Митрополит калужский и боровский. Климент, митрополит Калужский и Боровский (Капалин Герман Михайлович)

Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Капалин Герман Михайлович) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии. Затем продолжил обучение в семинарии .

После окончания семинарии в 1974 году поступил в Московскую духовную академию.

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром Климент был рукоположен в сан иеродиакона.

7 апреля 1979 года рукоположен в сан иеромонаха. Также в 1979 году Климент был назначен преподавателем Общей церковной истории в Московской духовной семинарии (МДС).

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В период с 1981 по 1982 год игумен Климент исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года епископ Климент был освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископ Климент возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1993-1996 годах - член Общественной палаты при президенте РФ.

С 1997 по 2000 годы архиепископ Калужский и Боровский Климент представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 года митрополит Калужский и Боровский Климент - член Общественной палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден государственными наградами: в 1988 году - орденом Дружбы народов, в 2000 году - Орденом Почета, в 1997 году - медалью 850-летия Москвы; многими церковными наградами Русской Православной Церкви и орденами Поместных Православных Церквей.

В 2001 и 2003 годах удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации "Человек года".

В 2006 году митрополиту Клименту была объявлена благодарность Правительства РФ за вклад в подготовку и проведение церемонии переноса из Королевства Дания и захоронения в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Александра III.

Широкую известность в светском мире митрополит Калужский и Боровский Климент получил в 1993 г, когда стал членом общественной палаты при Ельцине. Черный клобук с крестом среди дикой зарождающейся демократии воспринимался неоднозначно. Кто-то кричал о разделении церкви и государства, другие считали, что священники предали веру, ударившись в политику.

Второй раз на уста российской публики он попал в 2008, после кончины патриарха Всея Руси Алексия II. Споры о том, кто займет «свято место», Кирилл или Климент, шли до Архиерейского собора. Третий кандидат свою кандидатуру снял. Два святейшества рассматривались в СМИ как противостояние различных концепций, борьба амбиций. Святой отец Климент проиграл (508/169 голосов).

Детство

Митрополит Калужский и Боровской Климент, биография которого была необычной для того времени, в миру носил имя Герман. Родился Герман Капалин 07.08.1949 г. в Раменском районе Московской области в многодетной рабочей семье. Советский Союз восстанавливался после Второй мировой войны, строил развитой социализм, считая религию опиумом народа. В то время даже октябрята считались строителями коммунизма. Мальчик ни в одной детской организации не состоял: ни октябрятской звездочки, ни пионерского галстука, ни комсомольского билета у него не было. Это создавало определенные трудности, но он никогда об этом не распространялся.

Православие пришло с молоком матери, это не красивый оборот, а факт. В одном интервью митрополит Боровский Климент рассказывал, что научился молиться в школьные годы, когда мама перенесла два инфаркта за три года. Когда врачи опустили руки, четыре сына умирающей женщины читали акафисты и просили Бога об исцелении. Он уверен, что молитвы мамы, ее сыновей и монахов Троице-Сергиевой Лавры не позволили осиротить детей.

Отец мальчика прошел всю Великую Отечественную с иконой в нагрудном кармане. Мать шестилетнего мальчика вложила в голову - от Бога не отрекайся ни при каких обстоятельствах. В дни приема в пионеры дети не ходили в школу. Уверенность в том, что пропущенные уроки можно выучить самостоятельно, а пропустить молитву невозможно, устроила его жизнь иначе, чем у обычных советских детей.

Юность

Троице-Сергиева Лавра, куда Капалины всей семьей ездили довольно часто, определила судьбу - все четыре брата стали священниками. Схимонахиней впоследствии стала и мать Германа. Страницы биографии можно прочитать в написанной им книге «Возрастание в вере». Через всю жизнь он пронесет твердость и непоколебимую веру в Бога, считая советский период жизни для народа, лишенного истины, путем в неведение.

Есть несколько моментов, о которых митрополит вспоминает неохотно. Одно - машиностроительный техникум, который он окончил сразу после школы. Осознав ошибку, в 21 год будущий священник поступил в Московскую семинарию, сразу во второй класс. Но через месяц его призвали в армию. В каких войсках он служил, чем занимался - тоже не афишируется. В любом случае, шесть лет мирской «обязаловки» не самые лучшие его воспоминания о молодости. В остальном митрополит Климент биографию свою не скрывал, не переписывал, не подрисовывал.

Первые шаги в духовенстве

Отслужив в армии, Капалин вернулся в семинарию. С 1974 г. учился в Московской духовной академии. Активно участвовал в деятельности молодежной организации «Синдесмос», ЭСМЕ. Завершил академическое образование в статусе кандидата богословия. Трудовой путь на ниве христианства начался здесь же с должности преподавателя.

Старец Серафим Саровский сказал, что главная цель верующего христианина - стяжание Духа Святаго. К Богу люди идут разными путями, общий для всех - молитва и покаяние, благочестивые дела и милосердие. Тем, кто может подняться по этой лестнице выше, в мирском понимании будет сложней (физически), но это приблизит к Богу. Этот путь выбрал Герман: 7 декабря 1978 он принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре, наречен именем Климент. Милосердие и стойкость римского епископа становятся примером для его собственной жизни.

Через две недели после пострига инок рукополагается в иеродиаконы. Через четыре месяца становится иеромонахом. Менее полугода прошло с того момента, как первая ступень была пройдена.

Священство

Первая забота монаха-священника - преподавание общей церковной истории в семинарии. Два с половиной года научает он семинаристов. Вот отзыв о Клименте-преподавателе диакона Артема Мартынова:

Владыка - замечательный человек. Строгий аскет, заботливый отец для семинаристов, молитвенник. Доктор педагогических наук, серьезный богослов.

Осенью 1981 г. его возводят в сан игумена. Приняв во внимание недюжинные коммуникативные и литературные способности священника, его отправляют трудиться в исполком ЭСМЕ.

В июле 1982 г. Климент возведен в высший монашеский чин второй степени, он стал архимандритом. Он облачился в черную монашескую мантию с красными скрижалями и митру. Его Высокопреподобие, так положено обращаться к архимандриту, назначается управлять приходами в Канаде и США. Перед этим он прошел посвящение, разрешающее совершать обряды и таинства, читать публичные проповеди.

Через пять лет в Канаду направляют другого настоятеля, архимандрит управляет православными приходами в Америке, занимается научной работой. Семь лет священник был обладателем советского дипломатического паспорта. Весной 1989 г. патриарх Пимен возвел Климента в сан архиепископа. Пройдена вторая степень.

Епископат

На родину священнослужитель вернулся в июле 1990, когда в СССР вовсю гремела перестройка. Став архиепископом Калужским и Боровским, он являлся первым замом руководителя отдела внешних связей. Но, заняв публичную должность, редко являлся публике, предпочитая прямые контакты с конкретными людьми по каждому решаемому вопросу.

Перестройка разрешила населению не скрывать свои религиозные убеждения. Но это был непростой период, ибо десятилетиями религия в стране была под запретом, имущество экспроприировано, уровень святости критично низок. Здесь и проявились отличные организаторские способности служителя.

Четыре года при Ельцине он трудился в Общественной палате. В конце 2003 г. священник назначается управделами Московской Патриархии.

Еще более важное назначение - полноправный участник Священного Синода. Между Архиерейскими соборами он в мирском понимании является советом министров, решая насущные вопросы жизни. В последние зимние дни 2004-го архиепископ становится митрополитом Климентом.

Должности и регалии

Митрополит Калужский Климент продолжает налаживать связи со светским миром:

  • 2005-й - представитель Общественной палаты при В. Путине;
  • 2009-й - руководитель Издательского Совета РПЦ;
  • 2011-й - участник высшего Церковного Совета.

С 2013-го его епархия стала митрополией, которой он успешно руководит, совмещая с должностью ректора Калужской духовной семинарии. За время служения святой отец Климент много раз поощрялся и награждался. Вряд ли можно увидеть все награды на облачении, монахам не пристало гордиться своими заслугами. Но в биографии все они указываются. Двадцать церковных наград, среди которых ордена преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского (США), Алексия Московского II, Святогробовского братства (Иерусалим).

Имеет светские награды, знак благодарности за объединение усилий государства и церкви в деле сохранения традиций, возрождения духовности. Здесь ордена Почета, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Медали, национальные премии, грамоты - все это результат деяний святого отца. В его копилке есть особо дорогие награды - отзывы верующих христиан о служении митрополита Климента Калужского и Боровского. Отзывы есть и от мирян неверующих, это особо дорогие награды: «Общественное признание», «Поборнику справедливости», «Человек года».

Публикации

Доктором исторических наук митрополит Климент стал в 2014 году, защитив диссертацию о русской христианской Аляске. До этого и после им написано около 200 книг, статей, материалов. Есть среди них книга, в которой собраны наиболее значимые цитаты из всех его трудов - «Слово и вера». Назидания, советы, помощь в воспитании - мудрость святого отца в одной книге.

Достижения

За время правления митрополита Климента в епархии в несколько раз стало больше храмов, добавилось два духовных учебных заведения, семь монастырей, центры и миссии. Появились свои газеты, журналы, интернет-сайт.

Особое внимание в своей деятельности митрополит всегда уделял молодежи, молодой семье, их нравственности. С его подачи в школах появились основы православной культуры, капелланы в армии. Он активно продвигает идею запрета абортов, узаконил «церковные поправки» в российских кодексах.

Да, когда патриархом всея Руси был избран Кирилл, Клемента убрали из ближайшего патриаршего окружения, но задвинуть так и не получилось, слишком весомая фигура митрополит Калужский и Боровский Климент. Это доказывают и отзывы всех людей, которые с ним знакомы или хотя бы раз были на его службе.

КАПАЛИН Климент (Герман Михайлович)

Митрополит Калужский и Боровский, бывший? управляющий делами Московской Патриархии

Родился 7 августа 1949 в г.Раменское Московской области, в семье рабочего. Брат, Алексей Михайлович Капалин, в монашестве Димитрий , - архиепископ Тобольский и Тюменский. Окончил среднюю школу, затем Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Сов. Армии. После армии продолжил обучение в МДС, которую окончил в 1974 году. В 1974-1978 годах учился в МОсковской духовной академии (МДА), которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение по кафедре пастырского богослужения "Духовный облик и поведение пастыря" . Оставлен при МДА помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. 7 декабря 1978 года инспектором МДА архимандритом Александром (Тимофеевым, затем - архиепископ Саратовский и Вольский) пострижен в монашество. 24 декабря 1978 года ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом, затем - митрополит Киевский и всея Украины) рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В 1979 году - преподаватель Общей Церковной истории в МДС. В 1981/82 учебном году - старший помощник инспектора. 14 января 1981 года возведен в сан игумена. 18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита. В 1977-1982 годах активно участвовал в экуменической деятельности в структурах СИНДЕСМОСа и ЭСМЕ. 16 июля 1982 на заседании Священного Синода определен быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонисан 8 августа 1982 года. С 23 марта 1987 года освобожден от управлениями Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим приходами в США. 19 мая 1989 года возведен в сан архиепископа. 20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода под председательством нового Патриарха Алексия II (Ридигера), определен быть архиепископом Калужским и Боровским, заместителем председателя ОВЦС33. По должности руководил всеми зарубежными приходами РПЦ, подчиненными ОВЦС, и курировал деятельность всех зарубежных епархий. 1 октября 1990 года вошел в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.

В 1992 году священник РПЦЗ, настоятель вашингтонского храма в честь Иоанна Предтечи протоиерей Виктор Потапов опубликовал антисергианскую брошюру «Молчанием предается Бог», в которой утверждается: "Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) - агент "Топаз" (в опубликованных выписках из материалов комиссии Верховного Совета ("комиссии Якунина-Пономарева") "агент Топаз" не фигурирует, однако он упоминается в "частном определении" комиссии).

С 1993 по 1996 года - член Общественной палаты при Президенте РФ Б.Н.Ельцине. С 6 июня 1995 года - председатель комиссии по награждению орденами и медалями св. мч. Трифона. С 27 декабря 1995 - руководитель делегации РПЦ в составе межправославной Координационной комиссии по проведению в Святой Земле специальных торжеств по случаю празднования 2000-летия Рождества Христова. С 15 мая 1996 - член комиссии Правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства. Член Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. С 11 октября 1996 - член рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. С 27 декабря 1996 года по 17 февраля 1997 года возглавлял Комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам, в которую после появившихся в прессе критических статей об экономической деятельности церкви была преобразована Комиссия МП по гуманитарной помощи, возглавлявшаяся председателем ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым). На Архиерейском Соборе 1997 года пост председателя Комиссии был передан епископу Орехово-Зуевскому Алексию (Фролову).

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению. В январе 2001 на праздновании 10 летия со дня создания промышленного холдинга "Агрисовгаз" в Малоярославце сказал: "Нельзя называть эту землю забытой Богом. Потому что Он ничего и никого не забывает. Но порой случается, что люди забывают о какой-то земле. И тогда Господь посылает туда Газпром."

26 декабря 2003 назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 2004 возведен в сан митрополита. С октября 2005 г. - член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. - Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации. Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений. Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005). После смерти в конце 2008 года Патриарха Алексия II соперничал с митрополитом Кириллом Гундяевым за престолонаследие, однако 27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом Московским и всея Руси Кирилла.

Награды: светские - орден Дружбы Народов (1988, к 1000-летию Крещения Руси), орден Почета (2000), медаль 850-летие Москвы (1997) Награжден церковными наградами Русской Православной Церкви: орденом преподобного Сергия Радонежского II степени (1986), орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1996), орденом святителя Иннокентия Московского II степени (1999), орденом мученика Трифона II степени (2000); орден Святого равноапостольного князя Владимира II степени (2004); преподобного Серафима Саровского II степени (2007),
орденами Поместных Православных Церквей: орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви (1997), Орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени (2000), орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви (1998), Орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989).
В 2001 и 2003 гг. удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года».

Упоминание агента КГБ "Топаз" в "Частном определении" комиссии Верховного Совета:
Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.

В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.

С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

Награжден:

государственными наградами:

1988 г. — орденом Дружбы народов;
2000 г. — орденом Почета;
2009 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
1997 г. — медалью 850-летия Москвы;
2010 г. — медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
наградами субъектов Российской Федерации:
2004 г. — медаль «60 лет Калужской области»;
2005 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» III ст.;
2007 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» II ст.;
2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст.;
2008 г. — Почетный гражданин Калужской области;
2009 г. — юбилейной медалью «65 лет Калужской области»;
2007 г. — Грамота Президента Республики Саха (Якутия);

церковными наградами Русской Православной Церкви:

1986 г. — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
1996 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
1999 г. — орденом святителя Иннокентия Московского II степени;
2000 г. — орденом мученика Трифона II степени;
2004 г. — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени;
2007 г. — орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
2009 г. — орденом Святителя Алексия Московского II степени;
2009 г. — премия памяти митрополита Макария (Булгакова);

орденами Поместных Православных Церквей:

1989 г. — орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;
1997 г. — орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви;
1998 г. — орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви;
2000 г. — орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени.

общественными наградами:

2001 и 2003 гг. — национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года»;
2002 г. — медаль «За вклад в наследие народов России»;
2005 г. — Орденской медалью Европейского комитета по наградам и премиям ООН С. Витте "За выдающиеся заслуги перед народами";
2006 г. — золотым почетным знаком «Общественное признание»;
2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской» 1 ст.;
2008 г. — орден «За пользу отечеству», I ст.;
2008 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2008» за книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года»;
2009 г. — Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН;
2010 г. — юбилейной медалью «50-летие освоения человеком космоса»;

Научные труды и публикации:

Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 С., (Монография);
Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79;
Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17 — 21;
К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). — С. 219 — 224;
Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). — С. 307 — 316;
Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В.Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734 — 1735 гг. // Исторический архив. М. 2010. № 3. — С. 199 — 206;
Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского Государственного университета. Серия История, Филология. Тюмень, 2010. № 1. — С. 119 — 126;
Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Ученые записки Российского государственного социального университета. — № 2. — 2010. — С. 6 — 10;

Публикации:

В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи) (2009)
Миссия Церкви сегодня. 2003
Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5(56). 2006.
Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню.

Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира.

В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем.

Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути.

Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

Разницу между спасением и духовным совершенством святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, приводя беседу Спасителя с богатым юношей (см. Мф. 19, 16—21). В ответ на первый вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос указывает на известные заповеди Моисея. Когда же юноша признается в соблюдении всех норм Декалога и спрашивает: «Чего еще недостает мне?», Господь говорит, что, если он хочет не просто спасения, но совершенства, то ему надо продать имение и раздать нищим, а затем стать последователем Христа. Юношу опечалил этот совет, ведь он не смог ему последовать, будучи привязанным к своему богатству. На этом основании святитель Игнатий заключает, что «спасение необходимо для всех», а «снискание совершенства предоставлено произволяющим».

По евангельскому учению, путь к духовному совершенству требует отречения не только от материальных благ, но даже от своей души со всеми ее дарованиями (см. Ин. 12, 25—26). В этом суть монашества — умереть не только для мира, но и для себя самого, всецело предать себя в руки Богу, уподобиться железу в руках искусного кузнеца. Через подвиг полного самоотречения подвижник приобретает Христа, и в Нем, как пишет преподобный Иустин (Попович), получает все: «и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость», то есть блага неизмеримо высшие, чем все земные сокровища и самые выдающиеся способности человеческой личности.

Владимир Алексеевич Троицкий, будучи одаренным церковным писателем, написал немало ярких богословских сочинений. Всем сердцем он желал посвятить Богу свою жизнь, но не решался стать на иноческий путь из-за опасений, что после пострига ему придется исполнять послушания, далекие от его любимого дела. Этот страх мучил его до тех пор, пока однажды Владимир не осознал, что свои богословские занятия он, по сути, любит более Самого Христа. После этого он без колебаний принял монашество, чтобы служить Богу на том поприще, которое Он Сам ему укажет.

Став иноком Иларионом, он действительно исполнял послушания, забиравшие все его силы и время и не оставлявшие возможности писать. Но затем Господь дал ему еще более плодотворно потрудиться и устным словом, и пером в защиту Церкви, которая переживала тяжелые годы гонений. Став «правой рукой» святителя Тихона (Белавина), архимандрит Иларион много проповедовал, вел богословские диспуты с обновленцами, убедительно опровергая всю их аргументацию. Каждое его слово было веско, налито мудростью, как спелое зерно. Оно ценилось верующим народом, ему верили. Пройдя тернистым путем евангельского крестоношения, до своей кончины святой Иларион (Троицкий) следовал за Христом и стяжал мученический венец.

Господь всех призывает к совершенству (см. Мф. 5, 48). Но затем говорит, что добровольно стать скопцами ради Небесного Царства способны не все, но кому дано (см. Мф. 19, 12). Следовательно, к евангельскому совершенству призываются все люди без исключения, однако достичь его в земной жизни могут лишь немногие. Большинство людей не в состоянии бросить все и отказаться от себя, чтобы пойти за Христом.

По образному сравнению святителя Игнатия (Брянчанинова), мирянин похож на полевой цветок, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчив к непогоде и ветрам искушений. А монах подобен цветку оранжерейному: он достигает необычайной красоты, но требует тепличных условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Достичь евангельского совершенства в полной мере можно только при довольно жестких условиях. Эти условия — монастырский устав с продолжительными службами, общими послушаниями, скромной трапезой, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), непрестанная и неразвлекаемая молитва, срастворенная покаянием.

Господь не закрывает двери спасения и для тех христиан, которые не могут вместить полноту евангельского совершенства. Он применяется к нашим силам и возможностям. Но мы должны свидетельствовать о своей вере и о желании наследовать спасение исполнением заповедей. Начать можно с немногого, но важно хранить постоянство. Не все способны идти путем постоянного самоограничения, но никому нельзя жить по принципу вседозволенности. Впоследствии придется слишком дорого расплачиваться за такую жизнь. Не все могут читать обширное молитвенное правило, но все должны помнить, что мы ходим перед Богом, и обращаться к Нему в молитве не от случая к случаю, а ежедневно. И начать надо сегодня, пока мы еще проходим земной путь, мы можем меняться к лучшему и приближаться к Богу.