К основным принципам конституционного судопроизводства относятся. Конспекты юриста

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства. Конституция РФ признает конституционное судопроизводство в качестве самостоятельного вида судопроизводства, посредством которого осуществляется судебная власть (ч. 2 ст. 118). «Конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» последовательность взаимосвязанных процессуальных действий Конституционного Суда и иных участников конституционного судопроизводства, направленных на разрешение конституционных дел в соответствии с полномочиями Конституционного Суда в целях сохранения и укрепления конституционности в обществе и государстве».

Любое производство, будь то уголовное, гражданское, административное либо же конституционное должно основываться на принципах. Принципы - это основополагающие начала, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательное значение. В ФКЗ о Конституционном Суде прописаны принципы конституционного производства, к ним относятся: принцип независимости, коллегиальности, гласности, устности, принцип языка производства, непрерывности, состязательности и равноправия сторон. Принципы конституционного судопроизводства взаимосвязаны.

Статья 29 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, провозглашающая принцип независимости судей, направлена на реализацию статьи 120 (часть 1) Конституции о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и ФЗ. Независимость Конституционного Суда и каждого из его судей - проявление независимости судебной власти в РФ.

Для исключения постороннего воздействия на судей Конституционного Суда они принимают решения в совещательной комнате. Но и вне совещательной комнаты, как следует из частей четвертой и пятой статьи 29, никто не вправе давать судьям Конституционного Суда указания, как голосовать. За нарушение этого требования виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за преступление против правосудия.

Часть третья статьи 29 Закона разделяет решения и другие акты Конституционного Суда. В соответствии со статьей 71 ФКЗ о Конституционном Суде видами решений Конституционного Суда являются постановления, определения и заключения. К «другим актам» - тоже своего рода решениям Конституционного Суда - может быть отнесен его Регламент и иные акты о внутренней деятельности Конституционного Суда.

Часть третья статьи 29 Закона вводит понятие «правовая позиция», применительно к судьям в личном качестве. Словосочетание «правовая позиция» легально закреплено в настоящее время только в одном законодательном акте: Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», и только применительно к решениям федерального Конституционного Суда. В упомянутом Законе словосочетание «правовая позиция» употребляется, как известно, дважды.

Во-первых, в части 3 статьи 29, содержащей законоположение, посвященное правовой позиции судей Конституционного Суда. Это законоположение сформулировано следующим образом: «Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий».

Во-вторых, в статье 73, содержащей законоположение, адресованное разрешению конфликтной ситуации, возникшей в связи с формированием у большинства судей одной из палат Конституционного Суда мнения о необходимости принятия решения, противоречащего правовой позиции, содержащейся в ранее принятом решении (решениях) Конституционного Суда. Это законоположение сформулировано так: «В случае если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание». Из правовых позиций отдельных судей формируется общая правовая позиция Конституционного Суда, которая воплощается в его решении.

Описание данного правового явления дается в упомянутом Законе с помощью двух словосочетаний. Первое из них говорит о правовой позиции судей, второе о правовой позиции, выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, Маврин С.П. говорит о том, что «Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года различает как минимум два вида правовых позиций: а) правовую позицию судей Конституционного Суда и б) правовую позицию собственно Конституционного Суда».

Правовая позиция судьи должна быть свободна от политических пристрастий, поскольку Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

Некоторые исследователи обращали внимание на сходство правовых позиций и прецедента в английском праве, хотя многие отечественные теоретики в принципе отрицают возможность использования прецедента в российской правовой системе.

Принцип коллегиальности означает, что решения Конституционного Суда не могут приниматься единолично, в том числе Председателем. Коллегиальность реализует равноправие судей Конституционного Суда при принятии решений.

Исключительно коллегиальное принятие решений свойственно именно конституционному судопроизводству. Поэтому в Конституции принцип коллегиального рассмотрения дел во всех судах не закреплен. По фамильный состав Конституционного Суда (палаты или пленума), которым принималось решение, указывается в каждом решении, которое начинается со слов: «Конституционный Суд Российской Федерации в составе...».

В соответствии с частью второй статьи 30 ФКЗ о Конституционном Суде коллегиальность считается соблюденной, если в заседании пленума участвует не менее 13 судей; в заседании палаты, состоящей из 10 судей, - 8 судей; в заседании палаты, состоящей из 9 судей, - 7 судей. При определении этого кворума «не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены».

Статья 31 Закона базируется на содержании статьи 123 (часть 1) Конституции. Гласное (открытое) рассмотрение дел Конституционным Судом дает гражданам возможность узнать деятельность Конституционного Суда и понять, какие решения он может принять.

Гласность обеспечивается также телевизионными репортажами из зала заседаний Конституционного Суда. Законодательство обязывает включать в информационные программы сообщения о решениях и действиях Конституционного Суда, предусмотренных частями 2, 3, 4 и 7 статьи 125 Конституции. Но в информационных программах сообщается далеко не о каждом таком решении Конституционного Суда.

Вместе с тем принцип гласности в деятельности Конституционного Суда не следует преувеличивать.

Во-первых, в круглосуточно охраняемое здание Конституционного Суда (а значит, и в зал заседаний) невозможно пройти без паспорта и пропуска, который может быть выписан по поручению судьи и некоторых (не всех) сотрудников Аппарата Конституционного Суда; если лицо не относится к участникам процесса, то в пропуске может быть отказано.

Во-вторых, Конституционный Суд принимает решение исключительно в закрытом совещании судей (статья 70 Закона) и при принятии решения не связан никакими основаниями и доводами, изложенными заявителями в публичном заседании (статья 74 Закона). Гласность не распространяется также на предварительные изучения обращения в Конституционный Суд Секретариатом и судьей-докладчиком, проводимые до начала открытого судебного заседания, а также на осуществление других полномочий Конституционного Суда: обращение с законодательной инициативой, приостановление полномочий судьи и др.

В соответствии с § 32 Регламента лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест. Представители СМИ, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты - по списку, представленному пресс-службой Конституционного Суда в Отдел по обеспечению судебных заседаний Секретариата.

Принцип устности разбирательства означает, что все участники процесса вправе выступить перед Конституционным Судом, что все представленные по делу письменные документы подлежат устному обсуждению. Устность - судебного разбирательства непосредственно связана с гласностью судопроизводства: без заслушивания объяснений сторон, показаний свидетелей и экспертов, оглашения имеющихся документов присутствующие в зале заседаний могли бы не понять обстоятельства дела и гласность была бы невозможна.

Статья 31 ФКЗ о Конституционном Суде взаимосвязана также с другими положениями Закона. В Конституционном Суде значительная часть сведений, необходимых для рассмотрения дела, содержится в документах, прилагаемых к обращению (статья 38 Закона), либо в документах, поступивших по требованию судьи-докладчика (часть вторая статьи 49 Закона). Поступившие в Конституционный Суд документы должны направляться участникам процесса (часть первая статьи 51 Закона). Такие документы, в том числе ввиду их большого объема, на основании части второй комментируемой статьи в судебном заседании могут не оглашаться по обоюдному согласию Конституционного Суда и сторон процесса.

Оглашение документов может производиться не только председательствующим, но и стороной процесса (с разрешения председательствующего). Если в судебном заседании не присутствует никого, кроме судей Конституционного Суда (теоретически это возможно), то документы, имеющиеся у судей, могут не оглашаться.

Часть вторая рассматриваемой статьи не обязывает (но допускает) оглашение документов, которые уже излагались в заседании по данному делу. Это положение в целях «процессуальной экономии» ориентирует на разумное ограничение устности разбирательства, недопустимость искусственного затягивания судебного процесса посредством оглашения вновь и вновь одних и тех же документов. Повторное оглашение документов (их частей) возможно, но лишь в той мере, в какой это необходимо для всестороннего рассмотрения дела.

Устность разбирательства в Конституционном Суде не следует понимать как недопустимость письменности: статьи 59 и 70 Закона требуют письменного ведения протокола и стенограммы каждого судебного заседания.

Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 68 Конституции). В соответствии с законодательством, русский язык подлежит обязательному использованию в конституционном судопроизводстве.

Ведение судопроизводства на русском языке означает, что все документы в Конституционный Суд должны направляться на русском языке, а документы на иностранном языке - с прилагаемым переводом на русский язык, за исключением международно-правовых документов, опубликованных в России в официальных изданиях на русском языке. Все вопросы в Конституционном Суде должны обсуждаться на русском языке. Право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика предоставлено только тем участникам процесса, которые не владеют русским языком.

Обеспечить переводчика должен Конституционный Суд, а не участник процесса. Если же сторона процесса не согласна с переводчиком, предложенным Конституционным Судом, она может пригласить своего переводчика. Пользование переводчиком обычно происходит при рассмотрении Конституционным Судом дел с участием иностранных граждан.

Переводчиком не может быть судья Конституционного Суда, владеющий соответствующим языком; иное означало бы наделение судьи Конституционного Суда статусом участника процесса, что не предусмотрено статьей 52 Закона. Если же судья Конституционного Суда не рассматривает дело, то он не может быть переводчиком в силу ограничений статьи 11 Закона.

Привлечение переводчика возможно в любой момент, когда это необходимо. Соответственно, до обеспечения перевода потребуется отложение заседания Конституционного Суда.

Ведение конституционного судопроизводства на русском языке обусловливает требование перевода на русский язык всех документов и иных материалов, прилагаемых к обращению в Конституционный Суд (статья 38 Закона). Невыполнение этого требования является основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению. Если же в период подготовки дела к слушанию появляются документы на иностранном языке, которые обратившаяся сторона не должна была представлять, то перевод их на русский язык для направления сторонам должен обеспечить Конституционный Суд.

Непрерывность судебного заседания следует понимать как недопустимость одновременно рассмотрения той же палатой или пленумом двух или более дел одновременно (параллельно), а также рассмотрение каждого дела без волокиты.

Временем для отдыха является время отдыха (питания) в течение рабочего дня, время после окончания рабочего дня, выходные и праздничные дни. На это время в заседаниях Конституционного Суда объявляется перерыв.

Конституционный Суд в течение суток обычно рассматривает дело в следующем временном порядке: 10.00 - начало заседания; 12.00 - 12.30 - перерыв; 12.30 - 14.00 - продолжение заседания; 14.00 - 15.00 - перерыв на обед; 15.00 -продолжение заседания до 18.00 (возможно без перерыва). Если рассмотрение дела не уложилось в один день, то в следующий ближайший рабочий день оно возобновляется примерно в таком же порядке. Практическое значение данного порядка рассмотрения дела состоит в том, что только в перерывах представители стороны могут дополнительно согласовать свои позиции по вопросам дела либо связаться с кем-то вне зала заседаний и здания Конституционного Суда. Вне перерыва, т.е. во время заседания, доступ в зал заседаний запрещен, участники процесса могут говорить только с разрешения председательствующего и обязаны отключать свои мобильные телефоны.

Временем, необходимым для подготовки к дальнейшему судебному разбирательству и устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, фактически является время, на которое заседание может быть отложено (прервано) по основаниям, указанным в статье 61 Закона. Это время определяется по усмотрению Конституционного Суда. Если Конституционный Суд не делает такого перерыва, то участниками процесса для подготовки к дальнейшему разбирательству придется воспользоваться своим временем отдыха.

В статье 35 ФКЗ о Конституционном Суде содержится два «подпринципа» - конституционного судопроизводства: состязательность сторон и равноправие сторон.

В силу статьи 19 Конституции все равны перед законом и судом. Поэтому Конституционный Суд обязан обеспечить реализацию прав обеим сторонам процесса в полном объеме, в частности, заблаговременно сообщить о времени заседания, что особенно важно для заявителя, находящегося далеко от местопребывания Конституционного Суда. Не являясь инициатором рассмотрения дела, Конституционный Суд не вправе оказывать в явной или скрытой форме предпочтение одной из сторон и при принятии решений не должен руководствоваться должностным и имущественным положением, принадлежностью к общественным объединениям (в том числе политическим) лиц, принявших и оспоривших нормативный акт.

Стороны как участники процесса имеют разные, зачастую противоположные позиции. Выступая в Конституционном Суде, сторона в силу состязательности процесса доказывает свою позицию другой стороне и Конституционному Суду. В свою очередь, другая сторона вправе не согласиться (согласиться частично) с позицией противной стороны и изложить свою позицию. Одной из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда непосредственно перед удалением его в совещательную комнату для вынесения решения. Только при этом условии полностью реализуется в судебном заседании право на судебную защиту, которое согласно Конституции Российской Федерации не может быть ограничено.

Следует отметить, что в некоторых делах, рассматриваемых Конституционным Судом, вообще нет обеих сторон, тем более с противоположными позициями. К таким делам относятся, например, дела по запросам о толковании Конституции. Принцип состязательности и равноправия сторон при разрешении таких дел не действует. Но даже в тех делах, где должны быть обе стороны, на большинстве стадий конституционного судопроизводства они не обладают процессуальными правами.

