Консультация главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад «Радуга»

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Материал подготовил: учитель-логопед

Назаркина А.Ю.

Промышленная, 2013г

Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью. Дети среднего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования. Словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, их действия. Дети учатся подбирать слова с противоположными значениями, сравнивают предметы и явления. В этом возрасте начинается «взрыв» словотворчества. Дети начинают употреблять слова в различных грамматических категориях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Осваивается умение строить описательное и повествовательное высказывание. В речи детей пятого года жизни формируется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура, звуковая сторона речи, т.е. умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития речи.

У детей пятого года жизни отмечается большое тяготение к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова. Это занятие способствует развитию речевого слуха. Однако, речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Ребёнок может ориентироваться на смысловую сторону слов, однако объяснение значения вызывает затруднения.

Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь.

В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения.

В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании

Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения.

Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности прежде всего следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Для достижения этих целей логопеду и педагогам речевой группы необходимо вести тесную взаимосвязь с родителями детей речевой группы, сотрудничество и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста (по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко)

В работе педагогов из МБДОУ "ДС "Дельфин" по программе «Развитие» используется прием наглядного моделирования, где дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качеств...

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно...

Консультация для родителей

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Основные задачи

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества

по возрастным группам

Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра(кукольный, драматический)

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.

Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Виды театра в детском саду

*настольный театр

Театр из поролона

Пальчиковый театр

Театр би-ба-бо

Театр на фланелеграфе

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

С художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности;

Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения

Задачи образовательных направлений.

В сфере познавательного развития:

Развитие разносторонних представлений о действительности;

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

Развитие памяти; воображения,

Обучение умению планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального развития:

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

Воспитание культуры познания взрослых и детей;

Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Развитие эмоций;

В сфере речевого развития:

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

Овладение выразительными средствами общения;

В сфере развития движений:

Согласование действий и сопровождающей их речи;

Развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;

Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?

.* Познакомить с разными видами театров;

.* знакомство с текстом художественного произведения;

.* освоение выразительных средств передачи образа;

.* изготовление макетов, атрибутов, декораций;

.* проигрывание содержания на макете;

.* организация театральной постановки;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения (« учись владеть своим телом»), образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки (логоритмика);

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.



Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте».
Что же вкладывается в понятие «Развитие речи в дошкольном возрасте»? Речь – это форма общения людей. В начале речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, позже речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основными задачами речевого развития являются овладение нормами и правилами русского языка, развитие у детей коммуникативных способностей.
Работу по развитию речи в дошкольном возрасте можно разделить на 5 основных направлений:
- формирование звуковой культуры речи
- обогащение словарного запаса
- формирование грамматического строя речи
- обучение рассказыванию, связной речи,
- развитие выразительности речи
Рассмотрим эти направления более подробно:
Обогащение словарного запаса:
Каждому ясно, что, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Но сказывается это и на дальнейшем школьном обучении, где словарный запас ребенка будет играть большую роль при овладении грамотным письмом, когда ребенку необходимо будет подбирать проверочные слова.
Давайте попробуем поиграть в игру «Подбери эпитеты»:
Я называю слово, а вы подбираете к нему эпитеты, посмотрим, у кого больше наберется (к словам снег, дождь, человек)
Игр можно придумать великое множество, играть в них можно в любом месте, например когда идете в сад, или едите куда либо в машине. Ну вот несколько из таких игр:
- «Кто больше знает слов» - взрослый задает ребенку вопрос: «Я знаю круглое колесо, а ты?» и далее по очереди произносятся «круглые слова»: мяч, яблоко, солнце и т.д.
- «Подбери слово» - по очереди называть «только посуду», или «только овощи»
2. Направления развитие связной, выразительной речи, обучение рассказыванию, тесно связаны между собой. Данные умения помогают малышу лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснять собственную позицию.
В этом вопросе хорошим помощником являются художественные тексты. Поэтому и необходимо ребенку читать детям сказки, стихи, рассказы.
Тексты для чтения следует выбирать в соответствии с возрастными особенностями, особое внимание следует уделять выразительности чтения, для лучшего восприятия текста следует обращать внимание на яркие, качественные иллюстрации. После прочитанного произведения, следует обязательно уделить время на обсуждение прочитанного. Знакомые сказки, можно проигрывать с помощью кукольного спектакля.
3. Работа по формированию грамматического строя речи подразумевает несколько направлений:
- работа над структурой предложения – умение придумать предложение, употреблять в речи распространенные предложения.
- развитие навыков словообразования и словоизменения – здесь можно использовать игры направленные на образование новых форм слова – например игра «Измени слово» - взрослый называет слово в ед.ч. – ребенок должен назвать во мн.ч.
- развитие связной речи – умение согласовывать слова в предложении.
4. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение у детей, т.к. это наиболее заметный дефект.
Точное произведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (в частности артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. Поэтому сначала дети осваивают наиболее простые по произношению звуки, а потом более сложные. Становление звукопроизношения происходит к 5 годам. Если на момент исполнения, какой либо звук не произносится правильно, то можно говорить о нарушениях развития звукопроизношения у ребенка.
Ребенку будет легче освоить произношение отдельных звуков, если помочь ему:
Артикуляционная гимнастика – помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек
Дыхательные игры и упражнения – дуть на шарики, бумажные полоски, надувать шарики, мыльные пузыри.
Пальчиковые игры и упражнения
Игры направленные на формирования звукопроизношения (отдельных звуков) – произношение отдельных звуков, чистоговорки.
Думаю вы обратили внимание. Что все направления в области развития речи, переплетаются между собой, и играя в игру на обогащение развитие словаря, ребенок учится в то же время и изменять слова, образовывать новые, или обсуждая прочитанное произведение ребенок учится грамматически правильно формулировать предложение, поэтому развитие речи не происходит, только лишь на определенных занятиях, но и проводится в течении всего времени, и в играх, и в повседневной жизни.
Сегодня в рамках темы нашего родительского собрания, мне бы хотелось затронуть еще один вопрос в этом направлении. Достаточно часто, можно услышать от родителей, что уже в 3-4 года ребенок узнает буквы, и многие стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Так вот вопрос, который я хотела бы затронуть сегодня, надо ли учить ребенка читать в младшем дошкольном возрасте. Сразу отвечу на этот вопрос – НЕТ! А теперь постараюсь объяснить свой столь категоричный ответ.
Чтение является лишь частью обучения грамоте. Запомнить буквы ребенку совсем не сложно. Но грамота – это не просто чтение. Вы наверное обратили внимание, что в нашем расписание есть занятие «подготовка к обучении грамоте».
Основной целью наших занятий, да и первого – подготовительного этапа обучения чтению – является научить ребенка слушать слово и слышать его. На занятиях мы «играем» словами, играем со звуками. Дети учатся слышать звуки в словах, различать их, учатся отличать согласные от гласных, мягкие от твердых, звонкие от глухих. Зачем же это нужно: скажите мне с какого звука начинается слово «Елка», и ведь большинство с ходу скажет, что с «Ё», а ведь такого звука нет, есть буква! И эта буква обозначает два звука «Й» и «О». И тут есть особенность ребенка дошкольного возраста – как только он узнает буквы, он перестает вслушиваться в звуки, например для него слова «лук» и «люк» начинаются с одной и той же буквы, а значит и с одного и того же звука. А значит в последующем школьном обучении, ребенок также будет затрудняться в дифференциации твердых и мягких согласных.
Именно поэтому первым шагом, в обучении грамоте (и чтению) является развитие умения слышать звук, здесь на помощь приходят игры, в которых ребенку необходимо определить звук в слове, например «кто больше назовет слов со звуком л».
Далее после знакомства со звуками, происходит знакомство со звуковым анализом слова, когда, вместо букв используются их условные обозначения. Звуковой анализ слова – является основой грамотного письма.
И уже после того как ребенок усвоит звуковой анализ слова, постепенно начинаются вводится буквы, и именно в этот момент, ребенку можно объяснить, что одна и та же буква м, может обозначать два звука «м» и «м*» в ловах «Маша» и «Миша». И вот тогда ребенку не надо будет при складывании слогов, упорно учится их сложить, ведь дети уже будут уметь анализировать буквы и слоги сами будут складываться! И тогда чтение будет не мучительным делом, а легким и приятным время провождением. Но к этому мы с вами дойдем только в подготовительной группе. Так что наберитесь терпения, и мы обязательно придем к учению читать, легко и свободно.


Приложенные файлы

Основное направление развития речи детей шестого года жизни - это освоение связной монологической речью. Дети старшего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования. Словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, их действия. Дети учатся подбирать слова с противоположными значениями, сравнивают предметы и явления. В этом возрасте начинается «взрыв» словотворчества. Дети начинают употреблять слова в различных грамматических категориях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Осваивается умение строить описательное и повествовательное высказывание. В речи детей шестого года жизни формируется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура, звуковая сторона речи, т.е. умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития речи.

У детей шестого года жизни отмечается большое тяготение к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова. Это занятие способствует развитию речевого слуха. Однако, речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Ребёнок может ориентироваться на смысловую сторону слов, однако объяснение значения вызывает затруднения.

Речь детей седьмого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития - этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь.

В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов - описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения.

В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании

Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения.

Диалогическая речь - это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты - речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности прежде всего следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков.