Стриглава. Старейшие кладбища Ухты

Прежде чем начать описание старейших кладбищ города Ухты, что стоит на берегу реки Ухта, в Республике Коми, посреди непомерной, грозной и труднодоступной тайги, очется остановиться на краткой истории образования города. Это может дать некоторое представление, в каких годах функционировали, застраивались и кем «заселялись» погосты северного города.
Датой основания Ухты можно считать 21 августа 1929 года. Именно на левом берегу реки Ухта, что берет начало на склонах Тиманской возвышенности, причалили лодки геологоразведочной экспедиции в количестве 126 человек. Об Ухтинской нефти знали давно. Еще во времена царствования Ивана Грозного на Ухте была найдена первая в России нефть. Суровость природы, труднодоступность района стали причиной того, что добытчиками «черного золота» при сталинском режиме были политзаключенные. Именно здесь были организованы первые концлагеря, в которых трудились геологи, буровики, проектировщики и простые добытчики нефти и газа. В 30-40е годы Ухта была центром одного из островов архипелага ГУЛага – Ухтапечлага (в последствии –Ухтижемлага).Задачи по выявлению мест захоронений узников концлагерей достаточно сложны, так какв то печальное время не существовало карты легерных кладбищ, а в личных делах репрессированных, как правило, данные о том, где захоронен человек, отсутствуют. С каждым годом все меньше остается свидетелей прошлого, которые могут указать памятные места Ухтапечлага. Однако по мере возможностей работы по выявлению захоронений продолжаются вестись.
Ухта сама по себе является памятником лагерной эпохи. Так, например, при прокладке водопроводных сетей на ул. Октябрьской в конце 60-х годов в траншее был найден череп, который впоследствии довольно долго прослужил экспонатом в одной из средних школ в кабинете биологии.
В данной работе приведены наиболее значимые с точки зрения некромантического исследования захоронения.

Немецкое кладбище

Находится на улице Загородной юго-западной стороны города. Точных сведений о площади нет, т.к. нет генерального плана. По приблизительным меркам занимает около 20 соток. Кладбище названо так потому, что в нем преимущественно хоронили пленных немецких солдат. Однако оно является также местом захоронения и тех, кто прибыл в Ухту по своей воле. Основано в 1939 году, по некоторым сведениям в 1941 году. Кладбище выглядит совершенно заброшенным. Сейчас оно представляет собой просто участок улицы, по обе стороны которой расположены жилые дома и предприятия. На участке множество холмиков, следов бывших могил, и пять-шесть опознаваемых захоронений. Многие годы историко-просвететительное общество пытается добиться восстановления этого кладбища и признания за ним статуса мемориального.

На месте немецкого кладбища никаких аномальных или странных процессов не происходило. По крайней мере, про наличие таковых выяснить не удалось.

«Второе» кладбище.

У этого кладбища отсутствует какое-либо название, и, поскольку, располагается оно на небольшом расстоянии от Немецкого, на той же улице Загородной, то носит только порядковый номер. Кладбище было создано в 40-е годы. Мне удалось найти захоронения, датируемые 1943 годом. Из-за отсутствия средств кладбище не огорожено, не защищено от набегов пьяниц и наркоманов. Площадь кладбища составляет около 40 соток. Могилы располагаются весьма кучно и огорожены оградками. Оградки, порой, так близко примыкают друг к другу, что это значительно затрудняет свободное передвижение по кладбищу (рис. 1). Многие могилы разорены людьми и природой (рис. 2).
Следует рассказать об одном весьма примечательном случае, произошедшем в непосредственной близости от данного кладбища. Невдалеке, можно сказать, на территории кладбища (30 метров), была построена церковь. Рассказывают, что периодически в этой церкви происходят «знаменательные» события, такие как излечение больных. Факты изложены с рассказов прихожан. Объясняется ли это близостью кладбища, сильным православным эгрегором, концентрирующимся в Ухте, или геомагнитной спецификой места — предстоит еще выяснить. По крайней мере, в двух других православных церквях ничего подобного не происходило. По собственным ощущениям я могу лишь сообщить, что на кладбище царит небывалое душевное спокойствие. Здесь огромная концентрация птиц всевозможных пород, и насекомых, хотя в других лесных массивах города этого не наблюдается.

Рис. 1. «Второе» кладбище на ул. Загородной

Рис. 2. Разоренные могилы

Во время моего исследования началась гроза. Каково же было мое удивление, что грозовые тучи обошли кладбище по кругу, дождя над кладбищем практически не было.

Захоронение на р. Ухтарке

Это место нельзя назвать кладбищем в цивилизованном смысле этого слова. Захоронение находится на ручье Ухтарка, впадающем в реку Ухта в ее верхнем течении – в лесу. Туда можно добраться только пешим ходом. Скорее всего, описание этого места можно было бы и избежать, если бы не одно «но». Захоронение это связано с ужасами издевательств лагерного начальства над заключенными, и странными событиями, происходившими вблизи этих мест в 1937-1938 годах. Вот как описывает очевидец происходившие в те далекие времена события (цитируется дословно): «Каждую ночь на Ухтарке казнили. Днем заключенные рыли для себя могилы, а ночью их расстреливали. Исполнители слегка забрасывали трупы землей, а дальнейшую засыпку производила новая партия приговоренных. А потом рыла могилу для себя. Вот такой конвейер. В одну из этих ночей эти спецуполномоченные закрыли в бараке заключенных, много, более сотни их было там, облили барак соляркой и подожгли. Когда он вспыхнул, как факел, заключенным изнутри каким-то столбом, видимо стойкой от нар, удалось выбить дверь барака. Но кто выбегал из этого костра, тех косили насмерть из пулемета парни из команды того чекиста».
Место захоронения обозначают несколько грубых деревянных крестов, вколоченных в землю. Сколько находится мертвецов в этой братской могиле, никто не знает. Исследований до настоящего времени не проводилось. Места, на которых находится братская могила считаются «нехорошими». В этих лесах пропало несколько человек. Объясняют это легкомыслием туристов. Все дело в том, что захоронения находятся на территории карстовых пещер. Пещеры не видны сверху, но один неосторожный шаг – и человек проваливается вглубь земли. Из такой пещеры в одиночку выбраться практически невозможно.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.На территории города Ухты и Ухтинского района находится высокая концентрация захоронений бывших заключенных, многие из которых жили в ужаснейших условиях и умирали задолго до естественного конца.
2.Наиболее предпочтительным для некромантического исследования, следует считать «Второе кладбище». Необходимо выяснить, что является причиной «чудес» излечения в христианском храме, а также необычную, аномальную природу самой территории кладбища.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ,
от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ,
от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ,
от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 263-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

федерального бюджета — на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1 000 рублей.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ; в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1 000 рублей.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
(п. 3 введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны

1. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с заслугами умершего (погибшего) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, сотрудника органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы имеют право ходатайствовать перед специализированной службой по вопросам похоронного дела о погребении умершего (погибшего) на поименованном месте погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего (погибшего), пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников умершего (погибшего).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Погребение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших (погибших) в период прохождения службы в военное время, в период ведения боевых действий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Погребению в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи также подлежат:

1) умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умершие вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3) ветераны военной службы;

4) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — участники войны, проходившие службу в действующей армии, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ)

Оплата расходов на погребение указанных лиц производится в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Погребение умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.

5. Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ)

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

1. При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

облачение тела;

предоставление гроба;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы

Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. При отсутствии супруга, близких родственников или иных родственников либо при их отказе осуществить погребение умерший подлежит погребению в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)

Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни) осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П нормы статьи 14.1 признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренные ими ограничительные меры в сложившихся в Российской Федерации условиях борьбы с терроризмом применяются исключительно к лицам, уголовное преследование в отношении которых прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения совершенного ими террористического акта, и необходимы для охраны общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции
(введена Федеральным законом от 11.12.2002 N 170-ФЗ)

Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

1. Предложения по созданию мест погребения вносятся:

1) Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается размещение мест погребения, для создания Федерального военного мемориального кладбища;

2) министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;

3) массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ;

4) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

2. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности — государственные, муниципальные;

по обычаям — общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению — историко-мемориальные.

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга. Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Осквернение или уничтожение мест погребения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества), допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.

Статья 18. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.

4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища
(в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

1. Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище лиц, не указанных в настоящей статье, осуществляется на основании решения Президента Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

Военные мемориальные кладбища предназначены для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

На военных мемориальных кладбищах могут создаваться семейные (родовые) захоронения.
(абзац введен Федеральным законом от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

2. Порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища определяется Правительством Российской Федерации. Порядок деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

3. Порядок содержания отечественных воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и порядок захоронений военнослужащих иностранных государств на территории Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации.

Статья 21. Семейные (родовые) захоронения

Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Статья 23. Стены скорби

Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Статья 24. Крематории

1. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава IV. ПОХОРОННОЕ ДЕЛО

Статья 25. Организация похоронного дела

1. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 28. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

1. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 года.

Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

Признать утратившим силу с 1 марта 1996 года Закон Российской Федерации «О ритуальном пособии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 713; 1993, N 35, ст. 1419).
(в ред. Федерального закона от 28.06.1997 N 91-ФЗ)

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
12 января 1996 года
N 8-ФЗ

Регистрационный N 6777

В целях совершенствования деятельности учреждений и органов ФСИН России в части обеспечения соблюдения правовых норм о погребении лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России, приказываю :

1. Утвердить прилагаемую инструкцию о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России.

2. ФСИН России (Калинин Ю.И.): организовать изучение инструкции сотрудниками ФСИН России и обеспечить исполнение ее требований.

3. Приказ Минюста России от 09.04.2004 N 81 "Об утверждении инструкции о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 16.04.2004, per. N 5755) считать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра В.У. Ялунина.

Министр

Ю. Чайка

Инструкция о порядке погребения лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России

I. Общие положения

Настоящая инструкция определяет порядок погребения осужденных к лишению свободы, умерших в период отбывания уголовного наказания в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, умерших в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Инструкция разработана на основе Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон)*.

II. Уведомление о смерти умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России и оформление соответствующих документов

1. Администрация учреждения сообщает о смерти осужденного, подозреваемого или обвиняемого одному из близких родственников, указанных в личном деле, либо лицу, указанному в волеизъявлении осужденного. Сообщение должно быть направлено в течение суток по телеграфу. В отношении подозреваемых и обвиняемых в сообщении должна содержаться информация, в какой орган ЗАГСа родственникам надлежит обратиться за получением документа о государственной регистрации смерти.

О смерти подозреваемого или обвиняемого незамедлительно информируется прокурор, а также лицо или орган, в чьем производстве находится уголовное дело.

2. В случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания наказания, администрация учреждения, исполняющего наказание, заявляет о смерти осужденного в орган ЗАГСа по месту своей дислокации. Заявление о смерти должно быть сделано в течение трех суток со дня наступления смерти. Для государственной регистрации смерти и получения документов представляется медицинское свидетельство о смерти.

3. К личному делу умершего осужденного, подозреваемого, обвиняемого приобщаются: копия сообщения, направленного родственникам, копия медицинского свидетельства о смерти; протокол патолого-анатомического вскрытия (если оно проводилось), акт судебно-медицинской экспертизы (если она проводилась), акт о несчастном случае (если смерть наступила в результате несчастного случая), материалы расследования (независимо от причины смерти), акт о погребении или акт о передаче родственникам, законным представителям либо иным лицам умершего.

III. Обеспечение погребения лиц, умерших в учреждениях ФСИН России, с учетом ранее выраженного ими волеизъявления

4. Погребение лиц, умерших в период отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы или содержания под стражей в следственных изоляторах, осуществляется с учетом их волеизъявления.

5. Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (ст. 6 Федерального закона).

IV. Порядок хранения, выдачи и перевозки тел осужденных, умерших в период отбывания уголовного наказания и содержания под стражей в учреждениях ФСИН России, их погребения в случае невостребованности

6. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего, иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней (ст. 8 Федерального закона). Выдача тела умершего осуществляется администрацией учреждения - по письменному заявлению вышеуказанных лиц. Для получения тела умершего необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность.

Выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти.

7. Личные вещи, ценности, средства, хранящиеся на лицевом счете умершего, а также документы и ценные бумаги передаются наследникам умершего в соответствии с частью третьей пятого раздела Гражданского кодекса Российской Федерации, о чем делаются соответствующие записи в акте, который приобщается к личному делу умершего осужденного.

8. Администрацией учреждения оказывается содействие родственникам в получении разрешения на перевозку тела умершего и приобретении проездных документов, а при необходимости - в изготовлении оцинкованного герметично запаянного гроба с деревянной обшивкой для транспортировки.

9. Погребение умершего, тело которого не востребовано, осуществляется администрацией учреждения в соответствии с санитарными правилами и нормами "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения. СанПиН 2.1.1279-03" (зарегистрированы в Минюсте России 30.04.2003, peг. N 4475).

10. Для организации похорон невостребованного тела в учреждении создается комиссия, в состав которой включаются представители служб специального учета, хозяйственного обеспечения, медицинской части, оперативного, финансового отделов, на которых возлагаются обязанности по оформлению документов на умерших, хранению и облачению тела (умерший должен быть одет в летний комплект одежды установленного образца), изготовлению гроба, подготовке могилы. Финансирование погребения невостребованных тел осуществляется за счет средств, выделенных по смете территориальным органам ФСИН России на содержание спецконтингента.

11. Комиссией учреждения погребение невостребованных тел осужденных производится по разрешению местной администрации на кладбищах в специально отведенном месте. После погребения составляется акт, который приобщается к личному делу.

12. На месте погребения устанавливается табличка с фамилией, именем, отчеством, датой рождения и смерти. Номер могилы заносится в архивное дело осужденного. Медицинское свидетельство о смерти приобщается к материалам архивного личного дела и вносится в опись документов. Супруг (супруга), близкие и иные родственники, а также законные представители умершего по своему усмотрению могут установить на могиле умершего надгробие в соответствии со своим вероисповеданием.

V. Особенности погребения умерших иностранных граждан и лиц без гражданства

13. О смерти осужденных и содержащихся под стражей - иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших за рубежом, администрация учреждения в течение суток извещает по телеграфу:

Посольства (консульства) государств, представляющие интересы этих граждан на территории Российской Федерации;

Одного из близких родственников, указанного в личном деле, проживающего в Российской Федерации (если таковые имеются).

14. В случае отсутствия на территории Российской Федерации посольства или консульства государства, гражданином которого являлся умерший, извещение о смерти направляется в подразделение специального учета ФСИН России для последующего сообщения компетентному органу такого государства.

15. На иностранного гражданина или лицо без гражданства, проживавшего в Российской Федерации на основании вида на жительство, этот документ (вид на жительство) вместе с копией свидетельства о смерти передается администрацией учреждения в подразделение паспортно-визовой службы территориального органа внутренних дел, где умерший был зарегистрирован.

16. Если тело умершего осужденного, подозреваемого или обвиняемого иностранного гражданина или лица без гражданства не востребовано, погребение осуществляется администрацией учреждения на общих основаниях, установленных для граждан Российской Федерации, умерших в учреждениях территориальных органов ФСИН России. При этом свидетельство о смерти, национальный паспорт, иные документы, удостоверяющие личность умершего, направляются в соответствующее посольство (консульство), а документы, приведенные в п. 3. настоящей инструкции, приобщаются к его личному делу. Личные вещи, деньги и ценности умершего высылаются его родственникам, указанным в личном деле, или в адрес посольства (консульства), квитанция приобщается к личному делу.

17. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом, то применяются правила международного договора (ст. 2 Федерального закона).

VI. Хранение личных дел осужденных, подозреваемых, обвиняемых, умерших в учреждениях ФСИН России

18. Личные дела умерших, оформленные в установленном порядке, сдаются на постоянное хранение в архив территориального органа ФСИН России не позднее месячного срока со дня смерти.

19. Карточки персонального учета таких лиц хранятся в архивных картотеках учреждения постоянно.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 46; 1997, N 26, ст. 295; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 23, ст. 2282; 2002, N 30, ст. 3033; 2002, N 50, ст. 4931; 2003, N 2, ст. 160; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700 (ч.1).

Со словом «захоронение» у наших сограждан связана чёткая ассоциация с местом на погосте. Участки на кладбище принято огораживать, мостить плиткой, благоустраивать скамейками. В родительские субботы, на Радоницу и Троицу к могилам приносят цветы и поминают родственников. Однако понятие «захоронения» не ограничивается семейными. Если быть точнее, родственными погребениями занята лишь часть территорий, в которых покоятся останки живших ранее людей.

Родственные (семейные) захоронения

В нормативных актах различных регионов России часто семейные и родственные захоронения различают между собой. Обозначим различия между ними, как они поданы в соответствующих редакциях Законов о погребении:

Родственные . Предоставляются на безвозмездной основе. Служат своеобразным дополнением к территории существующей могилы. Предназначены для упокоения супруга(и) или иного близкого родственника усопшему.

Семейные или родовые . Могут не содержать могилы, а быть полностью свободной территорией. Предназначены для двух и более захоронений членов одной фамилии после их смерти. Являются своеобразной гарантией живущим, что их прах будет упокоен в строго установленном месте.

Как становится понятно из определений, родственная могила является частным случаем семейного захоронения. До 2004 года на российских кладбищах часто происходил «самовольный» захват прилегающей к могиле родственника территории. Формально это означало, что потомки ставили оградку так, чтобы захватить побольше места. Поскольку разбирательства в каждом отдельном случае усугубили бы общую обстановку, на законодательном уровне было решено признать «самозахваченные» кладбищенские территории выделенными под упокоение членов одной фамилии. Для этого необходимо было осуществить перерегистрацию участка под родовое захоронение. Единственное ограничение накладывалось на площадь – она не должна была превышать 12 кв. метров.

Упокоения «в ограду» касаются как раз родственных захоронений. Данным термином обозначают ингумацию родственника на свободное возле существующей могилы место в пределах заграждения. В проходе между могилами проводить погребение даже урной строго запрещено.

В отличие от родовых участков, где погребения допустимы и для дальних родственников, на родственных хоронят только определённый круг лиц, являющихся усопшему:

  • родителем (в т. ч. признавшим отцовство или материнство);
  • ребёнком (в т. ч. пасынком или падчерицей);
  • родными братом или сестрой;
  • супругом(ой);
  • бабушкой или дедушкой;
  • внуком или внучкой.

Одиночные захоронения

Выделяются на свободных от могил территориях некрополей. В отличие от родственных (семейных) погребений, возле таких могил администрация кладбищ не оставляет дополнительного места. Следующая яма роется впритык к существующему захоронению. Как правило, это участки у обочин, возле дорог, на отшибе или в труднопроходимых местах. Здесь хоронят:

  • одиноких людей, оставшихся без родственников и не имеющих законного представителя;
  • лиц без определённого места жительства (БОМЖ);
  • не идентифицированные тела из морга по прошествии 14 дней с момента поступления.

В последнем случае нашедшиеся родственники почившего могут впоследствии инициировать эксгумацию останков и перезахоронение.

Воинские захоронения

Как следует из названия, их предназначение – быть местом последнего упокоения ветеранов, действующих и вышедших на пенсию военнослужащих, солдат срочной службы и призванных на военные сборы. Кроме этого ФЗ расширяет данный перечень следующими лицами:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники судебно-исполнительной системы;
  • работники таможни;
  • сотрудники противопожарной службы;
  • работники в органах по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ;
  • уволенные по выслуге лет, ранее работавшие в вышеозначенных службах;
  • умершие вследствие травм во время несения службы в вышеозначенных органах;
  • инвалиды ВОВ.

Воинские захоронения располагаются на воинских кладбищах или специально выделенных для подобных захоронений участках на общественных кладбищах.

Братские (общие) захоронения

О братских могилах, в которых были погребены участники сражений в ВОВ, слагали песни и снимали кинофильмы. К прискорбию следует заметить, что и в наше время на погостах выделяются места для братских захоронений. Сюда свозят останки после терактов, природных катастроф или других чрезвычайных происшествий. Как правило, идентифицированные тела передают родственникам. Те же чей прах не удалось опознать или отделить хоронят в общей могиле. В память о случившемся на место захоронения устанавливают мемориал.

Первичные захоронения

По сути это неупорядоченные воинские или братские могилы на месте происшествия. Условно их можно разделить на:

Боевые . Созданные во время войны, в спешке, формально они служили местом последнего упокоения однополчан или мирных жителей, участвовавших в боях.

Санитарные . Служили в качестве превентивной меры против распространения инфекции или предупреждали экологическую катастрофу.

Ещё древние кочевые племена при обнаружении в степях неопознанных трупов старались обозначить предполагаемый ареал распространения заразы опознавательными знаками. Зашедшего за отметки могли убить без всякого сожаления.

Почётные захоронения

Располагаются на главной аллее некрополя. Предоставляются людям, отличившимся при жизни своими заслугами перед государством или отдельным регионом. Основанием для почётного захоронения служит ходатайство заинтересованных лиц или организаций с подтверждением правомочности подобного погребения. Место выделяется на безвозмездной основе. В отдельных случаях похороны и надгробие также компенсирует соответствующая инстанция. Родственникам почившего выдаётся удостоверение о почётном погребении.

Участки имеют площадь 6 кв. метров и не предполагают подзахоронения.

