Порядок изъятия земель сельхозназначения уточнили. Все о нарушениях: как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия? Неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения

Как прекрасны поля поздней весной, покрытые ровным ковром изумрудных всходов озимой пшеницы или ранней осенью, когда кажется, что каждый колос, туго налитый янтарным зерном, излучает весь солнечный свет, что он впитал в себя за лето! И как безрадостна и уныла картина поля, на котором царствуют разбушевавшиеся сорняки и дикоросы… Бесхозяйственность, безусловно, должна быть наказана. О проблемах применения земельного законодательства и его несовершенстве, а также о передаче полномочий по надзору в этой сфере, мы говорили с начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Курганской области Сергеем Извековым – человеком неравнодушным к проблемам землепользования и искренне радеющим за свое дело.

– Сергей Владимирович, формулировка «не используется по целевому назначению» – нередкий гость ваших отчетов по результатам плановых и внеплано-вых проверок сельхозугодий, находящихся в собственности или аренде у хозяйствующих субъектов. Знаю, что крайняя мера борьбы с подобным нарушением земельного законодательства – принудительное изъятие земельного участка. Насколько она действенна и эффективна?

– Принудительное изъятие земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения у его собственника или иных правообладателей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если участок используется с нарушением требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельхозназначения или причинения вреда окружающей среде.

Но, к сожалению, применение данной нормы осложнено наличием некоторых пробелов в действующем законодательстве. Так, на практике, причинение вреда почвам и иные действия, повлекшие существенное снижение плодородия почв осуществляются не только собственником, но и иными правообладателями (арендаторами, землепользователями) или лицом, не имеющим никаких законных прав на данный земельный участок (самовольное снятие плодородного слоя почвы). Ни в одной из законодательных норм, вышеуказанного земельного законодательства Российской Федерации, не прописаны взаимоотношения с иными лицами, не являющимися правообладателями, влекущие принудительное изъятие земельного участка.

– И как же быть?

– В этой ситуации можно обратиться к требованиям п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В них говорится о том, что земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3-х лет подряд с момента выявления правонарушения и более участок не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации . Таким образом, собственнику предоставляется довольно длительный период времени (с момента фиксации нарушения в рамках государственного земельного надзора) для того, чтобы принять меры для устранения допущенного им правонарушения или для обращения в соответствующий орган по надзору за соблюдением земельного зако-нодательства с целью привлечения к ответственно-сти стороннего лица, допустившего правонарушение. Но, применение данной нормы на практике также ограничено. Дело в том, что Правительством Российской Федерации до сих пор не установлены признаки, подтверждающие использование земельного участка с нарушением законодательства РФ, на основании которых такой участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Поэтому, мы подготовили и направили в адрес Федеральной службы Россельхознадзора письмо, где высказали свое мнение о необходимости разработать и утвердить признаки ненадлежащего использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, на основании которых у нас будет законное право для изъятия такового у собственника в судебном порядке.

– «Изъять нельзя оставить», где же поставить запятую?!

– Свои предложения мы довели и до Правительства Курганской области. Надеемся, что региональные власти на уровне субъекта РФ, с учетом своих замечаний, также выскажутся о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Мы считаем необходимым исчислять срок неиспользования земельного участка, влекущий принудительное его изъятие не «с момента выявления (факта) в рамках государственного земельного надзора», а «с момента регистрации права собственности в установленном законом порядке».

– Каково мнение Управления Россельхознадзора по Курганской области относительно передачи федеральных полномочий в области государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения на уровень субъектов Российской Федерации?

– Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих государственный земельный надзор (муниципальный контроль), передача функций по надзору тому же органу власти, который осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами не только заведомо неэффективна, но и противоречит основополагающему требованию государственного управления по отделению контрольно-надзорных функций от регулятивно-распорядительных.

Более того, включение в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и контрольно-надзорных функций, создаст организационные основы для коррупции, когда органы власти и управления на местах будут выступать не с общегосударственных позиций, а как небескорыстные «проводники» своих интересов. Наглядный пример тому – возбужденные уголовные дела в отношении нескольких глав муниципальных образований Курганской области, злоупотреблявших своим должностными полномочиями в сфере земельных отношений.

К тому же, передача вышеуказанных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации может спровоцировать сокрытие фактов причинения вреда почвам (в том числе и в результате загрязнения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами), что будет выражаться в не принятии к нарушителям мер направленных на возмещение нанесенного почвам ущерба.

– А как часто ваше ведомство рассматривает результаты проверок хозяйствующих субъектов, проведенных органами муниципального контроля?

– В соответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 (далее – Правила), в 2017 году в Управление поступило семь проектов планов проверок на 2018 год, что составляет менее 30% от минимально возможного количества планов по муниципальному земельному контролю. Все проекты Управлением согласованы и касаются только физических лиц.

В течение 2017 года, органами местного самоуправления проведено 87 мероприятий по муниципальному земельному контролю, проконтролированная площадь составила 519,8 га. При этом было установлено 41 нарушение земельного законодательства на площади 314,52 га. В Управление поступил 41 материал по муниципальному земельному контролю. В связи с отказом в возбуждении административных дел, Управлением прекращено 10 материалов, что составило 25% от общего числа, поступивших на рассмотрение материалов.

Для сравнения скажу, что Управлением Россельхознадзора по Курганской области за отчетный период 2017 г. выявлено более 300 нарушений земельного законодательства на площади более 18 тыс. га.

– Нарушение земельного законодательства – это не только зарастание полей сорняками, но и захламление их отходами человеческой жизнедеятельности.

– Вы правы. Зачастую, в результате захламления земель сельскохозяйственного назначения несанкционированными свалками ТБО, органы местного самоуправления сами становятся нарушителями земельного законодательства.

Так, в 2017 году Управлением было выявлено 38 несанкционированных свалок на общей площа-ди 72,9 га. Выдано 27 предписаний о их ликвидации. В результате принятых Управлением мер, в 2017 году ликвидировано 11 несанкционированных свалок бытовых отходов на общей площади 14,24 га.

Кроме того, нами выявлялись случаи, когда органы местного самоуправления, в целях легализации несанкционированных свалок, под предлогом «временного складирования бытовых отходов» изменяли вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, на вид разрешенного использования «не связанного с сельскохозяйственным производством».

Но мы-то все знаем, что от временного до постоянного всего один шаг.

Правда, надо сказать, что сегодня сделать такое на законных основаниях невозможно, по причине полного запрета. В соответствии с требованиями ч. 4 ст.78 Земельного кодекса РФ, которая гласит: «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии менее тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства».

Учитывая вышеизложенное, Управление Россельхознадзора по Курганской области считает, что в Российской Федерации существует объективная необходимость осуществления контрольно-надзорных полномочий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исключительно на федеральном уровне.

Считаем, что передача полномочий по осуществлению государственного земельного надзора в полном объеме на региональный и муниципальный уровни на данный момент преждевременна и не даст должного эффекта.

– Сергей Владимирович, спасибо вам за столь подробное раскрытие наболевших вопросов. Искренне надеемся, что ваши предложения будут рассмотрены, а чаяния услышаны.

Подготовила Фиала Баскакова,
специально для журнала «Нивы России»
Информационное агентство «Светич»
Журнал «Нивы России» №3 (158), апрель 2018

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.


Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.


Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

  • Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
  • Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.


Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания органа госземнадзора или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.


Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.


Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.12.2017) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ .
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (первая часть) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 05.02.2018) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ .
  4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп. вступ. в силу с 03.07.2016) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/ .

Читайте также

Садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ): изменения 2018

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Если заняли участок: что делать при самовольном занятии вашего участка (2017)

Самовольное занятие чужого земельного участка может быть умышленным или неумышленным, может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Но при выявлении фактов самозахвата территории нужно принять меры по приведению ситуации в легальное правовое поле. Если вас каким-либо образом коснулась проблема захвата земли (захватили ваш участок или вы обнаружили, что нарушили чужие границы), рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

Вентиляция в частном доме: схемы (2017)

Парадокс, но грамотной вентиляционной системы нет в большинстве частных домов. Причем, речь идет не только о домах, построенных 50-60 лет назад, а и о современных коттеджах. С ростом популярности окон ПВХ и металлических дверей проблема только усугубляется - из-за высокой герметичности оконных и дверных проемов нет притока свежего воздуха в комнаты. Сам дом часто напоминает «газовую камеру» с застоявшимся воздухом и специфическим запахом. Как решать проблему?

Садовые дорожки - часть ландшафтного дизайна. Они делают дачный участок ухоженным и привлекательным, облегчают перемещение по территории. В нашей статье мы собрали подробные инструкции, фотографии и видео, как сделать дорожки своими руками.

