Обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользования. Гражданское право россии

· Сущность педагогической деятельности

Деятельность - с одной стороны это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой - способ их существования и развития.

Деятельность:

1) Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

2) Становится фактором развития духовного мира человека и условием реаизации его культурных потребностей;

3) Является сферой достижения жизненных целей, успехов;

4) Создает условия для самореализации человека;

5) Является источником научного познания, самопознания;

6) Обеспечивает преобразование окружающей среды.

Профессиональная деятельность учителя - это особый вид общественно необходимого труда взрослых, направленный на подготовку подрастающих поколений к жизни.

Педагогическая деятельность - один из видов практического искусства.

Педагогическая деятельность - целенаправленная, т.к. педагог ставит перед собой определенную цель (воспитать отзывчивость, обучить работе на швейной машинке) Вшироком смысле пед. деятельность направлена на передачу опыта подрастающим поколениям. Значит, педагогика как наука изучает особый вид деятельности по приобщению человека к жизни общества.

Пед. деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на учащегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

Пед. деятельность возникла на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколением умений и норм социального поведения.

Школа, училище, колледжи, являются ведущими социальными институтами, основное назначение которых - организация эффективной педагогической деятельности.

Пед.деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации осуществляют общепедагогическую деятельность.

Профессиональная пед. деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Сущность пед. деятельности А.Н.Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действия, результата. Цель - это системообразующая характеристика.

Пед. деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Структура пед. деятельности:

1. цель деятельности;

2. субъект деятельности (преподаватель);

3. объект-субъект деятельности (ученики);

5. способы деятельности;

6. результат деятельности.

Цель пед. деятельности.

Цель - это то, к чему стремятся. Общей стратегической целью педагогической деятельности и целью воспитания является воспитание гармонично развитой личности.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития.

А.С.Макаренко цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания : «Личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого, стр.69).

Достижение данной цели требует от учителя высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства, и осуществляется только в деятельности, направленной на решение поставленных задач как частей цели.

Основные объекты цели пед. деятельности:

Воспитательная среда;

Деятельность воспитанников;

Воспитательный коллектив;

Индивидуальные особенности воспитанников.

Поэтому реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач как:

1) формирование воспитательной среды;

2) организация деятельности воспитанников;

3) создание воспитательного коллектива;

4) развитие индивидуальности личности.

Решение этих задач должно динамично вести к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

Средства деятельности учителя:

Научные знания;

В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников, наблюдения учащихся;

Воспитательные средства: технические

Компьютерные графические и т.д.

Способы передачи опыта преподавателем: объяснение, показ (иллюстрации), совместная работа, практика (лабораторная), тренинги.

Продукт преподавательской деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт в совокупности: аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результат преподавательской деятельности - развитие обучающегося (его личности, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

Деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения множества задач различных типов, классов и уровней.

Чтобы пед. деятельность была успешной,

Учителю надо знать:

Психологическую структуру деятельности, закономерности ееразвития;

Природу человеческих потребностей и мотивов деятельности;

Ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.

Учителю надо уметь:

Планировать деятельность, определять объект и предмет с учетом индивидуальных особенностей, интересов и возможностей детей;

Формировать мотивацию и стимулировать деятельность;

Обеспечивать освоение детьми основных компонентов деятельности (умений планирования, самоконтроля, выполнения действий и операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях. М., 1999г. с. 170))

2.Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество . Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим , когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.

Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций).

В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.

Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

Функции педагога

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Вобыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека - быть активным. Именно это подчеркивается в различных определениях этой категории.

Деятельность - специфическая форма общественно-истори-ческого бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. (Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993).

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель педагогической деятельности носит обобщенный характер. В отечественной педагогике она традиционно выражена в формуле «всестороннее гармоническое развитие личности». Дойдя до отдельного учителя, она трансформируется в конкретную индивидуальную установку, которую учитель и пытается реализовать в своей практике.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Предметом педагогической деятельности выступает управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся. Управленческая деятельность складывается из планирования собственной деятельности и деятельности учащихся, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности, контроля, регулирования качества обученности и воспитанности, анализа результатов обучения и воспитания и прогнозирования дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся.


Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки.

Во-первых, она носит конкретно-исторический характер. Это значит, что цели, содержание и характер такой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности. Например, Л.Н. Толстой, критикуя современную ему школу с догматическим характером обучения, казенщиной, отсутствием внимания и интереса к личности ученика, призывал к гуманным отношениям в школе, к учету потребностей и интересов ученика, высказывался за такое развитие его личности, которое сделало бы растущего человека гармоничным, высоконравственным, творческим. «Воспитывая, образовывая, развивая, …мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра», - писал Л.Н. Толстой (Л.Н. Толстой Кому и у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Пед. соч., М., 1989. - с. 278). Считая все недостатки школы своего времени порождением неразработанности проблемы сущности человека, смысла его жизни в современной ему психологии и философии, Л.Н. Толстой предпринял удачную попытку реализовать собственное понимание этой проблемы при организации Яснополянской школы для крестьянских детей.

