Экономические ресурсы и эффективность их распределения. Рациональное использование природных ресурсов

Лекция № 6

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Размер любой системы должен соответствовать ее функциям. Никакая система не может сужаться и расширяться до бесконечности.

Закон географического разнообразия:

Чем больше разнообразия в природе региона, тем многовариантнее и лучше условия развития человечества.

Энергоэффективность - это наиболее эффективный способ сочетания декарбонизации экономики и повышения энергетической безопасности Европейского Союза. Во времена экономических и энергетических кризисов энергоэффективность в сочетании с диверсификацией источников энергии, может помочь ответить на основные риски, связанные с недавним российским и украинским кризисом. Одним из ключевых способов помочь Европейскому союзу достичь своих целей в области энергоэффективности является сокращение потребления тепла и связанных с этим выбросов парниковых газов.

Рациональное природопользование и охрана природы основываются на следующих правилах и принципах:

Правило прогнозирования:

Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимальных возможностях предотвращения негативного последствия природопользования.

Правило повышенно интенсивного освоения природных ресурсов:

Использование природных ресурсов должно производиться на основе повышенной интенсивности их освоения, в частности, с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, транспортировке, обогащении и переработке.

На тепло приходится почти 50% общего потребления энергии в Европе, а 70% энергии, потребляемой зданиями, используется для отопления. Эти сокращения могут быть достигнуты путем поощрения решений, которые обеспечивают быстрые широкомасштабные результаты с приемлемой стоимостью. Этими решениями являются, по сути, контракты на энергоэффективность, сети централизованного теплоснабжения, когенерация, а также использование биомассы, геотермальных ресурсов, тепловых насосов и солнечной тепловой энергии.

Развитие отрасли энергетических услуг приведет к динамике создания рабочих мест, что также будет способствовать финансированию инвестиций в проекты в области энергоэффективности, поскольку их рентабельность будет обеспечиваться долгосрочными обязательствами. гарантированных специалистами энергетических служб.

Правило множественного значения объектов и явлений природы:

Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства.

Правило комплексности:

Использование природных ресурсов должны реализоваться комплексно разными отраслями народного хозяйства.

Правило региональности:

Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий.

Это особенно касается тепла, выделяемого мусоросжигательными установками. Сети централизованного теплоснабжения имеют существенное качество: гибкость их энергоснабжения. Они могут служить цели увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе Союза путем содействия быстрому и широкомасштабному внедрению альтернатив импортированным углеводородам.

Рекомендация 3: Следует поощрять использование возобновляемых источников энергии, отработанного тепла и комбинированных технологий в области тепловой и электрической энергии в сетях централизованного теплоснабжения. Биомасса уже является основным источником возобновляемой энергии в Европе, но она далека от полного потенциала, хотя она производится и потребляется на местном уровне, и является одним из важных звеньев в круговой экономике на местах. Использование твердых топлив для восстановления с потенциалом, оцениваемым в нескольких десятках миллионов тонн в Европе, в основном из биомассы, будет одним из основных средств.

Правило косвенного использования и охраны:

Использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, но не должно приносить ему вред.

Правило единства использования и охраны природы:

Охрана природы должна осуществляться в процессе её использования.

Правило приоритета охраны природы на её использование:

При использовании природных ресурсов должен соблюдаться приоритет экологической безопасности над экономической выгодностью .

Сети централизованного теплоснабжения способствуют наиболее эффективному использованию этого природного ресурса и других возобновляемых источников тепла. Более 125 миллионов европейских граждан живут в регионах, где геотермальная энергия может использоваться устойчивым и связанным образом к городским тепловым сетям. Кроме того, городская тепловая сеть может питаться от других прерывистых источников возобновляемой энергии. Кроме того, отходы, выделяемые электростанциями и промышленными предприятиями, центрами обработки данных и системами очистки, могут быть восстановлены для обеспечения сетей централизованного теплоснабжения и могут использоваться в качестве хранилищ для тепла, выделяемого в районе. из этих разных источников, что в конечном итоге может дать им важную роль в стабилизации электрических сетей в случае перепроизводства электроэнергии из источников ветра или фотоэлектрических источников.

Человеческая деятельность может оказывать несколько типов воздействия на природную среду:

Ø экономическое регулирование (гл. IV);

Ø нормирование (гл. V);

Ø оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

Такой переход обеспечит 100 млрд. Евро в год сбережениями в расходах на первичные энергоресурсы, которые часто в два раза эффективнее обычных электростанций. Рекомендация 4: Необходимо реформировать систему торговли выбросами в Европейском союзе, чтобы полученная в результате цена на углерод обеспечивала достаточные экономические стимулы для ускорения инвестиций в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии.

