Основания для включения в реестр требований кредиторов. Как доказать наличие вклада для включения в реестр

Несвоевременное включение военнослужащего в реестр участников НИС приводит к потере денежных средств, предназначенных для жилищного обеспечения.

Не вовремя включили в реестр - денег получишь меньше! Это должен знать и осознавать каждый участник НИС.

Включение в реестр участников военной ипотеки

Для того, чтобы понять, почему военнослужащие, включенные в реестр с одинаковой датой возникновения основания, необходимо понимать, как именно проходит включение в программу, открытие именного счёта и зачисление денег на счёт. Незнание принципов включения в систему приводит в лучшем случае к недопониманию военной ипотеки, в худшем - к потере накоплений, а, следовательно, к ухудшению жилищных условий.

Материалы по теме

Разберемся в особенностях включения в систему военной ипотеки

Первое и самое важное - происходит при наличии у военнослужащего определенных оснований, предусмотренных нормативно-правовой базой по НИС. Всего на сегодняшний день в НИС существует несколько оснований для включения в систему. Основание для включения в реестр - это обстоятельство, возникшее при определенных условиях, например, военнослужащий получил воинское звание или заключил определенный контракт.

В зависимости от оснований существует 17 категорий участников системы, которые делятся на обязательные (10 категорий) и добровольные (семь категорий) .

Обязательная категория участников НИС

Обязательные категории включаются в реестр с даты наступления определенного события. Присвоили звание, вступил определенный контракт в силу или достиг определенной выслуги - значит, обязаны включить в реестр.

Допустим, присвоено выпускнику ВВУЗа звание лейтенант 25 июня, значит, его обязаны включить в НИС именно 25-ым июнем и открыть именной счёт. Но это в идеале. На практике, к сожалению, нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда про кого-то «забывают». Немаловажную роль играет человеческий фактор.

«Мы с сослуживцем выпускались из ВВУЗа (прим. - по просьбе участника НИС наименование учебного заведения удалено) в 2014 году. Вместе учились, по распределению попали в один гарнизон, теперь служим вместе. Ещё во время учёбы нам рассказывали о НИС в радужных тонах. Все курсанты знали, что когда будут выпускаться, всех включат в программу «автоматом», ничего никуда писать не нужно будет. В теории НИС действительно казалась замечательной программой, хочешь, купи квартиру и живи в ней, не хочешь, не покупай.

В 2014-ом нас должны были включить в программу, а значит, в этом году я уже мог бы купить себе квартиру, т.к. жить с молодой семьёй в общаге не очень хочется, хочется приходить домой и чувствовать себя полноценным человеком. В начале этого года обратился в части к человеку, который, как мне сказали, занимается как раз вопросами военной ипотеки, для того, чтобы заранее узнать, что мне нужно сделать, чтобы получить свидетельство и купить квартиру. И тут мои «розовые очки» разбились. Как выяснилось, я вообще не включен в программу, никаких документов в личном деле нет вообще. В качестве «успокоительного» мне было сказано, чтобы я не переживал, т.к. являюсь обязательным участником и меня включат «задним» числом, сейчас они всё выяснят и отправят мои документы на включение.

Через три месяца выяснений по инстанциям, проведения расследования и отправки документов, мне, наконец, на днях вручили уведомление о том, что я включен в систему именно 2014-ым годом. Думал, ну всё, разобрались, можно думать о квартире. Ан нет, не тут-то было. Как оказалось, у ребят, с которыми я выпускался из института, денег на 100 000 больше, чем у меня.

Да, включили меня «задним» числом, и все положенные взносы зачислили с той же даты. Изучив досконально всю нормативку по военной ипотеке, получив немало консультаций, теперь знаю, что эти «потерянные» 100 тысяч, это как раз проценты (прим. - инвестиционный доход), которые «капали» на накопления моих однокурсников, вовремя включенных в программу. А так как меня включили спустя почти три года, я могу их получить, только если обращусь в суд, по-другому никак. И то не факт, непонятно до сих пор, с кем судиться. Проморгали все, в том числе получается, что и я. Для меня и моей семьи 100 тысяч это существенная сумма, которая не помешала бы ».

