Порядок оплаты электроэнергии моп. Что такое электроэнергия мест общего пользования

В связи с многочисленными обращениями в администрацию МО «Гусевский муниципальный район» через интернет-приемную, по вопросу оплаты электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах, отдел ЖКХ, ТЭК, дорожного хозяйства, транспорта и газоснабжения сообщает следующее.

В настоящее время в России идёт реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В рамках данного процесса обслуживающие организации вводят изменения в отношения со своими клиентами - физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, по мере организации общедомового учета в многоквартирных домах, ОАО «Управляющая компания» будет производить начисление за электрическую энергию, потребленную не только в квартирах, но и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В связи, с чем у потребителей возникают многочисленные вопросы по начислению за электроэнергию мест общего пользования. Предлагаю вашему вниманию ответы по наиболее актуальным темам.

Что означает «Электроэнергия МОП»? Электроэнергия МОП – это электрическая энергия, которая используется жителями многоквартирного дома на «общедомовые нужды». В это понятие входит освещение лестничных клеток, подвалов и всевозможных вспомогательных помещений многоквартирного дома, подкачивающих насосов и прочего внутридомового оборудования, которое индивидуально для каждого дома. Ранее потребление электроэнергии на общедомовые нужды входило в статью «Содержание жилого фонда» и рассчитывалось в соответствии с нормативами.

Теперь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006года № 307, стоимость электрической энергии, расходуемой на общедомовые нужды выделена в квитанции отдельной строкой. Таким образом, с введением новой формы расчетов, расходы на общедомовые нужды распределяются и начисляются индивидуально каждому собственнику или нанимателю жилого помещения многоквартирного дома.

Как рассчитывается электроэнергия МОП? Согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, существует четкая модель распределения электроэнергии МОП. Прежде всего, количество всей электроэнергии, поступающей в дом, фиксируется общедомовым прибором учета. Эти показания ежемесячно снимаются представителями обслуживающей организации и передаются в энегосбытовую компанию. С помощью снятых показаний определяется фактический расход электрической энергии по общедомовому прибору учета. Из полученного расхода исключается весь расход по индивидуальным приборам учета электроэнергии, а также, если имеются в многоквартирном доме, расход юридических лиц, которые могут быть подключены к общедомовым сетям, оставшийся объем, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года), должен быть распределен между жильцами дома. В частности, если дом оборудован общедомовым и индивидуальными приборами учета, распределение осуществляется пропорционально объему индивидуального электропотребления в квартире.

Какие факторы влияют на увеличении размера начислений за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Среди основных причин завышенного количества электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды, следует отметить бездоговорное потребление и хищения энергии со стороны физических лиц, в результате несанкционированного подключения к сетям жилого дома, количество установленного в доме электрооборудования, находящегося в общей собственности, точность и своевременность передачи жильцами показаний индивидуальных приборов и даже отношение жильцов дома к рациональному использованию электроэнергии в местах общего пользования.

Возможен ли отказ от оплаты за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Напомним, что в результате реформы ЖКХ управление многоквартирным домом передается в руки собственников, что влечет за собой их полную ответственность (материальную в том числе) за общедомовое имущество. Электроснабжение мест общего пользования является коммунальной услугой. Данная услуга оказывается собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которые должны оплачивать ее на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом. Отметим, что объем электрической энергии, предъявляемый к оплате собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома, не может превышать объема, учтенного общедомовым прибором учета.

Услуги, которые предоставляются собственникам жилых помещений в соответствии с законодательством, разделены на жилищные и коммунальные. Если жилищные связаны с содержанием общего имущества многоквартирного дома, то коммунальные предусматривают подачу в многоквартирный дом различных коммунальных ресурсов. Рассмотрим проблему, связанную с услугой по снабжению электроэнергией мест общего пользования (МОП), появление которой в свое время вызвало негодование со стороны собственников квартир.

Что подразумевается под термином «освещение МОП»?

Ранее собственники жилплощади в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение МОП в составе стандартной статьи «ремонт и обслуживание жилищного фонда», что фактически являлось коммунальной услугой, и с этим не поспоришь. Этот вывод следует из Правил предоставления коммунальных услуг, в частности, пункт 3 данных правил, и подтверждается Письмом Минрегиона РФ № 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007. Минрегион в указанном письме разделяет понятия «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования» и «освещение помещений общего пользования». Под «освещением» понимается жилищная услуга, а именно ее оказание.

На самом деле, на освещение МОП, которые являются общим имуществом жильцов в многоквартирном доме, требуется такой коммунальный ресурс как электроэнергия. При этом расходы на ее оплату по справедливости должны нести собственники квартир в данном доме. Но в таком случае, чем обусловлено их нежелание вносить оплату за новую строку расходов?

В чем же суть проблемы?

Это только на первый взгляд сумма, которая подлежит оплате за освещение МОП, переместилась в счете на оплату из графы «ремонт и обслуживание жилищного фонда» в графу «электроснабжение». Раньше эти расходы оплачивались согласно тарифу на содержание и ремонт, который утверждался общим собранием собственников жилых помещений или органом местного самоуправления. Фактический размер оплаты за услуги становится виден только в том случае, если в многоквартирном доме будет установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Необходимо отметить, что показания общедомового прибора учета отражают как общее энергопотребление во всех помещениях, так и потери энергии во внутридомовых сетях, которые при этом также возмещаются собственниками. Таким образом, образуется превышение количества электроэнергии, которое зафиксировано общедомовым счетчиком над суммарным количеством, плату за которое ТСЖ и управляющие организации и получают от собственников. Не желая терпеть убытки, товарищества и управляющие компании «раскидывают» получившуюся разницу на собственников жилых помещений в многоквартирном доме и включают в счета за услуги такую строку как «освещение МОП», что сопровождается сопротивлением со стороны собственников.

За недобросовестных собственников в ответе ТСЖ и управляющие организации

Обычно «крайними» в данной ситуации становятся управляющие организации и ТСЖ. Нежелание собственников оплачивать электроэнергию, которая необходима для освещения МОП, вынуждает ТСЖ и управляющие компании уклоняться от установления договорных отношений по снабжению электроэнергией МОП. Энергоснабжающая организация обращается в суд и требует взыскание задолженности за электроэнергию, которая была фактически поставлена в дом. В большинстве случаев суды признают такие требования обоснованными и удовлетворяют иски в полном объеме на совершенно законных основаниях.

Учитывая тот факт, что проблема оплаты собственниками помещений коммунальной услуги «энергоснабжение МОП» появилась не так давно недавно, судьям на местах редко приходится сталкиваться с делами по взысканию задолженности с собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Однако такие дела не отличаются, например, от взыскания с собственников задолженности оплаты за жилое помещение или пользование коммунальными услугами.

Сколько собственник должен платить?

Отдельно следует рассматривать вопрос распределения расходов по оплате электрической энергии между собственниками, потребленной на нужды всего дома. Согласно Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, расчет оплаты за электроснабжение определяется в зависимости от наличия и общих, и индивидуальных приборов учета электроэнергии.

Если ни в одном жилом помещении дома нет прибора индивидуального учета электроэнергии, то в соответствии Приложением 2, устанавливать плату за электроснабжение в жилых помещениях следует соответственно числу лиц, зарегистрированных в квартире. Из зафиксированного общедомовым счетчиком количества потребленной электроэнергии нужно вычесть суммарный объем электроэнергии, израсходованной в нежилых помещениях за тот же расчетный период. Именно эта разница должна распределяться между собственниками жилых помещений. Особое внимание следует обратить на то, что в этом случае не должны применяются нормативы энергопотребления. Таким образом, оплата за электроснабжение жилых помещений может меняться в течение года.

Если приборы учета энергии есть только в части помещений, значит алгоритм расчета будет усложняться. Собственники квартир не оборудованных счетчиками, оплачивают электрическую энергию согласно установленным нормативам энергопотребления, а обладатели приборов учета должны платить за тот объем электроэнергии, который отличается от того, что был зафиксирован индивидуальными счетчиками.

Если же во всех помещениях дома, в котором существует коллективный счетчик, установлены собственные приборы учета электроэнергии, то используется формула, в которой суммарный объем энергии, рассчитанный по соответствующим нормативам будет равен нулю. Иными словами, расходы на электроэнергию затраченную на МОП, будут распределены согласно показаний индивидуальных приборов учета.

Выходит, что согласно установленному законодательству, стоимость электрической энергии, расходуемой на освещение МОП, включается в оплату коммунальной услуги электроснабжения. И даже при установке общедомового средства учета граждане пока не готовы оплачивать электроэнергию в размере, который превышает фактическое потребление ими электроэнергии внутри жилого помещения.

1. Энергоснабжение МОП является коммунальной услугой.

2. Данная услуга оказывается собственникам квартир, а значит, именно они должны оплачивать ее на основании показаний общедомового счетчика электроэнергии.

3. Принимая во внимание тот факт, что услуга энергоснабжения МОП оказывается энергоснабжающими компаниями на основании договоров с ТСЖ или управляющими организациями, последние должны нести обязанность по оплате указанной услуги.

4. От платежеспособности собственников напрямую зависит платежеспособность исполнителей коммунальных услуг. Взыскание товариществом или управляющей организацией с собственников жилых помещений задолженности по оплате электрической энергии влечет взыскание данной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам управляющей организации или ТСЖ.

» за декабрь появилась строчка оплата Э/Э МОП , а аналогичная строка всегда присутствовала в платежках за кварт. плату (УК «Авангард»). Кто вправе взымать плату за Э/Э МОП ? К кому обратиться, чтоб исчезло двойное начисление тарифа?

Станислав, 31.12.2008

1. Снабжение электроэнергией мест общего пользования (МОП) и лифтов - это часть коммунальной услуги «электроснабжение», по этому поводу есть :

Цитата

В составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Поэтому затраты на эту электроэнергию не входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения (хотя раньше, до 2008 г. - входили).

2. ч. 7 статьи 155 ЖК РФ:

Цитата

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .


Т.е., плата собственников должна вноситься (на счет) управляющей организации. А затем управляющая организация должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг, в т.ч. с поставщиком электроэнергии на нужды мест общего пользования и работу лифтов.

Что имеет место в вашем случае?
По-видимому, управляющая компания поручила «Региональному энергосбытовому комплексу» осуществлять начисление и сбор платы за «электроэнергию МОП» с собственников помещений. Законом это не запрещено. Если потребитель не возражает (см. вышеупомянутую ч. 7 статьи 155 ЖК РФ).

Т.е. раньше вы платили за «электроэнергию МОП» управляющей организации, сейчас - «Региональному энергосбытовому комплексу». Двойного начисления быть не должно. Для решения спорных вопросов, если они есть, нужно обращаться прежде всего в управляющую организацию.

Информационный лист


Уважаемый потребитель!


В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 г., обязанность по начислению и сбору оплаты за коммунальные услуги электроснабжения, в том числе мест общего пользования и лифтов в многоквартирных жилых домах, возложена на исполнителей коммунальных услуг (Управляющие компании и ТСЖ). МУ «ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» (далее - ГЖУ), являясь исполнителем коммунальных услуг в большинстве многоквартирных домов г. Ижевска, с 1 июля 2008 года прекратило начисление населению услуги электроснабжения мест общего пользования.

В целях выполнения норм и требований действующего законодательства Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг гражданам, ГЖУ заключило с гарантирующим поставщиком электроэнергии (далее - Региональный энергосбытовой комплекс) договор №553 от 28.10.2008 г.

Согласно условиям данного договора и в соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., ГЖУ уполномочило Региональный энергосбытовой комплекс с 01.07.2008 года осуществлять начисление и сбор оплаты за потребленную электрическую энергию для нужд мест общего пользования и лифтового оборудования с граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании ГЖУ. При этом, оплата гражданами этих услуг будет осуществляться согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с применением нормативов потребления электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики №59 от 23.04.2007 г.

Обращаем Ваше внимание на то, что начисление и сбор оплаты за электроэнергию, израсходованную на нужды мест общего пользования и лифтов , не осуществлялись ГЖУ в течение периода с 01 июля 2008 года, при этом поставка электроэнергии на эти нужды осуществлялась надежно и бесперебойно. В связи с этим ООО «Региональный энергосбытовой комплекс» вынуждено выставить счет на оплату электрической энергии для нужд мест общего пользования и лифтов гражданам за 6 месяцев единой суммой в декабре 2008 г. Учитывая возможные неудобства, связанные со значительным единовременным расходом денежных средств на оплату услуг электроснабжения в декабре 2008 года, приносим свои извинения за вынужденные действия. В сложившейся ситуации надеемся на Ваше понимание.

Гарантирующий поставщик электроэнергии -
ООО «Региональный энергосбытовой комплекс»

Всё бы хорошо, да вот только в квитанциях ООО «РЭКс» фигурирует ещё такая неприметная, вроде бы, графа - «Перерасчет» .
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (см. ), перерасчет по электроснабжению предусмотрен только в одном случае - когда отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета . И в этом случае при перерасчете (см. ) должны быть учтены размеры платы за электроснабжение во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший период, должны быть учтены площади всех жилых и нежилых помещениях дома.
Было ли это сделано? Можем ли мы надеяться на честность энергоснабжающей организации?

