Закрытые и открытые общества. Общества закрытое и открытое

Концепция открытого общества (антипод закрытого общества ) занимает особое место в политической философии британо-австрийского философа и методолога науки Карла Поппера и является выдающейся попыткой философского обоснования, оправдания возможности демократии.

Открытое общество (термин заимствован Поппером у французского философа Анри Бергсона) можно определить как систему общественного устройства, главными элементами которого являются гражданское общество , рыночная экономика (свободный рынок) и правовое государство (иначе, власть закона), в совокупности и тесной взаимосвязанности обеспечивающие свободу во всем многообразии ее проявлений (прежде всего личную). Открытое общество принципиально основано на власти закона - здесь в мирное время государственным служащим позволено руководствоваться только закрепленными правом интересами и нормами. Оно требует критического мышления, ему чуждо догматическое сознание. В открытом обществе за индивидами закреплено право принимать личные решения; более того, они «вынуждены принимать личные решения» и конкурировать за социальные статусы. Подобное общество постоянно испытывает себя и учитывает совершенные ошибки (посредством критической делиберации, предполагающей совместную, т.е. многими гражданами, оценку решений и рациональное обоснование альтернатив) в своих последующих действиях.

Однако продуктивнее всего открытое общество можно определить через противопоставление закрытому (тоталитарному) обществу как «магическому, племенному или коллективистскому», все институты которого основаны на «священной санкции - табу»; его лучшая аналогия - биологический организм. Вероятно существование множества закрытых обществ с самой разной судьбой и путями развития, но открытое общество может двигаться только вперед, если не хочет быть возвращено в неволю (выражение Джорджа Сороса, сторонника и популяризатора идей Поппера).

Закрытое общество формируют только «сверху» ради целенаправленного переустройства «всего и вся» в соответствии с некоторым идеальным проектом. Это путь утопической социальной инженерии , основанной на историцистских представлениях, но при отсутствии гарантий того, что «полная реконструкция нашего социального мира поведет нас сразу к работающей системе». Такая инженерия в условиях постоянно эволюционирующего общества и отсутствия свободы не имеет механизмов исправления допущенных ошибок, поскольку утопия принципиально не самокритична, обещая успех лишь при точном следовании идеальному проекту. Это требование уже само по себе невыполнимо. Духовные истоки закрытого общества Поппер находит в основном в философском наследии Платона, Гегеля и Маркса. Платон как теоретик «идеального государства», первый наиболее последовательный противник человеческой свободы и защитник тоталитаризма, сделал только правителя носителем абсолютной истины, допускающей тотальную справедливость, подавление инакомыслия, но выступающей против всяких изменений, ведущих к отходу от идеала (любое отклонение от идеала интерпретируется как упадок). Гегеля как образец «интеллектуальной нечестности» и « источник всего современного историцизма» Поппер критиковал за развитие многих идей Платона, за «непроницаемый догматизм», национализм («в форме историцистской идеи»), этатизм и пропаганду войны, «отождествление силы и права». Марксу ставятся в вину экономический детерминизм, фатализм, пропаганда классовой войны и призывы к насильственной революции. Поппер также отвергал претензии марксизма на научность: попытки марксизма открыть универсальные законы социального развития основаны на ложном понимании природы научного знания, не дающего в распоряжение людей абсолютной истины; кроме того, гипотезы марксистов были фальсифицированы (опровергнуты), а значит, и сам марксизм должен быть отвергнут; законов общественного развития в марксистском понимании не существует, есть только тенденции развития, имеющие конкретные основания. Поппера часто и небезосновательно упрекали в слишком эмоциональной критике философии Платона и Гегеля, однако нужно учитывать специфический интеллектуальный климат того времени, когда многие неблаговидные политические действия и жестокие преступления оправдывались ссылками на тексты «классиков» и «основоположников». Тем не менее, его доводы против марксизма до сих представляют серьезное интеллектуальное препятствие для обоснования «научности» этого учения.

