Почему нравится "тьма"? Почему мы боимся темноты и почему это хорошо для нас.

Вопрос психологу

Здравствуйте. Меня зовут Андрей, 19 лет,холост.С родителями отношения самые обычные-не чувствую сильной привязанности, но чувствую уважение к ним. Не могу сказать, что у меня есть какие либо ярко выраженные психологические проблемы, но есть кое-что интересующее, что хотелось бы прояснить о себе. А именно- с чем может быть связан отказ проявления,Выплескивания эмоций в жизни. Мне это не доставляет абсолютно никаких проблем: все проблемы, переживания, все успешно утилизируется внутри себя. Вот многие говорят что лучше выговорится или рассказать о каких либо проблемах и переживаниях, но мне кажется что это бессмысленно, т.к по сути это ничего не изменит. Но с другой стороны мне очень нравится получать эмоциональную составляющую из книг либо фильмов. Причем я терпеть не могу так называемые стандартные хеппи-энды. Мне нравится, когда книга или фильм переполнены печалью, грустью, некой атмосферой безысходности. Мне нравится, когда главный герой в конце умирает. Мне могут нравится хеппи-энды, но не из пустого места, а достигнутый благодаря многим жертвам, которые как раз и дают прочувствовать всю ценность его. Мне не составляет труда провести длительный промежуток времени без общения, наедине с собой, но с другой стороны нравится посещать университет и общаться с одногрупниками. С чем может быть связано все это выше перечисленное? Почему именно так, а не иначе? Почему меня так привлекают скорее не столько отрицательные эмоции, сколько мрачные? Хотя в жизни я что то среднее межу оптимистом и реалистом.
Заранее спасибо.

Здравствуйте Андрей!

Вы интроверт, т.е. эмоции внутри вас, там они живут развиваются и "утилизируются". И т.к. вас это никак не напрягает это ваше естественное природное состояние. При чем, вы легко переключаетесь с одиночества на социум, что говорит о здоровой психики. Вполне возможно, что когда рядом будет такой человек с которым вам захочется делиться эмоциями вы так и сделаете.

Далее... Люди получают энергию (эмоции) не только общения с людьми, но и от искусства, природы, еды и прочего. Видимо, это тоже ваш вариант. То что вы любите "плохой" конец.... ну тут... смотря что называть ПЛОХИМ. Мне очень нравится фильм "Жена путешественника во времени". там тоже вроде как плохой конец, но я его расцениваю как хороший, или скажем в фильме "50 первых поцелуев". Это с одной стороны. А с другой стороны, быть может вас не пугает смерть и вы к ней относитесь как к "возвращению домой".

И еще одна информация. может она как то вам поможет разобраться в себе. М.Е. Литвак писал, что "по эмоциональной диете у человек должно быть 35% положительных эмоций, 5% отрицательных, и 60% нейтральных. Т.е. сбежавшее молоко - это не повод к отрицательной эмоции а всего лишь побуждение взять тряпку и вытереть плиту" Скорее всего многие эмоции которые принято считать отрицательными ваш организм воспринимает как нейтральные.

Гармонии вам и оптимизма!)))

Троценко Наталья Юрьевна, психолог Владикавказ

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Большинство детей проходят через испытание темнотой. Малыши боятся засыпать, если через двери в спальню не проникает лучик света. Они вздрагивают, когда услышат случайный скрип половицы, скрежет дверного затвора или другие внезапные шумы. Каждый случайный стук способен наполнить ночь всеобъемлющим ужасом.

С возрастом страх темноты не исчезает

Люди не перестают бояться темноты, даже когда детские переживания остаются далеко позади. Нет, мы больше не испытываем этого панического страха, но, быстро вышагивая по темному переулку, все так же чутко прислушиваемся к посторонним шумам. Темнота рождает в нашем воображении гипертрофированные образы ночных хулиганов в подворотне. Это почти так же, как в детстве. Только тогда, лежа в постели, мы закрывались с головой одеялом, чтобы хоть как-то защититься от страшного монстра, который наверняка затаился где-нибудь под кроватью. А теперь мы опасаемся неожиданной встречи с незнакомцами. Как видим, принцип возникновения страха остался, изменились лишь главные действующие лица-злодеи.

