Право населения на осуществление местного самоуправления. Права граждан РФ на осуществление местного самоуправления

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

10.Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

Земская реформа является одним из важнейших событий в истории России 60-70 гг. 19 в. МСУ, «узаконенное Положением 1 января 1864 г., на губернском и уездном уровнях превратилось в достаточно эффективную систему всесословных выборных учреждений. Выборное сословное самоуправление в стране существовало давно. Однако впервые создавалось гражданское самоуправление: земства выбирались гражданами, а не корпоративными объединениями. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное императором Александром II (1 января 1864 г.), вводило в 33 губерниях России земское самоуправление. Практическое значение введения земского самоуправления заключалось в формировании децентрализованных органов МСУ. Земские учреждения не входили в систему органов гос власти. Земства наделялись правом издавать обязательные для населения постановления, но на практике носителями властных прерогатив на местах по-прежнему оставались гос органы. Вместе с тем, поскольку в их задачу входило решение вопросов МСУ, земства наделялись правом издавать обязательные для населения постановления, облагать его сборами. Но для эффективного осуществления таких полномочий нужно было обладать властью. Авторитет же власти по-прежнему принадлежал гос органам, прежде всего полиции. Несмотря на то, что полиция финансировалась из земских средств, она не подчинялась земствам, к-рые могли осуществлять меры принуждения только через полицию, одновременно решавшую вопрос о целесообразности таких мер. В систему земских учреждений входили: избирательные съезды (их задачей было раз в 3 года определять состав корпуса уездных гласных), губернские и уездные земские собрания (распорядительные органы), губернские и уездные земские управы (исполнительные органы). Земские собрания созывались обычно 1 раз в год для определения ведущих направлений хозяйственной деятельности, рассмотрения и утверждения сметы, раскладки повинностей. Губернские и уездные управы в период между сессиями собраний управляли имуществом земства и «вообще хозяйством губернии или уезда», руководствуясь в своей деятельности решениями земских собраний. Законодательство предусматривало перечень обязанностей управ, в том числе их ежегодный отчет перед собранием. Деятельность управы, связанная с управлением и развитием, осуществлялась небольшим числом выборных земских служащих (3-6 человек). На первом заседании земского собрания нового созыва избирался личный состав земских управ. Уездные собрания посылали установленное законом количество гласных в губернские учреждения. Число губернских гласных не превышало 50 человек. Доходы земских учреждений состояли из губернского земского сбора, являвшегося, по сути, местным гос налогом. Его дополняли целевые дотации гос-ва, (например, на содержание местных путей сообщения, организацию народных училищ). Определенную часть дохода составляли частные пожертвования и прибыль от торгово-промышленной деятельности земств. Для покрытия дефицита земства могли устанавливать дополнительные сборы с предметов, под-лежащих прямому налогообложению; по своей природе эти сборы представляли собой самообложение населения. В 60-е гг. 19 в. МСУ в России распространилось на тер-риях губер-ний и уездов, расположенных в европейской части страны. Городское самоуправление осуществлялось в губернских и уездных городах. В последующем границы МСУ расширились за счет низовых административно-тер-риальных единиц- волостей. К функциям земских учреждений относились: забота о народном продовольствии и ветеринарии, мед помощь населению, содействие развитию начального народного образования и общественного призрения, развитие взаимного земского страхования, строительство и благоустройство дорог, открытие ярмарок, содействие торговле. Земства сами формировали свои руководящие органы, сами вырабатывали структуру управления, сами определяли основные направления своей деятельности. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием и штатом высокопрофесси-ональных и компетентных работников.

Городовое положение 16 июня 1870 г. замени-ло сословно-бюрократические органы управления городом всесословными органами, осно-ванными на принципе имущественного ценза,. Систему органов городского общественного управления составляли: 1 . Городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4 года;2. Городская Дума (распорядительный орган);3. Городская управа (испо-лнительный орган).

