За ямы на дорогах акиматы городов отвечают в суде. Можно ли получить возмещение за яму не по госту по осаго

Когда вы ездите по ровным магистралям, то, наслаждаетесь комфортной поездкой на современных транспортных средствах. Хотя время от времени, возможно, вам придется путешествовать по неухоженным дорогам и улицам. Иногда, вы столкнетесь и с большими выбоинами на дороге, которые могут растрясти всё ваше тело до самой глубины.

Выбоины, просто участки дорожного покрытия, которые имеют трещины, а со временем образуется выбоина. Они начинаются как крошечные трещины. Если они не залатаны сразу же, то начинают расти, от нескольких сантиметров в ширину и глубину до нескольких десятков сантиметров.


Когда авто на магистралях и улицах города, они полагаются на плоскую, ровную поверхность для быстрой, комфортной и безопасной езды. Выбоины делают езду тряской и потенциально опасной, так как выбоины могут повредить автомобильные шины и даже влияют на выравнивание колес автомобиля.

Выбоины развиваются естественным путем в результате многих природных и механических процессов. Просто удовольствие передвигаться по недавно проложенной дороге. Но интенсивное движение даёт о себе знать и со временем проявляются проблемы. Просто подумайте о том, какие нагрузки принимает проезжая часть, когда миллионы шин двигаются по ней на высокой скорости.

Трение шин с поверхностью шоссе нагревает дорогу и заставляет её расширяться. В течение долгого времени такое расширение может привести к формированию трещин в поверхности шоссе. Вода может тогда просочиться в трещины.

Особенно в прохладную погоду, цикл замораживания/таяния может очень быстро превратить эти крошечные трещины в выбоины. Когда вода от дождя или снега, просачивается глубоко в трещины дорожного полотна, оно может замерзнуть, если ночью падает температура. Замерзая, вода расширяется, упираясь в края трещины. Если вода просочилась под верхний слой дорожного полотна, это может разорвать асфальт снизу.

Когда температура снова поднимается, вода тает, оставляя более крупные трещины - часто называемые дерном - по всей поверхности проезжей части. Дерны, которые формируются под верхним слоем, могут быстро стать выбоинами. Когда машины проезжают над местом с дерном под ним, вес автомобиля может подтолкнуть верхний слой дорожного покрытия в образовавшееся пространство дерна, образуя отверстие в поверхности проезжей части: яма!

Выбоины возникают на всех дорогах. Просто потому что вы живете в районе, где всегда тепло, не означает, что вы не встретите выбоин. Вода имеет способность разрушать поверхности дороги в любом климате. Даже без цикла замораживания/размораживания, вода все-таки может попасть под асфальт, создать дерн и разрушать материалы, такие как гравий, которые формируют дорожное полотно.

К счастью, дорожно-ремонтные бригады могут исправить выбоины довольно легко. Фиксация выбоины требует очистки от всех камней и грязи ямы перед заполнением ее смесью горячего или холодного асфальта (в зависимости от времени года), чтобы сделать латку на проезжей части поверхности. Иногда также используются специальные химические вещества, которые действуют как клей, чтобы сделать асфальтовые заплаты более монолитными с окружающим асфальтом. Вы можете рассматривать этот метод как похожий на то, как стоматолог заполняет полости в зубах!

Любинский районный суд Омской области вынес решение по гражданскому делу о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате ДТП, сообщил в четверг Омский областной суд. С иском обратилась женщина, пострадавшая в аварии в сентябре 2008 года на автодороге Омск — Тара. Ее муж управлял автомобилем Toyota Corolla. В машине кроме супружеской пары находилась их дочь. Внезапно навстречу выехал другой автомобиль. Водитель Toyota, избегая столкновения, направил авто в правую сторону, до края проезжей части. «На самом краю дороги находилась выбоина глубиной 12 см. По мнению истицы, именно это обстоятельство сыграло роковую роль», — сообщает пресс-служба Омского суда.

Автомобиль попал правым передним колесом в выбоину, что повлекло разгерметизацию бескамерного колеса. Иномарка перевернулась и свалилась в кювет.

