Институт признания в международном праве. Различают также признание de fakto, de jure и ad hoc Ад хок в международном праве

Означающая «к этому, для данного случая, для этой цели». Как правило, используется для обозначения решения, предназначенного для конкретной проблемы или задачи и не предназначенного для какого-либо обобщения или адаптации для других целей.

Термин широко применяется во многих сферах. Например, в организационном менеджменте ad hoc управление - ситуационное управление, дополнение к стратегическому управлению . В деятельности организаций комитеты или подразделения, создаваемые при некоторой необходимости, не попадающей в сферу компетенции ни одной из постоянных структур, также идентифицируются как ad hoc; пример крупной структуры, возникшей как ad-hoc-организация, и переросшей в постоянный формат - ОБСЕ . Термин «ad hoc» используется также в международном праве для обозначения формы международно-правового признания при необходимости установления разовых контактов между сторонами, которые категорически не желают признавать друг друга.

В науке и философии применяется понятие гипотезы ad hoc . Широко термин применяется и в технике, например, беспроводные ad-hoc-сети - децентрализованные сети без постоянной структуры, не требующие предварительного планирования.

Выражение «ad hoc» может иметь также негативный подтекст, предполагая временные решения, неадекватное планирование или импровизированные события.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ad hoc"

Отрывок, характеризующий Ad hoc

– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?

Типичными примерами являются организации, комитеты и комиссии, созданные на национальном или международном уровне для решения конкретной задачи. В других областях термин может относиться, например, к воинской части, созданной при особых обстоятельствах, к костюму, сшитому по специальному заказу, к разработанному вручную сетевому протоколу или к уравнению , разработанному для конкретной цели.

Выражение Ad hoc может иметь также негативный подтекст, предполагая временные решения, неадекватное планирование или импровизированные события.

Комитеты, комиссии и организации Ad hoc

Ad hoc организации, включая комитеты и частные некоммерческие организации , создаются при возникновении объективной необходимости решения какой-либо важной проблемы, не попадающей в сферу компетенции ни одной из постоянных организаций или комитетов. Как правило, эти комитеты создаются на временной основе в рамках уставов и правил, регулирующих деятельность организации, на период времени, необходимый для полного решения поставленной проблемы.

Ad hoc организация может иногда иметь долгосрочный или неопределенный срок существования. В этих случаях первоначальная рабочая группа или форум может уступить место более постоянным формам организации. Типичным примером крупного масштаба такой организации является ОБСЕ.

Гипотезы Ad hoc

Ad hoc в военном деле

В военном деле при непредсказуемом развитии ситуации могут создаваться специальные воинские формирования, когда для быстроты действий требуется оперативное взаимодействие между различными подразделениями. В качестве примера можно привести организацию военного прорыва .

Запросы Ad hoc

Ad hoc запросы - это термин из информатики .

Запросы и отчёты Ad hoc относятся к подразделу бизнес-аналитики , наряду с OLAP , хранилищем данных, интеллектуальным анализом данных и другими средствами.

Сети компьютеров Ad hoc

Термин ad hoc по отношению к компьютерной сети обычно относится к системе сетевых элементов, которые в совокупности образуют сеть, требующую незначительного планирования, или не требующую никакого планирования вообще.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ad hoc" в других словарях:

    Hoc (programming language) - hoc, an acronym for High Order Calculator, is an interpreted programming language that was used in the 1984 book The Unix Programming Environment to demonstrate how to build interpreters using Yacc.Hoc was developed by Brian Kernighan and Rob… … Wikipedia

    Hoc (Beowulf) - Hoc is mentioned as the father of Hnæf (d. 450?) and Hildeburh in the Old English poems Beowulf and the Finnsburg Fragment . Widsith says that Hnæf ruled over the Hocings, i.e. Hoc s people. Hoc is called Hoc Healfdene , suggesting a mixed… … Wikipedia

    Hoc - may refer to: * Hellenic Olympic Committee, one of the oldest National Olympic Committees. * Hoc (Beowulf), a Danish King from Beowulf. * Hoc (programming language), a calculator and programming language. * Hypertrophic (Obstructive)… … Wikipedia

    hoc anno - hoc ạn|no 〈Abk.: h. a.〉 in diesem Jahre * * * hoc ạn|no (Kaufmannsspr. veraltet): in diesem Jahr (Abk.: h. a.) * * * hoc ạnno , Abkürzung h. a., veraltet für: in diesem Jahr. * * * hoc ạn|no (Kaufmannsspr.… … Universal-Lexikon

