Предоставление участков недр в пользование. Основания возникновения права недропользования

Получение права пользования недрами - достаточно сложная организационно-правовая процедура, определяемая воздействием целого ряда самых различных факторов и условий.

Общая схема предоставления участков недр в пользование приведена на рис. 4.

Рис. 4. Схема предоставления участков недр в пользование

В целях осуществления антимонопольной политики в сфере недропользования Закон РФ «О недрах» вплоть до 1999 г. прямо запрещал или признавал неправомочными действия органов государственной власти, направленные на замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, т.е. предоставление недр на основании решения органов государственной власти. При этой системе создавались условия соревновательного объективного отбора пользователей недр на основе заранее установленных критериев. В 1999 г. в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми предусматриваются широкие возможности предоставления недр в пользование на основании решения, принимаемого МПР совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ.

В случае отсутствия такого соглашения инвестиционный спор между государственными органами Кыргызской Республики и инвестором разрешается путем консультаций между сторонами. Если стороны не могут достичь мирного урегулирования спора, любой инвестиционный спор разрешается в судах Кыргызской Республики, если только в случае споров между иностранными инвесторами и государственными органами сторон просьба о разрешении спора в соответствии с одним из следующие процедуры, обратившись к:. - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров в рамках Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств или правила, регулирующие использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или. - Арбитраж или временный международный арбитражный суд, созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли.

Таким образом, в настоящее время участки недр могут предоставляться в пользование как на конкурсной, так и на бесконкурсной основе.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» правами предоставления недр в пользование обладают: -

Правительство РФ; -

МПР как федеральный орган управления государственным фондом недр; -

орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр.

Для инициирования арбитража иностранные компании могут также пользоваться льготами, предоставляемыми двусторонними договорами о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций, которые были выполнены Кыргызской Республикой в ​​27 странах. Каков процесс прекращения использования недропользования?

Право пользования недрами прекращается по истечении срока действия лицензии, если лицензиат не подает заявку на продление или преобразование лицензии в течение требуемого периода, а также в случае отказа от права на минеральные ресурсы недропользователями.

Установлены следующие формы принятия решения: -

самостоятельное, субъекта права; -

совместное, соответствующих субъектов права; -

согласование совместного решения; -

согласование самостоятельного решения.

Основаниями для принятия решения о предоставлении права пользования недрами являются: -

результаты конкурса или аукциона; -

Также права на недропользование могут быть прекращены решением Агентства геологии в следующих случаях. Прекращение права пользования недрами не прекращает обязательства пользователя недропользователя надежно, безошибочно и безопасно осуществлять рекультивацию земельного участка и распоряжаться имуществом горнодобывающей промышленности, сохранять и поддерживать добычу полезных ископаемых, безупречно и безопасно для населения и окружающей среды до его передачи в следующего недропользователя и передачи геологической информации и первичной документации в Государственный фонд геологической информации.

установленные законом условия бесконкурсного предоставления участков недр в пользование.

Форму принятия решения о предоставлении права пользования участками недр определяет статус его местоположения: -

зона совместного ведения, т.е. территория субъекта Федерации; -

зона ведения федеральных органов власти, т.е. внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф.

Поэтому Кабинет Министров Украины предложил новую версию Кодекса, подготовленную Министерством экологии и природных ресурсов. Цель проекта, как указано в пояснительной записке, заключается в модернизации и гармонизации всего законодательства о недрах, изменении права пользования недрами, сокращении числа утверждений и других бюрократических процедур, направленных на революцию в общих рамках недропользования в Украине, в частности путем его либерализации. Но наиболее ожидаемыми и ключевыми словами для рынка являются «кодификация» и «прозрачность».

Следует различать также виды оснований получения права пользования недрами: -

решение субъекта права; -

установленный порядок предоставления права пользования участками недр местного значения; -

заключение СРП; -

переход права пользования недрами.

На порядок предоставления права пользования недрами влияет вид пользования недрами, а также специфика видов полезных ископаемых (подземные воды, используемые для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, захоронение радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов горнодобывающего производства). В ряде случаев федеральный орган управления государственным фондом недр осуществляет свои полномочия самостоятельно, а иногда делегирует их своим территориальным органам.

Следует отметить, что проект содержит положения и изменения к следующим законодательным актам. Проект содержит новые правила, касающиеся. Морская разведка и добыча нефти и газа. Упрощение процедур получения специальных разрешений. Упрощение процедур получения земельных прав на использование минеральных ресурсов.

Возможность передачи прав на недропользование. Новые правила страхования добычи нефти и газа. Изменения в законодательной и нормативной базе соглашений о разделе продукции. Новые правила проведения торгов. Мы кратко проанализируем их все. В настоящее время морская разведка и добыча полезных ископаемых регулируются.

Новым основанием для получения права разведки и добычи полезных ископаемых, введенным в 2000 г., является факт открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения. При этом право на проведение работ по геологическому изучению недр на всей территории Федерации и на континентальном шельфе может быть получено на основании решения МПР или его территориального органа, согласованного с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ. Это положение по существу позволяет предоставлять участки недр в пользование без каких-либо установленных законом ограничений.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Наконец, проект содержит ряд правовых норм, конкретно регулирующих добычу нефти и газа в территориальных водах. На сегодняшний день недропользование в пределах морской зоны довольно плохо регулируется.

Упрощение использования подземных вод

Большинство производителей нефти и газа испытывают трудности с получением специальных разрешений на водопользование. Согласно проекту, владельцы и, самое главное, пользователи земельных участков будут иметь право на специальное водопользование до 300 кубометров в день без разрешения на водопользование. Это можно рассматривать как действительно позитивное развитие для игроков рынка.

Этот же закон, как отмечалось выше, уточнил, что деятельность по строительству нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и их эксплуатацию, размещение промышленных и бытовых отходов не следует относить к виду пользования недрами - «строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых». 6.8.2.

Существуют существенные поправки, предложенные Проектом в отношении. Соглашение о недропользовании должно содержать все положения, в том числе технические, экономические, социальные, экологические и другие, обязательства сторон, возможность передачи прав недропользования, условий и условий для производства и распределения недр.

В настоящее время права на недропользование предоставляются на основании специальных разрешений на недропользование. Специальные разрешения выдаются Государственной службой геологии и минеральных ресурсов Украины. Специальное разрешение предоставляет право его владельцу пользоваться недрами в соответствии с условиями, указанными в специальном разрешении. Специальные разрешения выдаются победителям аукционов или по процедуре без аукциона в случаях, установленных законом.

В соответствии с государственными федеральными и региональными программами геологического изучения, развития и освоения минерально-сырьевой базы конкретного региона, субъекты Федерации разрабатывают совместно с уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти (МПР, Минэнерго, Минэкономразвития и др.) долгосрочные (на три, пять и более лет) программы проведения конкурсов и аукционов. Такие программы уже действуют во многих ресурсодобывающих регионах. На их основании формируются блоки участков недр, которые постепенно оформляются для передачи в пользование на соревновательной или бесконкурсной основе. Соревновательная система предусматривает проведение конкурсов или аукционов различного типа. В установленных законодательством случаях право пользования участком недр может быть приобретено на бесконкурсной основе.

Кроме того, держатели специального разрешения обязаны выполнить соглашение о недропользовании, которое является неотъемлемой частью специального разрешения. Однако в проекте предлагается обратное. Согласно проекту, соглашение о недропользовании должно быть документом, подтверждающим право, и специальное разрешение должно быть приложением к нему. Соглашение о недропользовании должно содержать все положения, в том числе, в частности, технические, экономические, социальные, экологические и другие обязательства сторон, возможность передачи прав недропользования, условий и условий для производства и распределения недр.

ГК РФ определяет процедуру соревновательного отбора претендента на получение того или иного вида имущественного права термином «торги». Торги могут проводиться в форме конкурса или аукциона. В законодательстве о недрах понятие «торги» определяется сдвоенным термином «конкурс и аукцион» или «конкурс (аукцион)».

Неудобство состоит в том, что не всегда, говоря в принципе о системе торгов, заранее известна форма их проведения: конкурс, аукцион либо то и другое вместе для разных объектов.

Кроме того, законодательство Украины запрещает отчуждение прав на полезные ископаемые, в том числе вклады в совместную деятельность. В настоящее время существующие экономические и социальные условия отрасли демонстрируют настоятельную необходимость учета рыночных механизмов для этого сектора экономики, поскольку хозяйствующие субъекты, связанные с использованием минеральных ресурсов, как правило, управляются ресурсами.

На основе положений Проекта он позволит передать или заложить права на недропользование. Это действительно революционный шаг для украинского рынка. Однако любые переводы или залог прав на недропользование подлежат утверждению Держгеонадрой. Следует подчеркнуть, что проект предусматривает преимущественное право государства покупать права на недропользование, которые предлагаются для отчуждения.

В последнее время в законах и нормативных правовых актах, связанных в некоторой мере с недропользованием, стали использоваться и термин «торги» и англоязычный термин «тендер». Так, ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» , регламентируя механизм государственного регулирования предоставления концессий, использует термин «торги (аукционы и конкурсы)». Учитывая тенденцию усиления роли гражданско-правового регулирования в недропользовании, очевидно, целесообразно в горном праве постепенно перейти на терминологию ГК РФ и, в частности, на применение обобщающего термина «торги».

Государство будет иметь право приобретать права на недропользование через коммерческую компанию, 100% которой принадлежит Кабинету Министров Украины, и такая покупка подлежит утверждению в Держонедраде. Соглашения об отчуждении прав на недропользование, выполненные без согласований, в то время как пренебрежение преимущественным правом государства приведет к недействительности таких соглашений.

Новые правила страхования при добыче нефти и газа

На основании проекта, в случае передачи прав на недропользование права на землепользование должны автоматически передаваться новому пользователю недр. Однако юридические процедуры для такой «автоматической передачи» еще не разработаны. Согласно проекту, обязательное страхование имущественных рисков при промышленном освоении месторождений нефти и газа должно быть реализовано.

Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научнотехнический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды, учет интересов национальной безопасности РФ.

Согласно проекту, в случае технических изменений в отношении данных, поправки к специальному разрешению не будут обязательными. Кроме того, в проекте предлагается использовать недропользование в рамках соглашения о разделе продукции без выполнения соглашения о недропользовании.

В проекте предлагается ввести конкурсную процедуру получения права на эксплуатацию недропользователей. Победители тендеров будут выбраны специальной комиссией, в которую войдут представители центрального правительства, местного самоуправления и местных общин.

Конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Подводя итог, рынок с нетерпением ожидает предлагаемого проекта и улучшения. Подпишитесь на «Украинский журнал делового права» прямо сейчас и получите самые актуальные вопросы по ведению бизнеса в Украине на вашем устройстве или в печатном виде. Города развивались, и потребность в космосе была постоянной и растущей. Городские стратегии, используемые для поддержания роста и умножения полезной площади, были двумя, сначала увеличивая городскую границу, а во-вторых, уплотнением центральных мест города.

Однако последний столкнулся бы с защищенными городскими центрами с сильными родовыми условиями, которые препятствовали бы его трансформации. Поэтому признание полосы недр является новой альтернативой роста. Процесс использования недр был медленным. Несколько лет назад ограничения на строительство недр соответствовали технологическому развитию. Сегодня ситуация другая, являясь ее основным барьером, нормативным порядком, который замедлил инвестиции, будучи в состоянии внести большой вклад в город.

В соответствии с гражданским законодательством объявление о конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для предоставления работ срока. В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене.

Чилийское законодательство по-прежнему имеет неопределенность в отношении права собственности на недра. Имущество рассматривается в нашей правовой системе как наиболее полное и полное господство, которое может быть достигнуто с одной стороны. Нет другого права, которое дает держателю такое количество полномочий над предметной областью. Это субъективное право гарантируется Политической конституцией и признается в его полномочиях в Гражданском кодексе и в различных правовых и регулирующих органах. Однако дискуссия о расширении этой области не полностью урегулирована, по словам Пилара Гименеса, в некоторых теориях утверждается, что область недр слабеет, когда мы движемся вертикально вниз, хотя математической точности этого нет.

Альтернативной формой отбора претендентов на получение права пользования участками недр является аукционная система. Она представляет собой разновидность публичных торгов, предметом которых является продаваемый товар, имущество или имущественные права, приобретаемые лицом, предложившим наивысшую цену.

Аукцион проводится по специальным правилам.

Другие отмечают, что расширение права измеряется его окончанием. То есть, владелец не мог помешать оккупации недр до такой степени, что фактически не влияет на использование, которое даст этот ресурс. Вертикальное разделение собственности становится необходимым в той мере, в какой мы хотим получить ценность от собственности, и, как утверждает Роберт Гиллмор, «использование воздушного пространства и недр представляет собой неотъемлемые границы для наиболее удобного использования недвижимости». В той степени, в которой собственность может быть разделена вертикально, собственность на недра и поверхность может быть отнесена к разным владельцам, что увеличивает возможности генерации новых проектов для города.

Аукцион осуществляется, как правило, открытым, т.е. гласным способом, когда претенденты открыто повышают цену, или негласным способом, когда они подают условные знаки, в ответ на которые аукционист объявляет новую цену, не называя претендента.

Аукцион может осуществляться также закрытым способом, когда заранее объявляется минимальная цена, а претенденты в запечатанных конвертах предлагают свою цену и до начала аукциона передают их аукционисту. Аукционист в процессе публичного аукциона вскрывает конверты и объявляет победителя - участника, предложившего наибольшую цену. Если одинаковая наивысшая цена была названа одновременно несколькими участниками, обычно для них сразу организуется открытый аукцион.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

Законодательство о недрах предусматривает проведение торгов либо на право пользования недрами, либо на право заключения СРП. Торги на право пользования осуществляются в форме конкурса или аукциона, по результатам которых предоставляется право пользования недрами и выдается соответствующая лицензия. Право на заключение СРП также приобретается по результатам конкурса или аукциона, после чего победитель проводит переговоры и, заключив СРП, получает право пользования недрами, которое удостоверяется соответствующей лицензией.

При бесконкурсной системе предоставления участков недр в пользование аналогично либо заключается лицензионное соглашение и предоставляется на определенных условиях лицензия на право пользования недрами, либо заключается СРП и выдается лицензия.

Проведение конкурса или аукциона обычно начинается с принятия совместного постановления администрации (правительства) субъекта Федерации и МПР.

В постановлении указывается цель проведения конкурса или аукциона; участки недр, выставляемые на конкурс; определяется фирма-оператор (организатор) этого мероприятия; утверждается состав экспертной комиссии из представителей администрации, центральных министерств и ведомств, научных организаций, местного самоуправления и др.; принимается решение о публикации извещения о конкурсе или аукционе; решается ряд других специфических вопросов.

Формально конкурс или аукцион начинается с момента официальной публикации о нем. Практически же работа начинается значительно раньше. Ведется отбор участков, которые предполагается выставить на конкурс или на аукцион, определяются условия предоставления отдельных участков, решается целый ряд организационных вопросов. К этой работе привлекаются, помимо уполномоченных органов государственной власти, специализированные консалтинговые компании, эксперты, научные институты.

