Разногласие между католиками и православными. Католик - это христианин или нет? Католицизм и христианство

Чем католичество отличается от православия? Когда произошло разделение Церквей и почему так случилось? Как правильно православному ко всему этому относиться? Рассказываем самое главное.

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви

Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад - в 1054 году.

Единая Церковь состояла, - как и сейчас состоит православная, - из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, - например, Русская православная или Греческая православная, - имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.

Согласно Символу Веры - Церковь едина, потому что во главе Церкви - Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение . И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Фото: catedra.ru

Какие существуют различия между православием и католичеством?

На сегодняшний день их очень много. И условно они делятся на три типа.

  1. Различия вероучительные - из-за которых, собственно, и случился раскол. Например, догмат о непогрешимости Папы у католиков.
  2. Различия обрядовые . Например - отличная от нас у католиков форма Причастия или обязательный для католических священников обет безбрачия (целибат). То есть, у нас имеются принципиально разные подходы к некоторым сторонам Таинств и Церковной жизни и они могут усложнить гипотетическое воссоединение католиков и православных. Но не они стали причиной для раскола и не они мешают воссоединиться вновь.
  3. Условные различия в традициях. Например - орга ны в храмах; скамейки посередине церкви; священники с бородой или без; различная форма облачений у священников. Другими словами, внешние особенности, которые совершенно не влияют на единство Церкви - поскольку некоторые похожие отличия встречаются даже внутри Православной церкви в разных странах. В общим, если бы разница между православными и католиками заключалась только в них, Единая Церковь никогда бы не разделилась.

Разделение на православие и католичество, которое случилось в XI веке, стало для Церкви прежде всего трагедией, которое остро переживалось и переживается и «нами», и католиками. За тысячу лет несколько раз делались попытки воссоединения. Однако ни одна из них не оказалась по-настоящему жизнеспособной - и об этом мы тоже расскажем ниже.

В чем отличие католичества от православия - из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви - такое разделение существовало всегда. Западная Церковь - это условно территория современной Западной Европы, а позже - все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь - это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь - всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто - отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Непогрешимость папы в католичестве

У каждой церкви есть свой предстоятель - глава. В православных Церквях - это патриарх. Предстоятелем Западной Церкви (или Латинской Кафедры, как ее еще называют) являлся папа, он же сейчас главенствует в католической Церкви.

Католическая церковь исходит из того, что папа непогрешим. Это значит, что любое суждение, решение или мнение, которое он озвучивает перед паствой - это истина и закон для всей Церкви.

Нынешний папа Римский — Франциск

По православному учению ни один человек не может быть выше Церкви. Например, православный патриарх - в случае, если его решения идут вразрез учению Церкви или укоренившихся традиций, - вполне может быть лишен своего сана решением архиерейского собора (как случилось, например, с патриархом Никоном в XVII веке).

Кроме непогрешимости папы в католичестве существует учение о первенстве Римского престола (Церкви). Это учение католики основывают на неверном толковании слов Господа в беседе с апостолами в Кессарии Филиповой - о якобы превосходстве апостола Петра (который позже «основал» Латинскую Церковь), над другими апостолами.

(Мф 16:15–19) «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» .

Подробнее о догмате непогрешимости папы и первенстве Римского престола можно прочитать .

Различие между православными и католиками: текст Символа Веры

Различный текст Символа Веры - это еще одна причина разногласий между православными и католиками, - хотя различие заключается всего лишь в одном слове.

Символ Веры - это молитва, которая была сформулирована в IV веке на первом и втором Вселенских соборах, и она положила конец многим вероучительным спорам. В ней сформулировано все, во что верят христиане.

В чем различие текстов у католиков и у православных? Мы говорим, что верим «И в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики добавляют: «…от «Отца и Сына исходящего…».

На самом деле, добавление всего лишь одного этого слова «И Сына…» (Filioque) существенным образом искажает образ всего христианского учения.

Тема богословская, трудная, о ней сразу лучше читать хотя бы на Википедии .

Учение о чистилище - еще одно различие между католиками и православными

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде - ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков - нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов - и может казаться достаточно серьезным различием, - а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Православие и католичество: различия, которые на самом деле нас не разделяют

Католики причащаются не так, как мы - так ли это?

Православные причащаются Телом и Кровью Христовым из чаши. Католики до недавнего времени причащались не квасным хлебом, а опресноками - то есть, хлебом пресным. Причем, обычные прихожане, в отличие от священнослужителей, причащались только Телом Христовым.

Прежде чем говорить почему так сложилось, нужно заметить, что такая форма католического Причастия в последнее время перестала быть единственной. Сейчас в католических храмах появляются и другие формы этого Таинства - в том числе, и «привычная» для нас: Телом и Кровью из чаши.

А отличная от нас традиция Причастия возникла в католичестве по двум причинам:

  1. Относительно использования пресного хлеба: католики исходят из того, что во времена Христа евреи на Пасху преломляли не квасной, а именно пресный хлеб. (Православные исходят из греческих текстов Нового Завета, где при описании Тайной Вечери, которую совершил Господь с учениками, используется слово «артос», обозначающее квасной хлеб)
  2. По поводу причастия прихожан только Телом : католики исходят из того, что Христос пребывает в равной и полной мере в любой из частей Святых Даров, а не только тогда, когда они соединены воедино. (Православные руководствуются текстом Нового Завета, где Христос прямо говорит о Своем Теле и Крови. Мф 26:26–28: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов »).

В католических храмах сидят

Вообще говоря, это даже не различие между католичеством и православием, поскольку в некоторых православных странах - например, в Болгарии - также принято сидеть, и во многих храмах там также можно увидеть много скамеек и стульев.

Много скамеек, но это не католический, а православный храм — в Нью-Йорке.

В католических храмах есть орга н

Орган - это часть музыкального сопровождения службы. Музыка - это одна из неотъемлемых частей богослужения, потому что если бы это было иначе, не было бы хора, а всю службу читали. Другое дело, что нам, православным, сейчас привычно одно лишь пение.

Во многих латинских странах в храмах устанавливали еще и орган, поскольку считали его божественным инструментом - настолько возвышенным и неземным находили его звучание.

(При этом возможность использования органа в православном богослужении обсуждалась и в России на Поместном соборе 1917-1918 гг. Сторонником этого инструмента был известный церковный композитор Александр Гречанинов.)

Обет безбрачия у католических священников (Целибат)

В православии священником может быть и монах, и женатый священник. Мы достаточно подробно .

В католичестве любой священнослужитель связан обетом безбрачия.

Католические священники бреют бороды

Это еще один пример различных традиций, а не каких-то принципиальных различий между православием и католичеством. Есть борода у человека или ее нет - никаким образом не сказывается на его святости и ничего не говорит о нем, как о хорошем или плохом христианине. Просто в Западных странах с каких-то пор брить бороду принято (скорее всего, это влияние латинской культуры Древнего Рима).

Сейчас никто не запрещает брить бороды и православным священникам. Просто борода у священника или монаха - это настолько укоренившаяся у нас традиция, что ее нарушение может стать «искушением» для окружающих, а потому мало кто из священников решается на это или вообще об этом думает.

Митрополит Антоний Сурожский — один из самых известных православных пастырей XX века. Какое-то время он служил без бороды.

Продолжительность богослужений и строгость постов

Так сложилось, что за последние 100 лет Церковная жизнь католиков значительно «упростилась» - если можно так сказать. Сократилась продолжительность богослужений, стали проще и короче посты (например, перед причастием достаточно не вкушать пищу лишь несколько часов). Таким образом, католическая Церковь постаралась уменьшить разрыв между собой и светской частью общества - боясь, что излишняя строгость правил может отпугнуть современных людей. Помогло это или нет сказать трудно.

Православная Церковь в своих взглядах на строгость постов и внешних обрядов исходит из следующего:

Безусловно, мир сильно изменился и жить по всей строгости большинству людей сейчас будет невозможно. Однако память о Правилах и строгой аскетической жизни все равно важна. «Умерщвляя плоть, мы освобождаем дух». И забывать об этом нельзя - хотя бы, как об идеале, к которому нужно в глубине души стремиться. А если эта «мера» пропадет - то как сохранить нужную «планку»?

Это лишь малая часть внешних традиционных различий, которые сложились между православием и католичеством.

Однако важно знать и что наши Церкви объединяет:

  • наличие Церковных Таинств (причастие, исповедь, крещение и т.д)
  • почитание Святой Троицы
  • почитание Божией Матери
  • почитание икон
  • почитание святых угодников и их мощей
  • общие святые за первые десять веков существования Церкви
  • Священное Писание

В феврале 2016 года года на Кубе состоялась первая в истории встреча патриарха Русской православной Церкви и Папы Римского (Франциска). Событие исторического масштаба, но никакой речи об объединенении Церквей на ней не шло.

Православие и католичество - попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии - между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью - священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Вот эти три Унии:

Лионская Уния (1274 год)

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства - крестовыми походами, Византия - противостоянием с Турками, Русь - с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге - народ объединение на таких условиях не поддержал.

Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…

Брестская Уния (1596 год)

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен - хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык - остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий - а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.

Разделение православия и католичества: как к этому относиться?

Мы бы хотели привести короткую цитату из писем православного епископа Илариона (Троицкого), который умер в первой половине XX века. Будучи ревностным защитником православных догматов, он тем не менее пишет:

«Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы [православные] церковное богатсво сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием». (Письмо пятое. Православие на Западе)

А вот, что еще веком ранее ответил одной женщине святитель Феофан Затворник, когда та спросила: «Отче, объясните мне: никто из католиков не спасется?».

Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».

Этот ответ и цитата Илариона (Троицкого), возможно, очень точно обозначают то верное отношение православного человека к такому случившемуся несчастью, как разделение Церквей.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Христиане во всём мире ведут споры о том, какие из верований правильнее и главнее. Относительно католиков и православных: в чем разница (и есть ли она) на сегодняшний день - наиболее интересующие вопросы.

Казалось бы, все настолько понятно и просто, что каждый однозначно может кратко ответить. Но существуют и те, кто попросту даже не знают, какие взаимоотношения между этими конфессиями.

История существования двух течений

Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.

Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много. В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью. Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.

Сходства православия и католицизма

У православия и католицизма сходства и различия находятся приблизительно в равной пропорции. Стоит отметить, что обе религии имеют не только ряд отличий. И православие, и католицизм очень похожие между собой. Вот основные пункты:

Кроме того, обе конфессии едины в почитании икон, Богоматери, Святой Троицы, святых, их мощей. Также церкви объединяет одни святые угодники первого тысячелетия, Святое Письмо, Церковные Таинства.

Различия между конфессиями

Отличительные особенности между данными конфессиями также существуют. Именно из-за этих факторов некогда произошел раскол церкви. Стоит отметить:

  • Крестное знамение. Сегодня, наверное, все в курсе, как крестятся католики и православные. Католики крестятся слева направо, мы же наоборот. Согласно символике, когда мы крестимся сперва слева, потом направо, то мы обращены к Богу, если наоборот - Бог направлен к своим служителям и благословляет их.
  • Единство Церкви. У католиков одна вера, таинства и глава - Папа Римский. В православии нет одного лидера Церкви, поэтому существует несколько патриархатов (Московский, Киевский, Сербский и т. д.).
  • Особенности заключения церковного брака. В католичестве развод - это табу. Наша церковь, в отличие от католичества, допускает расторжение брака.
  • Рай и ад. Согласно католическому догмату, душа умершего проходит чистилище. В православии верят, что человеческая душа проходит так называемые мытарства.
  • Безгрешное Зачатие Богоматери. Согласно принятому католическому догмату, Богородица была непорочно зачата. Наше духовенство считает, что Богоматерь имела прародительский грех, хотя её святость прославляется в молитвах.
  • Принятие решений (число соборов). Православные церкви принимают решения 7 Вселенскими cоборами, католические - 21.
  • Разногласие в положениях. Наше духовенство не признаёт догматы католиков о том, что Святой дух исходит и от Отца и от Сына, считая, что только от Отца.
  • Суть любви. Святой Дух у католиков знаменуется как любовь между Отцом и Сыном, Богом, верующими. Православные же видят любовь триединой: Отец - Сын - Святой Дух.
  • Непогрешимость Папы Римского. Православие отрицает главенство Папы Римского над всем христианством и его непогрешимость.
  • Таинство Крещения. Мы в обязательном порядке должны перед процедурой исповедоваться. Ребёнка погружают в купель, а за латинским обрядом воду льют на голову. Иповедь считается добровольным деянием.
  • Священнослужители. Католические священники называются пасторами, ксендзами (у поляков) и батюшками (поп в обиходе) у православных. Пасторы не носят бороду, а батюшки и монахи ходят с бородой.
  • Пост. Католические каноны относительно поста менее строгие, чем у православных. Минимальное удержание от пищи - 1 час. В отличие от них, минимальное удержание от пищи у нас составляет 6 часов.
  • Молитвы перед иконами. Бытует мнение, что католики не молятся перед иконами. На самом деле это не так. У них есть иконы, однако они имеют ряд особенностей, которые отличаются от православных. Например, левая рука у святого лежит на правой (у православных наоборот), а все слова написаны латынью.
  • Литургия . Согласно традициям, церковные богослужения совершаются на Гостии (пресный хлеб) в западном обряде и Просфоре (квасной хлеб) у православных.
  • Целибат. Все католические служители церкви дают обет безбрачия, наши же священники женятся.
  • Свята вода. Церковные служители святят, а католики благословляют воду.
  • Поминальные дни. У данных конфессий отличаются и дни поминания усопших. У католиков - третий, седьмой и тридцатый день. У православных - третий, девятый, сороковой.

Церковная иерархия

Стоит отметить также разницу в иерархических разрядах. Согласно разрядной таблице, самую высокую ступень у православных занимает патриарх . Следующая ступень - митрополит , архиепископ, епископ . Далее следуют разряды священников и дьяконов.

Католическая церковь имеет такие ранги:

  • Папа Римский;
  • Архиепископы,
  • Кардиналы;
  • Епископы;
  • Священники;
  • Дьяконы.

У православных есть два мнения по поводу католиков. Первое: католики - еретики, которые исказили символ веры. Второе: католики - схизматики, потому как именно из-за них произошёл раскол от Единой Святой Апостольной Церкви. Католичество же считает раскольниками нас, не причисляя при этом к еретикам.

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм , возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень - Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными , независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух - Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище , где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение - это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах


Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные - юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении - это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский - со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом - ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения


Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет - Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками , если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Видео о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Православная и католическая церковь, как мы знаем, - две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются? Разделение церкви произошло еще в 1054 году. Собственно разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты и католики и православные уже не смотрят косо друг на друга, провозглашая идею общих корней и принципов, реально разногласия остаются до сих пор.

Итак, чем отличаются католики от православных. Оказывается, дело совсем не в том, что одни крестятся справа налево, а другие наоборот (впрочем в этом тоже). Суть противоречий гораздо глубже.

1. Католики почитают Деву Марию именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Кроме того, католики постулируют тот факт, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос. Она, с точки зрения католиков, была еще при жизни вознесена живой на небо, а у православных же существует даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы. А это вам не Бозон Хикса, в существовании которого можно верить или нет и это не мешает проводить исследования и докопаться когда-нибудь до истины. Тут принципиальный вопрос - если ты сомневаешься в постулате веры, то ты не можешь считаться полноценным верующим.

2. У католиков все священники должны соблюдать целибат - им запрещено заниматься сексом, а тем более жениться. У православных же духовенство делятся на черное и бело. То есть поэтому дьяконы и священники могут и даже должны жениться, плодиться и размножаться, тогда как черному духовенству (монахам) секс запрещен. Совсем. Считается, что высших чинов и званий в православии, при этом могут добиться только монашествующие. Порою, для повышения по службе до епископа, местному батюшке приходится расставаться с женами. Самый лучший путь при этом - отослать супругу в монастырь.

3. Католики признают наличие (кроме ада и рая) чистилища – где душа, признанная не слишком грешной, но и не праведной, как следует выжаривается и отбеливается, прежде чем ей удастся проникнуть за райские врата. Православные же в чистилище не верят. Впрочем, представления о рае и аде у них вообще смутные – считается, что знания о них закрыты для человека в земной жизни. Католики же давно высчитали толщину всех девяти райских хрустальных сводов, составили список растущих в раю растений и даже измерили в мерках меда сладость, которую испытывает язык души, впервые вдохнувшей ароматы рая.

4. Существенный пункт - касается основной молитвы христиан «Символ Веры». Перечисляя, во что именно верует адепт, он произносит «в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго». В отличие от православных, католики добавляют здесь еще и «и от Сына». Вопрос, на котором много теологов сломали копья.

5. В причастии католики едят пресный хлеб, а православные – хлеб из заквашенного теста. Казалось бы, здесь можно пойти на встречу друг другу, но кто первый сделает шаг?

6. Во время крещения католики лишь поливают детей и взрослых водой, а в православии положено окунаться в купель с головой. Поэтому крупных младенцев, которые не влезают в детскую купель полностью, в результате чего священник вынужден поливать выступающие части их тела пригоршней, в православии называют «обливанцами». Считается, хотя и неофициально, что над обливанцами бесы имеют больше власти, чем над крещенными нормально.

7. Католики крестятся слева направо и всеми пятью пальцами, соединенными в щепоть. При этом они не тянутся к животу, а совершают нижнее прикосновение в районе груди. Это дает православным, крестящимся тремя перстами (в отдельных случаях двумя) справа налево, повод утверждать, что католики рисуют на себе не нормальный крест, а перевернутый вверх ногами, сиречь сатанинский знак.

8. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

9. Ну и католики почитают папу римского непогрешимым наместником Бога на земле. В православной церкви аналогичную должность занимает Патриарх. Который, теоретически, тоже может оступиться.


Христианская вера испокон веков претерпевала нападки со стороны противников. Кроме того, попытки по своему истолковывать Священное Писание предпринимали в разное время разные люди. Возможно, это и стало причиной того, что христианская вера разделилась с течением времени на католическую, протестантскую и православную. Все они очень похожи, но существуют между ними и различия. Кто такие протестанты и чем их учение отличается от католического и православного? Попробуем разобраться. Начнем с истоков - с образования первой Церкви.

Как появились Православная и Католическая Церкви?

Примерно в 50-е годы от Рождества Христова ученики Иисуса и их сторонники создали Православную Христианскую Церковь, существующую и поныне. Сначала было пять древних Христианских Церквей. В первые восемь веков с момента рождения Христа Православная Церковь, ведомая Святым Духом, выстроила свое учение, выработала свои методики и свои традиции. Для этого все Пять Церквей принимали участие во Вселенских Соборах. Это учение не изменилось и сегодня. Православная Церковь включает в себя Церкви, не связанные друг с другом ничем, кроме веры - Сирийскую, Русскую, Греческую, Иерусалимскую и т. д. Но нет никакой другой организации или никакого человека, объединяющих под своё начало все эти Церкви. Единственный начальник в Православной Церкви - Иисус Христос. Почему в молитве Православная Церковь называется Соборной? Все просто: если нужно принять важное решение, все Церкви принимают участие во Вселенском Соборе. Позднее, через тысячу лет, в 1054 году от пяти древних Христианских церквей отделилась Римская Церковь, она же католическая.

Эта Церковь не спрашивала совета у других членов Вселенского Собора, а сама принимала решения и проводила реформы в церковной жизни. Более подробно об учении Римской Церкви поговорим чуть позже.

Как появились протестанты?

Вернемся к главному вопросу: "Кто такие протестанты?" После обособления Римской Церкви, многим людям не нравились изменения, вводимые ею. Народу не напрасно казалось, что все реформы направлены лишь на то, чтобы сделать Церковь богаче и влиятельнее.

Ведь даже для того, чтобы искупить грехи, человек должен был заплатить определенную сумму денег Церкви. И вот в 1517 году, в Германии, монах Мартин Лютер дал толчок протестантской вере. Он обличил Римско-католическую Церковь и ее служителей в том, что они ищут лишь собственную выгоду, забывая о Боге. Лютер говорил, что нужно отдавать предпочтение Библии, если есть конфликт между церковными традициями и Священным Писанием. А еще Лютер перевел Библию с латинского на немецкий, провозгласив утверждение, что каждый человек может сам изучать Священное Писание и толковать его по своему. Так и протестанты? Протестанты требовали пересмотра отношения к религии, избавления от ненужных традиций и обрядов. Вражда началась между двумя христианскими конфессиями. Воевали католики и протестанты. Разница лишь в том, что католики боролись за власть и подчинение себе, а протестанты - за свободу выбора и верный путь в религии.

Гонения протестантов

Конечно, Римская Церковь не могла оставить без внимания нападки тех, кто противился беспрекословному подчинению. Католики не хотели принимать и понимать, кто такие протестанты. Были массовые расправы католиков над протестантами, принародные казни тех, кто отказывался стать католиками, притеснения, насмешки, гонения. Приверженцы протестантизма тоже не всегда мирным путем доказывали свою правоту. Протесты противников католической Церкви и ее правления во многих странах прокатились массовыми погромами католических храмов. Например, в 16 веке в Нидерландах было более 5000 погромов восставшими против католиков людьми. В ответ на мятежи власти чинили свой суд, они не разбирали, чем католики отличаются от протестантов. В тех же Нидерландах за 80 лет войны властей с протестантами было осуждено и казнено 2000 заговорщиков. Всего же в этой стране за веру пострадало около 100000 протестантов. И это только в одной стране. Протестанты, несмотря ни на что, отстояли свое право на иную точку зрения в вопросе Церковной жизни. Но, неопределенность, присутствовавшая в их учении, привела к тому, что от протестантов стали отделятся другие группы. Во всем мире насчитывается больше двадцати тысяч различных протестантских церквей, например, лютеранская, англиканская, баптистская, пятидесятническая, а еще среди протестантских течений есть методисты, пресвитериане, адвентисты, конгрегационалисты, квакеры и др. Католики и протестанты очень изменили Церковь. Кто такие католики и протестанты по своему учению попробуем разобраться. По сути, христианами являются и католики, и протестанты, и православные. Отличия между ними в том, что у Православной Церкви есть то, что можно назвать полнотой учения Христа - это школа и пример добра, это лечебница для душ людских, а протестанты все более и более упрощают все это, создавая что-то такое, в чем очень трудно узнать учение добродетели, и что невозможно назвать полным учением о спасении.

Основные принципы протестантов

Ответить на вопрос о том, кто такие протестанты, можно, поняв основные принципы их учения. Протестанты считают весь богатый церковный опыт, все духовное искусство, собираемое веками, недействительными. Они признают только Библию, полагая, что она - единственно верный источник того, как и что нужно делать в церковной жизни. Для протестантов христианские общины времен Иисуса и его апостолов - идеал того, какой должна быть жизнь христианина. Но приверженцы протестантизма не учитывают того обстоятельства, что тогда церковной структуры просто не существовало. Протестанты упростили все Церковное, кроме Библии, в основном, из-за реформ Римской Церкви. Поскольку католицизм очень изменил учение и отклонился от христианского духа. А расколы у протестантов начали происходить потому, что они откинули все - вплоть до учений великих святых, духовных учителей, руководителей Церкви. И раз уж протестанты стали отрицать эти учения, точнее, не воспринимали их, то у них начались споры в толковании Библии. Отсюда раскол в протестантизме и трата сил не на самовоспитание, как у православных, а на бесполезную борьбу. Отличие католиков от протестантов стирается на фоне того, что православных, хранящих уже больше 2000 лет свою веру в том виде, в котором ее передал Иисус, и те, и другие называют мутацией христианства. И католики, и протестанты уверены, что именно их вера истинная, такая, какой ее задумывал Христос.

Отличия православных и протестантов

Хоть и являются христианами протестанты и православные, отличия между ними значительны. Во-первых, почему протестанты отвергают святых? Все просто - в Священном Писании написано, что члены древних общин христиан назывались "святыми". Протестанты, взяв за основу эти общины, называют себя святыми, что для православного человека неприемлемо и даже дико. Святые православных являются героями духа и примером для подражания. Они - путеводная звезда на пути к Богу. К православным святым верующие относятся с трепетом, уважением. К своим святым христиане православной конфессии обращаются с молитвами о помощи, о молитвенной поддержке в трудных ситуациях. Иконами с изображениями святых люди не просто так украшают свой дом и храмы.

Глядя на лики святых, верующий человек стремится самосовершенствоваться через изучение жития тех, кто изображен на иконах, вдохновляясь подвигами своих героев. Не имея примера святости духовных отцов, монахов, старцев и других очень уважаемых и авторитетных людей в среде православия, протестанты могут дать лишь одно высокое звание и почесть для человека духовного - это "изучивший Библию". Человек-протестант лишает себя и такого инструмента для самовоспитания и самосовершенствования, как пост, исповедь и причастие. Эти три составляющих и есть лечебница человеческого духа, заставляющая смирять свою плоть и работать над своими слабостями, исправляясь и стремясь к светлому, доброму, Божественному. Без исповеди человек не может очистить душу, начать исправлять свои грехи, ведь он не задумывается о своих недостатках и продолжает жить обыденной жизнью для и ради плоти, вдобавок гордясь тем, что он верующий.

Чего еще нет у протестантов?

Недаром многие не понимают, кто такие протестанты. Ведь у людей этого вероисповедания, как уже говорилось выше, нет духовной литературы, такой как у православных христиан. В духовных книгах православных можно найти практически все - от проповедей и толкования Библии до жития святых и советов о борьбе со своими страстями. Человеку становится намного легче разобраться в вопросах добра и зла. А без толкования Священного Писания в Библии крайне сложно разобраться. у протестантов стала появляться, но она еще только в зачатках, а в православии эта литература совершенствовалась больше 2000 лет. Самовоспитание, самосовершенствование - понятия, присущие каждому православному христианину, у протестантов сводятся к изучению и заучиванию Библии. В православии все - и покаяние, и и молитвы, и иконы, - все призывает к тому, чтобы человек стремился хоть на один шаг приблизится к идеалу, каким является Бог. Но протестант направляет все усилия на то, чтобы быть добродетельным внешне, и не заботится о своем внутреннем содержании. Это еще не все. Протестанты и православные отличия в вероисповедании замечают по обустройству храмов. Православный верующий имеет поддержку в стремлении быть лучше и разумом (благодаря проповеди), и сердцем (благодаря убранству в храмах, иконам), и волей (благодаря посту). Но в протестантских храмах пусто и протестанты слышат лишь проповеди, воздействующие на разум, не затрагивая сердца людей. Отказавшись от монастырей, монашества протестанты лишились возможности видеть для себя примеры скромной, смиренной жизни ради Господа. Ведь монашество - это школа духовной жизни. Не зря среди монахов множество старцев, святых или почти святых православных христиан. И еще понятие протестантов, что ничего, кроме веры во Христа, не нужно для спасения (ни добрых дел, ни покаяния, ни исправления себя) - ложный путь, ведущий лишь к добавлению еще одного греха - гордыни (из-за чувства, что раз ты верующий, то ты избранный и непременно спасешься).

Отличие католиков от протестатов

Несмотря на то что протестанты - это выходцы католицизма, между этими двумя религиями есть существенные отличия. Так, в католицизме считается, что жертва Христа искупила все грехи всех людей, а протестанты, впрочем, как и православные, полагают, что человек изначально грешен и одной крови, пролитой Иисусом, недостаточно для искупления грехов. Человек должен замаливать свои грехи. Отсюда и отличие в устроении храмов. У католиков алтарь открыт, каждый может увидеть престол, у протестантов и православных в храмах алтарь закрыт. Вот еще, чем католики отличаются от протестантов - общение с Богом у протестантов происходит без посредника - священника, а у католиков священники обязательны для посредничества между человеком и Богом.

У католиков на земле есть представитель самого Иисуса, по крайней мере, у них так принято считать, - это Папа Римский. Он - личность непогрешимая для всех католиков. Папа Римский находится в Ватикане - едином центральном органе управления всеми в мире католическими Церквями. Еще одно отличие католиков от протестантов заключается в отвержении протестантами представления католиков о чистилище. Как уже говорилось выше, протестанты отвергают иконы, святых, монастыри и монашество. Они полагают, что верующие святы сами по себе. Поэтому у протестантов нет различия между священником и прихожанином. Священник-протестант подотчетен протестантской общине и не может ни исповедовать, ни причащать верующих. По сути, он просто проповедник, то есть читает проповеди для верующих. Но главное, чем католики отличаются от протестантов, это все же вопрос связи между Богом и человеком. Протестанты полагают, что личной достаточно для спасения, а Благодать человек получает от Бога без участия Церкви.

Протестанты и гугеноты

Эти названия религиозных течений тесно связаны между собой. Чтобы ответить на вопрос о том, кто такие гугеноты и протестанты, нужно вспомнить историю 16 века Франции. Гугенотами французы стали называть протестующих против правления католиков, но первых гугенотов называли лютеранами. Хотя независимое от Германии движение евангелистского толка, направленное против реформ Римской Церкви, существовало во Франции еще в начале 16 века. Борьба католиков против гугенотов не повлияла на увеличение численности приверженцев этого движения.

Даже знаменитая когда католики устроили просто резню и убили множество протестантов, не сломила их. В конце концов гугеноты добились признания властями права на существование. В истории развития этого протестантского движения были и притеснения, и дарование привилегий, затем снова притеснения. И все же гугеноты выстояли. К моменту окончания двадцатого века во Франции гугеноты составляли, пусть и небольшое количество населения, но были очень влиятельными. Отличительной чертой в религии гугенотов (последователей учения Жана Кальвина) является то, что одни из них считали, что Бог заранее определяет, кто из людей спасется, не важно будет человек грешным или нет, а другая часть гугенотов считала, что все люди перед Богом равны, и спасение Господь дарует каждому, кто это спасение принимает. Споры между гугенотами не смолкали долгое время.

Протестанты и лютеране

История протестантов начала складываться в 16 веке. И одним из инициаторов этого движения был М. Лютер, выступавший против бесчинств Римской церкви. По фамилии этого человека стали называть одно из направлений протестантизма. Название "Евангелическая лютеранская церковь" получило распространение в 17 веке. Прихожан этой церкви стали называть лютеранами. Нужно добавить, что в некоторых странах всех протестантов сначала называли лютеранами. Например, в России, вплоть до революции, всех приверженцев протестантизма считали лютеранами. Чтобы разобраться, кто такие лютеране и протестанты, нужно обратиться к их учению. Лютеране считают, что в период Реформации протестантами не создана новая Церковь, а восстановлена древняя. Также, по мнению лютеран, Бог принимает любого грешника как свое дитя, и спасение грешника - это лишь инициатива Господа. Спасение не зависит ни от усилий человека, ни от прохождения церковных обрядов, это Божья благодать, к которой даже готовиться не нужно. Даже вера, по учению лютеран, дается только по воле и действию Святого Духа и лишь избранным им людям. Отличительной чертой лютеран и протестантов является то, что лютеране признают крещение, и даже крещение еще во младенчестве, чего нет у протестантов.

Протестанты сегодня

Какая религия правильная, судить не стоит. Лишь Господь знает ответ на этот вопрос. Ясно одно: протестанты доказали свое право быть. История протестантов, начиная с 16 века - это история право на свой взгляд, на свое мнение. Ни притеснения, ни казни, ни насмешки не смогли сломить дух протестантизма. И сегодня протестанты занимают второе место по численности верующих среди трех христианских религий. Эта религия проникла практически во все страны. Протестанты составляют примерно 33% от всего населения земного шара или 800 млн человек. В 92 странах мира существуют протестантские церкви, а в 49 странах протестантами является большинство населения. Преобладает данная религия в таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Нидерланды, Исландия, Германия, Великобритания, Швейцария и др.

Три христианские религии, три направления - православные, католики, протестанты. Фото из жизни прихожан церквей всех трех конфессий помогают понять, что эти направления такие похожие, но с существенными различиями. Было бы, конечно, прекрасно, если бы все три формы христианства пришли к общему мнению в спорных вопросах религии и церковной жизни. Но пока они разнятся во многом и на компромиссы не идут. Христианину остается лишь выбирать, какая из христианских конфессий ближе к сердцу и жить по законам выбранной Церкви.