    Hoc Phi - was a wife of Emperor Tu Duc of the Nguyen Dynasty of Vietnam. She is best known for her involvement in palace intrigues following her husband s death.She had an affair with Nguyen Van Tuong, a regent that Tu Duc had appointed to guide his… … Wikipedia

    HOC age - apud Rom. cum Cos. auspicaretur, ac immolaret, clarâ voce a Praecone acclamabatur, ut adstantes officii admonerentur, teste Plutarch. in Numa. Quam proin Cassius Chaerea, coniuratorum in Caium Caes. Princeps, suis resleram dedit, quasi victimam… … Hofmann J. Lexicon universale

    hoc - HOC. s. m. (L H s aspire.) Sorte de jeu de cartes. Joüer au hoc. On dit fig. Cela m est hoc, pour dire, Cela m est assuré … Dictionnaire de l"Académie française

    Hōc signo vinces - Hōc signo vinces, s. In hoc signo vinces … Meyers Großes Konversations-Lexikon

    Hoc signo vinces - oder In hoc signo vinces (lat.), in diesem Zeichen wirst du siegen, Inschrift, die Konstantin d. Gr. beim Auszug zum Kampfe gegen Maxentius neben dem Bilde des Kreuzes am Himmel erschienen sein soll … Kleines Konversations-Lexikon

Ад хок (ad hoc - с этой целью, для этой цели)

латинский термин, употребляемый в международном праве в отношении органов, создаваемых для выполнения определённых (обычно временных) функций. Например, Генеральная Ассамблея ООН в 1946 создала два специальных комитета А. х.: Комитет по делам Лиги Наций (для рассмотрения возможности передачи некоторых функций, деятельности и актива Лиги Наций) и Комитет по постоянному местонахождению для рассмотрения вопроса о месте постоянного нахождения Объединённых Наций. Термин «А. х.» применяется также в отношении непостоянных членов Международного суда ООН (См. Международный суд ООН), назначаемых для рассмотрения какого-либо конкретного дела.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Ад хок" в других словарях:

    Охота, желание Словарь русских синонимов. хок сущ., кол во синонимов: 2 желание (44) охота … Словарь синонимов

    хок - ХОК, а, м. Охота, желание. Не хок мне это делать … Словарь русского арго

    - («Хок тап») ежемесячный журнал, теоретический и политический орган ЦК Партии трудящихся Вьетнама в 1955 76. В 1975 тираж 70 тыс. экз. С 1977 журнал, являющийся органом ЦК Коммунистической партии Вьетнама, назывался «Тап ти конг шан»… … Большая советская энциклопедия

    Перезарядка пусковой батареи Хок Хок (MIM 23 Hawk) зенитно ракетный комплекс. Описание Проектирование ракетной системы началось в 1952 году, когда армия США начала проводить исследования которые должны были ответить на вопрос о возможности… … Википедия

    Тауншип Хок Крик Hawk Creek Страна СШАСША … Википедия

    хок - [خاک] 1. қабати болоии қишри сайёраи замин, ки дар он гиёҳу дарахт мерӯяд; замин 2. мамлакат, кишвар; хоки Тоҷикистон кишвари Тоҷикистон; ба хок рафтан мурдан, фавтидан; ба хок супурдан дафн кардан, гӯрондан; хок шудан ба хок мубаддал гаштан,… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Хок. Координаты: 39°20′ ю. ш. 177°30′ в. д. / 39.333333° ю. ш. 177.5° в. д. … Википедия

    MIM 23 Хок/Hawk зенитно ракетный комплекс (США). Хок/Hawk легкий учебно боевой самолет, тактический истребитель, штурмовик и морской ударный (противокорабельный) самолет (Великобритания). Хок залив в восточной части острова… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Хок. Ганс Генрих Хок Hans Henrich Hock Дата рождения: 1938 год(1938) Научная сфера: сравнительно историческое языкознание, индоевропе … Википедия

    хокӣ - [خاکي] мансуб ба хок; заминӣ, дар хок зиндагикунанда; ҷонварони хокӣ муқоб. ҷонварони обӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

    хокім - а, ч. Глава місцевої адміністрації, мер в Узбекистані … Український тлумачний словник

Книги

  • Королевские свадьбы Книга 3 Как заполучить принца , Хок Р.. «Как заполучить принца», третий роман из серии «Королевские свадьбы», - это очаровательная современная сказка о силе настоящей любви. Герой и героиня, наследный принц одного европейского…

Существует две основных официальных формы медународно-правового признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже. Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования одной или другой формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.

Признание де-факто -- выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно

Некоторые ученые даже считают, что наступающие при признании де-факто межгосударственные отношения носят полуофициальный характер, не влекут юридического оформления, а само признание может быть отозвано.

Признание де-юре -- полное, окончательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект международно-правовых отношений. Обычно также сообщается о желании установить с ним дипломатические отношения. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты международно-правового признания вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -- признании ад хок (ad hoc) -- в данной ситуации, по конкретному делу. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 году известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора Международное право в документах: Сборник / Сост. Блатова Н.Т. - М., 1982..

Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации «О признании Эритреи» от 12 мая 1993 г. В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство -- Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства» Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М.: Юрист, 2000..

Виды международно-правового признания определяются в соответствии с видом дестинатора. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание нации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в изгнании). Провести на практике границу между этими видами чрезвычайно сложно из-за обремененности статуса нового образования различными политическими аспектами (например, несоответствие между реальным и декларируемым положением того или иного образования).

Самым простым видом международно-правового признания является признание государств, поскольку в силу принципа суверенного равенства все государства равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возникшее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется при этом, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Так, например, в Уставе Организации американских государств говориться: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания…»(ст.9) Черниченко С.В. Субъективные границы международного права, суверенитет и юрисдикция государств. - СПб., 1992..

Таково формально-юридическое основание международно-провового признания. Вместе с тем нельзя не учитывать, что фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. Признание укрепляет позиции нового государства в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудничества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества.

Тем не менее, в отношении вновь возникших государств все же имеются проблемы, однако они относятся не к оперению его международной правосубъектности, а к тому, считать ли возникшее образование государством. Вопрос признания государства возникает обычно в четырех основных случаях: при разделении старого государства -- международных отношений, при объединении двух или нескольких старых государств -- международного права, при самоопределении в рамках старого государства с последующим выходом из его состава, в случае социальной революции. В первых двух случаях, как правило речь идет о безусловных государствах, в отношении которого не возникает сомнений при решении вопроса о его признании. Третий и четвертый случай могут в себе таить спорные юридические моменты, поскольку в них уже не может идти речи о безусловном характере вновь возникающего образовании. В третьем варианте от имени государства может выступать правительство, в четвертом -- какое-либо движение и тогда в определении их международной правосубъектности у существующих субъектов есть больший простор для юридического маневра. Впрочем, в любом случае очень многое зависит от политических факторов -- степени внутреннего политического согласия в ходе трансформации или характера международных отношений и соотношения политических сил на внешней арене на данный момент.

Признание правительства обычно сопутствует признанию данного государства. Вопрос о признании нового правительства обычно возникает только в двух случаях -- при создании правительства неконституционным путем (переворот, революция) или в случае эмиграции правительства за рубеж во время оккупации территории данного государства.

Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Первая -- «доктрина Тобара» (эквадорского дипломата) -- относится к 1907 г. и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам (особенно частым в латиноамериканском мире) путем непризнания правительств, образованным революционным путем. Вторая концепция -- сформулированная в 1930 г. «доктрина Эстрада» (министр иностранных дел Мексики) указывает на то, что признание в ходе трансформации может расцениваться как вмешательство во внутренние дела нового или обновленного государства, так как внешнее признание может расцениваться революционным правительством как «одобрение» их действий, а населением страны -- как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой концепцией рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отношений Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., 1975. - 258 с..

Некоторые ученые считают, что основанием для признанием правительств, пришедших к власти неконституционным путем должно быть эффективное осуществление власти признаваемым правительством на территории страны или на большей ее части, контроль за ситуацией в стране. В частности из этого исходит современная официальная доктрина США: «Установление официальных отношений с законным правительством любого государства, коль скоро это правительство осуществляет эффективный контроль на своей территории и способно брать и выполнять международные обязательства». Правда при этом необходимо учитывать политические тактические цели, преследуемыми уже существующими государствами Международное право: Учебник / Отв. ред. Колосов Ю.М.,. Кузнецов В.И. - М., 1998..

Поскольку правительство в эмиграции не способно осуществлять контроль над территорией своей страны, то этот случай международно-правового признания является особенным. Основанием для подобного рода признания является только факт незаконного, насильственного изгнания правительства иностранным государством (правительства в эмиграции Польши, Чехословакии, Норвегии в период Второй мировой войны).

Только юридически признанное правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т. д.). Фактическое признание может быть временным, предварительным.

В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Еще одним видом международного признания может быть признание органов национального и освободительного движения. Особое распространение оно получило в период широких деколонизационных процессов в мире после второй мировой войны, хотя истоки его относятся еще к началу XIX в. (в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против турецкого владычества). Чаще всего, и это является особенностью подобного вида международно-правового признания, признаются не нации или народы, а их национально-освободительные движения, под которыми подразумеваются обычно организации, возглавляющие и ведущие борьбу за освобождение. Так, например, в 1972 г. Комитет ООН по деколонизации признал Партию независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса единственным представителем народа Гвинеи и обратился ко всем государствам и международным организациям с призывом принять во внимание этот факт.

Признание «восставших» означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Признающие государства нередко заявляли о признании за повстанцами определенных прав, например, права на убежище, права на получение гуманитарной помощи и т. д. В общем и здесь акт признания в немалой степени зависит от ряда политических факторов, прежде всего -- от реальной силы и внутренней значимости данного освободительного движения, его способности привести к логическому завершению восстание (т. е. к образованию национального государства) или от состояния интересов признающего государства в данном регионе. В качестве условий признания является наличие значительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.

Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный комитет и др.), а другие -- на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.

Признание de fakto

(де-факто) – это официальное, но не окончательное, не полное признание, ограниченное лишь некоторыми отношениями (например, торговыми, политическими и экономическими). Таким признанием признающее государство выражает неуверенность в эффективности и жизнеспособности нового правительства (государства), с которым не обязательно установление дипломатических отношений.

Признание de jure

(де-юре) – это полное официальное признание, которое влечет за собой установление всесторонних (прежде всего дипломатических и консульских) отношений между государствами; признание прав государства на распоряжение имуществом, ценностями, находящимися за границей; признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства; признание де-юре имеет обратную силу, т. е. признающее государство обязуется уважать законодательство признанного субъекта международного права, изданное им ранее срока его признания.

Признание ad hoc

(для частного случая) происходит, когда государства и правительства вынужденно вступают в контакты друг с другом для урегулирования частного случая. Так, достижение Парижских соглашений 197З г. об окончании войны во Вьетнаме стало возможным после признания ad hoc трех вьетнамских правительств Соединенными Штатами Америки.

Дестинаторами (объектами) признания могут быть государства, правительства, эмигрантские правительства, борющиеся против колониализма нации, воюющие стороны.

Признание государства

подытоживает его внутреннюю борьбу либо внешнюю экспансию, социальную революцию, отделение какой-либо территории или распад колониального государства. Так, в 1981 г. Советский Союз признал «в качестве независимого суверенного государства» Белиз и в 1988 г. – Вануату (бывшие колонии).

Признание государства имеет место также в случаях конституционного изменения территориального или национального состава государства. Например, признание Исландии после расторжения ею датско-исландской унии в 1944 г.; Соединенные Штаты дважды признавали Гавайи: в 1826 г. – в качестве Королевства и в 1994 г. как этническое государство; в 1984 г. китайско-британской декларацией был признан суверенитет Гонконга, который в 1997 г. воссоединился с КНР; Дэйтонскими соглашениями 1995 г. США была признана независимость Боснии и Герцеговины и одновременно введена в действие их Конституция, являющаяся приложением к названным соглашениям. Однако высшим правом оценки правомерности создания нового государства обладает только мировое сообщество в лице Генеральной Ассамблеи ООН.

Признание правительства

имеет место обычно в тех случаях, когда к власти приходит новое правительство в результате революции или государственного переворота, т. е. так называемым неконституционным путем. В 1996 г. страны АСЕАН де-факто признали правительство Мьянмы (Бирмы), когда правившая там военная хунта смягчила режим и обязалась принять новую Конституцию. При этом существовавший субъект международного права сохранился. В других случаях государства, признавая новое правительство, как правило, учитывают следующие критерии: фактический контроль новым правительством территории и населения; степень поддержки власти нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства.

Признание правительств в эмиграции (изгнании),

как правило, связано с войнами. Во время Второй мировой войны СССР и другие государства антигитлеровской коалиции при признании правительств в изгнании исходили из того, насколько эффективны действия этих правительств, поддерживают ли они тесную связь со своим народом в руководстве борьбой с оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, действующими в составе союзных армий.

Признание воюющей стороной

возникает в связи с началом вооруженной борьбы и регулируется правом вооруженных конфликтов. Различают воюющую сторону в международном вооруженном конфликте (государства и борющиеся за свободу и независимость народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного характера (стороны в гражданской войне). Признание воюющей стороны в международном вооруженном конфликте возникает, например, в случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника или когда народ восстает против колониального, расистского режима. Так, в ходе Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была признана сражавшаяся Франция.