Постановление о введении режима функционирования «Повышенная готовность. Повышенная бдительность и готовность дежурных сил План для приведения в БГ

Боевая готовность: определение, содержание. Постоянная, повышенная, полная боевая готовность. Военная опасность

Что такое боевая готовность, чем она определяется

БГ - способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Уровень боевой готовности соединений и частей находится в большой зависимости от:
. боевой подготовки войск в мирное время,
. мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и кадра,
. профессиональной подготовки командиров и штабов,
. исправного состояния техники и вооружения,
. обеспечности материальными ресурсами,
. состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве.

Постоянная степень боевой готовности и ее содержание

Повседневное состояние войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность «повышенную», «военную опасность» и «полную».

Части и подразделения находятся в местах постоянной дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки, проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.

Повышенная степень боевой готовности и ее содержание

Состояние войск при которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.

При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий комплекс мероприятий:

Офицерский состав, при необходимости, переводится на казарменное положение;
. отменяются все виды сборов, отпуска;
. все подразделения возвращаются в расположение;
. техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения;
. АКБ устанавливаются на технику ТД;
. учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами;
. усиливается наряд;
. устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов;
. проверяется система оповещения и сигнализации;
. прекращается увольнение в запас;
. архивы готовятся к сдаче;
. оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам.

Военная опасность и её содержание

Состояние войск, при котором они готовы к выполнению боевых задач. Личный состав получает оружие и противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.

Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема приписного состава.

Полная боевая готовность и ее содержание

Состояние наивысшей степени боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению боевых задач.

Части сокращенного состава и кадра приступают к приему приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности военного времени.

О введении режима функционирования

«Повышенная готовность»

В связи с предстоящими нерабочими праздничными и выходными днями, проведением предновогодних, новогодних и рождественских праздничных мероприятий, повышением вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий социально значимого характера, на основании Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и распоряжения Губернатора Брянской области от 08.12.2016 №1180-рг «О введении режима функционирования «Повышенная готовность»

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Ввести для органов управления и сил постоянной готовности Брянского городского звена Брянской областной территориальной подсистемы РСЧС на период с 9.00 25 декабря 2016 года до 9.00 16 января 2017 года режим функционирования «Повышенная готовность».

2. Главам районных администраций города Брянска, руководителям предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, расположенных на территории города Брянска, в части касающейся:

2.1. Усилить контроль за состоянием окружающей среды, прогнозированием возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий.

2.2. Организовать круглосуточное дежурство из числа руководителей и должностных лиц органов управления единой системы на стационарных пунктах управления.

2.3. Обеспечить непрерывный сбор, обработку и передачу органам управления и силам постоянной готовности данных о чрезвычайных ситуациях, информирование населения через средства массовой информации о правилах поведения в условиях низких температур, в том числе при использовании обогревательных приборов и печей, мер безопасности при использовании пиротехнических изделий, о состоянии льда в традиционных местах подледного лова рыбы и запрета выезда на лёд автомобильной техники, порядке действий при чрезвычайных ситуациях.

2.4. В случае необходимости принимать оперативные меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

2.5. Уточнить планы действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иные документы.

2.6. При необходимости приводить силы и средства в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, обеспечить формирование оперативных групп и их выдвижение в предполагаемые районы действий.

2.7. Обеспечить восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.8. Организовать, при необходимости, проведение эвакуационных мероприятий.

2.9. Обеспечить устойчивую работу систем жизнеобеспечения населения.

2.10. Обеспечить выполнение требований пожарной безопасности на подведомственных территориях, в том числе организовать дежурство ответственных должностных лиц.

2.11. Провести:

Проверку и обеспечить готовность систем оповещения населения;

Проверку наличия и готовности к работе резервных источников питания на объектах социальной сферы и жизнеобеспечения населения;

Проверку готовности сил и средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ на объектах жизнеобеспечения населения, а также наличия и готовности к использованию резервов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий.

2.12. Организовать:

Постоянный мониторинг за изменениями обстановки на территории муниципального образования, в том числе за бесперебойным функционированием объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, состоянием объектов социальной сферы, автомобильных трасс;

Выполнение комплекса профилактических мероприятий, направленных на недопущение пожаров и минимизацию их последствий, в том числе на объектах жилого фонда.

2.13. Обеспечить:

Экстренное реагирование на обращения и заявления граждан по вопросам обеспечения электроэнергией, водоснабжением, водоотведением и другими коммунальными услугами;

Выполнение требований пожарной безопасности и противопожарного режима на подведомственных объектах и в местах проведения праздничных мероприятий, в том числе дежурство ответственных должностных лиц во время проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;

До 23 декабря 2016 года принятие нормативных правовых актов, определяющих площадки, пригодные для безопасного запуска фейерверков и в установленном порядке довести принятые решения до населения.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о. заместителя Главы городской администрации Н.А. Сергеева.

Глава администрации А.Н. Макаров

Размер документа: 80.68K

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

Экстремальная (боевая) готовность

В системе обеспечения безопасности людей, ценностей, предприятий, учреждений, важных объектов и страны в целом существенная роль

принадлежит специальным лицам и группам, находящимся в готовности к незамедлительным действиям на случай внезапного наступления экстремальных или чрезвычайных ситуаций. Такие люди и структуры имеются в системе сил по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, в органах внутренних дел, во внутренних войсках, в Федеральной пограничной службе, в Вооруженных силах, в системе органов уголовно-исполнительной системы, поисково-спасательных организаций, на предприятиях, учреждениях, по месту жительства. Это дежурные и охранники, спасательные, дежурные и аварийные группы, скорая медицинская помощь, смены, караулы, патрули, дозоры, засады, вахты, расчеты, экипажи дежурных транспортных средств, частей, кораблей и самолетов и др. Они находятся чаще всего круглосуточно в установленных местах у технических средств или с оружием, необходимых им для немедленных действий. Их основные задачи - вести наблюдение, следить за обстановкой, своевременно обнаруживать возникающие угрозы и повышение их уровня, принимать безотлагательно меры, действуя в порядке и пределах, предусмотренных специальными предписаниями.

Люди, средства на местах - это внешние показатели готовности к незамедлительным действиям. Но не менее важны в н утренние показатели - показатели реальной возможности людей, обеспечивающих готовность и безопасность, немедленно и с максимальной успешностью выполнить возложенные на них задачи. Все данные и опыт свидетельствуют и о том, что обеспечить такую

возможность значительно сложнее, чем назначить на дежурство и обременить обязанностями.

Напомним, что все психические явления по форме существования делятся на две группы: устойчивые (постоянно или длительно присущие психике человека в виде свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений, привычек) и динамические (быстро возникающие, протекающие, меняющиеся, усиливающиеся, ослабляющиеся и исчезающие - психические процессы и психические состояния). Эти психические явления характеризуют внутреннюю экстремальную (боевую) готовность человека, образуя в ней две группы компонентов:



устойчивые - сформированные при экстремальной подготовке, представленные в общих экстремальных способностях и экстремальной подготовленности человека и группы и определяющие саму возможность успеха действий при возникновении экстремальных условий;

динамические - в виде психического состояния готовности к немедленным и предельно успешным действиям, в котором актуализированы элементы способностей и экстремальной подготовленности, нужные для действий в ожидаемых экстремальных ситуациях. В этом состоянии актуализируются и первично реализуются имеющиеся у человека (группы) возможности действий в случае реального возникновения экстремальной обстановки.

Первая группа компонентов экстремальной боевой готовности человека - его общие экстремальные способности и экстремальная подготовленность - основа экстремальной (боевой) готовности. Они сохраняются длительное время, выступают в виде долговременной, «предварительной» готовности, готовности к разнообразным действиям, формируемой всей системой предварительной работы с человеком, группой и их экстремальной подготовкой. Вторая - состояние экстремальной (боевой) готовности (изготовленность), которое определяет динамичную, немедленную, сиюминутную готовность, сохраняющуюся непродолжительное время, готовность к конкретным экстремальным действиям. Образно можно представить себе это состояние по позе спортсмена-спринтера, сжавшегося на старте внешне и внутренне в комок и готового по сигналу мгновенно рвануться во всю мощь вперед к финишу, как стрела из туго натянутого лука.

Полноценна та внутренняя готовность к действиям, в которой обязательно представлены обе ее слагаемые. Главная задача готовности дежурных сил, в состав которых включаются подготовленные профессионалы, заключается в формировании и поддержании состояния их экстремальной (боевой) готовности. Ее решение связано с четырьмя частными задачами:

- формированием состояния готовности перед заступлением на дежурство, вахту, караул и др.;

- поддержанием состояния на должном уровне в ходе всего дежурства, вахты, караула, полета, похода, плавания и др.;

- повышением уровня готовности при обострениях обстановки, появлении и повышении непосредственных угроз;

- укреплением готовности на основе опыта, приобретаемого в ходе несения дежурств и др.

Качество обеих групп компонентов ц успех решения главной и частных задач определяет уровень экстремальной (боевой) готовности конкретного человека или группы, по этому показателю она оценивается как:

Полная (боевая);

Высокая;

Невысокая;

Боевая готовность может, даже когда ошибочно оценивается полной, оказаться иллюзорной готовностью, псевдоготовностью, что, к сожалению, бывало достаточно часто.

Состояние

Экстремальной

(боевой) готовности

Кое у кого может возникнуть вопрос: а нужно ли все это различать, не достаточно ли того, что профессионал есть профессионал, и, когда надо, он будет и действовать как надо? Однако во-

прос о готовности к действиям в экстремальных ситуациях столь ответственен, а ошибки в ответах на него влекут столь тяжелые последствия, что тут недопустим поверхностный подход, пренебрежение закономерными зависимостями.

Наличие подготовленности, как совокупности устойчиво присущих человеку достоинств, необходимых для предстоящей деятельности - это потенциал, возможность, а состояние готовности - это действительность, реализованность возможностей пока еще не в действиях, но в активной совокупности психических процессов, непосредственно предшествующих им, представляющих их зарождение, изготовленностъ к переходу к ним. Человек вообще относится к «системам, определяемых состоянием», как их именуют в общей теории систем. Для таких систем нахождение в каком-то состоянии определяет ее возможности в данный момент и дальнейшие ее изменения, «линию поведения». Подготовленность - то, что хранится в памяти, скрытое, способное проявиться, но пока не проявляющееся, а состояние готовности - первое ее проявление перед действиями. Подготовленность существует в виде знаний, навыков, умений, привычек, качеств, установок, механизмов и др., а состояние готовности - определенный функциональный уровень внутренней активности и мобилизации возможностей системы. Психическое состояние готовно-

ста - особое психическое состояние человека, в котором не потенциально, а актуально и максимально выражены в данный момент его способности и подготовленность.

Состояние готовности, кроме того, по структурно-содержательным характеристикам - единство общих и специальных (специфических, ситуативных) компонентов актуальной (протекающей в данное время) психической деятельности, отвечающее требованиям предстоящей экстремальной (боевой) и сравниваемое с нею. Успех в любом сложном деле, будь то труд рабочего, крестьянина, водителя, спортсмена, строителя, инженера, врача, спасателя, военного, руководителя и др., зависит от общей мобилизованности человека на его осуществление: отношение к нему, добросовестность, честность, трудолюбие, ответственность, собранность, организованность, дисциплинированность, требовательность к себе, напряжение воли, умение владеть собой и т.п. Это нужно и при выполнении разных обязанностей, например, воину - при ремонте техники, несении дежурства и караула, использовании оружия. Поэтому любое состояние готовности к осуществлению любой экстремальной деятельности по своей структуре и содержанию включает общую мобилизованность, выраженную в соответствующих психических процессах общей мотивации, понимания, отношения, напряжения, добросовестности, собранности, требовательности к себе, напряжения воли и др. Их проявления и сила зависят от общих экстремальных способностей человека, его социальной развитости и воспитанности. Готовность действовать в смертельно опасной обстановке определяется, прежде всего, любовью человека к Отечеству, силой чувства гражданского долга и национального достоинства россиянина, любви и преданности народу, уважения к его истории; чувствами продолжателя дела своих предков и ответственности за будущее России. Помимо этого - победа нашего народа над страшным и сильным врагом в Великой Отечественной войне, которая далась очень нелегко, но была достигнута потому, что подавляющее число людей того поколения было патриотами, готовыми стоять за Родину насмерть, а если надо, то сложить и голову за Отечество.

Укрепление общих компонентов экстремальной (боевой) готовности - важнейшая задача, решаемая при экстремальной подготовке, а их актуализация перед действием - задача формирования состояния готовности. Они фундамент ее, но ведь никто не считает дом построенным, если заложен лишь фундамент, а стен и крыши нет. Чтобы экстремальная (боевая) готовность была полной, необходимо присутствие в ней и специальных компонентов. Спортсмену, например, надо настроиться не на соревнование вообще, а к старту на стометровку,

или на выполнение упражнений на брусьях и пр. Дежурному, несущему вахту, патрульному, и др. тоже нужно быть готовым выполнять специальные действия - ликвидировать возникший пожар, вести бдительное наблюдение за обстановкой, поддерживать готовность ракеты к пуску, не пропустить нарушителя через охраняемую границу, отразить внезапное нападение, открыть огонь на поражение и др. Состояние экстремальной (боевой) готовности одного и того же профессионала к разным экстремальным (боевым) Действиям зависит каждый раз от особенностей этих действий и ситуации, т.е. по специальным (специфическим) компонентам оно каждый раз нуждается в особом формировании. Чаще всего специальными компонентам и состояния экстремальной (боевой) готовности выступают:

Четкое знание своих обязанностей в конкретной ситуации контроля за обстановкой и при ее опасных обострениях;

Ясный мысленный план действий в различных вариантах повышения уровня угроз и возникновения опасностей;

Знание характера возможных угроз и вероятности их изменения;

Знание признаков проявления угроз, их изменений и значения для выполнения своих обязанностей;

Психологическая установка на бдительное наблюдение за обстановкой, настороженность к признакам угроз; направленное и интенсивное внимание к ним и их изменениям;

Стремление немедленно обнаруживать малейшие признаки угроз и их изменений (даже если их кто-то пытается маскировать), разгадывать скрытые, неявные признаки и давать им соответствующую оценку;

Проявление усилий по поддержанию высокого уровня чувствительности того органа (ов) чувств (зрения, слуха, обоняния и др.), который имеет доминирующее значение для своевременного обнаружения изменения признаков угроз;

Достижение оптимального уровня функциональной психологической (психофизиологической) активности процессов, систем, органов, обеспечивающих первые, немедленные и предельно эффективные действия при опасном наращивании уровня угроз;

Натренированность в высокоэффективном выполнении действий, необходимых при наступлении экстремальной ситуации;

Мотивационно-волевой настрой на выполнение обязанностей и действий с высокой эффективностью;

Эмоционально-волевой настрой на встречу с трудностями и опасностями в ожидаемых экстремальных ситуациях;

Настрой на находчивые действия при встрече с любыми неожиданностями в возможных экстремальных ситуациях.

Чем более сложны условия, деятельность, тем большее значение приобретает специализация готовности к их конкретным особенностям. Чем менее успешна она, тем больше вероятность, что при возникновении экстремальных ситуаций ее недостатки будут компенсироваться неспецифическими проявлениями - повышенным стрессом, перенапряжением, беготней, суматохой, яростью и др.

События последних лет доказывают правоту древнегреческой пословицы: “Хочешь мира - готовься к войне”. Отрабатывая наихудшие из сценариев развития событий, можно осуществить проверку боевой готовности войск, а также подать сигнал потенциальному противнику или недружественному соседу. Подобного результата достигла Российская Федерация после проведения серии военных учений.

Обеспокоенность Соединенных Штатов Америки и НАТО объясняется тем, что боевая готовность в России направлена не на один из худших сценариев, а на несколько: армия РФ ради мира в своей стране готова к войне в любом направлении.

Определение

Боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором различные армейские части и подразделения способны организованно и в короткий срок выполнить подготовку и вступить в бой с противником. Поставленная военным руководством задача выполняется любыми средствами, даже при помощи ядерного оружия. Войска в боевой готовности (БГ) получив необходимое вооружение, военную технику и другие материальные средства, готовы в любой момент отразить вражескую атаку и, следуя приказу, применить оружие массового поражения.

План для приведения в БГ

Для того чтобы армия была приведена в боевую готовность, штаб разрабатывает план. Руководит данной работой командир воинской части, а результат утверждает старший командир.

В плане БГ предусмотрены:

  • порядок и способы оповещения военнослужащих ВС и офицеров для сбора;
  • обозначается их место дислокации;
  • действия дежурного и в воинской части;
  • действия комендантской службы в районах сосредоточения личного состава и военной техники.

Начало

Приведение в боевую готовность для каждого уровня начинается с сигнала, который получает дежурный воинской части. Дальше, используя установленные в каждой войсковой части систему “Шнур”, телефон или сирену, дежурным части извещаются дежурные подразделений и командир. Получив сигнал, производится уточнение информации, а затем при помощи голосовой команды: “Рота, подъем! Тревога, тревога, тревога!”- дежурные подразделений извещают весь личный состав о начале операции. После этого подается команда: “Объявлен сбор” - и военнослужащие направляются в подразделения.

Те, кто проживает за пределами войсковой части, команду о сборе получают от посыльных. В обязанность механиков-водителей вменяется прибыть в парк. Там дежурные выдают ключи от боксов с машинами. Водители обязаны до прибытия офицеров подготовить всю необходимую технику.

Погрузка армейского имущества производится личным составом согласно боевого расчета. Приготовив под надзором старших к отправке на место дислокации все необходимое оборудование, личный состав дожидается прибытия офицеров и прапорщиков, которые отвечают за транспортировку имущества военной части. Те, кто не вошел в отправляются в пункт сбора.

Степени боевой готовности

В зависимости от обстановки, БГ может быть:

  • Постоянной.
  • Повышенной.
  • В состоянии военной опасности.
  • Полной.

Для каждой степени предусмотрены свои мероприятия, в которых принимают участие военнослужащие. Четкое осознание ими своих обязанностей и умение быстро выполнять задачи свидетельствует о способности подразделений и групп войск организованно действовать в критических для страны ситуациях.

Что необходимо для проведения БГ?

На приведение в боевую готовность влияет:

  • боевая и полевая выучка подразделений, офицеров и штабов;
  • организация и поддержание армии в соответствии с требованиями боевого устава;
  • укомплектованность армейских подразделений и частей необходимым вооружением, техникой.

Идеологическое воспитание личного состава и осознание им своих обязанностей имеет большое значение для достижения необходимой

Стандартная БГ

Постоянная боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором подразделения и части сосредоточены в постоянном пункте дислокации и занимаются повседневной деятельностью: выполняется строгий распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина. Часть занимается плановым обслуживанием средств техники и учебой. Проводимые занятия согласованы с расписанием. Войска готовы в любой момент перейти в высшую степень БГ. Для этого выделенными частями и подразделениями осуществляются круглосуточные дежурства. Вся деятельность происходит в плановом режиме. Для хранения материально-технических средств (боеприпасов, горюче-смазочных материалов) предусмотрены специальные склады. Приготовлены машины, которые в любую минуту при необходимости могут осуществить их вывоз в район дислокации подразделения или части. В боевой готовности данной степени (стандартная) предусмотрено создание специальных приемных пунктов для осуществления погрузки и вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования.

Повышенная БГ

Повышенная боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором части и подразделения за короткий промежуток времени готовы выступить для отражения военной опасности и выполнять боевые задачи.

При повышенной боевой готовности предусмотрены мероприятия:

  • отмена отпусков и увольнений в запас;
  • усиление наряда;
  • осуществление круглосуточного дежурства;
  • возврат в расположение части подразделений;
  • проверка всего имеющегося вооружения и оборудования;
  • комплектование боеприпасами учебно-боевой техники;
  • проверка сигнализации и других ;
  • подготовка архивов к сдаче;
  • офицерский состав и прапорщики оснащаются оружием и боеприпасами;
  • офицеры переводятся на казарменное положение.

После проверки БГ данной степени определяется готовность части к вероятным изменениям режима, проверяются нужное для данного уровня количество материальных запасов, оружия и транспорта для вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования. Повышенная боевая готовность используется преимущественно в учебных целях, поскольку функционирование в данном режиме стране обходится дорого.

Третья степень готовности

В режиме военной опасности боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором вся техника выводится в запасной район, а поднятые по тревоге армейские части и подразделения в короткий срок выступают для выполнения задач. Функции армии в третьей степени боевой готовности (официальное название которой - “военная опасность”) прежние. Начинается БГ с объявления тревоги.

Для данной степени боевой готовности характерно:

  • Все роды войск выводятся в пункт сосредоточения. Каждая часть или соединение размещаются в двух подготовленных районах на расстоянии 30 км от постоянного пункта дислокации. Один из районов считается секретным и не оснащается инженерными коммуникациями.
  • Согласно законам военного времени, происходит доукомплектация личного состава патронами, гранатами, противогазами, противохимическими пакетами и индивидуальными аптечками. Все необходимое части любых родов войск получают в точках сосредоточения. В армии Российской Федерации танковые войска после прибытия на обозначенное командованием место дозаправляются и оснащаются боекомплектами. Все необходимое получают и остальные типы подразделений.
  • Отменяется увольнение лиц, у которых истек срок службы.
  • Прекращается работа по приему новых призывников.

По сравнению с двумя предыдущими уровнями боевой готовности данная степень отличается большими финансовыми затратами.

Полная боевая готовность

В четвертой степени БГ армейские части и соединения Вооруженных сил пребывают в состоянии наивысшей боевой готовности. В данном режиме предусмотрены мероприятия, направленные на переход с мирного положения на военное. Для выполнения поставленной военным руководством задачи производится полное отмобилизование личного состава и офицеров.

При полной боевой готовности предусмотрены:

  • Круглосуточные дежурства.
  • Осуществление боевого слаживания. Данное мероприятие заключается в том, что все части и соединения, в которых производилось сокращение кадров, снова укомплектовываются.
  • Используя шифровальную кодированную или другую засекреченную связь, даются распоряжения военнослужащим и офицерам. Команды могут также подаваться в письменной форме с доставкой нарочным. Если распоряжения даны устно, они должны иметь последующее письменное подтверждение.

Приведение в боевую готовность зависит от обстановки. БГ может осуществляться последовательно или минуя промежуточные степени. Полная готовность может быть объявлена в случае прямого вторжения. После того как войска приведены в боевую готовность высшей степени, производится доклад командиров частей и соединений в высшие инстанции.

Когда еще проводится четвертый уровень готовности?

Полная боевая готовность при отсутствии прямого вторжения выполняется с целью проверки того или иного округа. Также объявленная данная степень БГ может свидетельствовать о начале военных действий. Проверка полной боевой готовности осуществляется в очень редких случаях. Это обусловлено тем, что для финансирования данного уровня государство тратит много средств. Объявление по всей стране полной боевой готовности может выполняться с целью глобальной проверки всех подразделений. В каждой стране, согласно правилам безопасности, в режиме четвертого уровня БГ постоянно может находиться только несколько подразделений: пограничные, противоракетные, противовоздушные и радиотехнические. Это обусловлено тем, что в нынешних условиях удар может быть нанесен в любую минуту. Данные войска постоянно сосредоточены на нужных позициях. Как и обычные армейские части, эти подразделения также занимаются боевой подготовкой, но в случае опасности действовать начинают первые. Специально для того, чтобы вовремя среагировать на агрессию, в бюджете многих стран предусмотрено финансирование отдельных армейских подразделений. Остальные же в данном режиме государство содержать не в состоянии.

Заключение

Эффективность проверки готовности Вооруженных сил к отражению нападения возможна при соблюдении секретности. Традиционно боевая готовность в России находится под пристальным вниманием западных стран. По мнению европейских и американских аналитиков, проводимые РФ, всегда заканчиваются появлением российского спецназа.

Развал Варшавского блока и продвижение сил НАТО на восток рассматриваются Россией как потенциальная угроза, а значит, являются причиной последующей адекватной военной активности РФ.