Право голоса в избрании гласных имели все городские обыватели, достигшие 25 лет, явля-ющиеся русскими подданными и уплачивающие прямой городской налог с недвижимости, торгов или промыслов. Все избиратели делились на три курии. Они вносились в общий список по убыванию уплачиваемых сборов, затем список делился на 3 разряда, каждый из к-рых платил 1/3 общей суммы городских сборов. Все разряды избирали равное число гласных, что обеспечивало преимущество крупне-йших налогоплательщиков. В задачи городс-кого самоуправления входила забота о местных культурно-хозяйственных делах: внешнее благоустройство города, содержание городс-ких коммуникаций, благосостояние городского населения (попечение о народном продовольствии, здравоохранении, принятие мер против пожаров, содержание на средства города благотворительных учреждений, больниц, театров, библиотек, музеев, а также забота о народном образовании и т.п.). Городское самоуправление выполняло также ряд возложенных на него функций по содержанию правительственной администрации (чинов городской полиции, пожарной команды, тюрем), обеспечению воинского постоя, предоставляло правительству сведения о местных пользах и нуждах. Городская дума состояла из председателя - городского головы, гласных, а также председателя уездной земской управы и представителя духовного ведомства. Обязанности председателя думы и управы возлагались в городском самоуправлении на одно лицо, в нару-шение принципа разделения исполнительной и распорядительной властей. Основной целью при этом было получение дополнительной гарантии от возможных противозаконных поста-новлений думы. С той же целью городскому голове предоставлялось право останавливать исполнение определений думы, признанных им незаконными. Отметим, что в земских учреждениях такое совмещение должностей хотя и допускалось, но не было обязательным.

Городские думы, имели право собираться в те-чение всего года по мере накопления дел, при этом численность заседаний не ограничивалась. Дума на-начала содержание выборным должностным лицам городского общественного самоуправления, устанавливала размер городских сборов и налогов (в установленных законом пределах), принимала правила заведования городским имуществом, утверждала, обязательные постановления городского общественного управления и принимала решения о ходатайствах перед высшим правительством и т.п. Городские думы сами определяли порядок производства дел, но обязывались при этом соблюдать правила о порядке производства дел в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях. Председатель городской думы возглавлял городскую управу. Все члены управы избирались думой. Лица, избранные на должность городского головы, утверждались в губернских городах министром внутренних дел, в прочих -губернатором, городские головы двух столиц -непосредственно императором. В обязанности управы входило непосредственное руководст-во делами городского хозяйства, разработка проектов смет, взимание и расход городских сборов на установленных думой основаниях.

Управа отчитывалась о своих делах перед думой. В чрезвычайных случаях городской голова мог распорядиться единолично, доведя о том впоследствии до сведения членов управы. Вместе с управой он наделялся правом обжалования незаконных постановлений думы. В особых случаях, а также для руководства конкретными отраслями хозяйства, дума по представлению управы могла учреждать исполнительные комиссии, которые подчинялись городской управе. Должностные лица городского общественного управления не считались гос служащими, за исключением городского секретаря в губернских городах, к-рый имел звание докладчика в губернском по городским делам присутствии. Компетенция городского самоуправления строго ограничивалась пределами города и отведенных ему земель.

Общественные отношения, составляющие предмет
муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических,
финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений,
возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения
населением вопросов местного значения, а следовательно и право граждан на осуществление МСУ носит комплексный характер.

По смыслу ст. 32 (ч. 2), 130 - 132 Конституции РФ граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы самоуправления. Это означает, в частности, что граждане имеют право
на участие - непосредственно или через своих представителей - в осуществлении публичной
власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и
право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления
возникают на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения
муниципального образования.
Судебная защита права на местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Более того, право на судебную защиту как гарантия местного самоуправления прямо закреплено в ст. 133 Конституции Российской Федерации.
Судебный механизм защиты нарушенных прав является наиболее универсальным и эффективным. В судебном порядке можно защищать свои права в случае их нарушения неограниченным кругом субъектов: физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.
Право на местное самоуправление в судебном порядке может защищаться как органами и должностными лицами местного самоуправления, так и гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления имеют право обращаться в соответствующие суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предусматривает право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Впрочем, известен случай, рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы администрации муниципального образования.
Граждане вправе обращаться за защитой права на местное самоуправление в суды общей юрисдикции, а если их право нарушено законом, подлежащим применению в конкретном деле, - в Конституционный Суд Российской Федерации.
В суде могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, а также действия (бездействие), нарушающие права на местное самоуправление. Необходимо особо отметить, что граждане вправе обжаловать решения органов местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты.

Вопрос 72 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальном праве

Согласно статье 70 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" от 06.10.2003 органы и должностные лица МСУ в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед
а) населением муниципального образования;
б) государством;
в) физическими и юридическими лицами.
Такая иерархия установления ответственности органов и должностных лиц МСУ не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность МСУ как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ. Население является основным субъектом прав МСУ. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.
МСУ – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения (осуществляется населением в значительной мере через органы МСУ – важно обеспечить зависимость органов и должностных лиц МСУ от населения (основного субъекта прав МСУ)).
Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением, закрепляемые в законодательстве о МСУ (организационный механизм осуществления норм МуП об ответственности органов и должностных лиц МСУ определяет население МО в уставе МО).
1) Ответственность выборных должностных лиц наступает в результате виновно совершенного правонарушения, установленного судом (основания для отзыва выборного лица МСУ – только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке).
ФЗ 2003 предусматривает, что процедура отзыва выборного лица должна обеспечить ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
Упрощенная процедура отзыва, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима (предупреждению необоснованного отзыва, приводящего к дестабилизации МСУ в соответствующем МО, должно служит право на судебную защиту).
2) ФЗ 2003 устанавливает, что в уставе МО могут определяться виды и основания ответственности органов и должностных лиц МСУ (основания и порядок отзыва выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и лиц МСУ – не исключаются другие (помимо отзыва) институты, посредством использования которых наступает ответственность выборных органов и должностных лиц МСУ).
3) В уставе МО могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц МСУ, замещающих свою должность по контракту или по решению представительного органа, выборного должностного лица МСУ (в этом случае ответственность наступает перед органом или лицом, которых население уполномочило выражать и защищать свои интересы).
4) Устав МО может предусматривать основания и формы ответственности главы МО, избранного на свою должность представительным органом МСУ .
В уставе МО могут закрепляться различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц МСУ (наиболее распространенная форма – отчеты органов и должностных лиц МСУ перед населением).
Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц МСУ, контроля за их деятельностью важна инициатива жителей МО, их самоорганизация, осознание своих прав и интересов, заинтересованность в решении вопросов местного

Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление как основа конституционного строя России, и его место в системе народовластия.

Местное самоуправление - это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и в первую очередь от участия в этих процессах граждан Российской Федерации. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.

Конституция России устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

В части 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конституционное положение о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, дополнено также императивным указанием на то, что местное самоуправление и осуществляется на всей территории Российской Федерации. То есть осуществление местного самоуправления является не правом, а обязанностью соответствующих местных сообществ . Это вытекает и из характеристики местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации народ осуществляет свою власть посредством органов публичной власти трех уровней - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину.

При этом население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 г. указал, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3).

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям .

Как и другие права граждан, права на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", могут быть ограничены исключительно федеральным законом. И сделано это может быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Обязанностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации является обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправлени я (о гарантиях местного самоуправления говорится в главе 5 настоящего учебника).

Право граждан на осуществление местного самоуправления.

Общественные отношения, составляющие предмет
муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений,
возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения
населением вопросов местного значения, а следовательно и право граждан на осуществление МСУ носит комплексный характер.

По смыслу ст. 32 (ч. 2), 130 - 132 Конституции РФ граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы самоуправления.
Это означает, в частности, что граждане имеют право
на участие - непосредственно или через своих представителей - в осуществлении публичной
власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и
право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления
возникают на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения
муниципального образования.
Судебная защита права на местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Более того, право на судебную защиту как гарантия местного самоуправления прямо закреплено в ст. 133 Конституции Российской Федерации.
Судебный механизм защиты нарушенных прав является наиболее универсальным и эффективным. В судебном порядке можно защищать свои права в случае их нарушения неограниченным кругом субъектов: физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.
Право на местное самоуправление в судебном порядке может защищаться как органами и должностными лицами местного самоуправления, так и гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право обращаться в соответствующие суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предусматривает право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Впрочем, известен случай, рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы администрации муниципального образования.
Граждане вправе обращаться за защитой права на местное самоуправление в суды общей юрисдикции, а если их право нарушено законом, подлежащим применению в конкретном деле, - в Конституционный Суд Российской Федерации.
В суде могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, а также действия (бездействие), нарушающие права на местное самоуправление. Необходимо особо отметить, что граждане вправе обжаловать решения органов местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты.

Термин «местное самоуправление» является многозначным. Такая многозначность, безусловно, оказывает влияние на понимание того, что рассматривается под правом на местное самоуправление, правом на осуществление местного самоуправления .

В гл. 2 Конституции РФ не содержится прямого установления таких прав. Хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, данное право является конституционным по смыслу ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130-133 и реализуется гражданами путем референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления . Кроме того, в ст. 133 речь идет о запрете на ограничение прав местного самоуправления. Таким образом, в самой Конституции РФ фактически предусмотрены комплексные права местного самоуправления.

По смыслу ст. 32 (ч. 2), 130, 131 и 132 Конституции РФ граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления. Это означает, в частности, что граждане имеют право на участие - непосредственно или через своих представителей - в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникают на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения законов Курской области, предусматривающие возможность для населения муниципального образования через референдум большинством голосов отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления, поскольку тем самым допускается прекращение осуществления местного самоуправления на части территории субъекта РФ .

Из постановления Конституционного Суда РФ. Субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (ч. 2 ст. 3, ст. 12, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). Оно вправе защищать свои права и свободы, реализуемые на уровне местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ), в том числе путем воздействия в различных не противоречащих закону формах на выборных должностных лиц местного самоуправления. Контроль населения за их деятельностью, устанавливаемый в качестве предпосылки соответствующего воздействия, представляет собой, по существу, одно из средств самоорганизации населения. При этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления .

В. И. Васильев обращает внимание на то, что нужно четко различать право на местное самоуправление и право на осуществление местного самоуправления. Он подчеркивает, что это неодинаковые юридические категории. Право на самоуправление как субъективное право не существует. Местное самоуправление является обязательным институтом конституционного строя, и его присутствие на территории всего государства не зависит от воли отдельных граждан или их коллективов. Оно учреждено в системе публичной власти общей волей всего народа и нормативно объективировано в соответствующих положениях Конституции РФ. В отличие от него право на осуществление местного самоуправления является субъективным правом, содержание которого не связано с учреждением или упразднением местного самоуправления как такового .

«Понятие «прав местного самоуправления», воспроизводящее формулу статьи 133 Конституции РФ, не идентично понятию «права граждан на осуществление местного самоуправления». Первое шире второго, права местного самоуправления имеют весьма важную компетенционную (муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления) составляющую. И хотя эта составляющая непосредственно влияет на нормативно-правовое содержание права граждан на осуществление местного самоуправления, она имеет относительно самостоятельное значение и особый механизм защиты» .

Право на осуществление местного самоуправления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных прав.

Коллективные права можно определить как права, обладателями которых является местное сообщество (население), осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. Территориальная привязка коллективных прав позволяет говорить о сообществе жителей, наделенных правами: а) принимать решения самостоятельно; б) участвовать в принятии решений; в) осуществлять самоуправленческую деятельность через избираемых представителей .

К коллективным правам относят :

  • 1) право населения на самоорганизацию и на признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образований (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 2) право на самостоятельное осуществление населением власти через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, ст. 3, 35-39 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 3) право на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 4) право на проведение местного референдума как формы непосредственного осуществления местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 5) право на муниципальные выборы, включая выборы депутатов, членов иных выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 6) право на осуществление правотворческой инициативы (ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 7) право населения принимать решения по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ);
  • 8) право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 9) право на финансовую самостоятельность, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 52, 53, 55 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 10) право на установление местных налогов и сборов (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 2 ч. 1 ст. 55, ст. 57 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 11) право на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 8 ч. 1 ст. 15, п. 9

ч. 1 ст. 16, п. 6 ч. 3 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ);

12) право решения вопросов установления и изменения границ муниципального образования (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ,

ч. 2 ст. 10, ст. 11, 12 Федерального закона № 131-ФЗ);

13) право на разработку и принятие устава муниципального образования (п. 1 ч. 1 ст. 17, п. 1 ч. 3 ст. 28, п. 1 ч. 10 ст. 35, п. 1 ч. 1,

ч. 2 ст. 43, ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ);

  • 14) право на судебную и иные формы государственной защиты местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ, ч. 3 и 4 ст. 3, ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 44, ч. 3 ст. 73, ч. 3 ст. 74, ч. 6 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 15) право на коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ).

Очевидно, что данный перечень коллективных прав местного сообщества на самоуправление не является исчерпывающим.

К индивидуальным правам относятся :

  • 1) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 2) право граждан быть инициаторами местного референдума, участвовать в его проведении (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 3) право на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 4) право граждан на равный доступ к муниципальной службе (ч. 2 ст. 3, ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 5) право на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 6) право на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 7) право на объединение по месту жительства, включая создание органов территориального общественного самоуправления, инициативное участие в их деятельности (ст. 30 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ);
  • 8) право членов местного сообщества на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих индивидуальные или коллективные права местного самоуправления (ст. 46 Конституции РФ, ч. 9 ст. 22, ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ).

Вместе с тем перечень муниципальных прав граждан можно было бы существенно расширить за счет конкретизированных на уровне уставов муниципальных образований положений о возможностях использования гражданами представительных и непосредственных форм их участия в осуществлении местного самоуправления, например таких, как:

  • - право досрочного отзыва населением выборных должностных лиц, депутатов представительного органа местного самоуправления;
  • - право на выражение недоверия органу местного самоуправления;
  • - право на осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в установленных законодательством и уставом муниципального образования формах;
  • - право каждого члена местного сообщества на участие в работе выборных органов городского самоуправления, включая возможность присутствия на заседаниях представительного органа и его комиссий в порядке, установленном уставом муниципального образования;
  • - право каждого члена местного сообщества на непосредственное участие в обсуждении с использованием муниципальных средств массовой информации вопросов местного значения.

Право на осуществление местного самоуправления может быть реализовано в различных формах, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления. Можно выделить ряд форм непосредственной реализации как отдельными гражданами, так и группами граждан, населением права на осуществление местного самоуправления, например: местный референдум; опрос граждан, плебисцит; местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права); наказы избирателей; отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; собрания, сходы, конференции граждан; территориальное общественное самоуправление; массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и др.); обращение в органы местного самоуправления; правотворческая инициатива; публичные слушания; деятельность в представительных органах местного самоуправления; осуществление муниципальной службы; иные формы.

В ст. 133 Конституции РФ содержится запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. По мнению Н. С. Бондаря, из этого следует, что на конституционные права местного самоуправления не распространяется ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т. е. соответствующие права граждан РФ не могут быть ограничены по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 55. Положение ст. 133

Конституции РФ о запрете на ограничение прав местного самоуправления, установленных не только Конституцией, но и федеральным законодательством, имеет принципиальное значение в силу еще одного важного обстоятельства. Оно предполагает безусловное требование, адресованное субъектам РФ, рассматривать федеральные нормы, гарантирующие права местного самоуправления, в качестве своеобразного муниципально-правового минимума, предела, ниже которого не может опускаться региональное законодательство .

Запрет на ограничение прав местного самоуправления получил свое подтверждение и концептуальное развитие в практике конституционного правосудия. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения квалифицируется как одна из основ конституционного статуса местного самоуправления (ст. 12 и 130, ч. 1 ст. 132, ст. 133 Конституции РФ), которая одновременно связана с регулированием прав и свобод человека и гражданина, относящимся к ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71 Конституции РФ), поскольку любое такое ограничение непосредственно влияет на нормативно-правовое содержание и полноту права граждан на осуществление местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ установленные Конституцией РФ и названным Федеральным законом права граждан на местное самоуправление могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная формулировка точно соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Это дает основание утверждать, что оговорка по поводу возможности ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления касается не территорий, а целей, для которых это ограничение допускается .

И еще. Если в Федеральном законе № 154-ФЗ однозначно говорилось «запрещается», то в Федеральном законе № 131-ФЗ допускается подобное ограничение. Безусловно, какое-либо ограничение ставится в жесткие рамки федерального законодательства, но остается широкий перечень случаев, в которых такое ограничение возможно. Причем в законодательстве не раскрывается, что в каждом конкретном случае может означать «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» .

Кроме того, в ст. 80 и 82 Федерального закона № 131-ФЗ предполагается установление федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и на приграничных территориях. Эти федеральные законы, по сути, и должны расшифровать понятие «отдельные территории», которое упоминалось, но не раскрывалось в Федеральном законе № 154-ФЗ.

2. Постоянно проживающим жителем муниципального образования признается гражданин Российской Федерации, который проживает на территории муниципального образования на жилой площади, принадлежащей ему на правах собственности или найма, в общежитии или входит в состав семьи собственника либо нанимателя жилья независимо от срока проживания на территории муниципального образования, за исключением лиц, прибывающих с краткосрочными визитами.
3. Гражданин Российской Федерации, не проживающий на территории муниципального образования, но имеющий на ней на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающий налоги в местный бюджет, имеет право участвовать в делах местного сообщества по решению администрации района.
4. Жители района имеют право участвовать в местном самоуправлении через формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
5. Жители района имеют равный доступ к муниципальной службе.
6. Жители района имеют право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления и получать ответ по существу обращений в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации.
7. Жители района имеют право на внесение проектов решений в районное собрание депутатов района. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные жителями района в районное собрание депутатов, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании, а результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок внесения и рассмотрения проектов решений, вносимых жителями района, устанавливается регламентом районного собрания депутатов.
8. Жители муниципального образования имеют право получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления.
9. Жители муниципального образования "Волосовский район" осуществляют свое право на местное самоуправление:
- путем местных референдумов, опросов, собраний и сходов граждан;
- путем участия в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;
- через выборные и иные органы местного самоуправления.