Вопросы егэ гражданское общество часть 2. Подготовка к ЕГЭ

Сегодня поговорим о соотношении государства и гражданского общества. Многие абитуриенты и выпускники школ часто просто не понимают этого соотношения. В связи с этим у них возникают трудности в ряде тестовых заданий. Между тем как критерий соотношения государства и гражданского общества вообще прост.

Что такое государство?

Государство это центральный элемент политической системы. О том, что такое был отдельный пост, с которым можно ознакомиться по линку. Почему центральный? Государство, в отличие от гражданского общества, осуществляет политическую власть, а там где есть власть там есть и политика. Причем политика по своему содержанию не равна власти. Власть - средство реализации политики.

Например, государство разработало политику поддержки малого бизнеса. С помощью власти государство издает существующие законы, скажем, по кредитованию на льготных условиях и добивается их исполнения.

Так, что аппарат власти — очень важный признак государства. В аппарат власти входят всякие государственные органы: судебные, исполнительные судебные и прочие. Подробнее о структуре органов государственной власти в РФ можно почитать по линку.

Что еще такое государство, кроме аппарата власти? Конечно же территория, на которую эта власть распространяется; народ, граждане, которые подчиняются аппарату власти; вооруженные силы охраняющие безопасность государства; суверенитет. Суверенитет означает независимость. Есть две основные концепции суверенитета. Первая принадлежит Жану Бодену (16 век). Согласно ему суверенной, то есть независимой, должна быть государственная власть. Если это так, то государство будет независимым.

Другая концепция государственного суверенитета принадлежит французскому просветителю Жану-Жаку Руссо. Он полагал, что независимый, суверенный народ избирает органы государственной власти, то есть наделяет независимостью своё государство. Сами понимаете, что именно концепция суверенитета Ж. -Ж. Руссо легла в основу современных конституционных государств. Почитайте нашу Конституцию РФ. Что там написано? «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3, пункт 1).

То есть, согласно Конституции, если Вы, дорогие граждане, не будете являться на выборы, то государство не сможет функционировать. В этих условиях вполне закономерна реакция государства по изменению выборного законодательства, в частности понижение нижней границы явки избирателей... Так что сами решайте, в каком государстве жить: управляемым народом или управляемым самим государством 😉

Что такое государство, кроме как суверенная власть, избираемая народом, функционирующая на некой территории? Оно имеет также легальное (законное) право на сбор налогов. Больше никто просто так с вас деньги собирать не может! Государство же имеет легальное право на применение насилия: арестовывать, в тюрьмы сажать и даже казнить!

Вот такие основные признаки составляют ответ на вопрос, что такое государство.

Гражданское общество это та часть системы общественных отношений, которая исключена из государственных, властных отношений. Например, собрались вы на квартире поиграть на гитаре — вы и есть гражданское общество. Государство на ваше решение собраться никак не повлияло. Собрались вы организовать клуб любителей кошек — не вопрос — это тоже пример гражданского общества. Гражданское общество состоит из всевозможных гражданских союзов и организаций: правозащитных, спортивных, религиозных, научных и т.д.

Разумеется, что государство и гражданское общество взаимодействуют между собой! Это взаимодействие хорошо показано на рисунке:

Таким образом, соотношение государства и гражданского общества представляет собой соотношение между сферой государственной власти и сферой частных общественных отношений. Эти сферы пересекаются и взаимодействуют между собой. Например, выборы Президента, или парламента. На выборах гражданское общество проявляет активность: граждане голосуют за ту или иную политическую силу. Тем сама они взаимодействуют с государством.

Примером взаимодействия государства и гражданского общества также может являться, например, обращение Союза Матерей России (гражданское общество) к Президенту (государство) для улучшения условий быта солдат при несении срочной службы. Примеров такого рода взаимодействия государства и гражданского общества можно привести множество: студенты (гражданское общество) могут обратиться к местному Министерству образования (государство), чтобы им повысили стипендию.

Политика это и есть сфера взаимодействия государства и гражданского общества!

Надеюсь, дорогие, друзья, вам стало понятно, в чем отличия государства и гражданского общества. Чтобы не пропустить другие статьи, !

ТЕСТ

    Гражданское общество – это …

    все граждане государства, принимающие участие в голосовании во время выборов органов власти

    граждане, обладающие высокой политической культурой

    добровольные объединения граждан, созданные для реализации своих целей

    все законопослушные граждане государства

    Что из перечисленного представляет собой институт гражданского общества?

    правительство

    прокуратура

    адвокатура

    Правовое государство, в отличие от любого другого государства, невозможно без

    гражданского общества

    правоохранительных органов

    Признаком правового государства является

    существование профсоюзов

    разделение властей

    существование политических партий

    наличие парламента

    В структуру гражданского общества входит (ят)

    исполнительная власть

    законодательная власть

    судебная власть

    политические партии

    Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к признакам правового государства.

    разделение властей, 2) единая идеология, 3) система сдержек и противовесов,

4) политические свободы, 5) гражданское общество, 6) подконтрольность суда президенту.

    Установите соответствие между организациями, являющимися институтами гражданского общества и государства

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов .

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом ________ (А). Правовое государство есть форма ограничения ________ (Б) правами и свободами человека. Поэтому приоритет прав человека по отношению к ________ (В) является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного ________ (Г). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный __________ (Д). Поэтому для формирования правового государства большое значение имеет принцип связанности __________ (Е) правами человека.

Список терминов:

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой предпосылке формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества.

ТЕСТ

«Гражданское общество и правовое государство»

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Смысл понятия: это система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах.

    Одной из предпосылок формирования гражданского общества является рыночная экономическая система.

    Гражданское общество призвано защищать частные интересы людей.

Правовое государство и гражданское общество. (Памятка для учащихся, тестовые задания)

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

    соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;

    ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

    строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

    практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

    диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;

    наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

    учет общественного мнения;

    наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

    высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Тестовые задания. Правовое государство и гражданское общество.

1.)Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. учреждение Государственного совета;

2.проведение переписи населения;

3.создание обществ защиты прав потребителей;

4.проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2) Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права

2.Справедливость

3.Разделение властей.

3) Исключительным признаком правового государства является постулат :

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

4) В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти;

2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

5) Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

1.гражданское;

2.тоталитарное;

6) Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

7) Теорию разделения властей на три ветви создал :

1.Аристотель

2.Цицерон

3.Ш. Монтескье.

8) Разделение властей необходимо для :

1. сосредоточение власти в одних руках.

2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов.

9) Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

1.Аристотелю

2. Ш. Монтескье

3. И. Канту

10) Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

1.Социалистического

2.Тоталитарного

3. Правового

Задания. Гражданское общество. Правовое государство

Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

1.Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2. Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

3.Сущность права.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

4. Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5. Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

6. Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

2. Работа с Конституцией РФ. - Используя Конституцию, выполните ряд заданий.

1. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

2. Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно.

3. Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ

4. Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” .

3. В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве .

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

4 - В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел . Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

5. Заполните таблицу.

Сферы общественной жизни

Общественные объединения, действующие в этих сферах

Экономическая

Социальная

Духовная

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 6 .

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1. Гарантированные гражданские права и свободы;

А) Экономическая;

2. Свободный доступ к информации;

Б) Социальная;

3. Многочисленный средний класс;

В) Нормативная;

4. Возможность обладания частной собственностью.

Г) Культурная

Задание № 7. В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание № 8. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

№ вопроса

Лекция:


Правовое государство и гражданское общество являются признаками демократии. Правовое государство формируется властными органами, а гражданское общество формируется народом.


Правовое государство

Правовое государство зиждется на верховенстве закона и направлено на защиту прав и свобод граждан.

Условиями его формирования являются легитимность власти, доверие граждан к органам власти и должностным лицам, их готовность участвовать в принятии государственных решений. Правовое государство невозможно без правомерного и законопослушного поведения граждан, отсутствие которого зачастую приводит к произволу властей. Правовое государство отличается от неправового рядом признаков:

  • верховенство Конституции и законов, их прямое действие (непосредственное воздействие норм Конституции и законов РФ на всех адресатов и возможность судебной защиты граждан, ссылающихся на нарушения этих норм);
  • суверенитет государства;
  • неотъемлемость и гарантированность прав и свобод граждан;
  • партнёрские отношения граждан и органов власти, их взаимная ответственность;
  • разделение властей (независимость законодательной, исполнительной и судебной властей) и система сдержек и противовесов (ограничения государственной власти правами и свободами гражданина, например, если какой-либо закон нарушает принципы Конституции можно обратиться в Конституционный Суд);
  • наличие развитых институтов гражданского общества.
Гражданское общество

Гражданское общество – это некоммерческие и независимые от государства добровольные объединения людей, созданные в целях защиты прав и свобод граждан.

Условиями формирования гражданского общества являются демократический режим власти; высокий уровень образования, правовой культуры и политической активности граждан; свободное общественное мнение и плюрализм; свободное развитие СМИ; самоуправление.

Гражданское общество держится на независимых от власти интеллектуалах и критиках, которые борются за улучшение тех или иных прав граждан. Они создают различные институты гражданского общества:

    политические партии и движения;

    общественные организации и объединения;

    органы местного самоуправления (МСУ), в числе которых мэрия города, администрация села;

    творческие ассоциации, союзы, религиозные объединения;

    профсоюзы;

  • воспитательные и образовательные организации.

Значение институтов гражданского общества велико, они выполняют такие важные для нормальной жизнедеятельности общества и государства функции, как:

    контроль за работой органов государственной власти;

    защита частных интересов граждан, правозащитная деятельность;

    общественная экспертиза законопроектов;

    мониторинг и анализ проводимых властью реформ;

    реализация социальных проектов и решение социальных проблем;

    активное участие в деятельности органов МСУ.

Несмотря на сложность объективных условий формирования гражданского общества в нашей стране, этот процесс идёт и развивается. У нас созданы и действуют: «Общероссийский народный фронт», «Союз писателей России», «Российский союз ветеранов Афганистана», «Союз женщин России», «Союз пенсионеров России», «Профсоюз работников образования» и многие другие.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №53

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 или 👉

Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

  1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
  2. Этап собственно учебных действий учащихся.
  3. Этап контроля и коррекции.

На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

К нему прилагается:

  1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
  2. Тест. Приложение № 2.

Урок-практикум (1 ч.)

“Мы можем стать свободными только
тогда, когда станем рабами закона”.
Цицерон

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Цели урока:

образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

Учащиеся должны знать:

1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

2. Причины и условия формирования гражданского общества.

Учащиеся должны понимать:

1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

2. Признаки гражданского общества.

3. Признаки правого государства.

Учащиеся должны уметь:

1. Анализировать текст.

2. Объяснять смыл понятий.

3. Называть представителей теории правого государства.

4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

Тип урока: лабораторная работа.

План урока.

1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

3. Тестирование.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

    Задание № 1

Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

Сущность права.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

Задание № 7

Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Задание № 8

Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

Задание № 9

Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

Задание № 10

Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

Задание № 11

В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Задание № 4

Заполните таблицу.

Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

Задание № 5

Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Задание № 6

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Обьединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Задание № 12

Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

Какие выводы из текста вы можете сделать?

Почему СМИ называют четвертою властью?

5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

6. Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

Литература:

  1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
  2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
  3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.