Ситуация, с которой столкнулся обратившийся к нам военнослужащий, не единична: кого-то забыли включить, на кого-то потеряли документы, у кого-то в части просто некому заниматься участниками НИС.

Мы рекомендует военнослужащим, которые являются обязательными участникам НИС, не пускать на самотёк «автоматическое» включение в систему и полностью контролировать данный вопрос. Офицерам после выпуска по прибытию в часть проверять своё личное дело именно на наличие в нём уведомления о включении. Нет в деле никакой информации о включении - обращаться в регистрирующий орган, делать запрос на получение уведомления. Если выяснилось, что в регорган не поступали сведения на включение из ВВУЗа, в срочном порядке организовывать в части направление списков на включение.

Можно конечно говорить о том, что этим должен заниматься ответственный, специально назначенный, а военнослужащий не должен думать об этом. Конечно можно, но деньги теряет именно участник НИС, и деньги немалые, которые восстановить можно только по суду, и то, далеко не всегда.

К сведению. Офицеры, включенные в реестр НИС в 2005 году, на сегодняшний день имеют на своём счёте более 3,0 млн. рублей, из которых порядка 1 миллиона- это как раз доход от инвестиций. Вот цена своевременного включения в реестр.

Всё вышесказанное относится ко всем военнослужащим обязательной категории участников НИС, а не только к выпускникам ВВУЗов.

Добровольные участники военной ипотеки

С добровольными ипотечниками ситуация немного другая, но главный принцип - держать всё под контролем - сохраняется.

В отличие от обязательной категории, добровольные участники включаются в реестр именно с той даты, когда их рапорт на включение был зарегистрирован в журнале учёта служебных документов. Не написал рапорт - не включился в систему - и не важно, не писал военнослужащий рапорт, потому что долго думал, что для него лучше, старая система или военная ипотека, или просто не знал, что имеет право писать рапорт на включение, потому что ему никто не сказал.

Военнослужащие, относящиеся к добровольной категории, нередко обращаются с вопросом: «Можно произвести перерасчёт средств, именно с того момента, когда появилось право на написание рапорта?». Отвечаем - нет. Если рапорт написан и зарегистрирован в журнале не был, ни о каком перерасчёте говорить не приходится. Ни в одном суде не получится доказать, что когда-то, кто-то сказал военнослужащему, что он не может участвовать в системе и не имеет права писать рапорт на включение. Также суды не войдут в положение и не встанут на сторону военного, если он будет апеллировать на то, что находился в командировках, и времени, написать рапорт у него не было. Нет рапорта - нет денег!

Чем раньше военнослужащий пишет рапорт на участие в системе, тем больше денег на своё жилищное обеспечение он получит. В этом специфика добровольного участия в НИС.

Также добровольным участникам, а это в основном военнослужащие в звании до сержанта, следует помнить и понимать еще один аспект. Если при заключении второго контракта рапорт на включение написан не был - ну принял военнослужащий решение, что он будет обеспечиваться по «старой» форме, т.е. признаваться нуждающимся, - а по истечении времени ему присваивают звание прапорщик, то он становится обязательным участником НИС.

Другая ситуация с которой могут столкнуться военнослужащие добровольной категории и сталкиваются, это та же ситуация, с которой сталкиваются и обязательные участники системы - человеческий фактор. Рапорт на включение написан, но не зарегистрирован, а значит, не запущен по инстанциям, или документы потеряны, также нередко документы остаются лежать «в столе».