Массовые захоронения

Ещё одно тёмное пятно в мировой истории – это массовые захоронения. В отличие от первичных или братских, о них обычно умалчивают. Всё дело в том, что подобные погребения имеют криминальную или политическую подоплёку. Каждое массовое захоронение – это горе множества семей, надеявшихся долгие годы найти без вести пропавших родственников.

Примерами массовых захоронений могут служить:

  • могильник под Нижним Тагилом, где было обнаружено убитыми 15 несовершеннолетних девушек;
  • массовые захоронения младенцев 1-3 лет на территории ирландского монастыря;
  • массовые захоронения в Руанде после геноцида 1994 года, когда за 100 дней было убито около 800 тыс. этнических тутси боевиками хуту.

При слове «захоронение» перед нашим взором предстаёт небольшая могила на кладбище, где упокоены близкие. Сюда приходят люди почтить память своих предков на годовщины и в поминальные дни. Однако, погребения бывают не только родственными. Братские, воинские, почётные – все эти понятия различаются между собой. В этой статье изложен краткий обзор по видам захоронений.

Родственные (семейные) захоронения

Разница между семейными и родственными захоронениями небольшая, но она есть. Обозначим её так, как это сделано в региональных законах «О погребении».

Родственные . Рассчитаны на погребение двух человек, приходящихся друг другу близкими родственниками. Участок предоставляется на безвозмездной основе по факту смерти одного из членов семьи. Как правило, на соседнее место производят погребение супруга(и) или родителя (ребёнка).

Семейные . Расширенное понятие родственного захоронения. Предоставляются для погребения более чем двух членов одной фамилии. Выделяются путём нарезки на новом погосте (если позволяет рельеф местности) или добавления площади к уже существующему участку. В Москве место под семейное захоронение можно купить легально через действующий аукцион.

Подобное разделение между родственными и семейными захоронениями возникло на волне «самозахвата» кладбищенских территорий российскими гражданами. Если рядом с могилами родственников обнаруживался неухоженный участок, то его старались присоединить к уже существующим погребениям. Для этого устанавливалась оградка или устанавливался общий цоколь для памятника. В 2004 году, когда на федеральном уровне было принято решение классифицировать участки на погосте, была введена обязательная перерегистрация могил. Чтобы не возникало множественных судебных тяжб, присоединённые в результате описанного «самозахвата» могилы записывались на новых владельцев. Единственное ограничение для таких действий касалось выделяемой площади. Она не должна была превышать в сумме 12 кв. м. Сейчас для новых кладбищ действует максимальная норма в 15 кв. м.

Сопутствующий родственным (семейным) захоронениям термин «упокоение в ограду» означает захоронение на свободное место рядом с имеющейся могилой. И ни в коем случае это не место в проходе между могилами. К слову, на мусульманских участках некрополей тела, в силу особенности размещения в момент погребения, располагаются как раз сбоку от самой могилы. Поэтому ходить вне установленных дорожек близ захоронений правоверных строго запрещено.

Федеральный закон строго определяет перечень лиц, которые могут быть погребены «в ограду» или подзахоронены в действующую могилу при соблюдении санитарных сроков. Чтобы администрация погоста дала своё разрешение на проведение церемонии, новопреставившийся должен приходиться одному из ранее упокоенных или владельцу участка:

  • родителем (усыновителем);
  • сыном/ дочерью (официально признанными пасынком/ падчерицей);
  • братом/ сестрой;
  • мужем/ женой;
  • дедушкой/ бабушкой;
  • внуком/ внучкой.

Одиночные захоронения

На околицах кладбища, в низинах и у дороги часто можно встретить одиночные захоронения. К ним не приходят родственники или близкие для поминовения, и они вскоре становятся неухоженными, зарастают сорняками. Всё дело в том, что на таких труднодоступных местах хоронят:

  • оставшихся без родственников граждан России;
  • оставшихся без жилья (бомжей);
  • не идентифицированные на протяжении 14 дней тела из трупохранилищ.

Ведомости о каждом захоронении в обязательном порядке вносятся в журнал регистрации. При ингумации неустановленной личности указываются особые приметы. В дальнейшем родственники по ним смогут опознать своих близких и произвести перезахоронение.

Воинские захоронения

Погибших на поле боя бойцов и убитых во время несения службы полицейских принято хоронить с особой помпой. Прощаться с ними приходит всё подразделение. Говорят торжественные речи, играет гимн или военный марш, а под конец салютуют троекратным залпом холостыми патронами. Место для упокоения выделяется на воинском кладбище или обособленном участке общественного.

Погребение с указанными почестями положено действующим и вышедшим в отставку по выслуге лет, инвалидности или сокращению сотрудникам, проходящим службу в:

  • армии;
  • военно-морском флоте;
  • правоохранительных органах;
  • таможне;
  • противопожарной службе;
  • органах судебно-исполнительной системы;
  • органах по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Согласно Федеральному законодательству список расширен следующими особами:

  • ветеранами Великой Отечественной, Афганской, Чеченской и прочих войн;
  • солдатами, погибшими при несении срочной службы;
  • лицами, призванными для прохождения плановых военных сборов и погибших при этом.

Почётные захоронения

Известные личности – академики, политики, актёры и т. п. – могут быть удостоены особых почестей после своей смерти. Для этого подаётся ходатайство юридического лица или заинтересованных особ в муниципалитет города. После рассмотрения и вынесенного положительного решения на центральной аллее одного из кладбищ, где проживала знаменитость, выделяется участок для проведения почётного захоронения. Размер у него 6 кв. м. Сама церемония и дальнейшая установка надгробия часто оплачивается за счёт бюджетных или фондовых средств. Эскиз памятника согласовывается с родственниками почившего.

После предания тела земле (или погребения урной) близким усопшего выдаётся удостоверение на могилу. Однако подзахоронение членов семьи в неё строго запрещено.

Братские (общие) захоронения

Под братскими подразумеваются захоронения, в которых упокоено несколько (иногда десятки) людей. Особенностью таких погребений считается невозможность идентифицировать отдельные останки. Такое случается при взрыве бомбы на поле боя или во время теракта, крушении самолёта или железнодорожного состава, гибели людей от цунами или тайфуна. Обнаруженные тела хоронят в одной могиле, на уединённом участке некрополя. Спустя некоторое время за государственные средства на этом месте воздвигают мемориал памяти погибшим.

Первичные захоронения

Погребения вне установленных для этого местах называются первичными. Так находил себе последнее пристанище путник, сбившийся с пути и умерший в дороге, или убитый разбойниками прохожий. Для историков первичные захоронения представляют немалый интерес и раскрывают сокрытые в недрах земли тайны.

Первичные захоронения делятся на:

Боевые . Для павших смертью храбрых бойцов в спешном порядке рылись могилы. Оставшиеся в живых с почестями провожали своих погибших товарищей, чтобы уже завтра с воинской частью прибыть на новое место дислокации. Общество «Память» занимается розыском подобных захоронений и идентификацией погребённых тел.

Санитарные . В случае морового поветрия тела умерших свозили в единый ямник. По мере наполнения общую могилу засыпали песком, а рядом рыли новую. Такими примитивными методами старались противостоять распространению болезни и воздействию трупных ядов на живых.

Массовые захоронения

Массовые захоронения, в отличие от первичных или братских, преследуют цель сокрыть содеянное убийство множества людей. Такие погребения возникают вследствие политических или религиозных разногласий, криминальных разборок, действий маньяка. Обнаруживают их случайно: грибники в лесу, строители при выкапывании фундамента. Иногда о массовых захоронениях сообщают очевидцы по прошествии десятков лет.

Из нашумевших случаев можно привести:

  • Обнаруженные захоронения детских останков на территории католического монастыря в Ирландии. По грубым подсчётам там оказалось свыше 800 тел.
  • Обнаруженные в колодцах Руанды тела этнических тутси. Во время геноцида 1994 года боевики хуту убили свыше 800 тыс. человек за 100 дней.
  • Обнаруженные в лесу под Нижним Тагилом тела 15 несовершеннолетних девушек. Перед убийством их насиловали. Одной из жертв оказалась дочь главаря банды.

Ещё одно тёмное пятно в мировой истории – это массовые захоронения. В отличие от первичных или братских, о них обычно умалчивают. Всё дело в том, что подобные погребения имеют криминальную или политическую подоплёку. Каждое массовое захоронение – это горе множества семей, надеявшихся долгие годы найти без вести пропавших родственников.

Примерами массовых захоронений могут служить:

  • могильник под Нижним Тагилом, где было обнаружено убитыми 15 несовершеннолетних девушек;
  • массовые захоронения младенцев 1-3 лет на территории ирландского монастыря;
  • массовые захоронения в Руанде после геноцида 1994 года, когда за 100 дней было убито около 800 тыс. этнических тутси боевиками хуту.