Институты особенной части административного. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть. Для некоторых отраслей подобное устройство системы закреплено законодательно. Так, система уголовного права, базис которого - Уголовный кодекс РФ, состоит из двух четко оговоренных в нем частей: Общей, определяющей предмет отрасли, ее основные принципы, статус участников уголовно-правовых отношений, а также конкретизацию фундаментальных категорий уголовного права, таких как «преступление» и «наказание», и Особенной, содержащей исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в качестве преступлений, а также систему наказаний в отношении каждого вида преступлений.

Разделение на общую и особенную части мы можем видеть у гражданского, семейного, трудового, а также налогового права. Отметим, что последняя отрасль является, по сути, дочерью административного права, с течением времени обретшей известную степень самостоятельности, но тем не менее не порвавшей связей с первоосновой.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право. Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 192.. Некоторые авторы, наряду с указанными частями выделяют и Специальную часть административного права Манохин В.М. Административное право России: Учебник. М.: Ай Пи Эр Медиа, 2011. С. 27..

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

· предмет и метод правового регулирования отрасли;

· характеристику административно-правовых норм;

· особенности административно-правовых отношений;

· иерархию источников административного права;

· статус участников административно-правовых отношений;

· основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

· формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

· механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

· вопросы административной ответственности и административного принуждения Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. С. 116..

Следует отметить, что некоторые авторы Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34). С. 43. содержание Общей части административного права описывают следующим образом:

Административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

Административно-правовой статус государственных органов;

Административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

Формы и методы государственного управления;

Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

Административное принуждение;

Административная ответственность;

Административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс» Хатченков А.В., Кадацкая Т.А. Административный процесс в России: пути реформы // Юридическая мысль. 2010. №1. С. 80.).

Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти. Структура Особенной части административного права обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

· управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

· управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

· управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление в области юстиции.

Некоторые авторы в Особенной части административного права выделяют также деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей) Тимофеев Ю.А. О содержании предмета административного права // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. №2. С. 45..

Однако сформировавшуюся традицию подразделения административного права на Общую и Особенную части нельзя считать незыблемой: «Что же касается административного права, то множество принципиальных положений, в частности предмет правового регулирования, статус участников административно-правовых отношений, систематизированных в других отраслях права, в административном "раскиданы" по значительному количеству нормативных правовых актов различной юридической силы. Иными словами, в административном праве отсутствует законодательное ядро, которое могло бы именоваться административным кодексом. Соответственно, однозначное утверждение о возможности разделения системы административного права на общую и особенную части является, по нашему мнению, несколько преждевременным» Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. СПб.: ГУАП, 2007. С. 63..

Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно:

1) управленческое право;

2) так называемое полицейское право;

3) а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц.

Одним из аргументов подобного разделения, как представляется, довольно обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права Бельский К.С., Елисеев А.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права // Государство и право. 2001. №12. С. 33.. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции Шмелев И.В. Об определении института административной юстиции // Молодой ученый. 2011. №3-2. С. 59..

Итак, административное право состоит из Общей и Особенной части. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов. В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов: управление в экономической сфере, управление в социально-культурной сфере, управление в административно-политической сфере. Таким образом, Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.

Система административного права, понятие и предмет

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический – административно-правовой – режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

общую часть – нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

особенную часть – состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей – регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы – регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Раздел I. Предмет, система и источники российского административного

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

Из книги Гражданское процессуальное право автора

1.2. Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод и система Гражданское процессуальное право является отраслью права российской правовой системы. Данная отрасль права представляет собой систему правовых норм регламентирующих порядок рассмотрения и

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

§ 3 Понятие, предмет и система гражданского процессуального права В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения в судебных

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Каковы понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права? В соответствии со ст. 4 Закона от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве в РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ) правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

Предмет и метод административного права Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной

Из книги автора

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

Из книги автора

Глава I. Понятие, предмет, метод, система, задачи уголовного

Из книги автора

Понятие, предмет, система и методы финансового права


НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ Правоведение

ТЕМА Понятие и система административного права.