«Служу в ЮФО, сами понимаете, постоянные командировки, заниматься включением в систему не когда. Заключил 2-ой контракт в апреле 2012, подошёл к командиру с вопросом, когда мне можно написать рапорт на военную ипотеку. Сказали ждать, пока некому этим заниматься. Отправили в командировку на 3 месяца. По возвращению опять подошёл к начальству, отправили к вновь назначенному ответственному по вопросам военной ипотеки, а он мне четко сказал, нет, ты не имеешь права сейчас писать рапорт на включение, так как 1-ый твой контракт был не в Минобороны, а в ВВ МВД. Ему виднее, действительно, первый свой контракт я служил именно в ВВ МВД. В 2015 году, когда заключил 2-ой контракт именно в МО, уже дали добро на написание рапорта, запустили документы. А тут к нам приезжали в часть с «беседами» по военной ипотеке, вроде как из Росвоенипотеки, я к ним с вопросами. И уже они мне сказали, что я потерял три года. Оказалось, что не имеет значения, что мой 1-ый контракт был в ВВ МВД, главное, что он был именно военный контакт и я еще в 2012 году мог включиться в НИС. Теперь получается, что я потерял деньги с 2012 года по 2015-ый, а это почти 800 тысяч, и их мне никто не вернёт, обидно ужасно».


Этот материал подготовлен на обращениях военнослужащих-участников НИС. Сотрудникам «Военпереезда» нередко приходится сталкиваться с такими «криками души» тех, кто оказался несвоевременно включен в систему, а, следовательно, потерял деньги. Наши юристы неоднократно помогали военнослужащим в этих ситуациях.

Обращаемся ко всем военнослужащим, действующим и потенциальным участникам НИС - контролируйте весь процесс включения в систему, вникайте в азы накопительно-ипотечной системы, не пускайте на самотёк ситуацию, это в Ваших интересах, это Ваши права и Ваши накопления. Только от Вас зависит, сколько денег Вы получите на жилищное обеспечение. Советуйтесь, консультируйтесь у , не надейтесь на авось - «незнание законов не освобождает от ответственности», данный тезис как нельзя лучше подходит в данных ситуациях.

Если реестр закрыт, а кредитор значительно позже узнал об открытии процедуры банкротства(упрощенная- отсутствующий должник)? Как кредитор может попытаться восстановить нарушенное право? Заявление в арбитражный суд, в котором рассматривается дело о банкротстве? С какими требованиями?

Ответ

Двухмесячный срок восстановлению не подлежит. После закрытия реестра кредиторов требования подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника на основании ст. 142 Закона № 127-ФЗ.

« Чтобы не упустить последнюю возможность взыскать имеющийся долг, компании важно вовремя попасть в реестр кредиторов. После введения в отношении должника процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам(за исключением текущих платежей) предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного (далее — закон № 127-ФЗ). Так, предъявление требований к должнику в виде самостоятельного иска(вне рамок дела о банкротстве) недопустимо( ст. 63 закона № 127-ФЗ). Если компания для взыскания задолженности направит обычный иск вне рамок дела о банкротстве, а не заявление о включении в реестр требований кредиторов, то суд оставит его без движения( постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.04 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона« О несостоятельности(банкротстве)”").

Включение требований компании в реестр требований кредиторов осуществляется путем подачи специального заявления. Законодательство содержит подробное и достаточное большое количество правил оформления этого документа.

Контрольные точки при оформлении

Требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности: так, в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также расчеты по некоторым другим требованиям, во вторую — расчеты по выплате выходных пособий, оплате работникам по трудовым договорам и по выплате вознаграждений авторам ре-зультатов интеллектуальной деятельности, в третью же очередь производятся расчеты с другими кредито-рами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам( ст. 134 закона № 127-ФЗ). Долги, возникшие вследствие взаимоотношений между компаниями, обычно представляют собой требования третьей очереди, поэтому образец заявления подготовлен именно для требований третьей очереди.

Исчисление сроков

На практике нередки ошибки при исчислении срока, в течение которого можно ¬подать заявление о включении в реестр. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало( ГК РФ). Так, в нашем примере информация о введении наблюдения опубликована 18 июня, значит, срок исчисляется с 19 июня, и его окончание приходится на 18 июля(дата публикации не включается в 30-дневный срок). Судебная практика придерживается такого же подхода().

