Общественные организации имеют право осуществлять экологический контроль. Об организации

Введение

1. Иски и проблема их классификации в гражданском процессе

1.1. Понятие и сущность иска в гражданском процессе1.2. Проблема классификации исков в гражданском процессе2. Виды исков по предмету спора (состоянию права, подлежащего защите)2.1. Иски о присуждении (исполнительные иски)2.2. Иски о признании (установительные иски)2.3. Преобразовательные иски (конститутивные иски)3. Виды исков по характеру защищаемых интересов

3.1. Иски в защиту неопределенного круга лиц (групповые иски)

3.2. Косвенные иски (производные иски)

3.3. Иные виды исков в гражданском процессе

Заключение

Список использованных нормативных материалов

Список использованных материалов практики

Список использованной литературы


Введение

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это же право подтверждается положениями ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом отказ от права на обращение в суд недействителен. Основной формой такой защиты является исковая форма защиты, которая непосредственно осуществляется в процессе искового производства.

Исковое производство – это урегулированная гражданским процессуальным правом и возбуждаемая иском деятельность суда (судьи) по рассмотрению и разрешению споров о субъективном праве или охраняемом законом интересе, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых правоотношений одной из сторон, в которых является гражданин. Исковое производство является важнейшей частью всего гражданского судопроизводства в Российской Федерации и процессуальной формой правосудия по гражданским делам. Средством возбуждения искового производства является иск.

Иск – это обращение истца (предполагаемого носителя субъективного материального права) к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком (предполагаемым носителем субъективной обязанности) и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. В настоящее время множество дискуссионных и проблемных вопросов связано с разновидностями исков в гражданском процессе. Так некоторые авторы говорят, что исков столько, сколько юридических отношений, регулируемых законами, и сколько их может быть создано договорами. Другие ученые утверждают, что классификация исков в гражданском процессе осуществляется только по строго определенным основаниям. Так как же на самом деле происходит подразделение исков на виды?

В представленной курсовой работе будет исследована тема – «Виды исков в гражданском процессе». Как уже было отмечено выше – в науке российского гражданского процессуального права существует несколько точек зрения, порой даже противоречивых, по поводу указанной классификации, что является само по себе очень интересным. Поэтому в данной курсовой работе будет предпринята попытка - наиболее полно исследовать все аспекты выбранной темы, проанализировать их, и выделить определенные основания, по которым производится подразделение исков на виды (их классификация).

Цель представленной курсовой работы – исследовать виды исков в гражданском процессе с точки зрения современного гражданского процессуального права Российской Федерации. В соответствии с определенной целью в данной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ дать понятие и выяснить сущность исков в гражданском процессе;

▬ изучить проблему классификации исков в гражданском процессе;

▬ рассмотреть понятие и содержание исков о присуждении;

▬ исследовать содержание и основания исков о признании;

▬ изучить сущность и содержание преобразовательных исков;

▬ рассмотреть иски в защиту неопределенного круга лиц;

▬ исследовать косвенные иски в гражданском процессе;

▬ выяснить существование иных видов исков в гражданском процессе;

▬ сформулировать выводы и обобщить полученные материалы в работе.

Объектом исследования представленной работы являются гражданско-правовые иски с точки зрения российского процессуального законодательства. Предмет исследования работы – виды исков в гражданском процессе.

Исследование выбранной темы – «Виды исков в гражданском процессе» осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод (осуществление всестороннего познания объекта и предмета исследования), метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы (обособленный анализ и последующее обобщение),структурно- функциональный метод, системный метод (анализ системы гражданского процесса, как единого целого и выявление в ней роли и места исков), логический метод, сравнительный метод, а также метод обобщения материалов в работе.

Исследованию гражданско-правовых исков и их разновидностей посвящено достаточно большое количество литературы современного периода. Так, теоретической основой курсовой работы выступили научные работы и труды многих российских авторов, посвященных изучению исков в гражданском процессе и, в частности их видов. Это работы таких авторов, как Е.В. Васьковский, М.А. Викут, В.М. Гордон, В.А. Мусин, Н.А. Чечина, Д.М. Чечот, И.В. Решетникова, В.М. Жуйков, М.К. Треушников, Г.Л. Осокина, М.А. Рожкова, И.Е. Энгельман, М.С. Шакарян, В.В. Ярков и др. В книгах указанных авторов рассматриваются правовые иски в гражданском процессе, при этом большое место отводится исследованию классификации исков. Также в работе были использованы теоретические, нормативные и аналитические материалы Интернет-ресурсов - , http://www.adved.ru/practice/, http://www.consultant.ru/, http://www.gumer.info/, http://zakon.it-navigator.ru/, http://allpravo.ru./, http://www.bestpravo.ru/, http://www.rg.ru/ и многие др.

Законодательной основой курсовой работы выступают – Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты.

Также в курсовой работе были использованы материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Арбитражного суда Алтайского края и т.п.

Поставленные цели и задачи определили структуру представленной курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных материалов (нормативные документы, литература, обзоры судебной практики). Работа изложена на 36 страницах, для написания работы использовано 37 источников, из которых 10 – это нормативно-правовые акты; 12 - обзоры судебной практики, 15 – специальная литература.

1. Иски и проблема их классификации в гражданском процессе

1.1. Понятие и сущность иска в гражданском процессе

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в случае нарушения или оспаривания права всякое заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о его защите. Одной из ключевых форм процессуальной защиты является подача иска.

Иск и исковая форма защиты прав известна российскому праву уже несколько столетий. Однако и к настоящему времени нельзя сказать о полной исследованности темы «иска», отсутствии проблем и дискуссий по данному вопросу. Наглядным примером этому служит то, что действующее законодательство Российской Федерации вообще не содержит конкретного определения иска. Даже обновленное процессуальное законодательство Российской Федерации не дало легального определения иска. Вызвано вышесказанное, тем, что единого понятия иска не сложилось и в самой юридической науке.

Слово «иск» происходит от «искать» - искивать кого-то или что-то, сыскивать, отыскивать, стараться найти; добиваться чего или промышлять то, чего нет, - именно такое определение можно найти в словаре В.И. Даля.

В светочи знаний конца XIX века – энциклопедии Брокгауза и Ефрона иск определялся в двух значениях: во-первых, иск есть юридическая возможность защищать свое гражданское право судебным порядком; во-вторых, иск означает судебное действие истца, обратившегося к промоции суда, чтобы обязать ответчика признать его право или исполнить то, что он должен.

Несколько иначе сформулировано определение иска в Советской энциклопедии, где иск - это обращение в суд, арбитраж, третейский суд за защитой нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Что касается российского процессуального законодательства, то оно и в самом деле не содержит конкретного легального определения иска, несмотря на то, что категория «иск» является ключевой в процессуальном судопроизводстве и употребляется законодателем в тысячах нормативных актов.

Как отмечает Г.Л. Осокина, неоднозначность, чрезвычайная запутанность в толковании термина «иск» и сопутствующих ему категорий в свое время породили у некоторых исследователей пессимизм во взглядах на проблему иска, отсутствие четкой и ясной перспективы в ее разрешении. Как выход из создавшегося положения предлагалось вообще отказаться от использования категории «иска» и сопутствующей исковой терминологии.

Долгое время в качестве господствующего в советской процессуальной науке существовал подход, в соответствии, с которым иск рассматривался, как единое понятие, имеющее процессуальную и материально-правовую стороны (А.А. Добровольский, С.А. Иванова, Д.М. Чечот и др.), при этом требование к суду о защите права составляет процессуальную сторону иска, а требование истца к ответчику – материально-правовую сторону иска. В едином понятии иска акцентируется материально-правовая сторона. «Суть любого иска как средства защиты права, - писал А.А. Добровольский, - заключается именно в том, что суд…должен проверить законность и обоснованность... материально-правового требования истца к ответчику. Только наличием материально-правовой стороны иска, т.е. правового требования истца к ответчику, можно объяснить существование таких институтов процесса, как признание иска, отказ от иска, мировое соглашение. Следовательно, материально-правовая сторона иска – это неотъемлемый признак для определения сущности любого иска». Таким образом, иск - это единое понятие, состоящее из двух сторон: материально-правовой и процессуальной, где предпочтение отдается материально-правовой стороне, определяющей природу иска.

Исковое заявление - важнейший элемент судебной защиты, которую государство предоставляет своим гражданам в сложных жизненных ситуациях, когда досудебный порядок урегулирования спора с другим лицом невозможен. Сегодня существуют различные виды исков в современном гражданском процессе. Классификация исковых заявлений удобна для судопроизводства, а также упрощает работу юристов - людей, в чьи профессиональные обязанности входит анализ и работа над текстами этих документов.


Виды исков в гражданском процессе могут быть разделены по следующим принципам:
  • по ;
  • по объекту защиты;
  • по характеру защищаемого элемента.

Наиболее простой способ классификации исковых заявлений существует по областям взаимоотношений участников процесса. К ним, в частности, относятся:

  • гражданские;
  • семейные;
  • жилищные;
  • земельные и др.

Также иски можно классифицировать по характеру интереса защиты: личные, групповые и косвенные. Групповые заявления могут быть поданы не только от имени конкретного числа граждан, поставивших свои подписи под текстом предъявляемых требований, но также и в защиту неопределенного числа граждан - к примеру, жителей микрорайона, которые выступают против строительства экологически вредного предприятия.

Сроки предъявления гражданского иска к судебному производству

Закон допускает, что исковое заявление может быть подано не только непосредственно от гражданина, пострадавшего от действий или бездействия ответчика, но также и от его полномочного представителя, а также других граждан или представителя прокуратуры. Для регистрации и рассмотрения дела понадобится не только составить текст иска, но и соблюсти необходимые сроки его предъявления. Несоблюдение срока исковой давности не допустит иск к регистрации в судебном производстве и к последующему рассмотрению.

Сроки давности для большинства видов гражданских исков обозначены в ст.196 ГК РФ. Руководствуясь её положениями, общая исковая давность на сегодня составляет 3 года. Однако по некоторым видам дел (причинение вреда здоровью и т.д.) существуют специальные сроки давности, регулируемые отдельными положениями ГК РФ.


В соответствии с ст.200 ГК РФ, сроки предъявления иска к производству начинаются не с момента нарушения прав истца, а с той даты, когда ему стало известно о таком нарушении. В то же время, сроки давности не являются безграничными - общая исковая давность не может превышать 10 лет по большинству виду дел.

Если истец пропустил отведенные законом сроки давности по объективным, не зависящим от него причинам (длительная болезнь, зарубежная командировка и т.д.) - суд может восстановить течение срока на период, необходимый для принятия заявления к производству и его последующего рассмотрения. Согласно ст.205 ГК РФ, основным условием для этого, наряду с предоставлением доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, является ограничение пропущенного срока давности периодом до полугода. Если суд удовлетворил такое ходатайство - гражданский иск может быть предъявлен максимум в течение последующих 6 месяцев от даты окончания срока исковой давности.

Процедура внесения изменений и дополнений в текст иска

При появлении новых обстоятельств в деле истец имеет право подать ходатайство об изменении или дополнении своего искового заявления. Руководствуясь положениями ст.39 ГПК РФ, процедура подачи такого ходатайства не ограничена каким-либо этапом рассмотрения иска. Суд может принять заявление с просьбой изменения какого-либо элемента иска или суммы исковых претензий вплоть до удаления судьи для вынесения вердикта.

Нормы ГПК не предусматривают обязательное наличие в ходатайстве мотивов, объясняющих необходимость изменения или дополнения иска. Прошение может быть удовлетворено и без их наличия в тексте заявления. Однако истцу следует быть готовым, что при увеличении суммы исковых требований ему придется объяснить принцип её расчета, а также доплатить недостающую часть государственной пошлины.

В соответствии с положениями ГПК РФ, внесение изменений и дополнений допустимо лишь в один из элементов иска: основание, предмет или содержание. Если же гражданин желает исправить или дополнить сразу несколько элементов - для этого ему придётся подавать нового исковое заявление, поскольку такие существенные изменения или дополнения радикально изменяют суть документа. Фактически это уже будет новый иск, имеющий мало общего с первоначальным.