Сам принцип углеродного ценообразования имеет первостепенное значение, о чем свидетельствуют выводы последнего доклада Группы экспертов ООН по изменению климата. Однако в свете трудностей, с которыми сталкивается схема торговли выбросами Союза, крайне важно реализовать другие инструменты, которые уменьшат его волатильность и обеспечат, чтобы европейские стимулов и возможности участвовать в низкоуглеродных инвестициях.

Ø зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

Ø природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

Ø государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

Ø контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);

Ø научные исследования (гл. XII);

Ø основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

Обработка и утилизация отходов в качестве вторичного сырья должна стать основой новых бизнес-моделей, более устойчивых моделей и стимулирования экономического роста. Эта инициатива поддерживает переход к ресурсоэффективной и низкоуглеродной экономике для достижения устойчивого роста. Европейский союз страдает от неравномерного распределения объектов по переработке и восстановлению отходов между государствами-членами.

Рекомендация 5: Следует принять меры по планированию и стимулированию для устранения дисбалансов в распределении инфраструктуры по утилизации отходов в Европейском союзе, особенно в тех районах, где отходы удаляются, а не восстанавливаются. В более общем плане оценка и повторное использование ресурсов должны поддерживаться налоговыми стимулами, которые учитывают их положительное влияние на внешние факторы.

Ø ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

Ø международное сотрудничество (гл. XV);

Ø заключительные положения (гл. XVI).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Распределение инфраструктур по утилизации отходов в пределах Союза очень неравномерно, и это неравномерное распределение также наблюдается для объектов по удалению отходов, таких как свалки, некоторые из которых оснащены эффективными установками для удаления отходов. восстановление биогаза, в то время как другие - нет, оставляя большое количество метана в атмосфере.

Такие стимулы для новых установок по переработке и рециркуляции отходов должны модулироваться в зависимости от количества созданных чистых рабочих мест и количества тепла, которое ранее было не задействовано и в настоящее время восстановлено как на существующих объектах сжигания, так и на существующих объектах. восстановительные установки для обработки твердого топлива. Рекомендация 6: Европейские цели по управлению отходами следует распространять на неопасные промышленные и промышленные отходы.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения

Кроме того, для содействия утилизации отходов стандарты промышленности должны устанавливаться по типу продукта, требуя минимального уровня переработанного содержимого. В случае Рамочной Директивы об отходах и Директивы об отходах, охватывающей все категории отходов, цели как действующего законодательства, так и предлагаемых поправок распространяются только на муниципальные отходы. это лишь одна треть потоков отходов. Таким образом, большинство потоков отходов коммерческого или промышленного происхождения почти полностью игнорируются этими текстами.

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Однако эти отходы представляют собой значительный источник энергии и извлекаемых материалов, которые зачастую имеют более высокое качество, чем муниципальные отходы, поэтому расширение сферы охвата всех неопасных коммерческих и промышленных отходов улучшит воздействие эти две директивы.

Для достижения этих целей необходимо определить экономически приемлемый способ полностью использовать все виды извлекаемых отходов. Этот переход к более ресурсоэффективным экономическим моделям является одним из ответов на растущую угрозу, возникающую в результате волатильность цен на сырьевые товары и их растущий дефицит.

Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Все эти изменения оказывают значительное влияние на способность промышленного сектора предвидеть свою деятельность, планировать инвестиции и строить устойчивые экономические модели. Европейский союз должен добиться сопоставимости результатов путем установления общих определений категорий отходов и путем производства стандартизированных статистических данных. Особенно важно обеспечить, чтобы государства-члены использовали общее определение «остаточных отходов», в целях организации и надлежащего управления их сокращением.

Вместо методов, которые в настоящее время используются, на уровне Союза следует наложить единый метод для сбора и представления статистики отходов и оценки скорости рециркуляции отходов. в каждом государстве-члене. Существующие схемы расширенной ответственности производителя могут привести к искажениям конкуренции.

Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Рекомендация 8: Необходимо указать общие европейские руководящие принципы для расширенной ответственности производителей. Чтобы обеспечить справедливую конкуренцию и повысить эффективность, все они должны основываться на общих принципах. В последние годы Европейский Союз был полем битвы за идеологические дебаты по вопросам управления водным сектором. С одной стороны, питьевая вода была исключена из Директивы о концессионных контрактах, с тем чтобы освободить некоторых участников этого сектора от требований прозрачности, установленных Директивой.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Закон РФ «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение.