Во-вторых, педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе. Духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться.

В-третьих, педагогическая деятельность ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний. Такие знания - это система гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося феномена. Они позволяют понять разнообразные формы его социальной жизнедеятельности, взаимоотношений с природой. Кроме профессиональных знаний, большая роль принадлежит и профессиональным умениям. Педагог постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И наоборот, он черпает их из деятельности. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками», - признавался А.С. Макаренко .

В-четвертых, педагогическая деятельность носит творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.

Основные виды педагогической деятельности

К основным видам педагогической деятельности традиционно относят воспитательную работу, преподавание, научно-методическую культурно-просветительскую и управленческую деятельность.

Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Но поскольку педагогическая деятельность имеет определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качества сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах воспитанности, проявляющихся в позитивных изменениях в сознании воспитанников, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Преподавание - управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций.

Научно-методическая деятельность . Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика - в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом. является основой собственно-методической деятельности педагога.

Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая - в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков.

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся - с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей.

Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя.

Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию - обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование - это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль.

Обязанности ссудодателя и ссудополучателя. Прекращение договора безвозмездного пользования (ссуды)

Признак безвозмездности ссуды, сказывается на том, как распределяются обязанности между сторонами в договоре. Если производить сравнение ссудодателя с арендодателем, то первый несет менее строгие обязанности, т.е. законодательно, руководствуясь принципом справедливости, сужается объем требований к нему.

Ссудополучатель по договору ссуды приобретает право пользования вещью. Законодательно на него возложена обязанность поддерживать полученную в безвозмездное пользование вещь в исправном состоянии. Это и обязанность проводить за свой счет и текущий, и капитальный ремонт, а также нести все расходы на содержание вещи (ст. 695 ГК). Расходы на содержание вещи зависят от ее вида. В частности, ссудополучатель нежилого помещения может нести расходы по управлению помещением, его эксплуатации (расходы на уборку, оплату коммунальных услуг и т.п.). Это правило меняется по соглашению сторон. В договоре ссуды, заключенному на короткий срок, капитальный ремонт вещи может быть возложен на ссудодателя.

Особенность обязанностей ссудодателя зависит от того, является ли договор реальным или консенсуальным. По консенсуальному договору главной обязанностью ссудодателя является предоставление ссудополучателю имущества в состоянии, которое соответствует условиям договора безвозмездного пользования и назначению имущества. Вместе с имуществом ссудополучателю передаются все его принадлежности и относящиеся к нему документы (технический паспорт и др.), если стороны в договоре не указали иное. Ссудополучатель имеет право потребовать передачи ему принадлежностей и документов, относящихся к имуществу, или расторжения договора и взыскания понесенного им реального ущерба, если нарушение ссудодателем обязанности по передаче принадлежностей и документов лишает ссудополучателя возможности использовать предоставленное имущество по назначению, либо такое использование в большей степени теряет ценность для него. При этом в силу безвозмездности договора ссуды исключается возможность взыскания убытков в виде упущенной выгоды.

В договоре, который является реальным, обязанность по передаче имущества ссудополучателю исключена, так как только передача имущества в безвозмездное пользование по факту означает заключение реального договора со всеми правами и обязанностями.

Но и в консенсуальном договоре, независимо от достигнутого соглашения, невозможно заставить лицо передать имущество в безвозмездное пользование, если оно поменяло свое желание. Такое обещание носит моральный характер, и отказ от него может расцениваться лишь с моральной точки зрения. Если происходит нарушение обязанности по передаче имущества, то ссудополучатель имеет право требовать расторжения договора безвозмездного пользования и возмещения убытков, которые появились благодаря произведенным расходам или расходов, которые будут произведены в будущем, утрате или повреждении имущества.

Ссудодатель обеспечивает ссудополучателю бесконфликтное пользование имуществом на время действия договора, т. е. предпринимает все зависящие от него меры к тому, чтобы на пользование никто не мог посягнуть. Если вдруг кто-то мешает спокойному пользованию имущества, ссудодатель предпринимает все меры к тому, чтобы помешать этому, в том числе и с помощью предъявления иска в суд.

Собственником имущества, переданного в безвозмездное пользование, остается ссудодатель. При этом в определенных обстоятельствах (в отступление от общих норм, установленных в ст. 211 ГК РФ) он не несет случайного повреждения имущества или риск случайной гибели. Риск возлагается на ссудополучателя, если имущество испортилось или погибло в связи с тем, что ссудополучатель использовал его не по назначению и не в соответствии с договором безвозмездного пользования либо передал его другому лицу не получив согласия у ссудодателя. Ссудополучатель несет также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если с учетом конкретных условий мог предотвратить его гибель или порчу, пожертвовав своим имуществом, но предпочел сохранить именно свое имущество (ст. 696 ГК). В остальных случаях риск несет ссудодатель как собственник имущества.

Ссудодатель отвечает за такие недостатки вещи, о которых он не сказал намеренно или неосторожно при заключении договора безвозмездного пользования.

«Поэтому,- отмечают А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, - если ссудодатель не оговорил недостатки имущества из-за неосторожности а тем более без вины, его ответственность за недостатки вообще не наступит» Гражданское право. Том 2. под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М: Проспект, 2005. с.349.

При любых условиях сторона передающая имущество не отвечает за те недостатки, которые:

а) были оговорены им при заключении соглашения;

б) были известны стороне принимающей имущество (например, до этого это имущество брал в аренду);

в) ссудополучатель не смог найти при осмотре имущества или проверки его исправности при заключении договора или в процессе передачи имущества.

При этом существенность (или незначительность) недостатков значения не имеет. Сторона, передающая имущество, отвечает за самые мелкие погрешности имущества, о которых он намеренно или по грубой неосторожности не сказал, и которые не вошли в список, указанный в п. 3 ст. 693 ГК.

Речь будет идти об ответственности ссудодателя только за те недостатки, которые были до того момента как имущество передали в безвозмездное пользование. Недостатки, возникшие после передачи вещи, лежат на риске ссудополучателя (ст. 696 ГК).

Таким образом, ответственность ссудодателя за недостатки передаваемой в безвозмездное пользование вещи не просто строится на вине, но и в этих рамках она является ограниченной. При простой неосторожности ссудодатель не отвечает за недостатки, т.е. освобождается от ответственности.

В случае обнаружения недостатков имущества, за которые ссудодатель несет ответственность, ссудополучатель вправе на выбор требовать от ссудодателя:

а) безвозмездно устранить недостатки имущества или возместить свои расходы на устранение недостатков;

б) досрочно расторгнуть договор и возместить понесенный ссудополучателем реальный ущерб.

Ссудодатель, извещенный о требованиях ссудополучателя или о его намерении устранить недостатки вещи за счет ссудодателя, может без промедления произвести замену неисправной вещи другой аналогичной вещью, находящейся в надлежащем состоянии (п. 2 ст. 693 ГК).

Ссудодатель (не так как арендодатель) не может выбирать заменить испорченное имущество на аналог, или устранить недостатки безвозмездно. Итак, если ссудополучатель будет требовать возместить ему расходы на устранение недостатков, то ссудодатель не должен сам устранять их, а может лишь заменить переданной в безвозмездное пользование имущество на аналогичное. Однако если ссудополучатель требует безвозмездного устранения недостатков вещи, то ссудодателю необходимо такие требования удовлетворить.

В случае, когда ссудополучатель требует расторгнуть заключенный договор и возместить ущерб, который ему причинили, то для ссудодателя такое требование должно являться обязательным. При этом он не должен и не может требовать предоставить ему возможность заменить испорченное имущество на аналогичное, ему исправное имущество. Если замена отданного в безвозмездное пользование имущество или устранение его недостатков повлечет даже на короткий срок выбытие имущества из пользования, то ссудополучатель вправе требовать возмещения реального ущерба.

На имущество, которое передается в пользование, могут иметь права и другие лица. Это такие права как - право залога, сервитут и др. Даже при передаче имущества по договору такие права сохраняются за третьими лицами. Например, если имущество находится в залоге, это значит что залогодатель имеет право обратить взыскание на предмет залога в независимости от того передано ли имущество в безвозмездное пользование. В такой ситуации у ссудодателя существует обязанность сообщить ссудополучателю о всех правах третьих лиц на имущество, находящегося в залоге, которое будет передано в безвозмездное пользование. Неисполнение такой обязанности дает ссудополучателю право требования расторжения договора, а также возмещения реального ущерба, который он понес.

В том случае, когда произошло усовершенствование имущества и если это прописано договором, отделимое улучшение остается собственностью ссудополучателя. Здесь отношения по безвозмездному пользованию совпадают с арендными отношениями. Неотделимые усовершенствования имущества, которые неотделимы от него, произведенные без согласованности с ссудодателем будут собственностью ссудодателя. Если ссудополучатель произвел улучшения неотделимые с имуществом согласованные с ссудополучателем, то стоимость этих улучшений возмещается ссудополучателю. По общему правилу ссудополучатель не может усовершенствовать имущество, переданное ему во временное пользование, если эти улучшения будут неотделимы. Однако закон не запрещает того, что это право может оговариваться сторонами в договоре безвозмездного пользования с договоренностью о возможности ссудополучателя получить возмещение за усовершенствования.

В Гражданском Кодексе РФ отсутствуют нормы, которые бы прямо регулировали отношения, касающиеся передачи прав и обязанностей ссудополучателя другому лицу. Но, все же, законодатель упоминает в ст.698 что передача имущества третьему лицу без согласия ссудодателя будет являться одним из оснований досрочного расторжения договора ссудодателем. Исходя из этого, можно сделать вывод, что с разрешения ссудодателя передача имущества в безвозмездное пользование другому лицу может состояться. Если ссудополучатель передает имущество стороннему лицу, то между собой они заключают новый договор ссуды, где ссудополучатель по главному договору выступает ссудодателем, а стороннее лицо - ссудополучателем.

Срок, на который вещь может быть передана в безвозмездное пользование третьему лицу, и объем предоставляемых ему прав не могут выходить за пределы предусмотренных по основному договору. Ссудополучатель по второму договору ссуды никак не пересекается с ссудодателем по главному договору ссуды.

В ГК РФ прописаны условия для расторжения договора ссуды одной стороной. По общему правилу односторонне расторгаются договора если не соблюдены положения договора другой стороной. В главе 36 ГК есть нормы, предусматривающие условия для досрочного расторжения договора безвозмездного пользования (ст. 698). Указанные нормы соответствуют общим нормам о расторжении гражданско-правового договора, установленным в части первой ГК РФ (см. ст. 450), согласно которым по призыву одной из сторон, договор расторгается по решению суда только при грубом несоблюдении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законом и договором.

В качестве условий для расторжения договора безвозмездного пользования по инициативе ссудодателя предусмотрены ситуации, которые одновременно могут быть охарактеризованы как грубые несоблюдения договора со стороны ссудополучателя. К их числу относятся: использование вещи не в соответствии с договором или назначением вещи; неподдержание имущества в исправном состоянии или ее содержанию; существенное ухудшение состояния имущества; передача вещи третьему лицу без согласия ссудодателя.

При наличии следующих оснований ссудополучатель вправе требовать расторжения договора ссуды: обнаружение недостатков вещи, делающих ее непригодной для использования, а ее использование невозможным или обременительным, при условии, что об этих недостатках ссудополучатель не знал и не должен был знать при заключении договора; отсутствие уведомления со стороны ссудодателя о правах других лиц на передаваемое имущество; неисполнение обязанности о передаче имущества либо его частей и относящиеся к нему документы; изменение состояния имущества, которое делает его испорченным, если такое изменение состояния переданного в безвозмездное пользование имущества произошло в силу обстоятельств, за которые ссудополучатель не несет ответственности. В основном все основания для досрочного расторжения договора, за исключением последнего, также характерны для существенного нарушения условий договора безвозмездного пользования со стороны контрагента ссудодателя.

Ссудополучатель в любом договоре ссуды, в том числе и в договору с указанием срока его действия, имеет право в любой момент отказаться от договора безвозмездного пользования при этом соблюдая единственное обязательное условие о сообщении противоположной стороне (ссудодателю) об отказе от договора не позднее чем за один месяц, если не предусмотрено в договоре иное.

Аналогичным правом при соблюдении условия об извещении ссудополучателя пользуется и ссудодатель, но только по договору безвозмездного пользования без указания срока его действия. Если же договор безвозмездного пользования заключен с указанием срока, ссудодатель ни при каких условиях не вправе от него отказаться.

Итак, обязанностями ссудодателя являются: предоставить имущество в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению; отвечать за недостатки вещи, о которых он умышленно или по грубой неосторожности не сказал при заключении договора безвозмездного пользования; обязан при заключении договора ссуды предупредить ссудополучателя о всех правах другого лица на имущество; отвечать за вред, причиненный третьему лицу в результате использования имущества, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя.

Обязанностями ссудополучателя считаются: пользование переданным по договору имуществом в соответствии с его условиями, с назначением имущества; поддержание имущества, полученного в пользование, в хорошем состоянии, в том числе выполнение повседневного и капитального ремонта; несение риска случайного повреждения или гибели переданного имущества; возвращение имущества в состоянии, в котором ее получил изначально, принимая во внимание обычный износ или в состоянии, прописанном в договоре.

Ссудодатель вправе потребовать от ссудополучателя досрочного расторжения договора ссуды в следующих случаях: использование имущества ссудополучателем осуществляется не в соответствии с договором ссуды или назначением вещи, ссудополучатель не исполняет обязанности по поддержанию имущества в исправном состоянии, а также по его содержанию, ссудополучатель в значительной портит состояние имущества, ссудополучатель осуществляет передачу вещи другому лицу без согласования с ссудодателем.

Договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя или ликвидации юридического лица - ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором.

  • 6. Место исполнения обязательства (ст.316).
  • 7. Валюта денежных обязательств (ст.317) . Понятие денежного обязательства (Постановление Пленума Верховного Суда рф n 13, Пленума вас рф n 14 от 08.10.1998).
  • 8. Очередность погашения требований по денежному обязательству (ст. 319). Погашение требований по однородным обязательствам (ст. 319.1).
  • 9. Проценты по денежному обязательству (ст. 317.1)
  • 10. Факультативные и альтернативные обязательства.
  • 11. Солидарные обязательства и солидарные требования (ст. 322-326).
  • 12. Встречное исполнение обязательства (ст.328).
  • 13. Способы обеспечения исполнения обязательств, Понятие, виды (ст.329).
  • 14. Неустойка и ее виды. Соотношение неустойки и убытков. Уменьшение неустойки
  • 15. Понятие и основание возникновения залога. Виды залога. Современное законодательство о залоге (ипотеке) – общая характеристика.
  • 16. Предмет залога. Владение предметом залога. Содержание и сохранность заложенного имущества.
  • 17. Основания обращения взыскания на заложенное имущество. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество
  • 18. Реализация заложенного имущества при обращении на него взыскания в судебном порядке, во внесудебном порядке.
  • 19. Прекращение залога. Передача прав и обязанностей по договору залога. Перевод долга по обязательству, обеспеченному залогом.
  • 20. Отдельные виды залога.
  • 21. Удержание вещи как способ обеспечения обязательств.
  • 22.Поручительство. Основания возникновения поручительства. Форма договора поручительства.
  • 23. Ответственность поручителя.
  • 24. Прекращение поручительства.
  • 25. Понятие и форма независимой гарантии.
  • 26. Независимость гарантии от иных обязательств. Ответственность бенефициара.
  • 27. Отзыв и изменение независимой гарантии. Передача прав по независимой гарантии.
  • 28. Права и обязанности гаранта. Обязанности гаранта при рассмотрении требования бенефициара. Отказ гаранта удовлетворить требование бенефициара
  • 29. Прекращение независимой гарантии.
  • 30. Переход прав кредитора к другому лицу. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу.
  • 31. Переход прав кредитора к другому лицу на основании закона.
  • 32. Перевод долга в новой редакции гк рф.
  • 33. Понятие и значение гражданско-правовой ответственности. Условия ответственности за нарушение обязательств. Ответственность предпринимателя.
  • 34.Понятие и виды убытков. Убытки и неустойка. Ограничение размера ответственности по обязательствам.
  • 35. Ответственность за неисполнение денежного обязательства. Соотношение убытков, неустойки и процентов.
  • 36. Основания прекращения обязательств. Прекращение обязательства исполнением.
  • 37. Отступное как основание прекращения обязательства. Понятие, особенности, судебная практика.
  • 38. Прекращение обязательства зачетом.
  • 40. Понятие договора и его значение в условиях рыночной экономики. Свобода договора. Содержание договора. Существенные условия договора. Форма договора.
  • 41. Примерные условия договора Договор присоединения.
  • 42. Предварительный договор. Рамочный договор.
  • 43. Договор в пользу третьего лица.
  • 44. Основные положения о заключении договора. Момент заключения договора. Форма договора.
  • 45.Учение об оферте и акцепте как стадиях заключения договора.
  • 46. Заключение договора в обязательном порядке. Преддоговорные споры.
  • 48. Последствия изменения и расторжения договора.
  • 50. Договор розничной купли-продажи. Понятие, особенности. Форма и порядок заключения.
  • 51. Поставка товаров. Договор поставки в условиях рыночных отношений. Стороны договора поставки. Порядок заключения договора поставки.
  • 52. Обязанности продавца (поставщика) по договору. Обязанности покупателя по договору. Односторонний отказ от исполнения договора поставки.
  • 53. Существенные нарушения договора поставщиком и покупателем. Ответственность сторон по договору поставки. Возмещение убытков и уплата неустойки.
  • 54. Договор мены. Договор дарения.
  • 55. Рента и пожизненное содержание с иждивением.
  • 57. Финансовая аренда (лизинг). Понятие договора финансового лизинга. Лизингодатель. Лизингополучатель. Обязанности арендодателя.
  • 58. Договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды).
  • 59. Обязательства из договоров найма жилого помещения. Жилищное законодательство. Понятие и виды договора найма жилого помещения. Отличия от договора аренды.
  • 60.Объект договора найма жилого помещения. Стороны договора. Права и обязанности договора найма жилого помещения.
  • 61. Понятие и условия изменения договора найма жилого помещения. Расторжение договора. Случаи и порядок выселения нанимателя и членов его семьи.
  • 58. Договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды).