Дорожки на даче своими руками: эконом-варианты с фото и видео

Садовые дорожки - часть ландшафтного дизайна. Они делают дачный участок ухоженным и привлекательным, облегчают перемещение по территории.

В нашей статье мы собрали подробные инструкции, фотографии и видео, как сделать дорожки своими руками.

Эконом-варианты дорожек на даче своими руками

Для обустройства садовых дорожек используются разные материалы, но есть общие требования, которым они соответствуют:

Эстетика

Безопасность

Устойчивость к влаге

Ремонтопригодность

Всесезонность

Прочность

Простой уход

Садоводы и дачники делают дорожки из бетона, дерева, природного камня, тротуарной плитки и других материалов. Посмотрите, как они выглядят.

Дорожка из бетона с использованием готовых форм

Дорожка, вымощенная природным камнем

Садовая дорожка из дерева

Дорожка из бетона и тротуарной плитки

Дорожка из бетона, имитирующего природный камень

Дорожка из гравия

Комбинированная садовая дорожка из камня и щебня

Еще один вариант комбинирования щебня, камня и тротуарной плитки

Дорожка из тротуарной плитки

Дорожка из клинкерного кирпича

Дорожка из камня

В идеале садовые дорожки сочетаются с наружной отделкой дома и дополняют ландшафт. Материал для дорожек подбирают с учетом предполагаемой нагрузки.

Декоративные тропинки редко используются по назначению. Для них подходят сыпучие материалы: гравий, песок, щебень.

Передвигаться лучше по дорожкам из прочного бетона, кирпича или тротуарной плитки. Парковку для машин рекомендуется вымащивать бетоном, брусчаткой или камнем.

Бетонные дорожки на даче своими руками

Садовые дорожки из бетона практичны, долговечны, выдерживают большую нагрузку. Шероховатая поверхность бетонных покрытий не скользит.

Такие дорожки обустраивают двумя способами: с помощью опалубки или специальных форм.

Заливка с опалубкой

Сначала подготовьте основание: снимите верхний слой земли и утрамбуйте его. Дальше действуйте по схеме.

Серый бетон смотрится скучно, но есть способы его облагородить.

На небольших участках прокладывайте извилистые дорожки с плавными поворотами и изгибами. Это визуально расширит пространство.

Добавьте пигмент в бетонную смесь, чтобы окрасить дорожку в нужный цвет. Красящие пигменты вводите на стадии приготовления смеси для заливки.

Проявите фантазию, и серый бетон превратится в имитацию дикого камня, как на фотографии ниже. Для этого нужен острый нож и твердая рука, чтобы проложить бороздки в форме камня на поверхности, когда бетон уже схватился, но окончательно не затвердел.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=vTUxpgtgZoA

Заливка в специальные формы

Пластиковые формы для заливки бетона продаются в строительных и садовых магазинах.

Подготовьте основание для дорожки. Для этого углубитесь в грунт на 10 см. Далее утрамбуйте грунт и уложите подушку из песка и щебня. Если вы добавляете в бетонную смесь щебень, делайте песчаное основание.

Смочите подготовленное основание водой, а формы для заливки обработайте специальной смазкой с внутренней стороны.

Затем поместите формы в песчаную подушку, вдавите их так, чтобы верхняя часть выступала над грунтом на 0,5 — 1 см.

Приготовьте бетонную смесь, добавьте в нее пластификатор для придания дорожке прочности, введите цветной пигмент (не обязательно) и залейте в формы так, чтобы бетон равномерно распределился по всей площади. Выровняйте верхний слой шпателем или мастерком.

Через 30 — 40 минут, когда бетон схватится, аккуратно снимите формы, укройте дорожку пленкой на 1-2 суток. Ходить по дорожке можно через 5 дней.

Видео тематического мастер-класса в помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=-BxEgbCAvII

Дорожки из плитки на даче своими руками

Для садовых дорожек используется тротуарная плитка разного дизайна, цвета и размера. Она укладывается на подготовленное основание с песчаной подложкой, как на схеме ниже.

Для укладки часто используются плитки 40×40 см. Большой размер сокращает время на обустройство садовых дорожек. Плитку укладывают так, чтобы расстояние между ее центрами было не больше шага.

Зазоры на местах стыковки заполняются песком, а края дорожки с обеих сторон ограничиваются бордюрами.

Преимущество тротуарной плитки в том, что она сочетается с загородными домами и дачами любого стиля, вписывается в простой и сложный ландшафты.

Деревянные дорожки на даче своими руками

Деревянные дорожки на даче выглядят естественно, стильно и долговечно. Садовые дорожки на даче изготавливают из обыкновенных досок толщиной не меньше 5 см. Возиться с ними придется меньше, чем с поштучной укладкой отдельных спилов. Преимущество таких деревянных троп - быстрый монтаж и аккуратный внешний вид. Изготовление начинается с подбора материалов и инструментов. Недорогие и распространенные пиломатериалы - доски из хвойных пород дерева. Лучше выбрать лиственницу, но себестоимость в этом случае будет выше.

Дерево обрабатывают по стандартной схеме: антисептиком, а затем покрывают лаком или краской - для дальнейшей защиты. Прозрачный лак подчеркивает текстуру древесины, а цветная краска расставляет акценты. Доски нарезают на отрезки одинаковой длины. Для дорожек сложной формы длина каждой дощечки подбирается индивидуально.

Основание тропинок из натурального дерева, как и для деревянной дорожки из спилов, делают из песчано-щебневой подушки. Подготовительные работы выполняют в следующей последовательности: разметка, котлован, геотекстиль, слой щебня, слой песка, утрамбовка.

Затем доски укладывают на основание или располагают их на возвышении - специально устроенном каркасе. Доски, уложенные в грунт, смотрятся естественно и непринужденно, но такая деревянная дорожка портится быстрее. Конструкция на каркасе будет прочнее и долговечнее, одним словом - капитальная. Такая задумка требует больше усилий.

https://www.youtube.com/watch?v=UENusTR1VOY

Устройство садовой дорожки из деревянных спилов напоминает брусчатку. Вместо камней укладывают плоские деревянные плашки одинаковой высоты. Для создания плотной дорожки чередуют большие спилы с пеньками маленького диаметра, свободное пространство заполняют большими ветками.

Из обыкновенных пеньков или срезов дерева получаются симпатичные извилистые тропинки. Правильно подберите материал, разберитесь в методиках укладки, и у вас получится сделать садовую дорожку из спилов дерева своими руками в саду или на даче.

Уделите внимание подготовке дерева. Необработанная древесина быстро придет в негодность, и дорожку из колец дерева придется переделывать. Для начала выберите породу древесины. Подойдут:

дуб

сосна

лиственница

береза

бук.

Разница между древесиной твердых пород (лиственница, бук, дуб) и остальными видами заключается в сроке службы. Лиственница прослужит 25 лет, сосна будет в эксплуатации 5 — 7 лет.

Используйте сухое дерево без следов вредителей. Поленья распустите на плашки одинаковой высоты. Оптимальный размер - 15 см. Для удобства используйте шаблон. Если делаете заготовку самостоятельно, следите, чтобы спил производился строго перпендикулярно бревну. Нарезанные «блинчики» отсортируйте по размеру, треснутые экземпляры удалите. Очистите колечки от коры.

Далее обработайте спилы дерева для дорожек, чтобы защитить их от гниения и разрушения. Элементарный метод - обработка олифой. Доведите олифу до кипения, затем окунайте каждую плашку в горячее масло. Кипящее вещество запечатывает поры дерева и препятствует попаданию внутрь влаги - первого врага деревянных изделий. Недостатки этого метода: долго и опасно. Горячей олифой можно обжечься.

Другой вариант - специальные составы. Вооружитесь кистью или пульверизатором и обработайте дерево противогрибковым средством. После профилактической обработки дайте дереву высохнуть.

Подготовка основания под мощение

После подготовки материала приступайте к устройству тропинки. Не торопитесь укладывать дорожку из спилов дерева. Сначала выполните подготовительные и земляные работы:

Разметьте дорожку в саду

Снимите верхний слой грунта

Выройте траншею

Устройте гидроизоляцию

Подготовьте основание.

Теперь можно браться за лопаты. Не делайте траншею глубокой. Прибавьте к высоте плашек 10 см - такая глубина будет оптимальной.

Уложите в траншее гидроизоляционный слой. Некоторые применяют пленку, рубероид, но лучше в таких случаях брать геотекстиль. Этот материал не допускает застаивания воды и прорастания сорной травы.

На гидроизоляцию насыпьте слой гравия в 10 см - это дренаж для отвода воды. Утрамбуйте и засыпьте на 5 — 10 см песком.

Намочите песок, чтобы лучше утрамбовать и выровнять основание под садовую тропинку из пеньков. В мокром виде песок трамбуют руками.

Древесину укладывают с соблюдением узора или в произвольном порядке. Бревнышки ставятся на песчаную подушку, затем их утрамбовывают и выставляют по уровню. В зазоры засыпают песок или щебень. Для швов сверху подходят мульча, древесные опилки, галька, мох.

Сухой ручей своими руками: оформляем дачный участок в японском стиле

Сухой ручей — это имитация русла высохшего ручья, которая часто используется в ландшафтном дизайне. Такой прием позволяет не только придать участку особое очарование, но и скрывает возможные дефекты рельефа. При правильном проектировании он визуально расширяет пространство, делая его более органичным.

Стаканчики для рассады своими руками: фото, видео

Каждый дачный сезон огородники начинают с выращивания рассады в собственной квартире. Подоконники загромождаются невероятным количеством банок-склянок и всевозможных пакетов разных размеров, форм и конструкций. Ассортимент покупных рассадных контейнеров и горшков достаточно велик.

Государственной Думой 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон от №354 – ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства России.

Срок освоения земель теперь сокращен до одного года, а надзорный орган получил право проводить проверку и без участия представителя юридического лица или предпринимателя. О том, что ситуацию, связанную с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения необходимо в корне менять, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал понять в своем послании к Федеральному собранию РФ.

В связи с чем было предложено активизировать работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев. Правительством РФ в соответствии с предложениями Россельхознадзора был подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, которые были одобрены и введены в действие в 2015 году.

Тогда была значительно ужесточена мера административной ответственности, как за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, так и за использование их с нарушениями законодательства РФ.

Например, минимальный размер административного штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ, в том числе связанных с обязательным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, увеличился в отношении физических лиц с 1 000 до 20 000 рублей; в отношении юридического лица - с 40 000 до 400 000 рублей.

Кроме того, впервые мера административной ответственности за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения увязана с размером площади участка и его стоимостью. Отметим, что с апреля 2015 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.

С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111 до 135 рублей.

Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ. В этом случае налоговая ставка в среднем уже варьируется от 555 до 675 рублей за 1 гектар.

Так в 2015 году налоговой службой по результатам проверок Россельхознадзора было доначислено за 2014 год более 180 тысяч рублей - по четырем фактам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается административной ответственности за нарушение земельного законодательства, наряду с усилением ответственности, законодатель предоставил право должностному лицу, принимающему решение о привлечении виновного лица к ответственности, с учетом исключительных обстоятельств снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный Административным Кодексом, но не более чем на 50%.

Таким образом, минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение 3-х и более лет подряд, не может быть ни при каких обстоятельствах ниже 3000 рублей в отношении физического лица; 25 000 рублей - для должностного лица и не менее 100 000 рублей - для юридического лица.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на принудительное изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, Государственная Дума приняла Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 354 - ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ.

На основании внесенных изменений земельный участок может быть изъят у собственника в трех случаях:

1) Когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства, либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение 3-х лет. В этот период ранее не включался срок, необходимый для освоения земельного участка, продолжительность которого для земель сельскохозяйственного назначения до 04.07.2016 г. не могла быть более 2-х лет.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Но здесь необходимо учесть одно весьма существенное обстоятельство, которое относится только к земельным участкам в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Неиспользование земельного участка в течение 3-х лет должно быть непрерывным, т.е. подряд в течение всего установленного срока. Данное требование, подтверждающее наличие непрерывного неиспользования земельного участка в течение 3-х лет, как основание для принудительного изъятия, не распространяется на земельных участках, предназначенных для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства.

2) Вторым основанием для принудительного изъятия является использование земельного участка не по целевому назначению в течение 3-х и более лет.

Для земельных участков сельскохозяйственного назначения данное обстоятельство может послужить основанием для принудительного изъятия только при непрерывном нецелевом использовании, в течение всего установленного срока, или неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с момента выявления факта нецелевого использования данного участка.

3) Третьим основанием является использование земельного участка, приводящее к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, либо причинения вреда окружающей среде.

Критериями существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения считается снижение уровня плодородия по трем основным показателям: снижение содержания в почвах гумуса (азота) на 15% и более, а также снижение содержания подвижного фосфора и обменного калия на 25% и более.

Одним из обязательных условий, при несоблюдении которого неиспользуемый по целевому назначению или используемый с нарушениями требований Российского законодательства земельный участок может быть изъят в судебном порядке, является неисполнение предписания, выданного надзорным органом об устранении допущенного нарушения в течение года с момента обнаружения правонарушения.

Кроме того, в соответствии с внесенными в 2016 г. изменениями, Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за неосвоение земельного участка сельскохозяйственного назначения по истечении года с момента регистрации права собственности по результатам публичных торгов на основании решения суда об изъятии земельного участка, или с момента выявления факта неиспользования в течение 3-х лет подряд на основании выданного надзорным органом предписания.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для физических лиц не менее 2 000 рублей, для юридических лиц - не менее 100 000 рублей.

И в заключение необходимо обратить внимание на два обстоятельства, которые претерпели изменения на основании вышеуказанного ФЗ № 354, вступившего в законную силу 04.07.2016 г. Если ранее, в соответствии с требованиями статьи 15 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», надзорный орган был не вправе проводить проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя.

В связи с чем эти лица могли попросту игнорировать проверку. За это им грозила незначительная административная ответственность в виде штрафа -10 000 рублей. По сравнению с санкциями, предусматривающими штраф за нарушения, которые могли быть выявлены в ходе проверки, например, для юридического лица от 400 000 до 700 000 рублей за невыполнение установленных требований по обязательному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Сейчас это требование об обязательном присутствии представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки исключено, правда, только при проведении проверок по соблюдению земельного законодательства.

Таким образом, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности на основании результатов проверки, проведенной без его участия, но только при надлежащем уведомлении о дате, времени и месте проведения проверки.

И наконец, самое главное - для субъектов малого и среднего бизнеса, причем как для юридических лиц, так и для их работников, законодательно предусмотрена обязанность (необходимо подчеркнуть – не возможность на усмотрение должностного лица, рассматривающего административное дело, а именно обязанность) замены административного штрафа на предупреждение за совершенное впервые административное правонарушение, относящееся к компетенции надзорного органа, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, в том числе в сфере земельных отношений.

Но это обстоятельство учитывается только в случае, если совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде и не может быть отнесено к физическим лицам, не связанным трудовыми отношениями с субъектами малого и среднего бизнеса, при проверке которых выявлено правонарушение.

И еще один весьма существенный момент, на который следует обратить внимание. Впервые законодатель вводит с целью сохранения земель сельскохозяйственного назначения понятие тридцатикилометровой зоны от границ сельских населенных пунктов на территории, которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Исчерпывающий список, включающий 18 видов разрешенного использования земельных участков, связанных с ведением сельского хозяйства, установлен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540.

Это означает, что в этой зоне с настоящего времени нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования на иной вид, например, для ведения дачного хозяйства или садоводства, огородничества или иного вида, не связанного с ведением сельского хозяйства.

Данная норма не имеет обратной юридической силы и не распространяется на те решения, которые были приняты уполномоченными органами до вступления в законную силу ФЗ № 354 от 03.07.2016 г.

Сергей Извеков, начальник отдела

государственного земельного надзора

Управления Россельхознадзора по Курганской области

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения

«Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности». Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018..

При этом в вышеназванный срок не включается время, в течение, которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка, который не может составлять более чем два года.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.

Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 18. - Ст. 2230..

В соответствии с указанным Перечнем неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Надзорные государственные органы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляют нарушения земельного законодательства с учетом вышеперечисленных критериев на соответствующем виде угодий.

Изъятие земельного участка осуществляется уполномоченным государственным органом (органы Росреестра) только в судебном порядке. При этом обращению в суд предшествует обязательная проверка со стороны органов Росреестра по факту неиспользования земельных участков. В случае установления факта нарушения земельного законодательства и признания лица виновным выносится постановление о назначении административного штрафа (от 2 000 руб. до 5 000 руб. для физических лиц). Одновременно выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока устранения нарушения. Материалы проверки направляются должностными лицами Росреестра в уполномоченный орган субъекта РФ.

В том случае, если собственник земельного участка в срок, который устанавливается в выдаваемом предписании, не устранил нарушения земельного законодательства, выявленные проверяющим органом, уполномоченный орган субъекта РФ вправе обратиться в суд с заявлением об изъятии земельного участка у нарушителя и его продажи с публичных торгов.

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018. муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей.

Подчеркнем, что главной проблемой при подготовке искового заявления является доказательство отсутствия у умерших собственников невостребованных земельных долей правопреемников (наследников).

Приведу пример из судебной практики.

«Так, администрация Брянской области обратилась в суд с иском к Администрации Климовского района Брянской области, в котором указывает, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и на основании Постановления администрации Климовского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, граждане А.А.Г., Б.М.Д. и другие всего 21 человек, ныне умершие, имели право на условные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения по «...» га («...» кв.м.) каждый, в границах ООО «С.», Климовского района, Брянской области. На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал.

С момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не распоряжались земельными долями и не использовали их в соответствии с целевым назначением, в том числе более трех лет.

В связи с этим истец просит суд:

1) изъять из долевой собственности в счет 21 невостребованной земельной долей земельные участки: с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля.

2) прекратить право долевой собственности граждан на 21 земельные доли по «...» га (или «...» кв.м.) в границах ООО « С.» Климовского района Брянской области.

3) признать право государственной собственности Брянской области на следующие земельные участки: с кадастровым номером № расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рублей; с кадастровым номером №, расположенный «адрес», площадью «...» кв. м, кадастровой стоимостью «...» рубля» Апелляционное определение Брянского областного суда от 09.08.2012 по делу № 33-2430 (12) [Электронный ресурс] // Доступ справочно-правовой системы Консультант Плюс. // Режим доступа // http: www.consultant.ru / .

Решением Климовского районного суда Брянской области от 31 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации Брянской области Дашунина Н.С. просит отменить решение суда, указывая, что доводы суда о том, что земельные доли, в счет которых истец имеет намерение изъять земельный участок, не признаны в установленном порядке невостребованными, является необоснованным, поскольку с момента приобретения прав на указанные условные земельные доли по настоящее время ни указанные граждане, ни их правопреемники не распоряжались ими и не использовали их в соответствии с целевым назначением, в том числе более трех лет.

На день смерти указанных граждан с ними никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства, в наследственные права никто не вступал, что подтверждается списком собственников невостребованных условных земельных долей, представленным сельским поселением.

Кроме того, в «Земельной газете» ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано объявление с предложением собственникам в течение 90 дней заявить о своем желании воспользоваться правами собственников невостребованных земельных долей. Заявлений от заинтересованных лиц в установленный законом срок не последовало. Считает, что указанные обстоятельства подлежат исследованию в судебном заседании.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае не использования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что земельные доли, в счет которых истец имеет намерение изъять земельный участок, не признаны в установленном порядке невостребованными.

«На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец не предоставил суду достаточных данных, свидетельствующих об отсутствии материального правопреемства после смерти лиц, за счет земельных долей которых истец хочет изъять земельный участок» Апелляционное определение Брянского областного суда от 09.08.2012 по делу № 33-2430 (12) [Электронный ресурс] // Доступ справочно-правовой системы Консультант Плюс. // Режим доступа // http: www.consultant.ru / (Приложение 2).

При отсутствии сведений о наличии или отсутствии наследников после смерти собственников невостребованных земельных долей исковые требования, обращенные к умершим, удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены ненадлежащим ответчикам.

Исходя из сложившейся судебной практики, право муниципальной собственности на земельные участки можно признать на невостребованные земельные доли при отсутствии правопреемников. Из вышесказанного следует, что в настоящее время в судебном порядке весьма проблематично признать право муниципальной собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей.

Наложение ареста на земельный участок

Нормы ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532., посвященные порядку обращения взыскания на имущество должника-гражданина, направлены, с одной стороны, на то, чтобы взыскатель в итоге смог получить причитающееся ему имущество в соответствии с судебным решением, а с другой - на защиту прав должников при исполнении судебных актов. Однако практика показывает, что формулировки соответствующей нормы зачастую используются как способ уклонения от исполнения.

Абзацы 1 и 3 п. 1 ст. 446 ГПК РФ закрепляют, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на земельные участки, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности и использование которых не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Целевое использование земли - не только принцип земельного законодательства (ст. 7 ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.), но и прямая обязанность собственника (ст. 42 ЗК РФ). Неисполнение данной обязанности может повлечь за собой определенные негативные последствия для собственника. Ст. 44 ЗК РФ в совокупности со ст. 284 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

закрепляют, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для жилищного строительства и не используется для соответствующей цели более трех лет.

Кроме того, применение судом такой обеспечительной меры по иску, как арест земельного участка, служит дополнительным доказательством правомерности действий судебного пристава исполнителя: нелогично арестовывать в качестве обеспечительной меры то, на что после вступления в законную силу решения суда нельзя обратить взыскание.