Спецслужбам – пятикратная надбавка. Теория всего Силовой приоритет при лояльных бюджетниках

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Руководствуясь статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 36 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" , и в целях усиления социальной защиты гражданского персонала органов федеральной службы безопасности
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; 2006, N 27, ст.2878.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст.3254; 2004, N 28, ст.2883; 2005, N 36, ст.3665; N 49, ст.5200; 2006, N 25, ст.2699; N 31 (ч.I), ст.3463; 2007, N 1 (ч.I), ст.205; N 49, ст.6133; N 53, ст.6554; 2008, N 36, ст.4087; N 43, ст.4921; N 47, ст.5431; 2010, N 17, ст.2054; N 20, ст.2435; 2011, N 2, ст.267; N 9, ст.1222; 2012, N 7, ст.818; N 8, ст.993.


приказываю:

1. Установить и выплачивать гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячную надбавку за объем и значимость выполняемых задач в размере до 400 процентов должностного оклада, тарифной ставки.

2. Утвердить Инструкцию о порядке выплаты гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач (прилагается).

Директор
А.Бортников


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 ноября 2012 года,
регистрационный N 25830

Приложение. Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач

Приложение

1. Ежемесячная надбавка за объем и значимость выполняемых задач (далее - надбавка) устанавливается и выплачивается гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности (далее - гражданский персонал) в зависимости от конкретных результатов работы (сложности, объема, важности и оперативности выполняемых ими задач).

2. Выплата надбавки производится в пределах средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала.

3. Надбавка исчисляется исходя из должностного оклада, тарифной ставки и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

В случае повышения должностных окладов, тарифных ставок надбавка исчисляется исходя из повышенных должностных окладов, тарифных ставок.

4. Выплата надбавки производится на основании приказа соответствующего должностного лица органа федеральной службы безопасности, имеющего право издавать приказы по личному составу, в котором указывается конкретный размер надбавки и период ее выплаты, но не более чем на один год.

5. Размер надбавки может быть изменен в случае изменения сложности, объема, важности и оперативности выполняемых задач.

6. Размер надбавки может быть уменьшен либо выплата ее прекращена до истечения определенного приказом срока в случае упущений в работе или нарушения трудовой дисциплины.

7. Об изменении размера (прекращении выплаты) надбавки издается приказ должностного лица органа федеральной службы безопасности, имеющего право издавать приказы по личному составу, с указанием причин изменения размера надбавки или прекращения ее выплаты.

8. Надбавка не выплачивается:

а) лицам гражданского персонала, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев;

б) лицам гражданского персонала, занятым на сезонных и временных работах;

в) лицам гражданского персонала с почасовой оплатой труда.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

Регистрационный N 25830

Руководствуясь статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации 1

и подпунктом 36 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" 2 , и в целях усиления социальной защиты гражданского персонала органов федеральной службы безопасности приказываю:

1. Установить и выплачивать гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячную надбавку за объем и значимость выполняемых задач в размере до 400 процентов должностного оклада, тарифной ставки.

2. Утвердить Инструкцию о порядке выплаты гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач (прилагается).

Директор А. Бортников

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267; N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993.

Приложение

Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач

1. Ежемесячная надбавка за объем и значимость выполняемых задач (далее - надбавка) устанавливается и выплачивается гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности (далее - гражданский персонал) в зависимости от конкретных результатов работы (сложности, объема, важности и оперативности выполняемых ими задач).

2. Выплата надбавки производится в пределах средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала.

3. Надбавка исчисляется исходя из должностного оклада, тарифной ставки и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.

В случае повышения должностных окладов, тарифных ставок надбавка исчисляется исходя из повышенных должностных окладов, тарифных ставок.

4. Выплата надбавки производится на основании приказа соответствующего должностного лица органа федеральной службы безопасности, имеющего право издавать приказы по личному составу, в котором указывается конкретный размер надбавки и период ее выплаты, но не более чем на один год.

5. Размер надбавки может быть изменен в случае изменения сложности, объема, важности и оперативности выполняемых задач.

6. Размер надбавки может быть уменьшен либо выплата ее прекращена до истечения определенного приказом срока в случае упущений в работе или нарушения трудовой дисциплины.

7. Об изменении размера (прекращении выплаты) надбавки издается приказ должностного лица органа федеральной службы безопасности, имеющего право издавать приказы по личному составу, с указанием причин изменения размера надбавки или прекращения ее выплаты.

8. Надбавка не выплачивается:

а) лицам гражданского персонала, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев;

б) лицам гражданского персонала, занятым на сезонных и временных работах;

в) лицам гражданского персонала с почасовой оплатой труда.

Ленинградский окружной военный суд (Город Санкт-Петербург) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 639 - АГ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД

В составе:

Председательствующего – Басова А.И.,

Судей: Ершова К.Г.,

Пестуновича В.И.,

При секретаре Шаломановой Т.В.,

Рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Службы в городе Выборге Пограничного управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Служба) на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 11 июня 2014 года по заявлению майора Зиянгирова Рината Рафиковича об оспаривании решений начальника Службы об установлении ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе.

Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И., пояснения представителя начальника Службы Елумеева А.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, заявителя Зиянгирова Р.Р., возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд

УСТАНОВИЛ:

Зиянгиров обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и обязать отменить приказы начальника Службы от 3 февраля 2014 г. №18-лс и от 4 апреля 2014 г. №74-лс в части, касающейся установления ему в первом и втором кварталах 2014 года ежемесячной надбавки за особые достижения в службе в размере 5% и обязать начальника Службы установить эту надбавку в размере 50%.

В обоснование своих требований он указал, что данная надбавка не могла быть установлена ему в размере меньшем, чем установлена его подчиненным.

Поскольку при установлении размера этой надбавки начальником Службы учитывалось наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий, за которые ему уже была уменьшена надбавка за добросовестность исполнения обязанностей военной службы, уменьшение размера оспариваемой надбавки заявитель считает нарушением его прав.

Решением гарнизонного военного суда требования заявителя удовлетворены частично.

Согласившись с доводами заявителя о том, что размер требуемой Зиянгировым надбавки не может быть менее размера, установленного его подчиненным, оспариваемые приказы начальника Службы в части, касающейся установления майору Зиянгирову P.P. ежемесячной надбавки за особые достижения в службе в размере 5% суд признал незаконными, а на начальника Службы возложена обязанность отменить их и рассмотреть вопрос об установлении названной надбавки заявителю в размере не менее 47% в первом квартале 2014 года и в размере не менее 45% во втором квартале 2014 года.

В удовлетворении требования Зиянгирова P.P. об установлении этой надбавки в размере 50% отказано, поскольку полномочиями определения конкретного размера надбавки наделено должностное лицо - начальник Службы в г. Выборге, а не суд.

В апелляционной жалобе представитель начальника Службы выражает несогласие с принятым решением и указывает, что порядок и основания выплаты этой надбавки регламентированы приказом ФСБ России № 681/ДСП от 28 декабря 2012 года, которым утверждены Правила выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за особые достижения в службе.

Согласно п.п. 2, 6 и 7 Правил ежемесячная надбавка за сложность и значимость выполняемых задач устанавливается военнослужащим на определенный срок, но не более чем на один год, исходя из сложности и значимости выполняемых ими задач, в размере до 100 процентов, при этом конкретный размер надбавки и период, на который она устанавливается, определяются приказом руководителя, начальника органа безопасности.

Устанавливая конкретный размер надбавки за сложность и значимость выполняемых задач Зиянгирову P.P., начальником Службы были учтены предложения заместителя начальника Службы - начальника отдела МТО, обоснованность которых Зиянгировым не оспаривалась.

Так как данная надбавка носит стимулирующий характер, а ее размер зависит именно от достижений в военной службе конкретного военнослужащего, при определении ее размера начальником Службы правила выплаты данной ежемесячной надбавки были соблюдены.

Кроме того, в жалобе отмечается, что, отказывая Зиянгирову P.P. в удовлетворении требований о возложении на должностное лицо обязанности установить размер надбавки 50% суд указал, что полномочиями по определению конкретного размера надбавки наделено должностное лицо - начальник Службы, а не суд. Вместе с тем суд первой инстанции обязал начальника Службы установить Зиянгирову P.P. конкретный размер надбавки в первом и втором кварталах 2014 года.

В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене оспариваемого решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Зиянгирова полностью.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.На основании ч. 20 ст. 2 того же Федерального закона, военнослужащим устанавливается ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с данной нормой закона 28 декабря 2012 года директором ФСБ РФ были утверждены Правила выплат военнослужащим ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, изложенные в приказе №681/ДСП.

Согласно п. 2 Правил, одним из оснований для установления ежемесячной надбавки является сложность и значимость выполняемых задач.

Выплата ежемесячной надбавки, как указано в п. 4 Правил, производится на основании приказа соответствующего должностного лица, имеющего право издания приказов по личному составу.

В разделе II Правил изложены особенности выплаты ежемесячной надбавки военнослужащим за сложность и значимость выполняемых задач. Так, в нём определено, что устанавливается надбавка на определённый срок, но не более чем на один год, исходя из сложности и значимости выполняемых задач, в размере до 100 процентов. Выплата надбавки производится со дня назначения на воинскую должность и прекращается со дня, следующего за днём освобождения от воинской должности.

Как следует из приказа ФСБ №344/ДСП от 17 июля 2010 года, начальники подразделений пограничных управлений ФСБ России, штатами которых предусмотрены подразделения кадров, имеют право издавать приказы по личному составу.

Как установлено в судебном заседании, начальник Службы в г. Выборге, который имеет полномочия издавать приказы по личному составу, своими приказами от 3 февраля 2014 г. №18-лс и от 4 апреля 2014 г. №74-лс, установил Зиянгирову ежемесячную надбавку за особые достижения в службе (за сложность и значимость выполняемых задач) на первый и второй кварталы 2014 года в размере 5% от должностного оклада.

При этом он исходил из того, что такой размер надбавки был предложен непосредственным начальником заявителя - заместителем начальника Службы в г. Выборге - начальником отдела МТО, который оценил результаты его служебной деятельности и отношение к исполнению своих обязанностей.

Из служебной карточки Зиянгирова и анализа его работы по итогам первого квартала 2014 года следует, что он имел нарекания по службе и дисциплинарные взыскания, что заявителем не оспаривалось.

Признавая оспариваемые приказы начальника Службы незаконными, гарнизонный суд указал, что наличие у военнослужащего взысканий, а также качество исполнения им своих обязанностей не подлежали учету при определении размера указанной надбавки, так как такие критерии не оговорены в приказе ФСБ от 28 декабря 2012 года №681/ДСП.

Суд пришел к выводу о том, что поскольку подчиненным заявителя была установлена надбавка за сложность и значимость выполняемых задач в первом и втором кварталах 2014 года размере 47% и 45 % соответственно, оснований для установления Зиянгирову надбавки в меньшем размере, нежели его подчинённым, у начальника Службы не имелось.

Между тем, в апелляционной жалобе обоснованно указывается, что определение конкретного размера спорной надбавки отнесено к компетенции начальника Службы, как должностного лица, имеющего право издавать приказы по личному составу и суд не вправе подменять своим решением его компетенцию.

Поскольку по смыслу ч. 20 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» данная надбавка по своему характеру является надбавкой стимулирующего характера, вопреки выводам суда первой инстанции, определение ее размера напрямую зависит от отношения военнослужащего к исполнению служебных обязанностей и наличия у него упущений по службе.

Судом было установлено, что оспариваемые приказы начальником Службы были изданы на основе предложений непосредственного начальника заявителя, оценившего результаты служебной деятельности Зиянгирова и его отношение к исполнению своих обязанностей, факты нареканий по службе и наличия дисциплинарных взысканий у заявителя как в третьем квартале 2013 года, так и в первом квартале 2014 года подтверждены письменными доказательствами по делу и заявителем не оспаривались.

Вопреки выводам суда, размер надбавки, установленной подчиненным Зиянгирова, не может служить критерием определения размера этой надбавки заявителю, так как такая зависимость законодательством не определена.

При таких обстоятельствах, поскольку вывод суда первой инстанции о незаконности действий начальника Службы основан на неправильной оценке доказательств, имеющихся в деле, и противоречит нормам материального права, окружной военный суд считает необходимым оспариваемое решение в части удовлетворения требований заявителя отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении этих его требований.

Руководствуясь ст. , окружной военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 11 июня 2014 года по заявлению майора Зиянгирова Рината Рафиковича изменить.

Указанное решение в части признания незаконными приказов начальника Службы в г. Выборге об установлении Зиянгирову Р.Р. ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за первый и второй кварталы 2014 года отменить.

Принять по делу в этой части новое решение.

В удовлетворении требований Зиянгирова Р.Р. о признании незаконными приказов начальника Службы в г. Выборге от 3 февраля 2014 г. №18-лс и от 4 апреля 2014 г. №74-лс в части установления Зиянгирову Р.Р. в первом и втором кварталах 2014 года ежемесячной надбавки за особые достижения в службе в размере 5% - отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

ФСБ России разработала проект приказа о введении гражданскому персоналу спецслужбы - сотрудникам, обслуживающим и поддерживающим работу ведомства, – ежемесячной надбавки до 400 процентов от должностного оклада. Согласно предлагаемым изменениям, которые должны вступить в силу с 1 января 2013 года, заработная плата гражданских сотрудников ФСБ вырастет в пять раз.

«Установить и выплачивать гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячную надбавку за объем и значимость выполняемых задач в размере до 400% должностного оклада, тарифной ставки», – говорится в проекте приказа, размещенном на сайте ведомства.

Приказ утверждает также инструкцию о порядке выплат ежемесячной надбавки. Размер ежемесячной надбавки гражданскому персоналу ФСБ будет устанавливаться в зависимости от конкретных результатов работы, сложности, объема, важности и оперативности выполняемых задач. Размер надбавки устанавливается на срок не более одного года, после чего подлежит пересмотру. Проект предусматривает коррекцию размера надбавки к жалованию в случае изменения сложности, важности и скорости выполняемых задач. Однако надбавка исчисляется, исходя из должностного оклада, тарифной ставки и выплачивается ежемесячно с заработной платой.

Упущения и нарушения трудовой дисциплины повлекут за собой отмену выплаты надбавки или сокращение ее размера, отмечается в проекте приказа.

Накануне правозащитник Лев Пономарев высказал мнение , что репрессивная машина в России очень хорошо финансово подпитывается властями. Русская служба «Голоса Америки» обратилась к экспертам с вопросом: следует ли рассматривать повышение заработной платы гражданским сотрудникам органов ФСБ как поддержку спецслужб?

Чекисты с небольшими окладами

Оппозиционный депутат Госдумы, член парламентского комитета по безопасности Геннадий Гудков считает внутренние инициативы ФСБ по повышению заработной платы гражданским сотрудникам нормальным явлением.

«Существует гигантский разрыв между зарплатами аттестованного состава и гражданского. Надбавка до 400 процентов должностного оклада не является на самом деле огромной. Дело в том, что сами оклады очень маленькие», – рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Геннадий Гудков.

По словам парламентария, оклад гражданских служащих ФСБ в действительности может составлять около трех тысяч рублей, вся остальная часть зарплаты - надбавки.

«Кардинальным образом заработная плата гражданского персонала ФСБ не поменяется вместе с надбавкой в 400 процентов, – отметил Гудков. – В стране – вообще проблема "ножниц" между аттестованным и не аттестованным персоналом в армии, полиции. ФСБ сегодня отстает по зарплате от МВД и армейских офицеров».

Согласиться с тем, что власти поддерживают силовиков финансово можно только частично, полагает депутат. «Беда, – сказал Лев Гудков, – не в заработных платах, а в количестве силовиков».

Несущественное повышение

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин усматривает в повышении заработных плат гражданским сотрудникам ФСБ свидетельство озабоченности государства социальным пакетом госслужащих.

«Это – оправдано, – считает Мухин. – Власти не имеют физической возможности поднять заработную плату всем и сразу. Поэтому зарплаты поднимаются переходя от одной социальной группы к другой. В прошлом году подобного рода преференции получили сотрудники правоохранительных органов, а именно полицейские. При реформе зарплату им подняли довольно хорошо. Заработная плата врачей и учителей также регулярно индексируется».

По словам источников Мухина из спецслужб, повышение заработной платы будет не слишком велико.

«Поднятие заработной платы, возможно, хорошая новость для самих сотрудников ФСБ. Но жизнь показывает, что в реальности повышение не будет значительным, потому что одновременно сокращаются другие льготы и преференции, которые получают сотрудники спецслужб. В МВД и Минобороны происходило примерно то же самое», – сказал Мухин, подчеркнув, что не видит повода для ажиотажа.

Силовой приоритет при лояльных бюджетниках

Силовики и спецслужбы - это структура, способная обеспечить безопасность режима, а именно это является сегодня приоритетом для российских властей, констатирует говорит политолог Алексей Макаркин.

«Поэтому, – продолжает аналитик, – российский бюджет предусматривает серьезное разделение средств на различные силовые структуры в ущерб зарплатам бюджетников. Власть исходит из того, что у бюджетников и сейчас не самые маленькие зарплаты, кроме того они не выступают против власти. Учителя, например, идут в составы избирательных комиссий на выборах, и многие из них участвовали в фальсификациях, которые вызвали большое возмущение после выборов в парламент».

Политолог отметил, что военные и спецслужбы – это опора режима, призванная противостоять оппозиции.

«Огромные бюджеты на силовиков появляются, в частности, от недостаточной уверенности власти в собственных силах, – подчеркнул Макаркин. – Власть не ощущает себя достаточно сильной, чтобы игнорировать акции оппозиции. Но проблема в том, что у власти произошел диссонанс с наиболее активной частью российского общества, с людьми, которые обладают высокой степенью мобилизуемости, самостоятельности и активности. Эти люди способны выходить на митинги и акции протеста, а сторонники власти наоборот подобного желания по собственной инициативе не испытывают».