ДТП с ямой. Кто возместит ущерб? Случай должны признать страховым

Итак, известная гоголевская фраза о двух главных бедах России - дураках и дорогах - давно уже стала общим местом. Появилось даже ее продолжение, мол, в нашей стране первая беда ремонтирует вторую. Разбитые дороги, огромные ямы и размытый асфальт стали такими же вестниками весны как апрельская капель. Всегда остро стоящая проблема качества дорог особенно проявляется весной, когда иной раз целые улицы городов вместе с огромными бюджетными средствами уплывают ручьями в сточные канавы, оставляя вместо дорог — лишь направления движения. К сожалению, даже летом большинство ям не исчезают с дороги.

Если Ваш автомобиль попал в яму или на него упало дерево или с крыши лист железа, обязательно вызывайте сотрудников ГИБДД, потому что Вы попали в ДТП. Это все при условии, что Ваш автомобиль находился в движении. В противном случае нужно вызывать полицию.

Возможна такая ситуация — приехали инспектора, походили вокруг угодившей в яму машины, из-за чего у неё вылетела шаровая опора, и говорят водителю: «Мужик, куда ты ехал, не видел, что ли?» И порываются уехать — ведь это не авария с пострадавшими, ничего страшного нет. Но Вы обязательно должны настоять на том, чтобы они составили протокол и постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица, которому поручен этот участок дороги. Требуйте от них и оформление ДТП, т.к. это ДТП. Кстати, камень из-под колес в лобовое стекло Верховный суд в качестве ДТП не признал.

Протокол пишется сразу, а виновное лицо устанавливается в считанные дни — для этого в каждом районном отделе ГИБДД есть специалист по дорожному надзору. Помните, что Ваша правота без труда будет доказана в суде только в случае, если были составлены эти два документа. Если их не будет — с исковыми заявлениями в суд лучше не обращаться, никакие заявления типа: «Мои товарищи подтвердят, что там была яма» — не годятся.

Возмещение ущерба после ДТП из-за ямы на дороге

Согласно п.1.2 ПДД — под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Соответственно водитель, попав в описанную выше ситуацию с ямой становится участником, а точнее пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, следовательно, обязан выполнить ряд мер, определённых Правилами дорожного движения, а именно:

  • немедленно остановить (не трогать с места) ТС, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
  • сообщить о случившемся в ГИБДД, собрать контактные данные очевидцев (фамилии, телефоны и адреса) и ожидать прибытия сотрудников полиции.

И вот тут от водителя потребуется максимум внимательности, твёрдости и упорства, чтобы получить все документы о факте ДТП.

В ожидании ГИБДД начните сбор доказательств ДТП. Сфотографируйте участок дорожного полотна с той самой злополучной ямой, причём лучше делать фотографии с привязкой к объектам. Иными словами в кадр должна попасть яма на дороге и, например, вывеска рядом стоящего магазина или адресная табличка с номером дома. На фотографиях должны быть видны и повреждения автомобиля.

Запомните алгоритм дальнейших действий при попадании в яму на дороге:

1. Прибывший на место патруль ДПС обязан оформить данное ДТП, составить схему ДТП, произвести замеры выбоины, ямы. Оформление по европротоколу здесь не подходит, т.к. пострадал один автомобиль, а не два.

2. Если выбоина не соответствует ГОСТу (как бы абсурдно это не звучало), т.е. если её параметры превышают допустимые отклонения по длине — 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см, в обязанностях инспектора лежит составление Акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, по которому дорожники привлекаются к административной ответственности, а у водителя появляется право на возмещение ущерба.

Дорожную службу или администрацию района, которая ответственна за данный участок дороги, привлекут к ответственности по статье 12.34 КоАП РФ. Должностное лицо оштрафуют на 2-3 тыс. рублей, а юридическое лицо - до 300 тыс. рублей.

Выявление ям и выбоин, представляющих опасность для движения, является составной обязанностью ДПС ГИБДД. И без каких либо дополнительных обращений со стороны граждан, наряд ДПС, патрулирующий тот или иной участок дороги обязан ограничивать движение на «проблемных» участках, привлекать дорожные службы к ответственности, что делается крайне редко. Вообще такое ощущение складывается, что не делается вообще.

Итак, ДТП оформлено, у водителя на руках два основополагающих документа — справка о ДТП и АКТ выявленных недостатков в содержании дорог.

3. Теперь важно определить виновника — ответственную за яму на дороге организацию. Согласно ст. 210 ГК РФ, именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Сотрудники ГИБДД, оформлявшие ДТП и должны Вам помочь с контактами виновной организации, т.к. они на нее будут выписывать штраф.

