29 категорий социальных незащищенных лиц. Основные социальные слои населения

Малоимущая семья в 2019 году может получать льготы государственного и субъектного уровня. На федеральном уровне семейство, которому был присвоен такой статус, освобождается от уплаты налоговых сборов на получаемые доходы, студентам выплачивается стипендия, и молодые люди попадают в ВУЗы на льготных основаниях.

Семья из Москвы обратилась в управление социальной защиты населения по месту жительства. В состав данной ячейки входит четыре человека. Двое из них – работоспособные граждане, еще двое – пенсионер и ребенок в возрасте 1,5 лет . Доход мужа за последние три месяца составил 56 тысяч рублей , а его матери, являющейся пенсионером – 30 тысяч рублей . Жена не работает, ухаживает за ребенком.

Как малоимущей семье получить соответствующий статус: практические советы

Внимание! Посторонние лица, прописанные в одном кругу и ведущие совместное хозяйство, не могут входить в состав семьи. Особенности каждой московской семьи рассматриваются работниками соцзащиты индивидуально, и именно они будут подтверждать ее финансовое положение.

О легальном определении понятия — социально незащищенные категории граждан — (Асачева М

Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каждого индивида» <1>.

Питание для социально-незащищенных категорий

Уважаемые родители из категории социально-незащищенных семей! Пожалуйста, заполните документы на бесплатное питание своего ребенка и сдайте их до 28 августа ответственным за питание Симаковой Е.В. (Академика Капицы 12) и Ореховой Е.Ю. (Академика Капицы 14а). Необходимые документы: заявление и акт обследования, ксерокопии документов, подтверждающих статус социальной незащищенности.

Как получить статус малоимущей семьи: документы и оформление

Статус малоимущей семьи 2019 могут приобрести те, чей совокупный доход ниже регионального прожиточного минимума. Трудное финансовое положение обычно возникает в неполных или многодетных семьях, а также у тех, кто пытается создать нормальные условия для родственника с ограниченными возможностями.

Как получить статус социально незащищенного в Грузии

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Правила оказания государственной социальной помощи

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

Кому полагается социальная помощь? Государственная социальная помощь

Оказание социальной помощи многодетным семьям происходит также и в натуральной форме. Детям полагается оздоровительный отдых в санитарно-курортных зонах. По решению местного органа самоуправления, многодетным семьям могут быть бесплатно предоставлены билеты в цирк или зоопарк. Кроме того, семья с несовершеннолетними детьми имеет право получить от государства земельный участок безвозмездно. Его можно использовать для сельскохозяйственных нужд или же под строительство дома.

Как получить статус малоимущей семьи

Вопрос: Мой муж не проживает с нами, развод я не оформляла. Определить его местонахождение нет никакой возможности. Могут ли моей семье присвоить статус малообеспеченной при соблюдении всех требований, кроме предоставления справки о доходах и других документов мужа?

Увеличится ли материальная помощь многодетным семьям в 2019 году

Бывают случаи, когда при подсчете детей учитываются совершеннолетние лица, еще не достигшие 23-летнего возраста, которые проходят обучение в высшем учебном заведении на дневной форме. Предоставление статуса многодетности на подобных льготных условиях возможно лишь в некоторых областях. Так, в Краснодарском крае давно практикуют такие послабления.

Как получить статус социально незащищенной семьи

В соответствии с Перечнем в состав дохода включаются все виды пособий, компенсаций и иных денежных выплат, производимых органами социальной защиты населения пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, при этом в составе дохода не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации – это региональная социальная доплата и ЕДВ, ЕГДВ за вычетом стоимости «социального пакета».

Где, как и у кого могут получить помощь приемные родители

Более-менее подробный список известных нам фондов – в Приложении 2 . Они очень разные, и мы отобрали для списка в первую очередь те из них, которые упоминают помощь семьям и детям в числе своих приоритетных задач. Эта помощь очень различается и по содержанию, и по объему, и по адресным группам.

Социально слабые группы населения

Государственная поддержка — одна из систем законодательной сферы и социально-экономических гарантий, мероприятий и средств, благодаря которой формируются стабильный алгоритм, гарантирующий оптимальные условия для проживания и приемлемое в социальном плане качество жизни.

Лекция 9

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам. Основной целью этой программы является создание единой системы торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских организаций. Одним из путей реализации данной программы является организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и услуги не менее чем на 15% от средних цен или указанных в прейскурантах.

В социологии важным понятием выступает социальная стратификация общества. Она подразумевает деление общества на группы, которые не являются равными между собой и расположены согласно действующей в обществе иерархии. Проще говоря, общество представляется не цельным организмом, состоящим из людей, а системой, в которой присутствует деление индивидов на группы - социальные слои. Именно о них и пойдет речь в публикации.

Что это такое?

Социально-классовая структура общества отражает сложную картину неравенства между социальными слоями населения. Под этим определением подразумевают группу людей, которые выполняют в обществе определенные функции или играют некую роль. Проще говоря, имеет общие определяющие признаки. Например, пенсионеры, студенты и т. д.

Стоит понимать, что люди, относящиеся к одному слою, не могут быть связаны между собой межличностными, кровными или формальными отношениями. Индивидов связывают символические взаимодействия, культурные установки и мотивы. Находясь в одинаковой ситуации, люди объединяются согласно статусному признаку, что лучше всего определяет ранговый характер. А если говорить совсем просто, то социальный слой людей - это общность индивидов, которых можно объединить по одниму или несколькими признаками.

Зачем нужно подобное деление?

Социальные слои могут быть рассмотрены в качестве отдельных составных элементов, классов или больших социальных групп. К примеру, индивиды занимающиеся тяжелым физическим трудом. Это и будет отдельный социальный слой. Но в то же время его можно разделить согласно уровню квалификации рабочих на отдельные группы.

Наличие слоев в обществе показывает его иерархичную структуру. При ее анализе можно многое узнать о тенденциях развития. К тому же признаки, по которым формируется тот или иной слой, могут быть математически исчисляемыми. Например, ранжирование индивидов по уровню дохода. Если к таким цифрам добавить статистические характеристики, то можно получить детальную информацию о том, как будет развиваться общество в ближайшие несколько лет. Такие исследования помогают предотвратить основную часть отрицательных тенденций развития посредством введения новых законов, социальной помощи или изменения устоявшегося формата.

Основные признаки слоя

В ходе научно-аналитической деятельности было сформировано несколько базовых признаков, которые помогают в ранжировании социального положения человека и, соответственно, его принадлежности к той или иной социальной прослойке. Некоторые социальные слои общества распознаются по следующим характеристикам:

  • Экономические. Все признаки, связанные с финансовым состоянием индивида, помогают определить его принадлежность к таким слоям, как богатые, население со средним достатком и бедные.
  • Сфера, в которой человек работает. Как подметил когда-то Карл Маркс, общественное разделение труда играет немаловажную роль при возрождении экономики. Это касается и разделения на слои, так как индивидов можно распределить согласно характеру работы, которую они выполняют. Например, работники сферы обслуживания, задействованные в сельском хозяйстве и т. д.
  • Полномочия. К этому пункту стоит отнести людей, на плечи которых возложены пускай минимальные, но руководящие обязанности. То есть управленцы на местах, менеджеры среднего звена, государственные служащие и т. д.
  • Авторитет и влияние. Здесь речь идет о людях, которые признаны неформальными лидерами, деятелях культуры или элитных группах.

Дополнительные признаки стратификации

Также социальные слои населения можно разделить по признаками пола, возраста, религиозной и этнической принадлежности. Немалое значение имеют культурное мировоззрение, родственные связи (к примеру, отсутствие родителей характеризует такой слой, как сироты) и место проживания.

