Организация пожарной безопасности на приходах. Пожарная безопасность в храмах и церквях: основные правила


СП 31-103-99
4.8* Проектирование противопожарной защиты зданий, сооружений и комплексов православных храмов, а также соблюдение противопожарного режима при их строительстве, реконструкции и ремонте должны осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 21-01, НПБ 108, ППБ 01 и другими действующими нормами и правилами.
Проект СП Культовые здания. Требования пожарной безопасности
8.1 Общие требования

8.1.1 Культовые здания подлежат обязательному оборудованию инженерными системами пожарной безопасности.

8.1.2 При отсутствии технической возможности оборудования культовых зданий инженерными системами пожарной безопасности в соответствии с противопожарными требованиями (невозможность установки пожарных извещателей в двусветном или подкупольном пространстве, невозможность предусмотреть мероприятия по удалению дыма из двусветного или подкупольного пространства, большие высоты и т.п.), необходимо предусматривать дополнительные мероприятия по противопожарной защите, при согласовании с органами государственного пожарного надзора.

8.2.4. Для внутреннего тушения куполов православных храмов, мусульманских мечетей, минаретов и башен, выполненных из горючих материалов, необходимо устройство сухотрубов с дренчерными оросителями, оборудованных пожарными соединительными головками для подачи воды от пожарной автотехники.

8.4 Системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией и автоматического пожаротушения

8.4.1. Автоматическая пожарная сигнализация должна быть выполнена во всех помещениях с обязательным выводом сигнала в помещение с круглосуточным пребыванием людей или в ближайший орган управления пожарной охраны. При выборе дымовых извещателей следует учитывать специфику использования помещений (применение ладана, свечей и т.д.).

8.4.2. Для защиты молельного зала, помещения алтаря и других обрядовых помещений взамен автоматической пожарной сигнализации могут применяться автоматические водяные установки пожаротушения.

8.4.3. Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации должны быть выполнены в соответствии с требованиями СП 5.13130.

8.4.4. Культовые здания должны быть оборудованы системами оповещения людей о пожаре. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны быть выполнены в соответствии с требованиями СП 3.13130.

НПБ108
7. Пожарная автоматика

7.1. Автоматическая пожарная сигнализация должна быть выполнена во всех помещениях с обязательным выводом сигнала в помещение с круглосуточным пребыванием людей или в ближайший орган управления пожарной охраны. При выборе дымовых извещателей следует учитывать применение ладана и свеч.

7.2. Для защиты молельного зала, помещения алтаря и других обрядовых помещений взамен автоматической пожарной сигнализации могут применяться автоматические водяные установки пожаротушения.

7.3. Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84.

Документ уже утвердило Правительство РФ

Размещать кадило минимум за полметра от стен храма и вешалок с одеждой прихожан придется священникам. А трава с пола в молельных залах на праздник Святой Троицы будет убираться на следующий день после торжества.

Такие . Документ уже утвержден Правительством РФ.

По новым правилам в помещении, где проходит служба, должен быть как минимум один огнетушитель. Хранить горючие жидкости в молельных залах запрещается Единственное исключение - масло для лампад. Правда, их запасы также теперь строго ограниченны. Так, если помещения храма отделаны огнестойкими материалами, священник сможет запастись 20-литровой канистрой. В противном случае одновременно в церкви может находиться не более пяти литров потенциально опасной жидкости. Кроме того, тара для нее должна быть не стеклянной. Пути эвакуации прихожан на случай пожара батюшке придется проверять ежедневно. Еще одно новшество коснулось церковных подсвечников. Они должны быть сделаны из негорючих материалов или хотя бы стоять на основании, которое не вспыхнет от попадания пламени свечи или раскаленного воска. Также на негорючие основания священнослужителям придется ставить и разожженные кадила. А от вешалок и предметов интерьера подсвечники теперь надлежит размещать минимум за полтора метра. На таком же расстоянии от источников открытого огня следует раскладывать еловые ветки и сухую траву во время праздников. Ну а для Святой Троицы авторы документа прописали особенно строгое ограничение. Траву, которую принято класть на пол в церкви, надо убирать буквально на следующий день.

А. Соболев

заместитель генерального директора ООО «ТехИнСПАС» (г. Владимир)

С точки зрения контролирующих органов любой православный храм представляет собой здание с массовым пребыванием людей, где используются источники открытого огня и возможного задымления. Такая формулировка, безусловно, соответствует действительности: церковь без горящих свечей и лампад выглядела бы странно, трудно представить себе и бездымный ладан.

В действовавших до недавнего времени в России Правилах пожарной безопасности общему подходу к этим вопросам был посвящен особый раздел, касавшийся исключительно культовых сооружений. Но в апреле 2012 года постановлением правительства Российской Федерации взамен этого документа принят новый - Правила противопожарного режима .

«Там нет специальных глав, касающихся культовых сооружений, как и каких-либо других специфических построек, - рассказывает заместитель начальника нормативно-технического отдела департамента надзорной деятельности МЧС России Андрей Александрович Макеев. - Главным же документом в вопросах пожарной безопасности для православных приходов на территории России (впрочем, как и для любых других физических и юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность) остается Федеральный закон, подписанный президентом России 22 июля 2008 года и охватывающий на данный момент все государственные противопожарные стандарты в нашей стране. Правда, он (как и любые другие законы) обратной силы не имеет и касается лишь заново возводимых зданий и сооружений. Для ранее построенных церквей действуют (в части, не противоречащей Техническому регламенту, но касательно православных храмов подобных противоречий нет), причем до особого распоряжения правительства, которое впоследствии их отменит, посвященные культовым сооружениям специальные Противопожарные требования (согласованные с Московской Патриархией)» .

Став участником Партнерской программы «Актив-СБ» вы получаете:

Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

Возврат и отправка продукции требующей гарантийного обслуживания за счет Актив-СБ

Размещение компании в разделе "Монтаж", при закупке оборудования не менее 500 000 в первое полугодие и 700 000 во второе полугодие;

На выбор:

  1. Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок. (Подробности в разделе ПОЛУЧЕНИЕ БОНУСНЫХ БАЛЛОВ)
  2. Доступ к ЗАКРЫТОЙ Партнерской колонке)

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ определил правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Установленные данным законом требования являются обязательными для Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений (епархий, монастырей, приходов, подворий), имеющих правоспособность юридического лица.

В то же время Церковь в процессе своей деятельности при решении вопросов безопасности руководствуется нормами специального законодательства о некоммерческих, в том числе религиозных организациях, а именно Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» , Федеральным законом «О некоммерческих организациях» . Впрочем, важно отметить, что указанные законы не содержат норм, посвященных вопросам контроля и надзора в сфере пожарной безопасности. Так, статья 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» , статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяют особенности осуществления Ро-срегистрацией (ее территориальным органами) контроля за соответствием деятельности религиозных организаций целям, предусмотренным их уставами, и законодательству Российской Федерации.

Сейчас в развитие Технического регламента разрабатываются Своды правил пожарной безопасности. В настоящий момент их тринадцать, и за исключением двух из них (не имеющих отношения к религиозным организациям) разработчики отошли от отраслевого принципа компоновки. Каждый Свод правил будет посвящен одной из систем пожарной безопасности (к примеру, путям эвакуации и подъезда транспорта, общему водоснабжению, сигнализации, пожарному водопроводу и т.д.). Помимо этого, появится отдельный Свод правил добровольного применения, касающийся именно культовых сооружений.

Разрозненные Своды правил, и теперь уже новые Правила противопожарного режима регламентируют следующее: в самом здании храма должны быть пожарные изве-щатели, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), огнетушители и многое другое.

Как известно, в любом здании культового назначения должны быть системы пожарной автоматики - пункт 12 таблицы А.1 СП 5.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» . Настоящий Свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

Многие церковные здания и сооружения появились в те давние времена, когда принципы, методы и сами противопожарные технологии сильно отличались от нынешних. На этот счет научно-технический совет Департамента надзорной деятельности МЧС РФ выработал следующую рекомендацию. Объекты старше полувека (а также возводившиеся по таким древним нормативам, которые теперь уже невозможно установить) следует эксплуатировать не по современным нормам, а в соответствии с Декларацией пожарной безопасности. Документ этот составляется собственником здания по заявительному принципу. «Далее бумага представляется в отдел Государственного пожарного надзора нашего министерства, где ее просто регистрируют, - уверяет А.А. Макеев, - и дальше объект можно использовать в соответствии с положениями, которые там заявлены. Разумеется, таким образом, чтобы это не угрожало жизни и здоровью людей (подобные позиции в Декларации мы, естественно, не пропустим)».

Конкретные требования к обеспечению пожарной безопасности на культовых объектах изложены, главным образом, в нормах пожарной безопасности НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования» .

Хотелось бы высказать свою точку зрения по существу данного документа, непосредственно касающегося деятельности религиозных организаций в сфере предупреждения пожаров. Он был введен в действие приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России от 18 июня 1996 № 32. НПБ, затрагивающие интересы религиозных организаций, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Между тем, согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» , нормативные правовые акты федеральных министерств, в частности приказы, подлежат государственной регистрации в Минюсте России. Таким образом, незарегистрированный в установленном порядке приказ МВД не имеет юридической силы и не обязателен для применения.

