Основы общего руководства по организации тушения пожаров. Основы организации тушения пожаров: изучение закономерностей, элементов, обстановки на пожаре и их ликвидация

Основные задачи Государственного пожарного над­зора (Госпожнадзора) состоят в следующем.

1. Разработка противопожарных правил, норм, технических условий для вновь строящихся и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности для действующих объектов.

    Контроль за соблюдением проектными организациями установленных правил при проектировании новых зданий и сооружений.

    Надзор за противопожарным состоянием действующих объектов.

    Учет и анализ пожаров.

    Противопожарная пропаганда и агитация, которые имеют принципиальное значение, так как свыше 50% пожаров возникают в результате нарушений противопожарного режима.

    Административная работа в виде наложения штрафов, дознания виновников пожаров, приостановки частично или полностью работы объектов, находящихся в угрожающем пожароопасном состоянии.

Важной формой работы органов Госпожнадзора на ВЦ являются пожарно-технические обследования. Различают комп­лексные и контрольные обследования. Комплексное обследование предусматривает детальное изучение противопожарного состоя­ния помещений ВЦ и проводится по ходу технологического процесса обработки информации. Контрольные обследования проводят с целью проверки исполнения ранее выданных предписаний на устранение выявленных нарушений, а также для выявления изменений противопожарного состояния объекта со времени комплексного обследования. Обычно контрольное обследование сводится к осмотру наиболее пожароопасных участков по кратчайшему маршруту.

Ответственность за противопожарное состояние ВЦ возложе­на на начальника и руководителей отдельных подразделений. Для проведения мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности, назначается пожарно-техническая комиссия, в кото­рую входят ведущие специалисты ВЦ.

Большую роль в предупреждении и борьбе с пожарами играют общественные организации: добровольные пожарные общества (ДПО), добровольные пожарные дружины (ДПД), обще­ственные инспекторы по пожарной профилактике. На членов ДПД возложены задачи проведения разъяснительной работы по соблюдению противопожарного режима, надзора за состоянием средств пожаротушения, оказания помощи пожарным подразде­лениям в тушении пожаров и спасении людей. С членами ДПД проводят учебные занятия, они оснащены современной пожарной техникой и спецодеждой.

§ 52. Способы тушения пожаров и огнетушащие вещества

Для прекращения процесса горения используются следующие основные способы.

Охлаждение горящих веществ путем нанесения на их поверхность теплоемких огнетушащих средств (воды, пены и др.) или перемешивания слоев горящей жидкости.

Разбавление концентрации горючих паров, пылей и газов путем введения в зону горения инертных газов (азота, углекислого газа).

Изоляция горящих веществ от зоны горения нанесением на их поверхность изолирующих огнегасительных средств: пены, песка,

Химическое торможение реакции горения путем орошения поверхности горящих материалов или объемного разбавления горючей пыле-, газо- и паровоздушной системы флегматизирую-щими веществами и составами.

Эффективность перечисленных способов пожаротушения зависит от стадии развития пожара, масштабов загорания, особенностей горения различных материалов. В практических условиях происходит комплексное воздействие на процесс горения, когда преобладание того или иного способа зависит от выбранного огнетушащего средства. Рассмотрим характеристики наиболее распространенных огнетушащих средств.

Вода. Вода обладает тремя свойствами огнетушения: охлаждает зону горения, разбавляет реагирующие вещества в зоне горения и изолирует горючие вещества от зоны горения. По сравнению с другими огнетушащими веществами вода имеет наибольшую теплоемкость. Так, 1 л воды при нагревании от 0 до 100 °С поглощает 419 кДж теплоты, а при испарении - 2260 кДж. Превращаясь в пар, вода увеличивается в объеме

В 1750 раз. Смешиваясь с горючими газами и парами, выделяющимися при горении, водяной пар разбавляет их, образуя смесь, не способную гореть.

С помощью пожарных стволов можно сформировать мощные компактные струи воды длиной до 70-80 м, способные механически сбить пламя в трудно доступных местах. Мелкорас­пыленная вода интенсивно образует на поверхности горящих ма­териалов паровое облако, одновременно охлаждая и изолируя их от кислорода воздуха.

Вода является наиболее дешевым и распространенным средством тушения пожаров. Однако имеются определенные ограничения ее применения. Вода тяжелее многих горючих жидкостей (бензина, керосина, эфира, ацетона и др.), поэтому они всплывают на ее поверхность, продолжают гореть и, растекаясь, увеличивают площадь горения.

Природная вода содержит различные растворенные соли и обладает значительной электропроводностью. В связи с этим не следует применять воду для тушения пожаров электроустановок, находящихся под напряжением.

Воду нельзя применять при тушении объектов, содержащих вещества (например, щелочные металлы, карбид кальция, негашеную известь), которые, вступая с ней в реакцию, способствуют распространению пожара, создают опасность взрыва, выделяют взрывоопасные ядовитые газы, другие вредные вещества.

Следует ограничивать применение воды для тушения дорогостоящего электронного оборудования, которое от воздей­ствия воды приходит в негодное состояние.

Воднохимические растворы. Из-за высокого поверхностного натяжения вода обладает малой проникающей способностью в глубь таких плохосмачиваемых материалов, как древесина и древесный уголь, хлопок, шерсть и др., поэтому велики ее непроизводительные потери во время тушения пожаров. Для повышения эффективности тушения в воду добавляют различного рода смачиватели в виде поверхностно-активных веществ типа пенообразователей. Например, введение в воду 0,5...2% смачива­теля позволяет повысить эффект тушения пожаров плохо смачиваемых веществ и материалов почти в 2 раза.

Огнетушащую эффективность воды можно также повысить путем увеличения ее вязкости. В качестве загустителей воды применяют натриевую соль полиакриловой кислоты, метилцеллю-лозу и др. Действие «вязкой» воды заключается в ее способности покрывать тонкой пленкой горящую поверхность и удерживаться на ней.

Огнетушащие пены. Пена представляет собой систему, в которой дисперсной фазой всегда является газ. Пузырьки газа могут образовываться внутри жидкости в результате химичес-

ких процессов или механического смешения воздуха с жид­костью.

При тушении пожара пена, покрывая горящее вещество, изолирует его от окружающей среды, препятствует проникнове­нию горючих газов и паров в зону горения и передаче теплоты из сферы горения к горящему веществу. В процессе разрушения пены образуется жидкая пленка, смачивающая и охлаждающая поверхность горения. Широкое применение нашли два вида огнегасительных пён: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате взаимодействия кислотных и щелочных растворов в присутствии пенообразовате­ля. Практически такую пену получают в эжекторных пеногенера-торах из пенообразующего порошка и воды. Порошок состоит из сухих солей сернокислого алюминия и бикарбоната натрия, а также пенообразующего вещества, например, лакричного экстракта. При взаимодействии с водой они растворяются и немедленно реагируют с образованием двуокиси углерода. Из 1 кг пенообразующего порошка и 10 л воды образуется 40-60 л пены. Пена состоит примерно из 80% углекислого газа (по объему), 19,7% воды и 0,3% пенообразующего вещества и представляет собой пузырьки углекислого газа с оболочкой из воды. Стойкость пены с момента ее образования до полного распада 40 мин.

Воздушно-механическая пена представляет собой механиче­скую смесь воздуха (90-99%), воды (9,7-0,96%), пенообразо­вателя (0,3-0,04%), которую получают путем их интенсивного перемешивания с помощью воздушно-пенных стволов или пеногенераторов.

Огнетушащие свойства такой пены определяются ее кратно­стью, стойкостью, дисперсностью и вязкостью. Кратность - это отношение K = VJV X , где V n - объем пены; У ж - объем жидкости, из которой она получена. По кратности различают низкократную (/«10), среднекратную (/(=10...200) и высоко­кратную (/(=200...1000) пену.

Стойкость воздушно-механической пены меньше, чем химиче­ской, причем стойкость уменьшается с увеличением кратности. Однако воздушно-механическая пена совершенно безвредна для людей, не вызывает коррозии, обладает малой электропроводно­стью и весьма экономична. В настоящее время применение химической пены сокращается.

Огнетушащие пены широко применяются для тушения пожаров при загорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также твердых горючих веществ и материалов.

Инертные газы (азот, аргон, гелий, двуокись углерода). Они обладают способностью быстро смешиваться с горючими парами и газами, понижая концентрацию кислорода в зоне горения до такого предела, при котором горение прекращается.

* - w -

Особое место среди инертных газов занимает двуокись углерода или углекислый газ СОг. При сжатии под давлением 3,5 МПа СО 2 превращается в жидкость, называемую углекисло­той, которая хранится и транспортируется в стальных баллонах под давлением 12,5 МПа. Огнегасительная концентрация газообразной углекислоты не менее 30% объема защищаемого помещения.

Углекислота, быстро испаряясь (из 1 кг жидкой кислоты получается 509 л газа), переохлаждается, образуя хлопья «снега» с температурой - 79 °С. Таким образом, разбавляющее огнету-шащее действие дополняется интенсивным охлаждением очага горения.

Углекислота неэлектропроводна и пригодна для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. Следует помнить, что предельно допустимое для человека содержание в воздухе СОг 10%. Поэтому при заполнении горящего помещения углекислым газом из него необходимо эвакуировать людей.

Ингибиторы или флегматизаторы. Эти вещества действуют на принципе торможения химических реакций горения. В настоящее время для пожаротушения применяют такие ингибиторы, как фреон (хладон) 114В2, фреон (хладон) 13В1, а также огнетушащие составы на основе предельных углеводородов: «3,5», ОКБ, 4НД.

Огнетушащие порошковые составы. Они представляют собой тонко измельченные минеральные соли с различными добавками, служащими для уменьшения слеживаемости и комкования. Порошковые составы обладают очень высокой огнетушащей способностью (тушение пожаров большинства веществ и матери­алов достигается за 5-7 с), они универсальны, т. е. способны тушить любые материалы, в том числе нетушимые всеми другими средствами, например, термиты, щелочные металлы.

Огнетушащий эффект порошковых составов носит комплекс­ный характер: ингибирование (торможение) химических реакций в зоне горения; охлаждение зоны горения вследствие расходова­ния теплоты на нагрев и термическое разложение частиц порошка; разбавление горючей среды как частицами порошка, так и продуктами его разложения; эффект огнепреграждения при тушении по поверхности.

Порошковые составы обладают диэлектрическими свойствами, практически нетоксичны, не оказывают коррозионного действия на металлы. Недостатком большинства порошковых составов является их высокая гигроскопичность, что приводит к слежива­нию и образованию комков.

Выбор способов и средств пожаротушения на ВЦ зависит, в первую очередь, от места возникновения пожара. Воду можно использовать для тушения пожаров в помещениях программи-

стов, библиотеках, конференц-залах, вспомогательных и слу-жебно-бытовых помещениях. Углекислый газ и воздушно-механическую пену - в технических этажах, кабельных лотках, каналах, туннелях, подпольных пространствах. В машинных залах, хранилищах информации, помещении контрольно-измери­тельных приборов применять воду и пену недопустимо ввиду опасности повреждения или полного выхода из строя дорогостоя­щего электронного оборудования. Здесь наиболее эффективно применение установок газового пожаротушения (см. § 54).

Время от начала развития пожара мин. Возможная обстановка пожара Q тр л/с Введено приборов на тушение и защиту Q ф л/с Рекомендации РТП
ИТС-50-8 DF ПЛС ГПС СВП
11мин Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. 2,82 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены.
19 мин Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 7,85 35,24 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ.
25 мин Ликвидация 7,85 35,24

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения Прогноз развития пожа­ра (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распростране­ния, площадь тушения, объем тушения и т.п.) Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 Количество приборов подачи огне­тушащих веществ, шт. Необходимый запас ог­нетушащих веществ, л/с Количество пожарных машин, основ­ных/специальных, шт. Предельные расстояния для подачи воды, м Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.
S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек 7,85 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с 8 осн. 9 спец. 70-150 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел.

1. В пути следования передать характеристику объекта.

2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.

4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.

5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.

6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).

7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.

8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.

9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.

10. Проверить лифты на наличие людей.

11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.

12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.

13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях

14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.

15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.

16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.

17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.

1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.

2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.

3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.

4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.

5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.

6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.

7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.

8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.

1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.

Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

Вводная информация

Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

  1. Определению структуры пожарной охраны.
  2. Разработке и корректировке оперативных документов.
  3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
  4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
  5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Но этим дело не ограничивается

Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

Важные моменты деятельности

Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

Какие задачи выполняются?

Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

  1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
  2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
  3. Разрабатываются способы действий личного состава.
  4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
  5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

Что влияет на обучение и последующее качество работы?

Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

  1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
  2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

Совершенствование применяемой тактики

Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

Не очень эффективно. Как это исправить?

Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

Результаты опыта и практики

Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

О нормативно-правовой документации

Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

Немного о практике деятельности и организационных изменениях

Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

Деятельность в специфических условиях

А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

Заключение

Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Цицерон

Тушение пожара - это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

ФЗ от 18.10.2007 ОДЗО - ФЗ.

Организация тушения пожара - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидация пожара и проведение аварийно-спасательных работ».

С позиции пожарной тактики тушение пожара - это комплекс управленческих решений и оперативно-тактических действий (ОТД).

Таким образом, исходя из определения «тушение пожара» с точки зрения пожарной тактики, в него входят две главные компоненты: управление действиями, которые называются оперативно-тактическими действиями и направлены для обеспечения безопасности людей и ликвидации горения.

Обеспечив безопасность людей, необходимо сосредоточить все усилия на ликвидации горения или ограничении его распространения.

После возникновения пожара и его обнаружения сообщение поступает на ЦППС или другой пункт связи, который принимает и обрабатывает заявки.

С этого момента наступает первый временной отрезок, который назовем этапом с момента получения заявки и до прибытия подразделения к месту (объекту) пожара.

С момента получения заявки и до прибытия к месту вызова проводятся оперативно-тактические действия и принимаются управленческие решения.

Оперативно-тактические действия:

  • прием и обработка информации;
  • сбор и выезд по сигналу тревоги;
  • следование к месту вызова.

Управленческие решения:

  • сбор информации об оперативно-тактической обстановке на пожаре, условиях развития пожара. Эти сведения принимаются лицом, принимающим информацию о пожаре;
  • оценка обстановки по сведениям, поступившим от заявителя, и принятие решения на высылку сил и средств к месту пожара. Решение принимается лицом принимающим заявку о пожаре;

Выбор маршрута движения мобильных средств пожаротушения к месту пожара. Решение принимает старшее должностное лицо, следующее во главе караула (смены, отделения). Таким образом, в первом временном отрезке решения принимаются должностными лицами по своим штатным должностям.

Второй временной отрезок, который может длиться от нескольких минут до нескольких часов, а иногда и суток. Его начало - это прибытие первого подразделения к месту пожара и до ликвидации горения. Во втором временном отрезке (назовем его основным) управление тушением на месте возникновении пожара осуществляют создаваемые непосредственно на месте пожара нештатные органы управления: РТП, штаб пожаротушения, начальник штаба, начальник тыла, начальник участка (сектора) тушения пожара и другие, в соответствии с установленным порядком в гарнизоне пожарной охраны. Оперативно-тактические действия во втором временном интервале :

  • действия по сбору необходимой информации:
  • развертывание сил и средств для транспортирования и подачи огнетушащих веществ, ограничение (приостановление) распространение горения;
  • развертывание сил и средств для обеспечения безопасности людей и животных;
  • подача огнетушащих веществ на ликвидацию горения;
  • ограничение распространения горения;
  • организация спасательных работ;
  • выполнение специальных работ, таких как:
    • - организация пожарной связи (далее - связи);
    • - освещение места работы пожарных подразделений (пожара);
    • - вскрытие и разборка конструкций;
    • - подъем (спуск) на высоту;
    • - эвакуация материальных ценностей;
  • выполнение защитных мероприятий (борьба с опасными факторами пожара);
  • восстановление работоспособности технических средств и др. Управление тушением пожара во втором временном отрезке: сбор

информации для оценки обстановки и принятия решения по организации спасательных работ, развертывание сил и средств для подачи огнетушащих веществ (ограничение распространения горения), вызов дополнительных сил и средств, выполнение специальных работ, создание нештатных органов управления, соблюдение охраны труда и техники безопасности и другие управленческие действия.

Под воздействием правильно принятых управленческих решений, умелых и энергичных оперативно-тактических действий наступает третий временной промежуток (начинается с момента команды «отбой» и до постановки пожарной техники в расчет, т.е. до полной готовности к следующим действиям). В некоторых случаях часть подразделения с места пожара высылается на вновь возникший пожар. В этом случае все начинается сначала.

Управление на третьем временном отрезке :

проверка выполнения подразделениями поставленных задач;

  • прием докладов о готовности убытия подразделений с мест пожара;
  • принятие решения о составление оперативных служебных документов;
  • в пути следования поддерживается связь с ПСЧ или ЦППС;
  • по прибытии к месту постоянной дислокации - доклад о введении в расчет.

Оперативно-технические действия на третьем временном отрезке :

  • свертывание и уборка пожарного оборудования и инструмента;
  • проверка наличия личного состава, пожарного оборудования и инструмента;
  • заправка емкостей мобильных средств пожаротушения (при наличии возможности) огнетушащими веществами;
  • следование к месту постоянной дислокации;
  • приведение мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента в боевую готовность.

На этом и заканчивается процесс тушения пожара.

Кроме сказанного выше, весь процесс тушения пожара условно делится на две стадии.

Первая стадия - с момента получения заявки о пожаре и до момента «пожар локализован».

Вторая стадия - после момента «пожар локализован» и до постановки пожарной техники в расчет.

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.