    По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК )

    Договор ссуды может иметь как консенсуальный, так и реальный характер. Консенсуальный договор ссуды заключается в случаях, когда стороны оговаривают, что обязательство ссудодателя передать вещь в безвозмездное пользование возникает с момента заключения договора. В ситуациях, когда стороны устанавливают, что договор ссуды считается заключенным с момента передачи вещи в безвозмездное пользование, договор носит реальный характер.

    Консенсуальные договоры ссуды являются двусторонними, однако они лишены признака взаимности. Дело в том, что обязанности ссудодателя передать вещь в безвозмездное пользование не корреспондирует право ссудополучателя требовать такой передачи. В силу безвозмездного характера договора ссуды при неисполнении ссудодателем обязательства по предоставлению вещи в безвозмездное пользование ссудополучатель не обладает правом требования передачи вещи в натуре, как это происходит при реализации арендных обязательств, а может лишь потребовать от ссудодателя расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба (ст. 692 ГК).

    Сторонами в договоре ссуды являются ссудодатель и ссудополучатель . Согласно п. 1 ст. 690 ГК ссудодателем может быть собственник или иное лицо, управомоченное законом или собственником. В соответствии с нормой ст. 660 ГК арендатор предприятия имеет право передать в безвозмездное пользование вещи, входящие в состав арендуемого предприятия. Среди норм действующего ГК отсутствуют нормы, устанавливающие особые требования в отношении ссудополучателей .

    В качестве предмета договора ссуды могут выступать индивидуально-определенные непотребляемые вещи, как движимые, так и недвижимые. Нормативные требования к предмету ссуды аналогичны требованиям к предмету аренды, изложенным в нормах ст. 607 ГК. Однако не всякое имущество, указанное в п. 1 ст. 607 ГК, может быть предметом договора ссуды. Так, предприятие как имущественный комплекс не может являться объектом договора ссуды, ибо с предприятием возможны только предпринимательские сделки, а договор ссуды таковым не является.

    В договоре ссуды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ссудополучателю в качестве объекта пользования . При отсутствии в договоре этих данных условие об объекте, подлежащем передаче в безвозмездное пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не признается заключенным. Порядок документального подтверждения данных, позволяющих идентифицировать предмет ссуды, аналогичен порядку, установленному в отношении предмета аренды. Предмет ссуды передается ссудополучателю во владение и пользование , но не в потребление. Поэтому наличные деньги, монеты могут быть предметом ссуды, но только для использования, например, в качестве экспоната на выставке, нумизматической ценности.

    Форма договора ссуды подчиняется общим требованиям о форме сделок. Тем не менее, из-за пробела в законодательстве, договор ссуды недвижимого имущества, как и право ссуды по общему правилу, не подлежит государственной регистрации.

    Договор ссуды может быть заключен на определенный срок , а если срок в договоре не указан, он считается заключенным на неопределенный срок. В ряде случаев законом предусмотрены предельные сроки, на которые допускается передавать имущество в безвозмездное пользование. Возможна передача имущества во временное безвозмездное пользование без указания срока, до его востребования передавшим лицом.

    Главная обязанность ссудодателя состоит в предоставлении ссудополучателю вещи в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению. Вместе с вещью ссудополучателю передаются все ее принадлежности и относящиеся к ней документы (инструкция по использованию, технический паспорт и пр.), если иное не предусмотрено договором.

    Ответственность за недостатки вещи, переданной в безвозмездное пользование, носит ограниченный характер по сравнению с ответственностью арендодателя по договору аренды (ст. 612 ГК) или продавца по договору купли-продажи (ст. 475–476 ГК) за аналогичное нарушение. - ссудодатель отвечает лишь за те недостатки вещи, которые он умышленно или по грубой неосторожности не указал при заключении договора - при обнаружении недостатков в переданной вещи ссудополучатель имеет право выбора только из двух возможностей: либо потребовать от ссудодателя безвозмездного устранения недостатков вещи или возмещения своих расходов на их устранение, либо досрочно расторгнуть договор и возместить понесенный им реальный ущерб (может быть произведена замена, причем сращу же)

    Обязанность ссудодателя предупредить ссудополучателя обо всех правах третьих лиц на эту вещь (сервитуте, праве залога и т.п.) должна исполняться при заключении договора безвозмездного пользования. Обязанность ссудополучателя по содержанию вещи заключается в поддержании вещи, полученной в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и принятии на себя всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК). Ссудополучатель обязан пользоваться переданной ему в безвозмездное пользование вещью в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не установлены, то в соответствии с назначением вещи. Ссудополучатель имеет право производить улучшения в имуществе, переданном ему в безвозмездное пользование.

    В период нахождения у ссудополучателя вещи, переданной в безвозмездное пользование, риск случайной гибели или случайного повреждения этой вещи лежит на нем (ст. 696 ГК), если: а) вещь погибла или была испорчена в связи с тем, что ссудополучатель использовал ее не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением вещи; б) ссудополучатель передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя (при согласии ссудодателя риск падает на ссудодателя); в) с учетом фактических обстоятельств ссудополучатель мог предотвратить ее гибель или порчу, пожертвовав своей вещью, но предпочел сохранить свою вещь.

    Отказ от договора ссуды, заключенного без указания срока, может совершиться в любое время. Для этого любая из сторон договора ссуды обязана известить другую сторону об отказе от договора за один месяц, если иной срок извещения не предусмотрен договором (п. 1 ст. 699 ГК). В договоре ссуды, заключенном с указанием срока его действия, право отказа от договора до истечения срока имеет только ссудополучатель, если иное не установлено самим договором ссуды. Досрочное расторжение договора ссуды, заключенного на определенный срок, возможно в порядке и в случаях, предусмотренных ст. 698 ГК. По требованию ссудодателя срочный договор ссуды может быть расторгнут вследствие неправомерных действий ссудополучателя, т.е. когда ссудополучатель: а) использует вещь не в соответствии с договором или ее назначением; б) не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или по ее содержанию; в) существенно ухудшает состояние вещи; г) без согласия ссудодателя передает вещь третьему лицу

    По требованию ссудополучателя срочный договор ссуды может быть расторгнут в случаях, когда: а) обнаружены недостатки, делающие нормальное использование вещи невозможным или обременительным, о наличии которых ссудополучатель не знал и не мог знать в момент заключения договора; б) вещь в силу обстоятельств, за которые ссудополучатель не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; в) при заключении договора ссудодатель не предупредил ссудополучателя о правах третьих лиц на передаваемую вещь; г) ссудодателем не исполнена обязанность по передаче вещи либо ее принадлежностей и относящихся к ней документов.

    Истечение срока договора ссуды не влечет его автоматического прекращения. Если ссудополучатель продолжает пользоваться вещью по истечении срока действия договора, то при отсутствии возражений со стороны ссудодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 ГК). При отказе от договора ссуды, его расторжении, прекращении по иным основаниям (например, в связи с истечением срока договора) на ссудополучателе, получившем вещь в безвозмездное пользование, лежит обязанность по возврату этой вещи ссудодателю

    Знакома ли вам ситуация, когда копить деньги времени совсем нет, а что-то определенное срочно нужно купить. К счастью, мы живем в двадцать первом веке, и такая организация, как банк, уже во всю работает и помогает людям в приобретении жизненных благ. Здесь вы можете оформить любой денежный займ.
    В этой статье мы отметим на вопрос о том, в чем разница ссуды и кредита.

    Что же такое кредит?

    Кредит - сумма денег, которую банк выдает лицу или организации на определенный срок, под определенный процент. Отсюда делаем вывод, что он не может быть безвозмездным и выданным на неопределенный срок.

    Срочность, платность, возвратность - три принципа кредитования. Отношения заемщика и финансовой организации могут представлять собой как лизинг, коммерческие ссуды, займы, так и факторинг или банковский кредит.

    Типы кредитов

    Кредит бывает трех типов:

    • Кредит денежный. Банком при этом выдается заемщику сумма денег, которую он должен выплатить по истечении срока в большем объеме, чем брал до этого, включая проценты. Самый распространенный вид кредита, которым пользовался каждый второй.
    • Кредит товарный. Принцип такой же, как у денежного. Только теперь заемщик берет не финансы, а какие-то товары, которые он должен вернуть по истечении срока в большем объеме, чем брал до этого, включая проценты.
    • Смешанный - в операциях принимают участие как товары, так и денежные средства.

    Виды кредитов

    Так же кредиты делятся на различные виды:

    1. Ипотека - для покупки жилья.
    2. Коммерческий - для того, чтобы отсрочить какой-либо платеж.
    3. Государственный - само государство выдает юр. и физ. лицам кредиты под установленные проценты.
    4. Потребительский - для покупки заемщиком какого-либо товара.
    5. Банковский - для операций непосредственно с деньгами.

    Итак, ссуда и кредит - в чем разница между этими понятиями? Продолжаем разбираться.

    Немного о ссуде

    Отметим несколько принципиальных отличий:

    • Гражданский кодекс и финансовое законодательство регулируют отношения между лицом, который кредит получает, и организацией кредитования. Кредитор - юридическое лицо с лицензией Центрального банка РФ на право осуществлять соответствующие операции.
    • Со ссудой же совсем другое дело - ее может выдавать как юридическое лицо, так и физическое.
    • Кредит - всегда только какая-либо денежная сумма.
    • Вне зависимости от суммы, времени выплаты кредита и процента, обязателен кредитный договор.
    • Возможно получение кредита на льготных условиях.