При движении к открытому обществу утопическая социальная инженерия неприемлема. Вместо нее Поппер предложил метод «piecemeal social engineering» [англ.], т.е. такую технологию социального конструирования (реформирования), которая обусловлена текущими потребностями общества и состоит в постепенном, последовательном осуществлении социальных преобразований и накоплении политического знания. Приверженец данного подхода не стремится сразу воплотить величайшее благо для наибольшего числа людей, а разрабатывает пути выявления социальных недугов для борьбы с ними, его цель - «наименьшее количество страданий». Постепенное решение по сути технических социальных проблем методом проб и ошибок оставляет возможность для дальнейшей коррекции. Это в некотором смысле «негативный утилитаризм» (хотя сам Поппер выступал против такого названия предложенного им принципа, считая его совершенно другим, основанным на иных познавательных основаниях), поскольку он ориентирует по преимуществу на исправление несчастья, зла, а не на обеспечение «величайшего блага для наибольшего числа людей». Достижение блага в итоге предполагается, но начинается данный путь с избавления от бед и несчастий, которые являются гораздо более универсальным человеческим опытом, нежели благо и счастье.

Поппер не абсолютизировал свободу, демократию и толерантность (терпимость), понимая, что на практике это может привести к противоположным результатам. Кстати, концепция демократии - правление посредством обсуждения - у этого мыслителя отличается от ее классического прочтения как правления большинства. Он считал демократию лучшим средством, обеспечивающим ненасильственный гражданский контроль над лидерами и мирную смену правительства, равно как и оптимальной основой для реформ (этим устанавливается связь демократии с властью закона). Кроме того, он допускал некоторые социал-демократические цели и мероприятия.

Автаркического, замкнутого и самодостаточного типа с авторитарным или тоталитарным режимом. Закрытое общество - антипод открытого общества ( К. Потере) с соответствующими характеристиками: самоизоляция от идеологического, экономического, технологического, культурного окружения, полный индивидуальных и коллективных связей с внешним миром, предельно ограниченное трансграничное , жесткий контроль над всеми видами массовой информации, поступающей извне, вплоть до исключения зарубежных радиопередач (“войны в эфире”), цензуры печатной продукции, засекречивания литературных и научных поступлений в специальных хранилищах и т. п.

Изоляция закрытого общества от внешнего мира органически сочетается с ограничениями гласности и цензурой внутри страны, с обилием запретов всякого рода и жесткой карательной системой.

Закрытому обществу свойственны неспособность и нежелание адаптироваться к внешнему окружению, агрессивность по отношению к нему и в конечном счете историческое отставание от него. Закрытое общество несовместимо с глобализацией экономики, интернационализацией демократического процесса, прогрессом науки и техники, общим ходом цивилизационного развития (некоторые теократические общества, напр., Тибет в недавнем прошлом). Несовместимость такого рода детальна для закрытого общества, тем более, что такие общества нередко весьма экспансивны и стремятся проводить активную внешнюю политику, вплоть до развязывания агрессивных войн. Выпадение обществ закрытого типа из исторического контекста эпохи не исключает весьма высокий индустриальный и научно-технический потенциал некоторых из них. Германия 30-40-х гг. стала закрытым обществом в ситуации экономического могущества, но пыталась расширить свои границы за счет соседних государств и воссоздать средневековую рабовладельческую империю в центре Европы.

Закрытые общества недолговечны, они либо постепенно деградируют в силу внутренних противоречий, либо распадаются при столкновении с окружением. См. также Изоляционизм , Тоталитаризм.

Лит.: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1-2. M., 1992; Soros G. Nationalist Dictatorships versus Open Society. N.Y., 1992.

И. И. Кравченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО" в других словарях:

    Закрытое общество - жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз … Социология: словарь

    общество акционерное закрытое - общество акционерное ЗАО Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. [РД 01.120.00 КТН 228 06] Тематики магистральный нефтепроводный транспорт Синонимы общество… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Общество (значения). Общество обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей,… … Википедия

    Закрытое акционерное общество - (общепринятое сокращение ЗАО) акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому). Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение … Бухгалтерская энциклопедия

    закрытое акционерное общество - Акционерное общество, в котором акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Это общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Число акционеров не должно превышать 50… … Справочник технического переводчика

    Акционерное общество, акции которого могут переходить от одного лица в собственность другого лица только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе общества. По английски: Closed corporation Синонимы: ЗАО См. также:… … Финансовый словарь

    Закрытое акционерное общество "Атлас" - туристическая компания, основанная в 1991 году в Санкт Петербурге. Генеральный директор Смирнов Дмитрий Александрович возглавляет компанию со дня ее основания. ЗАО Атлас является многопрофильным туроператором Санкт Петербурга, членом Российского… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    См. Акционерное общество закрытое … Юридический словарь

    ОБЩЕСТВО АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКРЫТОЕ - ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО … Юридическая энциклопедия

    Закрытое акционерное общество - (closed joint stock company) акционерное общество, в котором акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Это общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, то есть его… … Экономико-математический словарь

Наши разговоры о тектонических сдвигах, возможно, скоро завершатся. Не по причине исчерпанности темы, а, скорее, потому, что рано или поздно должны завершаться дискуссии на заданную тему, хотя в обществе тема сохраняет значимость и со временем обретает новые ракурсы и новую остроту.

Но сейчас я хотел бы закрыть один из важных вопросов, представляющих в современном обществе далеко не исчерпанный интерес. Это вопрос о закрытом и открытом обществах.

Чем больше я размышляю о сущем, тем больше растёт моя уверенность в культурном прогрессе человеческого общества. Помню, как прогресс стали ставить под сомнение, особенно когда современное общество болело нацизмом и коммунизмом, когда в нашу жизнь возвращались какие-то явления, которые к числу достижений цивилизации никак нельзя было отнести. Вопрос о деградации тогда оказывался столь же правомерен, как и вопрос о прогрессе как неуклонном тренде развития.

Вопрос о разграничении закрытого и открытого обществ, насколько я знаю, поднял Карл Поппер (1984). «Переход от закрытого общества к обществу открытому, – писал он, – можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество («Открытое общество и его враги». В русском переводе Садовского, 1992 г., Т.1, с. 220). Стало быть, можно сказать, что это был своего рода тектонический сдвиг в социальной жизни.

Закрытое общество характеризуется тем, что связи между его членами обусловлены традициями, обычаями, но не рациональным выбором. В нём господствуют родственные или коллективистские представления, чётко определяемые и значимые отношения «свой – чужой». Индивид, как правило, не обладает свободой выбора. Соответственно в закрытом обществе изменения редко являются следствием сознательных усовершенствований в общественных интересах.

В открытом обществе преобладают деперсонифицированные взаимоотношения и связи, носящие деловой и правовой характер. Открытость определяется не только тем, что индивид гораздо более свободен, но и лично ответствен. Социальные ограничения не связаны со статусом, с положением индивида в обществе, права человека носят универсальный характер, не порождая тех или иных привилегий.

Теоретический и исторический анализ показывают, что открытые общества развиваются быстрее и эффективнее, чем закрытые. По сути, они более прогрессивны.

В работах Дугласа Норта и его коллег («Насилие и социальные порядки», 2011 г.) применяются несколько иные понятия – порядки (общества) закрытого и открытого доступа. Закрытый (ограниченный) доступ имеет в виду общества, где у каждого вида элиты есть привилегии, доступные этой элите. Она может бороться за свои привилегии с другими, рискуя потерпеть поражение. Но она может вступить в соглашение с другими элитами, снизив свои привилегии с тем, что другие поступят так же и взаимная борьба будет ослаблена или прекращена. Если это происходит, то уровень привилегий для разных элит и общества в целом снижается, а с ним снижается степень закрытости общества. Ему же авторы ставят в соответствие понятие «естественное государство».

Общества с открытым доступом появляются вследствие развития обществ с закрытом доступом путем постепенного снижения ограничений доступа для граждан и уменьшения привилегий для элит. Сами эти процессы мотивируются стремлением элит к сокращению угроз насилия. Ограничение насилия осуществляется посредством институтов (правил игры) и организаций (групп индивидов). Важно, чтобы организации были безличными (деперсонифицированными). Способ решить эту задачу – сделать организации постоянно действующими.