Этот страх уберегает нас от безрассудства

И беспокойство, и жадное прислушивание к громким звукам, и опасения - все эти чувства генерируются механизмом самозащиты. Эти страхи накладывают ограничения на безрассудное поведение. Представьте, что было бы с человеком, если бы он отправился на прогулку в африканской саванне темной ночью? Гигантские хищные кошки подкрадываются бесшумно, при этом обладают чутким обонянием и острым зрением, позволяющим ориентироваться в темноте. Ни у одного человека (даже если это был сам Усейн Болт) не было бы ни единого шанса на спасение. Выходит, наши ночные страхи оправданы с точки зрения эволюции.

Древние люди не находились на вершине пищевой цепи

На заре зарождения человечества наши предки были далеки от вершины пищевой цепи. Но они быстро узнали, что многие хищники предпочитают охотиться под покровом темноты. В течение долгого времени эта ассоциация укреплялась в подсознании и наконец сформировалась в аксиому. Теперь человек уверен, что от темноты нужно держаться подальше, ведь где-то рядом может подстерегать опасность.

Предчувствие тревоги

Когда кто-то внезапно выключает свет, ваш страх может проявляться в виде острой реакции: паники или громкого крика. Однако, согласно исследованию, проведенному сотрудниками Университета Торонто, эта эмоция в большинстве своем проявляется беззвучно. Например, вы можете потерять сон и всю ночь до утра с тревогой ждать потенциальной угрозы.

Любые внешние раздражители формируют ту или иную модель ответного поведения. Так, например, проявление гнева дает эмоциональную разрядку, печаль и сожаление учат более полно использовать свои возможности, любовь помогает справиться со стрессом. Предчувствие тревоги играет не последнюю роль в наших поведенческих реакциях.

Каждая эмоция формируется по определенному алгоритму

Психологи утверждают, что каждая эмоция может рассматриваться как компьютерная программа, предназначенная для выполнения конкретной задачи. Например, романтические ухаживания помогают добиться взаимности на любовном фронте. Проявления гнева полезны, если человек столкнулся с предательством. Неодобрение со стороны окружающих людей формирует социальную тревогу. Все эти эмоции в нашей душе, словно инструменты в оркестре, должны подчиняться дирижеру, следящему за процессом в головном мозге. Поэтому люди не проявляют несогласованности в своих эмоциональных реакциях и действуют строго «по инструкции».

Чем полезно беспокойство?

Из всех ответных реакции организма более всего нас интересует беспокойство. Это чувство является ответом на многие социальные и личностные факторы. Оно повышает нашу осведомленность о ситуациях, которые могут навредить нам. У мужчин беспокойство о доходах и социальном положении способствует созданию семьи и рождению потомства. У женщин беспокойство о своей внешней привлекательности помогает найти более выгодную партию для брака. Беспокойство отличается от других негативных эмоций. Это чувство заставляет нас предвосхищать события, а гнев и печаль являются прямым ответом на то, что уже случилось. Мы привыкли ожидать будущее с тревогой, мы всегда рисуем в своем воображении предполагаемое событие с учетом самых неблагоприятных исходов.

Чувство тревоги направлено на будущие события

Самые светлые головы из числа наших предков были очень наблюдательны и, правильно откликаясь на внешние сигналы, увеличивали свои шансы на воспроизведение или выживание. Так они узнали, что чувство тревоги является абсолютно бесполезным, если речь идет о прошлых неудачах. Этот ущерб уже был нанесен, и ничего с этим поделать нельзя. Если бы пещерные люди долго горевали над пролитым молоком, они наверняка могли упустить из вида какую-нибудь важную угрозу.

Пауки или ядерная война?

Сигналы, которые заставляли древних людей вырабатывать ответную реакцию на потенциальную опасность, до сих пор живут в нашем подсознании. К ним относятся змеи, пауки, разрез кошачьих глаз и темнота (в которой прячутся хищники). И эта реакция является результатом переданной из поколения в поколение генетической информации. Любопытно, что нынешние дети опасаются темноты, пауков и змей больше, чем современных угроз - мчащихся на полной скорости автомобилей, ядерной войны или оружия.

Если маленький ребенок испугался незнакомого объекта, а мать в ответ успокаивает его, малыш понимает, что там нет никакой угрозы. В том случае, если родители при этом насторожены или испуганы, опасения ребенка лишь усиливаются. Так малыш быстро узнает о потенциальной опасности вокруг себя.

Эта эмоция формировалась тысячелетиями

Человеческий страх - очень тонкая и сложная эмоция, которая оттачивалась в течение тысячелетий взаимодействия с дикой природой. А это значит, что страх перед неизвестностью, которую воплощает темнота, никогда не исчезнет из нашего сознания.

Люблю темноту. Люблю за то, что она позволяет абстрагироваться от суеты. Она оставляет тебя наедине с самим собой, с твоими мыслями. Темнота и тишина. Первая половина ночи. Спокойная и тихая, так и притягивает тебя. Заставляет обращать внимание на мелочи.

Наливаешь холодный кофе в свою любимую кружку, выходишь на уютный балкон, вслушиваешься в тихий шорох дождя. Изредка твоё внимание переключается с одного объекта на другой. Собака, обнюхивающая кем-то забытый посреди улицы рюкзак. Пешеход, неспешно шагающий без зонта в такую погоду. Но это не тот безликий пешеход, которого ты встречаешь днём. Тут он один. Поэтому ты и обращаешь на него внимание. У него своя история, которая тебе неизвестна, да и вряд ли ты увидишь его вновь. Но ты всматриваешься. Тонкий силуэт. Легкая неспешная походка. Этот человек никуда не торопится. Гуляет. Замечаешь на его лице еле заметную улыбку, но это единственное, что успеваешь увидеть, ибо он скрывается в темноте, лишь изредка показываясь, проходя по светлым пятнам фонарей. Серое бесформенное пальто намокло от дождя. «Дурак», - подумаешь ты, и, возможно, будешь прав. Ну какой нормальный человек будет радоваться тому, что шагает в дождь по далеко не самой, но, стоит отдать должное, живописной улице? На мгновение тебя охватывает злость. Незнакомец неспешно скроется из твоего поля зрения, оставляя тебя вновь в одиночестве. Лишь тихое шуршание дождя.

Ты вглядываешься в бесконечное черное небо. Постепенно вспышка злобы сходит на нет. Задумываешься, что же вызвало у тебя этот минутный гнев. Дело явно в этом счастливом прохожем. Закуриваешь сигарету, но тут же тушишь. Делаешь глоток кофе. В голове лишь этот незнакомец. Плотно закрываешь балконную дверь, оставляешь почти полную кружку на столе, быстро шагаешь в спальню. Через три минуты ты уже одет и выходишь на улицу. Зонт намеренно забыт у двери. Вдыхаешь полные легкие прохладного свежего воздуха, смешанного с ароматом цветущих в клумбе цветов. Отправляешься куда глаза глядят. Через несколько минут оказываешься на набережной. Безлюдно. Тихо. Темно. Закрываешь глаза, запрокидываешь голову к небу. Чувствуешь, как ветер обнимает тебя, как дождь ласкает твои волосы. Улыбка. Чистая, искренняя. Грудь переполняет радость. В голове мысль, что случилось что-то важное. Но что?
Ты наслаждаешься моментом.
И делаешь это долго.
Напротив тебя стоит пешеход в сером бесформенном промокшем пальто. Её красивые карие глаза с удивлением смотрят на тебя.

Каждую летнюю дождливую ночь на протяжении всей её жизни в этом городе она приходила сюда, чтобы насладиться одиночеством. Этого незнакомца она видела впервые. Он просто стоял, запрокинув голову к небу, а на его лице была улыбка. Она отлично понимала, что чувствует этот человек. Она и сама это чувствует. Незнакомец не обращал на неё внимание, а может и не подозревал о её присутствии. Поправив свои длинные тёмные волосы, она последовала его примеру и устремила взгляд в небо. Медленно закрыла глаза. На её лицо капал дождь. Ветер развивал её пальто. Она чувствовала свободу. Но помимо этого в груди зародилось странное чувство, от которого улыбка делалась еще шире. «Люблю темноту», - промелькнуло в её голове.

Сам даже не знаю, почему… возможно потому, что чувствую с ней какое-то родство. Возможно, потому, что она одинока – как я, и сама стоит на страже своего одиночества. А может быть, потому, что она умеет быть ласковой, как туман, и будто чувствуя родство со мной, обнимает… Туман – это отдельная история. Я бы назвал его белой темнотой, но сейчас речь не о нем. Ведь сейчас я сижу в настоящей, первородной темноте, и для меня она – место.
Я не помню, где я, как попал сюда, да и, черт, это не важно… кажется, я нашел свой рай. Свой маленький эфемерный рай-квартиру, из которой что-нибудь рано или поздно - да вытащит на грёбаную шумную улицу, швыряющую в лицо рычанья машин, причитанья людишек и всю грязь этой суетной жизни. Но сегодня я дома, пусть и не знаю, где этот дом.
Она умеет быть женственной. Легким нашептыванием ветерка за окном, которое где-то рядом, но я его не вижу; она шепчет что-то очень личное, сокровенное, интимное, это уже не просто язык – фразы путаются в дуновениях и божественно свежих придыханиях, наверное, так выглядит первородные мысль и чувство. Холодком, так осторожно бегущим – крадущимся – по спине, изо всех сил пытающимся не вызвать содрогание и неприязнь. И даже тем, что в темноте живет она. Она – свет, от которого щуришься, прогоняешь с непривычки, но, открыв глаза полностью, понимаешь, что ни за что в жизни не захочешь снова их закрыть, будто без этого света ты умрешь. Что ж, может, оно и так? Может, я и впрямь мертв? Плевать, ведь ее больше нет со мной…
«Шлеп!» - ударило в крышу. Еще раз. Еще. Звук безысходности, крушение маленьких судеб об упрямый холодный металл. Мгновением позже триллионы таких же «шлепов» едино обрушились на землю – видимо, весь этот мирок стал больше не нужен на небе. Включившийся древний проигрыватель стал нахрипывать реквием, откашлялся, запел по-новому. И это было прекрасно… голос старого рояля, слезное сожаление о чем-то скрипки и падающие повсюду капли, будто это был вовсе не проигрыватель, а сам дождь отпевал свою последнюю песню. Песня о смерти имеет свое неповторимое очарование.
Капли стали проникать внутрь. Я не знаю, как… Да это и не важно. Главное, что они не мешали темноте. Они проносятся прямо перед глазами, и я вижу их, будто взявшийся откуда-то свет кидал на них свой задумчивый взгляд. Но… нет, они, кажется, светятся изнутри, словно маленькие кусочки луны… и от этого еще более жаль, что они разбиваются.
как когда-то я сам
Мысли в голове закрутились быстрее, выдворяя остатки сна. Я нехотя открыл глаза, постепенно узнавая все вокруг. Медленно сел на кровати, повернувшись спиной к зажженному светильнику. Большая кровать… светильник, жадно отбирающий у тьмы узкую площадку рядом со мной… разбитая рамка на грязном (чего уж греха таить) полу со стареющим, но, кажется, еще живым фото, с которого два лица смотрят на меня снизу вверх… и дождь, этот бесконечный дождь за окном… будто каждая его капля, леденея, пулей врезается в мое сердце…
Я один на кровати, предназначенной для двоих, холод просачивается вместе с дождем в открытое окно, и мне одиноко. Что делать? Спать дальше? Напиться, как обычно? В холодильнике наверняка что-то хранится на этот случай. Но вместо этого мои руки тянутся к рамке с фото. Я поднимаю ее и вглядываюсь, хотя мне не нужно вглядываться вовсе – этот образ не выходит из моей головы… нет, думаю, вернее было бы сказать – из меня, и я пропитан им. Я аккуратно погладил ее волосы на фото, а она смотрела на меня, как раньше… Этот взгляд никогда не отпускает меня. Совсем потеряв контроль над собой, отдавшись какому-то внутреннему позыву, я взял маркер и сделал надпись в углу, пересекшую трещину:
«Снова схожу с ума… по тебе»
Почему? Зачем?
Да потому, что так и есть. Все, ВСЕ мои мысли с тех пор так или иначе – о ней. Потому что во всем – в проходящей мимо девушке, дожде, тумане – даже в темноте – я вижу ее. Хочу ее чувствовать, но не могу, и постоянно пытаюсь обмануть себя этим. Когда-то она была моим светом, но теперь… теперь она – моя ночь, мой сумрак, моя темнота… Я сам себя ослепляю. Ведь я просто не хочу видеть ничего другого – а ведь мир полон нового. Ночь кончится рассветом, дождь наполнит озеро, расстелится туманом по утренним улицам и, в конце концов, вознесется назад в родное небо, которое снова будет радо принять его; оно будто постоянно разыгрывает притчу о блудном сыне, давая каждому возможность ее увидеть… А темнота закончится, когда я открою глаза…
Прощай… я все еще люблю тебя, но отпускаю. Любовь может убить душу, уходя… но побыв к темноте, моя душа готова снова готова воскреснуть и рвануться к свету. Все, что нужно – открыть глаза…
Тысячи и тысячи пылинок водили бесконечный хоровод в двух солнечных лучах, рвущихся ко мне в комнату минуя окно. Я подхожу к нему и вижу, как легкий слепой дождь, превращаясь в тоненькие пальчики пара, оживляет пустую улицу маленького города… Я так соскучился по краскам, и он будто – да нет, точно – это знает! Я вылезаю прямо через окно, иду к дороге, останавливаюсь. Устремляю свой взор к небу. Стою неизвестно сколько, пока не замечаю чей-то взгляд на своей спине, оборачиваюсь и вижу ее глаза… это два моих новых солнца – или две луны, проводящие сквозь ночь – или… нет, я не в силах их описать, это, наверное, первородный, истинный свет, объединившийся в двух бесподобных глазах на ее лице. Я прикован, я не знаю, что сказать. Но фраза сама приходит на ум.
- Ты любишь темноту?
- Что? Нет, теперь уже нет… - почти не задумываясь, отвечает она. Из земного в ней, пожалуй, только жвачка во рту, но ничто не в силах умалить ее небесности в моих глазах.
- Рядом с тобой ее просто быть не может… И все же, как мне описать твои глаза? Поможешь? Хотя я знаю, что это невозможно, но ведь что-то всегда должно оставаться за пределами слов, не так ли?

Ночь. Слово, которое вызывает мало приятных ассоциаций в голове многих людей. Так или иначе, ее часто связывают с чем-то неизведанным, мрачным, темным, холодным, недобрым или даже злым. С ночью наши предки связывали в своих легендах и приданиях различные темные силы: духи умерших появляются ночью, вампиры охотятся только ночью, оборотни превращаются в полнолуние, то есть ночью.

Из-за таких стереотипов, которые формировались столетиями, у многих людей в детстве закладывается боязнь темноты, то есть, слушая все эти легенды, мифы сказки и предания тем или иным образом, он создавал эту параллель «тьма-зло» в своем неокрепшем детском разуме. Когда человек взрослеет, конечно, она ослабевает, (иногда и нет) но стоит ему оказаться не в темной комнате, а, скажем, в ночном лесу или в большом неизвестном здании, офис, например, как все страхи вылезают наружу и голову заполняют различные темные мысли. Эти мысли являются эхом тех самых стереотипов, но так ли действительно страшна тьма, как ее малюют вот уже сотни лет?

Если объяснять страх ночи (и темных помещений в принципе) с точки зрения психологии, то получается, что человек во тьме позиционирует себя, как жертву: «Там кто-то есть, кого я не вижу, а он меня видит, а значит я беззащитен». Это продукт страха, который берет свое начало в наших генах, в инстинкте самосохранения. Человек на заре своего существования очень близко находился к природе, а значит и к таким животным, как хищники тоже. Многие из них охотятся как раз ночью и на человека в том числе. Хищник видит в темноте и чувствует запах, а человек такими способностями похвастаться не может.

Раз за разом человек, наблюдая эти ситуации (выжил после нападения, нападение ночью на стоянку и т.д.), постепенно откладывал у себя в голове на самые нижние уровни, что ночь-не есть безопасность. В конечном итоге, это перешло в инстинкт самосохранения, который передается с генами. Однако есть у человека возраст, когда этот инстинкт не работает на полную, ибо его пересиливает любопытство и интерес, когда человек просто не задумывается о смертельной опасности. Этот возраст-младенчество и детство. В давние времена семьи были большие и детей было много, за которыми следить было весьма проблематично. Одной из проблем была как раз ночь, когда может случиться невесть что: от скатывания по оврагу, которого не заметил ребенок, до нападения животных или человека. И поэтому родители, для того, чтобы уберечь своих детей, придумывали и рассказывали всякие сказки и небылицы для запугивания.

В детском возрасте этот способ пробуждает тот естественный страх, а с возрастом, как правило, хоть и не всегда, все образы персонажей из небылиц угасают, так как человек в состоянии уже думать головой и слышать свои инстинкты правильно, не навредив себе. Если же при каких-либо обстоятельствах пробуждаются те образы либо они с возрастом все еще не угасли, страх многократно усиливается (такое можно наблюдать у многих людей после просмотра фильмов ужасов, например), поскольку на природный страх фантазией еще накручивается страх перед «темными силами» и др.