Понятие административного проступка

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА Паршукова Галина Владимировна

КУРС 3 ГРУППА 31 СР

МЕСТО РАБОТЫ

ДОЛЖНОСТЬ

ДОМАШНИЙ АДРЕС, ТЕЛ.

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ РАБОТЫ НА ОЗО МЕТОДИСТ

ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

РЕЦЕНЗИЯ

ОЦЕНКА

ФАМИЛИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    Введение ………………………………………………………………..3

    Понятие административного права и его сущность………………5

    Система административного права… ……………………………….9

    Понятие административного проступка ……………………………11

    Список литературы……………………………………………………19

Введение

Административное право, являясь одной из отраслей права, представляет собой систему юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, а также в связи с осуществлением функций управленческого характера.

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы России. Во-первых, потому, что административно-правовые нормы регламентируют построение, содержание, формы и методы деятельности самой большой ветви государственной власти – государственной исполнительной власти. Во-вторых, потому, что оно закрепляет, конкретизирует осуществление одного из основных методов государственного руководства страной – административно правового метода. В-третьих, административное право является главной отраслью для финансового, экологического и ряда других отраслей российского права. В-четвертых, административно-процессуальные нормы регламентируют процедуры деятельности субъектов публичной администрации при применении ими норм финансового, семейного, муниципального, уголовно-исполнительного и иных отраслей права.

В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. И основную роль здесь играет фундаментальная отрасль права любого государства – административное право. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, большая территории, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции, обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).

Эффективность в деле осуществления безопасности граждан, общества, страны, осуществление социальных и экономических программ, реализация конституционных прав и свобод граждан во многом зависят от деятельности государственной администрации. А на ее четкую, плодотворную работу серьезно влияет административно-правовое регулирование. Нормы административного права должны закрепить оптимальные варианты формирования системы органов исполнительной власти, распределение компетенции между ними, комплектования их личного состава.

Административное право призвано предложить аппарату публичной администрации научно обоснованный набор методов воздействия на общество в нормальных и чрезвычайных условиях, способов реализации и защиты прав и законных интересов граждан, демократические процедуры деятельности государственной администрации.

В 90-х годах ХХ века в российском административном праве произошли коренные изменения. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, социальные реформы повлекли большие перемены во всех административно-правовых нормах, они были обновлены, расширены, модернизированы, стали более демократичными.

1. Понятие административного права и его сущность

Административное право может быть определено как отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органами государственного управления, а также в связи с осуществлением другими государственными органами и негосударственными организациями деятельности управленческого характера от имени государства с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан.

Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной и муниципальной администрации и тесно связанная с ней работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.). Главная составляющая предмета административного права – система отношений публичной администрации с гражданами и ихи организациями. Основная задача административного права – правовое обеспечение конституционных положений граждан.

Будучи неотъемлемой частью структуры российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое. По своей сущности административное право не отличается от любой другой отрасли права. Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Однако административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

− определяют правовое положение граждан в сфере управления;

− регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами;

− регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;

− устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

− определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;

− регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

− регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Являясь неотъемлемой частью структуры российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права:

С конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе и административного;

С финансовым правом, административное право определяет компетенцию, связь между отраслями права определяется связью функций государства и регулируемых им общественных отношений: финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов;

С земельным правом , государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права;

С гражданским правом, административное право и гражданское право нередко регулируют одни и те же отношения, но применяют разные методы регулирования;

С трудовым правом . многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются административными и трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правой. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом;

С уголовным правом . нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административными и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот;

С уголовно-процессуальным и граждански-процессуальным правом , а также с законодательством о судоустройстве , регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия, суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами;

С комплексными отраслями права : морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.

Основные цели административного права можно определить так:

    Создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной власти;

    Создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

    Правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;право на тему: «Понятие и система экологического права» Выполнила: ... административно -правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Глава 4. Система и принципы экологического права 4.1. Система экологического права ...

  1. Система административного права (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... . Система адми­нистративного права , являясь отражением науки административ­ного права , служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства. Отрасль административного права ...

  2. Административное право России (2)

    Книга >> Право, юриспруденция

    ... административного права в системе публичного права . Вопросы для самоконтроля: Административное право как отрасль права : понятие , предмет, метод. Функции административного права . Источники административного права . Система административного права ...

  3. Административное право как отрасль права (4)

    Реферат >> Государство и право

    ... права 1. Понятие административного права , его предмет. 2. Метод административного права . 3. Источники административного права . 4. Система административного права . 5. Соотношение административного права со смежными отраслями права . 1. Административное право ...

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч. необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется "От и До".

Содержание статьи (навигация):

Рассматриваемые основные понятия административного права

Понятие Административного права и его признаки

Понятие Административного права, как отрасли права

Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин "Административное право " коротко и простыми словами - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Понятие Административного права, как науки

А теперь раскроем понятие административного права с точки зрения науки (административно-правовая доктрина). Термин "Административное право " как наука коротко и простыми словами - это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Рассмотрим полное определение административного права в РФ как науки. Наука "Административное право" - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Признаки административного права

Правоведами относительно давно расписаны признаки административного права. Существуют следующие признаки отрасли административное право:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т.е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Понятие норм, виды норм административного права, особенности и структура норм

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин нормы административного права и подробно опишем виды административного права, а точнее виды норм административного права. Также, детально распишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

Понятие нормы административного права

Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Структура норм административного права

Итак, Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза , диспозиция и санкция . Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Выделяемые элементы структуры норм административного права :

  • Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
  • Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
  • Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Особенности норм административного права

Выделяют следующие особенности норм административного права :

  • являются разновидностью юридических норм;
  • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • имеют представительно-обязывающий характер;
  • обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Виды административного права (виды норм)

Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм хорошо исследованы в юридической литературе и изучена многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.

По целевому назначению:

  • Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
  • Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
  • Материальные . Юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.
    Например , ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • Процессуальные . По своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
    В частности , они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

По методу воздействия:

  • Обязывающие , т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
    Например , для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.
  • Запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
    Например , общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.
  • Уполномочивающие (дозволительные) , т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
    Например , гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения.
  • Стимулирующие (поощрительные) , т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
    Например , налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.
  • Рекомендательные , т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
    Например , рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.

По предметам действия:

  • По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
  • По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).

По юридической силе:

  • законодательные акты;
  • подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

По сроку действия:

  • Временные . Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
  • Постоянные . Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

По адресу, регулирующие:

  • административно-правовой статус гражданина;
  • административно-правовой статус коммерческих организаций;
  • административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

По масштабу действия:

  • федеральные нормы;
  • нормы субъектов РФ;
  • нормы местного самоуправления.

По объекту регулирования:

  • Общие , регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
  • Межотраслевые , регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые , регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

По действию во времени:

  • срочные , для которых определен срок действия;
  • бессрочные , т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Понятие Субъекта административного права и их виды

Понятие Субъекта административного права

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин "Субъект Административного права " коротко и простыми словами - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права - это конкретный участник отношений, которые отвечают особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм, в каковые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Например , гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Виды субъектов административного права

  • индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
  • коллективный субъект (физическое лицо: участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
  • специальный субъект .

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта , чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.

Предмет административного права

В этом параграфе раскроем понятие предмет административного право. Термин "Предмет отрасли административного права " коротко и простыми словами - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в РФ. Предмет административного право - совокупность общественных правоотношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, иных государственных органов и должностных лиц, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В предмет административного права входят три области правоотношений, а именно:

  1. управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
  2. организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
  3. контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Понятие Источников административного права их Виды и её Система

Возможно Вас интересует, что же такое источники административного права? Поэтому мы решили в данном разделе рассмотреть трактовку термина источника административного права, виды источников и систему источников.

