За ямы на дорогах акиматы городов отвечают в суде. Как получить компенсацию за повреждение машины

Любинский районный суд Омской области вынес решение по гражданскому делу о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате ДТП, сообщил в четверг Омский областной суд. С иском обратилась женщина, пострадавшая в аварии в сентябре 2008 года на автодороге Омск — Тара. Ее муж управлял автомобилем Toyota Corolla. В машине кроме супружеской пары находилась их дочь. Внезапно навстречу выехал другой автомобиль. Водитель Toyota, избегая столкновения, направил авто в правую сторону, до края проезжей части. «На самом краю дороги находилась выбоина глубиной 12 см. По мнению истицы, именно это обстоятельство сыграло роковую роль», — сообщает пресс-служба Омского суда.

Автомобиль попал правым передним колесом в выбоину, что повлекло разгерметизацию бескамерного колеса. Иномарка перевернулась и свалилась в кювет.

Муж и дочь погибли. Сама женщина получила травмы, из-за которых до сих пор испытывает боли и наблюдается у врачей. В суде женщина потребовала компенсацию морального вреда в размере 400 тысяч рублей. Ответчиками по делу стали ГП Омской области «Любинское ДРСУ», которое занимается содержанием данного участка дороги и обеспечивает безопасность движения, и БУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», выполняющее функции госзаказчика дорожных работ.

Оба ответчика заявили, что, по их мнению, не доказана причинно-следственная связь между выбоиной на дороге и ДТП.

Однако автотехническая экспертиза подтвердила, что наиболее вероятной причиной ДТП была потеря давления в шинах правых колес в результате удара в край ямы на асфальтобетонном покрытии. Это в дальнейшем привело к опрокидыванию автомобиля. Кроме того, согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных выбоин на автомобильной дороге по глубине не должны превышать 5 см, поясняют в суде.

В итоге суд пришел к выводу, что ДТП произошло из-за попадания колес в выбоину. В связи с тем, что ГП «Любинское ДРСУ» ненадлежащим образом выполнило обязанности по содержанию проезжей части в безопасном состоянии, в пользу истицы судом с ДРСУ была взыскана компенсация морального вреда в размере 230 тысяч рублей (по 80 тысяч в связи со смертью её мужа и дочери, 70 тысяч за вред, причиненный здоровью истицы). Также с ДРСУ были взысканы судебные расходы в сумме 7,8 тысячи рублей.

В удовлетворении исковых требований к БУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» суд отказал, поскольку установил, что свои обязанности госзаказчика управление, перечислившее Любинскому ДРСУ на ремонт дорог в 2008 году 8,4 млн рублей, выполнило в полном объеме.

Опрошенные «Газетой.Ru» адвокаты отмечают, что автовладельцы, попавшие в ДТП из-за разбитых трасс, крайне редко обращаются в суд с претензиями к дорожным компаниям. Зачастую люди просто не верят в справедливость и боятся длительной судебной волокиты и расходов на адвокатов. Иногда и гаишники некорректно составляют протокол о месте ДТП, с которым потом практически невозможно выиграть дело. Наконец, сами дорожные службы до последнего настаивают, что сам водитель виновен в происшествии, а вовсе не ямы, открытые люки и колдобины на дорогах.

Директор фирмы «Автоюрпомощь» Юрий Карягин рассказал, что в суде защита дорожных служб в основном опирается на пункт 10.1 ПДД.

«При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

«Доказательства в суде у потерпевшей стороны должны быть очевидными, — говорит Юрий Карягин. - Так, защита дорожников будет настаивать на том, что если водитель видел люк, то зачем он туда ехал». «Очень проблематично установить информацию относительно дорожного покрытия. Более того, как установить, что именно в этой связи происходили неблагоприятные последствия?» — соглашается адвокат Антон Басин.

Юристы предупреждают, что и гаишникам проще свалить вину на водителя и написать в протоколе о ДТП «не справился с управлением». «Часто проблема заключается в том, что инспектора некорректно фиксируют место ДТП и пытаются свалить вину на водителя, — предупреждает юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов. - Может, им так проще: ведь легче свалить на простого гражданина, чем все подробно фиксировать».

