Юридическая консультация. Юридическая консультация Подрядчик нарушил сроки

Минфин России в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 502-ФЗ) и поступающими вопросами об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) до вступления в силу положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № ЗОЗ-ФЗ), сообщает следующее.

Возможно ли изменить смету по контракту, заключенному в рамках 44-ФЗ?

По результатам аукциона на проведение работ по капитальному ремонту был заключен контракт с единственным поставщиком (остальных отклонили). В ходе выполнения работ выясняется, что одни виды работ проводить не требуется, а другие работы необходимо проводить с использованием других более дорогих материалов. Можем ли мы заменять одни работы другими и изменять характеристики отделочных материалов?

Можно ли изменить поставщика в электронном аукционе?

Поставщик выиграл электронный аукцион (на поставку лекарственных препаратов), но после заключения контракта прислал письмо о закрытии организации. Теперь предлагает поставку товара от другого поставщика, товар абсолютно соответствующий характеристикам, даже с улучшенными. Можем ли мы сменить в контракте поставщика?

Минфин обозначил свою позицию по основным вопросам, возникающим в госзакупках при переходе на новую ставку НДС

В связи с поступающими вопросами о порядке действий государственных и муниципальных заказчиков при увеличении с 01.01.2019 ставки НДС с 18% до 20%, Минфин РФ подготовил согласно которому обозначил свою позицию по следующим вопросам.

Можно ли увеличить количество запасных частей на 10% при условии, что цена контракта не изменяется?

Как можно внести изменение в государственный контракт размешенный на портале после подписания?

Как можно внести изменение в государственный контракт размешенный на портале после подписания, в контракте указано что НДС не облагается, а надо чтобы облагалось.

Можно ли продолжать работать по контракту расторгнутому в одностороннем порядке, сведения о расторжении которого не внесены в ЕИС?

Заказчик 26.06.2018 г. вынес решение об одностороннем расторжении контракта, опубликовали на сайте ЕИС в этот же день, также оповестили телеграммой Поставщика о данном решении. По истечении 10 дней контракт считается расторгнут, в течении 3х дней направляем в УФАС заявление о включении Поставщика в РНП. УФАС отказало в включении в РНП.

Что делать если победили в аукционе, но контракт заключать не хотим?

Победили в аукционе, но по результатам более внимательного изучения документации поняли, что контракт исполнять нам не выгодно и заключать его не хотим? Что можно сделать?

Можно ли каждый год увеличивать контракт на 10%?

Контракт заключен по 44-ФЗ на 3 года. Правомерно ли вносить ежегодно изменения в контракт увеличивая его сумму на 10%?

Есть ли необходимость предоставления в 2018 году Сведений об операциях с целевыми средствами по государственным контрактам по ГОЗ, заключенным в 2017 году?

Установлен ли предельный срок, до которого необходимо заключить контракт с единственным поставщиком после размещения извещения?

Подскажите пожалуйста, в случае закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, в случае когда предусмотрено размещение извещения, после размещения извещения каков срок заключения контракта, можно ли, допустим, разместить извещение в одном месяце согласно размещенному плану-графику, а заключить контракт в следующем месяце или вообще в другом?

Нужно ли вносить изменения в контракт и в реестр контрактов если у одной из сторон контракта, заключенного по 44-ФЗ, изменился адрес или директор?

У исполнителя по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ "О контрактной системе", сменился адрес и директор. Нужно ли в этом случае заключать дополнительное соглашение и вносить сведения в реестр контрактов?

Что делать если поставщик нарушает сроки поставки товара по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ?

По результатам проведенного электронного аукциона был заключен контракт на поставку картриджей для оргтехники. В контракте указано, что поставщик поставляет картриджи по заявкам заказчика в течение 10 рабочих дней. Однако поставщик постоянно нарушает сроки поставки. Что в данном случае делать заказчику?

Обязательно ли указывать сумму обеспечения исполнения контракта?

Есть ли нарушение 44 фз если в проекте гос.контракта не указан размер обеспечения контракта все остальное касаемо обеспечения указано в соотоветсвии с 44 фз,но в документации все прописано подробно касаемо обеспечения

Какие наши действия, если поставщик по госзаказу не может выполнить свои обязательства?

Заключили контракт, но Поставщик прислал письмо с просьбой о расторжении по соглашению сторон. Его причина(дословно): "Хотим проинформировать вас о том, что наша компания переживает на данный момент серьёзный производственный кризис в связи с юридической тяжбой по факту внесения нашей организации в список недобросовестных поставщиков, что ограничивает нашу деятельность и финансовые отношения с заказчиками" , ниже приведена ссылка. Прошу Вашей консультации, как нам действовать дальше?

Можно ли увеличить при заключении контракта количество товара только по одной позиции спецификации?

Можно ли на стадии заключения контракта увеличить количество поставляемого товара по 2 позициям (всего в контракте 5 наименований) в 4 разаа другие позиции не изменять?

Письмо Минфина России от 12.12.2017 № 24-03-07/82773 "О форме контракта и о возможности обмена электронными документами при проведении запроса котировок"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения контракта по итогам запроса котировок, сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 21.12.2017 № 24-02-06/85477 "Об увеличении количества товара при закупке разноименных товаров либо при поставке нескольких позиций товара"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 14.04.2017 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части возможности увеличения количества поставляемого товара в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае закупки разноименных товаров, а также в случае предложения нескольких позиций торговых наименований на одно МНН, сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 02.03.2018 № 24-02-08/13720 "О содержании контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 25.12.2017 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части трактовки понятий проекта контракта, извещения о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе и заявки на участие в электронном аукционе согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, сообщает следующее.

  • Страница 1 из 11
  • 1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

    3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

    4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

    5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

    6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ .

    7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

    11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

    13. В контракт включаются обязательные условия:

    1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

    2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

    13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

    14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

    15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

    16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

    16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

    18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

    19 - 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ .

    22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

    23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

    24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

    25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

    26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

    27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

    29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

    1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

    2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

    • Подпункт «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит описание возможности увеличения предусмотренного контрактом объема товаров, работ, услуг, но не более чем на 10% цены контракта. В случае, если контракт заключен на поставку нескольких позиций товара, а существует потребность в увеличении лишь одной из них, законным ли будет заключение дополнительного соглашения на увеличение объема поставки по одной из позиций контракта на 10% от общей стоимости товаров (цены контракта)?

    Подпункт «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит описание возможности увеличения предусмотренного контрактом объема товаров, работ, услуг, но не более чем на 10% цены контракта. В случае, если контракт заключен на поставку нескольких позиций товара, а существует потребность в увеличении лишь одной из них, законным ли будет заключение дополнительного соглашения на увеличение объема поставки по одной из позиций контракта на 10% от общей стоимости товаров (цены контракта)?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Стороны контракта не вправе увеличить количество отдельных видов товара (позиций) и, соответственно, цену отдельных видов товара (позиций), оставив прочие позиции неизменными. Условие контракта о количестве товаров может быть изменено только путем пропорционального изменения количества всех предусмотренных контрактом товаров (позиций) и цены контракта.

    Обоснование позиции:
    Согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) допускается внесение изменений в контракт по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
    Ни приведенной нормой, ни иными положениями Закона N 44-ФЗ прямо не установлено, что если контракт предусматривает поставку (выполнение, оказание) нескольких позиций товаров (работ, услуг), то условие контракта о количестве товаров (работ, услуг) может быть изменено только путем пропорционального увеличения или уменьшения каждой позиции товара (работы и услуги), предусмотренного контрактом. В связи с этим на практике существует подход, допускающий возможность изменения не более чем на 10% количества и стоимости отдельных позиций, предусмотренных контрактом (смотрите, например, разъяснения на сайте Госзаказа Липецкой области по ссылке: http://tpl.admlr.lipetsk.ru/cms/chapter.do?cache=1&chapterId=6, а также на сайте Комитета государственных закупок Мурманской области по ссылке: http://goszakaz.gov-murman.ru/contact/FAQ/Otvet.php).
    Вместе с тем, как нам представляется, формулировка пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 (в том числе обороты «увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги» и «уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги», а также указание на то, что цена единицы товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта) свидетельствует о том, что речь в этом подпункте идет обо всех товарах, работах, услугах, предусмотренных контрактом. Это вытекает из того, что согласно Закону N 44-ФЗ контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых товаров. Очевидно, что в тех случаях, когда контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товаров, применение предусмотренного пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ способа определения цены единицы товара, во-первых, предполагает необходимость сложения предусмотренного контрактом количества товаров (в рассматриваемой ситуации — товаров разных позиций), а во-вторых, если цены предусмотренных контрактом товаров (позиций) различаются, позволяет определить лишь среднюю цену единицы товара. Именно эта цена (а не цена конкретного товара) должна использоваться при изменении условия контракта о количестве товаров. Следовательно, формальное прочтение пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предполагает, что в предусмотренном этой нормой порядке условие контракта о количестве товаров может быть изменено только путем пропорционального изменения количества всех предусмотренных контрактом товаров (позиций) и цены контракта.
    В заключение отметим, что и ранее, разъясняя порядок применения по существу аналогичной ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», официальные органы придерживались позиции, что пропорциональное изменение количества товара и цены контракта, предусмотренное данной нормой, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров и общей стоимости (смотрите ответы на вопросы
    5 и 6 письма Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2007 NN 16811-АП/Д04, 8035-ВС и /ИА/20555 «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения», письмо Министерства экономического развития РФ от 08.09.2009 N Д05-4388 «О разъяснении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ», п. 2 письма Министерства экономического развития РФ от 20.02.2009 N Д05-926 «О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ» (разъяснения по вопросам 5 и 7)).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Счетчикова Валерия

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Статья 95 44 фз в новой редакции с комментариями

    Федеральный закон № 44 описывает особенности закупки товаров и предоставления услуг на контрактной основе с целью обеспечения федеральных и региональных нужд.

    Что представляет собой ст 95 ФЗ 44?

    Статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривает права заказчика и поставщика на одностороннее расторжение соглашения о закупке. Ст. 95 “ Изменение и расторжение контракта” приводит перечень обстоятельств, когда одна из сторон вправе обнулить договор в силу невыполнения предусмотренных условий или других обстоятельств.

    Изменение и расторжение контракта по 95 статье 44 ФЗ

    Изменения условий контракта о закупке не допускается во время его исполнения. Однако существует ряд обстоятельств, когда положения соглашения позволительно редактировать:

    • Если закупка осуществляется только у одного поставщика и в контракте предусмотрена возможность его изменения. В таком случае поправки вносятся при следующих обстоятельствах:
      • При уменьшении стоимости контракта при том, что товар, работа, услуги и другие предусмотренные соглашением условия не изменяются;
      • При предложении заказчика увеличить или уменьшить количество товаров, объёма услуг или работы на размер не более десяти процентов. В таком случае, при обоюдном согласии стороны могут изменить стоимость договора эквивалентно изменяемым пропорциям предложений соглашения;
    • Если контракт, обеспечивающий федеральные и муницапальные нужды, а также нужды субъектов РФ, который заключён на срок более трёх лет, не может быть выполнен без поправки отдельных условий по причинам, не зависящим от сторон, данный договор может быть изменён при соответствующем решении правительства Российской Федерации.
    • Если цена контракта на лечение гражданина РФ, находящегося за рубежом, с иностранной компанией, изменяется согласно с предоставляемым перечнем услуг, тогда соглашение может быть изменено при условии, что это предусмотрено в договоре с иностранной организацией.

    Читайте также о статье 94 ФЗ 44 тут:

    После заключения контракта невозможно сменить поставщика согласно предусмотренному статьей 95 ограничению об изменении положений договора. Однако существует исключение из данного правила. Если новый поставщик является полноправным правопреемником предыдущего, он наследует все его обязанности и продолжает исполнять все составленные ранее соглашения с клиентами. Также поставщик по контракту может быть изменён, если организация предыдущего заготовителя реорганизуется или сливается с другой фирмой.

    Вам будет интересно ознакомиться с последними положениями статьи №66 ФЗ 44 . Подробнее об этом по ссылке:

    Досрочное расторжение контракта по закону

    Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено в следующих случаях:

    • до начала действия договора, если он вступает в силу с отсрочкой;
    • если в соглашении не указан срок его действия, то его действие может быть остановлено в любое время;
    • действие контракта может быть остановлено в любое время при обоюдном согласии сторон;
      в одностороннем порядке, посредством судебных инстанций, если одна из сторон не соблюдает условия договора.

    Часть 16 статьи 95 ФЗ-44 предусматривает требование отправлять информацию об одностороннем расторжении контрактов по инициативе заказчика в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, если поставщик успел выполнить часть своих обязательств до расторжения договора, тогда при составлении нового соглашения учитывается уже доставленный товар или выполненная услуга, вследствие чего в новом контракте его объём будет меньше.

    При подозрении в недобросовестном оказании услуг или поставке некачественных товаров заказчик имеет право, описанное в настоящей статье, назначить проведение экспертизы. Для этого требуется обратиться в независимую экспертную службу и привлечь компетентных экспертов, которые проведут необходимые исследования и выдадут соответствующее заключение. Таким образом при несоответствии качества товара и услуг с предусмотренными договором, у заказчика будет основание и доказательства для расторжения контракта.

    Новые поправки

    Последние поправки статьи 95 относятся к 01.01.2017, в результате чего пункт 1.1 утратил силу. Предыдущие изменения, которые состоялись 03.07.2016 коснулись существенных условий контракта по ФЗ-44, в результате чего, пункт в) части 3 предусматривает расторжение соглашения в соответствии с условиями, указанными в пункте б), на основе положений текущей статьи закона.

    Текст 95 статьи 44 ФЗ

    Для детального ознакомления с положениями федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рекомендуется скачать его актуальную редакцию текста по следующей ссылке.

    Также для подробного изучения Статьи 95 об изменении и расторжении контракта следует скачать документ с её текстом в последней редакции по ссылке ниже.

    Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

    По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

    Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Изменение условий на основании ГК РФ

    Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

    Пример 1

    30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

    Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

    Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

    Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

    1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

    а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

    Это самое распространенное основание для изменения контракта.

    Пример 1

    Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения - увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

    Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

    Пример 2

    На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, - когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

    Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

    Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

    Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

    С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

    2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

    Пример 3

    В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

    Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

    По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

    3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

    Пример 4

    В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

    4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

    5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    Изменение на основании контракта

    Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве - ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

    Пример 1

    В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

    ФАС признала это условие незаконным. Основание - Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

    Ответственность

    Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

    • на должностных лиц - в размере 20 000 рублей;
    • на юридических лиц - 200 000 рублей.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Статья 95 ФЗ-44: изменения, дополнения

    Контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность нескольких участников и действий, осуществляющих ими. Они (действия) направляются на обеспечение муниципальных и государственных нужд.

    Участниками контрактной системы являются :

    • Органы исполнительной власти субъектов РФ;
    • Федеральные органы исполнительной власти;
    • Другие федеральные органы исполнительной власти;
    • Государственные власти субъектов Российской Федерации;
    • Заказчики;
    • Поставщики;
    • Должностные лица;
    • Операторы интернет-магазинов и другие.

    В соответствии с действующим законодательством участником закупки может быть любое юридическое лицо, вне зависимости от используемой формы правления, места регистрации, формы собственности и так далее. Также участником контрактной закупки может стать любое физическое лицо, например индивидуальный предприниматель.

    Назначение ст 95 ФЗ-44

    Статья 95 44-ФЗ «О контрактной закупке» описывает условия, на основании которых предоставляется возможность изменения или расторжения контракта. Основные из них перечислены ниже.

    Изменить условия контракта в документации о закупке можно, если товар приобретается у единственного поставщика и контракт заключается с одним участником (на основании статьи 95):

    • Была снижена стоимость контракта без снижения объема работ, услуги или количества товара;
    • Если заказчик просит увеличить количество товара, объем предоставляемой услуги или работы должен предоставляться не более чем на 10%. Согласно содержанию статьи, стоимость единицы товара в этом случае определяется как размер основной стоимости, деленный на промежуточный.

    Также следует отметить, что если подписывается контракт, невозможно сменить поставщика из-за ограничений в статье. Но существуют и исключения. Допустим, новый поставщик - это правоприемник предыдущего поставщика по контракту. Смена может произойти по причине реорганизации юридического лица в виде слияния, преобразования или присоединения организации.

    Согласно статье, заказчик по своему усмотрению может назначить экспертизу принятого товара, произведенной работы или оказанной услуги. Это решение требует привлечения независимых экспертов или экспертной организации. Только после этого отказ от выполнения условий контракта в соответствии с частью 8 текущей статьи может быть обоснованным.

    Последние изменения статьи 95 ФЗ-44

    Последние изменения вносились в статью 3 июля 2016 года. Изменения существенных условий контракта по 44-ФЗ коснулись решения, указанного в подпункте «б» действующего пункта. Следовательно, пункт «в» действует в соответствии с общепринятым порядком, который предусматривается настоящим законодательством и текущей статьей.

    Когда допускаются изменение и расторжение контракта?

    Согласно статье, изменение и расторжение контракта допускается в следующих случаях:

    • Если поставщиком или заказчиком в течение 10 дней со дня подписания контракта направляется уведомление в соответствующие органы власти об его расторжении;
    • В течение трех дней (рабочих) после получения подобного уведомления заказчики на основании подпункта «а» пункта 3 настоящей статьи обязаны расторгнуть договор в одностороннем порядке.

    На основании статьи 95 ч 6 ФЗ-44 после изменения или расторжения контракта в течение нескольких дней информация о поставщике передается в специальный реестр недобросовестных участников. Если до расторжения договора поставщик исполнил часть своих обязательств, которые предусматриваются в документе, то при заключении нового документа количество предоставляемого товара, объема выполненной услуги должно быть уменьшено на количество уже поставленного заказчику товара.

    Досрочное расторжение: причины, порядок действий

    Если в контракте закупки не установлен срок действия, то по соглашению сторон он может быть расторгнут досрочно в любой момент.

    Согласно статье, основанием для досрочного расторжения контракта является соглашение сторон. По взаимному согласию он расторгается в любое время вне зависимости от того, когда был заключен.

    Чтобы прекратить действие контракта по соглашению сторон, потребуется выполнить два основных условия:

    • Вы должны определить в контракте срок, со следующего дня которого он прекращает свою юридическую силу;
    • Поставщик имеет право расторгнуть договор, однако есть риск записи его имени в список недобросовестных поставщиков.

    Если заказчик или поставщик не желает досрочно расторгать договор, а у вас есть все основания для этого, воспользуйтесь следующим порядком действий, который не указывается в статье:

    • Напишите заявление в суд;
    • В течение десяти дней дождитесь ответа от судебного пристава;
    • Если у вас будет достаточно доказательств для последующего рассмотрения дела, стороны будут приглашены на судебное заседание;
    • Окончательным решением будет вынесенный судом вердикт.

    Действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описывает отношения, которые направлены на повышение эффективности, результативности проводимых закупок, работ, услуг или товаров. Чтобы закупить качественную продукцию, товар, правильно организуйте правовые отношения согласно действующим статьям:

    1. Для начала необходимо спланировать закупку товара, работ или услуг.
    2. Затем определить поставщика в качестве исполнителя или подрядчика.
    3. На основании полученных данных и предоставления удостоверения личности обоих сторон заключается гражданско-правовой договор на госзакупки.

    Чтобы скачать закон со всеми изменениями, дополнениями и поправками статей, перейдите по следующей ссылке .

    Изменение и расторжение госконтракта по ст. 95 44-ФЗ

    Статьи по теме

    При заключении госконтракта между двумя сторонами, уже после того, как начался процесс его исполнения, иногда возникает необходимость расторгнуть договор или изменить его условия. Порядок того, как это происходит, определяется сообразно ст. 95 федерального закона о контрактной системе. Рассмотрим отдельно случаи с изменением и с расторжением госконтракта.

    Когда можно изменять условия контракта

    Рассмотрим возможности перемены условий договора в соответствии со статьей 95 44-ФЗ. В этой статье закона, наряду со ст. 34, перечислены единственные допустимые основания, на которых условия договора могут быть изменены. К примеру, в ч. 7 статьи 95 федерального закона о контрактной системе указано, что поставщик и госзаказчик могут между собой договориться насчет поставки, объект которой по своим качествам будет превосходить зафиксированные в госконтракте параметры. Такие изменения, в том случае, если они производятся, надлежит зафиксировать в реестре контрактов со стороны заказчика.

    Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
    Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    В ч. 7 статьи 95 закона о контрактной системе, однако, не зафиксирована возможность менять цену госконтракта или цену единицы объекта закупки. При этом другие условия, в части поставки и характеристик объекта закупки, менять допускается (при условии, что изменение характеристик не нанесет вреда выполнению контракта и не может быть сочтено за изменение его предмета, например, перемена в итоге вида строительных работ по классификатору).

    Меж тем, в пп «б» п. 1 ч. 1 статьи 95 Закона о контрактной системе указано, что если заказчик со своей стороны предлагает уменьшить или увеличить объем поставки на 10%, тогда пропорционально может быть изменена и общая цена контракта (но не цена единицы объекта закупки, которая считается как частное от общей первоначальной суммы на количество единиц).

    Когда возможно расторжение контракта в одностороннем порядке

    Требование о расторжении контракта

    В статье 95 Закона № 44-ФЗ регулируется также и возможность расторжения госконтракта. Для этого в части 8 данной статьи предусмотрено несколько оснований:

    • Госконтракт может быть расторгнут по соглашению сторон,
    • Договор можно расторгнуть в результате исполнения решения суда,
    • Если заказчик или поставщик в одностороннем порядке решат расторгнуть договор на существенном основании, статья 95 допускает также и такой вариант.

    По соглашению сторон расторжение госконтракта можно произвести только в том случае, если ни у одной из сторон нет к другой претензии по выполнению, например, просрочки, и задолженностей. Вместе с тем, заказчик имеет право сперва расторгнуть договор с подрядчиком по соглашению сторон (в соответствии со статьей 95 44-ФЗ), а затем взыскать с него неустойку по ГК РФ, сообразно срокам исковой давности.

    С 9 сентября 2017 года изменились штрафы за неисполнение контракта. О всех ситуациях, когда заказчика и постащика штрафуют по-новому, читайте в статье »

    Что касается порядка расторжения контракта по соглашению сторон, здесь стоит руководствоваться статьями Гражданского кодекса.

    1. Во-первых, нужно составить соглашение о расторжении контракта и отправить его второй стороне на подпись. Оно составляется в той же форме, что и сам контракт;
    2. После получения подписанного документа поставить подпись самому;
    3. Контракт будет считаться расторгнутым с того дня, как было подписано соглашение, или же с той даты, которую в соглашении указали;
    4. Последним шагом будет внесение информации о расторжении контракта в реестр контрактов. Это нужно сделать в течение трех дней. Указывается дата расторжения, причина, а также название, дата и номер соглашения. Кстати, подробно причину прописывать не нужно, необходим лишь код. Причине «по соглашению сторон» соответствует код 01.

    Расторгать контракт также необходимо и в некоторых специальных случаях : например, если уже в процессе выполнения контракта поставщик меняет форму юридического лица (например, с ИП на ООО). В этом случае по статье 95 44-ФЗ производится расторжение договора по соглашению сторон и заключается новый контракт на остаточный объем поставки.

    Следует также обратить внимание, что после расторжения договора по соглашению сторон, с тем же самым поставщиком возобновить договор нельзя, нужно проводить новую процедуру закупки на остаточный объем (с учетом норм ч. 18 статьи 95 44-ФЗ).

    По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

    Повышайте квалификацию на курсе « » и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Изменение условий на основании ГК РФ

    Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

    Пример 1

    30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

    Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

    Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

    Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

    1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

    а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

    Это самое распространенное основание для изменения контракта.

    Пример 1

    Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

    Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

    Пример 2

    На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

    Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

    Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

    Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

    С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

    2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

    Пример 3

    В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

    Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

    По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

    3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

    Пример 4

    В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

    4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

    5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

    Изменение на основании контракта

    Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

    Пример 1

    В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

    ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

    Ответственность

    Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

    • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
    • на юридических лиц — 200 000 рублей.

    В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

    • 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
      • а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
      • б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
    • 2) если цена заключённого для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
    • 3) если цена заключённого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
    • 4) если цена заключённого для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
    • 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
    • 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
    • 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

    В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

    В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

    В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

    При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

    В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

    При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключённых заказчиком.

    Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

    Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

    Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трёх рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признаётся дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признаётся дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

    • 1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • 2) если в ходе исполнения заключённого в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключённого в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93
    • 3) если в ходе исполнения заключённого в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключённого в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

    Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона.

    Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учётом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трёх рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признаётся дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

    Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

    При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".