После рассмотрения сути ходатайства судья имеет право отклонить его, если изменения или дополнения входят в противоречие закону или интересам третьих лиц. Согласно ст.39 ГПК, при удовлетворении прошения об изменении искового заявления процедура его рассмотрения начинается заново.

Особенности подачи иска о защите чести и достоинства

Иски о защите чести, достоинства и деловой репутации достаточно сложны при рассмотрении, поскольку требования, предъявляемые истцом, во многом зависят от субъективной оценки нанесенного ему морального ущерба. Однако действующее законодательство в виде ст.152 ГК РФ, предоставляют любому гражданину полноценную защиту его прав нематериального характера - связанных с защитой чести и достоинства.

Каким образом права гражданина здесь нарушены? Зачастую распространение порочащих сведений происходит в виртуальной среде. Широкое распространение электронных средств массовой информации и социальных сетей сделало доступной для многих людей возможность высказывания своего мнения перед широкой аудиторией. При этом далеко не всегда это мнение может находиться в границах общепринятой морали, что соответственно, может нанести определенный дискомфорт или переживания гражданину, в отношении которого данная информация прозвучала.

При наличии в тексте публичного высказывания явных признаков намеренного распространения порочащих сведений, гражданин имеет полное право воспользоваться нормами закона о защите чести и достоинства, потребовав не только удаления ложной или аморальной информации, касающейся его или его семьи, но и возмещение моральной компенсации.

Подача иска о защите чести и достоинства должна соответствовать требованиям ГК и ГПК РФ. Это касается не только процессуального оформления текста иска, но и обоснования исковых претензий. Суд может отклонить исковое заявление, если человек требует возмещения морального вреда и удаление информации, которая является личными оценочными суждениями, право на высказывание которых гарантируется Конституцией РФ. Это подразумевает, что негативная оценка истца не может являться причиной подачи иска о защите чести и достоинства. Судебная защита гарантирована лишь при наличии заведомо неправдивых и порочащих сведений, которые нанесли моральный ущерб истцу.

Принятие иска о защите чести и достоинства к производству требует обоснование суммы нанесенного морального вреда. Как правило, судья самостоятельно определяет размер компенсации, исходя из тяжести совершенного правонарушения, материального достатка истца и ответчика, а также ряда других факторов.


Стоит учесть, что удовлетворение исковых требований в виде опровержения порочащих сведений о чести и достоинстве истца возможно лишь тем же способом, как они были нанесены. Если в ходе рассмотрения дела выяснилось, что интернет-ресурс, где размещалась заведомо неправдивая информация, находится в собственности посторонних лиц, что не позволяет осуществить публикацию опровержения - истцу придётся удовлетвориться лишь материальной компенсацией. Если же требования о защите чести и достоинства предъявляются к официально зарегистрированному СМИ - судебное решение обязывает его владельца опубликовать такое опровержение.

Особенности искового производства в российском законодательстве

Исходя из положений ст.25 ГПК РФ, под исковым производством подразумеваются дела, которые возникли из конфликтов в сфере различных правоотношений. При этом не столь важен характер иска - он может касаться земельных, семейных или трудовых взаимоотношений, требовать возмещение материального ущерба или защиту чести и достоинства. В юридическом смысле исковое производство представляет собой деятельность суда, направленная на урегулирование конфликта между гражданами с использованием законов РФ и норм ГПК.

В исковом производстве существуют правила, которые определяют порядок рассмотрения иска. К ним, в частности, относится:

  • равноправие обеих сторон процесса;
  • наличие или отсутствие охраняемого государством интереса или спорного субъективного права;
  • наличие субъективного права или охраняемого государством интереса в качестве предмета защиты;

Исковое производство действует в целях защиты субъективного права или охраняемого государством интереса. Закон при этом допускает изменение или дополнение правил искового производства, если высший законодательный орган - Государственная дума решит принять те или иные поправки в ГПК и другие законодательные акты.

Характерным признаком судопроизводства является спор о праве. Кроме этого, деятельность судов подразумевает не только выполнение функции разрешения спора, но и контроль над нарушениями законодательства.

Как происходит признание иска согласно ГПК РФ

Нормы ст.39 ГПК РФ допускают не только возможность изменения текста искового заявления, но также и признание его требований (частичное или полное) со стороны ответчика. В случае частичного признания исковых претензий суд может предложить участниками процесса завершить конфликт обоюдным примирением.

В ситуации, когда истец не удовлетворён частичным признанием претензий - судья продолжает рассмотрение дела. Отказ истца фиксируется в протоколе. Мотивы по поводу признания или отказа обоих участников дела в виде заявлений должны быть приобщены к материалам дела, а сам процесс продолжается в обычном режиме. Рассмотрение иска заканчивается судебными дебатами, после чего судья удаляется для принятия решения.

Если заявитель согласен с частичным признанием исковых требований со стороны ответчика - согласно ст.173 ГПК РФ, в протокол заседания вносятся условия мирового соглашения, которые подписываются обоими участниками процесса. Затем судья выносит постановление о прекращении дела в виду примирения сторон. В его текст вносятся условия заключаемого соглашения (частичное или полное признание требований истца с конкретными действиями или суммой компенсации). После этого конфликт можно считать исчерпанным.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экологическое право

Тема: Общественный экологический контроль

Введение

Глава 1. Понятие и виды экологического контроля

1 Понятие экологического контроля

2 Виды экологического контроля

Глава 2. Характеристика общественного экологического контроля

1 Сущность общественного экологического контроля

2 Особенности осуществления общественного экологического контроля в Забайкальском крае

Заключение

Список используемых источников

Введение

Загрязнение окружающей среды является наиболее острой проблемой, которая требует незамедлительного решения. Для этой цели производится организация экологического контроля.

Экологический контроль (ЭК) в целом - это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечение безопасности общества.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» так трактует понятие экологического контроля: это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

В соответствии с действующим законодательством, основными задачами экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей природной среды;

наблюдение за ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства;

принятие необходимых мер по его обеспечению.

Объектами ЭК могут быть: состояние окружающей природной среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране окружающей природной среды и отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

ЭК в общем относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления. Это осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государственный экологический контроль опирается на нормативные правовые акты, в отличие от производственного экологического контроля. Кроме того законодательство предусматривает общественный экологический контроль.

Экологический контроль осуществляется во всех своих проявлениях в Забайкальском крае, т. к. состояние окружающей среды в регионе вызывает серьезные опасения. ЭК невозможен без мониторинговых многочисленных исследований. Кроме того, ЭК должен учитывать все выдержанные законодательством правовые нормы.

В крае существует промышленная база, которая является источником загрязнения всех сред жизни: атмосферы, гидросферы, литосферы. Поэтому организация ЭК в Забайкалье является актуальной проблемой (задачей) на современном этапе развития общества.

Объект работы - организация экологического контроля в РФ.

Предмет - общественный экологический контроль.

Целью данной работы является изучение особенностей общественного экологического контроля.

Задачами исследования выступают следующие:

Раскрыть понятие экологического контроля.

Выделить виды экологического контроля.

Рассмотреть сущность общественного экологического контроля.

Изучить особенности осуществления общественного экологического контроля на примере Забайкальского края.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе работы рассмотрены вопросы понятия экологического контроля и представлена краткая характеристика видов экологического контроля.

Вторая глава раскрывает подробнее сущность общественного экологического контроля и особенности его осуществления в нашем Забайкальском крае.

В заключении представлены выводы по всему содержанию курсовой работы.

Глава 1. Понятие и виды экологического контроля

1 Понятие экологического контроля

Экологический контроль подразумевает целый комплекс мер, направленный на исполнение контрольных и надзорных функций по отношению к состоянию окружающей среды.

Экологический контроль служит для выполнения следующих задач - наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны.

Экологический контроль подразделяется на два последовательных шага. Вначале специалистами производится сбор и анализ существующей экологической ситуации на предприятии. Затем начинается работа по устранению или воспрепятствованию нарушений законодательных экологических норм, выявленных в результате исследования.

Ненадлежащее отношение к состоянию окружающей природной среды со стороны предприятия чревато штрафными санкциями (зачастую очень крупными), привлечением виновных должностных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, возбуждением исков в суд и даже закрытием предприятия-нарушителя.

Осуществляя на конкретном предприятии экологический контроль, государственные инспекторы по охране природы составляют протокол об экологическом правонарушении, затем следует распоряжение об обязательном устранении в четко оговоренные сроки данного нарушения. Основанием для подобного предписания является Кодекс об административных правонарушениях.

Для устранения подобных проблем рекомендуется регулярно осуществлять все необходимые мероприятия, направленные на поддержание подобающего уровня охраны окружающей природной среды в связи с ведением хозяйственной деятельности. Экологический контроль, произведенный независимой фирмой, имеющей на это соответствующее разрешение, не носит карательный характер. Руководству предприятия предлагается план по улучшению экологической обстановки с предупреждением о возможных негативных последствиях его невыполнения.

Экологический контроль, осуществляемый независимой специализированной организацией, будет обладать полной юридической силой. Компетентными специалистами фирмы будет представлена вся необходимая документация и отчетность в соответствии с действующим законодательством РФ в области природоохраны. Проведенный экологический контроль в обязательном порядке будет учитывать специфику предприятия и особенности экологической обстановки в данной местности.

Экологический контроль, проведенный негосударственной профильной компанией, учитывает интересы предприятия и не зависит от государственных структур.

Итак, в соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.

Первый - сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха - качество природной среды.

Цель второго этапа - осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две - предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

Любой из видов контроля должен проводиться в целях:

·обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

·соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

·обеспечения экологической безопасности.

Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

Таким образом, экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

2 Виды экологического контроля

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российской Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» №7 - ФЗ от 10.01.2002 г., другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения государственного экологического контроля в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в ведении Службы, на иных подведомственных Службе территориях, проведения государственной экологической экспертизы объектов, сооружений и техники Службы, а также осуществления государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, находящихся на закрепленных за Службой земельных участках, определяется Правительством Российской Федерации.

В Забайкальском крае государственный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю) и Государственной экологической инспекцией по Забайкальскому краю.

Вопросами, связанными с решением проблем рационального землепользования занимаются Управление Роснедвижимости по Забайкальскому краю и Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю.

Государственная экологическая инспекция Забайкальского краяследит за охраной атмосферного воздуха, за порядком оплаты за негативное воздействие на окружающую среду; за использованием и охраной водных объектов регионального значения; контролирует деятельность в области обращения с отходами. Инспекция контролирует соблюдение требований Закона Забайкальского края от 01.07.2009 №195-ЗЗК "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края". А с 2010 года инспекция осуществляет госконтроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (в соответствии с изменениями, внесенными в КОАП). А так же Российской Федерацией переданы полномочия в области экологической экспертизы.

Свой план работы инспекция согласовывает с Прокуратурой Российской Федерации. Также проводятся внеплановые мероприятия по контролю исполнения предписаний об устранении нарушений, или для проверки полученной оперативной информации. Когда возникают ситуации, которые могут непосредственно причинить вред, или являются угрозой жизни, здоровью людей, окружающей среде.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона "Об охране окружающей природной среды".

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что в процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

Глава 2. Характеристика общественного экологического контроля

1 Сущность общественного экологического контроля

История вступления общественных активистов в должность инспекторов по охране природы началась еще в советские времена, в те годы роль общественности в качестве независимой контролирующей структуры была весьма сомнительна. Дружинники действовали под прикрытием легальных природозащитных ВООП, добровольных обществ охотников, рыболовов, а также других официальных организаций, и, прежде всего комсомола. В этот период движение не имело непосредственных отношений с органами государственной власти, хотя, как тогда говорилось, дружины выполняют ту работу, которую не успевает делать государство.

За последние десятилетия ситуация кардинально изменилась и сегодня общественное экологическое движение имеет значительную социальную и политическую силу для формирования позитивных сдвигов в направлении усиления роли общественности в сфере сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

На общественной арене с успехом действуют десятки природоохранных организаций, на базе которых осуществляются мероприятия по ведению большинства видов экологического контроля.

Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.

Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции НКО.

Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность - следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления - компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.

В настоящее время в руках природоохранных организаций (структур), как общественных так и государственных, имеется целый спектр нормативно-правовых документов, позволяющих поместить природопользование в достаточно жесткие рамки и вести контроль за природопользователями. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в сфере охраны окружающей среды является достаточно проработанной и дееспособной. Но, как можно заметить, в нашем случае начинает работать другой фактор - законы есть, но они плохо исполняются.

Нормативная база в области осуществления ОЭК постоянно претерпевает качественные изменения. Появляются новые законодательные документы, вносятся поправки к ныне существующим.

Все применимое для нужд ОЭК правовое поле можно разделить на 3 группы:

·к первой группе относятся все законы и подзаконные акты федерального уровня, действие которых распространено на территорию всей РФ (Закон РФ Об охране окружающей природной среды, Водный кодекс….);

·ко второй группе относятся подзаконные акты регионального значения (Правила любительского и лицензионного рыболовства в Обском бассейне);

·к третьей группе относятся местные нормативно-правовые акты, область применения которых ограничивается субъектом федерации или еще меньшей территорией действия, например, отдельным районом. Создание таких подзаконных актов также прерогатива субъектов федерации.

В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовки которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Итак, общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом "Об охране окружающей природной среды", законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

2.2 Особенности осуществления общественного экологическогоконтроля в Забайкальском крае

общественный экологический контроль забайкальский

В Забайкальском крае в 2011 году при Читинской природоохранной межрайонной прокуратуре создан Общественный экологический Совет, проведено организационное совещание, на котором определен порядок деятельности Совета и одно совещание, на которое общественными организациями - членами Совета вынесены на обсуждение вопросы охраны озера Кенон, застройки его водоохраной зоны, предотвращения застройки парковой зоны города Читы - площади Декабристов.

ноября 2011 года состоялось первое заседание Общественного экологического совета Забайкальского края, сообщает Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края. Общественный экологический совет Забайкальского края создан распоряжением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2011 года №506-р в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 июня 2011 года в целях взаимодействия органов исполнительной власти Забайкальского края, научных и общественных организаций по вопросам экологической безопасности на территории Забайкальского края.

В состав Общественного экологического совета вошли представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций Забайкальского края. Возглавил Совет заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам Е. В. Вишняков. Сопредседателем Совета является председатель Забайкальского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» А. В.Константинов.

По рекомендации Общественной палаты Забайкальского края в состав Общественного экологического совета вошли: Н.П. Габышева, Н.В. Ковалёнок, А.М. Остроумов, П.Я. Поляков, Ш.С. Тохта-Ходжаев, О.В. Корсун, Т.И. Кулькова, О.П. Иванова, С.В. Лазаревская, В.Н. Рыбкина, А.С. Сапрыгин.

Основной задачей Совета является подготовка предложений Правительству Забайкальского края, носящих рекомендательный характер, по вопросам:

) совершенствования природоохранного законодательства Российской Федерации и Забайкальского края;

) принятия мер, направленных на обеспечение оценки негативного воздействия на окружающую среду на территории Забайкальского края;

) ликвидации последствий накопленного экологического ущерба на территории Забайкальского края.

Участники заседания обсудили вопросы экологической ситуации на территории Забайкальского края, современное состояние и перспективы развития системы мониторинга загрязнения природной среды на территории Забайкальского края и предложения в план работы Совета на 2012 год.

февраля 2012 года при Читинской природоохранной межрайонной прокуратуре вновь состоялось совещание Общественного экологического совета.

В совещании приняли участие председатели и представители таких общественных организаций Забайкальского края, как Клуб любителей животных «Фауна», волонтерского отряда «Эдельвейс», Читинского регионального отделения Общественной организации «Российская экологическая академия», студенческого волонтерского отряда «Буян» Могойтуйского агротехнического колледжа, Забайкальского детско-юношеского центра, Забайкальской региональной общественно-экологической организации «Ареал», аграрно-экологического отряда «Тропа к Истоку».

Участники совещания заслушали доклад о результатах прокурорского надзора за 2011 год, обсудили мероприятия на первое полугодие 2012 года, проблемные вопросы экологического характера на территории городского округа «Город Чита» и Забайкальского края, обновили список общественных экологических организаций - участников Общественного экологического совета.

Состоялось коллективное обсуждение наиболее острых проблем, в том числе таких как несоблюдение администрацией городского округа «Город Чита» требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний при утверждении Генерального плана города, на которое представители общественных объединений не приглашались; планы администрации города Читы разместить полигон твердых бытовых отходов в поселке Антипиха и отсутствие в краевом центре завода по переработке отходов и мусора, наличие на его территории многочисленных свалок; не проведение мероприятий по озеленению города и факты вырубки и уничтожения имеющихся зеленых насаждений.

Участники совещания также обратили внимание на необходимость материальной поддержки и стимулирования решения назревших экологических проблем, отсутствие в городе биотуалетов, экологическую безнравственность, безответственность и необразованность жителей и гостей города, охраны памятника природы «Красная горка» и ряда других.

Наиболее бурно обсуждалась проблема выгула собак, отсутствия отведенных для этого мест, бесконтрольное количество бесхозяйных и беспризорных собак, жестокие способы их отлова. При этом речь также шла об ответственности за жестокое обращение с животными и возможные меры по предотвращению (контролю) разрастания их численности, а также о необходимости организации тренировочных площадок для домашних животных.

По итогам совещание было принято решение, что природоохранная прокуратура будет решать вопрос о возможном проведении проверочных мероприятий в рамках плановой деятельности по указанным на Совете проблемным вопросам. Представители общественных организаций обязались при обнаружении конкретных фактов нарушения экологического законодательства направлять в прокуратуру информацию для проведения по ним проверок.

