Правосубъектность юридического лица прекращается с момента. Правоспособность юридического лица прекращается в момент

По мнению исследователей, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент возникновения самого юридического лица Суханов Е.А. Указ. соч. Гл. 7; и др.. Поскольку правоспособность и дееспособность юридического лица неразрывно связаны, возникают и прекращаются одновременно, то различие между ними лишается смысла Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. К.К. Яичков. М., 1966. С. 81.. Действительно, по российскому гражданскому праву юридические лица приобретают свою правоспособность и дееспособность одновременно, в момент государственной регистрации. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Это означает, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

С точки зрения цивилистической теории все не так однозначно. По законодательству ФРГ, Финляндии момент возникновения правоспособности и момент возникновения дееспособности юридического лица могут не совпадать во времени. В ФРГ общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются ограниченно правоспособными с момента государственной регистрации предварительного общества и становятся дееспособными с момента их регистрации в качестве юридических лиц Козлова Н.В. Указ. соч. С. 59 - 60.. Аналогичная ситуация наблюдается в Финляндии Козлова Н.В. Указ. соч. С. 68..

1) сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;

2) способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;

3) деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК РФ) Веберс Я.Р. Указ. соч. С. 116 - 182; Корнеев С.М. Указ. соч. С. 124; и др..

Иногда в качестве элемента содержания дееспособности указывают на возможность защиты данного субъективного права от нарушений.

Как пишет Я.Р. Веберс, дееспособность означает способность к осуществлению правоспособности собственными действиями в широком смысле слова, т.е. способность не только к приобретению конкретных субъективных прав и обязанностей, но также к их осуществлению. Поскольку право на защиту является одним из правомочий материального права, дееспособность охватывает и способность к защите права Веберс Я.Р. Указ. соч. С. 129, 207 - 221..

По мнению С.М. Корнеева, возможность защиты от нарушений характерна для любого субъективного права и не может индивидуализировать содержание дееспособности Корнеев С.М. Указ. соч. С. 124..

В отличие от граждан, дееспособность которых зависит от возраста, состояния здоровья и других факторов (ст. ст. 26, 28, 30 ГК РФ), все юридические лица, невзирая на различия в характере и объеме их правоспособности, по общему правилу имеют равную дееспособность.

Ограничение дееспособности юридического лица. Некоторые авторы полагают, что юридическое лицо не может иметь неполную дееспособность, его нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным Плотников В.А. Неосторожность как форма вины в гражданском праве: Дис... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 65..

В настоящее время дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ) Семина А.Н. Правоспособность и дееспособность юридического должника в ходе процедур банкротства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10 - 14..

Согласно п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с последующ. изм. и доп.) СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 1 авг. 2012 г. (далее - Закон о банкротстве) на стадии наблюдения сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника, органы управления юридического лица - должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Нет сомнений, что нормы п. 2 ст. 295, ст. ст. 296, 297 ГК РФ, а также Закона о государственных предприятиях, ограничивающие право государственных (муниципальных) унитарных предприятий и федеральных (муниципальных) казенных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, есть не что иное, как ограничение их дееспособности.

Достаточно указать, что согласно п. 2 ст. 18 Закона о государственных предприятиях государственное или муниципальное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о государственных предприятиях).

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Более того, уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (п. 4 ст. 18 Закона о государственных предприятиях).

Содержание дееспособности федеральных (муниципальных) казенных предприятий, обладающих имуществом на праве оперативного управления, является еще более узким. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о государственных предприятиях федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п. 2 ст. 19 Закона о государственных предприятиях).

Практически полное исключение правомочия распоряжения для учреждения, имеющего имущество на праве оперативного управления (ст. 298 ГК РФ), является существенным ограничением его дееспособности Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения по российскому гражданскому праву: Дис... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 100 - 122..