Муж и дочь погибли. Сама женщина получила травмы, из-за которых до сих пор испытывает боли и наблюдается у врачей. В суде женщина потребовала компенсацию морального вреда в размере 400 тысяч рублей. Ответчиками по делу стали ГП Омской области «Любинское ДРСУ», которое занимается содержанием данного участка дороги и обеспечивает безопасность движения, и БУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», выполняющее функции госзаказчика дорожных работ.

Оба ответчика заявили, что, по их мнению, не доказана причинно-следственная связь между выбоиной на дороге и ДТП.

Однако автотехническая экспертиза подтвердила, что наиболее вероятной причиной ДТП была потеря давления в шинах правых колес в результате удара в край ямы на асфальтобетонном покрытии. Это в дальнейшем привело к опрокидыванию автомобиля. Кроме того, согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных выбоин на автомобильной дороге по глубине не должны превышать 5 см, поясняют в суде.

В итоге суд пришел к выводу, что ДТП произошло из-за попадания колес в выбоину. В связи с тем, что ГП «Любинское ДРСУ» ненадлежащим образом выполнило обязанности по содержанию проезжей части в безопасном состоянии, в пользу истицы судом с ДРСУ была взыскана компенсация морального вреда в размере 230 тысяч рублей (по 80 тысяч в связи со смертью её мужа и дочери, 70 тысяч за вред, причиненный здоровью истицы). Также с ДРСУ были взысканы судебные расходы в сумме 7,8 тысячи рублей.

В удовлетворении исковых требований к БУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» суд отказал, поскольку установил, что свои обязанности госзаказчика управление, перечислившее Любинскому ДРСУ на ремонт дорог в 2008 году 8,4 млн рублей, выполнило в полном объеме.

Опрошенные «Газетой.Ru» адвокаты отмечают, что автовладельцы, попавшие в ДТП из-за разбитых трасс, крайне редко обращаются в суд с претензиями к дорожным компаниям. Зачастую люди просто не верят в справедливость и боятся длительной судебной волокиты и расходов на адвокатов. Иногда и гаишники некорректно составляют протокол о месте ДТП, с которым потом практически невозможно выиграть дело. Наконец, сами дорожные службы до последнего настаивают, что сам водитель виновен в происшествии, а вовсе не ямы, открытые люки и колдобины на дорогах.

Директор фирмы «Автоюрпомощь» Юрий Карягин рассказал, что в суде защита дорожных служб в основном опирается на пункт 10.1 ПДД.

«При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

«Доказательства в суде у потерпевшей стороны должны быть очевидными, — говорит Юрий Карягин. - Так, защита дорожников будет настаивать на том, что если водитель видел люк, то зачем он туда ехал». «Очень проблематично установить информацию относительно дорожного покрытия. Более того, как установить, что именно в этой связи происходили неблагоприятные последствия?» — соглашается адвокат Антон Басин.

Юристы предупреждают, что и гаишникам проще свалить вину на водителя и написать в протоколе о ДТП «не справился с управлением». «Часто проблема заключается в том, что инспектора некорректно фиксируют место ДТП и пытаются свалить вину на водителя, — предупреждает юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов. - Может, им так проще: ведь легче свалить на простого гражданина, чем все подробно фиксировать».

Тем не менее эксперты настаивают: шансы выиграть в суде всегда есть - достаточно следовать простым рекомендациям. В первую очередь, сразу после аварии необходимо вызывать инспекторов ГИБДД. В протоколе о причине ДТП инспектор должен написать о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия. «Они должны измерить повреждения на дороге, — объясняет Марат Бикбов. — Если не будут вносить эти данные в протокол, то придется вписать свои замечания на схеме ДТП и указать это в своих объяснениях. Если есть фотоаппарат, то дорогу и повреждения лучше сфотографировать. Также можно положить рядом с выбоиной линейку, чтобы были видны размеры». Затем через госзаказчика нужно найти подрядчика, за которым закреплен данный участок дороги, и уже с претензиями к нему обращаться с исковым заявлением в суд. «Каждый участок дороги за кем-то закреплен, — говорит Юрий Карягин. — Находите организацию, посылаете им претензию после оценки имущества — поврежденного автомобиля — и дальше в суд». Но в случае крупного ДТП с пострадавшими следить за добросовестностью милиции будет невозможно.