    Если заемщик отказывается гасить кредит, кредитор имеет право через суд потребовать его погашения вместе со всеми штрафами. Кредиторы могут не без оснований требовать от заемщика поручительства от третьего лица или залог имуществом.

    В девяностые годы огромную популярность получили ссуды, бартерные сделки. Ссуда -это передача ссудодателем какого-либо имущества ссудополучателю. Ее главное отличие от кредита - необязательность платной основы.

    Ссудодатель - собственник, который обязуется передать ссудополучателю по соглашению имущество в безвозмездное временное пользование. Ссудополучатель - сторона, которая по соглашению получает имущество в безвозмездное временное пользование. Важно помнить, что он при этом не берет в аренду какую-то собственность у ссудодателя, а одалживает ее.

    Данный вид займа не имеет таких принципов как срочность и платность, он обладает только одним, но решающим принципом - возвратностью.

    По договору ссуды, один субъект обязуется данное ему в безвозмездное временное пользование другим субъектом вернуть в том же состоянии, что и приобрел.

    Типы ссуды

    Договора ссуды бывают двух видов:

    1. Консенсуальный - стороны принимают решение, что ссудодатель должен передать вещь на пользование ссудополучателю с момента заключения договора.
    2. Реальный - стороны принимают решение, что договор заключен с того момента, когда ссудодатель непосредственно передал вещь ссудополучателю.

    Общие требования о форме сделок регулируют форму договора ссуды.

    Основные принципы ссуды

    Чтобы отличить ссуду от кредита, обратим внимание на ее принципы.

    • Ссуда может быть платной и безвозмездной.
    • Задолженность по ней выплачивается не частями, как по кредиту, а единовременно и полностью.

    Ссуда-понятие более широкое, чем кредит, и имеет свои виды:

    1. Ссуда имущества -передача самого имущества.
    2. Потребительская ссуда - для покупки каких-либо материальных благ.
    3. Ссуда в банке - кредит в финансовой организации, где как раз-таки обязателен договор подобной ссуды.

    Мы разобрали, в чем же разница между кредитом и ссудой, но есть и то, что их объединяет.

    Подведем итоги

    Имущество (если речь идет о ссуде) или средства займа обязательно должны быть возвращены. При кредитовании, заемщик должен выплатить не только всю сумму, но и проценты с комиссией. При ссуде - вознаграждение (возможно) в денежной форме. В итоге, остается только одна характеристика - возвратность.

    Разобрав подробно данный вопрос, можно начать сомневаться: ссуда или кредит - что лучше? Всякое мнение субъективно, и стоит обратить внимание на то, с какой целью заемщик берет займ. Если он нуждается в деньгах, то помочь ему смогут не все ссудодатели, так как некоторые не занимаются предоставлением этой услуги. Банки выдают кредиты, которые касаются исключительно денег. Можно просто лично в руки получить некоторые финансы, а можно оформить их на приобретение мебели, техники и прочих товаров.

    В чем разница ссуды и кредита? Недвижимость и движимое имущество вполне можно взять через ссуду, не уплачивая финансов за них. Выгодность той или иной финансовой операции зависит от каждого случая, нет определенного хода событий, который подошел бы ко всем заемщикам. Итак, если вы желаете занять сумму денег, то, взяв ссуду, вам придется выплачивать за нее премию ссудодателю. При уплате кредита, естественно, заемщик платит установленный процент постоянно, пока не погасит всю сумму.

    Еще в чем разница ссуды и кредита? Здесь следует сделать несколько математических операций, сравнить, что будет меньше, проценты по кредиту или премия ссудодателю, и выбрать тот вариант, который будет более выгодным. Если ссудодатель обладает не только деньгами, но и нужными получателю вещами (техника, авто, другие вещи) рациональнее будет взять ссуду. Премия ссудодателю может выплачиваться бартером, что в некоторых случаях тоже куда выгоднее. Например, заемщик нуждается в специализированных автомобилях для сельского хозяйства и по окончании пользования, он вернет ссудодателю технику, а в качестве премии отдаст ему какое-то количество произведённой продукции.

    Но если вы нуждаетесь только в финансах, то берите кредит, так как премия обычно куда выше платежей по кредиту, которые вы, кстати говоря, можете уменьшить, выплатив установленную сумму раньше времени. Взвесьте все "за" и "против" и не бойтесь брать взаймы, тем более что теперь вы хорошо знаете, в чем отличие ссуды от кредита, займа.