  1. Заявление подается в арбитражный суд по местонахождению должника, поскольку дело о признании должника банкротом рассматривается арбитражным судом по местонахождению должника( ст. 38, ст. 224 АПК РФ).

  2. Перед отправкой заявления в суд экземпляры этого заявления вместе с копиями приложенных документов необходимо направить также должнику и временному управляющему, приложив доказательства отправки к заявлению, направляемому в суд( ст. 71 закона № 127-ФЗ).

  3. Необходимо указать дату публикации сообщения о введении наблюдения. Именно от этой даты ведется отсчет срока, в течение которого кредиторы вправе предъявлять требования к должнику для целей участия в первом собрании кредиторов( ст. 71 закона № 127-ФЗ). Подавать заявление до опубликования сведений о введении процедуры наблюдения не имеет смысла: оно будет оставлено без рассмотрения( постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.04 № 29).

  4. В реестр попадают только требования, возникшие до даты принятия судом заявления о признании должника банкротом. Обязательства, возникшие после этой даты, признаются текущими платежами( ст. 5 закона № 127-ФЗ). Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр и удовлетворяются вне очереди( ст. 134 закона № 127-ФЗ), а кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве( ст. 5 закона № 127-ФЗ).

  5. Cуд проверяет обоснованность предъявленных должнику требований исходя из документов, приложенных к заявлению. Если суд решит, что заявитель не доказал наличие задолженности, во включении в реестр будет отказано(см. ). Поэтому лучше сразу приложить копии всех подтверждающих долг документов — договоров, актов, накладных и т. д.

  6. Требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек(штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, возмещению убытков в форме упущенной выгоды тоже включаются в состав третьей очереди, но учитываются в реестре отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов( ст. 137 закона № 127-ФЗ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»). Эти требования в силу статьи 12 закона № 127-ФЗ не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов. Таким образом, в заявлении нужно указывать полную сумму требований(не только основного долга, но и неустойки, если она предусмотрена договором или законом), однако погашаться неустойка будет лишь после расчетов по основным долгам со всеми кредиторами третьей очереди(при условии достаточности средств — ст. 142 закона № 127-ФЗ). Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, кредитор заявляет в ходе процедуры наблюдения, то его размер определяется на дату введения наблюдения(п. 1 ст. 4 закона № 127-ФЗ). Это касается и неустойки. С этого момента ее исчисление останавливается( ст. 63 закона № 127-ФЗ, ).

  7. Подписать заявление может руководитель компании(единоличный исполнительный орган) или представитель по доверенности( ст. 36 закона № 127-ФЗ). Причем представителю нужна особая доверенность — обычная с полномочиями на представительство в арбитражном суде не подойдет. Доверенность должна содержать конкретное указание на то, что представитель наделяется полномочиями вести дело о банкротстве( ст. 36 закона № 127-ФЗ) с указанием наименования компании, которая является должником в этом деле, и суда, рассматривающего дело. Если заявление подписано неуполномоченным лицом, это является основанием для оставления его без рассмотрения( ч. 1 ст. 148 АПК РФ, определение ВАС РФ от 26.04.10 № ВАС-4450/10). Даже если суд изначально не обратил внимание на отсутствие в доверенности представителя специальных полномочий на ведение дела о банкротстве, рассмотрел его заявление и включил требования в реестр, этот факт может обнаружиться позднее. В таком случае определение о включении требований в реестр будет отменено( , п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.05 № 93). Если компания не успеет подать заявление в этот срок, она не лишается возможности включить свои требования в реестр позднее, но она не сможет направить своего представителя для участия в первом собрании кредиторов, на котором принимаются важнейшие решения о дальнейшей процедуре банкротства, об образовании комитета кредиторов, в который компании-должнику целесообразно направить своего представителя, и т. д. ( , 73 закона № 127-ФЗ).

Требования кредиторов

Требования кредиторов включаются в реестр и исключаются из него арбитражным управ-ляющим или реестродержателем на основании вступившего в силу судебного акта, постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60).

Закрытие реестра требований кредиторов происходит по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства( п. 1 ст. 142 закона № 127-ФЗ). Требования, заявленные по истечении этого срока, в реестр не попадают и удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр( ст. 142 закона № 127-ФЗ).

Оба срока на подачу заявления — 30-дневный(для целей участия в первом собрании кредиторов) и двухмесячный в случае их пропуска восстановлению не подлежат( , информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.05 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве»).*"

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Исключили из реестра НОПРИЗ или НОСТРОЙ? Что делать?

Реестрам специалистов в области строительства (НОСТРОЙ), проектирования и инженерных изысканий (НОПРИЗ) уже скоро исполнится год. А процедура включения в эти реестры до сих пор четко не отработана. У людей - масса вопросов к тому, как осуществляется прием заявлений на включение в нрс, как происходит проверка документов и последующее включение, по каким основаниям приходят отказы во включении и почему люди месяцами пребывают в ожидании появления себя в реестре, но при этом отказов тоже не получают.

За что могут исключить из НРС?

Если специалист уже включен в реестр специалистов НОПРИЗ или НОСТРОЙ, то его могут исключить:

  1. за недостоверные сведения - если это будет выяснено в процессе проверки;
  2. если не была предоставлена справка о наличии (отсутствии) судимости в течение 3 месяцев с момента подачи заявления о внесении в реестр. Заметьте! - 3 месяца с даты подачи заявления, а не с даты включения в реестр;
  3. если во время проверки или при случайном просмотре будет обнаружен подлог. Например, согласно копии трудовой книжки, человек проработал инженером 5 лет в фирме «Строй…..», но это оказалось неправдой. Или, например, в копии диплома значится, что человек закончил такой-то ВУЗ по специальности ПГС, а на деле, такой специальности никогда в этом ВУЗе не было, а владелец диплома получил образование по специальности менеджер-экономист;
  4. если при проверке окажется (всех проверить вряд ли смогут, но выборочная проверка вполне веротна или целенаправленная по чьей-то заявке или требованию), что у включенного в реестр не хватает стажа.

За что не могут исключить из нрс?

Из реестра не могут исключить:

  1. если инженер, включенный в реестр специалистов, по документам числится в строительной организации, но на работу не ходит;
  2. если инженер, включенный в реестр специалистов, числится в нескольких организациях главным инженером, отвечающим за организацию строительства.

Каким образом происходит восстановление специалиста, исключенного из реестра НОПРИЗ или НОСТРОЙ?

Восстановление происходит по заявлению, поданному самим специалистом (не организацией, в которой он работает, и не СРО), с приложением необходимых справок и документов.

Если вновь поступившие документы окажутся достаточными для восстановления, специалист будет включен в реестр. Если нет, то придется снова подавать заявление и дополнительные сведения.

Совет! Нужно быть настойчивыми и убедительными. Те люди, которые принимают заявительные документы, проверяют их, вносят данные и принимают решение о включении или невключении, иногда ошибаются. Имеет место быть и потеря заявительных документов. Бывает и путаница документов, поступивших от людей с однаковыми фамилиями. Также могут допускаться ошибки при внесении в реестр фамилий, имен, отчеств. Это практика. И человеческий фактор здесь не исключение, учитывая какое огромное количество документов поступает в НОПРИЗ и НОСТРОЙ.

Куда обращаться, если не включили в национальный реестр специалистов НОПРИЗ или НОСТРОЙ?

Обращаться опять-таки должен сам специалист, которому отказали. И обращаться необходимо в Ростехнадзор, НО! … Лучше еще раз, и еще раз попробовать убедить НОСТРОЙ или НОПРИЗ в их неправоте.

Нужно попытаться понять, почему пришел очередной отказ. Проанализировать тексты отказов. Вполне возможно, и такое случалось не раз, когда отказ направляется лишь потому, что первоначальное заявление вместе с прилагавшимися документами просто было утеряно.

Обращаться можно письменно (отправка письма с уведомлением, отправка письма экспресс-почтой, отправка письма курьером или доставка самолично в канцелярию) или по электронной почте.

В практике был такой курьезный случай, когда специалисту отказали 7 раз подряд. В итоге он написал по электронной почте очередной запрос, который начинался так: Уважаемые…. скажите мне, пожалуйста, правду ….. Не известно что подействовало, но в итоге оказалось, что с документами все в порядке. Перед человеком даже извинились.

Совет! Если жаловаться, то в обязательном порядке - письменно, соблюдая иерархию инстанций. Решение спорного вопроса в судебном порядке - тоже возможно. Но, кажется, таких случаев еще не было.

Как приостановить ликвидацию должника - ООО, которое намерено ликвидироваться в ИФНС? Можно ли обязать председателя ликвидационной комиссии ООО включить нашу организацию в реестр кредиторов и задолженность в ликвидационный баланс? Председатель ликвидационной комиссии организации-должника уклоняется от включения наших требований в реестр кредиторов и на наши запросы не отвечает.

Процедура ликвидации ООО регулируется ст. 61—64 и 92 ГК РФ , ст. 57—58 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В данном случае мы рассматриваем ликвидацию по единогласному решению его участников, то есть добровольную.

Можно ли приостановить ликвидацию должника?

Гражданское законодательство не содержит норм, разрешающих приостановить ликвидацию юридического лица в целях устранения каких-либо нарушений. Однако кредитор в любой момент до внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ может подать в арбитражный суд в обычном порядке иск к должнику с требованием о взыскании задолженности, приложить все подтверждающие документы и расчеты и обязательно последнюю выписку из ЕГРЮЛ в отношении должника. Выписка должна содержать запись в разделе «Сведения о начале процесса ликвидации юридических лиц».

Одновременно с исковым заявлением необходимо подать заявление о принятии обеспечительных мер в порядке ст. 90 и 91 АПК РФ. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, принимаются судом, если их непринятие способно затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Кроме того, эти меры необходимы для «обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального или нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»). О возможности совершения подобных действий свидетельствует судебная практика (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2011 по делу № А19-15748/10, Московского округа от 01.09.2011 № КГ-А41/9581-11, Поволжского округа от 18.11.2010 по делу № А55-7053/2010, Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 № Ф04-7762/2008(5806-А67-17) и от 10.11.2009 по делу № А46-10573/2009, Северо-Западного округа от 15.09.2011 по делу № А56-23053/2010).

В качестве обеспечительных мер судом могут быть приняты, например:

  • запрещение регистрирующему налоговому органу вносить в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, запись о ликвидации;
  • запрещение Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по региону совершать регистрационные действия и вносить в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения, связанные с отчуждением недвижимого имущества;
  • запрещение ликвидационной комиссии составлять промежуточный ликвидационный баланс и передавать его налоговому органу, составлять ликвидационный баланс, подавать заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  • требование наложить арест на денежные средства должника, а при недостаточности денежных средств на иное имущество, принадлежащее должнику, находящееся у него или других лиц, в пределах суммы, заявленной к взысканию в основном иске.

Необходимо учитывать требования к обеспечительным мерам:

— они должны быть соразмерны заявленным (в основном иске) требованиям;

— необходимость их принятия должна быть обоснована заявителем и документально подтверждена.

Как следует из вопроса, должник планирует подать заявление в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией. При наличии задолженностей перед кредиторами ликвидация посредством внесения такой записи возможна только в том случае, если в ликвидационном балансе не будет отражена задолженность.

Если ликвидационная комиссия уклоняется от общения

Первоочередная обязанность ликвидационной комиссии в соответствии со ст. 63 ГК РФ — известить кредиторов ликвидируемого общества о начале процедуры ликвидации. Недостаточно только опубликовать сообщение о принятии решения о ликвидации в печати. Надо еще отправить письменное уведомление каждому кредитору (предварительно приняв меры к выявлению всех кредиторов).

Без опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации» ликвидация не состоится, поскольку в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001) заявитель обязан указать данные о публикации сообщения о принятом решении о ликвидации.

Невыполнение ликвидационной комиссией второго требования — о выявлении всех кредиторов и письменном уведомлении каждого — не редкость. Причем ликвидационные комиссии, пользуясь формулировкой закона не об обязанности, а всего лишь о «принятии мер к выявлению кредиторов» (ст. 63 ГК РФ), зачастую не только сами никого не ищут, но и избегают общения с проявляющими инициативу кредиторами. В таких случаях кредиторам нужно не звонить или приезжать по адресу должника, а заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении направлять в ликвидационную комиссию требование о включении в реестр кредиторов с приложением документально подтвержденных денежных (или имущественных) требований. Стоит также указать, в какой срок вы хотели бы получить от ликвидационной комиссии извещение о включении вашей организации в реестр кредиторов.

На практике возникает проблема: на общение с должником через почту уходит много времени, а срок для предъявления требований недобросовестные ликвидаторы устанавливают минимальный (согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ — не менее двух месяцев). Поэтому можно подстраховаться и наряду с заказным письмом отправить телеграмму, извещающую о намерении включить требования в реестр с указанием, что все подтверждающие документы придут заказным письмом.

Если ваши требования все-таки не включили в реестр, то на основании п. 4 ст. 64 ГК РФ вы как кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.

Вместе с тем надо учитывать следующее. Во-первых, факт отказа или уклонения ликвидационной комиссии от включения требований кредитора в промежуточный ликвидационный баланс доказать в суде сложно. Так, если ликвидационная комиссия в качестве адреса для направления требований сообщила один адрес, а фактически располагается по другому, неполучение комиссией корреспонденции суд не расценивает как уклонение (см. постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2008 № Ф09-4285/08-С1 и от 11.10.2011 № Ф09-6275/11). Во-вторых, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходят из того, что законом не предусмотрен такой способ защиты кредиторов ликвидируемого юридического лица, как возложение на ликвидационную комиссию (ликвидатора) обязанности, например, включить требование кредитора в промежуточный ликвидационный баланс (см. постановление ФАС Уральского округа от 28.07.2011 № Ф09-4383/11 по делу № А07-16615/2010). Обращение в суд с иском в порядке п. 4 ст. 64 ГК РФ дает кредитору лишь возможность удовлетворить свои требования за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Если ликвидация зарегистрирована, а долги остались

Арбитражные суды часто рассматривают иски кредиторов о признании недействительными решений ФНС России о государственной регистрации прекращения деятельности должника в связи с его ликвидацией и признании недействительной соответствующей записи, внесенной в ЕГРЮЛ. В обоснование заявленных требований кредиторы ссылаются именно на то, что они не были письменно извещены ликвидационной комиссией о ликвидации общества, а публикация сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации» в силу особенностей распространения этого печатного издания не обеспечила им возможность получить соответствующую информацию должника. Тем не менее суды рассматривают размещение информации в печатном издании достаточным уведомлением кредиторов и даже при подтверждении факта неизвещения кредитора в удовлетворении исков отказывают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2011 по делу № А33-5747/2010).

В рассматриваемой ситуации должник планирует подать заявление в ИФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией, не закончив все расчеты с кредиторами. (О последствиях таких недобросовестных действий ликвидирующегося должника и о позиции ВАС РФ по этому вопросу читайте на с. 15.)

Организациям, имеющим должников, следует не только принимать активные меры по возврату долгов, но и самостоятельно отслеживать публикации в «Вестнике государственной регистрации».

Проверить актуальность сведений о юридическом лице можно по общедоступной базе ФНС России на сайте www.egrul.nalog.ru . Однако в суд представляется выписка из ЕГРЮЛ, полученная в соответствующей ИФНС, в бумажном виде, прошитая и заверенная печатью.

На рабочей встрече в начале 2011 г. глава ФНС России Михаил Мишустин и Председатель ВАС РФ Антон Иванов обсудили возможности перевода существующего документооборота между возглавляемыми ими государственными учреждениями в электронную форму. Не исключено, что в скором времени суды получат электронный доступ к сведениям из Единого реестра ФНС России и отпадет необходимость обязывать истцов представлять в арбитражный суд бумажную выписку из ЕГРЮЛ.

Включать в список обманутых дольщиков будут не всех подряд, а лишь тех, кто зарегистрировал договор в Росреестре. Такое уточнение делает минстрой. В сентябре регионы должны представить ему доработанные планы-графики или "дорожные карты" по обманутым дольщикам, рассказали "Российской газете" в ведомстве.

Даже если дом почти достроен, его могут признать "проблемным". Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости

Президент страны поручил создать "дорожные карты", где необходимо прописать все меры законодательной, организационной и финансовой поддержки участников долевого строительства, которые вложили деньги, но так и не получили обещанное жилье. Их надо было представить в правительство до 1 августа. Представили. Но минстрой во многих нашел ошибки и вернул обратно. На работу над ошибками дали две недели. "В сентябре мы планируем опубликовать "дорожные карты" в открытом доступе. И каждый гражданин сможет увидеть, в какие сроки и какими мерами будут достроены проблемные объекты. Точное число обманутых дольщиков станет известно по результатам проверки данных регионов", - пояснили "РГ" в министерстве.

Сейчас официальные и экспертные оценки разнятся. По данным минстроя, в России примерно 76 тысяч человек, оплативших квартиры в 785 домах, но так и не ставших новоселами.

По неофициальным данным, обманутых дольщиков значительно больше - около 150 тысяч человек.

Возможно, такая разница появилась еще и из-за того, что не каждый человек, вложивший деньги и оставшийся в итоге без жилья, может получить официальный статус обманутого дольщика и рассчитывать на помощь государства.

С июля вступил в силу новый минстроя "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан". В нем прописан ряд нововведений. Так, теперь реестр пострадавших, без включения в который невозможно претендовать на защиту государства, формируется по проблемным объектам и содержит сведения о самом объекте, застройщике и обманутых гражданах. В связи с нововведением, если стройка признана проблемной, то люди, которые в нее вложились, могут подавать заявления с требованием о включении в реестр пострадавших. Ранее же критерием включения в реестр был не сам факт "замороженной" стройки, а конкретная ситуация каждого дольщика, не получившего жилье.

Если в долгострое куплены две квартиры, включат в реестр только одну

Так, как рассказали "Российской газете" в Москомстройинвесте, теперь включать в реестр пострадавших будут далеко не всех подряд, а лишь тех граждан, которые заключали договоры участия в долевом строительстве в рамках 214-го федерального закона. Напомним, что такие предварительные договоры с застройщиками обязательно регистрируются в Росреестре. Кроме того, теперь включение в реестр зависит от надлежащего исполнения гражданами условий, прописанных в договоре.

Гражданин, как уточнили в Москомстройинвесте, купивший несколько квартир в одном или нескольких объектах, сможет включиться в реестр только по одному из них, даже если все они признаны проблемными. Еще одна новация: объект признается проблемным, если обязательства перед гражданами не выполнены в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре. Иными словами, если человек не получил ключи от долгожданной квартиры спустя месяц или два после даты, прописанной в договоре, - это еще не означает, что застройщик его обманул. Как поясняют в минстрое, очень часто задержки с вводом в эксплуатацию жилых домов возникают вовсе не по вине застройщиков, а потому что не могут присоединить коммуникации.

Еще одним условием признания объекта проблемным является отсутствие прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов (кварталов). Но признание объекта проблемным не всегда означает, что застройщик становится банкротом. Кроме того, проблемным может быть признана стройка, где нет уже ни изначального застройщика, ни его правопреемника.