Что такое спортивное право. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства сердюков александр викторович

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сердюков Александр Викторович. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Сердюков Александр Викторович; [Место защиты: Гос. ун-т - Высш. шк. экономики].- Москва, 2010.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/1025

Введение

Глава I. Понятие комплексной отрасли законодательства. Общетеоретические вопросы 15

1.1. Современная система российского законодательства. Право и законодательство 15

1.2. Комплексные отрасли в системе российского законодательства 36

Глава II. Теоретические основы и концепция спортивного права 50

2.1. Понятие спортивного права. Границы спортивного права 50

2.2. Предмет спортивного права. Спортивно-правовые отношения 76

2.3. Спортивное право на современном этапе: проблемы и перспективы развития 102

Глава III. Состав спортивного права 122

3.1. Источники спортивного права 122

3.2. Субъекты спортивного права 137

3.3. Принципы спортивного права 153

3.4. Институты спортивного права 164

Заключение 193

Список использованных источников 197

Приложение 231

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрастание роли комплексного, то есть находящегося на стыке основных отраслей права, правового регулирования является одной из главных тенденций развития современного российского законодательства. В научных изданиях последнего времени наблюдается интерес авторов к проблемам и закономерностям комплексного законодательного регулирования, угасший было после научной дискуссии конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века о системе права. Этот интерес присущ, прежде всего, тем исследователям, которые повседневно сталкиваются с комплексными образованиями системы законодательства, структура которой в современных условиях значительно меняется. Примерами могут служить работы, целью которых является определение места в современной системе права массивов правовых норм, регулирующих отношения 1 в важнейших сферах общественной жизни, как правило, не рассматривавшихся ранее в качестве самостоятельных отраслей права и законодательства - военного, информационного, медицинского, образовательного, транспортного права и др. 1

О спорте и о правовых нормах, регламентирующих складывающиеся в этой сфере отношения, в этой связи следует говорить отдельно. Спорт - одна из важнейших сфер общественной жизни. Он ценен как сам по себе, так и в качестве одной из основ сохранения и укрепления здоровья населения, средства повышения жизнестойкости, оптимизма, трудоспособности людей. Спортивные достижения граждан конкретного государства всегда считались индикатором его мощи, достоинств социальной системы, уровня развития и оборонного потенциала страны в целом. С каждым годом в мире растёт число спортсменов, как любителей, так и "профессионалов". Спортивные соревнования привлекают

1 См., напр: Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2; Литовка А.Б., Литовка П.И. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития // Правоведение. 2000. № 1; Мигачев Ю.И., Тихомиров СВ. Военное право. М., 2002; Стрельникова И.А. Понятие и место транспортного права в системе права России. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002 и др.

4 внимание всё большего числа людей, в спорт вкладываются всё увеличивающиеся денежные средства. Соответственно, повышаются требования к организации спортивных мероприятий, деятельности их участников, появляется потребность в более чётком правовом регулировании отношений в сфере спорта.

Особое и значимое место спорт традиционно занимает в общественной жизни нашей страны. Право на занятия физической культурой и спортом вытекает из статьи 41 Конституции Российской Федерации. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость поиска путей по формированию и сохранению здоровья граждан. В этом контексте эффективная государственная политика в сфере физической культуры и спорта рассматривается в качестве оптимального механизма сбережения нации 2 .

Конец первого десятилетия XXI века стал важной вехой в развитии нормативного правового обеспечения отечественного спорта - был принят Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" . 30 марта 2008 г. новый базовый нормативный правовой акт в сфере физической культуры и спорта вступил в силу. Одновременно вступила в силу глава 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. Произошедшие качественные изменения в законодательном обеспечении российского спорта, несомненно, положительно отразились на состоянии всего нормативного массива, который можно назвать спортивным правом. Наряду с этим можно наблюдать рост внимания к спортивно-правовым вопросам со стороны научной общественности. Поэтому необходимым и своевременным видится обращение к теоретико-правовой проблематике спортивного права, в том числе его рассмотрение в качестве комплексной отрасли законодательства.

2 См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года
"О состоянии законодательства в Российской Федерации". М., 2007. С. 103.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы общей теории системы права исследовались в отечественной науке преимущественно во второй половине XX века. Можно выделить работы С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, О.А. Красавчикова, А.В. Мицкевича, СВ. Полениной, И.С. Самощенко, А.Ф. Шебанова, В.Ф. Яковлева и др. В постсоветскую эпоху рассматриваемые вопросы стали объектом исследования Д.В. Гусева, СВ. Ермоленко, Е.А. Киримовой, М.И. Милушина, Д.Е. Петрова, В.П. Реутова, Е.Э. Черенковой и др.