К сожалению, эти дебаты создали больше путаницы, чем ясность. Качество поверхностных вод в Европе должно постоянно контролироваться и улучшаться. Рекомендация 9: Необходимо ускорить защиту водных ресурсов от загрязнения и чрезмерной абстракции путем определения и внедрения соответствующих инструментов регулирования на уровне Европейского союза.

В целом состояние подземных вод не улучшилось; это даже ухудшилось во многих областях, новые нанотехнологические отрасли также создают новые угрозы, и их влияние на здоровье и окружающую среду еще не полностью оценено. улучшить ситуацию и смягчить эти риски.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли . Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель, и совершение других земельных сделок.

Полное осуществление существующих правил водопользования и улучшение координации соответствующего законодательства должны стать приоритетом для Европейского союза. Он также должен содействовать лечению особо опасных веществ в источнике, расширять сотрудничество и диалог с потребителями, с промышленными предприятиями, использующими или производящими загрязнители, и с организациями управления водными ресурсами. более широкое использование коллективных систем утилизации и очистки сточных вод.

Сточные воды - это недоиспользуемый и восстановленный ресурс: оптимальное управление этими ресурсами, а также осадок сточных вод могут помочь Европе стать более эффективными в использовании ресурсов, тем самым способствуя циркулярной экономике. в том числе в его измерении энергоэффективности.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Основы лесного законодательства (1977 г.) регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Феде­рации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Рекомендация 10: В дополнение к обеспечению соблюдения существующих правил Европейскому союзу следует сосредоточить внимание на дополнительных мерах, которые будут стимулировать более эффективное использование сточных вод и осадка сточных вод. Общесекторальный инструмент должен быть нацелен на установление минимальных стандартов качества, основанных на научном обосновании, которые обеспечивают повторное использование воды после обработки, особенно для сельскохозяйственного орошения, в котором используется около 70% воды взимаемые.

Лесной кодекс РФ (1997 г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспече­ния биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

    Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.). Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Особенностью рассматриваемой системы управления материальными ресурсами является отсутствие в ней иерархии управления, ибо движение материальных ресурсов осуществляется не директивой, а с помощью реальных экономических средств. В такой системе все ее пользователи будут находиться в равноправном положении, а если и будут привилегии, то только у хорошо работающих предприятий.

В условиях рыночной экономики благодаря конкуренции между товаропроизводителями устанавливается некоторый наиболее распространенный уровень затрат материальных ресурсов, который и является общественно необходимым. Для определенного периода времени этот уровень стабилен, с тенденцией к снижению.

Всякое превышение общественно необходимого уровня затрат для данного товаропроизводителя влечет негативные экономические последствия - вплоть до банкротства. Поэтому каждое предприятие вынуждено работать так, чтобы его затраты не превышали установившийся общественно необходимый уровень. В этом заключается экономическая основа механизма рационального использования материальных ресурсов, т. е. ресурсосбережения.

Величина затрат материальных ресурсов в значительной мере определяется характером процесса материалопотребления. На процесс материалопотребления оказывают влияние следующие факторы:

1. Тип производства, а именно: массовое, крупносерийное, среднесерийное, мелкосерийное и единичное.

2. Объем производства.

3. Степень регламентации производственного процесса, прежде всего в части требований к предметам труда - от его исходного состояния и до готовой продукции.

4. Длительность производственного цикла, что определяет величину незавершенного производства.

5. Номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции или выполняемых работ, т.е. степень многономенклатурности программы.

6. Гибкость производства, т. е. способность производства к быстрой переналадке для выпуска новых видов изделий.

7. Вид изделий или работ с точки зрения их сложности, энергоемкости, материалоемкости и наукоемкости.

8. Уровень законченности изготовляемых изделий.

9. Уровень надежности изготовляемых изделий, что определяет материалозатраты в процессе их эксплуатации.

10. Характеристика технологических процессов с точки зрения их прогрессивности, экологической чистоты, безотходности.

Перечисленные факторы предопределяют процесс управления материальными ресурсами. Так, например, в массовом или крупносерийном производстве потребляется весьма значительный объем материальных ресурсов, но ограниченной номенклатуры, а в единичном или мелкосерийном производстве объем потребления невелик, но достаточно обширен по номенклатуре.

Более того, указанные факторы в основном формируют отраслевые особенности материалопотребления, которые в наибольшей степени проявляются в строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте, в сфере обслуживания.(8)

Все многообразие процессов материалопотребления можно свести к следующим парным характеристикам, т. е. материалопотребление может быть:

  • стабильное и нестабильное;
  • детерминированное и стохастическое;
  • равномерное и неравномерное;
  • ритмичное и неритмичное.

Некоторые их представленных характеристик могут пересекаться, некоторые характеристики несовместимы, возможны промежуточные значения.

Таким образом, процесс материалопотребления включает в себя использование прежде всего таких видов материальных ресурсов, как сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, причем непосредственно в производстве и при формировании запасов.

Рациональное использование сырья и материалов хотя и является, в принципе, производственной задачей, однако правильная производственная система материально - технического снабжения предполагает эффективные нормы расхода сырья и материалов и оказывает на него существенное влияние. При установлении эффективных норм расхода сырья и материалов следует исходить из их оптимальных величин, которые являются достижимыми при данных конкретных условиях производственного процесса выпуска продукции.

Расход основного сырья и материалов по каждому виду определяется, при технико- технологическом обосновании, из выражения:

где: Mk - расход сырья и материалов по каждому виду, относящемуся к выпуску продукции;

q - объем- производства выпускаемой продукции;

Mr1..Mr - нормированный расход сырья и материалов каждого вида, необходимый для изготовления единицы выпускаемой продукции от 1 до n.

Вышеприведенное выражение является самой надежной основой для осуществления планирования расходов основного сырья и материалов. Возможным является также опытно-статистическое обоснование расхода основного сырья и материалов или же оценка этого расхода по сравнительным сопоставимым параметрам.

Продолжительное эффективное использование материальных и энергетических ресурсов требует организации экономии сырья, материалов и энергетических ресурсов, которые должны охватить все сферы деятельности предприятия. Основой для организации этой экономии является ориентированное на нее технологическое развитие предприятия, которое охватывает четыре комплексные задачи:

1. Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий

Экономия сырья и материалов при выпуске уже разработанных изделий при конструировании новых изделий и при дифференциации изделий по ассортименту.

Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов в результате оптимизации технологического процесса при производстве изделий.

Переориентация ранее оформленных изделий на экономически более выгодные сырье, материалы, узлы и детали, а также энергетически более экономные технологические процессы производства готовой продукции.

Относительное уменьшение претензий у клиентов в результате повышения качества изделий, создания новых потребительских изделий и улучшение внешнего оформления систем изделий (с точки зрения конкурентоспособности изделий).

Экономия сырья и материалов, энергетических ресурсов и технических средств в процессе осуществления упаковки, транспортировки, погрузки-разгрузки и складирования готовой продукции.

2. Экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия

Экономия сырья и материалов посредством использования общепринятых или специфических (специально приспособленных для клиента рецептур, предписаний по обработке и технике применения изделий.

Оптимизация ассортимента изделий с осуществлением экономии сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством изменения (расширения или сужения областей применения выпускаемых в настоящее время изделий.

Проведение консультаций с заказчиками изделий по дальнейшей обработке и, соответственно, по применению поставляемых изделий, а также по решению проблем, которые возникают в процессе обработки и применения изделий.

Исследование отказов работы изделий у заказчиков, обусловленных применением того или иного сырья (или материалов, и устранение причин, вызывающих отказы в работе изделий.

3. Экономия сырья и материалов посредством усовершенствования технологического процесса

Разработка и использование технологических процессов, которые гарантируют высокое и стабильное качество изделий.

Сокращение, обусловленное использованием того или иного технологического процесса, расходов сырья и материалов, энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции, а также потерь сырья и материалов и энергетических ресурсов.

Повышение способности приспосабливаемости разработанных технологических процессов к измененным видам сырья и материалов и материально - существенным специфическим требованиям потребителей готовой продукции.

Разработка технологических решений для продолжительного или оперативного замещения (взаимозаменяемости сырьевых и вспомогательных материалов, а также энергетических ресурсов.

Сокращение потребности в сырье и материалах для настройки и внедрения технологических процессов.

4. Экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов

Исследование и использование конструктивных и технологических свойств сырья и материалов.

Поиск новых и расширение области использования известных конструктивных и технологических решений, пригодных для использования первичного и вторичного сырья и материалов конструктивных и технологических возможностей взаимозаменяемости материальных ресурсов.

Исследование и разработка конструктивных и технологических экономических решений, а также решений, которые могут быть использованы для взаимозаменяемости энергоносителей и применяемых источников энергии, среди которых немаловажное значение занимают источники энергии, осуществляемые посредством отвода тепла.

  • учет всех отходов производства;
  • подготовку и обработку отходов производства (во взаимодействии с производственным выпуском готовой продукции;
  • складирование отходов производства;
  • использование отходов производства в качестве вторичного сырья.

Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.

С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции.