 ГК РФ) предусматривает реорганизацию путем: 1) слияния двух и более организаций в одну новую; 2) присоединения одного юридического лица к другому; 3)разделения юридического лица на несколько новых организаций; 4)выделения из состава юридического лица одного или нескольких организаций; 5) преобразования, смены организационно-правовой формы юридического лица. Как правило, реорганизация проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно.

Способ прекращения его деятельности без правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей к другим лицам, является ликвидацией юридического лица. Ликвидация может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Основанием для добровольной ликвидации ст. 61 ГК РФ называет истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными нарушениями, если они неустранимы.Принудительная ликвидация - по решению суда в связи с осуществлением юридическим лицом своей деятельности без лицензии, либо прямо запрещенной законом, а равно с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов либо в тех случаях, когда такая деятельность противоречит уставным целям организации, в частности, при несостоятельности (банкротстве) юридического лица - его неспособности удовлетворить требования кредиторов.

Порядок ликвидации юридического лица установлен законом. Она начинается с назначения ликвидационной комиссии, которая после своего образования публикует сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке (он не может быть более 2-х месяцев) заявления претензий кредиторами. По истечении указанного в сообщении срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, в котором содержатся данные об имуществе юридического лица, выявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у юридического лица денежных средств, а при их недостаточности - из сумм, вырученных от продажи принадлежавшего юридическому лицу имущества. Выплаты кредиторам производятся в порядке очередности, установленной законом (ст. 64 ГК РФ). После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица.

Наряду с гражданами субъектами права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют следующие функции:

Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени - имени юридического лица;

Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи - акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

Ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;

Функция управления капиталом: институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо можно охарактеризовать как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться: путем слияния нескольких организация в одну новую; путем разделения юридического лица на несколько новых организаций; путем присоединения юридического лица к другому; путем выделения из состава организации других юридических лиц; путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. 5 При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные. Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

Согласно ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ч. 1 ст. 48 ГК).

Юридическое лицо - субъект права, выступающий в гражданском обороте и в суде от своего имени, который может иметь обособленное имущество и отвечать им по своим обязательствам.

Признаки юридического лица:

– приобретение гражданских прав и обязанностей от своего имени как выражение единой воли его участников вовне;

– имущественная обособленность, которая должна толковаться более широко, чем обозначенная в ст. 48 ГК: имущество может принадлежать юридическому лицу не только на вещном, но и исключительно на обязательственном праве (денежные средства на счете, арендованное имущество), но при этом оно не перестанет быть полноценным субъектом гражданского права;

– самостоятельная имущественная ответственность, отличная от ответственности его участников, необходимой предпосылкой которой является обособленное имущество - объект притязаний кредиторов;

– выступление в качестве истца и ответчика в суде.

В качестве участников гражданских правоотношений - субъектов гражданского права могут выступать не только отдельные граждане, но и различные организации. В отличие от имеющих естественное происхождение людей - лиц физических, они создаются не природой, а самим обществом и правом и называются, в отличие от физических лиц, лицами юридическими.

Предпринимательские организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на профессиональной основе, производят определенную продукцию либо занимаются ее заготовкой, реализуют продукцию и иные товары и приобретают сырье и материалы, оказывают хозяйственные услуги другим организациям и гражданам. Организации, занимающиеся не коммерческой и не хозяйственной, а иной - гуманитарной, просветительской или даже управленческой деятельностью, тем не менее вынуждены, хотя бы в минимальной степени, участвовать в хозяйственных связях и имущественных отношениях, которые в обществе, основанном не только на рыночной, но и на плановой административно-командной экономике (в последнем случае, правда, с известной спецификой), неизбежно принимают форму гражданских правоотношений. Таким образом, организации не могли бы осуществлять необходимые им хозяйственные связи, если бы не были наделены способностью быть субъектами гражданских прав и обязанностей.

Однако не всякая организация может быть признана юридическим лицом и фактически действовать как субъект гражданского права. В качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать лишь организации, обладающие материальной, фактической способностью самостоятельно участвовать в товарно-денежных, рыночных отношениях. Поэтому организации, которые закон объявляет юридическими лицами, всегда обладают следующими прямо установленными законом или вытекающими из него признаками.

1) Организационное единство. Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачей его деятельности; должно иметь органы, осуществляющие его дееспособность. Организационное единство юридического лица получает выражение и закрепляется уставом юридического лица или в случаях, предусмотренных законом, - общим положением о юридических лицах данного вида.

2) Наличие обособленного имущества. Чтобы быть участником гражданских правоотношений, субъектом гражданского права, организация должна обладать имуществом, обособленным от имущества других лиц. У различных видов юридических лиц эта обособленность получает различное организационное выражение и юридическое закрепление.

Статья 48 ГК в качестве юридических форм такого обособления называет право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, т.е. вещные права. Между тем имущество юридического лица, в особенности коммерческой организации, далеко не исчерпывается вещными объектами, принадлежащими ему на одном из перечисленных вещных прав. Некоторые юридические лица, например посредническая контора или инвестиционный институт, могут не иметь имущества на одном из указанных вещных прав. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а необходимое помещение и инвентарь они арендуют. В еще большей степени такая имущественная база может быть присуща юридическим лицам - некоммерческим общественным организациям, культурным обществам, учреждениям, фондам и т.п.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица.

3) Самостоятельная имущественная ответственность. Кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств и иных обязанностей юридического лица, только к этому юридическому лицу; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь на обособленное имущество данного юридического лица.

Иногда в предусмотренных законом случаях дополнительно к ответственности юридического лица по его долгам (обязательствам) ответственность могут нести и другие субъекты. Так, в силу п. 5 ст. 115 ГК по обязательствам федерального казенного предприятия (см. § 8 гл. 7) при недостаточности его имущества дополнительную (субсидиарную) ответственность несет Российская Федерация, а в силу п. 2 ст. 107 ГК по обязательствам производственного кооператива - его члены (см. § 7 гл. 7); в силу п. 4 ст. 116 ГК при определенных условиях и члены потребительского кооператива (см. § 7 гл. 8) несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам соответствующего кооператива (о других случаях см. п. 3 ст. 56 ГК).

Согласно ст. 56 ГК, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением, предусмотренным п. 2 ст. 120 ГК: созданное учредителем и финансируемое им учреждение, будучи юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, на остальное его имущество взыскание обращено быть не может.

4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени. В данном признаке получает законченное выражение хозяйственная самостоятельность юридического лица. Возникая на основе имущественных (второй и третий признаки) и организационных (первый признак) предпосылок, этот признак является окончательным внешним выражением экономической самостоятельности и гражданской правосубъектности юридического лица. Юридическое лицо от собственного имени, самостоятельно, за редкими и специальными исключениями, установленными законом (ограничения возможности распоряжения имуществом, принадлежащим юридическому лицу на праве оперативного управления, установленные ст. 297 и 298 ГК), распоряжается своим имуществом, приобретает гражданские права и обязанности, в частности заключает договоры и вступает в обязательства и несет по ним самостоятельную лица ответственность. Отсюда следует и самостоятельное, от собственного имени, участие в судебных делах.

Под правосубъектностью юридического лица - наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности. В гражданском праве различается общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность согласно п. 1 ст. 49 ГК – это возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Такой правоспособностью обладают физические лица и частные коммерческие организации. Специальная правоспособность согласно п. 1 ст. 49 допускает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. При этом следует разграничить предмет их уставной деятельности и конкретные полномочия по осуществлению такой деятельности, которые в сфере гражданского оборота могут быть шире ее предмета, зафиксированного в уставе. Так, закон разрешает некоммерческим организациям осуществлять коммерческую деятельность для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям.

Дееспособность юридического лица - его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, возлагать на себя и исполнять гражданские обязанности, т, е. осуществлять уставную деятельность.

Деятельность юридического лица согласно ст. 53 ГК может осуществляться только людьми, являющимися органами юридического лица. Одни осуществляют взаимодействие с другими субъектами гражданского права, другие осуществляют его уставные функции.

К первым относятся представители организации - лица, представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права.

Исходя из сказанного и основываясь на законе, сложившейся практике и данных научных исследований, можно дать следующее определение юридического лица. Юридическим лицом называется созданная в предусмотренной законом форме организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде, арбитраже и третейском суде.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации, и тем самым препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода «фирм», «корпораций», «центров» и т.п.). Поэтому в интересах всех участников оборота закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень («numerus clausus») видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.

Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) - лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

В развитых правопорядках, главным образом в европейском континентальном праве, традиционным является деление юридических лиц на корпорации и учреждения. Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников (акционерные и другие общества и товарищества, кооперативы), учреждения - организации, создаваемые («учреждаемые») одним или несколькими лицами и не имеющие членства (строго фиксированного участия), например, благотворительные и иные фонды.

К числу корпоративных (членских) организаций у нас могут быть отнесены хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и ассоциации (союзы) юридических лиц, а также большинство некоммерческих организаций (общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства и т.п.). К учреждениям могли бы быть отнесены не только фонды и «автономные некоммерческие организации», но и «унитарные предприятия». Однако в российском гражданском праве понятие учреждение имеет свое, особое значение, отличное от традиционного. Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично финансируемая учредителем-собственником и обладающая ограниченным вещным правом на свое имущество 1 . Поэтому в отечественном правопорядке отсутствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения.

Важной классификацией юридических лиц в зарубежном праве также является их деление на юридические лица частного и публичного права. К последним относятся юридические лица, созданные на основе акта публичной власти (а не по воле учредителей) и нередко обладающие определенными властными полномочиями (в частности, публично-правовые образования и государственные органы). Однако в имущественных (гражданских) правоотношениях юридические лица публичного права приравниваются законом к юридическим лицам частного права, прежде всего, с точки зрения самостоятельной имущественной ответственности по долгам и возможностей банкротства (§ 89 Германского гражданского уложения). В российском правопорядке соответствующие организации выступают либо как государственные или муниципальные учреждения, либо как публично-правовые образования - самостоятельный вид субъектов гражданского права.

В действующем российском гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности).

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается по сути непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц.

Некоммерческие организации создаются для выполнения социально-культурных и тому подобных задач неимущественного характера, решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте. Поэтому ряд из них, например, некоторые общественные организации, строго говоря, могут работать, не имея прав юридических лиц.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц. Они, следовательно, утрачивают право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование. К таким юридическим лицам относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, в отношении которых (их имущества) их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др. (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств).

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю, а при ликвидации - учреждениями, включая правоохранительные органы, нефтепродуктов для сбыта и выплаты за счет этих доходов зарплаты своим работникам.

2. Понятие, виды, содержание вещных прав. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.

В числе признаков вещного права чаще всего фигурируют указания на то, что вещное право носит бессрочный характер; объектом этого права является вещь; требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав; вещному праву присуще право следования и что, наконец, вещные права пользуются абсолютной защитой. В то же время вещи могут быть объектом не только вещных, но и обязательственных прав. В то же время объекты вещных прав далеко не всегда сводятся к вещи. Законодательно из всех признаков закреплено только два: право следования и абсолютный характер защиты (пп. 3 и 4 ст. 216 ГК). Суть первого из указанных признаков сводится к тому, что переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество. Иными словами, право следует за вещью. Отсюда и обозначение этого признака: право следования. Так, залог сохраняется при переходе права на заложенное имущество к другому лицу (ст. 353 ГК). То же имеет место и при переходе к другому лицу права собственности на имущество, сданное в аренду (имущественный наем): договор аренды сохраняет силу и для нового собственника (ст. 617 ГК).

Другой признак, получивший закрепление в законе, состоит в том, что вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК.

В ст. 216 ГК к вещным правам отнесены: право собственности; право пожизненного наследуемого владения землей; право постоянного (бессрочного) пользования землей; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; сервитуты. Этот перечень носит примерный характер, поскольку он сопровождается оговоркой «в частности». Вероятно, наибольшую трудность представляет вопрос, какие права, помимо перечисленных в ст. 216 ГК, могут быть отнесены к вещным. Исходя из места соответствующих прав в системе гражданского законодательства и природы этих прав, по-видимому, есть известные основания для включения в состав вещных прав: принадлежащего учреждению права самостоятельного распоряжения имуществом (п. 2 ст. 298 ГК); залога недвижимости (ипотеки) (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 334 ГК); права члена кооператива на кооперативную квартиру до ее выкупа; права членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением (ст. 292 ГК); права пожизненного проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, по договору или в силу завещательного отказа (§ 4 гл. 33 ГК; ст. 1137 ГК).

В числе вещных могут быть выделены права, которые привязаны к определенному имуществу (например, к земельному участку), и права, которые приурочены к определенному лицу (например, право пожизненного проживания в чужом доме); вещные права, которые установлены в публичных интересах (например, публичные сервитуты), и права, которые установлены в частных интересах (например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком); права, которые предоставляют право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении (например, сервитуты), и права, которые предоставляют право распоряжения чужой вещью (например, ипотека). Вещные права можно классифицировать по основаниям их возникновения (по договору, одностороннему волеизъявлению, судебному решению и т.д.) и прекращения (например, в случае гибели вещи, обремененной сервитутом, совпадения в одном лице права собственности как на участок, обремененный сервитутом, так и на господствующий участок и т.д.).

