Гибдд больше не выдает справки о дтп. как получить компенсацию от страховой

С 20 октября в России начинает работать новый регламент по работе ДПС. Одно из нововведений – отмена выдачи справок об аварии. Раньше эти документы были необходимы по нормативным актам Центробанка России и закону об ОСАГО – в них вносили необходимые сведения для страховщиков. Теперь все данные будут вписаны в документы, которые инспектор заполняет на месте ДТП.

Страховые компании требовали справки об аварии, когда клиент обращался за возмещением ущерба по каско или ОСАГО. Документ выдавался, если водитель попадал в мелкое ДТП, ущерб от которых составлял менее 50 тысяч рублей.

С пятницы инспектор ГИБДД при оформлении аварии будет вносить информацию, необходимую страховщикам для расчета выплат, в копию протокола, который выдается пострадавшему после ДТП, или в постановление по делу об административном правонарушении. Но водителям следует быть внимательнее: как сообщили «Коммерсанту» в Российском союзе автостраховщиков, если данных в документах не окажется, то пострадавшему придется обращаться за возмещением ущерба в суд.

Страховщики опасаются, что новая процедура приведет к увеличению случаев мошенничества. Кроме того, сотрудникам компаний понадобиться больше времени на подтверждение убытка в ГИБДД.

Выстраивание новых алгоритмов и изменение внутренних процессов также займут у страховщиков время. Есть опасение, что сначала мы увидим всплеск страхового мошенничества, а когда начнем бороться с ним, часть клиентов может обвинить страховщиков в затягивании процедуры урегулирования

Представитель «Альфастрахования» Юрий Нехайчук.

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает, что справки уже давно изжили себя. Мошенники и раньше инсценировали ДТП, чтобы затем вызвать сотрудников ГИБДД, или оформляли липовые справки.

«Надеюсь, история с отменой справки в итоге подтолкнет архаичный страховой рынок к глобальным изменениям, чтобы пострадавшие в ДТП вообще никаких бумажек не заполняли, а оформляли аварию через мобильное приложение или чат-бот»,- рассказал эксперт «Коммерсанту».

Справка о ДТП была в правилах страхования, утверждаемых Правительством РФ до 2014 года, поэтому выдача справки сохранялась и в регламенте МВД. После 2014-го ситуация изменилась. За правила страхования начал отвечать Центробанк, который не может давать указания по деятельности полиции.

Как сообщили «Российской газете» в ГИБДД нововведение не отразится на жизни водителей: всю информацию о ДТП будут максимально расписывать в протоколах и постановлениях.

Что ознакомиться с новым регламентом ГИБДД можно на официальном портале правовой информации. Многие пункты документа носят технический характер и вызваны изменениями, которые произошли за последние годы ПДД и КоАП.

С 20 октября справка ГИБДД о ДТП не будет выдаваться сотрудниками автоинспекции. Меж тем, этот документ нужен для страховой компании.

Если такую справку больше не дают в ГИБДД, то где ее получить? На кого ложится функция выдачи документа, кому отправлять зарос?

Напомним, справка была упомянута в правилах «автогражданки», однако еще три года назад эти правила стал утверждать Центробанк, а он не может отдавать распоряжения МВД. В ГИБДД же были рады тому, что с них снимут полномочия на выдачу этого документа, теперь же у правоохранительного органа свой новый регламент, и в нем нет упоминания о том, что именно ГИБДД выдает справку о ДТП.

Теперь вместо справки водителям, которые вызвали на место ДТП инспекторов ГИБДД, могут дать только копии процессуальных документов .

Для удобства работы с этими документами в страховой компании, инспекторы станут подробнее заполнять все протоколы и постановления. В том числе с указанием в них повреждений автомобилей, данных водителей и номеров полисов ОСАГО.

От водителя все также потребуется самостоятельно заполнить извещение о ДТП, составив к ситуации схему, и направить этот документ в свою страховую компанию.

Требование в страховой компании предоставления справки теперь считается незаконным, в частности, в законе об ОСАГО не указано, какие именно документы должны выдать в ГИБДД.