Этот ряд признаков позволяет формировать различные слои общества, однако существуют две большие группы со специфическим статусом. Их представителей также характеризуют как участников определенной социальной прослойки:

  • Маргиналы. То есть люди, которые не имеют работы, определенного места жительства или рода занятий. К ним можно отнести беженцев, инвалидов и пенсионеров. Проще говоря, маргиналами можно назвать тех индивидов, которые не совершают противоправных поступков, однако не приносят фактической пользы обществу, живут полностью за счет государства или других людей.
  • Люди, совершившие преступление. Это специфический слой общества, к которому в основном относят людей, имеющих связь с преступным миром. Это контингент пенитенциарных учреждений, «уголовники», лица, совершающие преступления на должностных местах.

Представители этих групп объединяют две простые характеристики: они всегда действуют против установленных системой норм и никогда не смогут достичь высокого социального статуса.

Основные социальные слои

Какими бы разнообразными ни были характеристики, согласно которым можно распределить общество на слои, существуют основные страты, присутствующие в современном обществе:

  • Верхний слой. Представлен правящей элитой и субэлитой. Правящая элита - это люди, имеющие доступ к государственному аппарату. А субэлита - собственники крупных и средних фирм.
  • Средний протослой. К нему относят менеджеров, частных предпринимателей, собственников небольших компаний, а также военнослужащих и высококвалифицированных специалистов. Это своего рода усредненное понимание среднего класса общества. Однако между представителями слоя существует некий разрыв. Поэтому его принято разделять на верхний, средний и нижний слой. К верхнему в основном относят интеллигенцию, военных и предпринимателей. К среднему - квалифицированных рабочих, руководителей предприятий, специалистов. Представители нижнего - это люди, которые задействованы в государственном секторе. Квалифицированные профессионалы со знанием дела, имеющие возможность к расширению собственных полномочий и относительно терпимое материальное положение.
  • Базовый слой. Среднестатистические индивиды, работники низкой и средней квалификации, работающие по найму.
  • Нижний слой . Работники без особых навыков или образования, которые исполняют простейшую работу.

Ни к тем и ни к этим

Как видно, основные слои населения распределяются по тому, какую работу, функцию выполняют в обществе. Если человек не принадлежит ни одному из указанных слоев, то его принято причислять к маргиналам. В целом представители этих социальных слоев объединены по одному принципу: они могут о себе позаботиться и обеспечить свои базовые потребности.

Однако существуют и те, кто не принадлежит к маргиналам, но не соответствует вышеозначенной характеристике. Они получают определенный доход, однако не способны с его помощью обеспечить свое существование. Представителей этой группы принято характеризовать как социально незащищенные слои населения.

Слабое звено

Под социально незащищенными слоями подразумевают группы индивидов, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить свое существование из-за ряда причин, которые могут быть связаны со здоровьем или воспитанием детей. Эти люди неспособны полностью обеспечить свое существование без социальной поддержки в виде льгот, доплат или пенсий.

Стоит отметить, что в праве нет определения такому понятию, как "социально незащищенные слои населения". Категории граждан, которые получают поддержку от государства или муниципальных заведений, слишком разнообразны, чтобы можно было конкретизировать и нормативно закрепить это понятие.

Кто относится к незащищенным слоям?

В целом к социально незащищенным слоям населения можно отнести такие категории граждан:

  • Участники боевых действий (в том числе и за пределами государства).
  • Люди, которые на момент ВОВ не достигли совершеннолетия.
  • Работники тыла и те, кто получил почетные ордена.
  • Работавшие во время блокады Ленинграда на его предприятиях.
  • Люди, что потеряли место жительства в связи с несчастным случаем.
  • Сироты и дети, которые находятся под опекой.
  • Инвалиды 1-3 групп и их родители.
  • Многодетные семьи.
  • Люди с наградой «почетного донора»
  • Ветераны труда.
  • Матери-одиночки.

А также люди, у которых общий среднемесячный доход на семью не дотягивает до прожиточного уровня, и одинокие люди, которые получают меньше необходимого минимума. Специально для них государством предусмотрены дивиденды в виде одноразовых выплат, пенсий, компенсаций и льгот. А также государство заботится о предоставлении необходимого количества рабочих мест, гарантирует социальную и правовую защиту, предоставляет разного рода социальные услуги и поддерживает благотворительность.

Итог

Таким образом, можно сказать, что основные социальные слои населения отличаются количеством имеющихся в наличии и доступных исключительно им жизненных ресурсов. Из-за этого общество имеет иерархическую структуру, в которой каждый занимает свое место согласно уровню жизни и доходов.

В пределах основных социальных слоев может быть выделено еще несколько страт, характеризующихся по признакам половой, этнической принадлежности, религиозным верованиям или культурным предпочтениям. И человеку важно понимать, какой слой он занимает, так как это влияет на количество и качество его потребления.

Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.


  1. Бедность.

В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года. 20

На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.



  1. Безработица.

В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек). 21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения. 22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).


  1. Инвалидность.

Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве 23 и т.д.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%. 24

Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.


  1. ^ Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования.

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб. 25

Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год 26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года). 27

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:


  1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;

  2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);

  3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

В 2008 г. при проведении исследования на тему отношения граждан к страхованию в России были получены следующие варианты ответов: дает чувство защищенности – 52%, пустая трата денег – 29%, экономически эффективный способ борьбы с опасностями – 18% (в 2007 г. – эти показатели составляли 30%, 29%, 41% соответственно). 28 Результаты исследования показывают, что значительно увеличилось число людей, которые отводят социальному страхованию важное место в своей жизни (с 30% до 52%).

По степени развития института социального страхования можно судить о действующем уровне государственной поддержки и защиты населения. При этом важным моментом в организации всей системы социального страхования выступает исполнение государством определенных социальных гарантий в интересах своих граждан.

Но в настоящее время все острее встает вопрос о необходимости не только обновления, но и реформирования данной системы, так как эффект от ее функционирования не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Одной из главных причин этого выступают проводимые социально-экономические преобразования в стране, вследствие чего вся система социального страхования не успевает должным образом и в полном объеме интегрироваться в реализуемую нашим государством социально-экономическую политику.

Критерии, которым необходимо следовать, реформируя систему социального страхования, автор обозначает следующим образом:


  • во-первых, должен существовать оптимальный уровень страховой защиты, при этом с учетом географических и экономических особенностей регионов;

  • во-вторых, необходимо установить паритетное участие всех заинтересованных в страховании лиц, которые на общих основаниях могут принимать решения относительно расходования страховых бюджетов;

  • в-третьих, нельзя объединять социальное страхование с другими видами государственной поддержки - это вполне самостоятельный институт, который нацелен на вполне конкретный круг потребностей общества.

Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой, качественно отличной от старой, системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Придание институту социального страхования статуса обособленной и автономной организации, оптимальный уровень защиты застрахованных, полноценное участие в распределении страховых средств всех участников (и самое главное работников) – это тот минимум обязательств социального государства, который сегодня должен предоставляться населению. При этом в современной России обоснована целесообразность трехсторонней системы социального страхования, где ответственность за компенсацию и минимизацию социальных рисков разделена среди максимального числа участников (работодатель, работник, государство).

Кроме этого, основными условиями новой системы социального страхования в России, которая вовремя будет реагировать на происходящие в экономике изменения, должны стать: осознанное участие граждан в социальном страховании и чувство ответственности за других членов общества, попавших в трудную жизненную ситуацию; постоянное взаимодействие государственной власти, работодателей и профсоюзов, защищающих интересы работников; равная ответственность всех задействованных в страховании субъектов за обеспечение действенной защиты от социальных рисков. Только в этом случае социальное страхование станет одним из действительно работающих и эффективных механизмов развития и регулирования социальных процессов, происходящих в обществе.

По мнению диссертанта, минимальные социальные стандарты и социальное страхование являются в настоящее время основными составляющими всей системы государственной поддержки населения, выполняя при этом функции защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвалидам. Дать оценку эффективности и качества государственного влияния на общество можно только с учетом этих систем.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетель­ствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций при­влечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необхо­димости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизио­логическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классичес­кий подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполно­ценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного чело­века, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствую­щим развитием экономических возможностей и уровнем социаль­ной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, - говорится в Законе «О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необ­ходимость его социальной защиты»*.

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»**.

Слепые, глухие,немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются такжелица, которыене имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в _

*, ** Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр. 196.

разно­образных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятель­ность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту - дети-инвалиды,инвалиды-взрослые.

2. По про­исхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные),инвалиды II группы (вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе ре­шаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с по­мощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых из­делий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техни­ческое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, при­кованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специаль­ные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовы­вать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обес­печением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними полу­чают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотвори­тельными организациями работники.

ПРАВОВЫЕОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ИНВАЛИДОВ

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомст­венные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инва­лидов». Вот несколько выдержек из этого правового международ­ного документа:

- «Инвалиды имеют право на уважение их чело­веческого достоинства»;

- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приоб­рести как можно большую самостоятельность»;

-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включаяпротезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

- «Инвалиды должны быть защищеныот какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных органи­заций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и ин­валидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополни­тельных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности».

К социально незащищенным слоям населения относятся:

Престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);

Инвалиды;

Пенсионеры;

Ветераны;

Воины-интернационалисты;

Учащиеся общеобразовательных учреждений;

Студенты;

Молодые семьи;

Неполные семьи;

Многодетные семьи;

Иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства.

В соответствии с законодательством (Постановлением КМ Украины от 17.08.98 г. № 1303), существуют определенные категории граждан, в которых льготы на получение лекарств колеблются в пределах от 50% или 100%, в зависимости от категории.

При этом отпускаться могут только лекарства, отмеченные в Перечне лекарственных средств отечественного и иностранного производства, утвержденном постановлением КМУ от 1.09.1996 г. № 1071, с учетом ежегодных изменений, которые вносятся МОЗ Украины по согласованию с Минфином Украины.

Право на бесплатное получение лекарств имеют:

а) группы населения в случае амбулаторного лечения:

1. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантии их, социальной защиты":

* Инвалиды ВОВ, инвалиды, приравненные к ним.

* Участники ВОВ.

* Прежние несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на время освобождения.

* Граждане из числа прежних военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в Афганистане и других странах.

*Родители и жены военнослужащих, которые погибли в результате ранения, контузии, полученных при защите страны или при выполнении других обязанностей военной службы или в результате заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

2. Лица, которые имеют особенные трудовые заслуги перед Родиной в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет Украины".

3. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы".

4. Пенсионеры, которые получают пенсию по возрасту, по инвалидности и в случае потери кормильца - в минимальных размерах (за исключением лиц, которые получают пенсию на детей в случае потери кормильца);

5. Дети в возрасте до 3-х годов.

6. Дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

7. Девушки-подростки и женщины с противопоказаниями беремен-ности, а также женщины, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, обеспечивается безвозмездно средствами контрацепции.

(I и II типа), ревматизм, ревматоидный артрит, системная острая волчанка, системные, хронические и тяжелые заболевания кожи, сифилис, лепра, туберкулез, болезнь Аддисона, гепатоцеребральная дистрофия, фенилкетонурия, шизофрения и эпилепсия, психические болезни (инвалиды I и II групп, а также больные, которые работают в лечебно производственных мастерских психоневрологических и психи-атрических заведений), состояние, послеоперационного протезиро-вания клапанов сердца, острая перемежающаяся порфирия, муковисцидоз, тяжелые формы бруцеллеза, дизентерия, гипофизарный нанизм, состояние после пересадки органов и тканей, бронхиальная астма, болезнь Бехтерева, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия, болезнь Паркинсона, инфаркт миокарда (первые 6 месяцев), детский церебральный паралич, СПИД, ВИЧ-инфекция, гипопаратиреоз, врожденная дисфункция коры надпочечников.

Право на льготное получение лекарств при амбулаторном лечении, то есть с оплатой 50 % их стоимости, имеют такие группы больных:

1. Инвалиды I и II групп в результате трудового увечья, профессионального или общего заболевания.

2. Инвалиды с детства I и II группы возрастом после 16 годов.

3. Дети в возрасте от трех до шести лет.

4. Реабилитированные граждане, которые в результате репрессий стали инвалидами или является пенсионерами.

5. Лица, награжденные знаком "Почетный донор Украины" и "Почетный донор СССР" .