Процедура установления частного сервитута. Частный сервитут

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ещё со времён римского права обществу известен такой механизм, как сервитут на право пользования земельными участками . Раньше он был направлен на то, чтобы прибыль извлекали сами владельцы земельных участков. Теперь это одно из решений для реализации права распоряжения, владения и пользования своим имуществом.

Сервитут: что это такое?

Договор сервитута, пример

Понятие сервитута используют для обозначения права одного лица ограниченно распоряжаться участком, принадлежащим другому . Собственность не предоставляется в пользование на постоянной основе. Эти участки и объекты не могут быть проданы.

Сервитуты делятся на несколько видов по разным признакам.

В зависимости от времени пользования классификация, например, есть такая:

  • Постоянные
  • Срочные.

Есть ещё два вида сервитутов, согласно статье 23 ГК РФ. Это:

  • Частные.

Данные разновидности документов требуют более подробного ознакомления.

Частные сервитуты

Это заключается в ситуации, когда одному человеку необходимо временно воспользоваться земельным участком, который принадлежит другому. Обычно это необходимо в нескольких ситуациях:

  • При установке каких-либо объектов на территории соседнего участка.
  • Территория нужна, чтобы проехал транспорт.
  • Нужно прокладывать коммуникации по территории.

Есть два способа , которыми оформляют сервитут. Соглашение заключается на добровольной основе, если владелец согласен предоставить свою землю во временное пользование. Если же согласия добиться не удастся, то придётся обратиться в суд .

Публичные сервитуты

Предусматривает, что участком распоряжается государство, либо сообщество. Для чего устанавливаются такие соглашения?

  1. Чтобы провести исследования в различных областях науки.
  2. Если необходимо предоставить доступ на участок рыболовам и охотникам.
  3. Для прогона и выпаса скота.
  4. Территория нужна для прохода или проезда.
  5. Прокладываются коммуникации, для общественного пользования.

Порядок установления

Договора такого рода заключаются только в письменной форме. Их оформление проходит согласно 1 пункту статьи 161 в ГК РФ. Есть пункты, которые обязательно должны присутствовать в таких соглашениях:

  • Юридические адреса, банковские реквизиты.
  • Ряд заключительных условий.
  • Особенности механизма ограниченного использования.
  • Права и обязанности для каждой из сторон.
  • Срок действия.
  • Адреса, по которым находятся участки.
  • Основания для установления.
  • Цель, с которой надо установить.

После подписания соглашения одна сторона получает право пользоваться участком . Пользование прекращается, когда отпадают основания, указанные в договоре. Можно установить соразмерную плату за использование участка, если землевладелец того желает.

Соразмерной платой называют денежное вознаграждение тем, чьим участком распоряжаются другие люди на своё усмотрение, временно. Размер этой платы устанавливается в соглашении отдельно. Она такая же обычно, как и убытки, которые понёс собственник земли из-за того, что его права были ограничены.

Государственная регистрация

Она проводится после того, как документ был подписан. Его необходимо отнести в территориальное отделение Госреестра. Кроме того, надо будет предоставить целый пакет документов:

  1. Справка о подтверждении наличия полномочий, если интересы представляет другое лицо.
  2. Кадастровый план участка, с печатью о сервитуте.
  3. Свидетельство о том, что сервитут был установлен. Это может быть судебное решение; распорядительный акт с печатью государственного учреждения, ответственного за это; соглашение.
  4. Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
  5. Паспорт заявителя.

Размеры госпошлины. Для юридических лиц госпошлина равна 4 тысячам рублей . Физические лица должны заплатить всего тысячу .

Соответствующее уведомление о завершении регистрации приходит максимум через пять рабочих дней после того, как были приняты все документы вместе с заявлением. Заявителю выдадут справку о том, что госрегистрация прошла успешно.

Необходимо лишь уделить внимание ряду нюансов, связанных с этим процессом. Нельзя самостоятельно отчуждать сервитут отдельно, без участка земли. Без кадастрового плана регистрируется обременение всего участка земли. Наконец, согласие должен дать каждый собственник, если собственность на объект оформлена в долях.

О прекращении сервитута

В разных статьях Гражданского Кодекса содержатся основания, на которых действие сервитута можно прекратить. Собственник земельного надела выступает инициатором в большинстве случаев.

Например, соглашение перестаёт быть действительным, когда для него больше нет оснований . Или если участок используется не по назначению . Но в таком случае надо обращаться в суд, чтобы доказать неправомочность использования.

В случае исчезновения самого участка отношения по сервитут так же прекращаются. К примеру, если земля повреждена из-за стихийного бедствия, затоплена.

Только по распоряжению местных властей прекращается действие публичных сервитутов. Это происходит, если больше не нужно использовать участок, требующий обременения. При этом обязательно учитывать мнение общественности по поводу прекращения действия сервитута.

При истечении срока прекращают своё действие даже бессрочные сервитуты. Это происходит и в том случае, если владелец участка решил отказаться от объекта, который ему принадлежит.

Заключение соглашения

На что обратить внимание?

