Что такое милосердие как оно проявляется. Что такое милосердие

Добавить в избранное

Милосердие — это положительное качество характера личности, способность делиться чем-то, с другими живыми существами, оказывать им помощь, не требуя благодарности, не ожидая ничего взамен.

Понятие и проявление Милосердия

Посмотрите на фото, запомните! Это и есть истинное проявление Милосердия. Когда просящий помогает бездомной кошке. Основа Милосердия — это жертва. Если мы жертвуем тем, что для нас Важно и дорого . Простое пожертвование денег — это не милосердие! Только это значит, совершаем истинный акт Милосердия. Милосердие — это когда человек нуждающийся сам, делится с другим от чистого сердца , не ожидая . Пожертвовать тем, к чему прикипел душой, в этом истинное милосердие. Милосердие — это одно из проявлений .

Милосердие может проявляется не только в материальной сфере, это могут быть благочестивые поступки, сопереживание. Моральная поддержка, участливое отношение к людям, любовное отношение к другому человеку – тоже являются проявлениями Милосердия.

В тоже время в Милосердии отсутствует боль, его могут совершать не только Благостные люди, но и люди в Страсти, в Невежестве.
К примеру когда исходя из Милосердия, Вы дадите дозу наркотика, наркоману — Как назвать поступок? Милосердно Вы поступили? Правильный ответ — это Милосердие в ! Это неправильно!

Милосердие это часть большого чувства Любви человека. — это более широкое понятие. Милосердие – это наивысшее проявление любви к ближнему.

Скромность в Милосердии

Скромность для Милосердия к лицу. Милосердие нужно творить незаметно, безымянно, без ожидания похвалы, чтобы тот, кому оказывается , не мог поблагодарить.

Истинное Милосердие и Милостыня

Истинное Милосердное отношение к людям предполагает соблюдение правила — проявляя Милосердие дай человеку Возможность. Это предполагает дать нуждающемуся возможность вернуться в общество.
Нищий проходит уроки равновесных сил Вселенной. Что Вы делаете когда даете милостыню? Вы тем самым потворствуете Злу!!!
Помощь нищему не обеспечит полноценного и ответственного его возвращения в общество. Человек проходит урок. Вы, подавая ему милостыню, заявляете миру, что он не справедливо устроен.

Сегодня удовлетворив потребность такого человека, не сможете обеспечить рост человека. Что будет с этим человеком завтра? Может, мы причинили ему Зло своими подаяниями? Истинное Милосердие это обеспечить рост человека, а не потворствовать Значимым поступком Милосердия для нас может быть и время которое оказываете на .
В современном обществе потребления, ожесточение достигло большого уровня, человек может умереть от сердечного приступа в многолюдном месте и все пройдут мимо. Наши сердца слишком часто захлопываются перед мольбами бедняков.

Милосердие – это и есть отклик на все, что происходит вокруг тебя. Не надо ехать далеко, помоги ближнему.

Ложное Милосердие

Проще всего отдать что-то ненужное, незначимое для нас или откупиться деньгами. Ложное Милосердие это отдать ненужное. Если у нас в избытке хлеба, и мы бросили кусок собаке, это вовсе не означает Милосердие. Милосердие – это когда ты голодный, как собака, но все равно делишься с ней последним куском хлеба! Это очень важный момент!

Богатому человеку, проще всего, откупиться, перечислить деньги церкви, благотворительному фонду или детскому дому. Это не Милосердие! Это можно приветствовать, как благое дело и называется благотворительность.

Милосердие находится в сердце

Милосердие – это отношение, сердечный отклик на то, что происходит здесь и сейчас. Это Благочестивый поступок без требования благодарности, большой или маленький, просто так, ничего не требуя взамен даже благодарного взгляда. Это большое сердце и доброта истинно сильного человека с сильным внутренним Я. Не требуйте благодарность, благодарность своего рода плата, кормить и восхвалять свою совесть.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

В нынешнем обществе мы все больше можем наблюдать жестокость, несправедливость и зло. Многие перестают помнить о таких важных вещах, как милосердие и доброта. Необходимо остановиться хотя бы на секунду и вспомнить, что мы прежде всего люди, и нужно относиться друг к другу по-человечески. Важно понять и осознать, что же такое милосердие, сострадание и справедливость. А также узнать, для чего эти качества нужны человеку.

Определение милосердия

Не так просто ответить на вопрос: «Милосердие - это что?» Ответ приходит не сразу. А все потому, что люди думают о разнообразных проблемах и путях их решения, а вот о главном забывают.

Милосердие - это проявление любви к ближнему. Так пишут во многих книгах. Но ближние - это не только родственники и друзья, это абсолютно все люди, которые вас окружают. Необязательно проявлять «любовные» чувства, достаточно элементарного уважения к окружающим. И тогда мир для вас преобразится. И вы поймете, что бабушка-соседка не такая уж и противная, и с продавцами на рынке можно нормально разговаривать. Несите добро в мир. Еще можно сказать, что милосердие - это своего рода доброжелательность, желание помочь, ничего не требуя взамен. Эти качества присущи каждому человеку, просто нужно найти их в себе.

Некоторые люди уверены, что это совсем неуместные характеристики, и сегодня они никому не нужны. Но стоит попробовать быть чуточку добрее, уважать людей и помогать им, если они в этом нуждаются. И тогда вы заметите, что окружающие отвечают вам тем же, мир вокруг вас преобразится. Милосердие - это путь к вершинам.

Для чего нужно милосердие

Чтобы разобраться, для чего необходимо милосердие, стоит разобраться, что входит в это понятие. Такое качество можно назвать высшим проявлением человечности. Вы же не задумываетесь, для чего нам нужна любовь, дружба. Все и так понятно. А вот о необходимости милосердия стоит задуматься очень серьезно. Но требуется оно для того, чтобы оставаться человеком.

Полезно вспомнить то, что все-таки присутствовало милосердие на войне, - это неоспоримый факт. Конечно, это не однозначное утверждение, бывали самые разные случаи. Но никто не станет отрицать, что солдаты не убивали женщин и детей, даже иногда освобождали их, не нападали со спины, давали шанс своему противнику на медицинскую помощь и отдых. Так почему же милосердие на войне было, а в современном обществе его почти нет? Стоит задуматься и обратить внимание, сколько неприятных событий творится в мире. Менять ситуацию нужно прямо сейчас, и начать лучше с себя.

Что общего у сострадания и милосердия?

Нередко люди задаются вопросом: «Милосердие и сострадание - это одно и то же?» В какой-то степени эти человеческие характеристики схожи, но различия все-таки есть. Милосердие, как общее чувство, включает в себя сострадание, хотя это немного другое понятие. Так как же связано милосердие и сострадание? На самом деле, они не могут существовать друг без друга.

Что такое сострадание

Для начала стоит понять, что сострадание - это не жалость, которая представляет собой минутное чувство. Может быть жалко брошенного щенка или котенка, раненую птичку. Сострадать же означает проживать вместе с человеком его горе, разделять его с ним. Например, человек, который ухаживает за своим близким родственником, вместе с ним переживает улучшения состояния и новые приступы болезни. Его плохое состояние в прямом смысле отражается на самочувствии того, кто сострадает. Это чувство не требует никакой платы, благодарности, оно безвозмездное. Это своеобразный свет, который исходит изнутри человека и согревает того, кого поглотило горе. Чувство сострадания должно быть абсолютно бескорыстным. И только тогда оно станет истинным и искренним.

Для чего нужно сострадание

Сострадание необходимо нам в той же степени, что и милосердие. Разве вы не хотите жить в мире, полном улыбок, счастья, хорошего настроения? Человек, пораженный горем, неспособен улыбаться. Верните ему веру в жизнь - разделите с ним его горе. Те силы, которые уйдут на оказание помощи, борьбу за счастье другого человека, вернутся к вам в двойном размере. Делая добро, человек чувствует прилив бодрости и теплоту. Начать преображение серого, унылого, бесчувственного мира можно прямо сегодня, не откладывая.

Что такое справедливость

Есть еще одно качество, которое необходимо человеку и миру, в котором мы живем, - это справедливость. Во многих учебниках и статьях можно прочитать о том, что справедливость и милосердие - это абсолютно противоположные понятия. И вы можете согласиться с этим. Ведь как можно быть справедливым, но милосердным? Оказывается, можно.

Справедливость и милосердие прекрасно дополняют друг друга, но не все люди это помнят. Тем, кто считают такое сочетание качеств невозможным, будет полезно ознакомиться с примерами, доказывающими обратное. Продавцы отпускали товар людям, у которых не хватало денег, взамен на оказание небольших услуг: помыть пол или расставить продукты. Таких ситуаций может быть огромное множество, но вывод один - справедливость и милосердие могут сосуществовать вместе.

Для чего нужна справедливость

Справедливость необходима для того, чтобы избежать хаоса в мире. Каждый человек должен получать то, чего он добился и что заслужил. Люди, которые живут по справедливости, знают, что нужно бороться и идти к поставленной цели в жизни, а не ждать счастливого поворота судьбы, пока желаемое само придет к нему. Справедливо следует относиться ко всем окружающим. Тогда и мир ответит тем же - таковы естественные законы жизни. Справедливость предполагает честность: не следует обманывать и лгать людям. Стоит помнить, что, прежде всего, в эти моменты вы лжете самому себе. Будьте честными в первую очередь с собой, а потом и с окружающими.

Справедливость к себе

Это качество подразумевает адекватное восприятие действительности. Человек должен понимать, что он получит столько, сколько вложит. Не нужно ждать манны небесной или надеяться на помощь других людей. Только прилагая усилия, человек сможет взойти на вершину и добиться успеха.

Люди, которые несправедливы по отношению к себе, вряд ли смогут хорошо и правильно относиться к окружающим. Поэтому все изменения нужно начинать с себя.

Милосердие - это прощающая любовь абсолютного Господа, сущности всех ценностей, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили. Оно ярче всего проявляется в отношении к грешному человеку. Ни одна притча не дает такого отчетливого представления о милосердии, как притча о блудном сыне. Поведение отца, который спешит навстречу своему раскаявшемуся сыну и даже жертвует ради него своим лучшим тельцом, говорит нам о собственно милосердной любви. Да и все Евангелие в целом дышит милосердием. Божье милосердие составляет основу христианского Откровения. Оно отменяет античную картину мира, в которой является противоречием Бог, снисходящий к нам в Своей любви; оно раздражает фарисеев, которые надеются только на справедливость закона. Милосердие Божье - это ключевое слово Евангелия: о милосердии нам говорит трогательная притча о самаритянине; о нем напоминает нам притча о хозяине, простившем долги своему работнику; оно потрясает нас в рассказе о крестной смерти Господа, который, умирая, молится за своих мучителей.

Но Евангелие - это не только манифестация Божьего милосердия, но и требование быть милосердным. Преображение во Христе требует, чтобы мы приобщились и к этой божественной добродетели. Иисус говорит на пиру в доме Левия: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13); милосердные люди особо угодны Богу, более того, наше милосердие является условием того, что и к нам Бог отнесется милосердно: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Первый вопрос, возникающий при рассмотрении милосердия, - это вопрос о различии милосердия и любви. Очевидно, милосердие является также и любовью, но оно не просто любовь, а особый вид любви. Своеобразие милосердной любви проявится ярче всего в том случае, если мы примем во внимание, что такая любовь всегда предполагает miseria, какую-нибудь тяжелую нужду у того, на кого она направлена. В общем случае это не свойственно любви. Не такова любовь между лицами Святой Троицы; также и любовь супругов или двух друзей не связана с милосердием.

Милосердие предполагает miseria у того, кого человек объемлет своей любовью; кроме того, оно имеет характер чувства, на которое другой человек не вправе претендовать: это жест совершенно особого снисхождения. Можно предположить, что милосердие - это то же самое, что сострадание. Однако это не так. Во-первых, сострадание всегда имеет отношение к какому-то конкретному человеческому несчастью. Мы сострадаем больному, бедному, подвергшемуся тяжелым испытаниям. А милость, милосердие всегда имеет отношение к конкретно проявляющейся miseria всего человеческого существа. Подлинным объектом милосердия является общая беспомощность и немощность падшего человека: страдание здесь понимается только как выражение общей miseria, свойственной метафизическому положению падшего человека. Милосердию открывается та бездна, в которой находится человек, и благородство его богоподобной личности особенно ярко сияет ему на этом фоне. Взгляд милосердного проникает глубже, чем взгляд сострадающего, он видит творение в свете его метафизического положения, он рассматривает ту или иную ситуацию in conspectu Dei. Это придает милосердию торжественные, героические черты, несвойственные состраданию.

Во-вторых, истинное сострадание всегда полно боли - сострадающий нам всегда страдает вместе с нами. Он входит в положение страдающего. А милосердие само по себе не является страданием, иначе бы Бог, пребывающий в Своем безграничном блаженстве, в котором нет и тени страдания, не мог быть милосердным. Милосердный не втянут в ситуацию страдающего, он особым образом господствует «над ней».

Это автоматически приводит нас к третьему признаку, отличающему милосердие от сострадания. Сострадание всегда предполагает ситуацию, общую для всех людей, оно имеет место inter pares, между равными. Милосердие же всегда предполагает превосходство милосердного. Хотя он интенционально и объемлет страдание другого человека, но сам занимает позицию вне этого страдания - выше его. Поэтому в любом милосердии заключен акт снисхождения: милосердный, любя, склоняется к несчастью. В сострадании отсутствует такое снисхождение; если оно вкрадывается, это означает фальсификацию сострадания: истинное сострадание превращается в то высокомерное отношение, которое воспринимается человеком, которому сострадают, как оскорбительное. Ибо сострадание - это специфическое выражение солидарности всех людей в беде, специфическое уравнивание себя со страдающим человеком. Оно, как мы видели, всегда формально связано с каким-либо частным человеческим горем, но при этом исходит из ситуации, общей для всех людей. Напротив, милость по своей сути возможна только исходя из Бога - она является своеобразным приобщением к первоначально присущей лишь Богу способности снисходить в своей любви. Поэтому она представляет собой именно сверхъестественную добродетель, которую можно реализовать только исходя из христианского этоса; любая попытка осуществить ее на чисто естественном уровне - в смысле снисходительного сострадания - приведет к чему-то негативному, недостойному.

Далее, сострадание как собственно человеческая позиция предполагает ранимое человеческое сердце. В сострадании заключено специфическое понимание страдающего, оно подразумевает наличие у занимающего равную позицию человека особого «органа понимания». Милосердие же представляет собой гораздо более духовный ответ. Хотя в нем также заключено окончательное «понимание», но это понимание присуще только тому, кто объемлет нечто как бы сверху, кто понимает его еще лучше оттого, что стоит над ним: так и Бог ближе к нам, чем мы сами, именно потому, что бесконечно превосходит нас. Поэтому вначале мы и сказали, что милосердный господствует над ситуацией в целом, поскольку рассматривает ее в Божественной перспективе и, приобщаясь к Богу, объемлет ее сверху.

Наконец, милосердие предполагает ситуацию, в которой мы благодаря своему вмешательству можем что-то изменить. Прежде всего это можно сказать в отношении Бога; у нас, людей, это имеет место в очень ограниченных рамках. Напротив, сострадание не связано с данным условием. Если, например, человек тяжело переживает смерть близкого, то мы можем глубоко ему сострадать, а для реализации милосердия основания здесь отсутствуют. Этот момент тесно связан с тем, что милосердный всегда должен иметь «превосходство». Милосердие предполагает возможность как-то помочь, управлять ситуацией «сверху». Милосердным может быть только тот, кто имеет возможность простить долги, кто в состоянии, как здоровый, помочь больному, кто в силу своего священнического сана способен лечить душевные раны, кто может отказаться от каких-то прав и справедливых требований в угоду другому человеку. Тем самым милосердие четко отличается от сострадания.

Милосердие представляет собой специфическую антитезу строгой справедливости. Противоположностью справедливости является не просто любовь, как часто думают, а милосердная любовь. Последняя никогда не задается вопросом, что именно заслужил человек. Преизбыток любви выходит за эти рамки. Мы хорошо знаем, какова была бы наша судьба, если бы Бог поступал только по справедливости: «Если ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит?» (Пс. 129, 3). И тем не менее этот «выход за пределы справедливости» не имеет ничего общего с несправедливостью. Милосердие является антитезой справедливости не в том смысле, что пропадает ценность последней. Оно содержит в себе ценность справедливости per eminentiam, на более высоком уровне. Все то, что составляет ценность справедливости, в еще большей мере содержится и в милосердии. Бог не прекращает быть справедливейшим, будучи при этом милосерднейшим: «Царь грозного величия, бескорыстно спасающий тех, кого хочешь спасти, спаси меня, источник милосердной любви!» (Dies irae). То, что так обстоит дело в Боге, в абсолютно простом Боге, который объемлет собой все богатство бытия и в котором имеет место coincidentia oppositorum (совпадение противоположностей), увидеть нетрудно. Однако как соотносится со справедливостью наше милосердие? Как выглядят ситуации, в которых мы сами обязаны проявлять милосердие?