Дословно речь идет о «документах о дорожно-транспортном происшествии, оформленных уполномоченным на то сотрудником полиции». Упоминание о справке пока все еще остается в Правилах страхования, но автовладельцам следует помнить, что закон имеет высшую силу перед Правилами.

В чем проблема

Не исключено, что в первое время со справками будет проблема: страховщики настойчиво станут требовать их представление. Возможно, даже кто-то столкнется с ситуацией, что страховая компания откажет в выплате из-за того, что водитель не представил справку о ДТП.

Водителям, попавшим в такую передрягу, придется доказывать свою правоту в суде. Правосудие будет полностью на их стороне. Судебные органы власти в своих решениях руководствуются только законами, а в законе об ОСАГО нет упоминания справки о ДТП. Так что, автовладельцы, хотя и потеряв время на судебные тяжбы, получат страховое возмещение и без справки.

Возможно, Правила, в которых упомянута эта злосчастная справка, быстро откорректируют. Сделают это, чтобы не допускать произвола со стороны страховых компаний. И чтобы не давать повод наживаться на этой ситуации автомобильным юристам.

Еще один повод для беспокойства: госавтоинспекция больше не выдает справки о ДТП, но по правилам страхования это один из обязательных документов, который должен предоставить автовладелец для возмещения ущерба.

Ситуацию разъяснил Президент РСА Игорь Юргенс.

Корреспондент: Какие теперь документы нужно предоставлять в страховую, чтобы не отказали в выплатах?

Игорь Юргенс: Закон «Об ОСАГО» гласит: при дорожно-транспортном происшествии водитель является к страховщику с оформленным дорожно-транспортной службой документом. Раньше это была справка, сейчас, когда штат ГАИ сократили на 120 тыс. человек, стало некогда и не кому выезжать на место ДТП, инспекторы будут оформлять только постановление о правонарушении. (ДТП это правонарушение).

Корреспондент: Возьмем жизненный приме, ночь-дорога-авария-мороз, приехавший инспектор ГАИ пишет что-то ручкой от руки на коленке. И вот эти каракули станут основанием для выплат?

Игорь Юргенс: Если это грамотный инспектор, то он успеет все оформить за 15 минут. Есть еще дооформление на близлежащем посту или потом в группе разбора. Это может быть крайне неудобно для жителей отдаленных районов. Мы с этим согласны, но ничего сделать не можем. В ближайшее время инспекторы вообще перестанут выезжать на место ДТП. Будет все происходить приблизительно по такой схеме:вы сообщаете в ГАИ о том, что произошла авария-они спрашивают: вы согласны с обстоятельствами?

Если согласны — заполняете европротокол и дальше обращаетесь в свою страховую компанию, если не согласны-едите на ближайший пункт ГАИ, где будет происходить оформление.

Корреспондент: А где ближайшие пункты?

Игорь Юргенс: А это нам не известно.

Корреспондент: А все остальные справки вы могли бы электронно от ГИБДД получать?

Игорь Юргенс: В ближайшем будущем конечно планируется передача электронных документов между страховыми и ГИБДД. Рано или поздно, конечно, когда все гаджеты будут, когда вся страна будет покрыта интернетом, тогда ничего не надо. На телефон сфотографировал, по мобильному приложению отправил тут же в РСА. То все будущее. Мы к нему идем. Более того нам эра глонасс обещает, что чуть ли не с будущего года все машины будут оснащены этими коробочками, тогда ничего вообще не надо будет. Но пока их выпускается только 1,5 млн., а машин 50,5 млн.

Корреспондент: В итоге что нам водителям делать сейчас?

Игорь Юргенс: Безусловно требовать с инспекторов то, что они обязаны вам выдать: постановление и протокол. С этим ехать к страховщикам.

Корреспондент: А что мы можем требовать с инспектора, если он дал постановление и все?

Игорь Юргенс: Нет, постановление и протокол, как минимум. В протоколе он должен записать, по меньшей мере, какие машины столкнулись(марка, номер и тд), какие повреждения. Нам обещали на самом высоком уровне ДПС, что они будут вносить все то, что нам нужно.

Начиная с пятницы - 20 октября, сотрудники Госавтоинспекции перестанут выдавать участникам аварии справки о ДТП. Это прописано, а точнее убрано из . Регламент вступает в силу 20 октября.

Чем же это грозит водителям? Проблема в том, что справка от ГАИ как один из обязательных документов прописана в правилах страхования.

Раз автоинспекция больше не будет выдавать такие справки, то у страховщиков появится законный повод отказать в приеме документов на выплату компенсации.

Почему возникла такая парадоксальная ситуация? До 2014 года справка о ДТП была указана в правилах страхования ОСАГО, которые утверждало правительство. Поэтому обязательная выдача справки об аварии оставалась и в регламенте МВД. Но в 2014 году правила страхования стал утверждать Центробанк. Но он не может давать указания по деятельности МВД. Возникает коллизия: постановление правительства не предусматривает справки о ДТП, а в правилах, утвержденных Центробанком, она есть. Прошло три года, а ситуация не изменилась. Но только до тех пор, пока МВД не обнаружило лишний документ.

Госавтоинспекция не раз обращалась в Центробанк с пожеланием изменить правила страхования и убрать оттуда обязательность предоставления справки о ДТП. Однако до сих пор результата не добилась. В итоге теперь правила страхования противоречат регламенту ГИБДД.

Два ведомства не нашли общего языка, а пострадают водители. С завтрашнего дня, если авария потребовала оформления с помощью сотрудников ГАИ, то максимум, что смогут получить на руки участники аварии - это процессуальные документы. Например, определение об отказе в возбуждении административного дела или постановление о наложении штрафа. Получить другие документы участники аварии смогут в прежнем порядке.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в ГИБДД, в протоколах, постановлениях, определениях и прочих документах будет максимально расписана вся ситуация. То есть сколько и какие машины участвовали в ДТП, какие повреждения они получили. Также будут указаны данные их владельцев и водителей, номера полисов ОСАГО. Водитель по-прежнему должен заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и предоставить в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

В законе об ОСАГО прописаны требования о предоставлении документов из ГИБДД

Как сообщили в Российском союзе страховщиков, главное не правила, утвержденные Центробанком, а закон. А в законе об ОСАГО, а именно в пункте 5 статьи 11, указано, что "для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции". То есть процессуальных документов о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении будет достаточно. Страховщик получит документы о ДТП, оформленные уполномоченным на то сотрудником полиции.

Правда, стоит напомнить, что в правилах страхования прописано, что такой водитель должен предоставить и справку о ДТП. Понятно, что закон важнее всяких правил. Но большинство страховщиков руководствуется именно правилами.

В итоге, водителю могут отказать в приеме документов на том основании, что согласно правилам не представлен весь пакет документов. Или на том же основании отказать в выплате. Как сообщают в РСА, в МВД указывают на то, что вся информация о ДТП содержится в заполненном извещении о ДТП.

Действительно, закон об ОСАГО предписывает участникам ДТП заполнять бланки извещений о ДТП, но это может стать основанием для возмещения по ОСАГО только в одном случае - когда выполнены условия "европротокола", что подтверждено подписями двух водителей в оформленном извещении о ДТП.

Грубо говоря, то, что в случае аварии вы и ваши визави оформили извещение о ДТП, еще не дает вам права на выплату.

Да, Госавтоинспекция дала разъяснения для своих сотрудников о том, что в документы о ДТП будут вноситься сведения (номер полиса ОСАГО, характер повреждений), необходимые страховщику. По запросу пострадавшего страхователя будет выдаваться копия такого документа, которую он сможет представить в страховую компанию.

Но правила ОСАГО, если речь не идет о "европротоколе", таких документов не предусматривают.

А теперь поговорим о грустном. Понятно, что при таком раскладе страховщики воспользуются неожиданным случаем отказать в выплате.

В результате вырастет количество обращений в суд. Как мы уже писали раньше, закон об ОСАГО не знает термина "справка о ДТП". То есть суды встанут на сторону пострадавшего.

То есть с пятницы количество судебных разбирательств в отношении страховых компаний вырастет в разы. Более того, в разы вырастет количество случаев страхового мошенничества. Ведь перекупить заведомо выигрышные претензии к страховщикам станет выгодно.

И в этой ситуации обвинить автоюристов в недобросовестных действиях будет очень сложно.