Размер минимальной зарплаты с 1 июля. Размер минимальной зарплаты

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

МРОТ 2018-2019 прошел несколько этапов увеличения. В течение 2018 года действовали два значения этого показателя. С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен. Для чего нужен МРОТ 2018-2019 и какие значения он принимал в течение двух последних лет, расскажем в нашей статье.

МРОТ: расшифровка понятия

Аббревиатура МРОТ, широко используемая с 1990-х годов, расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. И сегодня значение данного показателя сложно недооценить, ведь это база, от которой производится начисление минимальных сумм больничных и пособий беременным, а также обязательных страховых платежей самозанятых лиц за периоды до конца 2017 года (с 2018 года эта привязка отменена).

О том, в каких суммах самозанятые лица уплачивают взносы с 2018 года, читайте в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2018-2019 годах?» .

Ранее этот универсальный показатель служил также для расчета некоторых налогов, штрафов и ряда обязательств по гражданско-правовым договорам, в которых было внедрено условие о привязке к МРОТ. Но в настоящее время для этих целей МРОТ не применяется.

МРОТ в России

ФЗ о МРОТ принимается Госдумой РФ ежегодно. Суть каждого нового закона сводится к внесению изменений в ст. 1 и 2 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Так, в ст. 1 указывается новый размер минимальной оплаты труда, устанавливаемый по РФ на текущий год (например, для МРОТ 2018 года, действовавшего с 01.05.2018, — 11 163 руб. в месяц), а в ст. 2 определяется начало действия нового МРОТ (к примеру, начало действия МРОТ-2018 — 01.05.2018).

Величина МРОТ, применяемая с 01.01.2019, приравнена к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за 2-й квартал 2018 года. Его значение равно 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Госдумой РФ, называется федеральным. Помимо федерального в субъектах РФ может устанавливаться значение регионального МРОТ.

О динамике значения федерального МРОТ и соотношении его величины с уровнем прожиточного минимума по РФ читайте .

Что входит в МРОТ

Ст. 133 ТК РФ предусматривает, что зарплата сотрудника, отработавшего полный месяц и выполнившего все свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Поэтому если работодателя будут проверять на соответствие зарплаты работников утвержденному на текущий год МРОТ, то проверяющий сверит уровень установленной у него зарплаты с тем, какой в регионе действует минимальный размер оплаты труда.

О том, какая из составных частей зарплаты не может устанавливаться меньше, чем МРОТ, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Федеральный МРОТ в 2018-2019 годах

Федеральный МРОТ в 2018 году менялся дважды:

  • до 01.01.2018 он был равен 9 489 руб. (ст. 3 закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ);
  • повышение размера МРОТ в 2018 году до величины 11 163 руб. произошло с 01.05.2018 (закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен до 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда в 2018-2019 годах в регионах

Величина МРОТ, установленного в регионе, не может быть меньше, чем значение федерального МРОТ. Определяет ее соглашение представителей правительства субъекта РФ, профсоюзов и работодателей. Работодатели региона, не представившие в правительство субъекта РФ веских обоснований причин для неприсоединения к этому соглашению, обязаны применять при установлении зарплаты региональный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

О том, в каких случаях осуществляется доплата до МРОТ, читайте в статье «Доплата до МРОТ внешним и внутренним совместителям» .

МРОТ по Москве

В Москве МРОТ также устанавливается путем подписания регионального соглашения между столичным правительством, местными объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В настоящее время действует соглашение от 15.12.2015, относящееся к периоду 2016-2018 годов. Оно предусматривает, что величина МРОТ для Москвы пересматривается ежеквартально и доводится до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако если прожиточный минимум снижается, то величина МРОТ снижению не подлежит, а остается равной действовавшей в предшествующем квартале.

Во всех остальных аспектах минимальный размер оплаты труда в Москве подчиняется общим требованиям законодательства о МРОТ.

Какой МРОТ в 2018-2019 годах в Москве

МРОТ (Москва) с 01.10.2017 был увеличен до 18 742 руб. в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в регионе (постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП).

По итогам 3-го квартала 2017 года прожиточный минимум в Москве оказался ниже, чем за 2-й квартал 2017 года, поэтому величина МРОТ с 01.01.2018 не изменилась и составила 18 742 руб. С 01.11.2018 величина прожиточного минимума в Москве немного подросла и составила 18 781 руб. (постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1114-ПП).