В марте 2012 г. благодаря работе Общественного экологического Совета совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края была приостановлена лицензия ООО «Проект-1» на добычу гравия вдоль реки Читинки, которая наносит ущерб окружающей среде. Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе законодательного собрания региона, действие лицензии приостановлено предварительно до мая 2012 г. «В ходе разбирательств выяснилось, что ООО «Проект-1» добывает полезные ископаемые на неоформленном земельном участке, в связи с этим было принято решение о приостановлении лицензии, - рассказали в пресс-службе. - В отношении второй организации - Строительной компании «Дом» - аналогичное решение может вынести только суд, однако от контролирующих органов ни о каких нарушениях со стороны предприятия информации в министерство не поступало».

Как сообщал «ФедералПресс», 1 февраля 2012 года депутаты Законодательного собрания Забайкальского края, а также представители Общественного экологического совета направили письмо министру природных ресурсов и экологии региона Александру Тарабарко с просьбой приостановить добычу гравия в устье реки Читинка, поскольку, по мнению местных жителей, работы наносят ущерб окружающей среде. Природоохранная прокуратура подтвердила, что не все действия добывающих компаний велись в рамках закона.

Также в рамках работы Общественного экологического Совета Забайкальского края на заседании 13 марта правительство Забайкальского края признало целесообразным разработку краевой долгосрочной целевой программы "Строительство и ремонт объектов для захоронения и утилизации биологических отходов на территории края", рассчитанную на 2013-2017 годы. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в администрации региона, реализация программы позволит создать систему утилизации биологических отходов в соответствии с современными ветеринарно-санитарными и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Забайкальский край в эпизоотическом отношении считается стационарно неблагополучной территорией по почвенным инфекциям (таким, как язва, эмфизематозный карбункул). Особую тревогу вызывают скотомогильники и места захоронения павших животных, которые не соответствуют ветеринарно-санитарным нормам. В 2011 году в крае зафиксированы факты падежа продуктивных и непродуктивных животных с неизвестной этиологией. При этом трупы животных выбрасываются на свалку. Всего в крае необходимо построить и отремонтировать 460 скотомогильников. Из 207 существующих скотомогильников 122 требуют ремонта. Дополнительно необходимо построить 253 (по 50 в год) места захоронения падших животных, стоимость строительства одного - 320 тысяч рублей. Финансовая потребность программы - 81,5 млн. рублей. Финансирование строительства предполагается вести совместно: 30% - муниципалитеты (24 млн.), 20% - районы (16 млн.) и 50% - краевой бюджет (41 млн.).

Таким образом, общественные организации и объединения, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды», также могут осуществлять экологический контроль, что и было рассмотрено в данном параграфе на примере Забайкальского края. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Вследствие этого, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Заключение

Итак, в заключении можно сделать следующие выводы:

) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» так трактует понятие экологического контроля: это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

) Экологический контроль служит для выполнения следующих задач - наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль

) В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

) Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.

) Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

) Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

) В Забайкальском крае общественный экологический контроль проводит специально созданный в 2011 году Общественный экологический Совет, который на своих заседаниях решает различные вопросы, связанные с контролем за охраной окружающей среды в нашем Забайкальском крае.

Список используемых источников

2.Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002.

.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2010. - 688 с.

.Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы - 2-е изд. с изм. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. - 128 с.

.Гусев Р.К.. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма "Контракт" 2009. - 208 с.

.Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

7.Ермаков В.Д., Сухарев А.Я. Экологическое право России. - М., 2007.

.Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических ВУЗов. - 6-е изд., исп. и доп. - М.: Юриспруденция, 2008. - 448 с.

.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М.: Академия, 2005.

10.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М., 2007.

11.Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. - СПб: Химия, 1998.

12.Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М. Издательство БЕК, 2005. - 557 с.

.Хотулеева М.З., Заика Е.А., Молчанова Я.П., Дайман С.Ю. Общественная экологическая экспертиза: вчера, сегодня, завтра. - М.: Эколайн, 2008.

.Сайт «Forest.ru» Все о российских лесах / Электронный ресурс: Режим доступа: #"justify">15.Сайт Всероссийского общества охраны природы / Электронный ресурс: Режим доступа: #"justify">.Сайт прокуратуры Забайкальского края / Электронный ресурс: Режим доступа: http://prokuratura.chita.ru/press-service/news/?id=4379

Об организации

Общероссийская общественная организация по защите окружающей среды

«Общественный экологический контроль России» (сокр. ООО «ОЭКР»)

Зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации

р/с 40703810500000000138 в ОАО «Гранд Инвест Банк»,к/с30101810100000000680,

БИК 044525680

Валютный счет в USD 40703840138000000317 ;

номер транзитного счета 40703840438991000317 в ПАО Сбербанк России г.Москва,

СДО № 01825 корр/сч.30101810400000000225 ,

БИК044525225

Созданная в целях расширения общественных отношений в области защиты законных прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду и соблюдение законодательства по ее охране и оздоровлению. Приоритетом в работе организации, было выбрано, решение задач поставленных руководством страны на заседании Совета безопасности по вопросам экологии и природопользования, которое прошло в Кремле 09.06.2011 года.

ООО «ОЭКР» формировалось на базе Общероссийского Фонда «Правозащитник России», исполнительным директором которого был бывший заместитель Управляющего делами Уполномоченного по правам человека, а ныне председатель Совета ООО «ОЭКР», член Общественного совета при Минприроды России В.П.Волошин. В течение трех месяцев в ООО «ОЭКР» влилось 46 региональных отделений в субъектах РФ, среди которых Республики Адыгея, Башкортастан, Дагестан, Коми, Марий Эл, Татарстан, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др., Краснодарский, Приморский, Ставропольский края, Воронежская, Калининградская, Калужская, Костромская, Ивановская, Иркутская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тульская, Тюменская, Челябинская и др. области, города Санкт-Петербург и Москва. На сегодняшний день в ООО «ОЭКР» уже 61 региональных отделений, в том числе в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь.

Мы объединяем в своих рядах людей различных профессий и возрастов, среди нас 14% — экологов-экспертов, 4 % ученых (профессоров, докторов и кандидатов наук), 5% изобретателей и разработчиков современных инновационных технологий в сфере экологии и защиты окружающей среды, 5% студентов профилирующих колледжей и ВУЗов, 10% — трудовая молодежь, рабочие, фермеры и работники агропрома, спортсмены и представители культуры.

