В чём состоят обязанности водителя при попадании в ДТП: точное изложение правил. Какие травмы могут быть получены при ДТП

Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.

Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.

В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого , без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2017 г.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД

Запишите данные свидетелей происшествия

Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.

Составьте и подпишите схему ДТП

Как самому составить схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

  • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей ДТП;
  • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
  • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
  • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
  • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
  • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»

Составление бланка извещения о ДТП

По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.

В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.

Привет всем, это Кулик Илья! Обязанности водителя при ДТП довольно чётко прописаны в Правилах дорожного движения. Конечно, всем водителям нужно знать свои обязанности, ведь их выполнение обеспечивает безопасность для других участников движения, а несоблюдение правил усугубляет отрицательные последствия происшествия, и иногда очень серьёзно.

Наказание за несоблюдение обязанностей, предписанных ПДД – штраф в 1000 р. по ч.1 ст.12.27 КРФоАП. Исключение составляет покидание места аварии – за это правонарушение грозит лишение водительского удостоверения или арест.

А из-за несоблюдения требований, установленных страховыми компаниями, потерпевший лишится возможности получить возмещение, а виновнику грозит регресс от страховой.

Общие правила

Обязанности водитель, в том числе и выполняемые при ДТП изложены в главе 2 ПДД РФ. Конкретно аварийных ситуаций касаются пункты Правил 2.5, 2.6, 2.6.1.

Итак, что же обязан выполнить водитель, ставший участником дорожного происшествия?

Первые действия при аварии

Во-первых, он должен сразу же остановиться. Если же при контакте с другим участником движения ТС не двигалось или остановилось из-за удара, то передвигать его нельзя. В общем после столкновения до фиксации сложившейся ситуации автомобиль в идеале не должен перемещаться. А также запрещается передвигать любые предметы, относящиеся к случившемуся, например, выпавший груз, осколки стекла, отвалившееся детали и т. п.

Во-вторых, включается аварийная сигнализация. Кнопка включения в большинстве современных авто сделана крупной, заметной, и расположена на видном месте, чтобы у любого водителя не возникло трудностей с включением «аварийки» даже в шоковом состоянии, а также чтобы посторонний человек или даже ребёнок могли включить её, если владелец авто не сделает это, например, из-за ранения.

Установка знак аварийной остановки

Далее необходимо установить знак аварийной остановки. Согласно Правилам, этот знак выставляется на таком расстоянии от происшествия, при котором другие водители смогут своевременно при конкретных обстоятельствах узнать об опасности, то есть в разных ситуациях это может быть различное расстояние.

При этом в городе и других поселениях расстояние от аварии до знака должно быть не менее 15 м, а вне населённых пунктов – 30 метров. Чем хуже видимость, тем дальше надо ставить знак. Не стоит «экономить» на расстоянии при авариях на оживлённых трассах и дорогах, где авто едут с большой скоростью: ведь нужно время чтобы замедлиться.

Как правильно поставить знак аварийной остановки

Неправильная установка аварийного треугольника может привести к новому происшествию, зачастую имеющему более тяжёлые последствия, чем первоначальная авария, поэтому не ленитесь отнести знак подальше.

Стоить отметить некоторые ситуации, в которых иногда возникают вопросы, как правильно установить знак.

  • если ДТП произошло сразу за поворотом , то его следует установить перед поворотом.
  • когда авария случилась в начале спуска , ставить знак надо до пригорка, на подъёме. Так другие водители смогут заранее сбросить скорость.
  • если произошло столкновение на перекрёстке , а также когда автомобили участников аварии находятся в нескольких полосах, надо поставить два знака с обеих сторон от происшествия, чтобы водители, двигающиеся в разных направлениях, были одинаково предупреждены об опасности.

Если нет аварийного треугольника

В крайнем случае, если знака нет, его можно заменить любым другим предметом, желательно светящимся, светоотражающим или хотя бы ярким. Но установка заменителя знака, во-первых, является нарушением ПДД, во-вторых, всегда уступает по эффективности знаку, особенно в тёмное время суток и при пониженной видимости, а, следовательно, не обеспечивает должной безопасности.

Поэтому у каждого в машине обязательно должен быть аварийный треугольник, причём сам знак должен быть сделан качественно, быть устойчивым. Чем больше его размер, тем лучше.

Полезный совет. Чтобы обеспечить максимальную безопасность при нахождении на проезжей части, чего не избежать при оформлении аварии, наденьте светоотражающий жилет. Но ПДД России не обязывают делать это.

Будьте готовы к медосвидетельствованию!

Запрещено употреблять спиртосодержащие и, вообще, любые продукты и вещества, которые показывают опьянения, до прохождения медосвидетельствования после ДТП. Наказание за нарушение этого положения правил такое же, как и за нетрезвое вождение. Более того, человек, освидетельствование которого показало опьянение, признаётся совершившим аварию в пьяном виде, что влияет на виновность, а при наличии пострадавших и меру наказания.

Что делать при аварии без пострадавших

Сначала необходимо зафиксировать (лучше всего с использованием фото или видеозаписывающих устройств):

  • расположение транспортных средств и различных объектов , имеющих отношение к аварии, относительно друг друга, дорожной инфраструктуры. Желательно также снять общий план происшествия, чтобы можно было установить место аварии;
  • сами ТС (на фотографии или видеозаписи обязательно должны быть видны номера) и другие предметы;
  • повреждения автотранспортных средств крупным планом.

После этого водители обязаны переместить свои авто так, чтобы они не создавали помехи для других транспортных средств.

То есть передвигать авто не только можно, но и обязательно необходимо, если они стоят на дороге. А иначе могут и оштрафовать, за невыполнение обязанностей при ДТП.

Если водители имеют разногласия по обстоятельствам аварии

Если участники происшествия не могут сами определиться, кто виновен в совершении аварии, а также по повреждениям и другим обстоятельствам происшествия, они обязаны записать ФИО и контактную информацию, включая адрес, и сообщить об аварии в ГИБДД. Аналогично надо поступать, если оппонент ведёт себя неадекватно, агрессивно, находится в нетрезвом состоянии и т. п.

Сотрудник полиции, оценив ситуацию, сообщит вам, где будет оформляться ДТП. Возможны два варианта:

  • выезд инспекторов ДПС к месту происшествия;
  • участники происшествия самостоятельно приезжают в ближайшее подразделение автоинспекции.

При получении указаний действовать по второму варианту, необходимо зафиксировать происшествие, как указано в начале подзаголовка, если вы ещё не сделали этого, и отправляться по указанному сотрудниками автоинспекции адресу. Оставлением места аварии это считаться не будет. А дальше уже будет происходить совместно с сотрудниками ГАИ.

Если разногласий нет

Когда между водителями нет разночтений относительно сложившейся ситуации, они не обязаны сообщать о ДТП в полицию. Если хотите – можете позвонить, не хотите – только облегчите работу автоинспекторам и сэкономите своё время. Но, скорее всего, в ответ вы получите указание приехать на находящийся поблизости пост самостоятельно.

По совместной договорённости водители могут, не звоня в полицию:

  • доехать до ближайшего поста или подразделения ГИБДД для оформления документов там при участии автоинспектора. Наличие подтверждения происшествия, в том числе информация в виде фото или видео, обязательно;
  • заполнить , если в аварию попало не больше двух ТС, не считая прицепов. Фотографии происшествия и повреждений также очень пригодятся при действиях по этому варианту. Но не забывайте, что при этом максимальная компенсация составит 50 тыс. рублей. Исключение: Москва, Санкт-Петербург и их области – на их территории, при фиксации места ДТП при помощи ГЛОНАСС и при наличии фото и видеозаписей можно рассчитывать на обычную выплату, потолок для которой – 400 000 р.;
  • не оформлять официальных документов . Но составить или отсутствии претензий всё же стоит, во избежание неприятных последствий.

Во всех этих ситуациях можно спокойно уезжать с места инцидента, это разрешено Правилами. Но документы об аварии, хотя бы расписка, у вас должны остаться в любом случае.

Правила действия при происшествиях с человеческими жертвами

Когда случилось ДТП с пострадавшими действия будет несколько иными, но общие принципы те же. Главное отличие – вызов сотрудников ГИБДД обязателен.

В первую очередь – помощь пострадавшим

В первую очередь, если пострадали люди, водители, причастные к ним, должны оказать первую доврачебную помощь, вызвать «скорую помощь» и ДПС, если требуется, и спасателей.

Если ситуация требует экстренной доставки раненых в медучреждение, но врачи почему-либо не могут своевременно прибыть к местонахождению пострадавших, необходимо отправить раненых в близлежащее медучреждение на попутке.

Если же и попуток нет, водитель, ставший участником к аварии, может самостоятельно доставить в медицинскую организацию пострадавшего. В ней он должен сообщить свою фамилию, предъявить удостоверение личности или водительские права, а также свидетельство о регистрации на авто, после чего он обязан возвратиться на место столкновения.

Сохранение следов аварии

В случае крайней необходимости, если движение потока становится невозможным из-за пребывания ТС участников аварии на дороге, нужно освободить проезд, предварительно зафиксировав положение ТС, возникших при аварии следов, предметов, относящихся к аварии, как и при аварии, когда пострадавших нет.

Попавшие в аварию обязаны делать всё возможное для сохранения следов и предметов, имеющих отношение к аварии, обеспечить по возможности объезд аварии. То есть передвигать автомобили и другие предметы нужно по минимуму, чтобы только стал возможен проезд другого транспорта.

Как поступать, когда сбит пешеход

Это частный случай аварии, в которой пострадали люди. Поэтому основные правила поведения будут такими же. Основное отличие заключается в том, что, как правило, участвует только одно транспортное средство, а вторым участником становится пешеход.

Не покидайте место аварии даже из лучших побуждений

Очень часто водители допускают ошибку (обычно, если травмы у пешехода небольшие), когда самостоятельно отвозят пострадавшего в больницу. Понятно, что за этим стоит желание оказать помощь человеку, попавшему в беду, да ещё и по твоей вине. Но так делать неправильно.

В большинстве случаев бригада скорой помощи доберётся быстрее и сразу же сможет приступить к оказанию квалифицированной помощи, а водитель, без нужды отвёзший раненого в больницу, становится виновным в покидании места аварии.

Обеспечьте безопасность для пострадавших и участников движения

А также очень важно обеспечить предупреждение других автовладельцев об опасности на дороге и объезд места происшествия. Ведь, как правило, сбитый человек лежит на земле, что правильно, так при отсутствии специальных медицинских знаний передвигать раненого человека не следует, так как возможно усугубление травм при неосторожном перемещении.

И периодически случаются ситуации, когда на раненого, лежащего на дороге пешехода, наезжает попутное авто, водитель которого не заметил случившегося происшествия. Последствия, как правило, . Случается это и из-за халатности участников аварии, не обеспечивших правильно предупреждения об опасности на дороге других участников.

Взаимодействие со страховой компанией

Все автовладельцы обязаны страховать свою ответственность, так что практически у всех есть полис . Многие также страхуются и по или по . И так как ДТП – по этим страховкам, то страховщики имеют прямое отношение к авариям, в которые попадают их страхователи. Поэтому про них также нельзя забывать попавшим в аварию.

Что надо делать при аварии, если хотите получить выплату по «автогражданке»

Законодательство по ОСАГО требует, помимо исполнения обязанностей, установленными ПДД:

  • принимать меры для минимизации возможных убытков ;
  • зафиксировать ФИО и адреса свидетелей происшествия в Извещении о ДТП;
  • оформить документы о ДТП как полагается.

Водитель обязан предоставить другим участникам ДТП:

  • номер полиса ;
  • название компании-страховщика ;
  • адрес и телефон своей страховой организации (обычно указывается слева вверху на печати на полисе);
  • другую информацию о договоре страхования (то есть полисе).

Если водитель хочет, чтобы при оформлении документов о происшествии присутствовал представитель страховщика, он должен сообщить в страховую компанию о месте и времени оформления этих документов, а также обстоятельства происшествия, чтобы страховщик мог решить, а нужно ли вообще ему приезжать .

Водители, попавшие в аварию, обязаны заполнить Извещение о ДТП, причём независимо от того, оформляют сотрудники ГИБДД столкновение или нет.

Уведомление страховщика о наступившем страховом случае

Известить свою страховую потерпевший должен при первой возможности, то есть желательно это сделать сразу после происшествия.

В течение 5 дней после аварии участники происшествия должны доставить лично или направить по почте или другим способом, при котором можно будет подтвердить отправку, Извещение о ДТП, каждый водитель своему страховщику. Потерпевший при этом подаёт и заявление о получении страхового возмещения. Остальные документы, необходимые для получения компенсации, можно доставить и позже.

Виновник также должен направить свою часть Извещения в страховую. Но если он не сделает этого, когда аварии зафиксирована сотрудниками ГИБДД, то никаких последствий не будет. А вот если авария оформлялась без автоинспекторов, и в пятидневный срок причинитель вреда не направит Извещение своему страховщику, то ему грозит регрессное требование от СК, то есть ему придётся заплатить за весь ущерб, причинённый потерпевшему.

А также виновнику при Европротоколе нельзя до окончания пятнадцатидневного срока ремонтировать (утилизировать) своё авто, иначе – регресс.

Если у вас есть каско

Как действовать для получения выплаты по страховкам каско и ДСАГО, читайте в правилах своего страховщика, а также в договоре, потому что список и порядок действий может различаться в разных компаниях.

Обычно основным требованием также является извещение СК о случившемся, но в некоторых фирмах это надо сделать сразу при аварии, в некоторых – на уведомление страховщика о происшедшем отводится неделя.

Подведём итоги

  • никогда нельзя покидать место аварии;
  • когда в аварии есть пострадавшие , вызов сотрудников автоинспекции обязателен;
  • надо зафиксировать место происшествия и размещение объектов, относящихся к случившейся аварии;
  • со вниманием отнеситесь к обеспечению безопасности для попутного транспорта;
  • когда нет пострадавших и нет разногласий , звонить в ГИБДД необязательно;
  • страховые компании также предписывают , какие действия должен выполнить водитель при аварии, чтобы было можно получить страховку.

Заключение

Вот что обязан сделать каждый водитель при аварии. Выполнение этих правил обеспечивает уменьшение неприятных последствий аварии и облегчает компенсацию ущерба, возникшего из-за ДТП. Пожелаю, чтобы вам никогда не пришлось выполнять то, о чём написано в этой статье. Но знать, что необходимо при дорожном происшествии, надо.

Буду рад вашим комментариям. А также в форме для комментариев вы можете задать вопросы по теме статьи.

Видео-бонус: 5 случаев жести из-за видео игр . Увлечение виртуальным миром иногда приводит к курьёзным и неприятным ситуациям.

П.С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фото Land Rover Range Rover, а также Nissan Patrol и Porsche Cayenne.

Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.

А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.

Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!

При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и каждого участника аварии.

Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.

В ходе служебного расследования выявляются:

  • обстоятельства , возникшие до аварии;
  • причины случившегося , в том числе внешние факторы;
  • последствия ДТП ;
  • лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
  • недочёты в работе организации , из-за которых стало возможно ДТП.

Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии

Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.

Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, и размера ущерба.

Учёт происшествий

Правила учёта установлены постановлением Правительства РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех. Независимо от места происшествия с участием ТС организации, оно должно быть учтено, а сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании. Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.

Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнение этого положения проверяют это.

Служебное расследование

Необходимость служебного расследования и учёта ДТП на предприятии устанавливает также пункт 111 Приказа Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1970 г. № 19.

А собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Не удивляйтесь давности приведённых документов. Они действуют до сих пор и обязательны к исполнению.

Непосредственно по каждому ДТП руководитель предприятия издаёт приказ, в котором уже конкретно прописаны кто, в какой срок и что должен установить.

Цели расследования

Согласно Приказу Минавтотранса №19 служебное расследование необходимо для:

  • установления обстоятельств и причин случившегося;
  • выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
  • разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.

Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.

Кто проводит служебное расследование

Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.

Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.

Сроки служебного расследования

Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.

В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.

Как проходит служебное расследование

Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.

То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.

Этап первый – сбор информации

Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.

Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при или воспользоваться , которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.

Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.

Что изучается на месте аварии

Для служебного расследования нужно зафиксировать:

  • дату и точное время случившегося;
  • место происшествия , не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
  • сведения о ТС , включая номерной знак;
  • число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
  • сведения о водителе-работнике предприятия , а по возможности и о других участниках аварии;
  • психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
  • на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
  • какова была цель поездки;
  • вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
  • нет ли отклонений от положенного маршрута , по назначению ли было использовано ТС;
  • вид ДТП ;
  • погоду , осадки, освещённость;
  • дорожные условия , обстановку.

Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:

  • место происшествия , то есть общий план;
  • положение ТС после аварии;
  • следы , позволяющие установить обстоятельства происшествия
  • повреждения автомобилей;
  • госномера участвовавших авто;
  • обстоятельства происшествия , то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.

Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.

А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.

Взаимодействие с ГИБДД

Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.

Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.

По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором , они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.

Этап второй – проведение расследования

После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.

В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.

Определяются:

  • обстоятельства и явные причины случившегося;
  • причины возникновения аварийной ситуации . Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.

Оцениваются:

  • действия водителя на соответствие ПДД;
  • дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
  • взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.

Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия

Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:

  • соблюдение правил перевозок , режима труда водителя;
  • замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД , трудовой дисциплины;
  • как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
  • какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
  • изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
  • нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
  • каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
  • как организовано техобслуживание на предприятии.

Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).

Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения

Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать .

Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.

Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.

А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.

Что пишется в Акте

В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.

В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.

Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.

В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.

Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.

Выводы, приложения, и форма учёта

И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.

К Акту разбора прилагаются:

  • копии документов из ГИБДД , включая схему;
  • объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
  • информацию о пострадавших .

Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по . Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.

Подведём итоги

  • должно быть учтено и расследовано любое ДТП , случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
  • создаётся специальная комиссия ;
  • 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
  • в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.

Заключение

Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.

Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.

Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.

На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!

П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.

ДТП – это та часть правового поля, где сконцентрировано максимум обязанностей и минимум прав водителя. В соответствии с ПДД, дорожно-транспортным происшествием считается событие, возникшее в процессе движения транспортного средства и при котором ранены или погибли люди, причинены повреждения транспортным средствам, грузам, сооружениям или причинен другой материальный ущерб.

Так как по сложившейся традиции прав немного, то перед тем, как перемещаться по дорожному полотну, юристы рекомендуют изучить положения некоторых важных в водительском «ремесле» документов:

Статью 48 Конституции (о праве на юридическую помощь);
Статью 49 Конституции (презумпция невиновности – водитель невиновен до тех пор, пока вина не будет установлена в законном порядке);
Постановления Пленума ВС (о судебной практике);
Закон о милиции;
Закон «Об информации…»;
КоАП РФ;
ПДД.

Так как знание ПДД не спасет водителя от своевольного инспектора, то важно положение всех законодательных актов для защиты даже незначительно объема прав участника ДТП.

Права участника ДТП:

Право на юридическую помощь;
Право отказаться от дачи устных и письменных объяснений против себя, близких родственников и супругов (ст. 51 Конституции);
Право на свободный доступ к информации;
Право заявлять ходатайства (ст.24.4 КоАП);
Право на обжалование действий должностного лица.

Юридически грамотные действия и активность водителя – залог эффективной защиты прав участника ДТП. При этом необходимо учесть, что пассажиры являются свидетелями – лицами, которым известны обстоятельства дела (ст.25.6 КоАП), поэтому желательно приобщить их объяснения к материалам дела (заявить ходатайство). Ходатайства участника ДТП подлежат немедленному удовлетворению. Специалисты в области права рекомендуют заявлять ходатайства только в письменной форме, просить приобщить документ к материалам дела и указывать требование: если вынесено решение должностного лица отказать в удовлетворении ходатайства - выдать копию решения.

Обязанности участника ДТП:

Остановить автомобиль;
Включить световую сигнализацию («аварийку»);
Выставить спецзнак аварийной остановки;
Сообщить о ДТП в полицию и ждать прибытия сотрудников;
Вызвать Скорую помощь и принять меры к оказанию доврачебной помощи пострадавшим;
Записать контактные данные (Ф.И.О., адрес) очевидцев;
Запрещено: употреблять спиртное, одурманивающие, наркотические, психотропные вещества до освидетельствования.

К обязанностям участника ДТП относится обеспечение неприкосновенности любых предметов, относящихся к ДТП - их нельзя перемещать. Пострадавших в экстренных случаях можно отправить в лечебное учреждение. Обязанностью водителя является обеспечение исправного техсостояния автомобиля, поэтому рекомендуется снизить вероятность стать участником ДТП - завести привычку проверять железного друга перед выездом на предмет неисправностей.

Правила ПДД предусматривают освобождение проезжей части от автомобиля, которое необходимо обеспечить водителю ТС (самостоятельно, эвакуатором). Спорить с сотрудником милиции по вопросу оплаты услуг эвакуатора, если не удалось убрать автомобиль с дороги самостоятельно, не имеет смысла.

Участнику ДТП: полезный перечень прав

Поверхностный осмотр и игнорирование прав участников ДТП – основные нарушения, с которыми адвокаты сталкиваются на практике. Поэтому при составлении схемы места ДТП рекомендуется проявить максимальную бдительность: проверить графические изображения, описание проезжей части, ширину полос движения, наличие/отсутствие дорожной разметки и знаков, островков безопасности, ограждений, тротуаров, остановок, строений, зеленых насаждений.

Участнику ДТП рекомендуется подробно описать расположение осколков, поврежденных деталей, осыпи грязи, состояние дороги (мокрая, сухая), наличие разрытий, выбоин и приложить все замечания к схеме на обратной стороне, а также приложить к объяснению и протоколу допроса. Для участников ДТП законом предусмотрен полезный перечень прав, которые настойчиво ограничиваются сотрудниками ГИБДД:

Право использовать диктофон;
Проводить фото-, видеосъемку.

Запись разговора (при предъявлении обвинения, в процессе осмотра) законом не запрещена и любой гражданин-водитель может производить диктофонные записи. Категория "полезности" беспрецедентная: водитель сможет использовать видеосъемку и запись фрагментов разговора, а сотрудник ГИБДД - нет. В спорной ситуации - это дополнительный аргумент защиты участника ДТП.

Документами, которые можно использовать как доказательную базу в суде, являются: видеозаписи, киносъемка, фотофиксация, звукозаписи, информационные базы, банки данных. Инспектор же может использовать только те доказательства, которые получены на незначительном перечне технических средств и оборудования, предусмотренных законом (и это не мобильный телефон).

Огромное количество людей в нашем мире имеют свои личные автомобили. Каждый день они совершают поездки, но очень немногие задумываются о правильных действиях в случае форс-мажорных обстоятельств, а также дорожно-транспортных происшествий.

Правильные поступки могут уберечь вас, ваших пассажиров от различного вида ответственности за совершения ДТП, а также дают возможность правильно сориентироваться и получить от страховых компаний денежные средства на ремонт.

Действия водителя при ДТП — пошаговая инструкция подробно расписана в данной статье. Также не стоит забывать, что действия водителя при ДТП с пострадавшими и без сильно отличаются друг от друга.

В качестве наглядного примера рассмотрим те действия, которые подробно расписаны в Правилах Дорожного Движения в пункте 2.5, которые водителю необходимо провести, если его машина стала участником ДТП и есть пострадавшие.

