Производственный Экологический Контроль! Что это за зверь и с чем его едят? Производственный экологический контроль: в ожидании Приказа Минприроды России Что такое производственный экологический контроль.

установить закладку

установить закладку

Материал актуален на 04.08.2014

Производственный экологический контроль

Внимание!

  • контроль за выполнением и соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды;
  • контроль за проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • контроль за проведением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также за соблюдением требований специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;
  • контроль за обращением с опасными веществами, отходами;
  • контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
  • контроль за уровнем готовности работников предприятия к аварийным ситуациям, наличием и техническим состоянием оборудования, обеспечивающего предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
  • контроль за получением информации для ведения хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
  • контроль за ведением хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
  • контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и уровнях загрязнения окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;
  • контроль за соблюдением хозяйствующим субъектом предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, а также лимитов размещения отходов производства;
  • контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль за обеспечением своевременной разработки (пересмотра) хозяйствующим субъектом нормативов в области охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
  • контроль за проведением локального мониторинга окружающей среды.

Требования нормативных правовых актов к осуществлению ПЭК

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

  • на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
  • сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Положение о ПЭК

Положение о ПЭК разрабатывается специалистами предприятия или на основании договора коммерческой экологической организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ , Федерального закона от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ , Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ .

Положение о ПЭК определяет порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства РФ и выполнением природоохранных мероприятий.

Положение о производственном экологическом контроле утверждается руководством предприятия по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа государственного экологического контроля.

Положение о производственном экологическом контроле содержит:

  • конкретные цели и задачи производственного экологического контроля на данном предприятии;
  • положения о взаимодействии подразделений между собой, с органами управления предприятием, с организациями государственного и общественного экологического контроля;
  • права, обязанности и ответственность руководителей соответствующих подразделений, действие или бездействие которых привели к нарушению установленных экологических норм и нормативов, получению несвоевременной или искаженной экологической информации;
  • принятые на предприятии положения и правила о стимулировании развития производственного экологического контроля и увеличение его эффективности;
  • порядок представления оперативной и регулярной информации руководству предприятия, его подразделений, государственным органам.

Приложения к Положению о производственном экологическом контроле:

  • положения о структурных подразделениях предприятия, привлекаемых организациях, участвующих в осуществлении производственного экологического контроля, их основные функции;
  • документация, устанавливающая порядок производственного экологического контроля, утверждаемая руководителем предприятия.

Порядок ПЭК

Порядок ПЭК - описание средств, методов, объема, частоты получения информации о контролируемом объекте, передачи информации для принятия управляющих решений.

Порядок осуществления контроля на предприятии определяется внутрипроизводственными программами, графиками контроля, технологическими регламентами и другой методической документацией в соответствии с объектами контроля, спецификой хозяйственной деятельности и содержанием документации, регламентирующей природопользование на предприятии, и отражается в "Положении о производственном экологическом контроле ". Порядок проведения производственного экологического контроля, в составе "Положения о производственном экологическом контроле", утверждается руководителем предприятия.

Программа (план) производственного экологического контроля

Среди всей документации ПЭК особое место занимает план-график производственного контроля, который отображает полную картину его осуществления в течение года.

В нём указываются объекты контроля на предприятии, места отбора проб, контролируемые показатели, вид контроля, периодичность его проведения.

В ряде регионов разработаны методические указания для оформления ПЭК, например:

  • Методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Пермской области, утвержденные руководителем Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору;
  • Временные методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Саратовской области, утвержденные руководителем Управления Росприроднадзора по Саратовской области.

Производственный аналитический контроль

Производственный аналитический контроль является составной частью производственного экологического контроля.

Основная задача - получение информации о качественном и количественном составе загрязняющих веществ объектах контроля.

Производственный аналитический контроль осуществляется :

  • автоматизированными системами и приборами;
  • лабораториями предприятия, объединения, ведомства;
  • сторонними аналитическими лабораториями.

Лаборатории входят в систему экологической службы предприятия.

"Положение о лаборатории" является обязательным приложением к "Положению о производственном экологическом контроле ".

В случае отсутствия на предприятии разработанного и согласованного с территориальным органом Росприроднадзора Порядка ПЭК в области обращения с отходами применяются штрафные санкции, предусмотренные ст.8.2 КоАП РФ .

Искажение, сокрытие информации в предоставленной Программе ПЭК могут быть классифицированы по ст.8.5 КоАП РФ .

Штраф!

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере - 500 - 1 000 руб.;
  • на должностных лиц - 1 000 - 2 000 руб.;
  • на юридических лиц - 10 000 - 20 000 руб.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке раскроем тему производственного экологического контроля. Проведём своего рода ликбез по данному мероприятию.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (далее — Производственный Экологический Контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Цели производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль выполняется в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды
Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Задачи производственного экологического контроля

Основными задачами производственного экологического контроля является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

1. соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
2. соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
3. соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
4. выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

Производственный экологический контроль проводится над:

— соблюдением нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;
— соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов с учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;
— обеспечением своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;
— источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;
— эффективностью работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения);
— соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;
— использованием опасных и вредных химических веществ в производстве
— выполнением природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
— получением информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;
— своевременным предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

Объектами производственного экологического контроля являются:

— стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— системы очистки отходящих газов;
— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
— системы очистки отработанных вод;
— системы оборотного и повторного водоснабжения;
— источники образования отходов производства;
— объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
— объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
— природные ресурсы;

В связи с вступлением в силу изменений внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, добавлены следующие аспекты осуществления производственного контроля (действуют с 1 января 2015 года).

1) Производственный экологический контроль осуществляется на объектах I, II, III категорий.
2) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих указанные объекты, разрабатывать программу производственного экологического контроля, которая должна содержать, в том числе, следующие сведения:
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и привлекаемых, аккредитованных испытательных лабораториях.
П.С.: Существует особый ГОСТ Р 56061-2014 . Этот стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля субъектами хозяйственной и иной деятельности. Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Если на вашем предприятии ее еще нет — скорее разрабатывайте программу производственного экологического контроля.
3) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного экологического контроля в обязательном порядке проводить измерения выбросов, сбросов тех загрязняющих веществ, которые характеризуют применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
4) Установлена обязанность фиксации результатов производственного экологического контроля и представления в уполномоченный орган государственной власти отчета о результатах производственного экологического контроля.
5) Требования к форме отчета об организации производственного экологического контроля и результатах его проведения будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после 1 января 2015 г. (до сих пор сведений об этой отчетности не поступало).

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

Когда наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения? Что такое экологический паспорт и общественный экологический контроль? Где заказать программу экологического контроля?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверняка каждый из вас неоднократно видел новости по ТВ или ролики в интернете о том, как стремительно сокращаются природные богатства нашей планеты. О том, как ежечасно ухудшается экологическая обстановка в мире. И о том, что предпринимают люди, чтобы исправить эту ситуацию.

Обязательно при этом указываются и источники мировой проблемы - неоправданное использование ресурсов, недопустимо вредное производство, неправильное обращение с его отходами и нарушение всяких норм в этой сфере. Возможно ли это изменить и, главное, - как?

Онлайн-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева, приветствуем всех, кто заглянул на наш ресурс. Наша статья посвящена теме производственного экологического контроля.

Итак, начнем!

1. Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля - это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

Производственный экологический контроль (ПЭК) - это наблюдение за безопасностью производства и проведение мероприятий, необходимых в ходе этой деятельности для охраны природы. Организует такие мероприятия служба экоконтроля.

Общественный экологический контроль - это сфера влияния общественных организаций, объединений, движений. Его весомое преимущество - независимость от госструктур. Благодаря этому он максимально защищает экологические интересы населения.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт . Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы Содержание
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Пример

Сейчас в Новосибирской, Иркутской и некоторых других областях России остро стоит вопрос использования сельскохозяйственных земель китайскими предпринимателями.

Иностранные держатели теплиц используют столько недопустимо ядовитых пестицидов в качестве удобрений, что даже после одного сезона их деятельности почвенный покров придется восстанавливать на протяжении десятилетий.

Россельхознадзор бьет тревогу и требует усиления мер по защите природы. Отечественные плодородные земли уничтожаются безжалостно и с невероятной скоростью.

2. Для чего проводится производственный экологический контроль - ТОП-4 главные цели

Теперь поговорим о том, какие цели преследует программа производственного экологического контроля.

Опишем подробно наиболее значимые из них.

Цель 1. Обеспечение экологической безопасности предприятия

Для всякой промышленной деятельности существуют природоохранные нормативы. Это повышает эффективность предприятия. А если оно внедряет энерго- и ресурсосберегающие процессы, то снижается воздействие отравляющих выбросов и на тех, кто там трудится, и на окружающую природу.

Если предприятие соответствует российским и мировым нормам экологичности производства, оно становится конкурентоспособным, поскольку может рассчитывать на сотрудничество с серьезными партнерами.

А когда речь идет о партнерстве с зарубежными заказчиками, экологичность промышленности становится едва ли не главным фактором. Так что перед стоят чрезвычайно важные задачи. Об этом - отдельная публикация.

Цель 2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду

Производственно-хозяйственные нормы касаются не состояния природы, а прежде всего источника отравляющих выбросов. Задача нормативов - ограничить деятельность предприятия строгими лимитами.

Это нормы:

  • разрешенных выбросов;
  • возникновения отходов и ограничения их распределения;
  • разрешенных физических воздействий;
  • рационального использования природных богатств;
  • допустимой степени воздействия на окружающий мир.

Добавим, что нахождение в специально охраняемых природных местностях тоже ограничено строгими рамками.

Цель 3. Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов

Необходимость в этом возникла потому, что расход ресурсов природы стал слишком интенсивным. Экологический кризис неизбежно становится следствием их неоправданного использования. Разумное природопользование способствует выходу из этого кризиса.

Это означает, что необходимо по максимуму сохранять природные ресурсы и по минимуму воздействовать на процессы самовосстановления экосистем.

Достигнуть всего этого возможно, если применять на производстве комплексный научно обоснованный подход к расходованию природных и энергетических ресурсов.

Цель 4.

Когда промышленность отрицательно воздействует на мир природы, это наихудшим образом меняет все показатели окружающей среды. Производственный экологический контроль определяет меры для того, чтобы предотвратить или снизить это воздействие.

Добавим, что за недопустимое загрязнение окружающей среды, как и за причиненный вред здоровью работников с предприятия взимается отдельная плата.

3. Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль - 4 основных мероприятия

Главное назначение производственного экологического контроля - это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

Перед началом проведения программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

Что делает экослужба:

  • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
  • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
  • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
  • контролирует степень засорения поверхностных вод.

Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

Что делают для защиты воздуха:

  • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
  • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
  • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
  • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
  • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
  • контролируют исправность газоочистных установок.

Все параметры требуется заносить в журналы учета.

Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

Прежде всего необходимо:

  • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
  • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
  • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
  • регистрировать и анализировать данные;
  • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
  • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов - формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

4. Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля - 5 простых шагов

Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

Обязательные пункты программы:

  • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
  • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
  • данные об испытательных лабораториях;
  • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
  • информация о местах сбора проб и методах измерений.

Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

Необходимо:

  1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
  2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

5. Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

Вот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group - это внедрение «зеленых» технологий.

У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности - Россия и страны СНГ.

Экологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК , поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу. Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг - то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту».

Ассоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.

Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.

Что такое производственный экологический контроль

Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.

Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.

С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.

План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.

При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:

  1. Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
  2. Отходы, образуемые в учреждении.
  3. Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
  4. Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
  5. План проверок всех зданий в учреждении.
  6. Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
  7. Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).

Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .

Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2019 года:

  1. Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
  • ГОСТ Р 56062-2014.
  • ГОСТ Р 56061-2014.
  1. К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
  • Металлургические предприятия.
  • Текстильные учреждения.
  • Кожевенное производство
  • Энергетические объекты
  • Мясокомбинаты
  • Предприятия химической отрасли и т. д.

Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.

Кем и когда разрабатываются

ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.

В программе обязаны содержаться следующие разделы:

  1. Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
  2. Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
  3. Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
  4. Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
  5. Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
  6. Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.

Требования к программе

Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.

При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.

Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.

Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.

Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.

При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.

В документе должны содержаться следующие подразделы:

  • Общие положения.
  • Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
  • Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
  • Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
  • Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Как составить отчет по ПЭК

Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.

Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.

Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки . Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.

Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.

Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии

Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:

  1. Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
  2. Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
  3. Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток