Подлежит ли лицензированию оценочная деятельность. Как получить лицензию на оценочную деятельность

Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса является приоритетным направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Закона N 135-ФЗ были разработаны Государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков, утвержденные Минобразования России 12.05.2000. Кроме того, Распоряжением Минимущества России от 03.11.2000 N 946-р создана комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности в целях повышения качества осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации, обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, достижения высокого уровня подготовки специалистов в области оценочной деятельности. Программы, выносившиеся на согласование образовательными учреждениями, также учитывали разделение оценочной деятельности на виды и теперь пересмотрены.

Распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 N 500-р установлена необходимость для соискателей с 10 февраля 2002 г. представлять в Минимущество России копии документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными Минимуществом России программами, которые перечислены в Приложении N 1 к данному Распоряжению. Например , программы профессиональной переподготовки, предусматривающие количество аудиторных часов более 800 ("Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"), а также программы основного высшего образования по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Оценка собственности".

Приложение N 2 к Распоряжению N 500-р содержит перечень образовательных программ, дипломы об обучении по которым могут быть использованы для поддержания лицензий на осуществление оценочной деятельности, полученных до 10 февраля 2002 г. и предусматривающих разделение на работы (услуги). Это, например, оценка стоимости недвижимости с количеством аудиторных часов более 500.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на официальном сайте Министерства в сети Интернет (www.mgi.ru).

Осуществление такого вида предпринимательской деятельности, как оценочная деятельность, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования является в соответствии со ст.171 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконным предпринимательством. Если оценщиком заключен договор на оценочную деятельность без соответствующего разрешения и извлечен доход по этому договору в крупном размере (свыше 200 МРОТ), то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Кроме того, в соответствии со ст.ст.28.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности, уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях в случае обнаружения фактов осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и составлять протоколы об административных правонарушениях, которые затем передаются для рассмотрения дел в суды.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 20 до 25 МРОТ — на граждан;

от 400 до 500 МРОТ — на юридических лиц.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в размере:

от 15 до 20 МРОТ — на граждан;

от 300 до 400 МРОТ — на юридических лиц.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании на Минимущество России возложены функции по лицензированию оценочной деятельности, в том числе по контролю за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности (лицензиатами). В целях обеспечения выполнения возложенных полномочий Минимуществом России принято Распоряжение от 02.09.2002 N 3061 "О предоставлении информации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление оценочной деятельности". В соответствии с этим Распоряжением информация должна представляться в адрес Минимущества России за 2001 г. до 1 ноября 2002 г., за 2002 г. и последующие годы — до 1 мая года, следующего за годом, за который представляется информация. Объектом контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении ими оценочной деятельности. Мероприятия по контролю включают документальную проверку деятельности лицензиатов, проведение экспертиз отчетов по оценке стоимости объектов оценки, составление актов и принятие решений.

Мероприятия по контролю осуществляются на основе:

сводного плана проверок, утвержденного Минимуществом России;

заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов Минимущества России и органов местного самоуправления, а также по представлению сведений структурных подразделений об отчетах по оценке стоимости объектов оценки, используемых в работе Минимущества России.

Если заявление не позволит установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, или в заявлении юридического или физического лица не указывается мотивированное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, то мероприятия по контролю не будут проводиться.

Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановое мероприятие по контролю проводится не чаще одного раза в два года.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции лицензирующего органа;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении проверки должны запрашиваться исключительно те документы, которые имеют отношение к проверке лицензиата, например:

договор об оценке объекта оценки;

приложения и изменения к данному договору;

отчет об оценке объекта оценки;

договор (страховой полис) страхования гражданской ответственности оценщика;

учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями к ним; свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;

копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом, и др.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. Если лицензиат не согласен с актом проверки, то он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

а) непредставление в срок документов, затребованных территориальным органом Минимущества России;

б) установление факта представления в территориальный орган Минимущества России недостоверной информации;

в) несообщение в установленный срок в территориальный орган Минимущества России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);

г) отсутствие у лицензиата договора (страхового полиса) страхования гражданской ответственности оценщика;

д) обнаружение факта отсутствия в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности;

е) иные нарушения действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением N 519.

В случае обнаружения нарушения может быть вынесено:

решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения с указанием срока их устранения; срок устранения не может превышать 6 месяцев;

предупреждение лицензиату о приостановлении действия лицензии; при этом лицензиат обязан исправить нарушения, которые могут повлечь приостановление действия лицензии;

решение об утрате юридической силы лицензии (в случае обнаружения в ходе проверки данных о ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя);

решение о приостановлении лицензии; лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений (два и более раза) или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

решение об обращении в суд с исковым заявлением об аннулировании лицензии.

Основанием для приостановления действия лицензии являются выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае приостановления действия лицензии срок, на который выдана лицензия, не продлевается, плата за возобновление действия лицензии не взимается. Лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, и направить в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок указанные обстоятельства не будут устранены, лицензия в установленном порядке аннулируется.

Лицензирующий орган в течение 3 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных обстоятельств и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо о невозможности возобновления действия лицензии. Лицензия считается возобновленной с даты принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Об указанном решении лицензиат уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия решения.

Основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии указываются в реестре лицензий. Документ, подтверждающий устранение указанных обстоятельств, определяется лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении действия лицензии. Для установления факта устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензиат имеет право требовать проведения независимой экспертизы.

Приостановление действия лицензии означает запрещение лицензиату заключать договоры о проведении оценки объекта оценки. Представление лицензиатом в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии. Действие приостановленной лицензии возобновляется с момента издания соответствующего приказа Минимущества России.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Аннулирование лицензии влечет за собой прекращение права лицензиата осуществлять оценочную деятельность и исключение лицензиата из реестра лицензий.

В заключение отметим, что целью мероприятий по контролю за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий являются формирование рынка высококачественных услуг, предоставляемых оценщиками, и защита интересов потребителей этих услуг.

Департамента экономики

и регулирования оценочной деятельности

Минимущества России

Профессиональная деятельность в качестве оценщика в обязательном порядке подлежит лицензированию, которое утверждается Правительст­вом РФ. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» (ста­тья 24) установлено три основных требования к лицензированию оценоч­ной деятельности:

1) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (для юридического лица — наличие государственной регистра­ции в качестве юридического лица);

2) наличие документа об образовании, подтверждающего получение
профессиональных знаний в области оценочной деятельности (для юридического лица — наличие в штате не менее одного работника, имеющего соответствующий документ об образовании);

3) уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной дея­тельности.

Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельнос­ти, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» и законодательством Российской Фе­дерации о лицензировании.

Профессиональный оценщик и юридическое лицо могут быть лишены лицензии на осуществление оценочной деятельности. Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;

— признания в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося ин­дивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтвержда­ющего получение профессиональных знаний в области оценочной деятель­ности; если оценщиком является юридическое лицо — признания недействи­тельным документа об образовании работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий по­лучение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

— выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, пре­доставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;

— несоблюдения требований, установленных законодательством Рос­сийской Федерации;

— решения суда, арбитражного суда, третейского суда.

Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной дея­тельности может быть представлено уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными лицами.

Указанный перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изме­нен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

Требования к проведению оценки в соответствии

Со стандартами оценки

Важнейшее место в нормативно-правовой и информационной базе оценочной деятельности занимают постановление Правительства Россий­ской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 об утверждении стандартов оцен­ки и стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценоч­ной деятельности (утвержденные этим постановлением).

Утвержденные постановлением Правительства РФ стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельно­сти при определении цели оценки, вида стоимости объекта оценки, подхо­дов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки имущества.

При проведении оценки объекта на основании определения суда, арби­тражного суда, третейского суда или решения уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Фе­дерации оценщик обязан использовать вид стоимости объекта оценки, указанный в соответствующем определении или решении.

При подготовке и составлении отчета об оценке оценщик обязан ис­пользовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оцен­ке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В стандартах оценки определена рыночная стоимость объекта оценки и приведены виды стоимости объекта оценки, отличные от ры­ночной стоимости.

Лицензия на оценочную деятельность

Кроме этого, в стандартах даны определения трех подходов к оценке имущества (затратного, сравнительного и доходного) и следующих терминов: «метод оценки», «дата проведения оценки», «цена», «аналог объекта оценки», «срок экспозиции объекта оценки», «итоговая величина стоимости объек­та оценки», «экспертиза отчета об оценке».

Метод оценки — способ расчета стоимости объекта оценки в рамках од­ного из трех подходов к оценке имущества.

Дата проведения оценки — календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

Цена — денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект оценки или его аналог.

Аналог объекта оценки — сходный по основным экономическим, матери­альным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объ­ект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.

Срок экспозиции объекта оценки — период времени начиная с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

Итоговая величина стоимости объекта оценки — величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобще­ния результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

Экспертиза отчета об оценке — совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требова­ний законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используе­мой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке.

Проведение оценки имущества профессиональным оценщиком вклю­чает в себя следующие этапы:

а) заключение с заказчиком договора об оценке объекта (объектов)
имущества;

б) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

в) анализ рынка, к которому относится объект оценки;

г) выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оцен­ке и осуществление необходимых расчетов;

д) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки
(согласование результатов, полученных в рамках разных подходов к оценке имущества);

е) составление и передача заказчику отчета об оценке.

Оценка объекта оценки может проводиться профессиональным оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Фе­дерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирова­ния оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к до­говору об оценке и к отчету об оценке, а также о стандартах оценки.

Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

Оценщик осуществляет сбор и обработку:

— правоустанавливающих документов, сведений об обременении объек­та оценки правами иных лиц;

— данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

— информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

— информации, необходимой для установления количественных и каче­ственных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимо­сти, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объ­ект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает выбор таких аналогов для исполь­зования информации об их стоимости в расчетах стоимости оцениваемого объекта.

Оценщик осуществляет в отношении объекта оценки необходимые расчеты стоимости того или иного вида (вида стоимости, выбранного и обоснованного оценщиком) с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшаю­щих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рис­ков), и другой информации, которая важна для определения стоимости объекта оценки.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оцен­ке результатов определяет итоговую (согласованную) величину стоимос­ти объекта оценки.

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмо­трено иное, например, с указанием точности расчетов и интервала воз­можных значений рассчитанной величины стоимости.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установлен­ных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ», стандар­тами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельно­сти в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления от­чета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Лицензии

Внимание!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которым по каким то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред.

Как вывести оценщика на чистую воду.

Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • оценочная деятельность ;

Таким образом, все требования различных органов особенно нотариусов предоставит лицензию, да еще и нотариально заверенную — не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой .

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.

Подробности

Без образования и лицензии мечта стать оценщиком так и останется мечтой. Где же и как получить лицензию оценщика и насколько сложен процесс получения сертификата оценщика? Давайте узнаем подробнее.

Хорошая новость в том, что для ведения частной практики лишь ранее оценщику требовалась Лицензия на разрешение деятельности. Грустная новость в том, что на смену лицензии пришло Свидетельство, которое выдается оценочными организациями.

Таким образом, получение какого-либо документа является обязательным. И пусть сегодня это и называется сертификатом, по своей сути, от лицензии сертификат отличается очень мало.

Как же получить лицензию оценщика?

Деятельность частного специалиста по оценке имущества, автотранспорта, бизнеса без лицензии сегодня неправомерна. Лицензия (сертификат) подходит для оценщика любой специализации.

Для получения документа в лицензионную организацию нужно предоставить следующие документы:

  • заявление по форме;
  • копии, подтверждающие правомерность работы оценщиком;
  • трудовые договоры, если оценщик работает в государственной организации.

Других документов организация не вправе требовать.

Лицензия оценщика недвижимости

Для того, чтобы осуществлять полноценную деятельность оценщика недвижимости, нужна соответствующая лицензия. Такой документ является бессрочным.

Важное примечание. Многие оценщики считают, что, получив документ, можно прерывать свою деятельность и вспоминать о документе только тогда, когда он потребуется. Конечно, каждый специалист имеет право работать по специальности или нет. Однако, если не заниматься деятельностью оценщика, будет утеряна квалификация и начинать специалисту придется с нуля.

Таким образом, несмотря на бессрочность лицензии, она действительна лишь тогда, когда у вас есть рабочая деятельность. Стоит ее прекратить и вы потеряете квалификацию, а вместе с ней и лицензию.

Сертификат оценщика: как его получить?

Опираясь на действующее законодательство, следует отметить, что оценочная деятельность должна осуществляться на профессиональном уровне, а для этого нужен соответствующий документ - сертификат оценщика.

Сертификат – государственный документ - выдается после обучения на соответствующих курсах. Время обучения разное, но не меньше десяти дней. Для получения этого документа необходимо пройти следующие этапы:

  • собрать и подать документы в школу профессионального образования, где организованы соответствующие курсы;
  • пройти обучение;
  • сдать необходимые зачеты и экзамены
  • получить свидетельство о квалификации.

К документам, которые необходимо предоставить, относятся:

  • заявление на имя руководителя курсов с указанием специализации;
  • выписка, подтверждающая регистрацию деятельности оценщика;
  • отчет по оценке недвижимости, которую проводил этот специалист;
  • заверенные копии документов.

Сертификация оценщика

Сертификация оценщика – ответ на конкуренцию на рынке востребованности услуг оценщика. Этот документ свидетельствует о том, что услуги будут выполнены грамотно и качественно. Он подтверждает компетентность специалистов, их знания и квалификацию. Именно это является свидетельством профессионализма специалиста, который подтверждает независимое лицо.

Сертификация оценщика предусматривает проведение экзамена, определяющего компетентность специалиста. По результату выдается соответствующий документ – сертификат, который удостоверяет, что услуга оценщика будет качественной.

Что дает свидетельство оценщика?

Ответ на вопрос, что дает свидетельство оценщика очень прост: без соответствующего документа нельзя заниматься оценочной деятельностью.

Сертификат-эксперта оценщика

Сертификат эксперта оценщика предоставляет специалисту независимость деятельности. Специалист не зависит от начальства, сам выбирает объекты своей работы и распределяет рабочее время. Умение организовать самостоятельную деятельность свидетельствует о том, что оценщик – компетентный профессионал.

Сертификат оценщика-недвижимости

Сертификат оценщика недвижимости может получить человек с высшим образованием, который пройдет соответствующее обучение на курсах. Этот документ даст возможность специалисту работать с банками, обсуждать различные сделки с аудиторами. Оценщик недвижимости подтверждает свое умение анализировать современный рынок недвижимости.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что профессия оценщик сегодня – самая востребованная на рынке труда, но она требует от специалиста окончания соответствующих курсов и получения соответствующих документов. Без Лицензии и Сертификата оценщик не приобретет клиентов.

Довольно часто к нам обращаются люди, требующие перед началом работы по оценке предоставить лицензию на проведение оценочной деятельности. Для каких целей и кто посоветовал запросить такой документ они, как правило, не уточняют, и каждый раз нам приходится ссылаться на законодательство и объяснять что лицензия давно отменена. Вместо лицензии в силу вступили новые, гораздо более жесткие правила проведения работ оценочными компаниями.

Для того чтобы прокомментировать ситуацию мы обратились к директору юридического департамента Центра независимой оценки ИННОВАЦИЯ Дунаевой Маргарите Михаиловне.

Публикуем ответ эксперта:

Итак, закон гласит:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изменениями, внесенными по ФЗ от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18.

Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ). п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности: оценочная деятельность.

Данная формулировка явно отменяет необходимость лицензирования оценщика, и все требования (чаще всего ими грешат нотариусы) являются пустыми, от незнания закона.

Но что же стало взамен лицензии? Как контролировать оценщиков и оценочные компании?

Вместо лицензии - СРО

С 2006 года в ФЗ-135 (Федеральный закон об оценочной деятельности) появились поправки, касающиеся определения "субъект оценочной деятельности". В соответствии с ними оценку имеют право проводить оценщики, состоящие в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), и застрахованные от возможных ошибок в одной из страховых компаний. В свою очередь в СРО оценщик может вступить только получив соответствующее специальное образование, и каждые три года оценщик обязан подтверждать свои знания путем прохождения курсов повышения квалификации.

Оценщик также имеет право осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, в частном порядке. Такую оценку принимают не все инстанции, и практически невозможно получить аккредитацию в крупном банке, однако практика существует.

На сайтах СРО публикуются сведения об оценщиках, в него входящих, указываются нарушения, замечания, дисциплинарные взыскания а также сведения об исключении из членов СРО с указанием причин. Единственно что не указывается - так это положительные стороны работы оценщиков. Почему так - не понятно.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оценочная деятельность (в том числе по оценке движимого имущества) лицензированию не подлежит.

Обоснование вывода:
Требование о лицензировании того или иного вида деятельности может содержаться либо в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо в нормативных актах о конкретных видах деятельности (государственная тайна, кредитные организации, страховая деятельность и т.д.).
Среди видов деятельности, подлежащих лицензированию, перечисленных в ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, оценочная деятельность не упоминается.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. При этом субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ (часть первая ст. 4 Закона N 135-ФЗ). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона N 135-ФЗ (часть вторая ст. 4 Закона N 135-ФЗ). Положений о необходимости лицензирования оценочной деятельности данный нормативный акт не содержит.
Таким образом, для осуществления оценочной деятельности, в том числе и деятельности по оценке движимого имущества, лицензии не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ВОПРОС: задаёт Владимир Сергеевич (7 июля 2008 года)

Добрый день!

Хочу оценить свой загородный коттедж. Обратился в оценочную компанию. На вопрос о наличии у них лицензии на оценочную деятельность мне ответили, что лицензию на оценку отменили.
Так ли это? Не рискую ли я, обратившись в такую компанию? Какие требования установлены законами к оценщикам?

Уважаемый Владимир Сергеевич!

Действительно, лицензирование оценочной деятельности прекращено с ""01"" июля 2006 года (пункт 5.1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ ""О лицензировании отдельных видов деятельности"").

Лица, имевшие по состоянию на ""30"" июня 2006 года лицензии на осуществление оценочной деятельности, были вправе осуществлять ее до ""01"" января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №157-ФЗ от ""27"" июля 2006 года ""О внесении изменений в Федеральный закон ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"".

Согласно статье 15.1. Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" (в ред. от 24.07.2007 № 220-ФЗ), юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:

иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 Федерального закона № 135-ФЗ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации;
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"" (в ред. от 24.07.2007 № 220-ФЗ), субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ.

Таким образом, компания, которая намерена заключить с Вами договор на проведение оценки должна соответствовать следующим требованиям:

1) иметь в штате не менее двух оценщиков;

2) оценщики такой компании должны:

2.1. быть членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
2.2. застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от ""29"" июля 1998 года № 135-ФЗ.

Если все вышеперечисленные требования выполнены, нет причин опасаться.

Заметим, однако, что законодательство, регламентирующее оценочную деятельность, постоянно меняется.

В настоящее время в Конституционном Суде Российской Федерации находится жалоба ""О несоответствии Конституции РФ норм Федерального закона ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"".

В частности в вышеуказанной жалобе заявитель оспаривает конституционность статьи 15 Федерального закона ""Об оценочной деятельности в Российской Федерации"", предусматривающей одним из требований к осуществлению оценочной деятельности для оценщика - членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Заявитель считает, что данные требования Закона нарушают его права, гарантированные ему Конституцией РФ, а именно: Требование обязательного членства в саморегулируемой организации, которое, по его мнению, противоречит пункту 2 статьи 30 Конституции РФ.

Согласно пункту 2 статьи 30 Конституции РФ, ""Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем"".

Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии со статьей 100 Федерального конституционного закона Российской Федерации №1-ФКЗ от ""21"" июля 1994 года ""О конституционном Суде Российской Федерации"", по итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан примет одно из следующих решений:
1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

  • Нужна ли лицензия на оценочную деятельность
  • условия получения лицензии оценщика
  • Где и как получить диплом о переподготовке?
  • Оформление строительной лицензии.
  • Необходимость лицензирования услуг логопедов-психологов