Итак, водителю при ДТП необходимо совершить следующие действия, если имеются жертвы:

  1. Прежде всего, водитель должен остановить транспортное средство (ТС), заглушить двигатель и включить аварийные стоп-сигналы.
  2. Далее необходимо узнать в каком состоянии находятся пострадавшие. По возможности оказать первую медицинскую помощь . Если таких навыков нет или пострадавшие находятся в очень тяжелом состоянии, то не следует их дополнительно передвигать. Под головы пострадавшим следует положить одежду или сверток вещей.
  3. Вызывать скорую помощь . Пострадавших ни в коем случае нельзя оставлять одних. То есть, если вы кого-то сбили, вызвали скорую и уехали, то это будет расцениваться, как попытка скрыться с места ДТП. За это наступает административная или уголовная ответственность. Можно попросить проезжающих водителей также вызывать машины скорой помощи.
  4. После звонка в скорую необходимо вызвать сотрудников ГИБДД . При этом не паникуйте, точно и правильно назовите адрес, где случилось ДТП.
  5. Позади ТС на расстоянии 15м в случае ДТП в населенном пункте и 30м поза ним, выставить знак аварийной остановки . Этот знак может уберечь вас и других автомобилистов от дополнительных повреждений и аварий.
  6. Третий телефонный звонок совершается в страховую компанию (СК), где был заключен договор ОСАГО. Представителю СК сообщить о том, что попали в ДТП , имеются жертвы и предварительные повреждения на машине. Телефон своей страховой компании можно найти на бланке страхового договора, как правило, в левом верхнем уголке документа.
  7. До приезда работников ГИБДД ни при каких обстоятельствах не оставлять место происшествия, а также запрещается перебрасывать или передвигать объекты, которые обладают любым отношением к случившемуся ДТП. Если предмет вылетел на встречную полосу, то его необходимо обозначить знаком аварийной остановки, чтобы другие водители могли его заблаговременно заметить.
  8. Найдите свидетелей . Если такие нашлись, то обязательно запишите их ФИО, контактные телефоны, адреса. Также спросите у них, готовы ли они в случае необходимости дать письменные показания. Если готовы, то с их слов составляете письменные показания, на которых свидетели ставят свои подписи, указывают место происшествия, время и дату. Можно опросить проезжающих мимо автовладельцев. Возможно, у кого-то из них был включен видеорегистратор, и авария была снята.
  9. Самостоятельно на свой гаджет необходимо во всех подробностях сфотографировать место ДТП до прибытия сотрудников ГИБДД. Особое внимание обратите на следы от торможения.
  10. Обязательно сохраните копию видео со своего видеорегистратора, если он у вас имеется.
  11. После того, как прибыли сотрудники ГИБДД и был составлен протокол, обязательно ознакомьтесь с ним, а также со всеми другими документами, составленными инспектором.

Действия водителя при ДТП без пострадавших

В тех случаях, когда водитель попал в дорожно-транспортное происшествие, но при этом пострадавших людей нет, но есть два и более пострадавших транспортных средства, то участвующим водителям надлежит предпринять действия:

  1. Чтобы не произошло и насколько бы тяжелыми не были повреждения, необходимо остановить и заглушить транспортное средство, включить аварийные стоп-сигналы . Ни при каких условиях не оставляйте место происшествия. Если проезжающие водители просят вас переставить свою машину, то ни в коем случае не делайте этого. То же относится и к тем случаям, если авария произошла на трамвайных путях. До приезда сотрудников ГИБДД запрещается покидать место ДТП или перемещать пострадавшие машины.
  2. Вызвать инспекторов ГИБДД .
  3. Выставить знак аварийной остановки . Если имеются предметы, которые имеют отношения в аварии, например, осколки, оторванные детали, обломки, то их также следует закрыть знаками, чтобы проезжающие водители их видели и не сместили в стороны. Если специальные знаки закончились, то используем подручные средства, например, ведра, пакеты, сумки.
  4. Опросить свидетелей , если таковые имеются. Обязательно записываем их ФИО, контактные телефоны, адреса и просим дать письменные свидетельские показания, а также возможность выступить в качестве свидетелей на суде. Если таковых не имеется, то можно остановить проезжающие мимо машины. Возможно, водители проявят участие и смогут подтвердить, как стояли автомобили, где были следы торможения и т.п. Также можно записать номера , марки и цвета, проезжающих мимо машин . Возможно, в последующем водители смогут выступать, как свидетели.
  5. Не забывайте про водителей общественного транспорта. Они также смогут выдвигаться как очевидцы ДТП. Занести их свидетельства не получится, так как они руководствуются преходящим графиком, но при необходимости вызвать их в суд представляется допустимым. Не забудьте зарегистрировать номер маршрута общественного транспорта и номер самого ТС.
  6. Заявить о случившемся ДТП в свою страховую компанию , которая оформляла вам договор ОСАГО. Номер можно найти на своем бланке страховки в левом верхнем углу на документе.
  7. С водителями, чьи ТС пострадали в аварии, необходимо заполнить извещение о ДТП , которое можно найти в приложении к полису ОСАГО. Обязательно проследите, чтобы оно в конце было подписано всеми участниками.
  8. Обязательно запишите данные всех участников ДТП . К ним относятся:
    • Адрес прописки и проживания.
    • Контактные телефоны.
    • Данные полиса.
    • Страховая компания.

    Когда транспортным средством управляет не обладатель, а прочее лицо, например, нанятый водитель или по доверенности, то также необходимо занести все данные участника ДТП, а также данные о владельце пострадавшего автомобиля.

  9. До того, как приедут инспектора ГИБДД, рекомендуется подробно отснять место аварии , а также все повреждения, которые получила ваша машина и остальные ТС. При съемке соблюдайте следующие правила:
    • Делайте фотографии таким образом, чтобы по ним можно было установить место происшествия. То есть на общем плане сфотографируйте ту деталь, которая бы помогла в суде указать, что именно в этом месте произошло ДТП. Возможно, это будет парковка, проезжая часть, какая-нибудь улица и т.п.
    • На фотографиях должны быть видны ваши следы торможения. Также заснимите обломки деталей, разбитые стекла, оторванные накладки и т.д.
    • Обязательно сделайте несколько фотографий, на которых крупным планом будут видны все пострадавшие машины. На них обязательно должен быть виден и читаем номер. Не поленитесь и сфотографируйте все машины со всех сторон.
    • Сфотографируйте те повреждения, которые были нанесены вашему транспортному средству и других участников ДТП.
  10. Если у вас есть видеорегистратор, то обязательно сохраните копию, на которой была заснята авария. В будущем она может помочь вам доказать свою правоту в суде.
  11. Постарайтесь проявить участие при осмотре места дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ГИБДД . Рассказывайте, как произошла авария, указывайте и показывайте на ваши следы торможения, сообщите о том, что у вас есть записи свидетелей. При этом список со свидетелями ни в коем случае не отдавайте, пусть он останется у вас. Можете переписать сотрудникам ГИБДД только имена и фамилии свидетелей. Также запишите ФИО и звания прибывших сотрудников ГИБДД.
  12. Обратите особое внимание на то, как составляется схема ДТП и на ее конечные результаты. Прежде всего, на ней точно должны быть указаны следующие пункты:
    • Правильно указанное место, на котором произошло ДТП.
    • Последующее положение автомобилей, после произошедшей аварии.
    • Все следы торможения и волочения, с привязкой к стационарным дорожным объектам, то есть тротуарам, обочинам, кюветам и прочим элементам дорог.
    • Указание направления движения потоков автомобилей на участке ДТП.
    • Когда сотрудники будут зарисовывать схему ДТП, то проследите, чтобы точно и правильно были указаны расстояния от каждого автомобиля и до ближайших ТС, описана разметка дороги, зафиксированы все изъяны дорожного покрытия, например, люки, выбоины, лед, лужи.
    • Если во время произошедшего ДТП шел дождь или снег или же был сильный туман, то все эти факторы должны быть отражены в протоколах инспекторов. Иначе при расчетах длины тормозного пути может оказаться, что именно ваше авто ехало с неположенной высокой скоростью.
  13. Проследите, чтобы в перечне документов, которые инспектора обязаны составить на месте ДТП, были :
    • Сведения о водителях.
    • Сведения о транспортных средствах.
    • Схема произошедшей аварии.
    • Объяснительные участников ДТП и свидетелей.
    • Рапорты прибывшего наряда ГИБДД. В них могут быть указаны и дополнительные сведения, которые в дальнейшем могут быть использованы для выяснения всех обстоятельств и дальнейшего принятия решения.
    • Справки о том, что ваше ТС и вы сами приняли участие в аварии. Их выдают всем участникам ДТП вне зависимости от степени вины или тяжести повреждений. Такие справки выдаются сотрудниками ГИБДД в тот же день.
    • Если было совершено административное правонарушение, например, нарушены ПДД, то должно быть возбуждено производственное дело и составлен специальный протокол.
    • Если за рулем автомобиля в момент совершения ДТП находился не собственник, а наемный водитель или же авто управляли по доверенности, то ко всем перечисленным выше документам должны прилагаться и договор аренды или путевые листы.
  14. Если составленный протокол вам чем-то не нравится, то это необходимо отразить в объяснениях , которые пишутся вами самостоятельно и в свободной форме, главное понятным и разборчивым почерком, а не с ваших слов сотрудником.

Действия водителя при ДТП по ОСАГО

Для того, чтобы вам был возмещен ущерб при ДТП по ОСАГО необходимо, прежде всего, уведомить свою страховую компанию . Далее вы собираете все необходимые документы о тех повреждениях, которые были получены. С подготовленными документами и заявлением, а также самим автомобилем направляетесь к страховщику для принятия окончательного решения. Давайте разберемся с каждым этапом более подробно.

Со 2 августа 2014 года в силу вступили изменения к законодательному акту об ОСАГО, согласно которым потерпевший при наступлении страхового случая имеет право получить выплаты в своей страховой компании, только в следующих случаях:

  • В аварии участвовало только две машины.
  • Оба водителя имеют страховку ОСАГО.
  • В аварии не было пострадавших.

Если хотя бы одно условие было нарушено, то потерпевшему необходимо обращаться не в свою страховую компанию, а в компанию виновника аварии.

  1. Уведомление страховой компании . Если обратиться к закону об ОСАГО, то потерпевший после случившегося ДТП должен уведомить свою страховую компанию. Сделать он это должен не позднее 15 рабочих дней со дня происшествия.Однако, даже если вы опоздали с уведомлением, то в законе нигде не прописано, что в этом случае страховщик может вам не выплачивать компенсацию. Но это будет существенно влиять на сроки получения выплат. Если вам нужно получить компенсацию в самом скором времени, то не стоит затягивать с обращением в страховую компанию.
  2. Сбор документов . В страховую компанию необходимо предоставить следующие документы:
    • Заявление на получение страховой компенсации. Обратите внимание, что у каждой компании свой индивидуальный образец.
    • Справка о ДТП и копия протокола, которые можно получить у сотрудников ГИБДД.
    • Копии документов на право пользования автомобилем – ПТС.
    • Копию полиса ОСАГО потерпевшего.
    • Копия паспорта РФ.
    • Заключение об оценке нанесенного ущерба независимой экспертизы, если имеется в наличии.
    • Если такая экспертиза проводилась, то дополнительно прикладывается копия телеграммы с вызовом на осмотр страховщика.
    • Копии договоров, актов и квитанций об оплате услуг независимой оценочной экспертизы.
  3. После того, как в страховую компанию были переданы все документы, на протяжении 20 дней ваше дело должно быть рассмотрено и либо произведена выплата, либо будет направлен обоснованный отказ.

Практика показывает, что суммы возмещаемого ущерба страховыми компаниями при ДТП значительно меньше, чем должны быть в реальности. Поэтому рекомендуется прибегнуть к услугам независимых экспертиз. При этом совершенно не важно, когда она будет проводиться, до осмотра страховщиком или уже после.

Все затраты потерпевшей стороне будут возмещены страховой компанией либо в размере фиксированного лимита, либо с виновника аварии, либо с той суммы, которая была указана в квитанции за оказание услуг.

Действия водителя, причастного к ДТП, по КАСКО

Полис КАСКО позволяет страховать любое транспортное средство, даже то, которое не стоит на учете в ГИБДД. Страховой полис данного образца призван защитить от хищений, стихийных катаклизмов, пожаров, падений различных предметов, действий третьих лиц, а также повреждений, которые были получены в результате ДТП. Страховую выплату по КАСКО могут получить, как потерпевшие стороны, так и виновники аварии.

Одним из главных отличий КАСКО от ОСАГО является размер выплат. Страхование в ОСАГО строго ограничено 120000 рублей. По КАСКО же можно вернуть страховую стоимость автомобиля.

Виды возмещения страховых случаев собственникам ТС по КАСКО:

  • Частичное или полное восстановление ТС.
  • Выплата страховки в денежных единицах.
  • Денежные компенсации стоимости ремонта, который был проведен за счет владельца или его собственными силами.

В последний пункт входят цены на услуги СТО, затраты на покупку запасных частей. Вид страховки выбирает сам страхователь при заключении данного страхового договора.

Процедура возмещения ущерба по договору КАСКО:

Участник аварии обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении полученного ущерба по КАСКО. Здесь также установлен желательный срок в 15 дней , но никто не запрещает сделать это и позже.

Страхования компания принимает заявление от своего клиента, в том случае, если к нему будут приложены все необходимые документы (аналогичные, что и при ОСАГО). Далее по закону в 20-дневней срок должно быть принято решение по вашему заявлению о возмещении ущерба или же отправлен аргументированный отказ.

Действия водителя при ДТП со смертельным исходом

  1. Остановите ТС, заглушите мотор, включите аварийные сигналы и поставьте аварийные знаки.
  2. Покиньте ТС и подойдите к пострадавшему. По возможности окажите первую медицинскую помощь.
  3. Вызовите машину скорой помощи и полицию по номеру 112 с мобильного.
  4. Позвоните адвокату, который занимается подобными автомобильными происшествиями, и вызовите его на место аварии. Если у вас нет на примете таких людей, то обратитесь за помощью к друзьям, близким, родственникам, которые помогут вам найти адвоката. Этот пункт необходимо выполнить обязательно !

Если так случилось, что вы насмерть сбили человека, то до приезда адвоката не давайте никаких показаний сотрудникам ГИБДД и ни о чем не рассказывайте.

Если на вас будут давить, то скажите, что на все вопросы вы будете отвечать только в присутствии своего адвоката, который уже выехал на место аварии. Запомните, в таких ситуациях очень важно собраться и не говорить ничего лишнего. Каждое слово может стоить вашей свободы.

Если вам сразу будет предоставлен протокол с признанием вашей вины, и вы его подпишите, то последующие нюансы ДТП никто расследовать не будет. Потому что вы уже полностью признали свою вину. Позвольте судебным органам во всем подробно разобраться, увидеть целостную картину происшествия. Только так законы нашей страны будут выполнять свою главную функцию – защищать и оберегать своих граждан.