Объявления о месте, видах и условиях конкурсов и аукционов, а также результаты их проведения регулярно публикуются в специализированных федеральных изданиях («Российская газета»; бюллетень «Экономические и правовые вопросы недропользования в России», официальное издание МПР), а также в СМИ субъектов Федерации. В настоящее время такая информация распространяется в системе Интернет.

Объявление обычно публикуется за три-шесть месяцев до даты проведения торгов. По каждому раунду торгов в рамках примерных условий утверждаются условия конкретного конкурса.

В объявлении указывается общая характеристика конкурса (аукциона): -

вид полезного ископаемого: нефть и газ, золото, алмазы; -

способ отбора победителя: конкурс, аукцион; открытый, закрытый; -

вид пользования недрами: геологическое изучение, разведка и добыча, и т.п.; -

наименование и координаты участков недр, являющихся предметом торгов, оценка их запасов, характер изученности.

Сложившаяся практика формирования условий проведения торгов показывает определенные различия іри проведении их по различным видам полезных ископаемых. Наиболее развернутые условия разрабатываются и публикуются при предоставлении права на добычу нефти и газа, а также драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако все они строятся на базе общих принципов.

В условиях конкурсов (аукционов) обычно рассматриваются следующие вопросы: объект конкурса (аукциона); краткая геолого-техни- ческая характеристика участков недр; предмет и условия конкурса (аукциона); критерии, учитываемые при выборе победителя; порядок проведения и подведения итогов конкурса (аукциона); условия оформления лицензии.

В состав пакета документов, представляемых в качестве условий конкурса, может входить текст Лицензионного соглашения. По усмотрению конкурсной комиссии он может носить статус типового (обязательственного) или примерного (рекомендательного).

Закон РФ «О недрах» не регламентирует состав и структуру такого договора, поскольку его содержимое в значительной мере определяется видом пользования, а также организационно-техническими особенностями поиска, разведки и добычи того или иного полезного ископаемого. В некоторой мере структура и состав договора определяются требованиями к содержанию лицензии на право пользования участками недр.

Законодательство не содержит критериев, определяющих форму торгов, т.е. способ выбора пользователя недр, на основе конкурса или аукциона. Эта проблема была решена впервые в условиях первого нефтяного Ханты-Мансийского конкурса (1993 г.). В качестве критерия был выбран фактор изученности и освоенности участка недр. По участкам, имеющим достаточно большой обьем геологической информации, подтвержденную нефтегазоносность и другие данные, позволяющие выполнить относительно надежное технико-экономическое обоснование (бизнес-план) освоения месторождения, проводился конкурс. Критериями определения победителя конкурса являлись конкретные предложения по уровню основных технико-экономических показателей, ставкам налоговых отчислений, использованию прогрессивной техники и технологии и т.п.

По участкам с прогнозными запасами, с неподтвержденной нефте- газоносностью, т.е. с объемом информации, недостаточным для сколько-нибудь обоснованных технико-экономических оценок, принимался аукционный способ отбора претендентов. Критерием определения победителя аукциона в данном случае являлся разовый бонус.

В тендерах, проводившихся в последующие годы в различных регионах, применялся в принципе тот же подход.

После официального принятия заявки и выполнения определенных процедур (уплата соответствующих взносов и т.п.) заявитель может на определенных условиях получить пакет геологической и техникоэкономической информации по интересующему участку недр. Пакет должен содержать необходимый объем геологической, горнотехнической, технологической, коммерческой и другой информации для проведения заявителем технико-экономической оценки освоения данного участка недр. На основании этой оценки заявитель в первую очередь для себя определяет целесообразность дальнейшего участия в конкурсе или аукционе и критические условия эффективности такого участия. После этого по установленной форме он представляет, с учетом требований конкурса или аукциона, приемлемый для него вариант основных технико-экономических показателей (ТЭП) ведения работ, связанных с намечаемым видом пользования недрами. В условиях конкурса обычно содержится структура и состав ТЭП.

В качестве критериальных экономических показателей обычно выступают: величина дисконтированного эффекта за период разработки; внутренняя норма прибыли; срок окупаемости инвестиций.

В настоящее время организовано и успешно работает ряд консалтинговых фирм, специализирующихся на разработке подобных документов.

В случае выставления на конкурс или аукцион участков недр, на которых либо уже проводились поисковые и разведочные работы, либо которые находились ранее в пользовании у лиц, права которых на пользование недрами прекращены или аннулированы в установленном законом порядке, в условия конкурса может быть включено требование возмещения ранее понесенных затрат. Порядок определения таких затрат регламентируется МПР и компетентными органами субъекта РФ.

При отборе победителей конкурса применяется многофакторная система показателей, включающая обычно следующие критерии: -

соответствие предложений претендента основным принципам недропользования, действующим на территории региона; -

соответствие основных проектных решений и технологических показателей разработки современным требованиям, прежде всего - обоснования коэффициентов извлечения нефти, привлечения новых технических решений и т.п.; -

технико-экономическая надежность и экологическая безопасность предлагаемых проектных решений в соответствии с требованиями основных принципов пользования недрами; -

условия финансирования капитальных вложений и распределения прибыли; -

предложения по участию в решении социально-экономических проблем региона; -

соответствие ТЭП требованиям примерного Лицензионного соглашения; -

репутация компании и ее финансовая надежность; -

экономическая эффективность проекта.

На проведенных в России конкурсах в качестве критериев применялись и другие системы показателей и условий.

Допускается проведение отдельных конкурсов и аукционов для малых предприятий типа старательских артелей, оборонных предприятий, осуществляющих программу конверсии. Также допускается проведение конкурсов и аукционов с участием только предприятий РФ.

Предоставление лицензий на право разработки месторождений радиоактивных руд проводится по результатам специальных конкурсов.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Собственникам или владельцам земельных участков для удовлетворения их потребности в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения конкурса.

Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления. Лицензия вступает в силу после ее регистрации. Порядок регистрации лицензий устанавливается МПР.

  • Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

    Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр.

    Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее вла­дельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответ­ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех ви­дов права недропользования.

    Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.

    Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недро­пользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Поло­жением о порядке лицензирования пользования недрами.

    По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

    Законодательство устанавливает антимонопольные требования при пользовании недрами (ст. 17 Закона РФ «О недрах»). Запрещаются действия, направленные на:

    Ограничение доступа к участию в конкурсе или аукционе юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами;

    Уклонение от представления лицензий победителям конкурса или аук­циона;

    Замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;

    Дискриминацию пользователей недр, создающих конкурирующие структуры;

    Дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объ­ектам транспорта и инфраструктуры.

    По результатам конкурса или аукциона принимается совместное реше­ние органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выда­чи лицензии.

    Выдача, оформление и регистрация лицензий на право пользования не­драми осуществляются государственными органами управления фондом недр.

    Для пользования недрами континентального шельфа РФ необходимо ре­шение Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона.

    На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:

    В целях захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполни­тельной власти субъектов РФ);

    В порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);

    В целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной влас­ти субъекта РФ).

    Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.

    Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

    Общераспространенные распределены в недрах относительно равномер­но и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классифи­кация имеет важное юридическое значение.

    Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.

    Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без приме­нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископае­мых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и сква­жин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).

    Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуще­ствляется при наличии предварительного согласия органа управления зе­мельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О не­драх»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным зако­нодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению орга­нов исполнительной власти.

    Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.

    Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

    Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предо­ставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

    Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

    Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аук­циона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Со­глашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также свя­занные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

    Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, развед­ки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, перера­ботки, использования и реализации.

    Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдель­ных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

    В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоак­тивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоцен­ных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собствен­ность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополне­ния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камнейРФ,золотого запасаРФ, государственных фондов драгоценных металлов и драго­ценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.