Понятие Источников административного права

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права - это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Виды источников административного права

Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.

Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды :

  • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
  • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

  • конституция РФ;
  • международно-правовые договора и соглашения;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик - субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Система источников административного права и её особенности

Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):

  1. Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
  2. административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со );
  3. многообразие источников;
  4. состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
  5. мобильность и изменчивость СИАП;
  6. сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.

Методы административного права и их суть

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода :

  1. Предписание : установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет : запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение : предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей - публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

  1. Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления;
  2. Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Система административного права и её части

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин система административного права и подробно опишем части системы административного права.

Понятие системы административного права

Раскроем понятие "система административного права" и распишем её части. Итак, Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Части системы административного права

Как и обещали рассмотрим части административного права. Изначально система административного права подразделяется на две части :

  1. В общую часть входят нормы, содержащие принципы, методы управления (предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс);
  2. В особенную часть конкретные нормы, регулирующие отдельные сферы деятельности с участием исполнительной власти (экономическая сфера, социально-культурная сфера, административно-политическая сфера, межотраслевая).

В свою очередь, общая часть системы административного права состоит из:

  1. Общие положения и общие принципы административного права (предмет АП, метод АП, система административного права, административные правоотношения, источники, нормы АП, субъекты АП-отношений);
  2. Основные вопросы организации деятельности органов исполнительной власти (вопросы системы федеральных ОИВ и ОИВ субъектов федерации; правовое положение отдельных федеральных ОИВ и ОИВ субъектов);
  3. Подотрасль – служебное право (институт государственных должностей, институт правового статуса государственных служащих, институт прохождения государственной службы);
  4. Институт специальных административно-правовых статусов (беженцев, безработных, индивидуальных предпринимателей и т.д.);
  5. Институт административных процедур (регулирует порядок исполнения государственных функций);
  6. Институт административно-правового принуждения;
  7. Административно-деликтное право;
  8. Административное судопроизводство.

По сравнению с общей частью, особенная часть системы административного права, не имеет законченной системы и структуры отрасли законодательства, но есть два подхода к особенной части системы административного права:

  • По сферам управления , в рамках которого выделяются три сферы:
    • 1) управление в сфере административно-политической деятельности (гос. управление в области обороны, безопасности);
    • 2) управление в экономической сфере государства (управление публичной собственностью);
    • 3) управление в социально-культурной сфере деятельности гос-ва (в обл. науки, культуры и т.д.).
  • Подотрасль – основной элемент Особенной части, которая группируется по специфическому предмету регулирования, доминирования административно-правового метода и наличию относительно обособленной нормативной базы: таможенное право, образовательное право, градостроительное право, антимонопольное, медицинское, транспортное, право общественной, государственной безопасности и т.д.

Структура административного права

В этом параграфе раскроем один из существенных параметров, понятие структуры административного права. Определение (термин) "Структура административного права " - совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Однако освещение структуры возможно также и нетрадиционными способами. Доктор юридических наук Ю.Н. Старилов , например, предлагает рассмотреть административное право, как совокупность сегментов права, объединяющих нормы по функциональному признаку. Так, общее административное право представляется профессору системой общих норм, определяющих сущность административно-правового регулирования во всем его объеме и по отношению ко всем субъектам права и регулирующих четыре крупнейших блока отношений:

  • организационно-управленческое право , регламентирующее отношения в сфере общей организации управления и его осуществления в различных отраслях и сферах;
  • управленческий процесс, т.е. порядок совершения управленческих действий, установления управленческих процедур, принятия и исполнения правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), административный договор;
  • административный процесс (административное судопроизводство), т.е. судебная защита граждан от действий и peшений органов публичной власти, нарушающих их права и свободы (рассмотрение судом жалобы гражданина на действия и решения органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих); российская наука административного права определяет судебную защиту прав и свобод граждан от действий и административных актов, нарушающих права свободы граждан, термином "административная юстиция";
  • административно-деликтное право , устанавливающее так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикционные) отношения, т.е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения; административно-деликтное право, по мнению Ю.Н. Старилова, состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право и процессуальное административно-деликтное право.

Понятие управления в административном праве и их виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин управления в административном праве и подробно опишем виды управления в административном праве.

Понятие управления в административном праве

Часто задают вопрос про понятие управления в административном праве, поэтому мы решили его здесь изложить. "Управление в административном праве " - это исполнительно-распорядительная действия, осуществляемые с использованием метода власти и подчинения, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Виды управления в административном праве

Виды управления в отрасли административное право исследованы многими правоведами. Поэтому можно несложно перечислить существующие виды управления в отрасли административное право.

Существуют следующие виды управления в административном праве :

  • государственное;
  • коллективное – регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.

По методам воздействия различают следующие виды :

  • механическую;
  • технологическую;
  • социальную;
  • биологическую.

Функции административного права понятие и виды

В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин функции административного права и подробно опишем виды Функций административного права.

Понятие функции административного права

Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Виды функций административного права

Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную . В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
    • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
    • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
    • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
    • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
    • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

Принципы административного права

В данном разделе мы Вам объясним что означает термин принципы административного права и подробно перечислим основные принципы.

К числу основных принципов относятся:

  1. Принцип равенства перед законом . Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
  2. Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП , согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
  3. Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
  4. Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный , гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
  5. Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
  6. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
  7. Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
  8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Видео про административное право

Также можете посмотреть короткие видео об административном праве.




Источники информации

ООО "ПравоДействие" искренне благодарит следующие источники за предоставление информации об административном праве: ru.wikipedia.org ; страницы www.grandars.ru: , №3 ; be5.biz .

Административное право, как и любая другая самостоятельная отрасль права Российской Федерации, имеет внутреннее строение, т.е. включает в себя относительно самостоятельные группировки правовых норм, тесно взаимосвязанные между собой. Система административного права довольно сложна и в отличие от многих других отраслей недостаточно развита. Это обусловливается сложностью самого предмета административного права. Ведь деятельность административно-публичных органов, регулируемая нормами административного права, осуществляется во всех без исключения сферах функционирования государства и общества: политической, экономической, социально-культурной, правоохранительной. Имеются определенные особенности административно-правового воздействия на возникающие в каждой из этих сфер общественные отношения. Указанные особенности закрепляются нормами административного права, а следовательно, оказывают влияние и на построение этих норм, на их систему.

Итак, система административного права – это внутреннее строение данной отрасли права, подразделение ее на относительно самостоятельные группировки правовых норм, обусловленное спецификой предмета административно-правового регулирования.

В действующем административном законодательстве РФ система административного права четко не просматривается. Это связано с тем, что нормы административного права не сосредоточены, как, например, нормы гражданского или уголовного права в одном кодифицированном нормативном правовом акте, а разбросаны по различным федеральным законам, законам субъектов РФ и многочисленным подзаконным нормативным правовым актам.

В связи с этим система административного права как отрасли права может быть построена лишь теоретически посредством логического подразделения большого массива действующих административно-правовых норм на определенные части, взаимосвязанные между собой.

В административно-правовой науке в систему административного права традиционно включают общую и особенную части, которые в свою очередь подразделяются на определенные административно-правовые институты или иные системные образования. Обозначим наш подход к содержанию общей и особенной частей административного права.

Общая часть административного права включает в себя правовые нормы, определяющие наиболее общие, основные начала правового регулирования в административно- правовой сфере (сфере административно-распорядительной и сфере административно-охранительной деятельности Российского государства).

В структуре общей части административного права теоретически можно выделить следующие группы административно-правовых норм.

1. Нормы, определяющие общие правовые начала (принципы) организации административной (административно-распорядительной и ад министиративно-охранительной) деятельности публичной администрации (органов исполнительной власти и органов местного самоуправления). Данные нормы до настоящего времени не систематизированы. Федеральный закон, определяющий правовые начала административной деятельности органов исполнительной власти и входящих в их систему учреждений, в настоящее время, к сожалению, отсутствует. Система федеральных органов исполнительной власти определяется указами Президента РФ. Правовой статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти регламентирован Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Особенности правового статуса иных федеральных органов исполнительной власти определяются положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Президентом РФ или Правительством РФ. Единственным законом, который может быть отнесен к числу общих, является Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющий правовые основы административной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральным законом, устанавливающим основы построения и административной деятельности органов местного самоуправления и входящих в их систему учреждений, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  • 2. Нормы, определяющие основы административноправового статуса физических лиц, т.е. наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-правовой сфере. Эти нормы также не систематизированы и помимо Конституции РФ содержатся в Федеральных законах: от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.
  • 3. Нормы, определяющие основы административноправового статуса организаций, т.е. наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой сфере. Указанные нормы также "разбросаны" по разным законам и подзаконным нормативным правовым актам вне какой- либо системы. К числу таких актов можно, в частности, отнести Федеральные законы от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и др.
  • 4. Нормы, определяющие основы административно- правового статуса должностных лиц публичной администрации, в том числе государственных и муниципальных служащих. Нормы, регулирующие правовые основы административно-правового статуса государственных и муниципальных служащих в значительной степени систематизированы. Основные из них содержатся в Федеральных законах "О системе государственной службы Российской Федерации"; от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; "О воинской обязанности и военной службе". Нормы, регулирующие правовые основы административно-правового статуса иных должностных лиц публичной администрации до настоящего времени не систематизированы.
  • 5. Нормы, регламентирующие административно-правовые формы деятельности публичной администрации. Данные нормы регламентируют основания и порядок издания (принятия) административно-публичными органами нормативных и ненормативных правовых актов, совершения ими юридически значимых действий, заключения административных договоров (соглашений). Они содержатся в различных нормативных правовых актах, например, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в КоАП, в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". К сожалению, до настоящего времени не подготовлен и не принят общий федеральный закон, регламентирующий основания и порядок издания (принятия), введения в действие и прекращение действия правовых актов органов исполнительной власти.
  • 6. Нормы, определяюгцие административно-правовые методы деятельности административно-публичных органов, в том числе основания и порядок применения к физическим лицам и организациям мер административного ограничения и принуждения. Названные нормы "разбросаны" по различным законам и подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим, в частности, вопросы государственного контроля и надзора, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка. Исключение составляет лишь КоАП, систематизирующий нормы, определяющие основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административной ответственности (административных наказаний).
  • 7. Нормы, регламентирующие административный процесс, в том числе нормы-принципы административного производства, нормы, определяющие административные процедуры деятельности административно-публичных органов. Указанные нормы в настоящее время содержатся в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, устанавливающих принципы административного производства по делам об административных правонарушениях, а также ряд административных процедур разрешения некоторых категорий административных дел. К числу таких нормативных правовых актов можно, например, отнести КоАП, Федеральные законы: от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", различные административные регламенты федеральных органов исполнительной власти.

Как отмечалось выше, все перечисленные группы административно-правовых норм, включаемые в общую часть административного права, выделены нами условно, поскольку в действующем законодательстве они, как правило, не обособлены и содержатся в различных нормативных правовых актах, причем нередко вместе с нормами особенной части административного права.

Особенная часть российского административного права включает в себя правовые нормы, регулирующие особенности деятельности административно-публичных органов и порядок публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций (административно-публичный порядок) в различных сферах функционирования государства и общества. Эти особенности обусловливаются спецификой регулируемых общественных отношений.

В структуре особенной части административного права в зависимости от сферы функционирования государства и общества, регулируемой административно-правовыми нормами, можно выделить группы таких норм, образующие соответствующие подотрасли административного права:

  • 1) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере экономики (промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, природопользования). Совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-экономическим правом ;
  • 2) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере финансов (бюджета, налогообложения, денежного обращения, валютных операций, финансовых рынков, государственного социального страхования, банковских операций). Совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-финансовым правом :
  • 3) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в социально-культурной сфере (труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, туризма, молодежной политики). Совокупность данных административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-социальным правом ;
  • 4) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере обороны и функционирования вооруженных сил, иных войск и воинских формирований. Совокупность этих административно-правовых норм обобщенно может быть названа военно-административным правом;
  • 5) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере обеспечения государственной безопасности, т.е. защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства от внутренних и внешних угроз. Совокупность таких административноправовых норм обобщенно может быть поименована понятием права государственной безопасности;
  • 6) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, функционирования судебной власти и иных правоохранительных органов. Совокупность таких административно-правовых норм обобщенно может быть обозначена понятием административно-охранительного права ;
  • 7) нормы, регулирующие деятельность административнопубличных органов и административно-публичный порядок в сфере иностранных дел, т.е. в сфере внешних сношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными и иностранными организациями. Совокупность данных административно-правовых норм обобщенно может быть названа административно-иностранным правом.

Указанные группы административно-правовых норм, составляющих особенную часть административного права, как правило, сосредоточены в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере функционирования государства и общества.

В структуру перечисленных подотраслей особенной части административного права включаются соответствующие административно-правовые институты. Например, в структуре административно-экономического права можно выделить такие институты, как административно-промышленное право, административно-торговое право, административно-транспортное право, административно-сельскохозяйственное право, административное право связи, административно-градостроительное право. В структуре административно-охранительного права могут быть выделены такие институты, как полицейское право, административно-исполнительное право, административно-юстиционное право.

Четкая и стройная система административного права, с нашей точки зрения, может быть построена лишь на основе соответствующей системы административного законодательства РФ, которая в настоящее время отсутствует. Система отечественного административного законодательства, по нашему мнению, должна включать следующие уровни нормативного регулирования:

  • 1) административный кодекс Российской Федерации, объединяющий наиболее общие нормы административного права, определяющие, в частности, основы построения и деятельности системы административных органов, в том числе органов исполнительной власти, типичные правовые формы и методы их деятельности, основы административно-правового статуса индивидуальных субъектов и организаций. Существующее в науке административного права скептическое отношение к возможности подготовки и принятия административного кодекса РФ нами не разделяется. В силу многообразия регулируемых административным правом отношений вполне возможно подготовить и принять федеральный кодифицированный закон, определяющий правовые основы организации и функционирования исполнительной власти, общие формы и методы их деятельности, основы административно-правового статуса физических лиц и организаций;
  • 2) федеральные законы, в том числе кодифицированные и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на основе административного кодекса РФ и содержащие специальные нормы административного права, регламентирующие основы построения и функционирования отдельных институтов общей части административного права (законы о государственной службе, об административных процедурах, об административной ответственности и т.п.);
  • 3) федеральные законы, в том числе кодифицированные, и подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые на основе административного кодекса РФ и иных общеадминистративных федеральных законов и содержащие специальные нормы административного права, регламентирующие особенности деятельности административно-публичных органов и административно-публичного порядка в отдельных сферах функционирования государства и общества (основы законодательства о государственной промышленной политике, основы законодательства о финансах, сельскохозяйственный кодекс, природоохранительный кодекс, транспортный кодекс, образовательный кодекс, основы законодательства об охране здоровья граждан, основы законодательства о культуре, полицейский кодекс и т.п.).

На основе указанных выше федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, образующих остов федерального административного законодательства, субъекты РФ вправе в пределах своего ведения принимать (издавать) законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности создаваемых ими административно-публичных органов и административнопубличный порядок на своей территории.