Итоги

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Устанавливают его как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный МРОТ 1-2 раза в год повышается. Региональный может пересматриваться чаще, но в любом случае не может быть меньше федерального МРОТ. Размер этого параметра определяет минимальный уровень зарплаты и минимальную величину платежей по больничным, пособий на детей.

Минтруд внес в правительство законопроект о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. «Сейчас закон о повышении МРОТ внесен Министерством труда в правительство, вот мы его сейчас будем обсуждать», - заявила журналистам вице-премьер Ольга Голодец.

Глава Минтруда Максим Топилин пояснил, что повысить МРОТ предполагается в два этапа: с 1 января 2018 года - до 90% прожиточного минимума трудоспособного населения, с 1 января 2019 года - до 100%. Для реализации первого этапа в 2018 году для сотрудников госучреждений из федерального бюджета потребуется 25 млрд руб.

«Если идти темпом 90% с 1 января 2018 года, то федеральный бюджет - 25 млрд (руб.) для федеральных учреждений», - заявил Топилин.

Расходы бизнеса на первом этапе Минтруд оценил в 43,9 млрд руб. Еще почти 56 млрд руб. необходимо будет выделить из региональных и муниципальных бюджетов.

«Расходы работодателей в реальном секторе экономики прогнозируются на уровне 43,9 млрд в 2018 году», - говорится в сообщении пресс-службы Минтруда.

«На повышение МРОТ потребуются средства из бюджетов всех уровней. В случае принятия законопроекта дополнительные расходы на повышение МРОТ, по оценке Минтруда России, составят в 2018 году: для работников федеральных государственных учреждений - 24,6 млрд руб., для работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений - 55,7 млрд руб.», - отмечают в ведомстве.

Министерство финансов, которое начало подготовку проекта федерального бюджета на 2018 и 2019–2020 годы, оперативно на запрос «Газеты.Ru» не ответило.

Поручение подготовить проект закона о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения премьер-министр Дмитрий Медведев дал руководителям министерств труда, финансов и экономического развития в начале мая по итогам обсуждения в Госдуме отчета о результатах работы кабинета в 2016 году. Позже он подтверждал, что эту задачу надо выполнить.

«В ближайшие два года я поставил задачу, сейчас проект готовится, мы подтащим полностью минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Это сделать нужно обязательно», - говорил, в частности, Медведев на недавней встрече с работниками Невского завода в Санкт-Петербурге.

С 1 июля этот показатель поднимается до 7,8 тыс. руб. В апреле своим постановлением правительство установило величину прожиточного минимума на уровне 9691 руб. В частности, величина прожиточного минимума трудоспособного россиянина была установлена на уровне 10 466 руб., пенсионеров - 8 тыс. руб., для детей - 9434 руб. За последние два квартала этот показатель снизился на 265 руб., или на 2,7%, притом что рост цен все это время не прекращался.

С начала этого года свою озабоченность положением бедных работающих россиян неоднократно высказывала вице-премьер Ольга Голодец.

По данным Росстата, число людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году составило 19,8 млн, то есть 13,5% от общей численности населения России.

Медведев ранее называл повышение МРОТ до прожиточного уровня задачей ближайших нескольких лет. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин также утверждал: для того чтобы уравнять МРОТ и прожиточный минимум, может потребоваться около трех-пяти лет.

Зарплату на уровне минимального размера оплаты труда получают в России около 5 млн человек, сообщала в феврале вице-премьер Ольга Голодец. По ее словам, низкий уровень зарплат связан с нежеланием бизнеса вкладываться в инновационные технологии.

Уровень бедности в России в последние годы растет. Всего, по данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума в 2015 году имели 19,1 млн человек, или 13,3% россиян, - это рекордная величина с 2006 года.

По данным Голодец, примерно четверть всех бедных россиян, 4,9 млн человек, - это занятые люди с очень низкой зарплатой, на которую фактически невозможно прожить.

Величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально, по результатам прошлого периода и варьируется от региона к региону, где она рассчитывается, в свою очередь, на основании прожиточного минимума, установленного по России. Прожиточный минимум к тому же разный для трех групп населения: трудоспособное население, дети и пенсионеры. В целом по России на душу населения в третьем квартале прошлого года он составил 9,9 тыс. руб.

С целью создания единых основ оплаты труда для работников всех российских организаций, государством был установлен ее минимальный размер.

Факторы, влияющие на минимальный размер заработной платы

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на основании различных факторов, большая часть которых имеет экономические предпосылки, такие как:

  • Политика государства в сфере ценообразования;
  • Уровень безработицы в стране;
  • Уровень инфляционных процессов;
  • Потребности населения.

Для чего используется МРОТ

Минимальный размер оплаты труда, в сущности своей, применяется для:

  1. Контроля действий работодателей в отношении расчетов с персоналом;
  2. Исчисления социальных пособий для сотрудников – пособие по беременности и родам , больничные ;
  3. Расчета налогов в соответствие с налоговым, гражданским и административным законодательством;
  4. Определения величины штрафов в случае нарушения требований законодательства;
  5. Исчисления фиксированных страховых взносов индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику.

Федеральный и региональный МРОТ: какой применять?

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на федеральном уровне. Тем не менее, власти субъектов Федерации вправе корректировать его в большую сторону в зависимости от экономических особенностей региона на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате.

У работодателей есть возможность оформить отказ от применения региональных значений в течение одного месяца со дня публикации соглашения. Если же этого не сделать, то компании и предприниматели автоматически должны применять региональные значения «минималки». Величина регионального МРОТ не может быть установлена ниже федерального значения.

Минимальный размер оплаты труда в 2017 году

С 1 января, впрочем, уже не впервые, не было произведено повышение минимальной оплаты труда в 2017 году. На текущий день действует значение, установленное 01.07.2016 г., в соответствии с которым МРОТ равен 7500 рублей.

В связи с тем, что минимальная оплата труда не изменилась, остается без корректировки и величина всех социальных пособий.

Тем не менее, повышение предполагается провести в июле, а именно 01.07.2017 г. на сумму в 300 рублей. Соответственно, минимальная оплата труда в 2017 году (с 01.07.17) будет равна 7800 рублей . Незначительное повышение обусловлено небольшим уровнем инфляции, который прогнозируют специалисты. Отметим, что фиксированные взносы ИП в 2017 году при этом будут рассчитываться исходя из значения в 7500. Новый МРОТ-2017 начнет применяться для расчета страховых взносов ИП лишь с 2018 года.

Если зарплата ниже МРОТ: что делать

Несмотря на то, что минимальный размер оплаты труда устанавливается с целью контроля над руководством российских организаций, на практике повсеместно возникают ситуации, когда уровень зарплаты не дотягивает до установленного значения. Как же следует поступить, если зарплата меньше МРОТ?

В первую очередь, отметим, что в некоторых случаях минимальный размер заработной платы может быть менее чем МРОТ. Это возможно когда сотрудник работает на неполную ставку, что зафиксировано в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

Но если работник трудится полный рабочий день и успешно выполняет возложенные на него обязанности, при этом получая сумму ниже МРОТ, работодатель может понести наказание.

Каждый руководитель должен быть в курсе, что закон не обязывает устанавливать именно оклад выше минимального уровня. Так как часто заработная плата складывается из нескольких составляющих (оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера), ниже минимального размера не должна опускаться общая величина заработной платы.

Если при этом сумма все же получается меньше, работодатель обязан доплатить сотруднику разницу.

Минимальный размер оплаты труда 2017: ответственность работодателя

Если в ходе проверки трудовой инспекцией будет выявлено, что минимальный размер оплаты труда в 2017 году компанией или бизнесменом не соблюдается, работодатель, как юридическое лицо, так и физическое, понесет ответственность в соответствии с нормами трудового права.

Для организаций предусмотрены штрафы в размере 30 000-50 000 рублей. В дополнение к этому санкции могут коснуться и виновных должностных лиц (1000-5000 рублей).

Индивидуальных предпринимателей ждет менее суровое наказание в размере 1000-5000 рублей.

При допущении повторных нарушений суммы штрафов будут повышаться.

Таким образом, минимальная оплата труда 2017 года определена федеральными властями в размере 7500 рублей, и каждый работодатель обязан учитывать ее при расчете с персоналом по оплате труда.

(минимальный размер оплаты труда) является одним из определяющих показателей при планировании социально - экономической деятельности страны. От его размера зависит величина ряда налогов, штрафов, пени, а также его используют при расчете различных социальных пособий и выплат. Выделяют федеральный МРОТ, который является базовой величиной и региональные МРОТ, зависящие от условий проживания в конкретном регионе РФ.

С 1 января 2017 года размер МРОТ не изменится

Следует отметить, что в планах правительства на 2017 году, было повышение МРОТ с 1 января на 17,3% до 8800 рублей. Но оценив макроэкономические показатели за последнее полугодие и реальные тенденции, происходящие в экономике страны, чиновники приняли решение не повышать размер МРОТ. Таким образом, в первом полугодии 2017 года минимальный размер оплаты труда останется прежним – 7500 рублей. Правда, в Госдуме предложили поднять МРОТ уже во втором полугодии 2017 года – с 1 июля, но повышение запланировано только на 4% до 7800 рублей.

Региональные размеры МРОТ в субъектах РФ

Уровень жизни и условия проживания в разных регионах России серьезно отличаются, поэтому минимальный размер оплаты труда отличается в некоторых субъектах РФ в разы. В 2017 году самый высокий МРОТ в Москве – 17000 рублей и Магаданской области - 17300, а самый низкий МРОТ в областях Поволжья, не превышающий 6204 рублей.

Минимальный размер оплаты труда по регионам Центральной России (ЦФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Белгородская область 8 694
Брянская область 6 500
Владимирская область 7 000
6 204
Воронежская область 8 787 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Ивановская область 8 645
Калужская область 10 121 (привязан к уровню )
Костромская область 9 862
6 204 для работников бюджетной сферы
Курская область 9 060 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Липецкая область 11 888 (привязан к уровню 1,3 от прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Московская область 12 500
Орловская область 9 778
Рязанская область 7 500 для работников внебюджетной сферы
6 350 для работников бюджетной сферы
Смоленская область 6 200
Тамбовская область 7 500 для работников внебюджетной сферы
6 240 для работников бюджетной сферы
Тверская область 7 000 для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Тульская область 13 000 для работников внебюджетной сферы
10 000 для работников бюджетной сферы
Ярославская область 8 021 для работников внебюджетной сферы
6 000 для работников бюджетной сферы
Москва 17 300

Минимальный размер оплаты труда по регионам Северо-Запада (СЗФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Карелия 13 030 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
7 213 (для северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5 796 (для бюджетников остальных районов)
Коми 6 500
Архангельская область 6 204
Вологодская область 6 204
Псковская область 6 204
Калиниградская область 10 000
Ленинградская область
Мурманская область 13 650
Новгородская область 10 778 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Санкт-Петербург 16 000
Ненецкий автономный округ 6 204

Минимальный размер оплаты труда по регионам Юга (ЮФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Адыгея 6 204
Калмыкия 6 204
Краснодарский край 10 443 (привязан к уровню прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Астраханская область 7 350 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Волгоградская область 11 878 (привязан к уровню 1,2 от прожиточного минимума) для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Ростовская область 6 204

Минимальный размер оплаты труда по регионам Северного Кавказа (СКФО) в 2017 году

Минимальный размер оплаты труда по регионам Поволжья (ПФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Башкортостан 6 900
Марий Эл 9 251
Мордовия 6 204
Удмуртия 6 204
Татарстан 7 309 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Чувашия 6 988 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Пермский край 10 251 (привязан к уровню прожиточного минимума)
Нижегородская область 9 000 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Оренбургская область 6 204
Пензенская область 6 204
Кировская область 6 204
Самарская область 6 204
Саратовская область 6 900 для работников внебюджетной сферы
6 200 для работников бюджетной сферы
Ульяновская область 9 944 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы

Минимальный размер оплаты труда по регионам Урала (УФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Курганская область 7 321 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Свердловская область 8 862 для работников внебюджетной сферы
8 862 для работников бюджетной сферы
Тюменская область 9 300 для работников внебюджетной сферы
7 700 для работников бюджетной сферы
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате
Челябинская область 8 300 для работников внебюджетной сферы
6 100 для работников бюджетной сферы
Ямало-Ненецкий автономный округ 12 431

Минимальный размер оплаты труда по регионам Сибири (СФО) в 2017 году

Регион Размер МРОТ
Алтай 7 005
Бурятия 6 204
Тыва 6 204
Хакасия 6 204
Алтайский край 8 116 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Забайкальский край 8 095 для работников внебюджетной сферы
6 044 для работников бюджетной сферы
Красноярский край 9 544 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
16 130 (г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14 269 (Северо-Енисейский район)
19 009 (Эвенкийский муниципальный район)
15 313 (Туруханский район)
15 200 (г. Енисейск)
Иркутская область 6 204
Кемеровская область 14 115
Новосибирская область 9 030
Омская область 7 135 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы
Томская область 8 581 для работников внебюджетной сферы
6 204 для работников бюджетной сферы