Отдельные аспекты спортивного права и нормативного правового регулирования" в сфере физической культуры и спорта изучались отечественными правоведами, а также специалистами в области физической культуры и спорта: С.Н. Братановским, Р.Г. Гостевым, СИ. Гуськовым, В.Н. Зуевым, С А. Ищенко, В.Н. Уваровым, И.М. Чемакиным и др. В работах этих авторов анализируется взаимодействие государственных органов и физкультурно-спортивных организаций, включая, спортивные федерации, трудовые отношения с участием спортсменов и тренеров, вопросы финансирования физической культуры и спорта, функционирования объектов спорта и др., исследуется история нормативного правового регулирования в сфере спорта.

Спортивно-правовой тематике посвящен ряд диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, защищенных в последние годы. Можно отметить работы И.М. Амирова, СВ. Васильева, В.П. Васькевича, Е.А. Дементьева, А.Н. Егоричева; А.С Леонова, М.В. Лукина, М.А. Маргулиса, С А. Медведева, Н.А. Овчинниковой, В.В. Сараєва, А.Н. Чеснокова, О.А. Шевченко и др.

Стоит отметить, что в последние годы помимо прикладных вопросов правового регулирования спорта внимание исследователей все больше привлекают теоретические проблемы спортивного права. Попытки концептуально определить понятие спортивного права, описать его место в системе права и системе законодательства предпринимались СВ. Алексеевым,

И.С. Кузнецовым, С.А. Медведевым, СИ. Нагих, Д.И. Рогачевым, А.А. Соловьевым и др. Ряд исследователей приходит к выводу, что сформировавшийся в России массив правовых норм, регулирующих отношения в сфере спорта, носит комплексный характер 4 . Однако предметом углубленного общетеоретического исследования указанный вопрос не становился.

Объектом диссертационного исследования является система российского законодательства, обладающая сложной многослойной структурой, обусловленной современным этапом ее развития. При этом система законодательства рассматривается в неразрывной связи с системой источников права, а также примыкающей к ней системой иных социальных норм.

Предметом исследования являются особенности функционирования и развития массива правовых норм, регулирующих отношения в области спорта, - спортивного права и его соотношение с системой российского законодательства.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование самостоятельности спортивного права как элемента системы законодательства, а также определение места спортивного права в данной системе с учетом существующих теоретико-правовых наработок, прежде всего по вопросу комплексных образований в структуре системы законодательства.

Объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

осуществить структурный анализ современной системы российского законодательства, определить элементы этой системы, их виды и уровни, существующие внутрисистемные связи, рассмотреть основные подходы к указанному вопросу;

обосновать наличие комплексных образований в системе законодательства, их научную и практическую значимость;

См., напр.: Кузнецов И.С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства// Спорт: экономика право, управление. 2004. № 4. С. 3.

ввести определение понятия "спортивное право", критически рассмотреть основные существующие подходы к определению указанного понятия, очертить состав и границы спортивного права;

рассмотреть предмет, принципы, основные институты спортивного права, субъектный состав правовых отношений в сфере спорта;

осветить ключевые этапы формирования спортивного права России, уделив основное внимание современному состоянию отрасли и направлениям ее развития.

Теоретические основы исследования. Общетеоретической основой диссертации являются труды по общей теории права и государства, социологии права, психологии права, теории систем и по ряду отраслевых юридических наук С.С. Алексеева, М.О. Аржанова, М.И. Байтина, В.М. Баранова, Д.Н. Бахраха, И.В. Блауберга, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, В.Б. Исакова, Д. А. Керимова, О. А. Красавчикова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, О.Э. Лейста, Р.З: Лившица, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, В.П. Мозолина, B.C. Нерсесянца, Е.Б. Пашуканиса, Л.И. Петражицкого, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, Т.Я. Хабриевой, P.O. Халфиной, В.М. Чхиквадзе, Н.Д. Шаргородского, Э.Г. Юдина, Л.С. Явича, Ц.А. Ямпольской и др.

Теоретико-методологической основой исследования также стали работы в области спортивного права и нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта СВ. Алексеева, Р.Г. Гостева, СИ. Гуськова, СИ. Нагих, А.А. Соловьева, а также работы В.Г. Бауэра, П.А. Виноградова, А.А. Исаева, М.Я. Сарафа и др., исследовавших социальную сущность общественных отношений в указанной сфере и их развитие.

В диссертации использован зарубежный опыт комплексного исследования спортивного права, а также анализа отдельных институтов спортивного права в работах таких авторов, как М. Beloff, С Furno, S. Gardiner, М. Jones, М. Pescante, Т. Sarkozy, G. Wong и др.

Методологические основы исследования. В работе используется современный методологический инструментарий теории права и государства, включающий как общенаучные, так и специальные методы научного познания.

Особое место в процессе научного исследования занимает системный (системно-структурный, системно-функциональный) метод, широкое применение которого обусловлено особенностями объекта исследования.

В работе были применены также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, необходимые для познания правовой действительности. Одновременно специфика объекта исследования определила широкое использование средств правового мониторинга действующих актов законодательства, проектов нормативных правовых актов, общественных отношений, входящих в рассматриваемую сферу правового регулирования 5 .

Источниковедческая и эмпирическая основа исследования. В ходе подготовки диссертации был исследован широкий круг законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере спорта и смежные отношения, значительное число законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Также исследованы основные международно-правовые документы в рассматриваемой сфере и акты корпоративного нормотворчества. В работе используются материалы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных организаций по вопросам совершенствования нормативно-правового обеспечения физической

5 См.: Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М., 2009. С. 10 и далее.

9 культуры и спорта.

Особое внимание было уделено Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" - базовому акту спортивного права России.

Эмпирическую основу диссертации составляют: источники права и практика их реализации, акты применения и толкования, статистические данные, научно-практические работы в области систематизации законодательства и в области спортивного права, справочная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации.

Научная новизна результатов исследования. Диссертация представляет собой первую попытку общетеоретического исследования спортивного права как целостного образования и определения его места в правовой системе России и в системе российского законодательства. К настоящему моменту в научной литературе проработаны лишь частные, фрагментарные аспекты функционирования спортивного права. Автором используется концепция комплексной отрасли законодательства, разрабатываемая современной npaBOBOUN наукой, обосновывается ее применимость для характеристики спортивного права.

В работе впервые осуществлен- анализ спортивного права с учетом происходящих системных изменений, обусловленных вступлением в силу Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этой связи автором не только описывается система действующих источников спортивного права России, но и предлагаются пути ее развития и совершенствования.

В работе обосновываются следующие теоретические положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Принимая во внимание дискуссионность вопроса и существующее многообразие подходов, автор использует понятие "комплексные отрасли законодательства" для характеристики обособленных групп нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом

10 объединенных предметным единством, то есть регулирующих качественно однородные общественные отношения, а также едиными принципами, в основе которых, как правило, лежат базовые законодательные акты.

2. Результаты исследования системы российского законодательства в
целом, а также соответствующей тематической источниковедческой базы и
научной литературы, позволяют сделать вывод, что к настоящему времени
сформировалась комплексная отрасль законодательства - спортивное право,
обладающая особым предметом правового регулирования, состоящая из
базового нормативного правового акта - Федерального закона "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации", осуществляющего функцию
системообразующего отраслевого центра, и ряда согласующихся с ним законов
и иных нормативных правовых актов, отличающаяся внутренней
структурированностью и системностью.

3. Одновременно автором не отрицается возможность теоретико-
правового рассмотрения спортивного права в иных качествах. В частности,
спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой
системы - целостного комплекса правовых явлений, связанных со спортом. В
таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный
массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим
элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, спортивное
правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие
деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т.д.

4. Предмет спортивного права составляют спортивные отношения -
особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта,
высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на
удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей
человека, ориентированных на соревновательную (состязательную)
деятельность и (или) подготовку к ней. К спортивным отношениям ограничено
применение принципа эквивалентности.

    В исследовании содержится обзор состава институтов спортивного права. В силу комплексной природы спортивного права такой состав двойственен: с одной стороны, в нем можно выделить уникальные, не свойственные для других частей права и законодательства институты, с другой - иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов спортивного права автор называет и характеризует институты борьбы с допингом, драфта, видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, спортивных сборных команд, в числе второй группы - институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования; государственного контроля, признания и др.

    Развитие и правовое регулирование правовых отношений в сфере спорта строится на общеправовых и межотраслевых принципах права, отраслевых принципах - гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей права, принципах отдельных правовых институтов, а также на единых специфичных принципах спортивного права: правовой автономии спорта, соревновательности, ограничения эквивалентности, "честной игры" ("fair play").

    Автором обращается внимание на невозможность классификации спортивных правоотношений по видам осуществляемой их субъектами экономической деятельности с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) 6 в действующей редакции, в связи с чем даются конкретные предложения по

6 Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. "О принятии и введении в действие ОКВЭД"

12 совершенствованию ОКВЭД в части описания видов деятельности в области физической культуры и спорта (см. Приложение).

8. Автор обосновывает нецелесообразность разработки "спортивного кодекса" на современном этапе развития спортивного права России, а также отсутствие необходимости в специальном законодательном регулировании профессионального спорта.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы широким кругом субъектов, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.

В работе осуществлен критический анализ представлений о системе права и системе законодательства, их структуре и соотношении. В результате уточнено понятие комплексной отрасли законодательства, что углубило современные научные знания по данному вопросу. Результаты диссертационного исследования могут применяться при преподавании соответствующих разделов курса теории права и государства, а также специальных дисциплин, рассчитанных на юристов и специалистов в сфере физической культуры и спорта.

В диссертации определено место спортивного права как комплексной отрасли российского законодательства, описаны его объект, принципы, содержится анализ основных институтов и специфических субъектов правовых отношений в сфере спорта, что может быть использовано федеральными органами законодательной и исполнительной власти в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о физической культуре и спорте, а также правоприменительными органами. В частности, практическая значимость исследования многократно возрастает в условиях продолжающейся работы по совершенствованию российского законодательства о физической культуре и спорте и спортивного права в целом с учетом нового базового отраслевого акта

Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре
и спорте в Российской Федерации".

По результатам диссертационного исследования автором осуществляется доработка программы спецкурса "Спортивное право", рассчитанного на студентов, проходящих подготовку по специальности "Юриспруденция". Чтение курса планируется на факультете права Государственного университета

Высшей школы экономики.

Апробация результатов диссертации. Работа выполнена на кафедре теории права и сравнительного правоведения факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях указанной кафедры, высказывались автором на I и II международных научно-практических конференциях "Спортивное право: перспективы развития" (г. Москва, Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, 29 июня 2007 г. и 29 мая 2008 г.), Научно-практической конференции "О гражданско-правовых отношениях между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Пути развития" и "круглом столе" по теме: "Обсуждение проекта федерального закона "О спортивной подготовке" (г. Москва, 19 ноября 2009 г.), докладывались на заседаниях рабочих органов Федерального агентства по физической культуре и спорту, Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, легли в основу ряда публикаций автора.

Материал диссертационного исследования широко апробирован в ходе профессиональной деятельности автора в качестве преподавателя кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета - Высшей школы экономики (с 2006 г.), ведущего специалиста-эксперта отдела нормативного обеспечения отрасли Правового управления Федерального агентства по физической культуре и спорту (2007-2008 гг.), арбитра Спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (с 2009 г.), члена Экспертного совета Комиссии Совета Федерации

14 по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения (с 2009 г.), члена Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России (с 2010 г.).

Отдельные предложения, вытекающие из научного исследования были приняты и реализованы в практической деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в ходе разработки Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и главы 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров". Автор участвовал в деятельности рабочих групп по подготовке проектов указанных федеральных законов.

Ряд теоретических положений, сформулированных в ходе исследования, используются автором в ходе проведения занятий со студентами по курсу "Теория государства и права" на факультете права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические проблемы избранной темы. Работа включает в себя введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

Современная система российского законодательства. Право и законодательство

В настоящее время система российского законодательства переживает новый этап своего становления и развития. Данный этап характеризуется тем, что на смену прямолинейным, простым, явным, открытым решениям, применявшимся в ходе реализации правовой политики и, прежде всего, в процессе законотворчества в 90-х годах XX века, пришли решения тонкие сложные, многослойные. Разработка и внедрение таких решений предполагают совершенно иной уровень понимания того, что происходит в социальном организме7. Таким образом, объяснимым и неизбежным является обращение к существующим в юридической науке концепциям системы законодательства и системы права с целью их критического осмысления и дальнейшей разработки.

Говоря о системе законодательства, прежде всего, следует определиться с объемом по нятия " законодательство". В юридической науке существует как минимум два подхода к его определению. Согласно первому законодательство понимается в узком смысле - как совокупность законов. Иные нормативные правовые акты термином "законодательство" в таком случае не охватываются. "Объединение законов и подзаконных актов подрывает авторитет закона, подменяет его актами управления", - считает Л.Б. Тиунова9. В современный период необходимость применения узкой трактовки законодательства обосновывается также принципами правового государства, в частности, принципом верховенства закона и принципом разделения властей10. Расширительная трактовка законодательства, по их мнению, приводит к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества11. Данный подход прослеживается также в работах Р.З. Лившица, А.С. Пиголкина, Ю.А. Тихомирова и др.12 В широком смысле, как систему нормативных правовых актов, в том числе включающую и подзаконные акты, законодательство понимают С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, О.А. Красавчиков, СВ. Поленина, А.Ф. Шебанов и др. В отдельных случаях под законодательством понимается также деятельность, связанная с принятием законов, для обозначения которой более корректным видится понятие "законотворчество"

При этом исследователями не раз отмечалось, что легальной дефиниции для термина "законодательство" в самом российском законодательстве не существует1 . Принятие федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации" - так называемого "Закона о законах" - который в числе прочих задач мог бы определить объем термина "законодательство" и соотношение элементов его состава, до сих пор остается делом неопределенного будущего.

Характерно, что единство употребления термина "законодательство" отсутствует даже в базовых отраслевых нормативных правовых актах, которыми являются кодексы Российской Федерации: в узком смысле понимают законодательство Водный, Гражданский, Земельный, Лесной, Семейный, Таможенный, Трудовой кодексы Российской Федерации, в широком -Воздушный, Градостроительный, Жилищный кодексы Российской Федерации. Особым образом определяет структуру бюджетного законодательства статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включая в ее состав наряду с законами (федеральными конституционными, федеральными и субъектов Российской Федерации) также муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, носящие подзаконный характер.

Рядом субъектов Российской Федерации приняты собственные "законы о законах"18, регулирующие отношения, связанные с принятием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Однако и на региональном уровне единое понимание термина "законодательство" отсутствует.

Комплексные отрасли в системе российского законодательства

Системные изменения, коснувшиеся всей жизни российского общества в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся и по сей день, затронули как сам предмет изучения социальных наук, так и доступную исследователям методологию, существенно расширив возможности ученых, прежде всего, избавив их от существовавших идеологических барьеров. Так, отечественные юристы вновь после долгого перерыва обратили свое внимание на основное разделение позитивного права в странах континентальной правовой семьи - на частное и публичное. Усиление частноправовых начал, необходимость согласования между собой правовых норм разных подсистем права, регулирующих общественные отношения по поводу одних и тех же материальных благ, но на основе принципиально различных подходов, обусловили возрастание комплексного, межотраслевого регулирования, что является, пожалуй, одной из главных характеристик современного этапа развития системы российского законодательства.

Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция назывались одновременными направлениями развития законодательства еще в середине 70-х годов XX века97. При этом дифференциация правового регулирования связывалась учеными с обособленными формированиями в системе права, а по интеграция правовых норм - с формированиями комплексными. Очевидно, что за прошедшее время социальная жизнь лишь усложнилась, и современная структура общественных отношений сложнее той, которая легла в основу "классической" структуры системы права, дифференцированной, прежде всего, на основе предмета и метода, и практически копирующей ее структуры системы законодательства". Таким образом, актуализируется проблема комплексных образований в системе законодательства, складывающихся отдельно от отраслей (подотраслей) и институтов законодательства, прямо корреспондирующих соответствующим отраслям (подотраслям) и институтам права (какими являются, например, гражданское, уголовное, трудовое, административное законодательство).

Как уже было сказано, вопрос о природе комплексных образований в системе законодательства возник во время третьей дискуссии о системе советского права, имевшей место в 1982-84 гг., одновременно с вопросом комплексных отраслей права. В связи с этим С.С. Алексеев отмечает, что в юридической науке, пожалуй, нет другой группы вопросов, которые бы с таким постоянством привлекали повышенное внимание во всех областях юридических знаний, как вопросы состава и соотношения отраслей российского права... При этом проблема комплексных образований в структуре права продолжает оставаться в юридической литературе весьма дискуссионной, приобретая не оправданную существом самой проблемы полемическую остроту.

Одним из путей преодоления такой остроты, на наш взгляд, может стать перенос основного акцента полемики на структурное содержание системы законодательства. В этой связи по-новому может быть воспринята идея Р.З. Лившица, предлагавшего "отказаться от системы права в пользу системы законодательства", ведя речь об отраслях законодательства и не рассматривая отраслевую структуру права

Хотя комплексная дифференциация законодательства страдает субъективизмом (впрочем, присущим самой системе законодательства, в отличие от системы права, по мнению многих правоведов, имеющей объективный характер), возможность выделения комплексных законодательных образований, как показывает анализ соответствующей научной литературы, вызывает на порядок меньше протестных мнений среди ученых, чем выделение комплексных образований в системе права. В частности, это позволяет в определенной мере преодолеть разрыв между правом и законодательством, на неоправданность которого еще в 1982 г. обращали внимание С.Н. Братусь, В.В. Полянский и др.

Понятие спортивного права. Границы спортивного права

Спортивное право - сравнительно новое для российской юриспруденции направление исследования и нормотворчества. До сих пор нет единой точки зрения на то, что это, собственно, такое - "спортивное право". К слову сказать, среди ученых и специалистов отсутствует даже терминологическое единство в рассматриваемом вопросе. Поэтому с этим аспектом определимся в первую очередь. Среди наиболее часто используемых терминов можно назвать непосредственно "спортивное право", а также "физкультурно-спортивное право", "физкультурно-спортивное законодательство", "спортивное законодательство", "законодательство о физической культуре и спорте"136. Терминологической и содержательной разнице понятий "спортивный" и "физкультурно-спортивный", связанной» с разграничением физической культуры и спорта, мы уделим внимание далее, когда будем характеризовать предмет спортивного права - таким образом наиболее распространенными альтернативами остаются термины "спортивное право" и "законодательство о физической культуре и спорте". Остановимся на них подробнее.

Словосочетание "спортивное право" все чаще входит в обиход как специалистов, так и широкой общественности. Обращение к нему может рассматриваться как результат повышения уровня правовой урегулированности общественных отношений в сфере спорта, роста внимания общества и государства к спорту вообще. К настоящему времени именно указанное словосочетание, пожалуй, является наиболее распространенным для обозначения, условно говоря, "области стыка" права и спорта: данным термином пользуются авторы многочисленных цитируемых нами статей, монографий, учебников, рядом вузов предпринимаются попытки подготовки юристов со специализацией "Спортивное право", проводится ежегодная Международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития", в рамках Ассоциации юристов России более года ведет активную деятельность Комиссия по спортивному праву. Одновременно " указанный термин имеет общемировое признание: в англоязычном варианте "sports law", во франкоязычном "droit du sport", немецко-язычном "sportrecht" и т.д. он также используется в изданиях научной и учебной направленности. Существует Международная ассоциация спортивного права (International Association of Sports Law - IASL), проводящая ежегодные конгрессы (Конгресс 2009 года в Варшаве стал 15-м) и выпускающая периодическое издание "International Sports Law Review". Также употребляется латинское понятие "lex sportiva", используемое для обозначения» особого правового явления и одновременно научной дисциплины Понятие "законодательство о физической культуре и спорте" носит легальный характер. Данный термин введен Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской- Федерации" , (далее - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской -Федерации"), часть 1 статьи 4 которого определяет состав законодательства о физической культуре и спорте, которое состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Налицо узкое понимание законодательства о физической культуре и спорте, которое не может быть использовано для обозначения всего массива норм и их источников, j регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере. Таким образом, в нашем исследовании мы оперируем термином v "спортивное право" как устоявшимся в юриспруденции понятием. Значительно, более важным, прежде всего с научной точки зрения, является содержание понятия "спортивное право". Его уяснение - и есть одна из главных задач настоящего диссертационного исследования. J Хотя термин "спортивное право" используется в наши дни весьма часто, % знакомясь с трудами ученых-юристов, посвященных спортивному праву, f сталкиваешься с уже описанным и нередким для отечественной юриспруденции. обстоятельством, когда ныне почти каждый исследователь, занимающийся изучением той или иной группы норм, непременно стремится провозгласить ее отраслью права. В современной юридической литературе высказывались следующие точки зрения на рассматриваемую проблему.

В работах СВ. Алексеева, внесшего, пожалуй, наибольший вклад в, развитие учения о спортивном праве в последние годы, прослеживается своего рода "эволюция" рассматриваемого нами понятия. Относясь к системе права. как надстроечной категории, связанной с базисом общественных отношений (т.е. в русле советской правовой науки, выделявшей отдельные отрасли права исключительно в виду общественной, политической значимости регулируемых ими отношений), а также исходя из соображений практической целесообразности и удобства, автор, во-первых, определяет физкультурно- . спортивное законодательство, которое видится им как комплексная отрасль ь законодательства, имеющая свою родословную, восходящую к гражданскому и административному праву.

Источники спортивного права

Нормы спортивного права выражаются и закрепляются в правовых источниках. В данном случае термин "источник права" употребляется нами в формальном (формально-юридическом) значении для обозначения внешних форм выражения юридической материи361. В наше время в числе источников права главенствующая роль принадлежит официальным документам, принятым компетентными органами, в которых закрепляются правовые нормы. Учитывая, что мы ведем речь о спортивном праве как о комплексной отрасли законодательства, первостепенное значение для нас имеют нормативные правовые акты. Весьма удачным представляется определение нормативного правового акта, данное В.М. Сырых с учетом- анализа, системы источников права и рассмотрения отличий различных видов актові и документов: нормативный правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов

Другим источником права в настоящее время выступает договор нормативного содержания. Поскольку мы ведем речь о системе законодательства, возможность включения в указанную систему источников договорного характера сомнительна. Вместе с тем, такие источники, безусловно, оказывают влияние на спортивные отношения. На национальном уровне к числу нормативных договоров в сфере спорта можно отнести коллективные соглашения, регламентирующие трудовые отношения с участием спортсменов, договоры о делегировании общероссийскими спортивными федерациями права организации и проведения чемпионатов, первенств и кубков России, заключаемые в реализацию пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и др. Кроме того, пожалуй, наиболее значимой разновидностью договоров нормативного содержания являются международные договоры, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являющиеся наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права частью правовой системы нашей страны. Из положений Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" следует, что значительное число нормативных международных договоров Российской Федерации подлежит ратификации в форме федерального закона - таким образом, международные договоры интегрируются непосредственно в систему законодательства. Так, уже упоминавшимся Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ была ратифицирована Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте.