Право хозяйственного ведения - это вещное право, которым наделяется государственное или муниципальное унитарное предприятие с целью осуществления собственной предпринимательской деятельности, но с использованием имущества собственника.

Субъектом этого права является государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое нужно отличать от государственного или муниципального унитарного предприятия, владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В обоих случаях собственником переданного имущества остается государство (Российская Федерация или его субъект) либо муниципальное образование. Однако круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.

Согласно ч. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В статье 295 ГК РФ перечислены п рава собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ к азенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Порядок распоряжения имуществом казенного предприятия установлен в ст. 297 ГК РФ.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится в соответствии со ст. 299 ГК РФ. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику устанавливается в соответствии со ст. 300 ГК РФ.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

3. Государственное регулирование ценообразования

В современной России внутренние цены формируются в результате не столько действия взаимно уравновешенных рыночных, и нерыночных факторов, сколько в условиях неопределенности, меняющихся правил хозяйственного поведения, зависимости национального хозяйства от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и сырья.

В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Согласно ст. 14.6 Кодекса об административных правоотношенииях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления .

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

    Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

    Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

    Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

    Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

  • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

    Задача

    Полное товарищество «Смирнов и компания» строило дома для садоводов. Дома до их сдачи сгорели и заказчики требовали возмещения убытков. Четверо из членов товарищества заявили, что они не вели строительство сгоревших домиков, не виновны в случившимся и отвечать не намерены. Отвечать, по их мнению, должны те из членов, которые вели строительство и не обеспечили мер пожарной безопасности (плохо убирали стружку, не следили за стройкой), так как учредительным договором предусмотрено, что ответственность по обязательствам товарищества несут виновные в образовавшихся убытках.

    Как решить спор? Как отвечает товарищество? Его члены?

    Ответ

    Решение данного спора основывается на положениях статьями 75 ГК РФ, которая определяется о тветственность участников полного товарищества по его обязательствам

    1. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

    2. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество.

    Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

    3. Соглашение участников товарищества об ограничении или устранении ответственности, предусмотренной в статье 75 ГК РФ, ничтожно.

    Ответственность участников полного товарищества не носит неограниченного характера, поскольку законом установлено, что она является субсидиарной. Согласно ст. 399 ГК это означает, что участники полного товарищества несут ответственность дополнительно к ответственности полного товарищества, являющегося основным должником, и предъявление к ним требований кредитора возможно, если предъявленное требование к основному должнику не было удовлетворено из-за отсутствия средств.

    По обязательствам полного товарищества ответственным является прежде всего имущество самого товарищества, ответственность участников своим личным имуществом является дополнительной, субсидиарной, поэтому в силу ст. 75 ГК взыскание на имущество, принадлежащее отдельным участникам, может быть обращено кредиторами товарищества только при наличии хотя бы одного из следующих условий: фактической несостоятельности товарищества, признания товарищества несостоятельным по суду, ликвидации дел товарищества. Непосредственное же обращение взыскания к отдельным участникам без обращения к товариществу является недопустимым.

    Каждый член полного товарищества солидарно несет субсидиарную ответственность перед третьими лицами — кредиторами товарищества по прямому предписанию закона. Что же касается внутреннего распределения ответственности между членами товарищества, то оно определяется соглашением сторон. Если учредительный договор полного товарищества не предусматривает внутреннего распределения ответственности по обязательствам товарищества, то ее следует распределять соразмерно доле участия каждого из них в убытках товарищества.

    Таким образом, на основании ст. 75 ГК РФ, за причиненные убытка вначале отвечает само полное товарищество, в случае недостаточно имущества товарищества, его участники будут нести субсидиарную ответственность.

    Список литературы
    Граждане – физические лица как субъекты гражданского права ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА) КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ИХ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ (СОДЕРЖАНИЕ, МОМЕНТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ). ЭМАНСИПАЦИЯ


Глава 1. Юридическое лицо как субъект гражданского права,

его признаки, пределы правосубъектности 3

Глава 2. Понятие и принципы трудового права 12

Глава 3. Задача 19

Список использованных источников 21

Глава 1. Юридическое лицо как субъект гражданского права, его признаки, пределы правосубъектности.

Правовому положению юридического лица посвящены нормы четвертой главы ГК РФ (ст. 48-123). Развернутое понятие юридического лица содержится в ст. 48 ГК РФ – «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [ст. 49 ГК РФ].

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Юридическое лицо должно обладать учредительными документами (обычно это Устав), местом нахождения и исполнительным органом; практически для всех типов юридических лиц местом нахождения является адрес, по которому находится (или должен находиться в соответствии с учредительными документами) постоянно действующий исполнительный орган, являющийся представителем юридического лица перед третьими лицами (само юридическое лицо действует только в пределах, описанных в учредительных документах).

Признаки юридического лица - это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства иностранных компаний. Они так же могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.
Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а в совокупности - достаточен, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

Организационное единство юридического лица проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне. "Вместо единственного объединения интересов физического лица единством его мышления и воли, (в юридическом лице) мы имеем искусственное соединение, в котором растворяется часть интересов отдельных лиц, претворясь затем в высшем единстве - общности интересов". Таким образом, множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права.

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц. Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто - денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и ограничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица. Степень обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий, пользования и распоряжения имуществом говорит о такой степени обособленности имущества, которая достаточна для признания данного социального образования юридическим лицом. Появление у конкретного юридического лица обособленности имущества, как правило, приурочено к моменту появления его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на его самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица. Персональный состав участников нескольких юридических лиц и их органов управления, равно как и их компетенция, порой могут полностью совпадать, поэтому с чисто организационной точки зрения их трудно разграничить. В этом случае именно имущество, принадлежащее данному юридическому лицу и только ему, отделенное от имуществ всех других юридических лиц, позволяет точно его идентифицировать.

Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст. 56 ГК. Согласно этому правилу, участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридические лица не отвечают по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не колеблют общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т.е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

Выступление в гражданском обороте от ответственного имени означает возможность от своего имени приобрести и осуществлять гражданские права и нести обязанность, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновременно, та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяет ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права. Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица. Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Правосубъектность есть категория, которая прочно установилась в цивилистической теории, хотя законодательство не использует этот термин. В российской науке категория правосубъектности глубоко и всесторонне разрабатывалась в основном применительно к гражданам, тогда как сущность гражданской правосубъектности юридического лица редко становилась предметом самостоятельного исследования. Обычно правосубъектность юридического лица рассматривалась в свете общего вопроса о природе юридического лица как субъекта права либо в процессе изучения правового положения отдельных видов юридических лиц.

Большинство ученых полагают, что в качестве обобщающего понятие "правосубъектность" базируется на категориях "правоспособность" и "дееспособность".

Многие правоведы отмечают, что общественное образование, наделенное статусом юридического лица, становится участником различных видов общественных связей. Поскольку юридическое лицо реально выступает субъектом разных отраслей права, его правосубъектность носит многоотраслевой характер. Приобретая статус юридического лица, общественное образование становится носителем гражданской, административной, финансовой, трудовой и ряда других видов правосубъектностей, в совокупности создающих его правовой образ. В зависимости от целей и задач, выполняемых юридическим лицом, определяющее значение в его правовом статусе приобретает та или иная правосубъектность.

Однако прежде всего правосубъектность юридического лица носит гражданско-правовой характер. Как подчеркивает Е.А. Суханов, юридическое лицо есть категория гражданского права, созданная для удовлетворения определенных реальных потребностей имущественного (гражданского) оборота. Правосубъектность юридического лица в областях трудового и финансового права носит производный характер. Юридическое лицо становится работодателем и налогоплательщиком в связи с деятельностью, направленной на достижение целей, установленных законом либо учредительными документами юридического лица. Определение круга юридических лиц, их учредителей есть предмет гражданского права.

Действительно, юридическое лицо создается, действует и прекращается в соответствии с нормами гражданского права. Любое общественное образование становится участником административных, налоговых, трудовых и прочих отношений лишь постольку, поскольку оно признается субъектом гражданского права - юридическим лицом [гл. 4 ГК РФ]. Поэтому возможность некой организации быть субъектом иных отношений производна от ее гражданской правосубъектности.

Будучи наделенным гражданской правосубъектностью, юридическое лицо обладает правоспособностью. Однако характер и содержание правоспособности юридического лица как искусственного субъекта права отличаются от правоспособности физического лица (гражданина).