А что если освободить свой разум от всех этих бабушкиных сказок и переделать эту формулировку? Например, так: «Я во тьме, меня никто не видит, зато я вижу всех», т.е. поставить себя на место того «охотника», которого подсознательно так боится человек. Тогда ночь и тьма становятся друзьями и помощниками. Ведь действительно, тьма скрывает не только того, кто в ней «прячется», она скрывает и вас. Она не выбирает, кого прятать, а кого нет, просто нужно придерживаться определенных правил и понимать, как ваши действия выдают ваше присутствие.

Не следует забывать кстати, что человек-часть природы и если эти «правила ночи» кто-то нарушает, человек моментально на них реагирует (у кого-нибудь ночью в квартире\доме что-нибудь скрипело\падало?). Эта реакция исходит от того природного страха, который можно особыми тренировками переработать в чувство особой сенсорики. Собственно, самый простой и быстрый способ спрятаться в темноте - это замереть в ней, раствориться, т.е. сделать так, чтобы тело не подавало сигналов ни на одно из пяти чувств. Разумеется, спрятать запах – задача не такая тривиальная, но если мы имеем в виду человека, то я не думаю, что это столь существенно, хотя это как еще посмотреть.

В основе обнаружения с целью захвата, убийства, преследования и т.д. человека ночью или не в кромешной темноте другим человеком (да и не только), являются издаваемые им, главным образом, звуки и, на вторичном плане, передвижения, поскольку среди неподвижных объектов мы моментально выделяем то, что пришло в движение. Если человек действует бесшумно и размеренно передвигается, то обнаружить его крайне сложно. Ну а вот человек, использующий в темноте источник света для поиска, подобен рекламному щиту, на котором горит надпись «Я ЗДЕСЬ». Мало того, такой человек не дает своему зрению привыкнуть к темноте, чтобы можно было различать силуэты (передвигающегося другого человека, например).

Разумеется, если «жертва» попала в зону освещения он ее сразу увидит и начнет преследование, но далеко не факт, что преследуемый будет пойман (он может ненадолго оторваться и снова раствориться в темноте), а когда источник света истощится по каким-либо обстоятельствам, человек становится слепым из-за причины, сказанной выше, и он теряет все преимущества перед своей «жертвой». Эта ситуация, конечно, подразумевает, что преследуемый человек соответствующе подготовлен, да и вообще она сугубо теоритическая.

Зная, что люди легко поддаются страху находиться одному в темноте, «жертва» может сыграть на этом: создавать ложные звуки, движения, следы и т.д. заставляя думать преследователя, что есть кто-то, кто охотится и за ним. Ну или просто в конце концов запутать его. Кстати говоря, добавлю о том, что с человеком происходит, если он находится в компании. Страх затухает, потому что у человека выключается ощущение одиночества, являющиеся катализатором. Ведь как известно человек-существо стадное и ему психологически проще с кем-то переносить любые проблемы, страхи, невзгоды и т.д.

Но если страх сумел пробиться через этот барьер, то он становится еще более тяжелым, чем если бы человек был один. Опять же из-за его стадной психологии: «Он боится, я боюсь, мы вдвоем боимся». Страх усиливается вдвое, в данном случае. (Другое дело, когда второй человек-это сгусток воли и нервов, но сейчас не об этом).

Этими приемами, кстати, пользовались японские лазутчики-ниндзя. Они поняли, что для того, чтобы скрываться во тьме, превратиться в «ночных охотников», нужно приблизиться к миру животных. Подвергаясь жесточайшим тренировкам почти с самого рождения, ниндзя заставляли все свои органы чувств работать на максимум и даже за гранью обычного человеческого представления. Эти навыки позволяли им под покровом ночи незаметно проскальзывать в самые защищённые объекты Японии и так же незаметно их покидать. Это вселяло жуткий страх в солдат и крестьян, которые нарекали их черными магами, демонами и прочей нечестью, что иной раз шло им на руку.

Стоит отметить, что даже если поменять свое восприятие темноты, то еще довольно долгое время у сознания будет проявляться дурная привычка: человеческая фантазия, черпая образы из подсознания, будет вырисовывать в темноте ложные силуэты, которых пугается сам человек. Объясняется это все теми же с детства заложенными образами из сказок и стереотипами. Исправить это можно тренировками, благодаря которым человек привыкает чувствовать себя «ночным охотником».