По официальным данным ГИБДД, только в прошлом году из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в России произошло 38 тысяч ДТП, в которых более пяти тысяч человек погибли и еще 48 тысяч получили ранения.

За январь-март этого года таких ДТП было более десяти тысяч --13 тысяч человек были ранены и более тысячи погибли. Если хотя бы каждый второй фигурант таких ДТП выступал с претензиями к дорожным службам, то они, обанкротившись, перестали бы существовать — либо все-таки научились бы делать дороги: это было бы дешевле, чем выплачивать пострадавшим в ДТП компенсации за моральный и материальный вред, говорят эксперты.

Огромная выбоина на проезжей части диаметром 1,2 метра, а глубиной более 20 сантиметров, стала ловушкой для машины актюбинца Артура Батырханова. Проезжая перекрёсток на скорости, он влетел в ухаб левыми колёсами и, конечно, повредил машину. Мужчина не растерялся, вызвал полицейских, последние составили протокол и оформили происшествие как ДТП. Все материалы по делу уже в суде.

Как позже выяснилось, отдел ЖКХ города не ремонтировал эту яму уже три года. Теперь за бездействие акимат Актобе будет объясняться в суде.

Артур Батырханов не первый автолюбитель, который подаёт на ЖКХ или акимат в суд за повреждение авто. Весной с дорог страны вместе со снегом и льдом сошло и асфальтовое покрытие, обнажились колдобины и ямы.

Так, водитель из Костаная через суд доказал свою невиновность дорожным полицейским. В марте в центре города 24-летний водитель, будучи за рулем Lada-21703, выехал на полосу встречного движения. Совершить такой манёвр парня вынудил глубокий ухаб на дороге. Однако доказать полицейским правомерность своих действий ему не удалось. Поэтому восстанавливать справедливость водителю пришлось через суд.

Со слов парня, он даже не выезжал на "встречку". Ведь дорожной разметки, как и нормального дорожного полотна, на этом участке дороги нет.

Чтобы не повредить авто, он просто объехал яму, которая к тому же была заполнена водой. Суд первой инстанции признал 24-летнего водителя виновным, а вот судебная коллегия по гражданским делам постановила освободить гражданина от административной ответственности за отсутствием состава правонарушения, а жалобу - удовлетворить.

"Предоставленные фотоснимки подтвердили, что яма являлась препятствием, которое можно проехать, только прибегая к объезду. Вдобавок злополучная яма была на тот момент заполнена водой, и водитель не мог визуально определить её глубину. А, следовательно, оценить возможность проезда через неё без последствий для своего автомобиля, пассажиров и других участников движения. Нарушение ПДД было допущено водителем в состоянии крайней необходимости", - сообщает пресс-служба Костанайского областного суда.

Состояние дорог на данный момент настолько плохое, что автомобилисты Казахстана даже написали петицию главе государства Нурсултану Назарбаеву с просьбой "изменить состояние дорог нашей страны".

"Дороги у нас всегда были низкого качества, но в 2016 году ситуация критическая, участники дорожного движения не могут безопасно передвигаться по городам и областям! Огромные ямы, отсутствие разметки препятствуют не только передвижению, но и создают угрозу для жизни казахстанцев! В одном только городе Актобе, в соцсетях появляются сотни фото и видео с провалившимися в ямы на дорогах машинами! Повсюду валяются куски бамперов и подкрылок от машин! Ремонт практически не проводится, даже элементарно не ограждаются опасные участки дорог!" - говорится в письме.

Под обращением уже подписалось более двух тысяч человек. Главными причинами ухудшения состояния проезжих частей казахстанцы считают коррупцию: выделенные средства уходят не туда, куда нужно, ремонт - фикция, проводится только для "галочки", несвоевременно ведется уборка снега, а ливнёвки и канализация не работают, из-за чего асфальт приходит в негодность, а также дороги разбивают автобусы.

Ранее подобную петицию писали водители .

Согласно довольно известной и популярной в нашей стране поговорке, в России можно встретить только две беды. Наверняка каждый хоть однажды произнёс эти слова, однако не все знают: одна из шуточных бед регламентируется ГОСТом. Да, как бы это комично ни звучало – существует государственный стандарт, определяющий возможные размеры неровностей на дорожном полотне. ГОСТ под номером 50597-93 – на ямы на дорогах – один из многочисленных стандартов в перечне, принятом в 2018 для действенного функционирования транспортной сферы страны.

Государственные стандарты, касающиеся эксплуатации дорог, в настоящем году изменились – допустимый размер ям на дороге увеличился на несколько сантиметров по всем трём параметрам. Теперь, согласно ГОСТу, ямы на улицах и автодорогах считаются не приемлемыми, если:

  • длина составляет 15 сантиметров и более
  • ширина превышает 60 сантиметров
  • глубина более 5 сантиметров

Российские водители негодуют – те, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному транспорту, уверенно говорят: ямы, которые новый стандарт признаёт допустимыми и определяет как необязательные для немедленного ремонта, могут нанести довольно серьёзный ущерб состоянию машины. Допустимые размеры по ГОСТу не должны превышать параметры колёс автомобиля – только в этом случае преодоление преград на дороге в виде выбоин не нанесёт ущерб состоянию машины.

Размеры безобидных ям, установленных ГОСТом, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, не позволят владельцу машины получить материальную компенсацию за поломки, полученные вследствие попадания колёс в неровности. Однако при нарушении требований ГОСТа выплату в 2018 всё-таки возможно получить.

Как получить компенсацию за повреждение машины

Если доверять статистике, наличие неровностей на дорожном полотне является одной из наиболее распространённых причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия. Каждая пятая авария случается именно из-за попаданий автомобильных колёс в ямы – фактора, не зависящего напрямую от водителя. Если неприятность произошла, и виной ДТП стала выбоина, водитель должен точно знать, как ему поступать в такой ситуации.

Первое, что необходимо предпринять после аварии – зафиксировать нанесённые машине повреждения. Второй шаг – очень важный – определить размеры ямы. Опытные водители знают – помимо огнетушителя и медицинских принадлежностей в машине неплохо иметь рулетку или сантиметровую ленту – на случай возникновения именно таких ситуаций. Если измерительного прибора под рукой не оказалось, можно воспользоваться предметом, имеющим постоянный размер – например, выразить габариты выбоины в спичечных коробках или сигаретных пачках.


ГОСТ определяет допустимый размер неровностей – если какой-либо параметр измеряемой рытвины превышает оглашённый стандартом – это повод для вызова Инспекции безопасности и получения материальной компенсации за причинённый вред. Работники ГИБДД должны сообщить название и координаты компании, обслуживающей в 2018 участок дороги с недопустимыми параметрами ям для последующего предъявления ей иска.

Наиболее вероятным получение выплаты станет при отсутствии знаков, сообщающих о неровностях на дороге, ремонте полотна и других обстоятельствах, отклоняющихся от нормы. Водителю, попавшему в дорожное происшествие, нужно обязательно проконтролировать занесение сведений о размерах ямы в протокол.

Другие ГОСТы, посвящённые дорожным проблемам

Кроме государственных стандартов, определяющих допустимые размеры ям на дорогах, существуют и другие нормы, посвящённые функционированию автомобильной сферы. Водителям необходимо ознакомиться с ними, и в случае нарушения стандартов вовремя подать иск и получить компенсацию.

Такие нормы регулируют функциональное состояние искусственных препятствий – лежачих полицейских. Если его покрытие пришло в негодность или одна из частей выпала, дальнейшее использование лежачего полицейского недопустимо. Дорожные ГОСТы контролируют и высоту канализационных люков – частой причины повреждения автомобильного днища. Крышки могут выступать над дорогой на высоту не более 2 сантиметров.

Заключение

ГОСТ на ямах на дорогах – явление, которое можно считать полезным – при нарушении стандартов допустимых размеров водитель в 2018 не только может получить компенсацию за причинённый автомобилю вред, но и считаться невиновным в дорожном происшествии. Однако, учитывая размеры, обозначенные стандартом как безобидные для состояния машины, чтобы гарантированно получить выплату за ущерб из-за ямы, водителям советуют оформить соответствующую страховку.