  1. Должно быть чёткое определение самого обременения, которое накладывается на участок. Обязательно указать конкретный вид обременений. Важно указать границу земли , которая касается соглашения по сервитуту.
  2. Нужно определить и условия по использованию . Чтобы избежать эксплуатации в целях, которые в документе оговорены не были.
  3. Отдельное внимание уделяем вознаграждению для владельца земли со стороны того, кто временно ею распоряжается. Оговариваются и сроки по этой уплате. Тогда владелец легко компенсирует неудобства, связанные с сервитутом.
  4. Мера ответственности, права и обязанности устанавливаются для каждой из сторон. Требования по использованию участка указываются согласно первому пункту 268 статьи в ГК РФ .
  5. К арендатору участка требование по установлению сервитута тоже относится напрямую. Это касается прав и обязанностей по данному виду договоров.
  6. На плане местности указывается точное расположение участка.
  7. Участок, на который накладывается обременение, описывается с максимальной точностью.
  8. Без заключить соглашение будет невозможно.
  9. Сделка может быть срочной или бессрочной.
  10. Обе стороны предоставляют максимум личных и паспортных данных.

В документе можно указывать практически любые причины , послужившие основой для прекращения сервитута. Точное указания сроков действия соглашения поможет избежать спорных ситуаций. Можно прописать не просто временные рамки, пока будет действовать этот документ, но определённое событие, после которого использование участка прекращается.

Надо детально описать, в чём именно состоит право на использование земли. При этом у владельцев участков всегда есть право оспорить само требование по наложению сервитута . Но договор в любом случае стоит проработать как можно тщательнее.

Подробнее о частном сервитуте на видео

Общие сведения, которые прояснят природу, происхождение и оформление сервитут. Консультирует Дмитрий Дождев.

Частный сервитут устанавливается, когда собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ, ч.2 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья». Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой стороной является сервитуарий - лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.

Глубоко проанализировав, существующее Российское законодательство, на мой взгляд, еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Основанием возникновения сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:

  • 1) описание участка, обремененного сервитутом, и участка, в интересах которого установлен сервитут;
  • 2) условия и сроки установления сервитута;
  • 3) план или карта участка с указанием места нахождения сервитута.

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ в результате установления частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам.

В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такую плату целесообразно определять в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть предусмотрена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, закрепленном федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном земельном кадастре». При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается в судебном порядке.

По общему правилу установление сервитута является возмездной сделкой. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы за пользование участком.

Статья 275 ГК РФ устанавливает, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Частные сервитуты в области градостроительства могут вводиться в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:

  • - строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
  • - строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
  • - проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
  • - прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
  • - других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок установления и прекращения частных сервитутов в градостроительстве определен в соответствии с Гражданским кодексом РФ, то есть основаниями возникновения частного сервитута являются договор либо решение суда.

Обращает на себя внимание трансформация публичного сервитута, предусмотренного Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года, -- о доступе на земельный участок для ремонта объектов инфраструктуры в частный сервитут, установленный абз. 3 п. 3 ст. 64 ГрК РФ, обеспечивающий строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные положения законодательства, на мой взгляд, свидетельствуют об отсутствии у федерального законодателя четких критериев разграничения публичных и частных сервитутов.

Частный водный сервитут возникает в силу договора либо решения суда

Частный водный сервитут -- как возможность ограничения прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами в пользу заинтересованных лиц. Частный водный сервитут возникает в силу договора либо решения суда.

Частный лесной сервитут определяется как ограничение права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, в пользу заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных и муниципальных органов, а также судебных решений. При этом закон указывает, что положения гражданского, земельного и иного законодательства РФ применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса РФ. Обращает на себя внимание, что частный лесной сервитут может быть установлен административным актом. Данное положение закона иллюстрирует особый характер природоресурсных отношений.

Для того, что разобраться как сервитуты устанавливаются на практике, проследим этот процесс на региональном уровне:

Правовому регулированию сервитутов большое внимание уделяется и в региональном законодательстве. В частности, Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» к сервитутам относит вещные права ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 33). Частные (установленные в отношении одного лица или группы лиц).

Частный сервитут возникает по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником земельного участка. Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации. Сведения о сервитуте вносятся в документы о правах на землю.

Иной подход в регулировании сервитутных отношений закреплен в Законе Кемеровской области «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области». Областной закон вводит понятие обременении земельного участка, под которыми понимает обязательства землепользователя начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение определенных сроков, запрет на изменение внешнего вида недвижимости, а также целевого использования земельного участка, обязанность сохранять естественную среду обитания и пути миграции диких животных и др. Областной закон указывает, что обременения земельного участка устанавливаются непосредственно законодательством, договорами или решением суда. Соответствующие обременения подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу. Областной законодатель определяет сервитут как право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. При этом закон не указывает на возможность установления публичных и частных сервитутов, ограничиваясь общим понятием «сервитут» (ст. 14).

Частный сервитут возникает по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником земельного участка. Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации. Сведения о сервитуте вносятся в документы о правах на землю. Областной закон предоставляет право землепользователю, земельный участок которого обременен частным сервитутом, требовать от выгодоприобретателей соразмерную плату за ограничения в пользовании участком, если иное не предусмотрено законом.

Областной законодатель определяет сервитут как право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. При этом закон не указывает на возможность установления публичных и частных сервитутов, ограничиваясь общим понятием «сервитут» (ст. 14).

Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда. В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей. Вводя общий принцип возмездности сервитутных отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей. Вводя общий принцип возмездности сервитутных отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) было впервые подробно урегулировано в ст. 274-277 ГК РФ. Однако эти статьи входили в главу 17 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу только с 23 апреля 2001 года. Поэтому еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Земельным кодексом РФ определены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам: например, для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т. п. Основное отличие будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута и в тех интересах, в которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в таком случае это будет частный сервитут. Если же через существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это, скорее всего будет сделано на основе установления публичного сервитута.

Под частным сервитутом понимается право осуществлять использование чужой недвижимой вещи. Примером, иллюстрирующим частный сервитут, является, например, дорожка, проходящая по участку соседа или же проведение через чужой участок линии коммуникаций. Частные сервитуты устанавливаются между лицами, имеющими смежные земельные участки, то есть соседями.

Сервитут – это ограниченное вещное право, cрок его существования совпадает со сроком существования права собственности.

Управомоченной стороной является тот, кто владеет сервитутом, а обязанной стороной выступает владелец участка, который сервитутом обременен.

У обязанной и управомоченной сторон имеются различные права и обязанности. Право пользования имеет управомоченное лицо, а право распоряжения – сторона обязанная.

В соответствии с гражданским законодательством за сервитут может устанавливаться равноценная справедливая плата по требованию собственника участка, который обременен. Однако данное условие распространяется, если законом не установлен иной вариант. Это значит, что может быть установлен и сервитут бесплатного характера, но в настоящее время такой вариант в гражданском законодательстве не содержится.

Частный сервитут может устанавливаться в соответствии с соглашением сторон или же в соответствии с решением суда.

Для того, чтобы сервитут зарегистрировали, необходимо подать соответствующее заявление в органы Росреестра. Такое заявление может подать собственник или владелец, стороны соглашения, пристав-исполнитель, если имеется решение суда, а также лицо, имеющее согласно доверенности право осуществлять регистрационные действия.

Кроме заявления необходимо также предоставить и иные документы:

  • решение суда или соответствующее соглашение;
  • подтверждение оплаты госпошлины. Её размер составляет 1 500 руб. для лиц физических и 6 000 руб. для юридических;
  • доверенность или иной документ, являющийся подтверждением полномочий представителя;
  • кадастровый план обремененного участка, в котором должно быть отмечено наличие сервитута.

Правила, которые необходимо помнить, осуществляя регистрацию сервитута:

  • не может осуществляться отчуждение сервитута без соответствующего ему участка земли;
  • при установлении сервитута на участок, у которого есть несколько собственников, а собственность совместная, требуется получить согласие от каждого из них;
  • не нужно предоставлять кадастровый план, если наложение сервитута было осуществлено на весь участок целиком;
  • на участок накладывается обременение после того, как будет установлен сервитут.

В Едином государственном реестре должна содержаться соответствующая запись об установленном сервитуте, так как он является ограниченным вещным правом.

Сведения о проведенной регистрации должны быть обязательно доведены до сведения собственника или законного владельца, не являющегося заявителем, через пять рабочих дней.

Порядок установления частного сервитута на земельный участок

Основными целями устанавливаемого по соглашению сторон частного сервитута являются:

  • возможность осуществления проезда, прохода, перемещения через чужой земельный участок;
  • для проведений электрических сетей;
  • для проведения канализационных работ или водопроводной сети;
  • для реализации иных интересов лица, которое в этом заинтересовано, если иными законными путями достичь этого не представляется возможными.

Вышеприведенный перечень исчерпывающим не является и может быть расширен (кроме отдельных видов сервитута личного характера).

Заинтересованное лицо может выдвигать свои требования только к лицу, являющемуся собственником участка земли. Если же земельный участок относится к фонду государственной или муниципальной собственности, для наложения сервитута лицу следует обратиться в органы государственной власти или местного управления. Требование также может предъявить лицо, который обладает участком на основании различных прав.

Установление сервитута осуществляется в отношении граничащих между собой участков, однако существуют исключения, когда он устанавливается и в отношении иных участков.

Оформление осуществляется путем составления соглашения между собственником земельного участка и лицом, которое в этом заинтересовано. В случае отсутствия компромисса между ними или в случае отсутствия соглашения возможно обращение в суд третьего лица с соответствующим иском.

Результатом оформления сервитута личного является государственная регистрация.

Как прекращается сервитут на земельный участок?

Выделяют следующие основание прекращения данного обременения:

  • в случае отпадения причин, по которым сервитут был установлен;
  • в судебном порядке установлена невозможность использования участка по целевому назначению из-за сервитута. В таком случае собственник обремененного участка имеет право требования выкупа государственным или муниципальным органом участка, компенсации убытков или предоставления соразмерного участка;
  • если участок перестанет существовать физически;
  • если управомоченная и обязанная стороны соединяется в одном лице;
  • отмена нормативно-правового акта, в соответствии с которым сервитут был установлен;
  • если земля перестанет находиться в гражданском обороте.