Ряд международно-правовых документов, хотя и не имеют прямого действия, являются ориентиром для внутригосударственного законодательства, повышая стандарты прав человека и юридических механизмов их реализации. Такие международные документы также можно считать источниками спортивного права, только в ином смысле - как идеи, которые в дальнейшем находят свое отражение в актах внутригосударственного законодательства. 21 ноября 1978 г. в Париже на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная хартия физического воспитания и спорта, в которой закрепляется право на занятие физическим воспитанием и спортом как основное право каждого человека. В числе других подобных документов можно считать Европейскую хартию спорта365, Европейский манифест "Молодые люди и спорт"366 и др.367

Действующая система источников в сфере спортивного права на национальном уровне неоднократно подвергалась анализу и классификации со стороны ученых-юристов, а также специалистов в области физической культуры и спорта. Обобщение накопленных в литературе мнений, а также выводы и мнения автора данной работы позволяют представить систему источников спортивного права следующим образом.

Применяемые в сфере спорта нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Статьей 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определен состав законодательства Российской Федерации о физической культуре и, спорте, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической, культуры и спорта, не могут противоречить базовому Федеральному закону. По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта также принимаются муниципальные правовые акты.

Правовой статус спортсмена

Клубам в соответствии с рассматриваемым Постановлением могли передаваться в аренду или безвозмездное пользование государственными предприятиями, организациями и учреждениями, профсоюзными, кооперативными и другими организациями здания, помещения, спортивно-зрелищные предприятия, оборудование и другое имущество, относящееся к основным фондам. Указанное Постановление дополнило Общесоюзный классификатор профессий должностью спортсмена-инструктора. Тем самым правовой статус спортсмена приравнивался к статусу других работников сферы физической культуры и спорта. Вот таким образом и обстояли дела со спортивным правом в СССР.

Спортивное право в РФ

труд спортсмен право россия

Следующим шагом в развитии спортивного права явилось Постановление Совета министров СССР от 8 января 1991 г. N 14 "О дополнительных мерах по экономической деятельности в области спорта". Данным нормативным актом установлено, что с 1 января 1991 г. трудовые отношения спортсменов, тренеров и других специалистов сборных команд СССР регулируются особой формой трудового договора - контрактом, заключаемым между указанными категориями граждан и Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту или органом, которому указанным комитетом делегированы права на заключение контракта.

Спортивным правом устанавливались и особые основания прекращения трудового договора со спортсменом. В частности, контракт мог быть расторгнут в случае дисквалификации спортсмена, получения положительного теста допинг-контроля, недостижения спортсменом спортивных результатов, оговоренных контрактом, снижения спортивного мастерства, заключения иных контрактов в период действия контракта о спортивной деятельности, разглашения сведений, составляющих конфиденциальную информацию, и пр. Заключавшиеся договоры не учитывали российского законодательства, их отраслевая принадлежность не могла быть четко определена исходя из их содержания, неясна была и сущность возникающих отношений. Такое положение затрудняло правовую регламентацию правового статуса спортсменов, что, безусловно, не могло не привести к пестроте в регулировании складывающихся отношений.

Можно отметить, что для правового регулирования отношений с участием профессиональных спортсменов использовались нормы как гражданского, так и трудового законодательства. Так, система вознаграждения за труд - профессиональную спортивную деятельность - определялась нормами трудового законодательства и чаще всего именовалась заработной платой. Система установления ответственности - штрафы, обязанность неразглашения конфиденциальной информации и др. - регламентировались нормами гражданского законодательства. В Основах впервые была установлена ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной форме. Причиненный вред должен был возмещаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого спортсменом или судьей по виду спорта с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, членом которой он является. Условия договора (контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации. Основы установили в спортивном праве также и то, что на граждан, занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме, распространяется законодательство Российской Федерации о социальной защите. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в результате занятий физической культурой и спортом, гарантируются за счет страхования от несчастного случая, осуществляемого организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием, учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых отношениях.

Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или судьи по виду спорта определяются спортивным правом законодательством Российской Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Государственные органы управления физической культурой и спортом, организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, предприятия, учреждения и организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом, выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет, были обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой инвалидность, в порядке, установленном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Иными словами, в период действия Основ законодательства о физической культуре и спорте спортсмен имел возможность заключить как трудовой договор в соответствии с нормами действующего законодательства о труде, так и гражданско-правовой договор, регламентирующий его положение как лица, занимающегося коммерческо-спортивной деятельностью в соответствии со статьей 23 Основ. Реально же заключался некий симбиоз, комбинировались нормы разных отраслей права, и делалось это в интересах физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Спортивного права как такового на деле практически не существовалою

Следующим шагом на пути развития спортивного права и формирования правового положения спортсменов и основ профессионального спорта явилось принятие Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этом Законе определен статус основных участников спортивной деятельности - спортсменов, спортсменов-профессионалов, физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Впервые на законодательном уровне было дано понятие "спортсмен-профессионал". В соответствии с Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" он определяется как спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. В соответствии с Законом о физической культуре и спорте статус спортсмена-профессионала зависит от наличия двух основных признаков:

  • 1) занятия спортом должны являться для такого спортсмена основным видом деятельности;
  • 2) спортсмен-профессионал должен иметь контракт, в соответствии с которым он получает заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Поскольку спортсмен-профессионал систематически занимается профессиональной деятельностью определенного вида (занимается спортом) и получает за это в соответствии с контрактом заработную плату, можно сделать вывод о трудоправовой природе заключаемого договора. Соответственно, деятельность спортсмена-профессионала подпадает под действие законодательства о труде и Трудового кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается и положениями статьи 25 Закона о физической культуре и спорте, предусматривающими, что контракт о спортивной деятельности заключается на основе норм трудового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон "О физической культуре и спорте" не содержит каких-либо особенностей правового регулирования труда спортсменов-профессионалов.

Важным моментом в развитии спортивного права стало 30 марта 2008 года, когда вступил в силу новый закон "О физической культуре и спорте". Новый закон включил в себя систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, обеспечение безопасности жизни и здоровья спортсменов и зрителей.

В законе впервые четко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области физической культуры и спорта.

Определен статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдолимпийского комитетов России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Также выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях, отметил глава думского комитета.

Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях.

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте».

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые » отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Таким образом, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, например жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.


Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

Использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

Обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

Использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

Учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

Обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

Восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;

Обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

Учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий «спорт » и «физическая культура » как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом », однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право ».

Спортивное право

С. В. Шарапова

Шпаргалка

Информация о книге

УДК 796-051:34(075.8)

Шарапова С. В.

Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

УДК 796-051:34(075.8)

© Шарапова С. В., 2015

© ООО «РГ-Пресс», 2015

1. Проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р) развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.

В середине первого десятилетия XXI в. в сфере физической культуры и спорта России возник комплекс проблем. Первой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.

Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений. За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград – одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты – это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Четвертая проблема – значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

2. Физическая культура и спорт как сфера правового регулирования

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 30, разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 02.01.2014 № 2-р. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013–2020 гг.) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Она нацелена на определение направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта. Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.

Спорт стал не только заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.

3. Понятие спортивного права

Спортивное право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере физической культуры и спорта.

Предметом спортивного права являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами спортивного права своих прав и обязанностей в сфере физической культуры и спорта.

Объектом спортивного права является физическая культура и спорт.

Субъектами спортивного права являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Принципами спортивного права являются:

Обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

Единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

Сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;

Установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;

Запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;

Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

Соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

Содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;

Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;

Непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;

Содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

4. Источники спортивного права

Источники спортивного права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы спортивного права.

К источникам спортивного права относятся:

Конституция РФ;

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Международные договоры, межгосударственные соглашения.

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ в ряде своих статей закрепляет основополагающие положения и принципы спортивного права. Конституция РФ в ч. 2 ст. 41 устанавливает, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Законодательство о физической культуре и спорте и состоит из Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Источниками спортивного права являются указы Президента РФ, например, указ Президента РФ от 28.07.2012 № 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)»; а также постановления Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 «О федеральной целевой программе “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы”».

По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты.

5. Международное законодательство в области спортивного права

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Международная хартия физического воспитания и спорта принята в Париже 21.11.1978 на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Хартия устанавливает, что занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека. Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они являются. Он должен быть свободен от коммерческого влияния, основанного на стремлении к наживе. Физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в общей системе образования.

Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте заключена в Париже 19.10.2005. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 27.12.2006 № 240-ФЗ). Цель Конвенции в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения. Конвенция закрепила следующие обязанность для государств-участников: принимать на национальном и международном уровнях надлежащие меры, соответствующие принципам Всемирного антидопингового кодекса; поощрять все формы международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты спортсменов, соблюдение этических принципов в спорте и совместное использование результатов исследований; содействовать международному сотрудничеству между государствами-участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничеству со Всемирным антидопинговым агентством.

Также важное место в международном законодательстве в области спорта занимают такие документы, как Европейская спортивная хартия, Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности, во время футбольных матчей; Декларация об основных принципах оказания помощи в спортивной медицине.

6. Субъекты в области физической культуры и спорта

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

Физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

Спортивные федерации;

Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

Оборонные спортивно-технические организации;

Научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;

Олимпийский комитет России;

Паралимпийский комитет России;

Сурдлимпийский комитет России;

Специальная олимпиада России;

Российский студенческий спортивный союз;

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

Профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

Граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.