Равенство процессуальных прав сторон проявляется в том, что при поступлении обращения одной стороны (заявителя) оно должно направляться для ознакомления и представления отзыва другой стороне. Отзыв, в свою очередь, подлежит направлению заявителю. Права сторон предоставляются им без каких-либо исключений.

Равноправие сторон подтверждается также частью четвертой статьи 53 Закона, в соответствии с которой если любая из сторон (ее представитель) не может явиться в заседание по уважительной причине и уведомит об этом Конституционный Суд, то он может отложить рассмотрение дела. Уважительная причина неявки должна подтверждаться документально. Является ли причина уважительной, решает Конституционный Суд.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В данной формулировке достаточно проблемным аспектом является понятие «неопределенность», поэтому следует остановиться на ней подробнее.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «в случае неопределенности в вопросе, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона».

В.М. Лебедев говорит о том, что «обращение с запросом в Конституционный Суд является не обязанностью, а правом суда в случаях, когда у него имеются сомнения или, как указано в ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», возникает неопределенность по вопросу о соответствии Конституции примененного или подлежащего применению закона при рассмотрении конкретного дела».

Характеризуя полномочия судов по применению Конституции РФ, С.А. Авакьян отмечает: «В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд с запросом. Иначе говоря, если у суда сомнений нет, если он убежден в том, что закон противоречит Конституции, то ему и не надо обращаться в Конституционный Суд, он напрямую применяет норму Конституции». Несколько иная точка зрения отстаивается В.И. Анишиной и А.С. Шумаковым. «Но что значит «неопределенность», с чьей позиции - суда, обращающегося с запросом, или Конституционного Суда? По смыслу Закона эта формулировка относится к Конституционному Суду: он обязан принять дело к рассмотрению, если придет к выводу, что оспариваемый закон действительно нуждается в проверке на соответствие Конституции, а сама эта проверка должна быть проведена по всем правилам конституционного судопроизводства в судебном заседании Конституционного Суда Российской Федерации».

По нашему мнению, «неопределенность» не может и не должна трактоваться как сомнение суда в отношении конституционности нормативного правового акта, применяемого или примененного при рассмотрении конкретного дела. Поводом для обращения в Конституционный Суд РФ в любом случае должно служить убеждение судьи в том, что подлежащая применению правовая норма не соответствует Конституции. Другой вопрос, что позиция суда относительно неопределенности в отношении конституционности закона может впоследствии не подтвердиться.

В результате рассмотрения обращения Конституционный Суд может прийти к выводу об отсутствии неопределенности в конституционности оспоренного положения. Такая неопределенность иногда называется в его решениях «мнимой» (в отличие от действительной неопределенности, которая имеется в виду в части второй статьи 36 Закона), а ссылки на указанные в обращении в КС положения Конституции - необоснованными и произвольными, которые КС не принимает во внимание.

С целью формализации многочисленных жалоб в Конституционный Суд на его сайте - ksrf.ru -размещена примерная форма жалобы.

В зависимости от того, кто и по какому вопросу направляет обращение в Конституционный Суд, оно именуется как запрос, жалоба или ходатайство.

Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной:

Запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

Жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.

Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Документ об уплате государственной пошлины - обязательное приложение к обращению в Конституционный Суд (пункт 3 части первой статьи 38 Закона) и представляется в подлиннике. Реквизиты для уплаты государственной пошлины в КС для граждан представлены на сайте КС.

Статья 41 Закона о Конституционном Суде устанавливает предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда после его предварительного рассмотрения Секретариатом. До Секретариата судьи КС, как правило, не ведут предварительное изучение обращения. Выделение именно этой стадии в качестве обязательной означает, что без ее прохождения не должно быть последующих стадий конституционного судопроизводства.

В конституционном судопроизводстве существуют следующие стадии:

1) предварительное рассмотрение обращения Секретариатом (статья 40 Закона) после его поступления в Конституционный Суд. При несоответствии обращения требованиям Закона конституционное судопроизводство в зависимости от дальнейших действий заявителя приостанавливается или прекращается. Участие Секретариата в конституционном судопроизводстве предусмотрено Положением о нем. Данную стадию конституционного судопроизводства следует выделить с оговорками о том, что Секретариат не осуществляет судебную власть, но по многим обращениям именно он предлагает проекты решений Конституционного Суда, и именно Секретариат фактически отказывает заявителю в рассмотрении его обращения, если на рассмотрении обращения заявитель не настаивал;

2) предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя (статья 41 Закона), которому обращение и приложенные к нему документы, в том числе заключение отраслевого управления Секретариата, представляет Руководитель Секретариата;

3) принятие КС обращения к рассмотрению (статья 42 Закона) или отказ в принятии к рассмотрению (статья 43 Закона), влекущий прекращение конституционного судопроизводства;

4) назначение и подготовка дела к слушанию (статьи 47-51 Закона) по обращению, принятому к рассмотрению (статья 42 Закона), которые могут быть прерваны отзывом обращения (статья 44 Закона);

5) рассмотрение дела КС по существу, включая возобновление рассмотрения (статьи 57, 60 - 67, 69 Закона), которое может завершиться прекращением производства по делу (статья 68 Закона);

6) принятие КС итогового решения по делу (статьи 70 - 77 Закона);

7) разъяснение решения КС (статья 83 Закона), которого может не быть, а ходатайство о разъяснении решения КС перед принятием «разъясняющего» определения должно проходить вышеназванные стадии, кроме принятия постановления КС как итогового решения (статья 71 Закона).

В юридической литературе к стадиям конституционного судопроизводства иногда относят исполнение решения Конституционного Суда. Думается, это неверно, поскольку Закон не предусматривает участие Конституционного Суда в исполнении собственных решений.

Уяснение стадий конституционного судопроизводства имеет большое практическое значение, поскольку, в частности, позволяет заявителю понять, на какой из них он может в нем участвовать.

Таким образом, принципы и порядок конституционного судопроизводства детально разработаны и освящены в нормативно-правовой литературе и трудах ученых, но, тем не менее, существует достаточное количество коллизионных моментов, над которыми не прекращаются дискуссии, что, на наш взгляд, является позитивным аспектом, так как способствует развитию и совершенствованию процесса конституционного судопроизводства. Так же необходимо обратить внимание на то, что данные правовые институты имеют важное как теоретическое, так и практическое значение.


Похожая информация.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Принципы и общие правила конституционного судопроизводства»

Введение

Конституционные суды – это институт, органичный для правового государства, где есть разделение властей и четко выражено стремление жить по закону. Их появление трудно представить в странах с тоталитарным режимом правления. В прошлом они просто не вписывались в политические системы, которые не проводили четкого и в полном объеме разграничения представительной, исполнительной и судебной властей, да еще при руководящей роли одной партии. Ориентация в современных условиях на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов и в России.

Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.

Образование конституционных судов как особых судебных органов конституционного контроля – свидетельство того, что происходит правовое обогащение общества. Они, несомненно, усиливают судебную власть.

Одновременно граждане и юридические лица получают дополнительную гарантию в защите своих прав. Создается важная предпосылка укрепления конституционных основ российской государственности, превращения конституции в действующее право.

Проверка конституционности законов – дело сложное и тонкое, требующее от судей высокой квалификации, и не случайно, что Конституция отнесла эту функцию к компетенции специализированного органа, действующего строго коллегиально.

Принципами деятельности Конституционного суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полнота и всесторонность разбирательства.

1. Понятие и принципы конституционного судопроизводства

Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде всего независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

1. Независимость. Согласно первому из принципов, судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В свой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий:, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

2. Коллегиальность. В соответствии с указанным принципом рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально.

Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседания палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования.

3. Гласность. Этот принцип как один из общих принципов судопроизводства. Применительно к федеральному конституционному судопроизводству он означает, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто.

Присутствующие на открытом заседании имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и теле-трансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

5. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, к компетенции палаты.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании

Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

6. Состязательность и равноправие сторон. Смысл этого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда Российской Федерации.

Положение о равноправии сторон конкретизируется, в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

7. Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Принципы гражданского процессуального права распадаются на две большие группы – принципы организации правосудия (судоустройственные):

– осуществление правосудия только судом;

– сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел;

– независимость судей и подчинение их только закону;

– равенство граждан перед законом и судом;

– гласность судебного разбирательства;

– национальный язык судопроизводства.

Принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные)

– законность;

– диспозитивность, состязательность:

– объективная (судебная) истина;

– процессуальное равноправие сторон;

– устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.

Все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Осуществляется на основе определенных принципов, которые представляют основные идеи (начала), воплощенные в нормах судебно-конституционного процессуального права, предопределяют природу, сущность конституционного судопроизводства и выражают его содержание и основное назначение по осуществлению конституционного правосудия.

Из общего числа принципов судопроизводства по содержанию и форме выражения можно выделить основные, фундаментальные, т. е. закрепленные в Конституции РФ , и обычные, получившие закрепление в текущем законодательстве. В Конституции РФ закреплены такие общие для всех видов судопроизводства принципы, как доступность, независимость суда и судей, открытость заседаний, состязательность и равноправие сторон.

Легальные принципы конституционного судопроизводства (т. е. получившие непосредственное закрепление в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г.).

1. Доступность и справедливость конституционного правосудия. Это общие принципы любого вида судопроизводства, которые выражаются в действии всех других принципов осуществления правосудия. Полномочия Конституционного Суда РФ не могут осуществляться каким-либо иным судом. Поэтому Конституционный Суд РФ каждый раз, исходя из положений Конституция РФ, уточняет свою юрисдикцию, чтобы правовой конфликт не остался не разрешенным в судебном порядке.

2. Независимость. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и ФКЗ .

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым КС РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность КС РФ не допускается и влечет за собой ответственность.

3. Коллегиальность . Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.


Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.

При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

4. Гласность . Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

5. Устность разбирательства. Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

В заседании КС РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

6. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

7. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

8. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации без проведения слушания.

Есть принципы, которые вытекают из природы судебно-конституционного процесса (конституционного судопроизводства), хотя текстуально они и не получили законодательного закрепления. К ним можно отнести:

1. Принцип конституционности - все объекты контроля КС РФ проверяет на соответствие Конституции РФ, судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ.

2.Принцип законности в конституционном судопроизводстве заключается в том, что судьи Конституционного Суда РФ в своей деятельности руководствуются положениями Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.

3. Принцип диспозитивности означает, что конституционное судопроизводство осуществляется только по инициативе субъектов обращения в Конституционный Суд РФ и обращение может быть отозвано с последующим прекращением производства по делу.

4. Принцип публичности - Конституционный Суд РФ выступает как орган публичной власти.

5. Принцип достижения объективной истины диктует соблюдение таких требований, как полнота, всесторонность, объективность и беспристрастность судебного разбирательства, исследование всех обстоятельств дела.

6. Принцип процессуальной экономии допускает соединение дел в одном производстве по обращениям, касающимся одного и того же предмета согласно ст. ФКЗ, ориентирует на разбирательство в разумные сроки, на недопущение волокиты.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. При этом (согласно ст. 118 Конституции РФ) создание чрезвычайных судов не допускается.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.

1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. .

2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности.

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства.

Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде. В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О судоустройстве Российской Федерации" рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.



5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ судопроизводство ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Вместе с тем кодекс устанавливает, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

8. Презумпция невиновности - основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его содержание раскрывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.

10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим конституционным принципом защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента возбуждения уголовного дела, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий. Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

Российского судопроизводства едины для всех случаев рассмотрения дел, вне зависимости от их категории. Основной закон гарантирует гражданам и организациям В случае ущемления интересов субъекты могут обратиться с исковым заявлением.

Конституционные принципы российского судопроизводства

К фундаментальным положениям, на которых базируется система защиты прав граждан, относят:

  1. Независимость.
  2. Гласность.
  3. Устность разбирательства.
  4. Равноправие сторон.
  5. Состязательность.
  6. Непрерывность заседания.

В законодательстве также установлено, что осуществляется на официальном государственном языке. При этом при необходимости к слушанию может привлекаться переводчик.

Независимость

Рассматривая принципы судопроизводства, необходимо в первую очередь отметить, что в своей деятельности лица, уполномоченные рассматривать споры, руководствуются только законом. Они не выступают от лица общественных объединений или госструктур. Кодекс судопроизводства не допускает вмешательства в ход рассмотрения дел, способного повлиять на результат. Постановления (определения и прочие акты) уполномоченных лиц должны выражать позицию, свободную от политических предпочтений. Принципы конституционного судопроизводства не допускают получения или запроса указаний по вопросам, которые приняты к предварительному исследованию или рассматриваемым КС. Любое вмешательство в работу уполномоченной структуры предполагает ответственность.

Коллегиальность

В первых инстанциях должностные лица рассматривают дела единолично. Коллегиальные разбирательства характерны для апелляционных, а также ВАС, ВС и КС. Принципы конституционного судопроизводства допускают принятие решений на пленарных слушаниях, если на них присутствует не меньше 2/3 от общего количества уполномоченных служащих, а также на заседаниях палаты при наличии не меньше 3/4 ее состава. В ходе определения кворума в расчет не принимаются лица, отстраненные от участия в разбирательстве дела, в также те, чьи полномочия были приостановлены.

Принятие решения КС

Судопроизводство конституционное осуществляется по установленному в законодательстве порядку. В ФЗ, регламентирующем деятельность КС, присутствует ст. 72. В ней определено, что решения принимаются открытым голосованием поименным опросом судей. Постановление будет считаться утвержденным, если за него высказалось большинство лиц, если другой порядок не установлен в законе. Если в ходе принятия решения по вопросу, касающемуся проверки конституционности правового акта, соглашения между органами госвласти, не вступившего в действие международного договора РФ голосов оказалось равное количество, оно будет считаться вынесенным в пользу соответствия оспариваемого документа Основному закону. Постановления, касающиеся споров о компетенции, во всех случаях должны утверждаться большинством. Аналогичное правило действует в отношении принятия решений о толковании Конституции. При этом большинство должно составлять не меньше 2/3 от общего числа уполномоченных лиц. Принципы судопроизводства не допускают уклонения или воздержания от голосования при принятии решений КС.

Гласность

Она выступает как общий принцип для всех Гласность означает, что рассмотрение дела осуществляется открыто, если иное не предусматривается нормами. Закон допускает проведение слушаний в закрытых заседаниях при наличии соответствующих оснований. К примеру, административное судопроизводство может касаться сведений, составляющих тайну частной жизни истца. В этом случае заявитель может ходатайствовать о закрытом рассмотрении дела. Аналогичные правила предусматриваются в кодексах гражданского, уголовного судопроизводства. КС проводит закрытые заседания в случаях, когда необходимо обеспечить сохранение тайны, охраняемой законом, безопасность граждан, защиту общественной нравственности. На таких слушаниях присутствуют только участники судопроизводства: стороны (их представители) и уполномоченные на рассмотрение дела должностные лица. Возможность присутствия иных лиц, в том числе сотрудников Секретариата КС, которыми обеспечивается нормальный ход разбирательства, определяется Председательствующим. Рассмотрение дел проводится с соблюдением общих правил, установленных законодательством. Решения, вынесенные в закрытых и открытых заседаниях, оглашаются публично.

Устность разбирательства

Рассмотрение дел осуществляется путем изучения представленных материалов и заслушиванием сторон. Данное правило распространяется на все случаи разбирательства, в том числе на уголовное, гражданское и административное судопроизводство. В ходе заседаний заслушиваются стороны дела, а также эксперты, свидетели и прочие лица. Суд оглашает суть имеющихся документов. Исключение могут составлять материалы, предоставленные уполномоченным лицам для ознакомления, или содержание которых ранее уже было изложено на заседании.

Непрерывность слушания

Законодательство устанавливает, что заседание по каждому делу должно проходить без перерывов. При этом допускается выделять время на отдых, подготовку к дальнейшему рассмотрению, устранение обстоятельств, создающих препятствие для нормального хода слушания. До вынесения решения по делу либо до отложения разбирательства судопроизводство конституционное не должно осуществляться по иным вопросам. Это правило в равной степени относится к заседаниям как Пленума, так и Палаты КС.

Равноправие и состязательность

Законодательство устанавливает для сторон одинаковые юридические возможности для отстаивания своей позиции. Данный принцип отражен в ст.123 Конституции и конкретизирован ст.53 ФЗ, регламентирующего деятельность КС. Согласно нормам, стороны могут знакомиться с материалами по делу, заявлять ходатайства, выражать свою позицию на слушании, задавать другим лицам вопросы. Закон разрешает также заявлять отзывы на возражения, которые приобщаются к документам по спору.

Конституционное судопроизводство: план

Процедура разбирательства по делу включает в себя несколько стадий. Они идут последовательно друг за другом. Следует отметить, что наличие стадий характерно и для других разбирательств. В частности, Кодекс административного судопроизводства, УПК, ГПК устанавливают четкий порядок рассмотрения дел. Этапы охватывают основные действия сторон дела, а также должностных лиц, уполномоченных на разбирательство споров. Кодекс административного судопроизводства, ГПК, УПК, а также ФЗ, регламентирующий работу КС, предусматривают следующие стадии:

  1. Внесение заявления/обращения.
  2. Предварительное изучение полученных материалов.
  3. Принятие заявления к рассмотрению или отказ в этом.
  4. Подготовка к слушанию.
  5. Рассмотрение дела.
  6. Совещание, голосование, вынесение решения.
  7. Оглашение, опубликование и вступление в действие постановления.
  8. Выполнение решения.

Сроки

Судопроизводство конституционное, как и иное другое, состоит из стадий, длительность которых ограничивается конкретными временными промежутками. Сроки прохождения материалов на том или ином этапе зависят от категории дела. На различия в продолжительности стадий влияют также законодательные положения конкретных регионов. По мнению экспертов, наиболее ограничено по срокам судопроизводство конституционное в республике Дагестан. В законе установлено, что предварительное исследование материалов должно быть завершено не позже 10-ти дней с даты регистрации обращения. После этого в пятидневный срок должен быть решен вопрос о принятии дела к разбирательству. Непосредственное рассмотрение спора начинается не позднее 10 дней после завершения предварительного исследования материалов.

Акт КС

Он представляет собой документ, фиксирующий выводы суда по результатам разрешения вопроса на заседании Пленума или Палаты. КС выносит:

  1. Постановления.
  2. Определения.
  3. Заключения.
  4. Решения.

Последние принимаются по вопросам, связанным с организацией деятельности КС.

Постановления

Назначение конституционного судопроизводства состоит в первую очередь в проверке соответствия нормативных актов положениям основного закона. Постановление представляет собой итоговое решение КС. Этим документом разрешается дело о соответствии положениям Конституции:

  1. Нормативных актов, утвержденных главой государства, Правительством, СФ, Госдумой, а также ФЗ.
  2. Конституций республик, входящих в состав РФ, уставов, законов и прочих правовых документов регионального значения, изданных по вопросам, отнесенным к ведению госструктур и совместному ведению РФ и ее субъектов.
  3. Международных соглашений, не вступивших в силу.
  4. Договоров между государственными и региональными структурами власти, а также между последними и органами местного самоуправления.

Постановлением также разрешается спор о компетенции:

  1. Между федеральными структурами власти.
  2. Между региональными и государственными органами.
  3. Между высшими институтами власти субъектов.

Кроме этого, органы конституционного судопроизводства выносят постановления по результатам проверки соответствия нормативного акта, подлежащего применению или использованного в конкретном споре, положениям основного закона.

Прочие акты

Заключение представляет собой итоговое решение КС, касающееся запроса о соблюдении предусмотренного порядка для выдвижения обвинений Президенту в госизмене или совершении другого тяжкого преступления. Все прочие акты, кроме тех, которые касаются организации работы Суда, именуются определениями. Они оглашаются в зале заседания и фиксируются в протоколе, если иное не установлено законом.

Нюанс

Судья, который не согласен с вынесенным решением по делу, может изложить свое мнение письменно. Оно будет приобщено к материалам и опубликовано вместе с принятым актом. Судья, который остался в меньшинстве в ходе голосования по какому-либо из вопросов или мотивировочной части определения, также может выразить письменное несогласие с большинством. Оно также будет приобщено к материалам и опубликовано в официальном издании.

Исполнение решений

Заключения и постановления КС публикуются в официальных источниках незамедлительно. Издание актов осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровне. Любой акт КС окончательный и обжалованию не подлежит. Постановления вступают в действие незамедлительно после принятия. Исполнение акта осуществляется после опубликования или вручения сторонам дела, если иные сроки не предусматриваются в нем самом. Акт КС обладает непосредственным действием. Для его исполнения нет необходимости предоставлять подтверждение от других должностных лиц и структур.

Юридическая сила актов

Действие постановлений КС о признании нормативных актов неконституционными не может преодолеваться повторным принятием этих же правовых документов. При этом юридические положения, противоречащие основному закону, утрачивают свою силу. Международные соглашения, признанные несоответствующими Конституции, не подлежат введению в действие и последующему применению. Решения КС обязательны для исполнения по всей территории РФ для всех судебных и исполнительных органов госвласти, территориальных структур самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц, а также физлиц и их объединений. Решения, основанные на нормативных актах, признанных несоответствующими положениям основного закона, реализации не подлежат. Они должны быть пересмотрены в случаях, установленных ФЗ. Субъекты, не исполняющие или выполняющие ненадлежащим образом, препятствующие реализации решений Конституционного суда, привлекаются к ответственности в порядке, установленном в законодательстве.