Прекращение дееспособности юридического лица. Юридическое лицо нельзя признать недееспособным, как это возможно в отношении гражданина (ст. 29 ГК РФ). Вместе с тем согласно норме п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления полномочия руководителя должника прекращаются. Как отмечают некоторые авторы, это означает фактическое прекращение правоспособности юридического лица Рухтин С. Правоспособность несостоятельного юридического лица // Российская юстиция. 2001. №7. С. 26 - 27..

Представляется, что введение внешнего управления означает лишение юридического лица дееспособности. Правоспособность должника сохраняется, хотя и в усеченном виде, поскольку он по-прежнему может обладать гражданскими правами и обязанностями (право собственности и пр.), однако не может приобретать и осуществлять их своими действиями. Думается, что правоспособность любого юридического лица прекращается, согласно п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК РФ, с момента внесения записи о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, на разных этапах существования юридического лица его правоспособность и дееспособность могут расширяться, сужаться, видоизменяться в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица обладают общей и специальной правоспособностью. Общая правоспособность - возможность юридического лица иметь любые права и обязанности, которые необходимы для любого вида деятельности (коммерческие организации) Общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (в момент его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц).). Специальная правоспособность – возможность юридического лица иметь только такие права и обязанности, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учеред. документах; специальной правоспособностью обладают некоммерческие организации и государственные унитарные муниципальные предприятия. Специальная правоспособность юридического лица возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Правоспособность возникает с момента его создания , т.е. с момента его регистрации в едином государственном реестре и прекращается с момента его исключения. (Для юридического лица правоспособность и дееспособность прекращается и возникает одновременно.)

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - способность юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; Д.ю.л. возникает с момента его государственной регистрации. Юр.лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие согласно законодательству и учредительным документам.

14.Органы юридического лица. Юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Под органом юридического лица следует понимать лицо (группу лиц), которое вырабатывает, формулирует и выражает его волю. По способу приобретения полномочий органы могут быть подразделены на выборные (в корпоративных организациях с несколькими участниками) и назначаемые (в организациях с одним учредителем). Порядок назначения или избрания органов, их компетенция определяются законом и учредительными документами Участники юридического лица вправе выступать от его имени на основании доверенности, которая подтверждает их полномочия. Однако в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может действовать непосредственно через своих участников. (Именно такой порядок ведения дел установлен для полных товарищей в полных товариществах (п. 1 ст. 72 ГК РФ) и товариществах на вере (п. 2 ст. 82 ГК РФ).

Орган, выступающий от имени юридического лица в силу закона или учредительных документов, должен действовать в его интересах, добросовестно и разумно, не выходя за пределы своих полномочий (п. 2 ст. 53 ГК РФ). Он обязан, если иное непредусмотрено законом или договором, возместить (по требованию учредителей) убытки, причиненным юридическому лицу (п. 3 ст. 53) Предполагается, что имущественная ответственность может наступить только при наличии вины органов (участников) юридического лица.

15. Филиалы и представительства юридического лица- территориально обособленные структурные подразделения. Если представительство реализует интересы юридического лица и обеспечивает их защиту вне места его нахождения, то филиал осуществляет все его производственные и иные функции (их часть), в том числе представительские филиалы организаций, имеющих специальную правоспособность (некоммерческие организации, унитарные предприятия и т. д.) вправе заниматься только тем, что соответствует целям деятельности, установленным в учредительных документах этих организаций . Соответственно филиалы коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов) вправе заниматься любыми видами деятельности, если отсутствуют ограничения в учредительных документах. Филиалам не придается статус юридического лица. Имущество, которым их наделяет создавшее юридическое лицо, может находиться только на отдельном балансе - составной части самостоятельного баланса юридического лица. Филиалы указываются в учредительных документах этого лица и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители этих структурных подразделений назначаются юридическим лицом и выступают от его имени на основании доверенности.

Будучи полноценным участником гражданского взаимодействия, организация всегда наделяется дееспособностью и правоспособностью. Тем не менее данные качества имеют существенные отличия от подобных характеристик, которые в полной мере признаются законом за физическими лицами. С какого момента возникает правоспособность юридического лица, и какие же особенности влечет за собой соответствующий процесс?

Понятие дееспособности организации

Гражданское право РФ определяет дееспособность организации как ее способность быть наделенной правами гражданского характера и исполнять соответствующие обязанности (в том числе и ответственность) посредством конкретных действий.

Государственный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что юридическое лицо наделяется гражданскими правами и обязанностями через конкретные органы, осуществляющие свой вид деятельности, руководствуясь законодательством и учредительной документацией. Порядок избрания данных органов определяется также законодательным образом или же посредством учредительных документов.

Следует отметить, что организация может быть наделена правами и обязанностями и через участников, которые непременно действуют добросовестно и грамотно. Дееспособность (правоспособность) юридического лица возникает с момента его регистрации. Данный фактор является важнейшей отличительной чертой организаций от физических лиц (касательно рассматриваемого аспекта).

Понятие правоспособности организации

Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть наделенным конкретными правами и обязанностями гражданского характера, которые нужны ему для развития любой деятельности, не противоречащей закону.

Необходимо отметить, что юридического лица возникает с момента его формирования или же после приобретения специального документа (лицензии). Другими словами, сразу же после регистрации организация наделяется абсолютной правоспособностью. В случае если по каким-то причинам организация исключается из единого реестра государства или же период действия лицензии истекает, это говорит о прекращении правоспособности данной организации.

Необходимо отметить, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает также с момента регистрации в государственных органах. Она наделена двойственным характером. Таким образом, она бывает общей (другое название - универсальной) или же специальной (ограниченной). Эти понятия подробно рассматриваются далее.

Возникновение дееспособности и правоспособности организации

Дееспособность, так же как и правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в соответствующем органе или же после регистрации устава. По сути, это и служит основной их отличительной чертой от правоспособности и дееспособности физического лица.

Важно отметить, что в литературе зачастую используется понятие «право-дееспособность» организации. Несложно догадаться, что появилось оно именно по причине одновременного возникновения каждого из элементов данной совокупности. Это положение в полной мере подтверждается пунктом 3 статьи 49 и пунктом 2 Государственного Кодекса.

Как известно, дееспособность в отношении физических лиц возникает строго в соответствии с достижением конкретного возраста, нередко она зависит и от состояния здоровья гражданина. А вот для юридических лиц различие представленных категорий, как правило, абсолютно не имеет значения.

Разновидности правоспособности юридических лиц

Как выяснилось в предыдущих главах, правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в соответствующем органе (или же после регистрации устава). Важным аспектом данного вопроса является наличие определенной классификации, которая подразумевает выделение общей и ограниченной правоспособности. Первую зачастую называют универсальной. Она дает юридическим лицам полезную возможность, заключающуюся в осуществлении абсолютно всех видов деятельности, не запрещенных законодательными актами. Необходимо отметить, что в данном случае в учредительных документах той или иной организации не должно содержаться исчерпывающего списка разновидностей деятельности, которые она вправе реализовывать. Другими словами, ЮЛ может осуществлять абсолютно любую деятельность, не запрещенную законодательными актами.

Специальная правоспособность организации

Ограниченная (специальная) правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации, но таковой наделены лишь те организации, для которых данная правоспособность установлена посредством законодательных актов или же учредительной документации. Основным отличием этого вида правоспособности является возможность осуществления юридическим лицом лишь строго определенной деятельности. Важными факторами здесь являются общественное разделение труда и цели, которые вышестоящие органы предписывают конкретному юридическому лицу.

Система управления хозяйственной деятельностью и принцип правоспособности

Общая или специальная правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации и строго зависит от системы управления хозяйственными процессами. Принцип специального определяет, как правило, централизованную систему управления хозяйственной деятельностью.

Важно отметить, что при рыночном типе экономики, присущем немалому количеству стран мира, мощная регламентация правоспособности организации как исключительно специальной никаким образом не соответствует требованиям инновационного механизма хозяйствования. Именно по этой причине юридическое лицо может продвигать любой вид деятельности, который не входит в противоречие с его уставными задачами (целями). Кроме того, он не должен быть запрещен законом, что само собой разумеется.

Исключения

Существуют и конкретные виды деятельности (их перечень устанавливается законодательным образом), которыми могут заниматься ЮЛ при условии наличия у них специального разрешения, именуемого лицензией. Соответственно, можно сделать вывод о том, что правоспособность организации в любом случае наделена целевым характером, а предусмотренные в его уставе цели деятельности, как правило, бывают самыми разнообразными. К примеру, рядом с исключительно производственными могут стоять внешнеторговые или же научно-исследовательские цели деятельности.

Столь широкие возможности предоставляются товариществам и обществам хозяйственного типа, кооперативам, а также иным организациям, наделенным коммерческими характеристиками. Кроме того, собственник имущественных прав или же уполномоченное им лицо может разрешить осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности собственному учреждению, имеющему характеристики некоммерческого.

Иной аспект вопроса говорит о том, что непосредственно законодательные акты существенно ограничивают возможности ряда организаций в плане хозяйствования. Примером этому может служить предпринимательская деятельность определенных общественных объединений (политических партий).

Лицензирование деятельности организаций

Как отмечалось выше, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его регистрации или же после получения определенного разрешающего документа, именуемого лицензией. Он может быть представлен в соответствующий орган как в бумажном, так и в электронном виде.

Данный вид документации говорит о том, что то или иное юридическое лицо полностью соответствует лицензионным требованиям для определенного характера деятельности, которые были установлены законодательным образом. Среди таких требований важнейшими являются следующие:

  • Наличие у конкретной организации зданий, помещений, оборудования и так далее.
  • Наличие сотрудников, имеющих необходимую для осуществления конкретного характера деятельности квалификацию.
  • Наличие системы контроля над производственными процессами и так далее.

Органы и представители юридического лица

Как выяснилось выше, правоспособность юридического лица возникает в момент его формирования, которое приурочено к регистрации посредством государственных органов (пункт 3 статьи 49 и пункт 2 статьи 51 ГК). Но для полноценного участия в гражданском обороте любая организация должна быть наделена не только право-, но и дееспособностью. Таким образом, собственными действиями она вправе получать, формировать, осуществлять и, конечно же, исполнять необходимые права и обязанности.

Именно поэтому целесообразным будет введение такого термина, как орган юридического лица (отдельное лицо - орган единоличного характера, или же группа лиц - орган коллегиального характера), который представляет интересы той или иной организации по поводу отношений с иными субъектами, вовлеченными в хозяйственный процесс и имеющими определенные права. Важно отметить, что данный орган не обладает специальными полномочиями, то есть процесс происходит без доверенности.

Правоспособность юридических лиц.

Признание организации юридическим лицом свидетельствует о наличии у неё гражданской правоспособности, то есть способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

К важнейшим имущественным правам юридических лиц относится право собственности, а также имущественные права и обязанности, возникающие из многочисленных гражданско-правовых договоров. Среди неимущественных прав следует назвать право на своё фирменное название, товарный знак.

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания, то есть с даты государственной регистрации, и прекращается в момент ликвидации, то есть с даты исключения из единого государственного реестра.

Необходимо отметить три следующих особенности правоспособности юридических лиц в отличие от физических лиц:

  • 1. Для юридических лиц главным является правоспособность, в то время как для физического лица - дееспособность, которая наступает с определённого возраста.
  • 2. Правоспособность и дееспособность юридического лица приобретает одновременно, то есть с момента его государственной регистрации.
  • 3. Различают два вида правоспособности у юридических лиц: общую, то есть оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом; специальную, то есть прямо предусмотренную учредительными документами (п.1 ст.49 ГК).

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

До принятия гражданского кодекса в 1995 году в законодательстве была закреплена только лишь специальная правоспособность, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений и предполагало наделение организации только теми гражданскими правами и возложение на неё только тех обязанностей, которые соответствовали целям деятельности, закреплённым в её уставе. Сделки же совершённые юридическими лицами в противоречии с такими целями, считались недействительными.