Если ДТП произошло в городской черте, то дорога является собственностью муниципального образования. Но, т.к. они все находятся в ведении дорожных служб, то к ней и нужно обращать свой иск в первую очередь, если это был открытый люк водоканал, то обращаться нужно в водоканал.

4. Для выявления стоимости повреждений нужно провести независимую техническую экспертизу повреждений автомобиля. На эту экспертизу заранее заказным письмом пригласите представителя виновной организации. Если он не придет, это не является причиной отмены процедуры осмотра автомобиля. Стоимость проведения экспертизы не забудьте включить в общий счет, выставляемый виновнику. Сохраните копию договора об экспертизе и документы, подтверждающие факт оплаты.

5. Следующим шагом является обращение к виновнику с претензией о добровольном возмещении ущерба, которая вероятнее всего останется без удовлетворения, и даже без внимания. Не стоит расстраиваться, свои интересы можно отстоять в суде.

6. После этого необходимо приступать к основной стадии — к подготовке обращения в суд.

На сегодняшний день данные вопросы решаются исключительно в пользу пострадавших водителей. Суды вынуждены взыскивать в пользу пострадавших, как размер ущерба, так и понесённые ими судебные издержки (расходы на юристов, госпошлина за обращение в суд). Советуем обратиться к квалифицированным юристам.

Жалоба на яму на дороге

Иск чаще всего подают на администрацию того района, на территории которого Вы попали в дорожную аварию. В качестве ответчика можно также привлечь администрацию города, дорожную службу, ответственную за содержание дороги. Соответчиков может быть несколько. Лучше сразу указывать и дорожную службу, и администрацию района. Суд сам определит, кто из них будет возмещать Вам ущерб.

Хотите, чтобы яму на дороге наконец-то закатали под асфальт? Обращайтесь в компетентные органы. Органом, занимающимся безопасностью дорожного движения является ГИБДД. С него и нужно начинать, поскольку именно ГИБДД должна сообщать о ямах на дорогах. Необходимо составить заявление.

В заявлении указываем, что такого-то числа, по такому-то адресу были обнаружены повреждения дорожного покрытия, размеры которых превышают допустимые значения, указанные в ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Следует почитать данный ГОСТ, так как мелкие ямы не признаются дефектом, и никто их заделывать не будет. Дополнить свой текст можно следующим: «В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 12 ФЗ „О полиции“, на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения».

В заключении пишем: «В связи с вышеизложенным, прошу выдать предписание о принятии мер по устранению указанных недостатков. По существу моего заявления и о принятых мерах сообщить мне письменно».

В конце листа ставим подпись с расшифровкой и дату, затем фразу: «Приложение: Х фотографий», где Х — количество фотографий. Соответственно не забываем приложить сами фотографии плохой дороги. Отправляем заявление.

В ответ должно прийти письмо из ГИБДД о том, что по заявлению проводится проверка, затем второе письмо о том, что выдано предписание устранить неисправности дорожного покрытия. Хотя первого письма может и не быть.

В случае если пришло письмо из ГИБДД, в котором говорится, что направлено письмо или предписание о необходимости приведения указанного участка в нормативное состояние, но по истечении десяти (а лучше немного больше) дней дорога так и не была отремонтирована, то необходимо писать заявление в прокуратуру.

Текст заявления в прокуратуру будет отличаться от текста в ГИБДД. Здесь необходимо указать следующее: «Такого-то числа, мною было направлено заявление в такое-то управление ГИБДД об устранении повреждений дорожного покрытия по такому-то адресу». Затем указываете, какого числа вы получили ответ из ГИБДД и вставляете в свой текст цитату из полученного ответа. Цитата должна содержать сведения о том, что ГИБДД направило письмо о необходимости проведения ремонта. В заключение указываете: «В связи с изложенным, на основании ФЗ „О прокуратуре“ и ФЗ РФ „О содержании и ремонте автомобильных дорог и безопасности дорожного движения“ прошу провести проверку по факту неисполнения указанного предписания ГИБДД. По существу моего заявления и о принятых мерах сообщить мне письменно». К заявлению прикладываете копию ответа из ГИБДД.

Составленным заявлением Вы обязываете организацию (учреждение), ответственную за содержание дороги в исправном состоянии, исполнить предписание ГИБДД.

Из прокуратуры придёт два письма. Первое о том, что письмо перенаправлено в районную прокуратуру, ну, а второе с конкретным разъяснением по Вашему заявлению. Теперь ждём ответа и бригаду ремонтников. Если и в этом случае ничего не помогло, следующая инстанция — Суд. Но до этого, скорее всего не дойдёт.

А вот если на Вашем пути попали: рельсы, колодцы и переезды, смотрите выдержку из ГОСТа:

3.1.10. Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

3.1.11. Дождеприёмники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008.

Не допускается отклонение решётки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.

3.1.12. Устранение недостатков, указанных в п. п. 3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения.

Разрушенные крышки и решётки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замену обязаны произвести в течение не более 3 часов.

3.1.13. Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.

Стоимость обращений в суд на дорожную службу

Судиться дело затратное, всегда присутствуют судебные издержки. При обращении в суд нужно оплатить госпошлину, ее размер зависит от цены иска имущественного характера.

Вот размеры госпошлины (подпункт 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • размер иска до 20 000 руб. - 4 % от суммы иска, но не менее 400 руб.;
  • размер иска от 20 001 руб. до 100 000 руб. - госпошлина составляет 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 руб.;
  • сумма иска от 100 001 руб. до 200 000 руб. - госпошлина 3 200 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • сумма иска от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. - госпошлина 5 200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 руб.;
  • если иск на сумму свыше 1 000 000 руб. - госпошлина 13 200 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.;

Сумму судебных издержек впоследствии, если Вы выиграете дело, взыскивают с ответчика.

Поездки по дорогам страны больше напоминают экстремальное приключение, чем попытку добраться из пункта А в пункт Б. Проехав по "дырявому" покрытию уже 10-20 км, водитель вспоминает все плохие слова, которые он знал и даже придумывает новые. При этом дорожные службы не сильно стремятся исправить ситуацию, игнорируя иногда огромные ямы посреди дорожного полотна.

Осторожность на дороге обязательна, но ведь и человек не робот. Стоит отвлечься на одну секунду, как автомобиль уже в пробоине. Итог не сложно предсказать - гнутый или разбитый обод, битая подвеска, поврежденная резина на колесе, деформированная полуось или прочие неприятности. Что делать в столь неприятной ситуации? Неужели нет шанса компенсировать полученный ущерб? - Есть, конечно. Главное - защищаться. Если вы попали в яму, обращайтесь к страховщикам или в суд. Процедура возмещения сложна и запутана, но ничего не делая, и денег не получить.

Какие повреждения дороги допустимы?

Для дорог общего пользования действуют нормативы в отношении допустимых ям и повреждений. Разработан даже специальный ГОСТ, в котором указаны главные моменты (номер - 50597-93). В этом документе приведена информация в отношении допустимых ям:

  • длина углубления в дороге - 15 см;
  • ширина ямы - до 60 см;
  • глубина - до 5 см.

Если яма на дороге больше размером, то ее устранение обязательно за 5-10 дней. Здесь дорожные службы ориентируются на загрузку дороги, ее важность и так далее. Не стоит забывать и о гололедице. У ее устранения также имеются сроки - 4-6 часов.

Упомянуты в ГОСТе требования и в отношении рельс железной дороги или трамвайного полотна. Превышение металлических конструкций над дорогой допускается до двух сантиметров. В противном случае дорожные службы обязаны устранить проблему за два дня.

Отдельное внимание уделяется крышкам канализационный ям. Замена поврежденных люков (в идеале) проводится за три часа, а ненормированный подъем - за один день. Часто автолюбители замечают, что при таянии снегов исчезают крышки канализационных ям с дорог. Как показывает практика, в 90% случаев это не воровство, а преднамеренныйшаг коммунальных служб. Люки убираются, чтобы ускорить уход талой воды с дороги.

Знание упомянутого выше ГОСТа крайне полезно в вопросе защиты собственных прав. Обращайтесь в страховую или суд, если вы:

  • попали в яму размером, превышающий параметру, указанный в ГОСТе;
  • наткнулись на торчащую выше двух сантиметров над поверхностью дороги рельсу;
  • не смогли проехать через шесть часов после снегопада.

ДТП и страховка

Чтобы разобраться в обязательствах страховой компании перед клиентами, стоит вспомнить определение ДТП. По сути. Это происшествие, в котором повреждение получило ТС, пострадали люди, грузы или конструкции, нанесен материальный или другойущерб. Следовательно, если вы попали в яму, то такой случай относится к страховым. При этом КАСКО должна покрывать ущерб .

Сама процедура оформления ДТП стандартна - вызов инспектора и страховщика, заявление и получение выплат. Далее страховая компания сама обращается к виновникамдля возмещения ущерба (пострадавшего этот момент уже не интересует). В роли виноватого, как правило, выступает организация, отвечающая за конкретный участок. Если правильно построить дело, то итогом станет «мировая», когда стороны довольны. Но возможны ситуации, когда проблема решается только через суд.

Как действовать, если вы попали в яму?

Теперь рассмотрим пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за открытого люка, ямы или другой проблемы, описанной ранее в статье.

1. Привлеките очевидцев

Если в результате ДТП люди не пострадали, займитесь сбором доказательств вины коммунальных служб. Здесь потребуются очевидцы. «Зрители» смогут в полной мере обрисовать картину событий, подтвердить информацию о скорости передвижения, соблюдаемых правилах и действиях водителя. Осмотритесь вокруг - понадобится помощь людей в киосках, пешеходов, других водителей и так далее. В случае если ситуацию с попаданием в яму никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия аварии. Показаний свидетеля о повреждениях машины суду хватит.

2. Зафиксируйте место ДТП

Звоните друзьям или родственникам с просьбой брать с собой видео- или фотокамеру инезамедлительно мчаться к месту событий. Чем подробнее зафиксирована ситуация, тем лучше. В крайнем случае, допускается фиксация события на мобильный телефон или фотоаппарат. Практика показывает, что четкие фото в разы повышают шансы на победу в разборках с дорожными компаниями. При этом не ограничивайтесь одним снимком - фотографируйте повреждение с разных сторон и расстояний. Это делается, чтобы «привязать» автомобиль к конкретной местности и доказать, что ДТП произошло там, где вы говорите.

Фото на средней дистанции - шанс дать информацию о длине тормозного пути, уровне опасности, наличии рядом знаков и других предметов. Фото на ближней дистанции дает информацию об общем состоянии дороги и уровне повреждений. Перед тем как делать фотографии, обязательно устанавливайте знаки аварийной остановки.

Учтите! Ужасное состояние дороги - еще не гарантия компенсацию ущерба. Вас обвинят в неправильном режиме движения, превышении скорости, невнимательности, запоздалом торможении и так далее. В итоге делаются попытки свести ситуацию к тому, что вам никто не должен. Доказательства на руках - шанс подтвердить, что необходимые действия для исключения ДТП выполнены, а последствия налицо.

Что в этом отношении говорят ПДД? В правилах прописан пункт, согласно которого водитель обязан вести машину с учетом действующих ограничений по скорости, транспортного потока, присутствия негабаритного груза и погодных условий. Выбранный скоростной режим должен быть таким, чтобы гарантировать адекватную оценку состояния дорожного покрытия и вовремя нажать на тормоза. Если появилась опасность, то водитель обязан снизить скорость, и объехать препятствие.

Если вы попали в яму на дороге с нарушением правил, то эту «зацепку» используют в суде. Главное - доказать незаметность повреждения на дороги и невозможность заблаговременного обнаружения. Мол, вы нажали на тормоза сразу после обнаружения, но предотвратить ДТП не смогли. Видео и фотографии становятся доказательством слов.

Плюс для пострадавшего, когда колесо «поймало» яму после дождя. В такой ситуации пробоины закрыты водой, и обнаружить повреждение сложно даже при движении с минимальной скоростью. В такую погоду и происходит максимум аварий подобного рода. Практике известен случай, когда люк приоткрылся и стал перпендикулярно яме. Водительпропустил отверстие между колес, не заметив крышки. Итог - повреждение транспорта и водителя.

Что уже говорить за ночное время, когда видимость еще меньше. Если автомобили движутся «гуськом» друг за дружкой, то заметить препятствие итого сложнее - оно возникает перед глазами в последний момент. И если транспорт с высоким клиренсом пропустит «дефект» между колес, то легковой транспорт с этим вряд ли справится.

3. Вызовите сотрудников ГИБДД

Регистрируйте происшествие в органах государственной автоинспекции. При этом не затягивайте со звонком - набирайте номер инспектора сразу после обнаружения проблемы. Времени, пока работники ГИБДД соберутся на выезд и приедут на место событий, достаточно. Известны случаи, когда инспектора отказываются выезжать на такие событияи предлагают нарисовать схему событий самостоятельно. В такой ситуации стоит записать должность и ФИО инспектора, который отказал в прибытии на место событий. При этом вы вправе жаловаться в соответствующие инстанции, начиная от местного УВД и до прокуратуры.

Запомните, что до составления схемы аварии покидать место происшествия запрещено. При этом схему стоит подписать у свидетелей (очевидцев, понятых). В случае приезда инспектора последний заставляет писать фразу, мол, невнимательно следил за дорожной обстановкой, двигался с нарушением скоростного режима и так далее. Держитесь стойко и не поддавайтесь на такие уговоры. Объяснение составляйте так, чтобы из него было ясно, что яма или другое повреждение возникло внезапно, и избежать ДТП не удалось.

Известны ситуации, когда сотрудник ГИБДД лично прописывает в справке, что водитель нарушил ПДД и ехал с недопустимой скоростью. В такой ситуации пишите жалобу на имя начальника ГАИ. В бумаге укажите, что обвинения необоснованны, а в качестве подтверждения слов приводите собранную доказательную базу.

4. Свяжитесь с дорожной службой

Переходите к требованию возмещения ущерба. Начинайте с определения виновника событий - дорожной службы. Для этого набирайте номер местного ГАИ и просите предъявить информацию по организации, которая несет ответственность за участок дороги. Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. В практике известны ситуации, когда ответчиками выступали до 7-10 компаний.

5. Оцените полученный ущерб

Если вы попали в яму на дороге с последующим повреждением кузова или других узлов машины, то без оценки ущерба не обойтись. Выбирайте независимого оценщика (таких организаций достаточно), и приглашайте на место событий заинтересованных лиц. Для оповещения последних рассылаются телеграммы с последующим уведомлением. Хороший вариант - личная передача бумаги с подтверждением вручения. Собственно, каким бы ни был метод оповещения, подтверждение обязательно.

Если проблема в поврежденной резине или деформированных дисках, то привлекать оценщика не обязательно - хватит и фиксации повреждений в справке ГАИ. Но здесь чем четче соблюдение требований закона, тем выше шансы доказать вину дорожных служб.

Проследите, чтобы «гости» оценочной процедуры поставили подписи в документе и подтвердили заключение эксперта. При наличии замечаний у членов «комиссии», они оглашаются и отражаются документально.

6. Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование - процедура, которая проводится уже после оценки повреждений. При желании допускается подача иска в суд без попытки решить вопрос ранее. Первый вариант актуален, если ущерб от ДТП минимален. В такой ситуации ответчику проще решить проблему полюбовно, чем дотягивать дело до судебной тяжбы. На этом этапе можно завершить процесс решения проблемы и перейти к вопросу транспортировки поврежденного автомобиля: заменить колесо, при незначитальном повреждении транспортного средства или , если повреждены внутренние узлы автомобиля. При отказе ответчика платить по счетам, без судебного разбирательства не обойтись.

7. При необходимости подайти иск в суд

Подача иска в суд происходит по месту жительства виновника. Если ответчиков группа,то разрешается выбрать любой из вариантов. Перед тем как оформлять исковое заявление, стоит уточнить размер госпошлины (она часто отличается).

Обращайте внимание на правильность составления искового заявления. Его стоит оформить грамотно, с учетом ссылок на действующие законы и правила. При отсутствии знаний и опыта стоит обратиться к профессиональным юристам. Последние помогают на всех этапах разбирательства и повышают шансы на успех.

Итоги

Теперь вы знаете, как действовать, если попали в яму. Не бойтесь доказывать права, следуйте приведенному алгоритму, будьте внимательны к деталям и боритесь. При правильной организации процедур виновникам не отвертеться от расплаты.

ДТП с ямой

С Максимом Приваловым мы разговорились в шиномонтажной мастерской, в очереди на «переобувание» автомобилей. Молодой человек рассказал, как недавно был вынужден заплатить кругленькую сумму за ремонт своей машины после ДТП с… ямой. В весенних сумерках он торопился с работы домой и на Окружном проезде слишком поздно заметил глубокую выбоину в дорожном полотне.

Максим жалеет, что не уделил должного внимания повреждениям машины, которые сначала показались ему несущественными; позже он услышал, что компенсацию за ремонт можно было потребовать с дорожников, которые довели проезжую часть до такого состояния. Действительно ли это так и что нужно делать в таком случае, редакция нашей газеты выяснила у профессионалов.

Страховка

Полис ОСАГО не предусматривает компенсацию ущерба в таком случае: авария произошла только с одной машиной, а минимальная «автогражданка» страхует собственную ответственность автовладельца.

