Правовое воспитание школьников как средство коррекции. Ш Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день
Правовой лекторий расчитан на 34 часа в год в большей части на школьную и меньшей части родительскую аудиторию. Для проведения правового лектория привлекаются другие организации: Районный отдел образования, районная больница, Прокуратура, Отдел внутренних дел, Отдел по делам Обороны (Военный комиссариат).
Просмотр содержимого документа
«план правового лектория "Подросток и закон"»
План работы правового лектория
« Подросток и Закон»
1 час в неделю, 34 часа в год
Тема | дата | лекторы |
|
Права и обязанности детей | |||
Конвенция о правах ребенка | Анкетирование |
||
Права и обязанности детей | |||
Если вас задержала милиция | |||
Есть права и у детей. | |||
Преступления против детей | Учитель ЧОП |
||
За что ставят на внутришкольн учет? | Зам.Дир. по ВР |
||
Религ экстремизм | |||
Религия сегодня: за и против (с родит) | Прокуратура, ИДН |
||
Волки в овечьей шкуре кто они? (как отличить сектанта) | центр по делам религии ВКО |
||
Религ экстремизм. Последствия религиозной безграмотности | Прокуратура, |
||
Профилактика религ экстремизма (с родителями) | центр по делам религии ВКО |
||
Здоровое питание | |||
Мы выбираем ЖИЗНЬ! акция | Калибеков С.М., Кл.рук |
||
Уголовные преступления | |||
Что относится к уголовным преступлениям? | Прокуратура, ИДН |
||
Уголовная ответственность несовершеннолетних | Прокуратура, ИДН |
||
Военные подразделения «Кем быть?» | |||
Служить или не служить? Права призывников | военкомат |
||
Кем быть? Военные учебные заведения РК | в/ч 2535, в/ч27955 |
||
Учебные заведения МВД РК | |||
Семья | |||
Новый закон о семье | |||
Ты и твоя уличная компания | |||
Права и обязанности детей и родителей в семье (с родителями) | Спец-ст по защите прав ребенка |
||
Конфликт с собственным ребенком и пути их решения (с родителями) | психологи |
||
Несовершеннолетний за рулем | Инспект ГАИ, ИДН |
||
Безопасная дорога в школу | Инспект ГАИ, ИДН |
||
Половое воспитание | |||
Безопасное материнство или нежелательная беременность. Выбор за вами! | гинеколог |
||
СПИД, ЗППП | дерматовенеролог |
||
Безопасный интернет | |||
Как правильно пользоваться интернет-ресурсами. Берегись киберпреступников | |||
Административные правонарушения и ответственность подростков | |||
За что ставят на учет в полицию? | |||
Молодежь против вандализма | |||
Адм правонарушения и ответственность несовершеннолетних | |||
Цена сомнительного удовольствия (о спайсах) | Врач-нарколог |
||
Алкоголь: признать виновным! | Врач-нарколог |
||
Конкурс «лучший постер « Знаем ли мы свои права?» | |||
Конкурс «лучший пост «Этого делать нельзя!» | Томаганова Э.Е. Кл рук, Калибеков С.М. |
Пояснительная записка
Правового лектория «Подросток и Закон»
Правовой лекторий «Подросток и Закон» проводится 1 час в неделю в год 34 часа. Программа реализуется группой учителей в сотрудничестве с местными органами власти, государственными и общественными организациями. Учитывая необходимость приобретения знаний, закрепления практических навыков поведения в ситуациях юридического конфликта и криминальной опасности, лекции и занятия будут способствовать проявлению интереса к вопросам правовой и демократической культуры. Программа рассчитана на школьную и родительскую аудиторию. Она охватывает такие актуальные проблемы, как права и обязанности детей, здоровый образ жизни (ЗОЖ), религиозный экстремизм, уголовные преступления и наказания, административная ответственность подростков, детское и подростковое курение, алкоголизм и наркомания, правила пользования и работы в интернет-пространстве, правила поведения на дорогах, половое воспитание, права и обязанности детей и родителей в семье.
Целью Программы правового просвещения Курчумской СШ №4 им.Н.Островского является формирование и развитие у подростков правовых знаний и правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений преступлений и асоциального поведения школьников.
4. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
5. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм закона и ответственности за их несоблюдение.
Фомы проведения лекции, беседы, конкурсы постеров
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам.Директора по ВР руководитель МО
Сейтказин О.С. Акшабаева И.М. Абелкалихова К.К.
____________ _____________ ______________
«….»……..2015г. «….»……..2015г. «….»……..2015г.
Работы правового лектория
«Подросток и Закон»
Учитель истории Томаганова Э.Е.
2015-2016 учебный год
В процессе учебной деятельности ставится и достигается общая цель правового воспитания школьников: формирование правовой культуры путем постепенного, отвечающего возрастным характеристикам учащихся накопления правовых знаний, формирования правовых убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения, принятых в обществе.
Наряду с этой общей целью в процессе учебной деятельности I целесообразно выделить и более конкретныенепосредственные задачи правового воспитания. К ним относятся:
1) Формирование в доступных формах системы знаний по вопросам государства и права, активное развитие интересов учащихся к этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права в прямой связи с окружающей подростков жизнью.
2) Формирование уважения к государству в лице его конкретных органов и учреждений, праву и принципам законности.
3) Привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего.
4) Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям.
5) Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядки интересы и права, как свои собственные, так и государственные, общественные, а также интересы и права иных лиц.
Конкретные правовоспитательные задачи в отличие от общей цели правового воспитания школьников, охватывающей весь период их обучения в школе, решаются применительно к определенным этапам обучения и возрастным группам школьников. Причем в основу такой периодизации в области правового воспитания положены как особенности возрастного развития учащихся, так и объем их право- и дееспособности.
Более глубокая и подробная детализация целей и задач правового воспитания школьников осуществляется далее в индивидуальных планах воспитательной работы учителя, в поурочных планах, составляемых в процессе преподавания как правоведческих, так и других, неправоведческих дисциплин школьного курса.
Принципы методики правового воспитания учащихся применительно к их учебной деятельности.
1. Правовое воспитание учащихся, базируется на началах нравственного доведения, представления о котором они постоянно получают, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста в непрерывно расширяющемся объеме и углубляющемся содержании. Правильность формирования нравственных представлений школьника должна быть постоянно в поле зрения учителя не только в процессе его общевоспитательной работы, но и непосредственно на уроке, в процессе самой преподавательской деятельности. Уроки правоведения дают больше возможностей в этом отношении, чем некоторые другие (математика, физика, химия и т. п.) дисциплины школьного курса.
2. Именно на уроке правоведения создается реальная возможность для того, чтобы от понимания нравственных основ нашей жизни постепенно подводить ребенка и подростка к пониманию правовогодолженствования. От нравственного одобрениясодержания правовых норм осуществляется переход на основе углубления знаний учащихся о праве к развитию их убежденностив полезности и крайне важности права как регулятораобщественных отношений.
3. Применительно к школьному правовому воспитанию следует подчеркнуть особую актуальность ясного, точного и доходчивого изложения нормативного материала на уроках и расстановки воспитательных акцентов при его изучении. В правовом воспитании всегда должен присутствовать не только интерес социальный но и проявляться интерес психологический. А последний возможен лишь при доступности усвоения правовых знаний. Сама система изучаемых правовых категории применительно к особенностям определенной возрастной группы школьников должна заключать в себе ясность общей правовой идеи, ее логическую доказательность.
4. Собственно задачей правового обучения является передача учащимся и усвоения ими определенного объема правоведческих знаний в сочетании с известными психологическими установками по поводу отношения к этим знаниям. Задача эта усложняется по мере углубления изучения предмета. От общих представлений о наличии и сущности правовых требований в обществе, об их значении в жизни современного человека, коллектива, общества и государства педагог переходит в старших классах к формированию в сознании учащихся системы научных правововых знаний об базовых закономерностях развития государственно-правовых институтов и норм права, о деятельности государственных органов общественных организаций в области правотворчества, реализации правовых установлений, их обеспечения и охраны, о правах и обязанностях граждан.
5. В процессе правового воспитания вообще, на уроках правоведения в особенности, не только не следует (избегать дословного приведения текста закона, а, наоборот, нужно постоянно стремиться к этому.
Основным и специфическим источником правового обучения и воспитания является действующее законодательство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ учителю-правоведу крайне важно представлять не в застывшем виде, а в его реальной жизни и динамике.
В сфере профессиональных интересов преподавателя «Основ государства и права» должна находиться общеполитическая и юридическая периодическая печать.
В условиях школьного воспитания наряду с решением задач формирования правовой идеологии как ведущей стороны правосознания гражданина важно добиться правильного формирования и социально-психологической стороны правосознания подростков, углубления социальных переживаний значения правовых явлении, чувства собственной роли, значимости и активности по отношению к праву. На различных этапах формирования личности то одна, то другая сторона общественного сознания (идеология, социальная психология) проявляет себя по-разному, непосредственно определяя и меру, н направление социальной активности человека.
В различные возрастные периоды правового воспитания школьников крайне важно с максимальным вниманием учитывать и позитивно использовать особенности детской и юношеской" впечатлительности, способность к принятию определенных фактов правовой действительности «на веру», «на слух», неожиданную категоричность и устойчивые сомнения по поводу, казалось бы, очевидных для воспитателя истин, глубокое иобостренное переживание подростком сеяной (с его точки зрения) несправедливости, а следовательно, и ее юридических оценок. Много внимания должно уделяться возрастным особенностям подростков в их отношениях к родителям и к юридически значимым поступкам родителей, отношениям к товарищам, формам собственного самоутверждения подростка среди них и вообще среди окружающих, вопросам полового воспитания и брачно-семейных отношений. Эти общепедагогические аспекты в правовом воспитании школьников имеют особенно важное значение, поскольку право регулирует отношения между людьми и самым тесным образом связано с развитием у молодого человека мыслей, чувств и представлений о справедливости социальных и личностных отношений в окружающей его жизни.
Именно в школе закладываются те мировоззренческие представления, включая правовые, которые на многие годы, если не па всю жизнь, предопределяют поведение сегодняшнего школьника как правомерное.
Незаменимый средством а формировании социально-психологической стороны правосознания школьников является литература (искусство) как с позиций реализации межпредметных связен школьных курсов литературы и правоведения, так и собственно правового воспитания во всех его формах. В условиях современного урока использование произведении литературы открывает большие возможности непосредственного воздействия на чувства школьников.
Представляется очевидным, что наибольший психологический эффект при использовании художественной литературы в учебной деятельности достигается тогда, когда учащимся хорошо известно литературное произведение, используемое учителем для анализа или иллюстрации правоведческого материала. Учителю полезно будет составить картотеку публикаций в периодической печати, учитывая, разумеется, большую их мобильность.
Учителю правоведения, ведущему в школе, как правило, уроки истории, обществоведения, можно рекомендовать заранее спланировать применение иллюстраций и другого исторического материала, касающегося вопросов развития государства и права. Этот материал может быть использован в порядке реализации межпредметных связей па уроках правоведения, общей истории и истории России, обществоведения, литературы.
На уроках права целесообразно применять разнообразные технические средства обучения.
Решая вопросы правового воспитания в процессе учебной деятельности, учитель в каждом классе с учетом возраста воспитанников должен стремиться определить «центральный узел» воспитательных проблем учебного года. Такая постановка задачи важна и для самоконтроля учителем эффективности своих воспитательных усилий, их результативности. В работе с учениками от десяти до четырнадцати лет в первую очередь следует позаботиться о правильном формировании фундамента складывающегося юридического самосознания подростка, его представлений о своей право- и дееспособности. В этом возрасте уже четко и конкретно должно фиксироваться внимание подростков на уважении к закону. Привычка соблюдать нормы права и есть то, что называют в психологии «правильным типом поведения», вырабатывать который чрезвычайно важно с первого дня работы с детьми и подростками. Причем важно, чтобы это все воспринималось учащимися не как некая самоцель, а в органической связи с требованиями коллектива, в единстве задач формирования и воспитания самого коллектива учащихся.
Когда учащимся исполняется 14 - 15 лет эти задачи усложняются. Именно в этом возрасте подросток от самосознания своей личности активно переходит к самоутверждению. В случае если до этого возраста преобладающим фактором воспитания были нравственные представления, то теперь решительно усиливается значение правовых знаний. В старшей школе в глазах юношей и девушек усиливается значение юридических последствий их поступков, и учитель-правовед переносит центр тяжести правового воспитания с правовых знаний на их активное применение включая правоохранительную деятельность. Именно теперь формируется и осознанная активная правовая жизненная позиция.
Центральным звеном правового воспитания является воспитание их правильных правовых убеждений. В правовом воспитании роль убеждений особенно значительна в силу того, что убеждения определяют явные и тайные поступки людей.
Основой основ школьного воспитания является его близость к жизни. Расхождения с ней неизбежно оборачиваются тягостными последствиями в деле правового воспитания. Особое внимание следует уделить выработке правильных правовых представлений и убеждений учащегося на базе его самостоятельного суждения: нужно так направить мысль ученика, чтобы он сам пришел к правильному выводу, верной правовой оценке.
Необходимо формировать у подростков применительно к их возрасту не просто самостоятельные, но активные нравственные и правовые убеждения, вести работу с родителями вообще и прежде всего с родителями «трудных», запущенных в педагогическом отношении подростков. Дурному влиянию запущенных в педагогическом и правовом отношении подростков должны активно противостоять подростки с правильно сформированным правосознанием.
Общественная активность подростка, в том числе и правовая, формируется прежде всего как на основе положительных примеров окружающей жизни, так и на основе развития положительных черт его собственной личности
Одним из методов, призванных формировать самостоятельность правовых убеждений школьников, является внедрение в процесс преподавания элементов проблемного обучения. В качестве специфической формы проблемного обучения в школьном правоведении у старшеклассников можно выделить реферативный метод изучения отдельных вопросов законодательства с историческим анализом развития того шли иного правового института͵ юридической нормы.
Еще Я- А. Коменский писал, что для успешной организации взаимодействия всех сторон обучения и воспитания крайне важно отыскать: 1) твердо установленные цели, 2) средства, точно приспособлснпыс для достижения этих целей, и 3) твердые правила как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели.
Основной, главной формой осуществления учебной деятельности является урок по курсу «Правоведение». По этой причине представляется необходимым специально рассмотреть основные методы обучения, развития и воспитания учащихся, применяемые на уроках названного учебного курса.
Процесс обучения праву характеризуется прежде всего основными закономерностями всякого процесса обучения: он представляет собой сложное взаимодействие трех базовых элементов: деятельности учителя, деятельности ученика и содержания образования, определяемого программой курса и изучаемым материалом. Вся эта деятельность подчинена определенным целям и их достижение должно воплотиться в результатах, которыми служат усвоение учащимися учебного материала, определенной системы правовых знании и формирование правовых взглядов, навыков и убеждений, поведенческой позиции. Достижению этих целей и результатов служит определенная система методов, направляющих деятельность учителя и учащихся и обеспечивающих реализацию обучения и воспитания в соответствии с программой курса.
В процессе преподавания курса находят широкое применение все известные педагогике методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Реализация их происходит словесными, словесно-наглядными, наглядно-практическими средствами в разных формах их проявления (рассказ, работа с учебником, составление таблиц, применение технических средств и т. п.).
На уроках права педагог использует для достижения поставленных целей методы воспитания (убеждения, постановки перспективы, упражнения, требования, педагогического стимулирования, воспитания примером, развития самостоятельной деятельности учащихся.
В курсе достаточно широко изучается специфический правовой материал. Многие понятия, термиты, определения носят обобщающий характер, абстрактны и в этом плане достаточно сложны для усвоения на первом этапе правового обучения. Чтобы преодолеть эти трудности, целесообразно строить уроки с постепенным наращиванием сложности, обязательным повторением. Их структура включает последовательность этапов процесса обучения; а) определение уровня правовой осведомленности, т. е. того, как понят и усвоен предыдущий материал; б) сообщение новых знаний с повторением (актуализацией) опорных понятий, на базе которых усваиваются новые, более сложные положения. Правовые знания подаются в то же время с опорой на нравственные представления школьников, их первоначальный жизненный опыт. От частных примеров ученик подводится к усвоению того или иного правового понятия.
Сухое определение права, данное абстрактно, без опоры на жизненные ситуации, не вызывает познавательного интереса у 14-15-летних школьников. Следовательно, такой подход не будет стимулировать их внимание, познавательную активность, в которых заложены главные воспитательные возможности урока. Оставаясь непонятным до конца, абстрактное определение понятия права не будет усвоено и тем более осознано учениками. Преодоление этих трудностей достигается расчленением сложного общего понятия «право», охватывающего правовые системы разных эпох на его составные элементы с обстоятельным разбором каждого из них.При этом крайне важно опираться на знания учащихся, накопленные ими из курса истории, из литературы, печати, радио и телевизионных передач.
Начинатьследует с простейших, или, как их называют, «внешних», признаков понятия.
Педагогический опыт подтвердил эффективность применения в правовом просвещении и воспитании проблемных заданий. Построенные в виде жизненных ситуаций (в том числе и конфликтных), они могут способствовать лучшему уяснению сложных правовых понятий курса, сформировать определенный опыт творческой деятельности, без которой невозможно выработать активную жизненную позицию. В этом случае можно учитывать воспитательную направленность тех сюжетов, которые берутся в качестве конфликтных ситуаций, наличие важных теоретических выводов, сделанных в ходе их анализа, степень сложности, достоверности приведенных фактов.
Исследователи проблемного обучения выявили важные дидактические закономерности, которые крайне важно учитывать и при организации работы с проблемными, познавательными задачами в правовом обучении. Важной закономерностью здесь является крайне важность достижения системы в работе с проблемными задачами. Развитие у учащихся опыта творческой деятельности, теоретического мышления возможно только при включении их в решение доступных и значимых для тих проблем и проблемных задач, поэтапность их решения и т. п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правовые понятия школьниками будут усваиваться достаточно прочно при целенаправленной организации познавательной" деятельности, когда учащиеся соотносят одно понятие с другим и отличают их от друга.
Изучая «Правоведение», они овладевают определенными навыками и умениями (как общепедагогическими, так а специальными). Организуя воспроизведение осознанных операций и действий, лежащих в основе навыка на уроке (к примеру, самостоятельно записывать по ходу изложения учителем правовой материал), педагог формирует умения выделять главное, существенное. Наряду с умением выделять главное, существенное в правовом материале учащиеся учатся сравнивать и обобщать изучаемые факты.
Действия доказывания, составление тезисов, рефератов, сравнение того ли иного материала - это уже умения, творческие действия, в их основе лежит соответствующий навык, привычка постоянно стремиться к доказыванию своих мыслей, соблюдать определенные требования к отбору материала, написанию тезисов, рефератов и т. д. Прочность усвоения определенных умений и навыков тем больше, чем регулярнее организовано прямое отсроченное повторение содержания учебного материала.
Повторить, закрепить полученные на уроке знания помогают педагогу различные приемы. Это и меловой чертеж доски, таблицы, аппликации, работа с карточками, перфокартами, пректы и т. п. Повторяя изученный материал, педагог тренирует уже сформировавшиеся у школьников умения и навыки.
Сочетая различного рода задания с многообразными по форме беседами (фронтальной, эвристической, повторительно-обобщающей и др.), а также применяя логические задания, проблемные, познавательные вопросы, ситуации, требующие опоры на первоначальный жизненный опыт школьников, можно реализовать соответствующие методы обучения и воспитания, добиться осуществления цели правового воспитания.
В основе преподавания вопросов гражданского, трудового, административного, уголовного и других отраслей права лежит изучение конкретных законов и разбор правовых ситуаций. При этом с большинством тем названных отраслей права учащиеся встречаются впервые и не обладают личным опытом участия в соответствующих правоотношениях. Это способствует повышенному интересу учащихся прежде всего к вопросам трудового и уголовного права. Для правильного удовлетворения этого интереса важно начинать с изучения норм и юридических ситуаций, близких к жизненному опыту, доступному школьникам в семье и общественной жизни, и на этой базе формировать определенные навыки, убеждения и установки поведения школьников. Для этого важно выяснить, что они знают по теме занятий. По возможности педагог стремится при этом выявить источник искаженной информации о праве и пытается найти пути ее корректировки. Это может активно способствовать решению воспитательных задач курса, своевременному предупреждению или пресечению влияния неправильных правовых взглядов, выработке правовых убеждений и поведенческих позиций. Здесь чрезвычайно важен метод убеждения, доказательное противопоставлениенегативному влиянию активной позиции педагога при раскрытии вопросов темы той или иной отрасли законодательства.
Другая особенность, которую следует учитывать, состоит в том, что получаемая новая информация о праве как бы наслаивается на прежние знания, приводит к их синтезу, вызывает обновление. Новые правовые знания активно формируют более высокий уровень правосознания. При этом нейтрализуютсяили изменяются прежние представления о праве. По этой причине необходимо определить, в какой степени воспринимают правовую информацию школьники, как усваиваются ими нормы права. В соответствии с этим педагог находит методику индивидуального влияния на учащихся, учитывающую и общий уровень культуры, личные интересы к информации, организацию досуга, взаимоотношения в семье. Чрезвычайно важно знать психологические особенности подростков. Развитие речи, памяти, уровень и особенности мышления (практическое, образное или теоретическое), восприятия, тип характера - все это способствует выбору правильного метода воздействия на школьников как в индивидуальном, так и в коллективном плане.
В правовом обучении применяются в основном те приемы и методы, которые используют педагоги в преподавании других общественных дисциплин. Особенности их использования определяются прежде всего нравственно-воспитывающей ролью правовой информации. По этой причине достижение максимального единства целей и методов воспитания и обучения в процессе овладения основами права имеет определяющее значение для эффективности, результативности работы педагога на уроках курса. В подростковом возрасте чрезвычайно важно учитывать мнение коллектива, влияние его на поведение отдельного ученика, через коллектив формировать соответствующие правовые взгляды и убеждения.
Ощутимый воспитательный эффект дает сочетание при изучении отраслей права проблемных и практических заданий. Весьма эффективны в работе карточки с проблемными вопросами, программированного, закрытого анкетного типа.
Большой интерес вызывает работа с юридическими задачами, включающими различные проблемные и конфликтные ситуации. Особенность таких задач в отличие от задач, широко практикуемых в юридических вузах, состоит в том, что в школе необходимо не только знание элементарных правовых норм, но и подача их в нравственно-правовом аспекте, подчеркивая их воспитательную роль. Такие задачи могут выступать и как проверочные, и как поисковые.
Использование юридических задач при изучении вопросов права в курсе может быть разнообразным, многоплановым. Так, целесообразно уже при постановке проблемы, введении школьников в тему ставить сравнительно несложные задачи. Тем самым вызывается интерес к изучаемому материалу, желание глубже в нем разобраться. В то же время юридические задачи широко используются при повторении ранее изученного материала, закреплении знаний. Решение правовых задач способствует коллективному поиску ответа͵ отработке умений и навыков применить правовой материал в жизненных ситуациях, делать выводы, развивать правовое мышлению.
Организуя процесс изучения отдельных тем курса на уроке педагог использует такую форму, как урок с элементами семинарского занятия. В отличие от вузовского семинара в школе доклады, рефераты учащиеся делают при активном руководстве учителя на подготовительном этапе. Он рекомендует тему, литературу, план выступления. Выступления участников семинара дополняются обсуждением темы. Особенность этой формы занятий состоит в том, что на них резко возрастает активность самих учащихся. На разных этапах подготовки и проведения семинара у них появляется возможность проявить свои знания, включиться в разнообразные виды учебной деятельности (поиск литературы, отбор необходимых примеров, ситуации, рецензирование докладов, составление плана выступления, обдумывание и постановка вопросов и т. п.).
Применяя разнообразный комплекс приемов, педагог не только сможет добиться усвоения правового материала, но и сформировать у учащихся правовые убеждения, навыки и умения ориентироваться в правовой ситуации, тем самым подготовить себя к выполнению важных социальных задач в жизни.
В правовом воспитании значительную роль играет факультатив, который проводится со старшеклассниками. Факультативные занятия имеют свои особенности. В первую очередь, учащиеся, занимающиеся в факультативе, имеют уже правовую подготовку после изучения курса. Во-вторых, факультативные занятия носят добровольный характер как при организации факультативного курса в школе, так и при выборе темы. В-третьих, работа на факультативных занятиях носит не только просветительный характер, но и включает в себя участие в общественно-политической деятельности.
Цель факультативных занятий - углубление знаний, формирование правосознания и включение учащихся в активную правоохранительную деятельность.
Приступая к изучению темы на. занятии факультатива, педагог прежде всего выясняет, что уже известно слушателям, напоминает им вопросы, которые разбирались на уроках. Затем выдвигается на обсуждение (рассмотрение) проблема, в которой новизна, даже неожиданность ее формулировки пробудили бы интерес старшеклассников, подводили бы к новым, ранее неизвестным учащимся понятиям. В этой связи уместно использовать широкое обсуждение конкретных ситуаций, примеров из художественной литературы, кинофильмов, телевизионных передач, предложить задания для самостоятельной работы учащихся.
На втором этапе главное - выполнение полученных заданий, самостоятельная работа школьников, которая проходит под общим руководством учителя. Он консультирует, дает рекомендации, корректирует правильность получаемых результатов, рекомендует соответствующую литературу, законодательные акты.
На следующем этапе предполагается проведение итогового рассмотрения вопросов изучаемой темы. Оно может проходить по-разному. Здесь и заслушивание кратких сообщений с последующей дискуссией, подготовка рефератов и докладов, проведение олимпиад и викторин. Но при любом варианте сами учащиеся подводят итоги выполненной работы, намечают конкретные цели дальнейшей работы.
Широко применяются при проведении факультативов практикумы, к примеру выездные занятия в зале суда. На заключительном этане проводится итоговая конференция, выставка лучших работ членов факультатива, смотр знаний, конкурс творческих работ.
Важно также выявить результативность, эффективность работы факультатива. С этой целью целесообразно проведение небольших анкетных опросов, в ходе которых учащимся предлагается ответить на определенные правовые вопросы, прокомментировать их. Проведение простейшего анкетирования участников факультатива можно практиковать в самом начале занятий и после изучения курса. Это поможет выявить, как изменились их представления, сформировались ли прочные правовые убеждения в процессе изучения тем курса.
Правовое воспитание учащихся осуществляется также при изучении отдельных тем и вопросов по другим учебным дисциплинам.
В определенной мере завершает, венчает работу школы по формированию мировоззрения школьника курс обществоведения. В нем обобщаются знания учащихся об обществе, дается характеристика важнейших законов, их проявления в самых различных условиях жизни человека и общества. Таким образом происходит обобщение знаний, получаемых учениками на более высоком уровне, который мы условно назовем вторым уровнем обобщения.
В этих условиях важна координация, связь первого и второго уровня обобщения общественно-политических знаний и мировоззрения школьников. Необходимо стремиться к тому, чтобы курс обществоведения не дублировал, а дополнял, развивал полученные ранее знания и на новом уровне формировал обобщенное, теоретическое мышление, способствовал развитию самостоятельного творчества учащихся, их общественно-политических и правовых знаний и убеждений. Возможность такой координации опирается на общность целей обучения в средней школе. В старших классах синтез полученных гуманитарных знаний позволяет подвести учащихся на доступном для них уровне к пониманию закономерностей общественной жизни, выработать у них умения давать правильную оценку общественно-политическим, социально-правовым событиям, фактам. При этом каждый учебный предмет имеет свою специфику, составляет особую систему знаний, которые излагаются своим особым языком, в своеобразной логической взаимосвязи. А это позволяет достичь многостороннего освещения социально-политических явлений и закономерностей.
Для того чтобы действие межпредметных связей было эффективно, крайне важно знать формы их использования. Οʜᴎ существуют в виде связи предшествующей, сопутствующей и предваряющей. Первая форма связи имеет место, когда происходит обращение к учебному материалу, уже известному учащимся из смежных дисциплин (к примеру, экономической географии). Вторая предполагает совпадение по времени в изучении тем двух курсов. Третья форма, предваряющая, предполагает обращение к тем разделам знаний, систематическое изучение которых еще впереди.