И вот что важно: в такой ситуации управляющая компания по сути оставила жителей «один на один» с энергоснабжающей организацией. Т.к. вообще-то, жители (потребители) должны, по закону, вносить плату управляющей организации, и, соответственно решать все возникающие вопросы с ней.

Такая схема взаимоотношений (оплата жителями за электроэнергию на МОП и лифты напрямую ЭСО) будет в интересах жителей только в том случае, если:

  • ЭСО обеспечит качество (обоснованность, точность, скорость) расчетов выше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит взаимодействие с жителями (разъяснения, ответы на вопросы, рассмотрение претензий) лучше, чем было в управляющей компании,
  • ЭСО обеспечит стимулирование энергосбережения и экономии электроэнергии в многоквартирном доме лучше, чем было в управляющей компании.

Иначе, такая схема не в интересах жителей.

Отвечает главный специалист контрольно-правового отдела города Омска Дмитрий Щербаков:

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» даны следующие разъяснения по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению:

«...В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования...»:

При наличии общедомового прибора учета разность между общедомовым расходом электроэнергии, расходом электроэнергии арендаторами нежилых помещений и расходом электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, делится на расход электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, затем умножается на расход электроэнергии в конкретной квартире;

При отсутствии общедомового прибора учета расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования производится по нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года № 158-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета».

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при наличии общедомового прибора учета электроэнергии, зарегистрированного в установленном порядке, оплата потребления электроэнергии в местах общего пользования производится исходя из фактического объема, при отсутствии общедомового прибора учета оплата производится по нормативу потребления.

Норматив на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления составляет 7 кВт/ч на 1 человека в месяц.

По вопросу оплаты расходов за электроэнергию в местах общего пользования по коммунальному счетчику, установленному в подъезде многоквартирного дома, поясняем следующее.

В соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам») расчет объемов потребленных ресурсов фиксируется двумя приборами учета:

1 - общими (коллективными) счетчиками , установленными на границе балансовой принадлежности. Для многоквартирного дома такой границей является внешняя стена дома;

2 - индивидуальными приборами учета.

При начислении объемов потребленной электроэнергии используется совокупность указанных приборов учета.

Установка приборов учета в подъездах (коммунальный счетчик) возможна, но такие приборы по действующему законодательству не являются расчетными. Коммерческими (расчетными) считаются только приборы, установленные на границе балансовой принадлежности (на границе дома) и фиксирующие весь объем энергопотребления дома. Установка приборов учета в подъездах может позволить собственникам наблюдать за динамикой электропотребления в какой-то части дома, но, к сожалению, отдельный подъездный счетчик не даст картины энергопотребления дома в целом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Количество электроэнергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». При отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии МОП начисление платы производится в соответствии с постановлением Правительства Курской области №227 от 17 ноября 2006 года (в ред. постановления Правительства Курской области от 17.06.2008 года №85 (ред. 09.12.2008)) «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Курской области» и составляет 7 кВт на одного человека в месяц.

При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии мест общего пользования начисление платы производится с учетом фактического потребления электроэнергии МОП и количества зарегистрированных граждан.

Если никто не прописан

«Если квартира в собственности, но в ней никто не прописан, правомерно ли начисление платы за электроэнергию МОП?» С. П. ЗАЙЦЕВ (Курск).

В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.

Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ЖК РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, поэтому обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года. Они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В случае отсутствия приборов учета оплата коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления. Постановлением Правительства Курской области №85 от 17 июня 2008 года утверждены нормативы потребления электроэнергии, используемой населением, при отсутствии приборов ее учета. Так, на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, в отношении приборов освещения мест общего пользования (в случае, если в плату за ремонт и содержание жилого помещения не включены затраты на электроэнергию по освещению МОП) расход электроэнергии установлен в размере 7 кВт. ч на одного человека месяц. При отсутствии общедомового прибора учета, в случае, если собственник жилого помещения не проживает и не зарегистрирован в жилом помещении, начисление платы за электроэнергию в местах общего пользования не осуществляется.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Очень интересно,поскольку в Туле считают иначе,ссылаясь на п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,которым не предусмотрено,чтобы в платёжном документе указывались показания приборов учёта(за исключением индивидуальных приборов учёта).Поэтому плату взимают по нормативам,а не по показаниям имеющихся общедомовых приборов учёта электроэнергии МОП и лифтов.Если возможно дайте комментарий на мой e-mail.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: