Как боролись с тунеядством в ссср. Закон о тунеядстве в рф

Интернет-сообщество в начале 2015 года просто взорвалось от негодования после выступления депутатов Законодательного собрания Петербурга. Они предложили ввести в Уголовный кодекс России статью, утратившую силу после распада СССР, и вернуть понятие «тунеядец». По всей стране люди были возмущены этой инициативой. Возродится ли статья о тунеядстве в РФ в ближайшие годы? Рассмотрим вероятность этого ниже.

Берем пример с Беларуси

Раньше, чем российские парламентарии подготовили законопроект, декрет о социальном иждивении был введен в Республике Беларусь. Согласно ему, каждый, кто не хочет работать обязан платить государству порядка 12 000 (в переводе на российские рубли) в год. Неуплата этого налога грозит применению более серьезных наказаний к безработным. Они будут отправлены на принудительные работы или придется выплачивать крупный штраф.

По мнению президента республики, этот закон уравнивает всех граждан и показывает им, что трудиться необходимо в современном обществе. Таким образом планируется искоренить пьянство, наркоманию и воровство.

Однако закон был серьезно недоработан. Под его действие попали даже те, кто получает минимальную зарплату. Согласно этому закону, им придется доплачивать часть налогов в казну самостоятельно, так как работодатели перечисляют за них меньшую сумму, чем установлено этим законом.

Необходимо ли возрождение положения о тунеядстве в России: мнение граждан

Центр Исследования общественного мнения провел опрос, после которого стало известно, что половина граждан нашей страны поддерживает закон, продвигаемый питерскими депутатами. В первую очередь свое положительное мнение об этом проекте выразили люди старшего возраста и те, кто разделяет взгляды коммунистов.

Разделились мнения и по поводу самого понятия тунеядство. По мнению опрашиваемых, так можно называть людей:

  • не желающих работать;
  • живущих за чужой счет;
  • всех безработных;
  • страдающих алкоголизмом или наркоманией.

Пожилые люди считают, что наказание в виде исправительных работ – это достаточно мягкая мера для тунеядцев. Они предлагают, чтобы все, уклоняющиеся от трудоустройства отправлялись отбывать реальные тюремные сроки. Молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет считают, что вводить этот закон не нужно.

Кого коснется закон

На сегодня в РФ рынок труда ощущает острый дефицит. Открыто более 1,2 миллиона вакансий по всей стране, при этом официально безработными считается только 1 миллион человек. Хотя, по статистическим данным, 18 миллионов человек трудоспособного возраста не имеют официальной работы без каких-либо на то причин.

Положение о тунеядстве, по мнению аналитиков, коснется абсолютно всех. Прежде всего, после его введения сократятся заработки, ведь работодателю не нужно будет привлекать потенциальных сотрудников высокими окладами. Отказаться от такой работы обычный человек не сможет, так как в противном случае он перейдет в разряд тунеядцев.

При этом политика Центра занятости не изменится. Сейчас вы можете отказаться лишь от трех вакансий, предложенных вами специалистами. Соискателя, который не хочет идти более чем на три предложенных места, просто снимают с учета. После введения положения о тунеядстве гражданам придется устраиваться даже на не самых выгодных условиях, так как альтернатив у них не будет.

Больше всего от введения закона пострадают люди творческих профессий и фрилансеры, которые сейчас чаще всего работают, не вступая в договорные отношения с заказчиками. Им придется либо регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, либо идти работать по иной, чаще всего рабочей специальности.

Закон не учитывает следующие факторы:

  • не всякий продукт труда может быть продан;
  • не каждый человек способен работать за ежемесячную заработную плату.

Например, по этому проекту к тунеядцам можно причислить служителей Церкви. Ведь их труд оплачивается прихожанами, и ни в какие договорные отношения они не вступают. Также пострадают женщины, ведущие домашнее хозяйство. По закону их труд не будет считаться работой, ведь они не получают ежемесячный оклад и не отчисляют налоги в бюджет.

Проект о тунеядстве предусматривает и исключения. Под них попадут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние;
  • женщины, воспитывающие детей до 14 лет;
  • родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Если все-таки закон примут, то многие люди будут вынуждены идти на самый непрестижный труд, чтобы не попасть под его действие.

Общественная служба

Дополнительно планируется ввести понятие «общественной службы». Так будут называть профессии, важные для региона. В каждом субъекте федерации планируется сформировать список должностей, которые наиболее значимы. Зависеть этот перечень будет от экономической ситуации в регионе.

Тем, кто трудоустроится на эти должности, произведут доплату за счет средств Пенсионного фонда. Пока неизвестно, будут ли получать люди по 6 000 рублей ежемесячно в качестве прибавки к заработку или эти средства автоматически отправятся на его пенсионный счет.

Дополнительно депутаты питерского Заксобрания предлагают ввести несколько льгот для трудоустроенных на общественной службе. Примерный пакет субсидий будет выглядеть следующим образом:

  • предоставление жилья по договорам социального найма с возможностью приватизации после 10 лет работы на общественной службе;
  • материнский капитал после рождения первого ребенка;
  • льготные места в детских садах, школах и местах летнего отдыха для детей.

На особое положение депутаты хотят перевести врачей, педагогов и специальности, на которых сейчас трудится большое количество мигрантов. Однако тут существует одна сложность: без специального образования врачом или учителем не станешь, поэтому сразу после введения закона возможно ухудшение качества образовательных услуг и здравоохранения. На должности врачей и учителей станут брать неквалифицированных сотрудников по знакомству или приглашать специалистов, которые только получают образование одновременно с выполнением своих трудовых обязанностей.

Чему противоречит новый закон: будет ли он принят

Валентина Матвиенко высказалась резко против принятия положения о тунеядстве. Прежде всего, этот закон будет противоречить статье 37 Конституции РФ. В ней четко прописано, что труд в нашей стране – дело добровольное. Каждый человек может самостоятельно выбирать себе специальность, исходя из талантов и потребностей. Если депутаты будут настаивать на принятии закона о социальном иждивении, то им придется переписать Конституцию, что неприемлемо, по мнению Валентины Ивановны.

Дополнительно придется изменить и Трудовой кодекс, в нем также присутствует статья о том, что принудительный труд неприемлем. Валентина Матвиенко считает принудительный труд возвратом к крепостному праву и легальному рабству, что не совпадает с нормами морали современного общества. Противоречит инициатива питерских парламентариев и нескольким международным конвенциям, действие которых распространяется и на нашу страну.

Большинство экспертов совпадают во мнениях с Валентиной Ивановной. Они считают, что этот закон не сможет исправить ситуацию с безработицей в нашей стране. Безусловно, она существенно сократится, но при этом в худшую сторону изменится уровень жизни граждан.

Что касается фрилансеров, то, по мнению экспертов, чаще всего это творческие люди, которые получают минимальный доход от своей работы, а большую часть времени занимаются своей реализацией и получением опыта для получения уже официальной работы. Государство рискует остаться без представителей творческих профессий.

При этом выгода для бюджета государства будет минимальной. Так как заработки на рабочих специальностях упадут, больших отчислений в ПФР и другие фонды ждать не следует. В отличие от советских времен, сейчас большая часть предприятий принадлежит частным лицам, и власть не сможет регулировать условия, которые будут предлагать работодатели. К тому же в советское время существовала возможность искусственно создавать рабочие места, чтобы обеспечить гражданам стопроцентную занятость. Создавать специально рабочие места государство не может, так как на это потребуются затраты из бюджета. Также трудоустройство от государства может привести к развитию бюрократиии процветанию синекуры.

На сегодня известно, что этот закон не будет принят в ближайшее время. Об этом сообщил Максим Томилин (министр труда). Он высказался против введения в РФ по аналогии с Беларусью налога на иждивение. Однако чиновник отметил, что необходимо заняться вопросами нагрузки на страховые фонды. На сегодня проект о тунеядстве отложен, и в 2019 году рассматривать его не будут. Сейчас к принятию закона не готовы ни власти, ни население.



Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы. Кто хочет сегодня поработать? …

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Братцы, помогите разобраться,
Относить правительство куда?
Термин применимый – тунеядство?..
(Жизнь за счёт народного труда)

Стихотворение «С праздником, тунеядцы!»

Тунеядство как качество личности – склонность жить на чужой счёт, чужим трудом.

Раньше тунеядство преследовалось по закону, а сейчас - вершина успеха.

Hа суде адвокат (А) защищает тунеядца-алкоголика (Т). А) — Сжальтесь, товарищи судьи, у подзащитного было трудное детство, но еще не все потеряно, наверняка среди его родственников есть порядочные люди, и они помогут ему встать на ноги. Скажите, подсудимый, кто ваш отец? Т) — Умер от цирроза печени. А) — А мать? Т) — В психушке. А) — Сестра? Т) — Ошивается по вокзалам. А) — А брат? Т) — В медицинском институте. А) — Он студент? Т) — Нет, он в банке. А) — ? Т) — Он с двумя головами родился.

Тунеядец не желает исполнять обязанности, возложенные на него самой природой. Интересно, что слово «тунеядство», образовано слиянием устаревшего наречия «туне», означающего «даром», с глаголом «ясти» то есть «есть», «питаться».

Тунеядство не поддерживается ни одной духовной традицией. Любая религия говорит о том, что человек должен работать, чтобы прокормить свою семью. Тунеядец считает, что он никому ничего не должен, что не его дело содержать свою семью так, чтобы семья была счастлива.

Философ Вячеслав Рузов считает, что тунеядцем можно назвать того, у кого не хватает денег на собственных детей. Ни одна духовная традиция не говорит: — Не работай, пользуйся обносками, ешь объедки, пусть твои дети болеют, страдают, заражаются чужими инфекционными заболеваниями и кожными грибками. Законы семейной жизни для всех одинаковы. И неважно, какой традиции следует человек. Он должен работать очень серьезно, чтобы поддерживать свою семью. Это факт. И никто не может ему сказать, что ты должен не работать, и пусть твоя семья делает, что хочет, иди по помойкам, собирай одежду — это очень подозрительно. Здоровый человек должен работать. Всё очень просто.

Тунеядец считает не зазорным подбирать выброшенные вещи. Работяга очень удивится, если вы принесёте ему свои старые носки и скажете: «Вот тебе носки, я себе новые купил, вы хороший человек, и я вам их дарю, может, пригодятся». Это очень подозрительно всё.

В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура - БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне - «борзой», то есть человек стойко не желающий работать.

Жукналист Павел Пряников рассказывает, что выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли так называемые общественные суды - группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей. Фактически до половины тунеядцев проходили через этих активистов. Через три месяца действия Указа в служебной записке для Бюро ЦК КПСС приводилась статистика: «В РСФСР выявлено 130 тысяч тунеядцев. После проведения разъяснительной работы большинство лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, приступило к работе на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

Самый известный в советской истории тунеядец - поэт Иосиф Бродский. После масштабной травли в газетах он чуть не умер в камере от сердечного приступа, а весной 1964-го получил максимальное наказание по 209 статье - пять лет принудительных работ на Севере. Как сообщала советская печать, «постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». «Перевоспитывался» Бродский в совхозе «Норинское» Архангельской области, где он провел чуть менее полутора лет (под давлением мировой общественности приговор поэту был сокращен). Поэт Евгений Рейн вспоминал про жизнь Бродского в ссылке: «Были у него несколько раз. Ему там отвели половину избы, очень просторной, уютной. В основном он занимался стихами, иногда их вывозили на какие-то работы. Он помогал убирать урожай, раскидывал на поля навоз. Как потом рассказывал сам Бродский, это было самое счастливое время в его жизни. Помню, поехали вместе с Найманом поздравлять его с 25-летием. Привезли икры зернистой, водки ящик, американские сигареты и японский радиоприемничек. Очень хорошо отпраздновали. А через несколько месяцев его амнистировали. Жан-Поль Сартр попросил председателя Верховного Совета повлиять на ситуацию, и это сработало».

Поэт Сергей Михалков высмеял тунеядцев в басне «Шарик– Бобик»:

У ресторана «Горная вершина»,
Где ждут курортников и шашлыки и вина,
С утра до вечера крутился тихий Пёс.
Всем посетителям равно хвостом виляя,
На трезвых не рыча, на пьяного не лая,
Он повседневно здесь своё дежурство нёс.
Пёс откликался на любую кличку,
И это у него вошло в привычку:
Окликнут Шариком - он вмиг хвостом вильнёт.
«Эй, Бобик!» - он уже к чужой коленке льнёт,
А сам глядит в глаза - глядит и не моргнёт!
«А ну, Дружок! Поди сюда, собачка!» -
Собачка тут как тут - и ей уже подачка:
Кидает чья-нибудь рука
То косточку от шашлыка
С кусочком сладкого, поджаренного жира,
То птичье крылышко, то просто ломтик сыра…
Нет, хлеба не искал курортный этот пёс -
От хлебного куска он воротил свой нос…
Его собратья сторожат жилища,
На складах тявкают, врага по следу ищут -
Несут служебный долг, гордясь своим постом,
А этому милее кров и пища,
Добытые глазами и хвостом…

***
Любых мастей и видов тунеядцы!
Ведь это вы попали в басню, братцы!

Петр Ковалев 2015 год

Плакаты СССР

Советские руководители начали критиковать трудоспособных граждан, не желавших «честно трудиться», «уклонявшихся от общественно полезного труда» и получавших нетрудовые доходы от движимого и недвижимого имущества (эксплуатации жилой площади, автомобилей, земельных участков). Если человек не работал на строительство коммунизма четыре месяца подряд (за исключением женщин, воспитывающих маленьких детей) и его вина была доказана судом, «преступника» ссылали в специальные места на срок от двух до пяти лет, причем производилась полная конфискация имущества «тунеядца», нажитого нечестным путем.

Важно, что данный указ уравнивал «отъявленных бездельников» и всех граждан, работавших, но получавших нетрудовые доходы, в том числе представителей творческих профессий.

При этом граждан, обвиненных в тунеядстве, называли БОРЗ, то есть «без определенного рода занятий». В уголовном же жаргоне появилось слово «борзой», то есть человек, который не хочет работать.

Плакаты СССР

«Я писал стихи, я считаю это трудом»

Иосиф Бродский, всемирно известный поэт XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, писал стихи с 17 лет, однако лишь некоторые произведения смогли найти выход к читателю. Для того чтобы хоть как-то прокормиться, Бродский был вынужден заниматься переводами с польского, английского и других языков.

Власти обратили внимание на деятельность поэта после того, как М. Медведев, Я. Лернер и А. Ионин написали в газете «Вечерний Ленинград» статью «Окололитературный трутень», в которой назвали Бродского недоучкой, не окончившим среднюю школу, обвинили в тунеядстве и излишней самоуверенности и сообщили о том, что поэт вынашивает план измены Родине.

«Бродский посещал литературное объединение начинающих литераторов... Но стихотворец в вельветовых штанах решил, что занятия в литературном объединении не для его широкой натуры, — было написано в статье. — Он даже стал внушать пишущей молодежи, что учеба в таком объединении сковывает-де творчество, а посему он, Иосиф Бродский, будет карабкаться на Парнас единолично ˂…˃ Здоровый 26-летний парень около четырех лет не занимается общественно полезным трудом. Живет он случайными заработками…»

Незамедлительно последовала реакция со стороны читателей. Многие студенты и преподаватели обзывали Бродского тунеядцем и требовали сурово наказать поэта: «Обидно, что есть еще среди нас такие люди, как Бродский и окружающая его жалкая кучка прощелыг». Подобные нападки и нелицеприятные высказывания привели к тому, что 13 января 1964 года поэта арестовали. Начался тяжелейший этап в жизни Бродского: судебные заседания, психиатрические лечебницы. Фрида Вигдорова, советская писательница, правозащитник, женщина с «большим сердцем» (как признавался Корней Чуковский), не могла не привлечь внимание к тем унижениям, которым подвергся поэт во время судебных процессов. Многие вспоминали ее храбрый поступок.

Она записывала каждое слово, произнесенное в ходе заседания, какой-то человек сообщил об этом суду, и судья сказала: «Отнять у нее записи».

Фрида Вигдорода выпрямилась (ее рост был 150 сантиметров) и смело ответила: «Попробуйте». Позднее записи были опубликованы в нескольких зарубежных изданиях: Encounter, Figaro Litteraire, New Leader и других. Ниже представлен отрывок из стенограммы судебного заседания:

Судья: Лучше, Бродский, объясните суду, почему вы в перерывах между работами не трудились?

Бродский: Я работал. Я писал стихи.

Судья: Но это не мешало вам трудиться.

Бродский: А я трудился. Я писал стихи.

Судья: Но ведь есть люди, которые работают на заводе и пишут стихи. Что вам мешало так поступать?

Бродский: Но ведь люди не похожи друг на друга. Даже цветом волос, выражением лица.

Судья: Это не ваше открытие. Это всем известно. А лучше объясните, как расценить ваше участие в нашем великом поступательном движении к коммунизму?

Бродский: Строительство коммунизма — это не только стояние у станка и пахота земли. Это и интеллигентный труд, который...

Судья: Оставьте высокие фразы! Лучше ответьте, как вы думаете строить свою трудовую деятельность на будущее.

Бродский: Я хотел писать стихи и переводить. Но если это противоречит каким-то общепринятым нормам, я поступлю на постоянную работу и все равно буду писать стихи.

Заседатель Тяглый: У нас каждый человек трудится. Как же вы бездельничали столько времени?

Бродский: Вы не считаете трудом мой труд. Я писал стихи, я считаю это трудом.

Кроме того, известный драматург и писатель Виктор Левашов к 65-летию со дня рождения Иосифа Бродского опубликовал «документальный трагифарс в двух судебных заседаниях, проходивших в Ленинграде». По признанию автора, в молодости он не обратил внимания на судебный процесс, и только в 1989 году в «Огоньке» прочитал опубликованную стенограмму заседаний:

«Чтение я закончил часа в два ночи. Было ощущение, что меня отхлестали по физиономии вонючей кухонной тряпкой. Пережитое унижение требовало выхода. И я написал эту пьесу».

Бродского в соответствии с указом о «тунеядстве» приговорили к пяти годам принудительных работ в отдаленной местности — в Коношском районе Архангельской области. В интервью Соломону Волкову поэт сказал, что работал батраком в Коноше, но условия ему нравились: «…это был чистый Роберт Фрост или наш Клюев: север, холод, деревня, земля». Через полтора года под давлением общественности поэт был освобожден. Впоследствии он так скажет о произошедшем: «Мне повезло во всех отношениях. Другим людям доставалось гораздо больше, приходилось гораздо тяжелее, чем мне».

Писатель и прозаик Владимир Войнович является автором многочисленных повестей и романов, а еще он написал слова к популярной песне «Четырнадцать минут до старта». В 1962 году Войнович стал членом Союза писателей, получил общественное признание и имел много привилегий. Однако с 1966 года начал активно выступать за права диссидентов. Внимание компетентных органов привлекла также публикация романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в котором были высмеяны негативные стороны советской действительности.

Произведение, до этого вышедшее в «самиздате», вскоре было напечатано за границей, и по этой причине Войнович был исключен из Союза писателей и, как следствие, обвинен в тунеядстве, но не осужден.

Как писал Войнович в 1978 году после этих событий, к нему приходил участковый Иван Стрельников. Писатель на вопрос участкового о месте работы и роде своей деятельности иронично отвечал, что работает писателем в своей комнате за столом:

— Но вас, Владимир Николаевич, я слышал, исключили, извиняюсь, из Союза писателей.

— Да-да-да, — говорю, — Иван Сергеевич. Толстого исключили из церкви, меня из Союза писателей, но из союза меня исключили, а из писателей меня исключить невозможно.

После разговора Стрельников снова пришел к писателю и хотел поговорить с ним, на что Войнович ответил:

Войнович некоторое время подвергался преследованиям: в мае 1975 года в гостинице «Метрополь» он был отравлен психотропным веществом сотрудниками КГБ. Писатель предал эту историю гласности.

В декабре 1980 года был выслан из СССР и впоследствии лишен советского гражданства (которое ему вернули только в 1990 году).

Двенадцать лет писатель жил за границей (в ФРГ и США).

Физик-лифтер и лингвист-плотник

Физик Юрий Мнюх, эмигрировавший в США, в течение продолжительного времени работал лифтером, а Константин Бабицкий, известный лингвист, после освобождения из тюрьмы (он участвовал в акте протеста против ввода советских войск в Чехословакию) не смог найти работу по специальности, поэтому некоторое время работал плотником в Костромской области. Владимир Кислик, кандидат физико-математических наук, работал в Киевском институте ядерных исследований, однако после возбуждения ходатайства о выезде в Израиль (1974 год) его вынудили оставить работу по специальности. В итоге он сумел устроиться переплетчиком в Харькове. Иосиф Бейлин, инженер, работал лифтером, а позднее эмигрировал в Израиль.

Кстати, в советский период, как известно, были распространены плакаты, при помощи которых государство пропагандировало ценности социалистического быта. Такие агитплакаты против тунеядства можно было увидеть в СССР:

«Дезертир труда является пособником контрреволюции».

«Oн — симулянт. Он здоров, но притворяется больным, симулирует болезнь, чтобы погулять на страховые средства. Он обворовывает действительно больных и нарушает трудовую дисциплину».

«Социализм требует не лодырничанья, а того, чтобы все люди трудились честно, трудились не на других, не на богатеев и эксплуататоров, а на себя, на общество» (Сталин).

«На черную доску прогульщиков, нытиков и маловеров».

«Тит, поди молотить!» — «Брюхо болит!»

«Серьги в уши, бровь дугой — пусть работает другой. Неужели вы, ребята, увлекаетесь такой?» (О неработающей женщине.)

«Не будь таким! День прогулял... Урожай потерял».

«Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги! Как работал, так и заработал».

«Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест».

«Придется тебе устроиться еще на полставки: ребенок вырос, потребностей у него стало больше...»

«Пусть горит земля под ногами тунеядцев!»

Тема возрождения наказания за тунеядство вновь зазвучала среди российских парламентариев. Члены Законодательного собрания Петербурга намерены внести в Госдуму , пишут «Известия».

Введение подобной ответственности потребует внесения изменений в Конституцию и ряд федеральных законов. В частности, в Конституцию предполагается внести положение, согласно которому «труд — это не только право, но и обязанность каждого гражданина».

Авторы законодательной инциативы обращают вниание на то, что в России 20 миллионов человек работают без надлежащего оформления своего статуса, а 18 млн человек трудоспособного возраста являются незанятыми. В подобной ситуации бюджет недополучает налоги.

Новый закон, в случае его принятия, будет касаться только совершеннолетних трудоспособных граждан, исключая беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14 лет, россиян, на попечении которых находятся дети-инвалиды, и некоторых других категорий населения. При этом те, кто трудоустроен неофициально, тоже станут тунеядцами. В случае потери работы необходимо будет зарегистрироваться на бирже труда.

Тем, кто попадёт под действие нового закона, по замыслу парламентариев, будет грозить отвественность в виде исправительных или принудительных работ на срок до одного года.

Борьба за справедливость или «новый 37-й»?

Тема введения ответственности за тунеядство на протяжении последних лет в России всплывает регулярно. Основания для этого есть: регулярные сообщения в криминальной хронике об угоне у безработного иномарки бизнес-класса или краже на улице у нигде не работающей гражданки 5 миллионов рублей порядком надоели и общественности, и представителям власти.

губернатор Кемеровской области Аман Тулеев . Тогда губернатор обратил внимание на то, что при 30 тысячах вакантных рабочих мест в Кемеровской области насчитывается 22 тысячи безработных. «Они законы изучили и за этими пособиями приходят как за зарплатой», — заметил Тулеев.

Инициатива кемеровского губернатора на федеральном уровне поддержана не была. Многие депутаты сочли введение ответственности за тунеядство нарушением прав человека и даже «новым 37-м годом».

Критики подобных предложений указывают на то, что подобная ответственность существовала в СССР в условиях совершенно другой политической и экономической системы и использовалась как форма преследования инакомыслящих.

Как Никита Хрущёв покарал поэта Бродского

Действительно, с момента прихода к власти большевиков тунеядство стало осуждаться на идеологическом уровне. При этом нужно отметить, что уголовно наказуемым деянием оно стало только при Никите Хрущёве .

К середине 1964 года под действие данного указа попали 37 тысяч человек, самым известным из которых стал поэт Иосиф Бродский . Именно фигуру Бродского, впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по литературе, чаще всего приводят в пример противники введения ответственности за тунеядство.

Статью, карающую за тунеядство, отменили вместе с распадом СССР

Санкция статьи предусматривала лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 209 УК РСФСР, как и аналогичные статьи в Уголовных Кодексах союзных республик, просуществовала вплоть до распада СССР. Фактически статья утратила силу в апреле 1991 года после принятия закона «О занятости населения», который официально признавал существование в Советском Союзе безработицы.

В Белоруссии нашли способ наказывать тунеядцев рублём

В последние годы введение ответственности за тунеядство активно обсуждалось в Белоруссии. Как и в России, там столкнулись с проблемой несоответствия старых советских норм, с помощью которых преследовали тунеядцев, экономическим реалиям капитализма.

Белорусске юристы, однако, нашли выход. В соответствии со статьёй 56 Конституции Белоруссии граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Решено было ввести ответственность не за тунеядство как таковое, а за уклонение от финансирования госрасходов.

2 апреля 2015 года Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому установлена обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.

Размер базовой величины в Белоруссии с 1 января 2015 года составляет 180 000 белорусских рублей. По текущему курсу, 20 базовых величин равняются примерно 12 600 российским рублям — именно такую сумму предстоит уплатить гражданам Белоруссии, попавшим под действие новой нормы.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

Одна из отличительных черт СССР как модели существования пусть не всего мира, но его солидной части, - порождение явлений законами, а не законов явлениями. Одно из таких явлений - тунеядство. Сам по себе указ об усилении борьбы с тунеядством был прост как пара трехкопеечных, но он породил еще чуть-чуть и культуру: обозвав тунеядцем, можно было обидеть, а это уже устои.


Тунеядцы существовали, существуют и будут существовать всегда, каким бы ни был строй: хоть кровавый режим, хоть анархия, хоть настоящая до боли в сердце демократия, хоть республика, хоть вакханалия. Даже при рабовладельческом строе 100 % находились и рабы, и надсмотрщики, предпочитающие отлежаться под лавкой, вместо того чтобы пахать наравне с однокашниками. Но в СССР натянули вожжи: механизм юридической машины запускали редко, точечно, но путем пропаганды добились раздутого эффекта, и последствия не заставили себя ждать.

Как всё начиналось

Каждый член полезного в масштабе планеты общества должен был заниматься полезным в масштабе этого общества трудом. Понятие «незамужняя домохозяйка» исчезло полностью, лишь иногда запретной дымкой маяча в разговорах о «за бугром»: женщины обязаны были работать всё тот же 8-часовой рабочий день; исключение составляли беременные, кормящие, воспитывающие максимум до 3-х лет (далее функцию воспитания брало на себя полезное общество) и являющиеся официально домохозяйками при сильно занятых мужьях.

Человека, не работавшего на дело строительства коммунизма более 4-х месяцев подряд или год в целом, признавали тунеядцем. Так как не каждый труд приносил пользу в рамках планетарной задачи, появились «борзые». Их так именовали не из-за борзости повышенной степени, а от нежелания расшифровывать аббревиатуру БОРЗ – без определённого рода занятий (как БОМЖ – без определённого места жительства).

Попали под каток и представители свободных творческих профессий: поэты, писатели-нечлены Союза писателей, художники, актёры, архитекторы (все эти мечтатели) и фрилансеры любого рода деятельности. В СССР схема была такова: из прибыли предприятия в доход государства шло 96 %, оставшиеся 4 % делили между собой в равных долях снабжение, пенсионный фонд, зарплата, модернизация производства. Все, кто смел не вносить свою долю в эти 96 %, автоматически превращались в тунеядцев, и нередко поэтам приходилось мести дворы, чтобы не поехать в неожиданный «отпуск».

Солидная часть ещё остававшейся творческой интеллигенции отправилась рубить лес. Однако свято место пусто не бывает, и взамен интеллигенции пришла другая прослойка: не сказать, что интеллигентная, но точно творческая. Борьба с тунеядством обогатилась: вспышка пропаганды набрала силу сверхновой, народ проникся, и тунеядцы приобрели пусть неофициальную, но классификацию.

Кто ты, тунеядец?

Клан тунеядцев начал прибавлять в количественном показателе в обход всех правовых норм. Дама живет за мужниной спиной? Тунеядка! Тут уже пошел явный перекос, явление стало самостоятельным (на осинке родилась апельсинка): закон даму тунеядкой не считал, а народ считал, и карикатуристы его поддерживали. Холёная барышня могла вставать пополудни, потом три часа заниматься причёской, ногтями, туалетами, но в глазах государства была в своем праве. А в глазах затюканных женщин, вынужденных вставать к стиральной доске и плите после нешуточного рабочего дня где-нибудь на кирпичном заводе, право сие было дамой нагло узурпировано.

Если затюканные женщины бесхитростно считали холёных «стерв» поголовно тунеядками, то карикатуристы и авторы фельетонов поделили их на два типа: дипломированная приспособленка, просто дура без диплома. Аналог просто дуры без диплома – нынешняя гламурная светская «львица», занимающаяся собой, модой, собой, чтобы «вынести» себя в свет в должном виде. Дипломированные приспособленки – околонаучные барышни, предпочитающие пригреться под крылом старика-профессора, вместо того чтобы читать лекции о силе слова русского где-нибудь в деревенском клубе перед заснувшими от усталости доярками.

Довольно интересной, а главное, небезосновательно выделенной формой тунеядства была учёба, и насмешники продёргивали горе-студентов только так. В 70–80-х поступить в институт считалось необходимостью, «пэтэушники» автоматически записывались в неудачники сразу после получения аттестата об окончании 8-ми классов общеобразовательной. «Удачливые» поступали куда угодно и как угодно, выбирали институты не по призванию, а по проходному баллу, учились абы как чему-нибудь. Такая учёба стала одной из форм тунеядства для сатириков, и они резвились по полной программе, продёргивая «студентов» почем зря.

Ну и, собственно, ради кого все затевалось: главные тунеядцы – свободные художники, поразительно единодушно попадавшие в разряд диссидентов благодаря несдержанным «антисоветским» речам и нежеланием творить по шаблону. Стоило бедолаге перейти грань, как тут же запускалась юридическая машина, и горе-революционера перемалывала 209-я статья. Универсальная правовая норма: не было никакого смысла копаться в бульдозерных выставках, расследовать происхождение и распространение самиздата – достаточно было всех упечь за тунеядство. Понимали это и большинство неглупых свободных художников, благодаря чему сложилась анекдотическая ситуация, позволившая позже высмеивать государственное образование такого высокого уровня, что редко можно было встретить дворника или истопника без диплома одного из ведущих гуманитарных вузов СССР.

На каждый лабиринт найдется… ну, пусть будет Ариадна, так что к началу 90-х сесть по 209-й мог только совсем наглец или совсем дурак, а тунеядец окончательно поселился в сатирических «штучках», перестав раздражать народ (превратился в мем). Причиной тому и сам народ: записывая в тунеядцы не являющимися таковыми согласно закону, свели на нет саму борьбу. В 1991-м статья благополучно почила в бозе благодаря появлению закона «О занятости населения». Впрочем, и закон не при делах: тунеядство де-юре может существовать лишь в обществе, где труд – обязанность. Сейчас у нас есть только право: можем мы трудиться, и никто за это не накажет. А работу еще надо поискать: согласно статистики, около 6 % россиян не могут найти вовсе никакой, где уж тут паразитировать.