Альтернативная служба определение. Заявление на альтернативную службу

Законодательство Российской Федерации оставляет гражданам призывного возраста право выбора – срочная служба в рядах Вооруженных сил РФ или мирный труд, несущий пользу для общества, который называется альтернативная служба в армии. Не все призывники уделяют внимание изучению такой возможности, хотя многие могли бы сделать гораздо больше для своей Родины в роли хорошего гражданского специалиста.

Что такое альтернативная гражданская служба

Содержимое

На военную службу в армии РФ призываются молодые люди, у которых есть гражданство страны, от 18 до 27 лет. Заменить срочную службу альтернативной, при соблюдении определенных условий, имеет право любой призывник. Альтернативная гражданская служба – вид трудовой деятельности, которую осуществляет гражданин взамен службы в рядах вооруженной армии страны.

Правовая основа

Право перехода на альтернативную службу и согласование ее условий установлено на международном уровне. В России оно регулируется государственной Конституцией, настоящим Федеральным законом, нормативными актами. Также правовой основой можно считать законодательство отдельных субъектов Российской Федерации, которое применяется в части и не противоречит настоящему Федеральному закону.

На основании Конституции РФ и в соответствии с ее положениями разработан Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», который действует в настоящий момент. Дата подписания Президентом – 25.07.2002.

Также трудовую деятельность граждан, которым предоставлено разрешение нести альтернативную службу в одобренной организации, регулирует Трудовой Кодекс РФ.

Кого направляют на АГС

В статье 2 действующего Закона «Об альтернативной гражданской службе» выделяются следующие категории граждан, которые могут подать в соответствующие органы заявление об изменении условий призыва:

  • Граждане, которые не могут нести военную службу из-за личных или религиозных убеждений, но готовы мирным трудом приносить пользу обществу и государству. Объективные доказательства особенностей мировоззрения предоставить не так просто – принадлежность к определенной религии могут подтвердить единоверцы, а протест против милитаризма подкреплен лишь личным объяснением;
  • Граждане, принадлежащие к одному из малочисленных народов, коренных населений удаленной местности, ведущие традиционный образ жизни и зарабатывающие натуральным хозяйствованием.

Основные условия для предоставления доступа к АГС:

  1. Призывной возраст – от 18 до 27 лет;
  2. Отсутствие противопоказаний к военной службе. При наличии проблем со здоровьем молодой человек автоматически получает военный билет по здоровью либо отсрочку;
  3. Личная подача заявления о замене службы в Вооруженных силах РФ на альтернативную гражданскую службу;
  4. Соответствующее разрешение от призывной комиссии, которое называется «Решение о направлении на АГС». Выносится после подачи заявления и проверки его по всем критериям.

Отказ на замену военной службы альтернативной, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», получают граждане, которые освобождены от призыва в армию, или документально подтвердившие право на отсрочку.

Срок прохождения АГС

Установленный на законодательном уровне срок прохождения военной службы – 1 год. Прохождение АГС превышает его в 1,7 раза и составляет:

  • В гражданской должности при армейских подразделениях – полтора года;
  • В гражданской должности в организациях, не имеющих отношения к Вооруженным силам РФ – 21 месяц.

Срок альтернативой гражданской службы начинается в тот же день, который военный комиссариат назначает, как день отправления гражданина в выбранный для трудовой деятельности пункт. Днем окончания АГС считается дата, прописанная в трудовом договоре с работодателем. Она обычно совпадает с окончанием обозначенного в законе срока.


Место прохождения АГС

Альтернативная служба значит, что в армии гражданин может занимать только гражданские должности, но чаще всего его направляют в лояльные организации, которые нуждаются в дополнительных работниках. На альтернативную гражданскую службу гражданин призывного возраста направляется индивидуально или в качестве члена формирования. Служба проходит в организациях, которые находятся в ведомстве федерального органа власти или в воинской части, исполняя обязанности гражданского персонала.

Для прохождения АГС призывник отправляется за пределы той территории страны, на которой проживает большую часть времени. Особым решением военный комиссариат может оставить гражданина на территории постоянного места жительства и предоставить место в соответствующей организации субъекта РФ.

Если молодого человека назначают на службу в другой город, он гарантированно получает место в общежитии.

Представители малочисленных коренных народов определенных субъектов РФ проходят АГС в организациях, которые специализируются на традиционном хозяйствовании и поддерживают народные промыслы.

Полный перечень профессий и должностей, доступных для АГС, определяется Правительством Российской Федерации. В этом перечне перечислены и сами организации, на базе которых может быть организована альтернативная служба. Все они находятся в статусе государственных. При направлении на место основную роль играет образование гражданина, его квалификация, опыт в разных сферах, состояние физического и психологического здоровья, семейное положение.

Также учитываются потребности разных организаций в дополнительных трудовых ресурсах, не мешающих полноценному рабочему процессу. Самые популярные профессии, которые выбирают граждане на АГС, – рабочий зеленого хозяйства, токарь, сторож, уборщик, санитар, животновод, слесарь, машинист.


Несколько основных отличий АГС

От недостаточного понимания, что значит альтернативная служба в российской армии, у призывника могут возникнуть сложности с подачей заявления.

Отличия АГС от срочной службы:

  1. Подписание трудового договора – согласно Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе», закрепляет отношения гражданина и организации, юридически защищая обе стороны от возможных рисков и наделяя особыми правами, что соответствует основным положениям Трудового Кодекса РФ. В трудовом договоре освещается размер заработной платы и порядок ее выплаты, предоставление отпусков и больничных, законных выходных;
  2. Выплата заработной платы – происходит согласно внутреннему распорядку организации, в которую направлен гражданин, соответствует занимаемой должности;
  3. Прогулы не засчитываются в срок АГС, являются прямым нарушением срочного трудового договора и внутреннего распорядка организации.

Ограничение в правах граждан на АГС

У гражданина, который получил разрешение на замену службы АГС, есть конкретные ограничения в правах и действиях, прописанные в ФЗ. Ему строго запрещено:

  • Перемещение по карьерной лестнице, повышение и переход на руководящие должности;
  • Участие в забастовках, митингах, стихийных мероприятий, направленных на дискредитацию руководства организации;
  • Совмещение службы с работой по договору в другой организации;
  • Неподчинение дисциплине, отказ соблюдать установленные порядки, выполнять свои должностные обязанности;
  • Уход с рабочего места без предупреждения руководства и его согласия.

Права и обязанности гражданина прописаны в Трудовом Кодексе РФ, к которому он может обратиться в случае, если не согласен с действиями организации по отношению к себе.


Наказание за уклонение от АГС

Граждане РФ, получившие разрешение на замену срочной службы альтернативной и уклонившиеся от государственного направления, привлекаются к уголовной ответственности. Наказание может быть назначено, как:

  1. Штраф – сумма в размере до 85 тысяч рублей либо удержание заработной платы за 6 месяцев;
  2. Принудительные работы до 480 часов;
  3. Заключение под стражу до 6 месяцев.

У призывника, который пытается уклониться от исполнения предписаний комиссариата, остается судимость, поэтому не стоит относиться к АГС, как к полному освобождению от несения службы. Судимость повлияет на всю дальнейшую жизнь человека, может стать поводом для отказа в продвижении по службе и выдаче денежных кредитов.

Подача заявления на АГС

Для того чтобы заявление было рассмотрено призывной комиссией, необходимо соблюдать актуальные сроки подачи документов. Как минимум за 6 месяцев до начала своего призыва собранный пакет документ предоставляется на проверку. Сроки подачи ограничены, так как после сбора заявлений необходимо провести прогнозирование и выделить, какое количество свободных мест потребуется от предприятий и сколько они уже готовы предоставить на момент окончания призыва.

Если отсрочка призывника заканчивается позже принятого срока, он может известить об этом военкомат в течение 10 дней и подать заявление на АДС позднее.

В своем заявлении гражданин объясняет, почему он желает узнать, как получить разрешение на альтернативную службу в армии, предоставляет дополнительную базу в виде характеристик с места учебы или работы, автобиографические данные, показания родственников и знакомых, которые могут дать необходимые для положительного решения комиссии данные.

Призывная комиссия может принять отрицательное решение, если посчитает доводы недостаточно убедительными или ложными. Свое решение комиссия объясняет гражданину, детально анализируя его заявление и приводя опровергающие его доводы. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.


Мифы об АГС

Миф 1

Право заменить срочную службу на АГС предоставляют, в основном, верующим, принадлежащим к определенной конфессии.

На самом деле:

  • Каждый гражданин, убеждения которого не позволяют нести военную службу, может настаивать на определении его на АГС.

Миф 2

Альтернативную гражданскую службу приравнивают к уклонению, и после нее отношение к гражданину в обществе преимущественно негативное.

На самом деле:

  • В мышлении большинства людей сложилось прочное убеждение, что только Вооруженные силы могут сделать из молодого человека мужчину и настоящую личность, а тот, кто предпочитает другой путь, просто пытается оправдать свою слабость. Но уклонение от армейской службы и полезный для общества труд – совершенно разные вещи, призывник просто выбирает подходящий для себя способ быть нужным своему государству.

Миф 3

В обязательном порядке к заявлению гражданина прикладывается документ, доказывающий принадлежность к религиозной группе или организации, которая придерживается идеи пацифизма.

На самом деле:

  • Такой документ может быть приложен только при личном желании гражданина. Приложенной автобиографии и справок с места учебы (работы) обычно достаточно для принятия решения.

Миф 4

Пройдя АГС нельзя пойти работать в МВД, МЧС, полицию и т. п.

На самом деле:

  • На законодательном уровне таких запретов нет. В ряды сотрудников МЧС и МВД поступают те, кто проходит строгую врачебную комиссию и консультацию психолога. Служба в АГС никак не влияет на этот отбор.

Миф 5

Гражданину обязательно доказывать свои убеждения и религиозную принадлежность. Призывная комиссия имеет право отказать в замене срочной службы, если нет веских доказательств и свидетельских показаний.

На самом деле:

  • Аргументировать собственные убеждения фактическими доказательствами, скорее всего, не получится. Больше подойдут грамотные доводы в защиту своего выбора и гражданской позиции. Призывник должен ясно рассказать комиссии, чем руководствуется, предпочитая мирный труд военной службе, и чем будет полезен в соответствующей организации.

Уделив немного внимания изучению своих гражданских прав, призывник может выбрать удобный для него способ несения службы в армии и опираться в своем решении на законы государства.

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

Реферат по предмету ОБЖ, 10 класс

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

В Российской Федерации право на отказ от военной службы по убеждениям и замену ее альтернативной гражданской службой (АГС) гарантировано ныне действующей Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (ст. 59 ч. 3). Перечень оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Порядок направления на АГС и прохождения АГС определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает на дополнительное основание замены военной службы альтернативной гражданской – принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами. Таким образом, три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:
— призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы (использование оружия, применение насилия);
— призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы (баптизм, адвентизм);
— призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Согласно статье 1 ФЗ № 82 от 30.04.1999 года «О гарантиях прав малочисленных коренных народов РФ» под такими народами понимаются национальности, проживающие на территориях исторического расселения своих предков, сохранивших до наших дней традиционный образ жизни, промыслы и хозяйствование, насчитывающие на территории Российской Федерации менее пятидесяти тысяч человек и позиционирующие себя, как самостоятельное этническое общество. Представителями таких народов являются: ижорцы, проживающие на территории Ленинградской области, нагайбаки, живущие в Челябинской области, народы сету из Псковской области, абазины из Карачаево-Черкесии и многие другие народности (Указ №255 Правительства России от 24.03.2000 года).

Законом АГС определяется как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. На АГС не могут быть направлены граждане, которые подлежат зачислению в запас: АГС – это деятельность, осуществляемая теми, кто должен быть призван на военную службу, если бы не имел оснований для направления на АГС. Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не годными к военной службе, не направляются на АГС, т.к. подлежат зачислению в запас. Строго по тексту закона (п. 2 ст. 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), на АГС не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
— имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
— не подлежат призыву на военную службу;
— имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Для несения гражданской альтернативной службы юноши, чаще всего, направляются в другие регионы России за пределы местности, в которой они проживают. Если же отъезд невозможен по объективным и уважительным причинам, то молодые люди направляются в организации и учреждения, находящиеся на территории их субъекта РФ, то есть они остаются служить по месту жительства.

Порядок подачи заявления на АГС

Реализация права на замену военной службы альтернативной гражданской сопряжено с доказыванием оснований наличия у гражданина права на замену. Призывник должен лично подать в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. К письменному заявлению необходимо приложить автобиографию и характеристику с последнего места работы или учёбы гражданина. Кроме того, гражданин имеет право указать лиц, согласных подтвердить всю достоверность приведённых доводов о том, что прохождение военной службы действительно противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина (п.16 Порядок прохождения гражданской альтернативной службы (одобренный Постановлением Правительства России за № 256 от 28.05.2004 г)). К письменному заявлению граждане, относящиеся к малочисленным народам, прикладывают документы, подтверждающие принадлежность к малочисленному коренному народу, ведение традиционного этнического образа жизни, занятия традиционным промыслом и осуществление традиционного хозяйствования (п.35 Положения). Этими документами могут быть свидетельство о рождении, справка от органов местного самоуправления, подтверждающая данные обстоятельства.

Заявление подаётся: до 1 апреля – гражданином, который должен быть призван на военную службу в октябре – декабре текущего года; до 1 октября – гражданином, который должен быть призван на военную службу в апреле – июне следующего года. Для ряда категорий граждан установлены специальные сроки подачи заявлений. Так, граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Нарушение требований к срокам подачи заявления (т.е. несвоевременная подача заявления) лишает гражданина возможности быть направленным на АГС, даже при наличии оснований замены военной службы альтернативной гражданской. Препятствующее прохождению военной службы убеждение (пацифистское, религиозное, иное) может возникнуть в любое время, в том числе и в период с момента окончания отведённого на подачу заявления срока до момента вынесения призывной комиссией решения в отношении гражданина. Не предоставить гражданину, имеющему препятствующие прохождению военной службы убеждения, возможности быть направленным на АГС – значит, лишить его конституционного права.

После получения заявления военный комиссариат выдаст гражданину справку, подтверждающую регистрацию его заявления.

В течение одного месяца со дня истечения срока подачи заявления гражданин вызывается на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления. Заявление рассматривается в присутствии гражданина, его подавшего. Основываясь на выступлении призывника, иных лиц, анализа представленных призывником документов и иных материалов, призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Основаниями отказа закон называет:
— нарушение срока или порядка подачи заявления;
— несоответствие характеризующих документов и иных данных доводам гражданина о наличии у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы;
— указание в заявлении и прилагаемых к нему документах заведомо ложных сведений;
— двукратная неявка на заседание призывной комиссии без уважительных причин;
— уклонение от прохождения АГС в прошлом.

Окончательное решение комиссии должно выноситься в месячный срок с момента окончания срока предъявления письменного заявления в военкомат.
Гражданину, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы альтернативной гражданской, вручается повестка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении на АГС. Гражданин, которому отказано в замене военной службы, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Заключение и решение призывной комиссии, препятствующие направлению на АГС, могут быть обжалованы как в вышестоящую призывную комиссию, так и в суд.
После гражданин, в отношении которого вынесено заключение о замене военной службы АГС, получает предписание на отбытие (в нём указана организация, в которую он направляется для прохождения альтернативной службы и точный срок его прибытия на место) под расписку, также вручается удостоверение и учётная карта призывника.
По прибытии на место прохождения службы призывник предъявляет следующие документы: предписание, общегражданский паспорт, учётную карту, удостоверение, проездные документы (билеты), трудовую книжку, документ об образовании, страховое свидетельство СНИЛС (если таковое имеется), документы воинского учёта (пункт 39 Положения).
Срок АГС в 1,75 раза превышает срок прохождения военной службы по призыву. Таким образом, он составляет 21 месяц (включая два отпуска), а для проходящих её на гражданских должностях в организациях военной сферы (строительные управления Спецстроя, заводы) - 18 месяцев, также с двумя отпусками.

Список видов работ, должностей, профессий, на которых предусматривается прохождение гражданской альтернативной службы, утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 15.02.2011 за № 135-н.
Вакансии для выбравших АГС распределяются в соответствии с образованием, квалификацией, опытом предыдущей работы, состоянием здоровья, потребностью организаций в трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом. Количество свободных мест в 2005 году составляло 3.136, в 2008 году - 9.209. В 2010 году в организации АГС принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5 700 вакансий по 121 профессии от 563 организаций.

Виды работ на АГС

Представители коренных малочисленных народов направляются в оленеводческие бригады и предприятия, занимающиеся традиционными промыслами. Остальные направляемые на АГС служат, в основном, санитарами и почтальонами. Юноша может быть направлен на альтернативную службу по рабочим профессиям, например: дворник, сторож, грузчик, парикмахер, каменщик, сантехник; на должности служащих – прораб на стройку, врач, инженер, техник, учитель, водитель и другим профессиям согласно диплому об образовании. Также наиболее востребованными являются специальности строительной отрасли (каменщик, дорожный рабочий, электрогазосварщик). Разброс зарплат: от 3 800 руб до 20 000 руб. К сожалению, из числа граждан, направляемых на АГС, 58 % вообще не имеют специальности, а 15 % имеют специальности, которые работодателями не востребованы. Более 70 % «альтернативщиков» оставлены нести службу в субъектах России, из которых они призывались, так как всего около 10 % вакансий включают предоставление общежития, поэтому принцип экстерриториальности АГС практически не соблюдается.
Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.

Цифры и факты

В 2010 году большая часть выбрала АГС из-за принадлежности к различным религиозным конфессиям - 324 человека, остальные 59 - из пацифистских убеждений. Заявлений от представителей малых народов не поступало. Из 383 призывников 295 направлены в организации, подведомственные 52 исполнительным органам государственной власти субъектов России. 243 будут проходить АГС в учреждениях социальной сферы, 29 пройдут службу в образовательных учреждениях, а 23 человека - в сельскохозяйственных учреждениях. Остальные 88 граждан направлены в 5 федеральных органов исполнительной власти, из них в Федеральное агентство связи направлены 77 человек; в Роскосмос - 4; в Федеральное медико-биологическое агентство - 3; в Спецстрой - 2; в Федеральную службу исполнения наказаний - 2.
Всего за период с 2004 по 2010 годы было подано 5 388 заявлений. В отношении 4 072 (80,5 %) граждан вынесены заключения о замене военной службы альтернативной гражданской. На АГС направлено 2 174 гражданина, из них 1 411 граждан уволены с АГС по истечению срока службы, по семейным обстоятельствам и по заключениям военно-врачебных комиссий. На конец 2010 года АГС проходили 968 граждан.
В ходе весеннего призыва 2011 года на АГС направлено 294 человека. Граждане могут проходить АГС по 125 профессиям в 633 организациях; имеется более 4 870 рабочих мест. По состоянию на 12 июля 2011 года АГС проходят 979 граждан. В том числе: в федеральных органах исполнительной власти - 254 чел. (Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство связи); в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 725 чел.
В период с 2007 по 2009 годы количество граждан, желающих пройти АГС, колебалось около показателя 450 человек в год, а в 2010 и 2011 годах их количество увеличилось в 1,7 раза. Наибольшее количество граждан проходит АГС на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Московской и Смоленской областей.

Мифы об АГС

Недостоверные сведения о праве на АГС распространяются на всех уровнях, вплоть до региональных военкомов и федеральных телеканалов. Ниже приведены основные примеры такой дезинформации:

Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий (Свидетели Иеговы и другие).
o На самом деле: Выбрать АГС вместо военной службы вправе не только верующий, но и каждый гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).

На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.
o На самом деле: Никакой связи права на АГС с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.

Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.
o На самом деле: К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учёбы. Иных документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).

Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.
o На самом деле: В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).

Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.
o На самом деле: Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).

Заявление не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.
o На самом деле: Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

(кликните, чтобы открыть)

Более подробно о том, что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования, предъявляемые к ней мы поговорим далее в статье.

Однако, одного желания призывника недостаточно. Окончательное слово за призывной комиссией. Именно она может сделать заключение, на основании которого гражданину будет предписана альтернативная гражданская служба, условия и требования к которой установлены в ФЗ Об альтернативной гражданской службе.

Отметим, что в альтернативном случае у призывника нет возможности отсрочить или быть освобожденным от службы. Такое положение прописано в п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ (закон об альтернативной гражданской службе).

Альтернативная гражданская служба: условия и требования

Как и в случае с военной службой, все начинается с повестки, которой предшествует поданное заявление — прохождение альтернативной службы. Повестка о прохождении альтернативной службы должна включать некоторые пункты:

  1. место, где будет проходить альтернативная служба в армии;
  2. срок прибытия в военный комиссариат.

В указанный срок призывник должен явиться в военкомат и получить следующие документы:

  1. предписание для убытия к месту, где будет проходить альтернативная военная служба. Документ выдается под расписку от уполномоченного лица военкомата;
  2. удостоверение и учетную карточку служащего по альтернативной схеме.

Данные документы должны быть выданы в соответствии с:

  • п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 ;
  • ст. 13, 14 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ .

Срок альтернативной службы составляет от 18 до 21 месяца, в зависимости от того, где предпочитает служить призывник: в качестве гражданского персонала в воинской части либо в гражданском учреждении.

Кто имеет право на альтернативную службу? По закону — это лица, которые ввиду своих философских или религиозных убеждений не могут служить в действующей армии, а также представители народов Крайнего Севера, ведущие традиционное хозяйство.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ гласит, что:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Альтернативная гражданская служба: список профессий и места прохождения

Если призывник проживает в той же стране, где и призывается, то вариантов несколько. Он может проходить службу в больницах, учреждениях социальной защиты и других организациях, которые находятся в ведомстве федеральных органов исполнительной власти. Также есть возможность отдать долг родине в организации, находящейся в ведомстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Третий вариант – вооруженные силы РФ и другие воинские формирования. В данном случае призывник будет выступать в роли гражданского персонала.

Интересно

Если гражданин РФ постоянно проживает за пределами страны, он также может пройти альтернативную службу. В данном случае он имеет право на проживание в общежитии, которое соответствует санитарным нормам и предоставляется бесплатно.

Интересующимся тем, что такое альтернативная гражданская служба, список профессий, на основании которых возможно прохождение альтернативной службы, можно легко найти в сети Интернет. Такой список разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Перед тем, как военный комиссариат вынесет решение о возможности причисления призывника к числу альтернативных служащих, она учитывает некоторые детали.

  1. К альтернативному призыву подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет.
  2. Образование. В большинстве случаев, граждане со средним образованием направляются на воинскую службу. Если получено среднее специальное образование, это говорит о том, что лицо может уже работать, а значит и быть альтернативным призывником;
  3. Специальность и квалификация;
  4. Опыт работы. В основном, влияет на шансы занимать рабочее место на постоянной основе;
  5. Состояние здоровья. Трудовые инвалиды вполне могут рассчитывать на альтернативную службу;
  6. Семейное положение. Родитель двоих детей имеет шансы на альтернативные войска;
  7. Потребность работодателей в трудовых ресурсах.

Процедура проходит в несколько шагов:

  1. Заключение срочного трудового договора. В течение трех дней работодатель сообщит об этом военкомату и органу исполнительной власти, в ведомстве которой находится организация.
  2. Отметка в учетной карте о прибытии в компанию. Исполнительный срок исключен. Все особенности в соответствии с п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.
  3. Предоставление бесплатного общежития, социальной одежды и обуви, средств личной защиты – если необходимы для выполнения работ, связанных с профессией.

Отношения между работодателем и работником-призывником регламентируются Трудовым кодексом РФ. В том числе в вопросах оплаты. Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

У альтернативного служащего есть право на ежегодный отпуск в 28 календарных дней. В отдельных случаях, указанных в ст. 17 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ, возможен более длительный отпуск.

Альтернативная военная служба в РФ предусматривает и ряд ограничений. Так, например, при прохождении альтернативной службы жить вместе с теми, кто проходит воинскую службу запрещено.

Подпишитесь на свежие новости

Право на альтернативную гражданскую службу имеют лица, чьи убеждения или вероисповедание противоречит пребыванию в рядах армии. Данная возможность установлена в ст. 59, ч. 3 Конституции. Перечень оснований, по которым осуществляется замена военной службы альтернативной гражданской, не считается исчерпывающим. Этот список оставлен открытым с указанием на возможность существования и других причин, предусмотренных нормами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет альтернативная гражданская служба РФ.

Юридический аспект

Порядок, в соответствии с которым осуществляется направление лиц на АГС, устанавливает Закон "Об альтернативной гражданской службе", а также принятые на его основе нормативные акты. В положениях ФЗ предусмотрено дополнительное основание – принадлежность к малочисленному коренному народу. При этом принимается во внимание ведение призывником традиционного хозяйства и занятие промыслами.

Характеристика

Альтернативная гражданская служба представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемый в государственных и общественных интересах. На АГС не направляются лица, которые должны быть зачислены в запас. Альтернативная гражданская служба – деятельность, которая осуществляется теми, кто был бы зачислен в ряды армии, если бы не имел оснований для отправки на АГС. В связи с этим призывники, которые признаны не годными или имеют ограничения по здоровью, зачисляются в запас. В Законе по этому поводу приведен перечень лиц, которые не направляются на АГС. К ним относят граждан, которые:


Обращение в комиссариат

Для реализации своего права на альтернативную службу призывнику необходимо лично подать заявление. Бумагу следует принести:

  • До 1 апреля тем, кто должен призываться в октябре-декабре в текущем году.
  • До 1 октября тем, кто подлежит отправке на службу в апреле-июне будущего года.

Для некоторых категорий устанавливаются иные сроки подачи заявлений. В частности, данное положение касается тех, кто пользуется отсрочками. Если их сроки истекают после завершения очередного призыва, в случае преждевременного прекращения оснований, граждане могут подать заявление, отражающее просьбу о замене военной службы альтернативной, после 1 апреля либо 1 октября на протяжении 10-ти дней с момента устранения причин для отсрочки. При нарушении данного порядка (несвоевременном обращении в комиссариат) лицо лишается указанной возможности. Данное предписание действует также в случае, если у гражданина имеются основания для зачисления его на альтернативную гражданскую службу.

Важный момент

Основание (религиозное, пацифистское и иное, предусмотренное в законе), которое может препятствовать прохождению службы по призыву, может возникнуть в любое время и в течение периода, начавшегося с момента завершения срока, отведенного на обращение в комиссариат до момента принятия комиссией решения относительно гражданина, в том числе. Непредоставление возможности лицу, имеющему убеждения, не позволяющие ему находиться в рядах армии, быть направленным на АГС означает ущемление его конституционных интересов и свобод.

Принятие решение комиссией

На протяжении месяца с даты истечения срока, в который можно подать заявление, гражданина вызывают на заседание. Призывная комиссия рассматривает обращение в присутствии лица, желающего отправиться на АГС. Выслушав выступление призывника, других лиц, исследовав документы и прочие материалы, предоставленные заявителем, должностные лица выносят решение. В нем может содержаться заключение о замене военной альтернативной службой или мотивированный отказ об удовлетворении обращения.

Отклонение прошения

В ФЗ установлены основания, в соответствии с которыми комиссия может отказать заявителю, желающему заменить военную службу альтернативной гражданской. К ним, в частности, относят:


Если заявление было удовлетворено, призывнику вручается направление на медицинское освидетельствование и повестка на заседание для решения вопроса о непосредственной отправке на АГС. Если гражданину было отказано, то он отправляется на военную службу в соответствии с общими основаниями. Заключения и решения призывной комиссии, которые препятствуют направлению на АГС, призывник может опротестовать как в суд, так и в вышестоящую комиссию.

Сроки

Призывник, в отношении которого было принято решение о зачислении его на АГС, направляется к месту ее несения комиссаром. Продолжительность альтернативной службы превышает срок военной по призыву в 1.75 раза. Она составляет:

  • Для призывников, направленных на АГС после 1.01.2008-го – 18 мес.
  • Для лиц, закончивших муниципальные, государственные учебные заведения или получившие госаккредитацию по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) негосударственных образовательных учреждений в/о и зачисленных на альтернативную службу до 1.01.2008-го, – 18 мес.
  • Для других граждан, направленных до 1 янв. 2007-го года, – 36 мес.
  • Для лиц, зачисленных на АГС с 1 янв. по 31 дек. 2007-го г. включительно, - 27 мес.

Прохождение гражданской альтернативной службы

Призывники могут нести АГС индивидуально либо в составе формирований и групп в организациях:

Мнение мировой общественности

В Резолюции, принятой Комиссией ООН подчеркивается, что альтернативная гражданская служба должны иметь нестроевой характер. Форма ее несения должна служить общественным интересам и быть адекватной, "некарательной" продолжительности. Данные определения сходны с приведенными в Рекомендации указаниями Комитета Министров СЕ о том, что длительность альтернативной службы в сравнении с воинской должна находиться в разумных пределах. Вместе с введением АГС, государством может быть установлен порядок организации невооруженных формирований. В них могут проходить службу граждане, чьи основания отказа касались личного пользования оружием. Эта Рекомендация содержит также дополнительное замечание. Его суть состоит в том, что лица на АГС не должны быть ущемлены ни в социальном, ни в финансовом плане. Юридические положения и нормы, в соответствии с которыми осуществляется включение военной службы в стаж, определение пенсий и повышений должности, необходимо также относить и к альтернативной.
В Резолюции Европарламента указано также, что продолжительность АГС не должна превышать длительность пребывания в рядах армии более чем на 50%. Большая продолжительность необходима только лишь как компенсация времени проведения резервных учений. В Резолюции также содержится призыв к тому, чтобы граждане, которые проходят альтернативную службу, были обеспечены защитой от эксплуатации их труда и оплата их деятельности была равна той, что получают лица, призванные в вооруженные силы. Вместе с этим, в документе содержится рекомендация о том, что призывники, которые несут альтернативную службу, должны обладать возможностью проходить обучение и последующую отпускную учебу, аналогично тому, что предусматривается во время пребывания в рядах войск.