Зная форму связей, преподаватель будет стремиться найти нужные приемы использования, уже сложившиеся в практике правового обучения в школе. К таким методическим приемам относятся:
Систематическое повторение к уроку усвоенного ранее вопроса не только из данного, по и из смежного курса (задания подготовительного повторения);
Привлечение ранее полученных знаний по другим предметам для анализа и обобщения изложенного на данном уроке;
Постановка познавательных задач, направленных на актуализацию материала, известного учащимся из других предметов;
Проведение комплексных, в том числе повторительно-обобщающих уроков, включающих материал из нескольких, близких по содержанию дисциплин;
Синтезирование знаний с помощью составляемых на ряде уроков тематических, сравнительных и синхронистических таблиц, таблиц, фиксирующих этапы в развитии изучаемого явления по смежным дисциплинам;
Организация на уроке самостоятельной работы учащихся с учебными пособиями по нескольким курсам одновременно в целях восстановления в памяти знаний, полученных в одном из курсов, и для более прочного и углубленного усвоения новых знаний в другом;
Проведение небольших письменных работ (на 15-20 минут), требующих восстановления знаний из пройденной программы, с последующим разбором учителем полученных ответов и вычленением при этом наиболее существенного.
Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную воспитательную роль. В комплексе с учебным пособием, литературой они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что углубляет процесс познания.
Лекция 5. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ.
Массовая, групповая, индивидуальная работа во внеклассной, внешкольной деятельности по правовому воспитанию складывается из просмотров, обсуждений кино- и телефильмов, экскурсий, читательских конференций, бесед, диспутов, устных журналов, игр, инсценировок, работы кружков, клубов, научных обществ и др. Эти формы правового воспитания имеют важнейшее воспитательное значение, решают задачи расширения правовых знаний школьников, накапливания нравственно-правового опыта͵ формирования навыков правомерного поведения, воспитания непримиримости к нарушениям законов и к антиобщественным поступкам.
Внеклассная, внешкольная работа предполагает крайне важность тщательного, осмотрительного отбора правовых фактов и явлений. Нельзя, к примеру, допускать неумеренного освещения одних негативных случаев, фактов совершения преступлений. Это может привести к неправильному восприятию школьниками общего положения дел в какой-либо сфере жизни советского общества, иногда вызывает желание подражать.
Закон регулирует самые различные области жизнедеятельности граждан, общества, государства. По этой причине для формирования системы правовых понятий должны быть раскрыты самые различные его компоненты. Чрезмерное внимайте к карающей функции закона может свести правовое воспитание к запугиванию школьников. Это серьезный педагогический просчет. Изучая вопросы права, школьники должны прежде всего убеждаться в глубокой нравственной обоснованности, целесообразности, гуманности законов, вырабатывать нетерпимость к правонарушителям, формировать правовую активность.
Нет сомнения, что в воспитательно-профилактических целях важно и нужно показывать высокий уровень научно-технического оснащения органов расследования, экспертных учреждений, доказывая тем самым невозможность уйти от наказания. Но при этом отнюдь не следует рекомендовать для чтения и обсуждения статьи книги, содержащие подробное описание методов, «техники» совершения преступления. Это может вызвать нездоровый интерес и оказать обратное, антипедагогическое воздействие, как бы «просветить» школьника в том, как можно скрыть следы преступления и уйти от наказания.
Эффективность внеклассной, внешкольной работы по правовому воспитанию зависит от целого ряда обстоятельств, в том числе и от четкого планирования. В раздел «Формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности» плана воспитательной работы классного руководителя включается и внеклассная, внешкольная деятельность, целесообразность которой исходит из конкретных условий и возможностей школы.
При разработке плана следует учитывать и основные требования к нему. Οʜᴎ состоят, во-первых, в обеспечении целенаправленности форм внеклассной, внешкольной работы, соответствующей задачам правового воспитания, сочетаемой с их разнообразием приемов (словесные приемы рассказа, чтения переплетаются с организацией практической деятельности учащихся).
Во-вторых, в опоре на интерес детей. Важно знать, чем ребята увлекаются, интересуются, и учесть это в плане, подводя их к тому, что они должны полюбить, чем заинтересоваться.
В-третьих, в обеспечении преемственности и последовательности: каждое последующее мероприятие является продолжением предыдущего, усиливает его.
В-четвертых, нужно обеспечивать обоснованность плана, соответствие форм и методов работы возрастным особенностям детей, степени развития коллектива. К примеру, изучение правил дорожного движения в игровой форме может вызвать интерес у учащихся IV-V классов и соответственно живо воспринимается ими. Старшеклассники же встретят эту тему просто равнодушно. Но если связать ее с изучением вождения автомобиля, то можно добиться значительных воспитательных результатов.
Наконец, крайне важно обеспечить согласованность в планировании. Прежде чем приступить к составлению плана работы в классе, крайне важно ознакомиться с общешкольным планом Важно согласовать план с учителями-предметниками, работающими в классе. Конкретность плана связана с его реальностью, и она требует четкой формулировки воспитательных задач, строгого и точного определения лиц, ответственных за мероприятие, сроки его исполнения.
Конкретность и реальность плана должна быть отражена в его оформлении.
Учащихся старших классов привлекают творческое начало, научный поиск, крайне важность напряженной работы мысли. В правовом кружке для старшеклассников можно организовать исследовательскую работу.
Организуется исследовательская работа правового кружка обычно в такой последовательности: выбор темы; составление плана работы по теме;
Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.
Правовое воспитание - это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Цель правового воспитания -
выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей;
обладание необходимыми правовыми знаниями;
утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства;
нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка;
совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.
Основная задача правового воспитания - привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.
Составляющие правового воспитания - правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства - т.е. фактически применение полученных знаний на практике.
Правовые компетентности обучающихся :
Выпускник школы должен знать:
1) Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
2) Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3) Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система.
Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
4) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 15Э9-КЗ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
5) Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Выпускник школы должен уметь:
1) отстаивать свои права, не забывая о правах других;
2) поддерживать правосознание и порядок для себя и для других;
3) правильно применять в повседневной жизни положения законов РФ, региональных законодательных актов.
Правовое воспитание - это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Содержание правового воспитания несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для обучающихся, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. Формы и методы правового воспитания обучающихся:
Классные часы (в школе разрабатывается система обязательных классных часов);
Уроки;
Факультативы;
Лекции, семинары;
Рефераты по правовой тематике;
Социальные проекты;
Экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалам;
Правовые беседы;
Использование кино, телевидения;
Вечера встреч и тематические вечера;
Вечера вопросов и ответов;
Диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема;
Обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним;
Наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи);
Правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию);
Оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и республики;
Издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;
Проведение конкурсов по правовой тематике;
Совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей в асоциальных семьях);
Встречи с работниками прокуратуры, ОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя;
Неделя права;
Индивидуальная работа
Способы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один-два классных часа в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей разрабатывается цикл лекций по правовой тематике.
Примерное распределение по темам и видам занятий в соответствии с возрастными особенностями школьников
Начальная школа
1 класс
ТЕМА 1. Знакомство с правилами школьной жизни.
ТЕМА 2. Правила общения.
ТЕМА 3. Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина...)
ТЕМА 4. Правила личной безопасности. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
2 класс
ТЕМА 5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
ТЕМА 6. Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе). Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 7. Государственная символика.
ТЕМА 8. Основные обязанности и права ученика.
3 класс
ТЕМА 9. Устав школы.
ТЕМА 10. Что такое закон? Главный закон страны.
ТЕМА 11. Я - гражданин России.
ТЕМА 12. Гражданин и обыватель. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-К3.
4 класс
ТЕМА 13. Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
ТЕМА 14. Как государство может защитить права ребенка?
ТЕМА 15. Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»
ТЕМА 16. Человек в обществе (Зависимость человека от общества). Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
Основная школа
5 класс
ТЕМА 1. Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе). Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 2. Равенство прав людей от рождения.
ТЕМА 3. Ответственность. Мораль и законы.
ТЕМА 5. Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
ТЕМА 6. Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
6 класс
ТЕМА 7. Правовое государство (Понятие правового государства)
ТЕМА 8. Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
ТЕМА 9. Права человека и порядок в обществе. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 10. За что ставят на учет в милицию?
ТЕМА 11. Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
ТЕМА 12. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
7 класс
ТЕМА 13. Конституция - основной закон государства.
ТЕМА 14. Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление)
ТЕМА 15. Административная и уголовная ответственность. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-K3.
ТЕМА 16. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония.
ТЕМА 17. Моя ответственность за дисциплину в школе
ТЕМА 18. Викторина «Уроки Фемиды».
8 класс
ТЕМА 19. Уголовное право Преступление.
ТЕМА 20. Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 21. Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
ТЕМА 22. Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?)
ТЕМА 23. Я и дисциплина в школе.
ТЕМА 24. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
9 класс
ТЕМА 24. Я - гражданин России с точки зрения права.
ТЕМА 25. Трудовое право
ТЕМА 26. Гражданское право
ТЕМА 27. Уголовное право (Ответственность за преступления)
ТЕМА 28. Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?». Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 29. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе
ТЕМА 30. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
10 класс
ТЕМА 31. Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина России)
ТЕМА 32. Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право)
ТЕМА 33. Круглый стол «Суицид среди подростков»
ТЕМА 34. Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм). Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 35. Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»
ТЕМА 36. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
11 класс
ТЕМА 37. Трудовой кодекс РФ (Прием на работу, учебу)
ТЕМА 38. Гражданин России (Права и обязанности)
ТЕМА 39. Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»
ТЕМА 40. Дискуссия «Твоя воинская обязанность»
ТЕМА 41. Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе и общественных местах. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
ТЕМА 42. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Примерные темы лекций для родителей
1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
2 класс. Воспитание ненасилием в семье
3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5 класс. За что ставят на учет в милицию? Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
6 класс. Свободное время - для души и с пользой. Чем занят ваш ребенок?
7 класс. Как уберечь подростка от насилия?
8 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
9 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки
10 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ.
11 класс. Закон и ответственность
Приоритетные ценностные ориентиры в правовом воспитании:
1. Ученик как личность - в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.
2. Честь и Достоинство - как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
3. Личное и Общественное благо-как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни школьника личностного и коллективистского начал.
4. Созидание - как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся на гражданско-правовой грамоте, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.
5. Свобода и Ответственность, право выбора - как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в школе демократического уклада жизни.
6. Развитие - как основной смысл деятельности педагогического коллектива, способствующее развитию творческой индивидуальности школьника. Доклад уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.
Этим вопросом занимается гражданско правовое воспитание школьников. На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед педагоги постепенно формируют у своих учеников гражданскую позицию. Начинать подобную работу можно уже в начальной школе, причем воспитание младших школьников можно скорее назвать нравственно правовым. Немалая роль в этом процессе принадлежит институту семьи. Именно родители должны объяснять своим малышам прописные истины, прививать им определенные духовные ценности. Детям 7-10 лет можно рассказать, что:
- они живут в стране, где каждый человек является таким же, как и они, гражданином;
- все люди равноправны, то есть равны перед законом;
- законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех;
- если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность;
Гражданско правовое воспитание младших школьников – первая и очень важная ступень формирования гражданского самосознания. Без понимания перечисленных выше основ невозможен переход на более высокий уровень осознания себя как гражданина своего государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Школьник должен понимать, что он несет за свои действия ответственность перед собой, обществом и государством.
Правовое воспитание старших школьников должно включать в себя следующие мероприятия:
- изучение основного закона государства – Конституции;
- знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
- ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
- проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.
Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.
Гражданско правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности.
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Данная методическая разработка направлена на правовое воспитание школьников в дополнительном образовании и предназначена для использования на занятиях педагогами дополнительного образования, а также классными руководителями общеобразовательных школ для обучающихся 5-7 классов.
Предлагаемый методический материал представляет собой занятие в рамках воспитательной подпрограммы по профилактики правонарушений безнадзорности среди несовершеннолетних в учебном объединении
Данная разработка составлена с применением интерактивной формы обучения.
1. Цель: Дать более глубокие по сравнению с основной школой знания в теме право и мораль.
Задачи:
1. Научить различать признаки права и морали.
2. Сформировать правовое мировоззрение воспитанников.
3. Воспитать правильную правовую позицию школьников.
Актуальность: Присутствие слабой системы правового воспитания школьников, самым отрицательным образом сказывается на повышение преступлений совершаемых несовершеннолетними подростками. Я считаю актуальной всемерную активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников. Сегодня основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных (интерактивных) методик или диалоговых методов обучения. Работая в группах, позволяет воспитанникам учиться размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, получают навык устного выступления, развивают умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Новизна: предложенный Материал изложен в игровой форме в виде сказки в доступной форме для данного возраста.
При разработке данного материала были использованы информационные технологии.
Результат:
1. Умение различать признаки права и морали.
2. Умение формировать свое мнение по сложившимся обстоятельствам.
3. Умение работать в группах сообща анализируя сложившиеся обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения.
1. При подготовке к правовому занятию педагог строго подбирает учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Контакт с первоначальной информацией лучше проводить интерактивной формой обучения. 2. В начале занятия учебная группа разбивается на две команды(2-3мин). Вместе с воспитанниками систематизируем понятия по сферам право и мораль: право, правопорядок, справедливость, договор, зло, свобода совести Воспитанникам предлагается правовая сказка «Путешествие по галактике». Оформляя в форме «коллажа» воспитанники должны придумать истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон». Время работы 20-30 минут. Педагогу важно следить за работой детей и корректировать их действия. Далее на обсуждение выноситься то, что было неверно сказано, представлено. Сообща учащиеся «отсеивают» первоначально ложную информацию о праве и углубляют представление об этом понятии
Реквизиты для проведения: иллюстрации, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, интерактивная доска.
Ведущий: здравствуйте, уважаемые друзья! С момента появления на Земле людей возник главный вопрос: что разрешено, а что - нет? Поэтому со временем появились декларации прав человека, конституция и другие законодательные акты. В законах всегда четко прослеживаются права человека. А какие вы знаете права? (если дети не справляются можно воспользоваться наводящими вопросами
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка из одноимённой сказки, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка».)
2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка-путешественница)
3. Когда Буратино продал азбуку, каким правом он не воспользовался? (Правом на бесплатное образование.)
4. Какое право Буратино нарушили кот Базилио и лиса Алиса, когда отняли у героя деньги? (Право на неприкосновенность имущества.)
5. Какое право нарушили полицейские, ворвавшиеся в каморку Папы Карло? (Право на неприкосновенность)
6. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок».)
7. Кто и в какой сказке держал кукол в рабстве, тем самым, нарушая право на свободу и свободный труд? (Карабас- Барабас из сказки А.П. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Из зала: право на жизнь, право на образование и т.д.
Ведущий: Молодцы!!! Хорошо! А теперь скажите, какие моральные признаки могут быть у законов дающие нам права. Например: закон на право жизни…
Из зала: добро, справедливость, правильность.
Ведущий:
теперь я вам
предлагаю
разделить понятия по сферам право и мораль: право, правопорядок,
справедливость, договор, зло, свобода совести(используя интерактивную доску
встроить понятия в таблицу)
Ведущий: Замечательно теперь я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать истории о трех планетах, где «все можно», где «все нельзя», где «есть право и закон». Каждая из команд возьмите ватман и фломастеры цветную бумагу, ножницы и с их помощью нарисуйте три планеты продумав как каждая планета будет выглядеть а также придумайте истории связанные с каждой из планет.
Во время выполнения задания ведущий помогает детям найти положительные и отрицательные черты создаваемых планет.
Ведущий: Скажите ребята а на планете где не чего нельзя можно получать образование? А веселиться, играть? Можно ли жить, дышать и вообще существовать.!?
Из зала: Нет!
Ведущий: Можно ли жить, веселиться, играть!? убивать животных и все живое? Красть, обижать, обзывать?! Как вы думаете хорошо это или плохо когда все можно!?
Из зала: Плохо!
Ведущий: Замечательно! А на планете как наша где есть право и закон можно играть, учиться, гулять!?
Из зала: Да!
Ведущий: А убивать, красть, обманывать обижать!?
Из зала: Нет!
Ведущий: Хорошо! Давайте посмотрим, что у вас получилось! Скажите пожалуйста ребята на какой из планет вы бы хотели жить и почему???
Из зала: на планете где есть право и закон!
Ведущий: Я с вами полностью согласна и с удовольствием поселилась бы на ваши планеты, где есть право и закон! Вы теперь понимаете что без прав закона нам существовать нельзя!?
Из зала: Да!
Ведущий: Ребята так давайте всегда чтить и соблюдать закон!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Литература
1. Государственные образовательные стандарты общего образования
http :// www . edy . ru / db / portal / obschee / index . htm
2. Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи // Основы государства и права. 1999. N 6. с. 55
4. Кон И.С. Методика преподавания правоведения современной школе. М., 2007