Милосердие проявляется двояко. Во-первых, оно обращено к тем людям, к которым у нас есть претензии: это может быть связано с денежными или какими-нибудь другими долгами, или с тем, что они несправедливо с нами поступили.

Кроме того, оно может быть направлено на людей, которые находятся в беде и перед которыми мы при этом не имеем никаких особых обязательств, вытекающих, например, из нашего служебного положения или из «логоса» определенных отношений. Скажем, милосердие может быть обращено на чужого человека, который тяжело заболел, или терпит большую нужду, или всеми гоним, презираем.

Сначала мы рассмотрим первый вид милосердия. В этом случае милосердие предполагает отказ от какого-либо собственного права. Человек выходит за рамки справедливости, если речь идет о его собственной персоне. Но если мы, например, выступаем в качестве посредника в деле других людей, то не можем выходить за рамки справедливости. Мы не можем просто простить находящему в нужде то, что он задолжал тому, кто в нужде не находится. Мы можем принять во внимание особые обстоятельства, мы можем убеждать заимодавца быть милосердным, но это не та ситуация, когда мы можем просто сменить гнев на милость. Если же, напротив, заимодавцем являемся мы сами, то милосердие может иметь место. Но даже и тогда это не означает, что прощение долгов является милосердием или что такое прощение всегда правильно. Во-первых, речь должна идти о долгах бедного; мы должны иметь преимущество не только в правовом смысле, но и во всем остальном. Очевидно, прощение долгов богатому человеку не имеет ничего общего с милосердием. Здесь miseria (бедственность) должна заключаться не только в слабости позиции, которую по отношению ко мне занимает человек в результате того, что задолжал мне, - она должна быть присущей всему его положению. Во-вторых, другому не должно пойти во вред мое великодушие. Случается, что люди спекулируют на великодушии. Тогда наша услуга только укрепит их неблаговидные умонастроения. Наша твердость в этом случае может послужить им благотворным уроком. А прощение долгов было бы неуместным мягкосердечием и слабоволием. Необходимо четко отличать милосердие от многих установок, которые, не имея с ним никакой внутренней связи, тем не менее смешиваются с ним поверхностным наблюдателем.

Есть люди, которые слишком слабы, чтобы защищать свои права. Они боятся споров, любой формы противостояния, они не чувствуют себя настолько сильными, чтобы вступать в конфликт. Будь то в результате страха, беспомощности, инертности - в любом случае отказ от своих прав является у таких людей следствием не любви, а слабости. Они боятся защитить свои права не из сострадания к другому человеку, а из желания избежать неприятностей, которые могут потребовать энергичных действий. Такие люди скорее откажутся от многого, возьмут на себя большие материальные и моральные издержки, чем вступят в борьбу. Пугаясь любого конфликта, они сразу же считают свою позицию более слабой, если вынуждены чего-то требовать. Отличие от милосердия очевидно.

Но никак не милосердны также и люди, которые ни в чем не отказывают из так называемого «мягкосердечия», не любят причинять неприятности другим. Они не стоят над ситуацией, они не исходят из настоящей любви, стремящейся прежде всего к спасению ближнего, а уступают из жалости; они неспособны оценить общую ситуацию, проявляют жалость только в данный момент и не думают о человеке в целом. Это неупорядоченная жалость, проистекающая не из конфронтации с Богом и Его святой волей; в противоположность специфически исходящему из Бога и Его любви милосердию, она подчиняет нас сиюминутному и делает жертвой чистой случайности. Это жалость медсестры, тайно подсовывающей шприц морфинисту, которого следует отучать от наркотика.

Наконец, встречаются люди, которые стесняются настаивать на своих правах из благородства, из прирожденного великодушия. Они чувствуют неловкость, если им приходится использовать свое положение начальника, кредитора, оскорбленного. Они пренебрегают своей обязанностью сделать выговор человеку, что-то потребовать от него, даже если это пошло бы ему на пользу. Это тоже никакое не милосердие. Ибо последнее проистекает только из подлинной любви, для которой на первом плане стоит спасение ближнего, а не трудности, связанные с защитой собственных прав. Милосердный именно своим приобщением к Божественной любви выходит из собственной природы; узкий взгляд на ситуацию, когда мы на все смотрим лишь собственными глазами, исчезает, и естественная тенденция, какова бы она ни была, больше не играет никакой роли.

Поэтому милосердный отказывается от своих прав только тогда, когда не причиняет этим морального ущерба должнику. И отец в притче о блудном сыне устремляется навстречу сыну только тогда, когда тот, раскаявшись, возвращается к нему, следовательно, после того как несчастья, выпавшие на долю сына, заставили его образумиться и возвратиться домой. Но если бы он поддержал сына, когда тот растратил свое состояние, то сын не образумился бы, а только еще больше укрепился в своей греховной распущенности. Милосердный никогда не поступает, как жалостливый, который, так сказать, наносит «удар в спину» руководству Бога тем, что сменяет гнев на милость, не принимая во внимание состояние души ближнего.

Теперь мы обратимся ко второму основному проявлению милосердия. Оно направлено на находящегося в беде человека, по отношению к которому у нас нет никаких особых обязательств. Само собой разумеется, нас впрямую касается несчастье, случившееся с нашим супругом, ребенком или подопечным. В этом случае другой человек рассчитывает на нашу деятельную помощь, на наше участие. Там, где наша посильная помощь входит в круг наших обязанностей, не может идти речи о милосердии, по крайней мере пока мы остаемся в рамках наших обязанностей. Но если речь идет о чужой беде, которая в формальном смысле не касается меня, - если я, как самаритянин, нахожу на дороге раненого, встречаю отчаявшегося, нищего, который обращается ко мне за помощью, то тогда есть повод для актуализации милосердия - для того излияния снисходящей любви, преодоления рамок строгой справедливости, прорыва доброты, которая поднимает находящегося в беде и привлекает к себе.

Существуют различные антитезы милосердию.

Самой радикальной является жестокосердие, явно выраженное равнодушие к горю ближнего, позиция человека, ожесточенного в своей алчности и гордыне. Жестокосердного ничто не трогает, он не знает жалости, не говоря уже о милосердии. Он холоден, черств; он враждебно встречает каждого, кто взывает к его милосердию.

Другой антитезой является тип человека, который настолько погряз в своей алчности, что совершенно равнодушен к чужому горю. Он скорее бесчувствен, чем холоден и черств. Полное отсутствие чуткости, способности к ценностному ответу, полная подчиненность собственным интересам делают его непроницаемым для чужой беды. Это евангельский богач, оставляющий бедного Лазаря в нужде, а сам живущий в изобилии.

Наконец, существует тип человека, наслаждающегося своим превосходством, которое ему обеспечивают долги окружающих. Его меньше волнует содержание собственных требований, ему нетрудно отказаться от материальной выгоды, но он желает держать в зависимости других людей. Поэтому он будет настаивать не столько на выполнении своих требований, сколько на сохранении их в силе; более того, он будет стремиться к тому, чтобы поставить в зависимость от себя как можно большее число людей. Ибо ему приятно видеть их в своей власти, он наслаждается тем, что они просят его, ему доставляет удовольствие оставлять их под дамокловым мечом. Также и здесь проявляется особый вид противоположности милосердию, которое не только прощает долги находящемуся в бедственном положении, чтобы не усугублять его положение, но и стремится снять с него гнет вины. Невеликодушный человек, никогда не прощающий несправедливости, никогда «не списывающий» чужой вины таким образом, чтобы другой человек не чувствовал своего подчиненного положения, наоборот, наслаждается своим более высоким положением и постоянно пользуется собственным превосходством над подчиненным. Он постоянно дает ему понять, что выше его. Даже когда речь идет о моральном, интеллектуальном, хозяйственном или социальном превосходстве, он постоянно дает почувствовать свое преимущество и наслаждается, когда окружающие страдают от сознания собственной неполноценности. Такая позиция является специфической противоположностью великодушию, но вместе с тем a fortiori (тем более) - и милосердию.

Быть милосердным - это значит быть и великодушным и никогда не злоупотреблять своим преимуществом, даже ради объективной ценности. Несмотря на все наше превосходство, будь то в нравственном, интеллектуальном, физическом или денежном отношении, мы должны не только не пользоваться своим превосходством, но и всячески избегать того, чтобы человек почувствовал свою неполноценность; мы должны настолько привлечь его своей любовью, чтобы у него пропала всякая скованность и сознание собственной ущербности. Это не означает, что мы должны забыть об обязанностях, вытекающих из нашего превосходства; мы не имеем права нивелировать иерархию, созданную не нами, а Богом. В противном случае мы упустим предоставленную нам в этой ситуации Богом возможность помочь другому человеку. Но мы должны дать ему почувствовать его слабые стороны только тогда, когда этого требует забота о его душе.

Наконец, специфическую противоположность милосердию представляет собой позиция того, кто признает все нравственные обязанности лишь настолько, насколько они могут быть юридически сформулированы. Он, возможно, будет с величайшим усердием заботиться о человеке, который формально доверен ему, а человек, не являющийся его подопечным, не существует для него. Это тип корректного человека, который хочет быть безупречным перед своей совестью, который наслаждается сознанием того, что он выполняет все находящееся в рамках строгих требований законной справедливости. И этого ему хватает вполне. Вот до этой черты, и ни шагу дальше. У него нет никакого действительного интереса к реализации чего-либо ценного, никакой настоящей любви к ближнему, а только высокомерная по существу заинтересованность в том, чтобы исполнить свой долг, быть справедливым перед самим собой. Встретив нуждающегося человека, он может сказать себе, что это его не касается, что он не принимал на себя никаких обязательств в отношении его. Он может спокойно смотреть, как рядом с ним гибнет человек, и не вмешиваться, поскольку этот человек не был отдан на его попечение. Он никогда не простит долга: ведь он вправе потребовать его вернуть, так кто же вынудит его отказаться от своего права?

Наряду с этим типом человека-фарисея, который по существу интересуется только своей безупречностью, а не ценностью как таковой или благом другого человека, встречаются и люди, которые, хотя и без самодовольства, но настолько влюблены в юридические категории, что не имеют понятия о том, что такое выйти за пределы юридически запрещенного. Это тип трезвого человека-бюрократа, который с величайшим тщанием выполняет все то, что является юридически обязательным, но никогда не выходит за эти рамки. Он заранее задает себе вопрос: относится ли это к его формальным обязанностям? - и он никогда не пренебрегает законом ради находящегося в бедственном положении, поскольку не чувствует себя юридически ему обязанным. Такая позиция выражается в поговорке: summum ius, summa iniuria - высочайшая законность влечет за собой величайшую несправедливость.

Милосердный не преувеличивает различия между тем, что является строго обязательным, и тем, что таковым не является. Это не означает, что он не относится серьезно к понятию обязательного, - однако оно ни в коем случае не препятствует его любви.

Милосердие свойственно только тому, кто все рассматривает in conspectu Dei, в масштабе сверхъестественного. Кроме того, оно предполагает внутреннюю мягкость, отсутствие в сердце ожесточения. Любой рубец, травма, оставленная переживанием, которое мы не привели в порядок перед Богом, затрудняет излияние милосердия. Да и все формы внутренней несвободы - страх, отвращение, обидчивость, предубеждения - мешают милосердию. Ибо любая несвобода сковывает нас и не позволяет «встать над ситуацией», что является условием милосердия. Приобщиться к этой специфически божественной добродетели может лишь тот, кто достиг сверхъестественной независимости, проистекающей из истинной свободы, характерной для человека, ищущего только Царства Божьего и его правды и во всем надеющегося не на собственные силы, а на Бога. А эта святая независимость с необходимостью предполагает смирение. Только смиренный по-настоящему мягок и свободен от всякого ожесточения. Здесь мы с особой отчетливостью видим то общее значение, которое имеет смирение в качестве условия приобщения к божественной жизни. Эта самая высокая тварная добродетель является необходимым основанием нашего приобщения к специфически божественной добродетели. Мы должны отказаться от себя, прежде чем нас наполнит Христово милосердие. Мы можем повторить вслед за св. Иоанном Крестителем: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30).

Милосердие - это специфически сверхъестественная добродетель, которая может расцвести только в человеке, живущем Христом. Поэтому она, как никакая другая добродетель, с непреложностью свидетельствует о жизни во Христе. Отсюда вопрос о том, милосердны ли мы, должен играть решающую роль при исследовании собственной совести. Как часто мы упускаем возможность проявить милосердие, как часто мы проходим, словно фарисеи, мимо страждущих, не помогая им, поглощенные своими делами, ограниченные в своей несвободе! А мы должны были бы чаще всего вспоминать именно об этой добродетели, благодаря которой мы ежеминутно существуем. Мы живем милосердием Божьим, им преисполнена вся наша жизнь, оно есть та первичная истина, на которой покоится все существо христианина: «Славьте Господа... ибо вовек милость Его» (Пс. 135, 1).

Попова Наталия
«Поговорим о милосердии» - занятие для подростков

"Поговорим о милосердии "

Цели : Воспитание в детях человечности, милосердия , умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.

Задачи :

Способствовать усвоению понятий : «доброта» , «чуткость» , «милосердие » , «гуманность» , а также развитию нравственного самопознанию.

Усвоение детьми одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди.

Помочь детям раскрыть содержание понятия «милосердие » .

Способствовать развитию нравственных качеств.

Возраст детей : 10- 18 лет.

Оборудование : DVD- проигрыватель, фотографии, краски, фломастеры, карандаши, листы А 3, воздушные шары в форме сердца, компьютер с подключением к сети Интернет.

Ход занятия:

Звучит классическая музыка.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие , которое называется «Поговорим о милосердии » . И начать его хотелось бы со слов : «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» . Зигфрид Ленц

Что же такое милосердие ? Я хочу вам рассказать историю (притчу, она произошла очень давно.

Притча о милосердном самарянине

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали, спросил Иисуса Христа : "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям , оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.

Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал : "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".

После этого Иисус Христос спросил законника : "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил : "оказавший ему милость , (то есть самарянин) ".

Тогда Иисус Христос сказал ему : "иди, и ты поступай так же".

ПРИМЕЧАНИЕ : См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.

–Вы услышали (посмотрели) притчу. О чем она? милосердии , доброте) .

– Как поступил самаритянен? (Помог человеку, который в этом нуждался)

– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Мы с вами уже дали определение милосердию . Для точного определения обратимся к словарю.

Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ .

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В толковом словаре В. И. Даля дано следующее толкование милосердия : «Милосердие – сердоболие , сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость , мягкосердость».

Милосердный – проявляющий милосердие .

Миловать – щадить , прощать кому-нибудь вину.

Дети : Милосердие…

Милое сердце , значит доброе.

– Доброта, сострадание.

– Всевозможная помощь.

– Добрые поступки.

– Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.

Воспитатель : Синонимы к слову «милосердие » , т. е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность, сочувствие, соучастие. Милосердие – это сострадание . Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.

Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ ?

Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце » ?

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой –

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой – лишь на краску дверную.

И тот, что у двери, узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка :

– Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка…

И так каждый день : то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья .

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку .

Когда ж он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал –

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

– Ах, если б он видел, – сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.

– Да он вас утешить старался.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

(Детям демонстрируются фотографии людей, нуждающихся в помощи и сострадании.)

Ребята, рассмотрите фотографии. Расскажите, какую помощь можно оказать этим людям?

Какие у вас возникли чувства?

– Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия ?

– Как еще может проявляться милосердие с нашей стороны ?

– Всегда ли нужно проявлять милосердие ?

Воспитатель : Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие . Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе : чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить , помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой» . Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Вот история, рассказанная давным-давно старенькой бабушкой

Когда мне было восемь лет, мы жили в Смоленской губернии. В ту пору на Русскую землю напало французское войско. Наступила нужда. Москва горела, и людей было побито видимо-невидимо.