Организация учредила Профессиональный союз экологов России, как членскую организацию Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, лидером которой является депутат Государственной Думы ФС РФ 6-го созыва Сергей Алексеевич Вострецов. Он же возглавляет Координационно-попечительский совет ООО «ОЭКР».

За прошедшие годы в Организации проведены Объединительный съезд общественного экологического контроля, четыре Пленума Совета с присутствием всех представителей региональных отделений, множество мероприятий по правовому просвещению и экологическому всевобучу. Так, только в Год охраны окружающей среды (2013) ООО «ОЭКР» совместно с Общественной палатой РФ провели в регионах более 80 круглых столов, общественных слушаний, семинаров и других массовых мероприятий.

В 2014 году Организация выиграла Президентский грант по выполнению социально-значимого проекта «Развитие института общественных инспекторов-экологов» и успешно его выполнила. Было проведено 18 двухдневных семинаров, несколько инструкторско- методических занятий, в т.ч. в ОП РФ. Всего подготовлено более 1000 общественных инспекторов-экологов в 18 регионах страны. Проект продолжается за счет собственных средств Организации.

В 2015 году по инициативе Совета ОЭКР были проведены «круглые столы» в Государственной Думе по вопросам экологического регулирования в Крыму и городе Севастополь, по общественному экологическому контролю и его взаимодействию с органами власти, в Общественной палате РФ о наилучших доступных технологиях и роли общественности в модернизации производства и утилизации отходов производства и потребления. А в 2016 году Организация провела в Общественной палате РФ совместн
о с Комиссией по экологии и охране окружающей среды ОП РФ круглый стол по подготовке и планированию мероприятий в 2017 году – Году экологии. Все они проходили при участии депутатов ГД, законодательных собраний субъектов РФ, членов общественных палат, научного и бизнес сообщества.

В мае 2016 г. в ОП РФ по инициативе Организации прошел круглый стол «О готовности детско-юношеских лагерей и оздоровительных комплексов побережья Черного моря к летнему сезону». До этого было организовано проведение независимого общественного контроля группой экспертов ООО «ОЭКР» в детском курорте федерального значения г. Анапа. К сожалению результат оказался плачевный – превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в разы. Как результат, на побережье вспыхнули случаи инфекционных заболеваний детей и их родителей. В той же Анапе по причине обнаружения кишечной палочки заболели десятки отдыхающих. Это стало причиной отмены проведения детско-юношеского экологического Форума «Гармония – Анапа — 2016», в рамках которого планировалось провести учредительную Конференцию Общероссийской молодёжной общественной организации «Движение за экологию и активный досуг “БУРЕВЕСТНИК”, в качестве молодежного крыла ООО «ОЭКР». Но Форум обязательно состоится, только на этот раз в Крыму в районе детского курорта г. Евпатории.

Как и прежде главное в деятельности ОЭКР было и остается — проведение организационно-структурных и технических мероприятий по расширению дискуссионной площадки общественного экологического контроля, привлечении заинтересованных граждан на борьбу с беззаконием и коррупцией в области охраны окружающей среды, налаживания общественно-государственного взаимодействия с органами власти в целях экологического развития страны и ее безопасности. В этих целях Организация готова к сотрудничеству со всеми заинтересованными лицами и структурами, объединениями как государственного экологического контроля, так и с НКО, предприятиями любой формы хозяйственной деятельности, предлагает заключить соглашения о сотрудничестве в сфере общественного экологического контроля с предприятиями, органами социального назначения, муниципальными и федеральными органами власти, СМИ и общественными организациями. Путем создания на волонтерской основе штабов, пунктов, постов, общественных приемных и «горячих линий» общественного экологического контроля, ОЭКР активно участвует в проведении мониторинга окружающей среды, предупреждения природных и техногенных угроз и аварий, оповещения населения и оказании помощи пострадавшим от них.

Многие «оэкровцы» за бесстрашные и благотворительные поступки награждены медалями МЧС России «За содружество во имя спасения», другими знаками отличия.

Особенно ярко проявилась деятельность организации в оказании помощи населению и ликвидации последствий стихийного бедствия в Крымске Краснодарского края летом 2012 года. Сотни волонтеров-экологов, причем, не только из Кубани и близлежащих городов и поселков, но и активисты ООО «ОЭКР» из других областей Северного Кавказа, Юга и Центральной России, из Москвы и Санкт-Петербурга участвовали в рекреационных и спасательных работах после невиданного наводнения, собирали и сами жертвовали благотворительные средства, одежду, обувь, постельное белье, предметы первой необходимости и медикаменты, детские принадлежности. Волонтеры-экологи ООО ОЭКР» участвовали в тушении пожаров и оказывали помощь населению при ликвидации их последствий на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Организация проводит и участвует в митингах, шествиях, пикетированиях, выражая гражданскую позицию по проблемам экологии и социальным вопросам жизнеобеспечения, защищая тем самым права людей на благоприятную окружающую среду и достойную жизнь.

ООО «ОЭКР» активно сотрудничает со многими общественными организациями и приглашает к такому сотрудничеству всех, кому дорога природа, кто болеет за ее сохранение и оздоровление. Надежными партнерами Организации стали Центр экологических проблем экологии, ДОСААФ России, Ассоциация «Социальная сфера России», общественные организации и фонды такие, как «Союз десантников России», «Офицеры России», «Экоград», Центр развития социальной политики и международной интеграции «МОСТ», «Экологические технологии очистки», «Дети Мира», «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы», «Экологическое содружество», «Экобезопасность», «Корпорация «Центр мировой экологии», ряд ВУЗОВ и специальных учебных заведений, научные сообщества, правозащитные и благотворительные организации и многие другие – всем им мы приносим искреннюю благодарность за сотрудничество.

06.03.2013 года ООО «ОЭКР» под № 36 вступила в Национальную технологическую платформу «Технологии экологического развития» под патронажем Географического общества России (Протокол №7 заседания Управляющего Комитета ТП от 06.03.2013 г.).

11 июля 2017 года в Москве состоялся Второй съезд Общероссийской общественной организации «Общественный экологический контроль России», посвященный Году Экологии - 2017, требованиям Президента РФ В.В.Путина по экологическому развитию и экологической безопасности государства.

Экологический контроль - это система мер, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Классификацию видов экологического контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего экологический контроль, следует выделить государственный, производственный и общественный экологический контроль. Ведомственный экологический контроль ФЗ «Об охране окружающей среды» не упоминается, что вполне обоснованно, поскольку соответствующие функции вписываются в систему государственного экологического контроля.

По критерию направленности контроля, следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) экологический контроль. Внутренний экологический контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими экологическими службами) для самоконтроля и носит название производственного. Экологический контроль в отношении организационно не подчиненных объектов проявляется в форме государственного и общественного экологического контроля.

Как указано в п. 1 статьи 63 ФЗ «Об охране окружающей среды», целью экологического контроля является обеспечение исполнения экологического законодательства, а также соблюдения экологических требований, включая экологические нормативы и нормативные документы. В юридической науке выделяют четыре основные формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение. Реализация права - это процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов публичной власти и юридических лиц. В комментируемой статье речь идет только о двух формах реализации права.

При соблюдении экологических требований субъекты обязаны пассивно воздерживаться от совершения противоправных действий, нарушающих эколого-правовые нормы и содержащиеся в них ограничения и запреты. Данная форма реализации права осуществляется вне конкретных правоотношений, никак не фиксируется и охватывает всех индивидуальных и коллективных субъектов экологического права. Типичным примером соблюдения экологических норм гражданином может служить складирование гражданами бытовых отходов в специально отведенных местах, повышение уровня своего экологического образования, бережное отношение к природным богатствам при выезде на природу (разжигание костров, уничтожение деревьев) или в ходе повседневной деятельности и т.д.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции и полномочия, в результате чего происходит реализация соответствующих эколого-правовых норм. Особенностью данной формы реализации права является то, что она предполагает активные действия субъектов и отличается императивностью, а соответствующие правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются. Например, должностные лица государственных специально уполномоченных органов исполнительной власти обязаны предоставить в указанный законом срок гражданам и их объединениям по их запросу экологическую информацию, которая должна быть полной и достоверной.


До недавнего времени состояние системы публичного экологического контроля в России характеризовалось разнообразием видов контроля и множеством органов, его осуществляющих.

Новейшая история преобразований в системе публичного экологического контроля насчитывает несколько этапов.

Первый этап - развитие системы экологического контроля до 2004 г. В этот период на территории муниципального образования было возможно осуществление трех видов публичного экологического контроля: федеральный, региональный и муниципальный.

Характерной чертой данного этапа являлось отсутствие четко разграниченных полномочий взаимодействие указанных органов, что нередко приводило к открытому конфликту между ними.

Начало второго этапа становления системы публичного экологического контроля было ознаменовано, во-первых, проведением в 2004 г. административной реформы и передачей полномочий по осуществлению федерального государственного экологического контроля от федеральных министерств федеральным службам (ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды»), и, во-вторых, внесением в августе 2004 г. в ФЗ «Об охране окружающей среды» изменений, фактически исключивших субъекты РФ из системы государственного экологического контроля. Таким образом, в период с 2004 по 2006 гг. публичный экологический контроль осуществлялся на федеральном и муниципальном уровне.

В качестве третьего этапа можно обозначить период времени с 2006 по 2008 гг. В 2006 г. субъектам РФ были возвращены полномочия по проведению государственного экологического контроля: редакция ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» опять претерпела изменения - в ч. 1 указанной статьи вновь было внесено положение об осуществлении государственного экологического контроля как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, на третьем этапе (с 2006 по 2008 гг.) имелись все правовые основания для проведения государственного экологического контроля на трех уровнях (федеральном, субъектов РФ и муниципальном).

Четвертый этап становления системы публичного экологического контроля начался в 2008 г. и продолжается по сегодняшний день. На данном этапе муниципальный экологический контроль был исключен из видов экологического контроля. В настоящее время существует только государственный экологический контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и имеет многолетнюю историю. Впервые термин "общественный контроль" был использован в январе 1956 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден "Устав Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов". Однако долгие годы общественный экологический контроль не имел самостоятельного значения и был придатком системы государственных контрольных органов.

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция РФ, Закон РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ЛК РФ, ВК РФ и иные нормативные акты.

По критерию видов (направлений) общественного экологического контроля, следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов (например, объектов животного мира в соответствии со ст. 10 Закона о животном мире), контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности (радиационная безопасность, соблюдение экологических требований в сельском хозяйстве, градостроительной деятельности и т.д.), контроль за осуществлением экологических процедур общего характера (своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления компетентными органами экологической информации, участие в общественных экологических экспертизах и т.д.).

Общественный экологический контроль, как и государственный, осуществляется в форме предупредительного и текущего. Предупредительный контроль может проявляться в участии граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в проведении общественных обсуждений в ходе осуществления ОВОС, референдумах по экологическим вопросам, участии в проведении общественной экологической экспертизы, а также направлением своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. Текущий экологический контроль граждане, общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, предъявляя требования органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, сообщая компетентным органам об известных им экологических правонарушениях, обращаясь в суд с исками об отмене решений о строительстве, реконструкции или эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на природу и т.д.

Проведение общественного экологического контроля (в том числе в форме предупредительного контроля - общественной экологической экспертизы) является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур.

В осуществлении общественного экологического контроля могут принимать участие не только специализированные экологические общественные и иные не коммерческие объединения, но и профессиональные союзы. Так, согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством (текущий контроль).

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (предупредительный контроль).

Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставлении информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологическим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении).

Появление подобных норм в федеральных и региональных законах вполне оправдано в свете нередкого противостояния экологической общественности и органов власти, которое иногда принимает крайние формы.

Однако в целом, сегодня система общественного экологического контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять - это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В тоже время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке во дворе, микрорайоне, квартале и т.д.