Согласно п. 1 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина есть способность "иметь гражданские права и нести обязанности", которая в равной мере признается за всеми гражданами. В цивилистике правоспособность гражданина - это принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом права и обязанности.

Между тем участие в правоотношениях юридических лиц имеет определенные пределы. Правоспособность юридических лиц предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге гражданских правоотношений, ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом или учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности. юридического лица . Гражданский кодекс указывает, что все юридические лица ... могла признаваться субъектом гражданского права . Первым признаком юридического лица является организационное...

  • Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения

    Реферат >> Государство и право

    В деятельности юридического лица , а также рассмотрение самого понятия юридического лица как субъекта правоотношений в гражданском праве . Объект исследования: юридическое лицо как субъект гражданского правоотношения. Предмет...

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ
    Рубрика (тематическая категория) Право

    ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Юридическое лицо - это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо должна быть создано путем объедине- ния нескольких лиц и (или) имущества.

    Признаками юридического лица являются˸

    1) организационное единство. Юридическое лицо имеет определенную структуру (отделы, управления, цехи, другие подразделения), руководство, определенную цель и задачи (закрепленные уставом или иным учредительным доку- ментом);

    2) наличие обособленного имущества. Организация должна иметь свое имущество, обособленное от имуще- ства учредителей или иных юридических лиц. Юридиче- ское лицо владеет им на праве собственности, полного хозяйственного ведения (это касается государственных предприятий) или оперативного управления (это касается казенных предприятий - таких, которые не могут быть приватизированы). Кроме того, юридическое лицо должно иметь самостоятельные финансовые документы (баланс или смету, счёт в банке);

    3) самостоятельная имущественная ответствен- ность. Юридическое лицо само отвечает по заключаемым им договорам, по долгам и иным обязательствам. Напри- мер, государство не отвечает за долги государственных предприятий;

    4) участие в гражданском обороте от своего имени.

    Юридическое лицо имеет собственное наименование, зак- репленное государственной регистрацией. Оно вправе при- обретать гражданские права и обязанности, определенные ᴇᴦο уставом или иным учредительным документом. На- пример, юридическое лицо вправе приобретать имущество, личные неимущественные права, заключать различные до- говоры;

    5) способность быть истцом и ответчиком в суде. От своего имени юридическое лицо вправе быть участни- ком судебного или хозяйственного процесса.

    Гражданская правоспособность юридического лица воз- никает с момента ᴇᴦο государственной регистрации и пре- кращается со дня внесения в единый государственный реестр записи о ᴇᴦο прекращении. Юридическое лицо при- обретает и осуществляет гражданские права и обязанно- сти через свои органы (собрание участников, исполни- тельный орган).

    Виды юридических лиц˸

    1) исходя из порядка создания различают юри- дические лица частного права и юридические лица пуб- личного права. Юридические лица частного права созда- ются на основании учредительных документов (уставов, договоров). Юридическое лицо публичного права создает- ся распорядительным актом Президента Украины, орга- на государственной власти, органа власти Автономной Рес- публики Крым или органа местного самоуправления;

  • - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ

    ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Юридическое лицо- это организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Юридическое лицо может быть создано путем объедине- ния нескольких лиц и (или) имущества. Признаками юридического лица... .


  • - Тема 1.2. Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности

    1. Понятие и признаки юридического лица. 2. Виды юридических лиц. 3. Правоспособность юридического лица. 4. Филиалы и представительства юридических лиц. 5. Создание юридического лица. 6. Реорганизация юридического лица. 7. Порядок ликвидации юридического лица. 1.... .


  • - Тема 1.2. Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности

    Принципи підприємництва – це вихідні (первісні) засади, норми, правила, через які реалізується свобода підприємницької діяльності. Підприємницька діяльність відбувається на основі таких принципів: n вільний вибір видів діяльності, які не заборонені чинним... .


  • - Вопрос № 104. Юридическое лицо как субъект преступления.

    В уголовном законодательстве зарубежных стран наметились два основных подхода к решению вопроса о уголовной ответственности юридических лиц. В одних государствах юридические лица не являются субъектами уголовного права, а, следовательно, не привлекаются к уголовной... .


  • - Тема 1.2. Юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности

    1. Понятие и признаки юридического лица. 2. Виды юридических лиц. 3. Правоспособность юридического лица. 4. Филиалы и представительства юридических лиц. 5. Создание юридического лица. 6. Реорганизация юридического лица. 7. Порядок ликвидации юридического лица. 1.... .