Нас, несмышленых ребят, все французом пугали. И представлялся он мне, хрупкой девочке, страшным, черным, а изо рта огонь пышет. Я тогда совсем глупая была, ничего не знала, поэтому и боялась. Но вот разбила наша армия французскую. И погнали пленных домой, как раз мимо нашей деревни. Любопытно было посмотреть на француза.

Побежала я на двор, да в подворотню гляжу и дрожу. Ведь погода была холодной . Смотрю, идет много пленных – тела в лоскутья какие-то завернуты, у одних башмаки есть, а другие и совсем босые. И все они худые, белые-белые – в лице ни кровинки нет. Идут, шатаясь, и все стонут : «Глиба, глиба» – так они хлеба просят.

И так мне их жалко стало, что и сказать как не знаю. Вскочила я в избу, схватила последнюю ковригу хлеба, и на улицу. Страх пропал. Я подбежала к переднему пленному и даю ему свой хлеб. А он, как увидел меня, по-своему что-то лопотать стал. Хлеб взял и по голове погладил. Никогда не забуду, как он жалостно глядел и плакал.

Когда их угнали, я возвратилась домой. Думала, что отец бранить меня за хлеб станет. Но нет, он ничего не сказал.

Только теперь я поняла свой поступок. Ведь всякому человеку нужда не сладка. Француз ли он или татарин, все равно, ко всякому надо жаление (т. е. сострадание) иметь (Из «Сборника» Тихомирова).

Христос говорил : «Всякому просящему у тебя – дай» .

Одно из дел милосердия – милостыня . Святой Дорофей о милостыне : «Когда ты подал милостыню , ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Послушаем, что об этом говорит Батюшка. Он раскроет нам понятие милосердия . http://www.youtube.com/watch?v=uSbK-wYNAt4

Что вы поняли из беседы Батюшки? (Ответы детей)

Воспитатель : Какую профессию ты считаешь милосердной , почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?

Подвиг медсестры

А эта история произошла во времена русско-турецкой войны. Как-то медсестра подошла к врачу санитарного отряда и сказала :

– Я нашла себе здесь замену, а сама пойду в окопы.

– Бог с вами! – удивился доктор. – Разве здесь мало дела? А там опасно. Я бы вам не советовал так рисковать собою! Турки настолько ожесточены своей неудачей, что не пощадят никого!

– Здесь людей и без меня хватает, а там нет никого, кто окажет помощь раненым, – ответила сестра милосердия .

– Что ж, я вас и не держу. Воля ваша.

В окопах солдаты, несмотря на усталость, обрадовались медсестре, как дети.

– Сестричка с нами! Смотрите, ребята, смотрите – вот гостья-то дорогая!

– Что же ты тут делать будешь под пулями, сестрица? – спросили у нее.

– Как это – что делать? – И мелькнуло из окопа белое платье с большим красным крестом, только её солдаты и видели.

Турки, привлеченные этим ярким одеянием, высунулись из своих окопов и стали наблюдать удивительную картину. Там, на страшной полосе между их и русскими позициями, среди павших при атаке солдат, бродила, согнувшись, белая женщина. Остановилась над одним из лежащих, она сняла с себя сумочку и, вынув оттуда какой-то сверток, опустилась на колени.

– Это русский доктор, и она перевязывает нашего раненого! – пронеслось среди турок.

И тогда они подняли вверх ружья и, махая нашим воинам, все разом, словно сговорившись, стали приветствовать её криком :

– Браво, браво, ханум (женщина! Честь и слава тебе, о святая женщина!

За свой подвиг медсестра была представлена к Георгиевскому кресту. Но самую высшую награду она получила там, на полосе смерти, когда за милосердие её приветствовали враги.

Обратите внимание на фотографию Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Это сестра императрицы. Но, несмотря на своё высокое положение в обществе, она не гнушалась грязной работы, ухаживала за ранеными в госпитале. Убирала за ними, кормила с ложечки, поила. Она является ярким примером проявления милосердия и сострадания к людям.

Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» А. Логвинова (читает заранее подготовленныйребенок)

Разве не сестра императрицы?

Как же это – без обиняков

Деньги все – на нищих и больницы,

Силы – на больных и стариков?

Были ведь богаты в самом деле.

Что же не в шелках, не в соболях?.

Руки от работы огрубели,

Ночи напролет в госпиталях.

Где же ваши слуги и кареты?

Отчего не в злате-серебре?

Но не все бездомные согреты,

И толпа голодных на дворе…

Как можно оценить поступок Великой Княгини?

Динамическая пауза :

– На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных.

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры» ? (Так говорят,

когда просят о чем-то). В наше время – редко обращаются к людям с такими словами.

Я предлагаю вам проверить, насколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ» !

– Будьте добры встаньте.

– Повернитесь налево.

– Будьте добры повернитесь направо

– Будьте добры улыбнитесь.

– Будьте добры присаживайтесь.

– Спасибо, ребята вы очень внимательны.

Ребенок читает стихотворение :

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь.

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Творческая работа украшаем Земной шар

Воспитатель : Ребята, предлагаю поработать в группах и украсить Земной шар. Нарисовать на листах А-3 Земной шар таким, каким он будет, если милосердных людей станет больше . (Ребята работают в группах по желанию. Раскрашивают рисунок с применением различных изоматериалов).

Воспитатель помогает детям. После выполнения заданий вывешивают картинки на доску и один из группы рассказывает о ней.

Ребята, посмотрите как красив наш мир, мир где есть добрые, милосердные люди , готовые прийти на помощь в любую минуту.

Нужно ли быть милосердным ?

Воспитатель достает заранее приготовленные надувные шары в форме сердца.

Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня в руке.

Я приглашаю вас в круг и передаю вам частичку милосердия , а вы мне в ответ скажите то важное качество, которое необходимо милосердному человеку .

Воспитатель раздает шары по кругу, а ребята говорят то качество, которое они подчеркнули лично для себя из беседы. После того, как всем участникам розданы сердца ребята исполняют песню «Дорогою добра» .

Древнегреческий философ Платон утверждал : «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» .

Рефлексия :

Понравилось ли вам занятие ?

О чем оно заставило вас задуматься?

Бог — милостивый, любящий, сострадательный и прощающий. Бог – есть наивысшее Милосердие, ибо Он один обладает чистым милосердием. У Бога много качеств, титулов, имен и одно из них величайших Его определений, имен — Милосердный. Это значит то, что Бог имеет качество всепрощающей Любви. Бог является источником Милосердия, и любое милосердие, исходящее от кого-либо, — это есть и заслуга. Все то, что создал Бог и неустанно продолжает творить — есть проявление Его Милости. Солнце несет свет и тепло, Земля имеет все необходимое для жизни человека, животного, растения и других живых существ. Ангелы, Архангелы своими Небесными молитвами, гимнами к Богу помогают человеку и всем формам жизни. В этом и заключается Божье Милосердие. Бог устроил мир так, что всему существующему свойственно проявлять Милосердие (служение) для всеобщего Блага. Вселенная эволюционирует, и у одних живых существах проявлена потребность к Милосердию, а у других нет. Но наступит время, тогда когда все живые существа станут во имя и Славы Бога Милосердными.

Что такое Милосердие

Милосердие, проявленное в человеке – это дар Свыше, подобие Бога. Это — не имеющее цены духовное богатство. Милосердие – это качество Бога. Это причастность к Богу и Его Воли. Милосердие – это открытость Сердца ко всему живому. Это зов Сердца на служение Богу, миру и людям. Ничего не бывает выше, чем служение Любви. За милосердием стоит . Это она понуждает человека на Истинное Милосердие. Тот, кто проявляет Истинное Милосердие, всегда обладает качеством мужества и бескорыстия, ибо только сильные Духом, способные на духовные подвиги, служение ради самого служения, способны нести Милосердие миру и никогда не мыслить прежде о вознаграждении, чем о действии. Милосердие – это смирение и чистота сознания.

Милосердие – это духовное состояние сознания — Любви. Это высокий и красивый полет над материальной природой, плотскими привязанностями. Это полет к Вечности и, где нет времени, а только Жизнь Вечная. Это полет к Бесконечности, где нет начала и нет конца, а есть только Бог и Его Воля. Милосердие – это состояние зрелости и стойкости. Истинное Милосердие – это потребность Души совершать благие поступки по отношению к ближнему человеку и другим живым существам. Это духовная способность помогать людям во всех сферах жизни. Готовность и умение сострадать не только напутствием, но и делом. Воспринимать с открытостью Сердца чужую беду как свою собственную. Человек, который способен слышать ближнего человека, может стать, в полной мере, истинно сострадательным и милосердным. Качество Милосердия – это крепкая воля и духовная сила, способная прощать врагов. За действием Милосердия появляется истинная радость (тихая, спокойная, без эмоций) от того, что отдаешь себя Служению. Истинное Милосердие никак не связанно с чувствами и эмоциями. Источником Милосердия в человеческом существе является Сердце.

Предостережение на пути к Милосердию

В наше время не многие люди духовно готовы проявлять чистое милосердие, сострадание к ближнему человеку. Вопрос о милосердии очень тонок и имеет меру деяния. Любой перекос в одну и в другую сторону или отход от меры может быть плачевен. Неправильным словом или делом человек может навредить другому человеку, усугубить ситуацию, сделать еще больнее, может произойти конфликт. Не имея любви и без устранения причины страдания, на тонком плане у нас и страждущего человека может возникнуть утяжеление и это признак того, что это нам не под силу, и мы решаем вопрос в не правильном направлении. Нужно помнить то, что утяжеление в нашем поле приводит к невзгодам. При неправильном подходе к , возможно, часть греховного груза свалится на наши плечи, судьбу. Не имея устойчивого состояния духовности, при милосердии могут возникать эмоции и одолевать дух корысти, в этот момент мы начинаем думать, прежде всего, о вознаграждении, а наши действия переходят на второй план. Бывает и так в нашей жизни, что мы не получили благодарности от человека, и это выводит нас из равновесия. Это работа темных сил, которые мешают нам быть чистосердечными и это говорит о том, что мы еще не готовы к милосердию, и у нас нет .

Выше сказанное не означает, что если мы не духовны (не искренни), то не должны проявлять милосердие к людям. У всех нас есть и хорошие черты характера, развито несколько духовных качеств и есть сфера нашей деятельности, где мы можем проявить заботу о ближнем человеке, утешить человека Богом, помолиться о Милосердии Божьем (прощении грехов) и здравии. Всегда у нас есть возможность действовать по милосердию. Если вы умеете быть нежными, ласковыми — не держите это в своем сердце, а проявите это в делах своих. Даже достаточно просто улыбнуться человеку и пожелать ему доброго утра – это и есть милосердие и служение.

Из этого следует вывод:

  • Бог источник Милосердия;
  • Имя Его – Милосердный;
  • Милосердие – это духовное состояние сознания;
  • Милосердие знает меру;
  • Милосердие — это призвание от Бога (как и призвание быть ученым, медиком и т. д.);
  • Нужно помнить то, что Милосердие и Сострадание – это проявление высшей степени или формы Любви.