Тем не менее эксперты настаивают: шансы выиграть в суде всегда есть - достаточно следовать простым рекомендациям. В первую очередь, сразу после аварии необходимо вызывать инспекторов ГИБДД. В протоколе о причине ДТП инспектор должен написать о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия. «Они должны измерить повреждения на дороге, — объясняет Марат Бикбов. — Если не будут вносить эти данные в протокол, то придется вписать свои замечания на схеме ДТП и указать это в своих объяснениях. Если есть фотоаппарат, то дорогу и повреждения лучше сфотографировать. Также можно положить рядом с выбоиной линейку, чтобы были видны размеры». Затем через госзаказчика нужно найти подрядчика, за которым закреплен данный участок дороги, и уже с претензиями к нему обращаться с исковым заявлением в суд. «Каждый участок дороги за кем-то закреплен, — говорит Юрий Карягин. — Находите организацию, посылаете им претензию после оценки имущества — поврежденного автомобиля — и дальше в суд». Но в случае крупного ДТП с пострадавшими следить за добросовестностью милиции будет невозможно.

По официальным данным ГИБДД, только в прошлом году из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в России произошло 38 тысяч ДТП, в которых более пяти тысяч человек погибли и еще 48 тысяч получили ранения.

За январь-март этого года таких ДТП было более десяти тысяч --13 тысяч человек были ранены и более тысячи погибли. Если хотя бы каждый второй фигурант таких ДТП выступал с претензиями к дорожным службам, то они, обанкротившись, перестали бы существовать — либо все-таки научились бы делать дороги: это было бы дешевле, чем выплачивать пострадавшим в ДТП компенсации за моральный и материальный вред, говорят эксперты.

Согласно довольно известной и популярной в нашей стране поговорке, в России можно встретить только две беды. Наверняка каждый хоть однажды произнёс эти слова, однако не все знают: одна из шуточных бед регламентируется ГОСТом. Да, как бы это комично ни звучало – существует государственный стандарт, определяющий возможные размеры неровностей на дорожном полотне. ГОСТ под номером 50597-93 – на ямы на дорогах – один из многочисленных стандартов в перечне, принятом в 2018 для действенного функционирования транспортной сферы страны.

Государственные стандарты, касающиеся эксплуатации дорог, в настоящем году изменились – допустимый размер ям на дороге увеличился на несколько сантиметров по всем трём параметрам. Теперь, согласно ГОСТу, ямы на улицах и автодорогах считаются не приемлемыми, если:

  • длина составляет 15 сантиметров и более
  • ширина превышает 60 сантиметров
  • глубина более 5 сантиметров

Российские водители негодуют – те, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному транспорту, уверенно говорят: ямы, которые новый стандарт признаёт допустимыми и определяет как необязательные для немедленного ремонта, могут нанести довольно серьёзный ущерб состоянию машины. Допустимые размеры по ГОСТу не должны превышать параметры колёс автомобиля – только в этом случае преодоление преград на дороге в виде выбоин не нанесёт ущерб состоянию машины.

Размеры безобидных ям, установленных ГОСТом, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, не позволят владельцу машины получить материальную компенсацию за поломки, полученные вследствие попадания колёс в неровности. Однако при нарушении требований ГОСТа выплату в 2018 всё-таки возможно получить.

Как получить компенсацию за повреждение машины

Если доверять статистике, наличие неровностей на дорожном полотне является одной из наиболее распространённых причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия. Каждая пятая авария случается именно из-за попаданий автомобильных колёс в ямы – фактора, не зависящего напрямую от водителя. Если неприятность произошла, и виной ДТП стала выбоина, водитель должен точно знать, как ему поступать в такой ситуации.

Первое, что необходимо предпринять после аварии – зафиксировать нанесённые машине повреждения. Второй шаг – очень важный – определить размеры ямы. Опытные водители знают – помимо огнетушителя и медицинских принадлежностей в машине неплохо иметь рулетку или сантиметровую ленту – на случай возникновения именно таких ситуаций. Если измерительного прибора под рукой не оказалось, можно воспользоваться предметом, имеющим постоянный размер – например, выразить габариты выбоины в спичечных коробках или сигаретных пачках.


ГОСТ определяет допустимый размер неровностей – если какой-либо параметр измеряемой рытвины превышает оглашённый стандартом – это повод для вызова Инспекции безопасности и получения материальной компенсации за причинённый вред. Работники ГИБДД должны сообщить название и координаты компании, обслуживающей в 2018 участок дороги с недопустимыми параметрами ям для последующего предъявления ей иска.

Наиболее вероятным получение выплаты станет при отсутствии знаков, сообщающих о неровностях на дороге, ремонте полотна и других обстоятельствах, отклоняющихся от нормы. Водителю, попавшему в дорожное происшествие, нужно обязательно проконтролировать занесение сведений о размерах ямы в протокол.

Другие ГОСТы, посвящённые дорожным проблемам

Кроме государственных стандартов, определяющих допустимые размеры ям на дорогах, существуют и другие нормы, посвящённые функционированию автомобильной сферы. Водителям необходимо ознакомиться с ними, и в случае нарушения стандартов вовремя подать иск и получить компенсацию.

Такие нормы регулируют функциональное состояние искусственных препятствий – лежачих полицейских. Если его покрытие пришло в негодность или одна из частей выпала, дальнейшее использование лежачего полицейского недопустимо. Дорожные ГОСТы контролируют и высоту канализационных люков – частой причины повреждения автомобильного днища. Крышки могут выступать над дорогой на высоту не более 2 сантиметров.

Заключение

ГОСТ на ямах на дорогах – явление, которое можно считать полезным – при нарушении стандартов допустимых размеров водитель в 2018 не только может получить компенсацию за причинённый автомобилю вред, но и считаться невиновным в дорожном происшествии. Однако, учитывая размеры, обозначенные стандартом как безобидные для состояния машины, чтобы гарантированно получить выплату за ущерб из-за ямы, водителям советуют оформить соответствующую страховку.

На сегодняшний день, 20 Марта 2019 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ". Этот ГОСТ действует на ямы ещё с далёкого 1994 года и актуален на 2019 год. Его актуальность относительная, но об этом ниже.

Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 3 требований к состоянию дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в пункте 3.1.2:

3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствует данному ГОСТу.

Как и с кого взыскать ущерб в 2019 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?

Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?

Всё довольно просто!

1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 - подойдёт и полис ОСАГО , который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Таким образом, можно точно установить, соответствует ли яма ГОСТу. Если она глубже на четверть короткой стороны листа, длиннее двух длинных сторон или шире половины длинной стороны листа, то можно переходить к следующему пункту. Если нет, то можно ехать дальше (если вред причинён только Вашему автомобилю) - увы, но взыскать ущерб в этом случае не получится.

3. Если размеры ямы превышают нормы по ГОСТу, то следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму так, чтобы было очевидно, что её размеры не соответствуют нормам по ГОСТу на ямы. Например, положите несколько тех же листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму и подтвердили в схеме, что она не по ГОСТу. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.

Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен - это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.

Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт - 3.1.1, который говорит нам следующее:

3.1.1 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.

То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.

Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон "О безопасности дорожного движения":

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

....
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования.

Можно прямо так и написать дословно: "Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам ". И указать контакты.

5. После этого, пока готовятся документы о ДТП , необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом - даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.

Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются .

По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2019 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.

Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-93, как оказывается, не имеет юридической силы, просто пока не все суды это знают.

В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).

Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ", который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:

Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
....
2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

Как видим, компенсация может быть получена за несоответствие дорог техрегламентам и федеральному закону, но в статье ни слова о ГОСТах на ямы. А в других правовых актах не содержится допустимых размеров ям, выбоин и прочих недостатков дорог, увы.

Осторожно, выбоина!

Глубокие «лунки» на асфальте несут гибель для подвески и шин. Мы решили узнать, когда они становятся особенно опасными для автомобиля, и проехали по этим неровностям на разной скорости.

Кратер в миниатюре: глубина этой выбоины составляет 8 см

Снег сошел, но оставил после себя глубокие «раны» на асфальте. Выбоины усеивают наши дороги. И хотя дорожные рабочие стараются подлатать их в рекордные сроки, работы им хватит еще надолго, а пока далеко не каждая яма залатана. При этом без ямочного ремонта эпидемия «кариеса» на асфальте только прогрессирует. Если просмотреть такую «ловушку для автомобиля», высок риск дорогостоящих в ремонте повреждений подвески и шин. Мы самостоятельно провели испытания на дорогах и проверили, что конкретно происходит в случае попадания в выбоину.