«Безличность фундаментально изменяет природу конкуренции. Безличные рынки и безличный обмен… являются особенностью общество открытого доступа» (там же, с. 72)

Йозеф Шумпетер описал конкуренцию как процесс инноваций и изменений в экономике и политике, назвав его «созидательным разрушением». Конкуренция в экономике всё больше становится мотивом к созданию новых товаров и услуг, а не просто снижения цен на них и повышения качества. Очень важное замечание! (там же).

Оно обогащает понимание природы «созидательного разрушения» и новой динамики экономики, характерной для открытого доступа.

На мой взгляд, понятия открытости и закрытости у Дугласа Норта и его коллег по сути не отличаются от понятий Карла Поппера, но они более содержательны. И можно сказать, что наше время во многих отношениях характеризуется как процесс перехода от закрытых обществ (с порядками закрытого доступа) к открытым обществам (с преобладанием порядков открытого доступа).

Чтобы ещё больше упростить понимание процессов, ныне происходящих в мировом сообществе, даже, возможно, примитизировать их с целью выделения ясной картины, позволю себе рискованный вывод: открытое общество сегодня – это, во-первых, свободная и эффективная рыночная экономика с конкуренцией инноваций и минимумом регулирования, а, во-вторых, – верховенство права, безличное правовое государство и демократическая политическая система, рынок и демократия.

В мире происходит переход к открытому обществу. Страны, перешедшие или далеко продвинувшиеся к нему, выделяются более высоким уровнем развития и благосостоянием населения. Наиболее продвинулись страны Западной Европы и Северной Америки, а также Восточной Азии. Это где-то 1 млрд. чел. населения и половина мирового ВВП.

Такие страны как Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Турция – развивающиеся, находящиеся на более ранних этапах перехода к отрытому обществу. В них действуют как силы, толкающие к нему, так и противодействующие силы, тормозящие развитие, стремящиеся сохранить традиционные порядки, а с ними ограниченность доступа к благам и привилегиям, а стало быть – закрытость общества.

Россия занимает особое положение в ряду развивающихся стран. Из-за пережитого коммунистического режима, последовавшей за ним демократической революции и рыночных реформ, она, по-моему, особенно чувствительно переносит обратные процессы, тормозящие динамику открытости. Хочу подчеркнуть: не возврат к старым порядкам, а попытку удержать их как символы силы и величия государства. Однако время уже другое.

Источник - "Эхо Москвы"

Приведем понятия, которые характеризуют культурно-исторические и политические системы, определяющие различные общества на разных этапах их развития .

Открытое общество - демократическое, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды - противопоставляется закрытому - догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого - рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм.

Развитие современной цивилизации, начавшееся в период "греческой революции" в У-1У вв. до н. э., по мнению автора рассматриваемых понятий К. Поппера1 , происходит от закрытых к открытым общественным системам. Примером закрытых систем являются такие различающиеся социальной и политической организацией общества, как Спарта, Пруссия, царская Россия, нацистская Германия, Советский Союз (особенно эпохи сталинизма). Образцы открытого общества - древние Афины, ныне - западные демократии.

Концепция открытого и закрытого типов общества позволяет концептуально описать идеологические, политические и социально-психологические процессы, реально протекающие в современном мире .

Концепция социальной стратификации

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место занимают статус и власть .

Наиболее разработана функционалистская концепция (Т. Парсонс, Э. Шилз и др.), согласно которой стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций и является объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой - является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство.

В теории социального действия Т. Парсонс предпринимает попытку разработать универсальные критерии социальной стратификации :

  • o "качество", т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (например, ответственность, компетентность и др.);
  • o "исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей;
  • o "обладание" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.

В эмпирической социологии различаются следующие подходы к изучению социальной стратификации: "самооценочный", или метод "классовой идентификации", когда социолог предоставляет респонденту право отнести самого себя к некоторой условной шкале классового состава населения; метод "оценки репутации", при котором опрашиваемым предлагают выступить экспертами, т. е. оценить социальное положение друг друга или известных им социальных групп; "объективный подход", когда исследователь оперирует некоторым объективным критерием социальной дифференциации; чаще всего основывается на социально-классовой шкале, связанной с понятием "социально-экономический статус", охватывающий обычно три переменные - престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.

При изучении социальной стратификации и мобильности методом "объективного подхода" часто используется семиклассовая вертикальная шкала:

  • 1 - высший класс профессионалов, администраторов;
  • 2 - технические специалисты среднего уровня;
  • 3 - коммерческий класс;
  • 4 - мелкая буржуазия;
  • 5 - техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
  • 6 - квалифицированные рабочие;
  • 7 - неквалифицированные рабочие.

Обобщением многомерной стратификации является ее геометрическая модель, условно представляющая собой социальное пространство, состоящее из рядов взаимосвязанных осей, образуемых различными измеряемыми признаками (профессия, доход, образование, жилище и др.), вдоль которых перемещается индивид или группа .

Который в своём труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма .

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу , принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление , а также исходя из договорённостей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом , но и не основано на марксизме или анархии : это самостоятельный вариант демократии .

Согласно Попперу , существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество - общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу . Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы - их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

С развитием торговли и мореплавания, различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное, не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей, привёл к революции, которая длится до сих пор - революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на своё понимание правильности поступков и обществе, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли, как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество, с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновения новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и, в связи с этим, жёстко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма , несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришёл к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу , так или иначе, ведут к насилию.

Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства „абстрактного общества“ можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать „полностью абстрактным или безличным обществом“. ».

См. также

  • Прозрачное общество - научно-популярная книга

Примечания

Литература

  • Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр. - М.: Канон, 1994. ISBN 5-88373-001-9
  • Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. - М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992. ISBN 5-85042-063-0

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Открытое общество" в других словарях:

    ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО понятие, используемое рядом западных социально философских учений для обозначения демократических обществ античной древности и современности. Как правило, противопоставляется традиционным обществам, а также тоталитарным… … Философская энциклопедия

    Понятие, введенное в оборот Бергсоном (‘Два источника морали и религии’, 1932); активно использовалось Поппером в книге ‘Открытое общество и его враги’ для преодоления методологических установок ‘историцизма’ как (по его мнению) адекватного… …

    Из книги «Два источника морали и религии» (1932) французского философа Анри Бергсона (1859 1941), сторонника «интуитивизма» и «философии жизни». Там же он ввел в обиход и другое популярное понятие, противоположное по смыслу первому: «закрытое… … Словарь крылатых слов и выражений

    - «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» (фонд Сороса), международный благотворительный фонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом, российскими государственными и общественными организациями. Финансируется Соросом; осуществляет гуманитарные… … Энциклопедический словарь

    - (фонд Сороса) международный благотворительный фонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом, российскими государственными и общественными организациями. Финансируется Соросом; осуществляет гуманитарные программы и проекты;… … Политология. Словарь.

    Понятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются… … Энциклопедия Кольера

    Открытое общество - это общество демократическое, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Открытое общество противоположно «закрытому», т.е. догматически авторитарному, как бы застывшему в своем развитии. Открытое общество – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, введенное в оборот А. Бергсоном (Два источника морали и религии, 1932); активно использовалось К. Поппером в книге Открытое общество и его враги для преодоления методологических установок историцизма как (по его мнению) адекватного… … Социология: Энциклопедия

    Понятие, введенное в оборот Бергсоном (Два источника морали и религии, 1932); активно использовалось Поппером в книге Открытое общество и его враги для преодоления методологических установок историцизма как (по его мнению) адекватного… … История Философии: Энциклопедия

    ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО - социально философское понятие, используемое для обозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми гражданскими и правовыми структурами. О.о. обычно противопоставляется традиционному и… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Книги

  • Русский мир в XX веке. В 6 томах. Том 5. От русского Монмартра - к Брайтон Бич. Эволюция Русского мира в 1950-е - начале 1980-х гг , А. В. Антошин. Монография посвящена эволюции Русского мира в 1950-е - начале 1980-х гг. Проанализированы изменения в советской эмиграционной по­литике, охарактеризованы историческиеусловия формирования…