Совсем другое дело КАСКО: обладатели этого страхового суперпакета могут себе позволить многое, в том числе рассчитывать на возмещение убытков, полученных при ДТП с ямой. Как нам пояснили в одной крупной страховой компании, в этом случае страховщики компенсируют хозяину машины затраты на её ремонт, а с виновником (в данном случае дорожной службой) разбираются сами в судебном порядке. Кстати, на практике это случается довольно часто. Одно плохо, КАСКО ̶ удовольствие дорогое, и тем, кто его себе позволить не может, остаётся добиваться справедливости самостоятельно.

Права потребителя

Важно знать, что в России есть чёткие параметры допустимых размеров для дорожных ям: они должны быть не более 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», подпункт 3.1.2). Если яма ̶ виновница аварии не превышает хотя бы одного из этих параметров, компенсацию получить не удастся.

В Щёлковском районном отделе Роспотребнадзора пострадавшим от разбитой дороги советуют поступать так. Первостепенная задача - получить официальное свидетельство о факте аварии . Для этого нужно, не покидая места ДТП, вызвать ГИБДД и готовиться к долгому ожиданию: как правило, на происшествия без пострадавших инспекторы приезжают в последнюю очередь. Это время надо провести с пользой: хотя бы на камеру мобильника заснять всю обстановку: автомобиль, если повреждения видны невооружённым глазом; саму яму, её размер, расположение на местности, отсутствие вокруг неё ограждений и дорожных знаков. Фотографии потом очень пригодятся в суде. Прекрасно, если удастся запастись двумя свидетелями - ими могут стать пассажиры или спешно вызванные друзья.

Когда экипаж ГИБДД прибудет, нужно проследить, чтобы составленный им протокол о ДТП содержал максимум сведений. Альтернативой дорожной полиции теоретически может стать участковый уполномоченный.

Второй шаг ̶ оценка ущерба от аварии . Проводить экспертизу полученных повреждений и составлять калькуляцию стоимости ремонта должны лицензированные специалисты, в идеальном варианте - независимые эксперты. Доверять чеку из автосервиса не любят ни суд, ни ответчики.

Если пришлось прибегнуть к услугам эвакуатора или авария сказалась на здоровье водителя, также необходимо собирать все сопутствующие, в том числе платёжные, документы. Чем толще и подробнее папка с доказательствами, тем легче будет отстоять свои права.

Далее нужно найти виновного ̶ будущего ответчика в суде. Его обычно определяет «группа разбора» в ГИБДД. Если это не сам автовладелец (что иногда случается; в таком случае можно подать апелляцию в суд для пересмотра решения), будет названа конкретная организация, отвечающая за данный участок дороги. По закону, полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам. Собственно, они обязаны обозначать места проведения работ и повреждения дорожного полотна дорожными знаками и заграждениями с предупредительными сигнальными огнями. Если же к ремонту здесь и не приступали, а давно пора, ̶ тем более виноваты.

Есть мнение, что в ГИБДД рассмотрение подобных дел нередко затягивают, в этом случае можно обратиться в прокуратуру.

Конфликт можно попробовать уладить в досудебном порядке - выслать требование о добровольном возмещении ущерба дорожной организации по почте письмом с уведомлением, приложив к нему копии документов, подтверждающих её вину.

Если ответа не поступает в течение месяца, с чистой совестью можно подавать иск в суд . В случае когда ущерб от аварии меньше 50 тысяч рублей, дело рассматривает мировой судья, если больше - федеральный (в нашем случае ̶ Щёлковский суд). К этой сумме можно присовокупить моральный ущерб, но больше 5 тысяч рублей юристы заявлять не советуют, этот вид взыскания в России всё ещё является экзотическим.

Самое важное - грамотно составленное исковое заявление, и, хотя пакет необходимых для суда документов можно собрать по советам в интернете, консультацией юриста пренебрегать не стоит.

Увы, это ещё далеко не всё: дела такого рода сегодня в нашей стране решаются в пользу потерпевшего редко, не более чем в 15-20% случаев. Дорожники очень часто не являются в суд, подвергают сомнению результаты экспертизы и оценки ущерба, перекладывают вину на водителя. Как говорят специалисты Роспотребнадзора, «судиться с дорожниками всё равно, что с врачами». Однако вода камень точит, и, чем больше судебных прецедентов будет создано, тем скорее ситуация изменится в пользу потребителей.

Автомобиль может пострадать из-за плохой дороги, но доказать, что причина аварии – именно состояние дорожного полотна, получается не всегда. Владельцу поврежденного транспортного средства могут отказать в страховой выплате, сославшись на то, что на дороге следует быть внимательнее, или на вероятное нарушение скоростного режима. Как разрешают подобные споры суды и что поможет автомобилисту отстоять свою позицию, если дело дойдет до разбирательства?

Случай должны признать страховым

Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф. Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена. Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст. 963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.

Состояние дороги - дело администрации

Илья Моренов подал в суд на ООО «Магистраль», на главное управление автомобильных дорог Нижнего Новгорода, пытаясь компенсировать ущерб от ДТП. Автомобиль Моренова наехал на выбоину и опрокинулся в кювет, ремонт обошелся более чем в 180 000 руб. Водитель заключил, что авария произошла из-за плохой дороги, и попытался взыскать компенсацию с ответственных за ее содержание. Но суды ему отказали.

Согласно справке о ДТП, авария действительно произошла из-за наезда на выбоину. Однако возник спор относительно вины сторон в ДТП. Согласно заключению экспертизы, невозможно установить, мог ли водитель обнаружить опасность вовремя. Но суд заключил, что причиной ДТП стали действия водителя. Наличие на дороге выбоины не говорит о том, что поломки автомобиля связаны с ДТП, и не свидетельствует о нарушении ответчиками обязательств по содержанию дороги, решили суды. В ВС не согласились с таким подходом, указав нижестоящим коллегам на обязанность ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии.

«Установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см», - напомнили в ВС.

И обратили внимание, что в споре факт недостатков дороги был подтвержден. Аналогичные решения принимались и в других судах. Так, апелляционным определением от 13 марта 2018 года (дело № 11-38/2018) было оставлено в силе решение мирового судьи о взыскании с городской администрации ущерба по ДТП, в которое истец попал из-за плохой дороги, приводит пример Надежда Попова, юрист « ». Суды обеих инстанций справедливо определи, что в границах города содержать дороги в надлежащем состоянии - обязанность администрации. Однако отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Что делать водителю?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. Если водитель подписал протокол со ссылкой на нарушение п. 10.1 ПДД, обязывающий водителя вести машину без превышения скорости и с учетом ситуации на дороге, доказать в суде, что причина аварии в состоянии дороги, будет сложнее.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

К сожалению, ямы на наших дорогах появляются с завидной периодичностью. Виной всему погодные условия и, возможно, нарушение технологии укладки и ремонта асфальтового покрытия. Поговорим о том, кто возмещает ущерб от попадания в яму на дороге, куда обращаться в суд, чтобы взыскать деньги за ремонт от пробитого в яме колеса или сломанной подвески.

Попадание в яму - это ДТП или нет?

Определение ДТП (дорожно-транспортного происшествия) дается пунктом 1.2 ПДД РФ .

1.2 "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку мы рассматриваем случай, когда транспортному средству был причинен вред (погнут колесный диск, повреждена покрышка, сломана подвеска), то случай с попаданием в яму это стопроцентное ДТП. Про новые правила оформления ДТП мы недавно рассказывали, однако случай с ДТП из-за дефекта дорожного покрытия особенный.

Во-первых, поскольку нет второго участника дорожно-транспортного происшествия, нельзя отделаться евро-протоколом без вызова ГИБДД. Во-вторых, инспектору на месте ДТП необходимо будет произвести замеры глубины, ширины и длины ямы. Если эти размеры хотя бы по одному измерению превышают максимально допустимые размеры ямы, виноваты в ДТП будут дорожные службы или местная администрация.

Итак, коротко напомним действия водителя в случае ДТП: немедленно остановить транспортное средство, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП. Если транспортное средство мешает проезду других участников движения, водитель должен зафиксировать на фото и видео место аварии в привязке к соседним объектам, после чего немедленно освободить проезжую часть. Уже после этого следует искать свидетелей ДТП и звонить в ГИБДД.

Собираем доказательства для суда при попадании в яму

Поскольку любой здравомыслящий человек пожелает возместить материальный ущерб, который он понес от бездействия дорожных служб и местной администрации по устранению дефекта дорожного полотна, необходимо будет собрать максимальную доказательную базу для суда. Дело в том, что в целях снижения коррупции (в частности, откатов за фиктивные ДТП с ущербом) государственные службы никогда не платят ущерб без суда. Так что если Вы повредили автомобиль, попав в яму на дороге – сразу готовьтесь возмещать ущерб в суде. И это совсем не плохо, так как закон на Вашей стороне, необходимо лишь собрать полный пакет документов для суда.
Как мы сказали ранее, без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии не обойтись, поэтому без промедления звоним в дежурную часть ГИБДД и фиксируем ДТП. По сотовому телефону можно позвонить на номер 112 и попросить соединить с ГИБДД, звонок на этот номер будет бесплатным.
Поскольку сотрудники ГИБДД не появятся на месте ДТП мгновенно, у нас есть время, чтобы найти и записать сведения о свидетелях ДТП. Спустя несколько минут свидетели разойдутся по своим делам, поэтому об их поиске целесообразно будет позаботиться сразу же после ДТП, быстро взяв их телефоны.
Никогда не помешают фотографии места ДТП с разных ракурсов. На фото должна быть видна яма, повреждения автомобиля.
После прибытия на место ДТП сотрудников ГИБДД, проследите за составлением протокола. Обязательно указание наличия ямы и ее размеров. Именно размеры ямы станут основным аргументом в суде. Должно быть зафиксировано отсутствие установленных ограждений и предупреждающих знаков.
Почему мы уже несколько раз обращали Ваше внимание на размеры ямы. Дело в том, что допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентированы пунктом 3.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения":

3.1. Покрытие проезжей части
3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Как видно, большинство ям на наших дорогах перекрывают допустимые размеры, а значит выиграть в суде будет несложно.

На кого подавать в суд если влетел в яму на дороге?

Судится Вам предстоит с организацией, ответственной за содержание данного участка дороги. Узнать сведения об ответчике можно непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего данное ДТП.
Теоретически организацию должны привлечь к ответственности за содержание дороги в ненадлежащем виде по ст. 12.34 КоАП РФ.

Статья 12.34. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Но пострадавшему в ДТП в принципе не важно, будет ли привлечено к ответственности должностное лицо дорожной службы. Нам важно выяснить реквизиты организации, чтобы подать на нее в суд. Если через инспектора ГИБДД получить данные сведения не получилось, можно обратиться в администрацию района, где произошло ДТП, или в отдел ГИБДД по организации дорожного движения.
Не забываем получить в отделе ГИБДД по рассмотрению ДТП справку о ДТП. Также получите в ГИБДД копию протокола на должностное лицо организации, обслуживающую данный участок дороге.

Будьте внимательны, нередко сотрудники ГИБДД усматривают в действиях водителя, попавшего в яму на дороге, нарушение п. 10.1 ПДД РФ – требование учитывать дорожную обстановку при выборе скорости движения. Это нам совершенно ни к чему, поэтому данное постановление обязательно нужно обжаловать и добиваться его отмены.

Дело в том, что в соответствии со ст. 1082 п. 2 Гражданского Кодекса РФ размер возмещения ущерба уменьшается, то есть выплата будет меньше ущерба.

Статья 1082. Способы возмещения вреда
2. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Проведение независимой экспертизы для подачи документов в суд

Ответчика мы установили, теперь установим размер ущерба. Для этого потребуется проведение независимой экспертизы. Экспертов, предоставляющих такие услуги, сейчас предостаточно. Отметим лишь, что на проведение независимой технической экспертизы повреждений обязательно нужно письменно пригласить представителя ответчика. Факт получения ответчиком приглашения можно подтвердить, отправив это приглашение заказным письмом с уведомлением. Важен факт уведомления ответчика о времени и месте проведения экспертизы, явится он или нет – дело его.

Добровольное возмещение ущерба от попадания в яму на дороге

Для порядка ответчику можно направить требование о добровольном возмещении ущерба. Оно направляется также заказным письмом, с приложением копий имеющихся материалов. Как сказано выше, организации редко выплачивают ущерб без суда, но в каком-то случае нам это и на руку: выиграв суд, мы получим возмещение стоимости и независимой экспертизы, и оплату представителя в суде.

Взыскание стоимости ремонта через суд

Если организация, ответственная за содержание участка дороги, отказалась от добровольного возмещения ущерба в досудебном порядке, подаем заявление в суд. При этом потребуется уплата государственной пошлины, которая регламентируется Налоговым Кодексом РФ и составляет от 400 рублей и выше, в зависимости от ущерба в ДТП. После суда сумма госпошлины может быть взыскана с виновника ДТП.
Секретарь назначит дату проведения судебного заседания, и сама уведомит ответчика.
Вы сами вправе решать, требуется ли Вам представительство в суде (другими словами, нанять ли адвоката для участия в судебных заседаниях).
Отметим, что если автомобиль застрахован по Каско, получить выплату от страховой компании Вы сможете только по справке о ДТП из ГИБДД, или даже без нее, в зависимости от условий договора.