Для этого нам пришлось истязать наш Audi A4: ему нужно было проехать по выбоине глубиной около 10 сантиметров на скорости 30, 60 и 100 км/ч. Результат поразил нас: уже на скорости в 60 км/ч случилось кое-что неприятное. Была серьезно повреждена шина, теперь на ее боковой стороне зияет дыра. Это особенно досадно, ведь в большинстве случаев расходы по ремонту после таких встреч с выбоинами на дорогах ложатся на плечи автолюбителя. Наш совет: обязательно сообщайте о подобных ямах в надлежащие ответственные органы. Чаще всего тогда они быстрее реагируют и, по крайней мере, устраняют повреждения дорожного покрытия.

Огромная выбоина на проезжей части диаметром 1,2 метра, а глубиной более 20 сантиметров, стала ловушкой для машины актюбинца Артура Батырханова. Проезжая перекрёсток на скорости, он влетел в ухаб левыми колёсами и, конечно, повредил машину. Мужчина не растерялся, вызвал полицейских, последние составили протокол и оформили происшествие как ДТП. Все материалы по делу уже в суде.

Как позже выяснилось, отдел ЖКХ города не ремонтировал эту яму уже три года. Теперь за бездействие акимат Актобе будет объясняться в суде.

Артур Батырханов не первый автолюбитель, который подаёт на ЖКХ или акимат в суд за повреждение авто. Весной с дорог страны вместе со снегом и льдом сошло и асфальтовое покрытие, обнажились колдобины и ямы.

Так, водитель из Костаная через суд доказал свою невиновность дорожным полицейским. В марте в центре города 24-летний водитель, будучи за рулем Lada-21703, выехал на полосу встречного движения. Совершить такой манёвр парня вынудил глубокий ухаб на дороге. Однако доказать полицейским правомерность своих действий ему не удалось. Поэтому восстанавливать справедливость водителю пришлось через суд.

Со слов парня, он даже не выезжал на "встречку". Ведь дорожной разметки, как и нормального дорожного полотна, на этом участке дороги нет.

Чтобы не повредить авто, он просто объехал яму, которая к тому же была заполнена водой. Суд первой инстанции признал 24-летнего водителя виновным, а вот судебная коллегия по гражданским делам постановила освободить гражданина от административной ответственности за отсутствием состава правонарушения, а жалобу - удовлетворить.

"Предоставленные фотоснимки подтвердили, что яма являлась препятствием, которое можно проехать, только прибегая к объезду. Вдобавок злополучная яма была на тот момент заполнена водой, и водитель не мог визуально определить её глубину. А, следовательно, оценить возможность проезда через неё без последствий для своего автомобиля, пассажиров и других участников движения. Нарушение ПДД было допущено водителем в состоянии крайней необходимости", - сообщает пресс-служба Костанайского областного суда.

Состояние дорог на данный момент настолько плохое, что автомобилисты Казахстана даже написали петицию главе государства Нурсултану Назарбаеву с просьбой "изменить состояние дорог нашей страны".

"Дороги у нас всегда были низкого качества, но в 2016 году ситуация критическая, участники дорожного движения не могут безопасно передвигаться по городам и областям! Огромные ямы, отсутствие разметки препятствуют не только передвижению, но и создают угрозу для жизни казахстанцев! В одном только городе Актобе, в соцсетях появляются сотни фото и видео с провалившимися в ямы на дорогах машинами! Повсюду валяются куски бамперов и подкрылок от машин! Ремонт практически не проводится, даже элементарно не ограждаются опасные участки дорог!" - говорится в письме.

Под обращением уже подписалось более двух тысяч человек. Главными причинами ухудшения состояния проезжих частей казахстанцы считают коррупцию: выделенные средства уходят не туда, куда нужно, ремонт - фикция, проводится только для "галочки", несвоевременно ведется уборка снега, а ливнёвки и канализация не работают, из-за чего асфальт приходит в негодность, а также дороги разбивают автобусы.

Ранее подобную петицию писали водители .