Новый ГК наделил коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (банки, страховые организации и др.), общей правоспособностью.

Анализ ст.49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остаётся специальная правоспособность. Универсальная (общая) же правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправдано, но и необходимо.

Объём правоспособности юридического лица определяется не только её общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Соответственно, право юридического лица осуществлять лицензируемую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в неё срок, а прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом. Сделки, совершённые юридическим лицом до государственной регистрации или получения лицензии либо после ликвидации юридического лица или истечения срока действия лицензии, могут быть признаны недействительными (ст.173 ГК).

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельн6ости.

Дееспособность юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретённых прав и выполнению обязанностей.

Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей - прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст.53 ГК именно через свои органы юридического лица приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.д.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причём они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.

Ст.174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленными учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретённых органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключённых договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несёт ответственность (ст.402 ГК).

Орган юридического лица -- лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юридического лица либо решением иного уполномоченного на то органа юридического лица наделены определенными полномочиями в отношении юридического лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Органы управления

  • - Общее собрание
  • - рабочие органы: Счётная комиссия
  • - Совет директоров
  • - рабочие органы: Комитеты совета директоров (напр., комитет по аудиту)
  • - Коллегиальный исполнительный орган
  • - Единоличный исполнительный орган
  • - рабочие органы: Консультативный совет и др.

Органы контроля

Задача

Мебельные предприятия города решили в целях координации их предпринимательской деятельности создать союз мебельных предприятий. В учредительном договоре союза предусматривалось, что входящие в объединения предприятия теряют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица, которым выступает союз в целом.

Соответствует ли данное условие законодательству?

Исходя из условия задачи и на основании статьи 121. (Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)) пункта 3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Данное условие договора не соответствует законодательству.

Правоспособность юридического лица - способность юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (общая правоспособность ). Соответственно, некоммерческие организации, унитарные предприятия и иные виды юридических лиц, указанные в законе, могут заниматься только той деятельностью, которая им разрешена законом и учредительными документами (специальная правоспособность ). На занятие некоторыми видами деятельности (перечень которых определяется законом) необходимо получить лицензию. Юридическое лицо ограничивается в правах лишь в случае и в порядке, предусмотренных законом. Решение, ограничивающее его права, может быть обжаловано в суд. Правоспособность юр. лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Правосубъектность ЮЛ – возникает в момент создания – внесения в реестр и присвоения номера.

Лицензирование видов деятельности - выдача специального разрешения организациям на право заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых установлен нормативными документами. Согласно Конституции РФ осуществление прав и свобод человека (в частности, занятие предпринимательской и иной экономической деятельностью) не должно нарушать права и свободы других лиц. ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности от 25 сентября 1998 г.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В ГК РФ юридические лица классифицируются по трем основным правовым формам.

I. На праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества. Юридические лица подразделяются на три группы:

1. юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственное товарищество и общество, производственные и потребительские кооперативы)

2. юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности (вещное право) (государственные и муниципальные предприятия)

3. юридические лица, в отношении которых их участники (учредители) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных) (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы)

II. На праве экономической деятельности юридических лиц. В зависимости от цели деятельности юридические лица подразделяются на две категории:

1. коммерческие - цель деятельности – получение прибыли

2. некоммерческие - не ставят своей целью получение прибыли от своей деятельности

III. На организационно-правовой форме. В соответствии с ГК РФ по организационно-правовой форме можно классифицировать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, следующим образом:

1) хозяйственные товарищества: а) полные товарищества, б) товарищества на вере (коммандитные товарищества)

2) хозяйственные общества: а) с ограниченной ответственностью, б) с дополнительной ответственностью, в) акционерные (открытого и закрытого типов)

3) унитарные предприятия: а) на праве хозяйственного ведения, б) на праве оперативного управления

4) производственные кооперативы (артели)