Обращает на себя внимание еще одна немаловажная деталь. Указанные НПБ согласованы с Минстроем России (письмо № 13/132 от 29.03.95) и Минкультуры России (письмо № 495-41-14 от 06.05.96). Однако при этом совершенно проигнорировано положение п. 7 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» , согласно которому органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

В целях реализации положения п. 7 ст. 8 данного закона на федеральном уровне созданы следующие совещательные органы, включающие в свой состав представителей заинтересованных религиозных организаций: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации ; Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации . Структуры по взаимодействию с религиозными объединениями действуют в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации.

Несмотря на указанные обстоятельства НПБ не были согласованы не только с религиозными организациями, но также и с упомянутыми совещательными органами, созданными при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

Анализ правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности поневоле поставил на повестку дня еще один важный вопрос: почему для религиозных организаций без какого-либо участия с их стороны разработаны специальные НПБ, в которых изложен большой объем различных требований, подлежащих обязательному исполнению, а для других объектов различного назначения такие НПБ отсутствуют.

В конце марта 2012 года в результате пожара в ночном клубе, расположенном в театре «Ленком», погибло 10 человек. По информации СМИ со ссылкой на персонал клуба в нем каждую ночь проводились огненные шоу с использованием чистого спирта.

Аналогичный пожар имел место в баре города Орска Оренбургской области, где также погибло 10 человек. Подобных пожаров, к сожалению, по стране происходит довольно много.

При этом вызывает недоумение следующее обстоятельство: для религиозных организаций установлено императивное требование, согласно которому в храме допускается хранение лампадного масла в количестве не более 5 литров. В то же время в ночном клубе применяется чистый спирт, и это никем не нормируется и не пресекается, тем более, что чистый спирт по своим физико-химическим свойствам гораздо опаснее лампадного масла.

В этой связи возникает вопрос: почему же отсутствуют специальные НПБ для игровых и развлекательных заведений, начиная с баров, клубов, игровых залов, казино, варьете и др., где значительная масса людей находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Как не парадоксально, но в ППБ 0103 нет вообще какого-либо упоминания о казино и других подобных организациях, зато религиозным организациям посвящен целый раздел.

Чем обусловлена такая «любовь и забота» пожарных к регламентации правил и норм пожарной безопасности в зданиях, предоставленных религиозным организациям?

Священнослужителей, сотрудников религиозных организаций, а также прихожан нельзя сравнить с футбольными или другими фанатами. Как правило, это законопослушные люди. В то же время для них, но, что принципиально важно, без их участия, без учета традиций и внутренних установлений религиозных организаций, придумана масса различных запретительных мер, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Должностные лица пожарного надзора от имени государства требуют их исполнения, хотя элементарная логика подсказывает, что нельзя самому писать правила и самому же их контролировать.

В этой связи позволительно спросить: «А где НПБ, разработанные ГПС, для других объектов с массовым пребыванием людей, для тех же «праздников пива», где поведение фанатов и одурманенной пивом молодежи никак нельзя сравнить с поведением прихожан в храме.

Столь большое количество вопросов, поставленных выше, не имеет своей целью кого-либо обидеть или поставить в неудобное положение. Это закономерная реакция на, мягко говоря, не вполне законную попытку давления Государственного пожарного надзора на религиозные организации.

Храмы простояли века, берегли их люди, а не системы. Основная причина пожара - неосторожное обращение с огнем. Русская Православная Церковь заинтересована в том, чтобы предоставленные ее каноническим структурам объекты религиозного назначения были пожаробезопасными, чтобы в храмах, монастырях и на других объектах не было пожаров, чтобы повсеместно строго соблюдались Правила пожарной безопасности.

В заключение анализа НПБ 108-96 хотелось еще раз подчеркнуть, что правовой статус этого нормативного документа далек от совершенства. Сложно поверить, что юристы и должностные лица МЧС России не знали о правовой несостоятельности указанных НПБ. Тем не менее, 18.06.2003 МЧС России издает приказ № 316 «Об утверждении норм пожарной безопасности» .

Этим приказом утвержден перечень из 128 норм пожарной безопасности, в который вошли НПБ 106-96.

Согласно заключению Минюста РФ (письмо от 18.06.2004 № 07/5845-ЮД) приказ МЧС России от 18.06.2003 № 316 в государственной регистрации не нуждается. Здесь есть небольшая юридическая тонкость. Действительно, сам по себе перечень норм пожарной безопасности не нуждается в государственной регистрации, но это вовсе не означает, что в ней не нуждаются НПБ, которые включены в указанный перечень. Без государственной регистрации в Минюсте России НПБ 106-96 являются не более чем рекомендацией.

К сожалению, реальная жизнь показывает, что иногда на объектах культа случаются пожары.

«Чаще всего в предписаниях об устранении недостатков встречаются такие нарушения, как захламленные или закрытые пути эвакуации, неработающая пожарная сигнализация и проблемы с подсвечниками. По нормам пожарной безопасности подсвечники должны быть прикреплены к полу, чтобы исключить их опрокидывание, разлитие масла и попадание огня на людей, - говорит А.А. Макеев. - Да, часто по этому поводу мы сталкиваемся с недоумением и даже с непониманием. Но дело в том, что термин «прикреплен» достаточно либерален и широк, он не означает обязательного приваривания подсвечника, его бетонирования или даже крепежа при помощи шурупов. Во многих приходах освоили способ механического соединения «шип-паз». При помощи его геометрии основание подсвечника легко сопрягается с конструкцией пола, так же легко вынимается, а сам подсвечник можно переносить и устанавливать в любом другом месте храмового помещения, где сделано аналогичное углубление. Следом, в условном рейтинге нарушений, я бы разместил некачественные электропроводку и печное отопление. В городах печи, конечно, не столь актуальны, но в провинции по-прежнему встречаются часто. Достаточно сказать, что самый сильный пожар в православном храме в нашей стране случился в 2012 году именно из-за печи: в Сочельник в чувашском селе Миренки полностью сгорел деревянный храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» постройки 1896 года».

В целом по стране за шесть последних лет во всех культовых зданиях и сооружениях при пожарах погибли пять человек, еще семеро получили травмы - цифры, по российским меркам, скромные. Отдельной статистики по пожарам в православных храмах МЧС РФ не ведет: есть лишь общие данные для религиозных организаций и учреждений. Но вряд ли уровни противопожарной культуры у верующих традиционных религий России серьезно разнятся. Скорее всего, инциденты с возгораниями и в православных церквах, и в католических костелах, и в мечетях, и в синагогах имеют одинаковую природу и случаются с примерно равной вероятностью. Если так, то динамика пожаров в православных храмах не должна вызывать серьезного беспокойства. Это предположение находит подтверждение при анализе данных по Москве. В 2007 году здесь зарегистрировано семь пожаров в православных церквах, в 2008 - шесть, в 2009 и 2010 - по пять, в 2011 - два. Погибших во всех этих случаях не было, и на фоне порядка десятка ежедневных пожаров по всему городу данные цифры выглядят ничтожными.

В 2012 году в столице горел пока только один храм - Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, случилось это в феврале. «Но то происшествие не связано с эксплуатацией храма по его главному предназначению, - объясняет заместитель начальника отдела Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Москве Алексей Котт. - Шла реставрация и реконструкция, здание обнесли лесами, они по вине строителей и занялись. Вообще это один из самых распространенных сценариев пожара в православных церквах».

«В основном инспекторы Госпожнад-зора высказывают нам рутинные претензии: просрочены огнетушители, не-укомплектованы пожарные щиты, зимой не расчищены пожарные гидранты, - признается староста деревянного храма Святого великомученика и победоносца Георгия в Коптеве (Москва, ул. Большая Академическая) Валерий Уликов. - Всю электропроводку мы привели в соответствие с современными требованиями (говоря откровенно, контролирующие органы вынудили нас это сделать), замечаний по этой части больше нет. С момента постройки трижды (то есть примерно раз в пять лет) обновляли противопожарную пропитку. Каждая такая процедура обходится в 40 тыс. рублей, зато от случайного возгорания изнутри сруб защищен полностью».

Противопожарная защита деревянных строений - тема особая. Достаточно сказать, что сейчас в нашей стране именно по причине высокого риска возгораний запрещено возводить полностью деревянные строения выше трех этажей. Это положение, впрочем, не помешало в начале 2000-х годов вырасти на территории Центра ремесел «Русское подворье» в Измайловском кремле (Москва, Восточный административный округ) высочайшему на данный момент на территории России деревянному православному храму - 46-метровой Никольской шатровой церкви. Дело в том, что сухой архитектурный термин «этаж» плохо соотносится с традиционным храмовым зодчеством.

«К храму Николая Угодника у нас вопросов нет, - признается Алексей Котт. -Зато постоянно возникают вопросы к администрации «Русского подворья». Справедливости ради, ей объективно тяжело вписаться во все нормы: скученность деревянных построек на относительно небольшой территории - это всегда риск пожара с серьезными последствиями. Не говоря уж о факте поджога, который имел здесь место семь лет назад. .. »

«Кроме того, новый деревянный храм может в течение нескольких лет давать осадку, - напоминает глава клуба мастеров «Сень» Александр Билецкий. - Поэтому провода надо прокладывать с большими допусками, чтобы они не натянулись и не лопнули (а мельчайшей искры, попавшей на утеплитель из пакли или льна, достаточно для серьезного порохового огня, и никакая пропитка не спасет). И, конечно, вся электропроводка должна быть с серьезным коэффициентом запаса по мощности, а счетчики и переключатели - только лучших мировых производителей».

К слову, пропитка древесины и утеплителя особым огнезащитным составом -антипиреном - на деревянных объектах государственными органами не предписывается, это дело добровольное. Но в православных храмах такой мерой, как правило, не пренебрегают. Возможно оттого, что деревянные церкви (во всяком случае, в больших городах) по-прежнему скорее исключение, чем правило, и их приходы относятся к своим храмовым зданиям с особой щепетильностью.

Конечно, в таком деле, как защита храмов от огня, надеяться лишь на профессионалов слишком рискованно и самонадеянно. Ведь помощь пожарным со стороны волонтеров имеет в России богатейшие традиции (еще до революции многие механизированные пожарные части создавались именно на основе добровольческих дружин). Но последние два десятка лет в Церкви было множество других хозяйственных проблем, так что до создания добровольных пожарных дружин руки доходили лишь в мужских монастырях (славу наиболее организованного в этом смысле коллектива снискала братия Свято-Введен-ской Оптиной пустыни). Теперь же многое меняется и в приходах, благо вступивший в прошлом году в действие закон «О добровольной пожарной охране» предусматривает создание добровольных дружин при религиозных организациях.

Так, с инициативой организации подобных подразделений при храмах выступил митрополит Екатеринбургский и Верхотур-ский Кирилл. Областная администрация проявила понимание и уже выделила средства на приобретение ранцевых огнетушителей, ведь в приходе дружинникам вовсе не обязательно уметь управляться с пожарной машиной. Да и вообще, как во всякой добровольной дружине, в противопожарной главное направление деятельности -профилактика. Ну и, конечно, не стоит забывать о главной «профилактике» в жизни любого православного человека - молитве. Тем более молитвенных обращений, касающихся защиты от разрушительной стихии огня, известно множество.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 № 19, ст. 2415.

2. Федеральный закон от 22 июля 2008. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 30 (часть I), ст. 3579.

3. НПБ108-96. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Культовые сооружения. Противопожарные требования (утв. ГУГПС МВД РФ, введены в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от 18.06.1996 № 32) // Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы. Часть 4. М.: ГУГПС МВД РФ, 1997.

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 № 35, ст. 3649.

5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 № 39, ст. 4465.

6. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 № 3, ст. 145.

7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 № 39, ст. 4465.

8. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 № 3, ст. 145.

9. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 № 19, ст. 2415.

10. Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 № 175 «Об утверждении Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»» // Пожарная безопасность. 2010. № 3.

11. НПБ 108-96. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Культовые сооружения. Противопожарные требования (утв. ГУГПС МВД РФ, введены в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от 18.06.1996 № 32) // Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы. Часть 4. М.: ГУГПС МВД РФ, 1997.

12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 № 33, ст. 3895.

13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 № 39, ст. 4465.

14. Распоряжение Президента РФ от 02.08.1995 № 357-рп «Обутверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 1995 № 32, ст. 3294.

15. Постановление Правительства РФ от 15.07.2006 № 438 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 № 30, ст. 3400.

Пожарная безопасность религиозных организаций

К.А. Чернега, юрисконсульт Управления делами Московской Патриархии, профессор кафедры гражданского права и процесса АТиСО, к.ю.н.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ определил правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Установленные данным законом требования являются обязательными для Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений (епархий, монастырей, приходов, подворий), имеющих правоспособность юридического лица.

в то же время Церковь в процессе своей деятельности при решении вопросов безопасности руководствуется нормами специального законодательства о некоммерческих, в том числе религиозных, организациях, а именно Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Впрочем, важно отметить, что указанные законы не содержат норм, посвященных вопросам контроля и надзора в сфере пожарной безопасности. Так, ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяют особенности осуществления Росрегистрацией (ее территориальным органами) контроля за соответствием деятельности религиозных организаций целям, предусмотренным их уставами, и законодательству Российской Федерации.

Конкретные требования к обеспечению пожарной безопасности на культовых объектах изложены, главным образом, в двух нормативных актах:

– в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838)

Нормах пожарной безопасности НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования».

Комментарий к ППБ 01-0

В силу п. 772. ППБ 01-0 подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем должны быть надежно прикреплены к полу, чтобы исключить их случайное выпадение.

Вопросы внутреннего убранства православных храмов регулируются внутренними установлениями – каноническими правилами Русской Православной Церкви, которые имеют многовековую историю. Согласно ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

В соответствии с каноническими правилами Церкви практически все виды светильников (паникадило, седмисвещник, лампада, дикирий и т.д.) вообще не ставятся на пол храма. Например, паникадило утверждается на куполе храма. Единственный вид светильника – односвещник устанавливается на полу, однако, вместе с тем он подлежит перемещению во время богослужения (выносится из алтаря, ставится перед Царскими вратами и т.п.). Таким образом, светильники в православном храме вообще не могут «надежно прикрепляться к полу» (см., в частности, Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский «Новая скрижаль или объяснение о церкви, литургии и обо всех службах и утварях церковных» С-Пб, 1908). Соответствующее требование п. 772. ППБ 01-03 о прикреплении к полу светильников грубо противоречит внутренним установлениям Русской Православной Церкви.

Что касается изобретенного составителями ППБ 01-03 риска «выпадания» светильников и подсвечников, то, очевидно, указанные церковные предметы могут упасть. Однако, «выпасть» (подобно первому снегу) они, конечно же, не могут.

Большинство православных храмов являются памятниками истории и культуры. Полы таких храмов (деревянные, мраморные и т.п.) находятся под охраной государства и составляют предмет обязательств по сохранению памятников истории и культуры (охранных обязательств) либо договоров безвозмездного пользования (охранных договоров). В случае передачи храма-памятника в собственность религиозной организации оформляется обязательство по сохранению памятников истории и культуры (охранное обязательство); при передаче храма памятника в безвозмездное пользование религиозной организации с ней заключается договор безвозмездного пользования (охранный договор), содержащий условия по сохранению храма-памятника.

Согласно вышеуказанным охранным документам религиозная организация, получившая здание храма в собственность или безвозмездное пользование, не вправе изменять его внешний вид пола, в том числе просверливать пол.

В силу п. 1.2 НПБ 108-96 требования органов государственного пожарного надзора в отношении культовых зданий памятников истории и культуры и мероприятия, компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.

Однако, порядок такого согласования и, соответственно, урегулирования неизбежных межведомственных разногласий не определены нормативными правовыми актами. В этой связи подавляющее большинство споров, возникающих в связи с применением ППБ 01-03 и НПБ 108-96 между органами государственного пожарного надзора и государственными органами охраны памятников истории и культуры, заходят в тупик. Такая ситуации сложилась, в частности, в Республике Коми.

Важно подчеркнуть, что поскольку религиозные организации являются стороной обязательств по сохранению храмовпамятников (договоров безвозмездного пользования), решения вышеуказанных государственных органов в отношении культовых зданий – памятников истории и культуры и мероприятий, компенсирующих отступления от требований ППБ 0103 и НПБ 108-96 должны приниматься с обязательным участием религиозных организаций. Кроме того, решения, направленные на изменение внешнего вида храма-памятника, должны быть отражены в тексте соответствующих охранных документов.

Что касается вновь выстроенных храмов (не являющихся памятниками истории и культуры), то в ряде случаев попытки применения в отношении них ППБ 01-03 и НПБ 108-96 доходят до абсурда. Так, в одном из актов проверок Сыктывкарского отдела Госпожнадзора содержится предписание о перемещении на 15 метров от жилых домов расположенного в центре столицы Республики Коми вновь выстроенного храма св. блг. Князя Александра Невского.

Комментраий к НПБ 108-96

Вторым нормативным актом, регламентирующим вопросы пожарной безопасности для религиозных организаций, являются НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования». Хотелось бы высказать свою точку зрения по существу данного документа непосредственно касающегося деятельности религиозных организаций в сфере предупреждения пожаров.

Он был введен в действие приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России от 18 июня 1996 г. № 32. НПБ, затрагивающие интересы религиозных организаций, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Между тем, согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных министерств, в частности приказы, подлежат государственной регистрации в Минюсте России. Таким образом, незарегистрированный в установленном порядке приказ МВД не имеет юридической силы и не обязателен для применения.

Обращает на себя внимание еще одна немаловажная деталь. Указанные НПБ согласованы с Минстроем России (письмо № 13/132 от 29.03.95 г.) и Минкультуры России (письмо № 495-41-14 от 06.05.96 г.). Однако при этом совершенно проигнорировано положение п. 7 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмот-ении указанных вопросов.

В целях реализации положения п. 7 ст. 8 данного закона на федеральном уровне созданы следующие совещательные органы, включающие в свой состав представителей заинтересованных религиозных организаций: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (см. распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 357-рп); Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. № 438). Структуры по взаимодействию с религиозными объединениями действуют в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации.

Несмотря на указанные обстоятельства НПБ не были согласованы не только с централизованными религиозными организациями, но также и с упомянутыми совещательными органами, созданными при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

Анализ правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности поневоле поставил на повестку дня еще один важный вопрос: Почему для религиозных организаций без какого-либо участия с их стороны разработаны специальные НПБ, в которых изложен большой объем различных требований, подлежащих обязательному исполнению, а для других объектов различного назначения такие НПБ отсутствуют.

В конце марта этого года в результате пожара в ночном клубе, расположенном в театре «Ленком», погибло 10 человек. По информации СМИ со ссылкой на персонал клуба в нем каждую ночь проводились огненные шоу с использованием чистого спирта.

Аналогичный пожар имел место в баре города Орска Оренбургской области где также погибло 10 человек. Подобных пожаров, к сожалению, по стране происходит довольно много.

При этом вызывает недоумение следующее обстоятельство: для религиозных организаций установлено императивное требование, согласно которому в храме допускается хранение лампадного масла в количестве не более 5 литров. В то же время в ночном клубе применяется чистый спирт и это никем не нормируется и не пресекается, тем более, что чистый спирт по своим физико-химическим свойствам гораздо опаснее лампадного масла.

В этой связи возникает вопрос: почему же отсутствуют специальные НПБ для игровых и развлекательных заведений, начиная от баров, клубов, игровых залов, казино, варьете и др., где значительная масса людей находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Как не парадоксально, но в ППБ 0103 нет вообще какого-либо упоминания о казино и других подобных организациях, зато религиозным организациям посвящен целый раздел.

Чем обусловлена такая «любовь и забота» пожарных к регламентации правил и норм пожарной безопасности в зданиях, предоставленных религиозным организациям?

Священнослужителей, сотрудников религиозных организаций, а также прихожан нельзя сравнить с футбольными или другими фанатами. Как правило, это законопослушные люди. В то же время, для них, но, что принципиально важно, без их участия, без учета традиций и внутренних установлений религиозных организаций, придумана масса различных запретительных мер, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Должностные лица пожарного надзора от имени государства требуют их исполнения, хотя элементарная логика подсказывает, что нельзя самому писать правила и самому их контролировать.

В этой связи позволительно спросить: «А где НПБ, разработанные ГПС, для других объектов с массовым пребыванием людей, для тех же «праздников пива», где поведение фанатов и одурманенной пивом молодежи никак нельзя сравнить с поведением прихожан в храме.

Столь большое количество вопросов поставленных выше не имеет своей целью кого-либо обидеть или поставить в неудобное положение. Это закономерная реакция на, мягко говоря, не вполне законную попытку давления Государственного пожарного надзора на религиозные организации.

Русская Православная Церковь заинтересована в том, чтобы предоставленные ее каноническим структурам объекты религиозного назначения были пожаробезопасными, чтобы в храмах, монастырях и других объектах не было пожаров, чтобы повсеместно строго соблюдались правила пожарной безопасности.

В заключении хотелось еще раз подчеркнуть, что правовой статус НПБ 10896 далек от совершенства. Сложно поверить, что юристы и должностные лица МЧС России не знали о правовой несостоятельности указанных НПБ. Тем не менее, 18.06.2003 года МЧС России издает приказ №316 «Об утверждении норм пожарной безопасности».

Этим приказом утвержден перечень из 128 норм пожарной безопасности, в который вошли НПБ 106-96.

Согласно заключению Минюста РФ (письмо от 18.06.2004 № 07/5845-ЮД) приказ МЧС России от 18.06.2003 года №136 в государственной регистрации не нуждается. Здесь есть небольшая юридическая тонкость. Действительно, сам по себе перечень норм пожарной безопасности не нуждается в государственной регистрации, но это вовсе не означает, что в ней не нуждаются сами НПБ, которые включены в указанный перечень. Без государственной регистрации в Минюсте России НПБ 106-96 являются не более чем рекомендацией.

К сожалению, реальная жизнь показывает, что иногда на объектах культа случаются пожары.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/

Все сооружения религиозного назначения – церкви, монастыри, храмы и мечети − в интерьере и обиходе содержат множество пожароопасных предметов. К ним относятся лампады, подсвечники, одно, двух и семисвечники, а также многие службы проходят с использованием зажжённых церковных свечей.

В последнее время к этим сооружениям стали подводить газопроводы и электричество. Кроме того, в церквях содержится множество культурных и исторических ценностей, которые подлежат особой охране.

Пожар в таких зданиях, к сожалению, не редкое явление. Частой причиной называется несоблюдение инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви и других религиозных помещениях.

Современные правила предписывают наличие в общественных местах, к которым также относятся храмы и церкви, систем оповещения посетителей, и .

Какие еще существуют правила и нормы по предотвращению пожара на объектах религиозного назначения? Как спастись, если во время вашего нахождения внутри помещения возникло возгорание – рассмотрим далее.

Новые правила пожарной безопасности в храмах

Премьер-министр РФ Медведев Д.А. одобрил документ, который подробно описывает требования к пожарной безопасности религиозных организаций. Он был подготовлен совместно с МЧС России, а также прошел согласование в Межрелигиозном Совете РФ. Изменения вносимые в Правила противопожарного режима в Российской Федерации Дополнить разделом XXI следующего содержания: «XXI. Объекты религиозного назначения». Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1174

Документ содержит несколько пунктов, которые предписывают следующее:

  1. В помещении, где располагаются священнослужители, должен быть в наличии как минимум 1 огнетушитель.
  2. Организация постоянной телефонной связи с охраной и дежурными.
  3. Горючие жидкости следует хранить только в специально отведенных местах. В молельном зале или во время совершения обрядов разрешается иметь только определенное количество. В залах с отделкой из негорючих материалов максимальное количество 20 литров, а для остальных − разрешено не более 5 л.
  4. Установлен запрет на пожароопасные работы в помещении при наличии прихожан.
  5. Электронагревательные приборы следует устанавливать на расстоянии более 1 метра от мест хранения и разлива масляных жидкостей. Запрещена стеклянная тара для горючих жидкостей. Их разлив в лампады осуществляется только из небьющейся емкости.
  6. Во время проведения праздничных служб с большим количеством прихожан следует организовать дополнительные противопожарные мероприятия.
  7. Все предметы религиозного интерьера с открытым огнем устанавливаются устойчиво только на негорючую поверхность. Возможность опрокидывания таких предметов должна быть исключена. Зажженный кадила располагается на расстоянии 0,5 метра и более от легко воспламеняющихся предметов отделки или интерьера.
  8. Вешалки и раздевалка с одеждой могут находиться только на расстоянии 1,5 м от мест открытого огня (лампады, подсвечники, печи).
  9. Ковровые изделия, которые используются только во время религиозных мероприятий, разрешается не прикреплять к полу.
  10. Размещение травы в молельном зале в праздник Св. Троицы возможно только в течение суток. Впоследствии она подлежит замене.
  11. Если в зале необходимо наличие горючих материалов (сухой травы, еловых веток), то располагать их следует только в 1,5 м от источников открытого пламени.

Подробнее в видео по теме

Помимо уточненных правил пожарной безопасности храмов, которые следует соблюдать во время служб, новый документ предписывает священнослужителям ежедневно осуществлять проверку аварийных и эвакуационных выходов. Все они должны соответствовать выше изложенным пунктам.

Несмотря на то, что в праздничные дни приходит огромное количество людей, включая детей, особых правил, которые бы регулировали пожарную безопасность на религиозных объектах, не было. Именно это повлияло на определение правил особого регулирования в этой сфере.

Как себя вести в случае пожара в храме или церкви

Из-за большого количества открытых источников огня, скопления прихожан бывает крайне сложно соблюдать полностью все правила пожарной безопасности в церкви. Ситуация еще может осложняться наличием ковровых покрытий и других предметов, которые легко поддаются воздействию огня.

При возникновении пожара в храмах бывает трудно контролировать его распространение. Это зачастую связано с особенностями строения религиозных объектов. Во многих храмах наличие высокого купола не дает пожарным возможность взять огонь под контроль.

Таки образом, крайне важно во время пожара в храме правильно действовать. Напомним, как следует вести себя прихожанам при обнаружении возгорания:

  • Необходимо сразу, не теряя времени, вызвать пожарную бригаду. Информация должна быть точной. Следует назвать: адрес церкви; кратко о том, что произошло; и свои контактные данные.
  • Не теряйте самообладание. Организуйте эвакуацию людей.
  • При небольшом возгорании, попробуйте использовать первичные средства тушения для ликвидации огня. В церкви обязательно должен находиться огнетушитель, уточните его наличие и место у служителей храма.
  • Если огонь распространяется слишком быстро, то не геройствуйте. Покиньте помещение, закрыв плотно двери.

Однако самое главное, это недопущение такой огненной ситуации. Для этого всем посетителям нужно внимательно и со всей серьезностью относиться к соблюдению установленной инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви.

Как правильно вызвать сотрудников пожарной охраны читайте тут:

Инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви и храме (образец)

Работникам храмов также следует соблюдать все предписания для обеспечения безопасности прихожан:

  • Следует содержать в надлежащем виде (не захламленном) пути экстренного выхода из помещения.
  • Обеспечить беспрепятственный подъезд машин пожарной бригады и медицинской помощи.
  • Сигнализация и пожарные оповещатели должны быть в рабочем состоянии. Для этого сдует их регулярно проверять.
  • Обеспечить наличие действующих огнетушителей в местах открытого доступа.

Все работники церквей должны знать порядок действий в случае пожара. Управление МЧС России рекомендует сохранять бдительность, и осуществлять контроль над детьми во время нахождения в храмах. Пожар часто возникает из-за человеческой халатности. Знание и соблюдение предписаний пожарной безопасности сделает посещение церкви безопасным, а время, проведенное там, будет наполнено только положительными эмоциями.