Срок заключения договора по конкурсу 223 фз.

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « »:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « »:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Оксана Шипунова, ведущая вебинара « »:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара « » :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Как определить срок заключения договора по 223-ФЗ?

Федеральный закон № 223 не устанавливает точных сроков, с соблюдением которых заказчик и исполнитель должны заключить договор, являющийся предметом проведенных торгов. Это значит, что при оформлении всех необходимых бумаг необходимо руководствоваться положениями других нормативных актов, действующих в России.

Чтобы определить максимальный срок, в течение которого может быть подписан договор по 223-ФЗ, стоит примерно определить временные затраты на оформление всех необходимых документов, оценив продолжительность каждого этапа процедуры подписания договора. Заключение контракта осуществляется, как правило, в течение 15 дней после выбора победителя. Однако даже в том случае, если договор не будет заключен на более длительное время, никаких законодательных нарушений в этом не будет. Исключение составляют лишь случаи, когда точные сроки и возможные штрафные санкции прописаны непосредственно в разработанном заказчиком положении о закупке.

Еще одним фактором, который может оказать косвенное влияние на продолжительность максимального срока, отведенного для заключения договора, является разработанный организацией-заказчиком план закупок на предстоящий год, который заказчика обязывают составлять положения ч. 2 ст. 4 223-ФЗ. В нем необходимо указать объем затрат, которые понесет заказчик на исполнение своих обязательств по заключенным с исполнителями договорам, а также перечень договоров, которые он будет заключать в течение указанного в плане периода. Контракт, сведения о котором были включены в план закупок, необходимо заключить в том же году, на который был составлен план. Если закупка была проведена в конце года, стоит поторопиться и оформить все необходимые документы до того, как начнется новый отчетный период.

Ограничение минимального срока заключения договора

Фактически законодатель, не устанавливая ограничений на продолжительность времени, в течение которого организатор должен заключить контракт с победителем торгов, запрещает заключать договор сразу после определения исполнителя поставленной задачи, не дожидаясь истечения 10-дневного срока с момента завершения торгов.

Так, ст. 18.1 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 предоставляет участнику торгов право на обжалование неправомерных действий (либо бездействия) организаторов торгов. При этом п. 4 той же статьи указывает на то, что обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с соответствующей жалобой можно в течение 10 дней с момента выбора исполнителя по контракту. Заключение договора до истечения указанного срока влечет за собой невозможность реализации другими участниками торгов своего права на обжалование незаконных действий организаторов.

Верховный суд РФ в своем определении от 02.02.2016 № 309-КГ 15-14384 указал на то, что заказчик, сокращая сроки подписания соглашения, злоупотребляет имеющимися у него правами и ущемляет интересы прочих участников. ФАС при этом лишается возможности оперативного реагирования на незаконные действия организатора (в том числе посредством временного приостановления торгов).

Не знаете свои права?

Таким образом, договор, заключаемый в соответствии с положениями 223-ФЗ, не может быть подписан ранее 10 дней с момента завершения торгов и выбора его исполнителя. Такая же точка зрения изложена в письме Минэкономразвития РФ от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.

Чем регламентируется срок подписания договора по 223-ФЗ?

В конечном счете срок заключения договора по 223-ФЗ регламентируется положением о закупке, составляемым заказчиком в ходе подготовки к проведению торгов. Также в документе можно указать:

  • срок, в течение которого проект договора должен быть передан победителю;
  • порядок и срок подписания договора в том случае, если со стороны других участников торгов поступят жалобы/претензии по поводу действий организатора и/или победителя и т. п.

Если заказчик, формируя положение о закупке, не учтет требования закона № 135 и установит меньшую продолжительность срока заключения договора, чем указано, договор, подписанный в соответствии с таким положением, будет признан недействительным.

Срок подписания договора исчисляется исходя из даты определения победителя торгов. Как правило, это день подведения итогов торгов, а если сведения о закупке размещаются в единой информационной системе — день размещения.

Сроки подписания договора ЭЦП по 223-ФЗ

Положения ч. 4 ст. 3 223-ФЗ указывают на то, что Правительство РФ вправе установить перечень видов договоров, заключение которых должно осуществляться исключительно в электронной форме. В настоящее время действует постановление Правительства «Об утверждении…» от 21.06.2012 № 616, определяющее такой перечень. Если планируемый к подписанию договор упоминается в нем, закупки должны проводиться в электронной форме с использованием возможностей электронных торговых площадок, функционирующих в сети Интернет.

Чтобы принять участие в таких торгах, потенциальному участнику необходимо стать обладателем электронной цифровой подписи. Этот инструмент позволяет удостоверить подлинность документов, передаваемых заказчику через телекоммуникационные каналы связи, а также подписать договор в том случае, если заявитель будет выбран победителем торгов.

Сроки подписания документов такой подписью не отличаются от общих сроков, с соблюдением которых должен быть заключен договор с выбранным исполнителем. Однако практика показывает, что использование ЭЦП позволяет существенно сократить продолжительность процедуры подготовки всех необходимых документов, т. к. стороны могут не встречаться лично, а оформить договор, не выходя из кабинета.

Итак, конкретный срок, в течение которого между заказчиком и победителем проведенных в соответствии с 223-ФЗ торгов, должен быть заключен договор, в законе не указан. В связи с этим при определении точных сроков подписания бумаг необходимо руководствоваться положениями закона о защите конкуренции. Также важно помнить, что эти сроки, согласно закону 135-ФЗ, не должны лишать третьих лиц права на оспаривание действий сторон заключаемого соглашения. Таким образом, оформить все необходимые для заключения договора бумаги можно не ранее чем через 10 дней с момента публикации сведений о победителе торгов в единой информационной системе. Если такие сведения являются конфиденциальными и не подлежат публикации в открытых источниках, точкой отсчета считается день составления итогового протокола.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Договор 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами», распространяется на компании, которые находятся у государства в собственности или которые получают бюджетные средства. Следуя этому закону, все компании и фирмы по газовому, тепловому, электрическому или водоснабжению, принадлежащие государству, должны сделать свою деятельность прозрачной. Следуя этому закону, заказчики должны выложить на все общее обозрения план проведения работ, способы закупки и другую документацию по закупочной деятельности. Сразу отметим, и эта информация может Вас заинтересовать, бланки строгой отчётности можно найти в этой типографии - http://www.rion.ru/.

Для чего нужен договор 223 - ФЗ

Принимая этот закон, государство рассчитывает улучшить работу и ее качество государственных и муниципальных служб, а так же сократить коррупционные и неправовые действия юридических лиц. Иными словами, этот закон поможет контролировать сделки купли - продажи государственного имущества или предоставления услуг.

Так же этот закон должен позволить участвовать большему числу юридическим и физическим лицам в продажах, конкурсах и аукционах, выбирая наиболее выгодные условия работы, продажи или предоставления услуг. Разместить информацию, о закупках можно на сайте Российской Федерации. Чтобы зарегистрироваться на сайте, вам необходимо будет пройти идентификацию в ЕСИА, даже если вы уже до этого были зарегистрированы на сайте.

Этот договор важен как для поставщика, так и для заказчика, потому что в нем четко указаны обязанности и ответственность сторон, которые они должны выполнять. Главной идеей этого договора является то, что каждый заказчик обязан сам создать свое положение о закупке, утвердить его, а затем, разместить на официальном сайте и неукоснительно следовать ему. Так же документ содержит в себе подробную информацию о том, как должна проводиться подготовка и закупка, и порядок заключение самого договора.

Как и любой другой договор, это имеет определенный срок действия, по истечении которого необходимо будет произвести продление договора по 223 фз или заключить новый. Продлять договор можно каждый год, подписав дополнительные соглашения, но лишь в том случае, если прописать все нормы и порядок о закупке.

Заключения договора

Договор подписывается сторонами, после проведения торгов и определения победителя. В основном, подписание должно произойти в этот же день. Если одна из сторон отказывается или уклоняется от подписания договора, то второй участник торгов может написать заявление в суд.

Если от подписания отказывается человек, который выиграл торги, он потеряет все свои вложения в торги. Если отказывается сам организатор, он несет большие потери, так как ему нужно будет возвратить выигравшему лицу вложенную сумму в двойном размере и оплатить все затраты, которые понес человек, принимая участие в торгах.

Так же существует договор, который можно заключить в течение 20 дней с момента окончания торгов, но такой договор заключается в определенных случаях, которые так же прописаны в договоре.

Запрос котировок признан несостоявшимся - нет ни одной заявки. В рамках 223-ФЗ заказчик имеет право заключить договор по данной закупке с любым поставщиком на условиях документации. Согласно документации, исполнитель должен подписать договор в течение 10 календарных дней. Данное условие используется нами только формально, чтобы не затягивать процесс подписания. Сколько может занять общий период подписания договора сторонами? Какие нормы регулируют срок заключения договора по 223-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закон 223-ФЗ не регламентирует срок для заключения договора, вместе с тем, Закон 223-ФЗ указывает, что данный вопрос должен быть регламентирован Положением о закупках.

По смыслу ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, поэтому договор подписывается не ранее чем через 10 дней. Во всем остальном, заказчик руководствуется положением о закупке.

При заключении договора по 223-ФЗ по результатам электронного аукциона по Закону № 223-ФЗ случайно допустили ошибку. Заказчик нарушил регламентный срок подписания договора. Договор заключили в электронной форме на ЭТП до истечения 10 дней после публикации протокола подведения итогов. Каким образом можно исправить ситуацию?

Договор можно заключить не ранее чем через 10 дней после подведения итогов процедуры. Это условие надо прописать в положении о закупке. Заключение договора ранее обозначенного срока контрольные органы признают нарушением. Такого же мнения придерживаются судебные инстанции (см., например, обзор по вопросам судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Почему установлен 10-дневный срок для подписания обязательств? Это связано со сроками обжалования. Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу можно подать не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов. Если извещение размещали в ЕИС — не позднее 10 дней со дня опубликования итогового протокола.

В то же время при получении заказчиком уведомления о поступлении жалобы торги приостанавливаются до ее рассмотрения по существу (ч. 18, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции). Учреждение не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением законодательства может быть признан ничтожным.

Поэтому заказчику, попавшему в такую ситуацию, не надо ждать проверки, а нужно самостоятельно инициировать процедуру аннулирования договорных обязательств.

В дальнейшем предпринятые заказчиком меры контрольный орган может учесть как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В частности, как «предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий» (ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

ФЗ № 505 внес немало изменений в закупочный процесс согласно ФЗ № 223. Нововведения коснулись и срока заключения договора по итогам закупочной процедуры. До 01 июля 2018 года в ФЗ № 223 не указывались конкретные сроки подписания договора заказчика с контрагентом-победителем на поставку закупаемого товара (работ или услуг). Заказчик руководствовался, в первую очередь, своим Положением о закупке, в котором прописывал на свое усмотрение предельные даты заключения договора, являющегося результатом проведенной закупки.

В соответствии со ст. 18.1 ФЗ № 135 обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения. За исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 135. Однако заказчики зачастую заключали договоры с победителями ранее вышеназванного срока, аргументируя это производственной необходимостью предприятия. В этой связи поставщики (исполнители, подрядчики), чьи права и законные интересы ущемлялись в процессе осуществления закупки, не всегда имели возможность своевременно подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.


Пример из практики

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ, рассмотрев кассационную жалобу антимонопольного органа на постановление арбитражного суда, пришла к выводу, что «установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки (менее 10 дней), не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки».

Согласно вступившим в силу изменениям в соответствии с ч.15 ст.3.2 ФЗ № 223 договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.


Данные нововведения заказчикам необходимо отразить в своем Положении, не выходя за установленные временные рамки заключения договора по итогам закупочной процедуры. Действие Положения должно быть направлено на обеспечение реализации прав на защиту в административном порядке путем установления законных правил заключения договоров по результатам закупочных процедур.


Последовательность действий при заключении договора как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) организатору закупки следует отразить в Положении, а также в закупочной документации той или иной процедуры. От того, насколько подробно и понятно заказчик пропишет такую информацию, в дальнейшем будет зависеть процесс подписания договора. Ознакомившись с порядком его оформления, победитель закупки сможет своевременно со своей стороны выполнить все обязательства по заключению договора. В любом случае победитель закупки для подтверждения передачи договора заказчику должен получить уведомление о его вручении адресату, либо лично доставить его организатору закупки, поставив соответствующую отметку.


Нередко при заключении договора заказчик требует от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить необходимый пакет документов. В таком случае для оптимизации оформления договора:

Заказчику следует предусмотреть в Положении и в закупочной документации список требуемых документов, а также правила их предоставления;

Поставщику следует внимательно изучить перечень запрашиваемых сведений, надлежащим образом подготовить необходимые документы.


При осуществлении закупки товаров, работ или услуг в электронной форме сроки подписания договора по ФЗ № 223 такие же, как и при обычном порядке ее проведения (с учетом вступивших в силу нововведений). Поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует лишь вовремя позаботиться о прохождении аккредитации на электронной торговой площадке (далее- ЭТП), где проводится закупочная процедура, а также о получении лица, имеющего право действовать от имени участника конкурентной закупки в электронной форме.


В настоящее время подавляющее количество закупок проходят в электронной форме на ЭТП. Данный вид осуществления процедур удобен как заказчику, так и поставщику.

Можно выделить следующие преимущества :

Сокращение времени на подготовку, подписание и отправку документов;

Заключение договора без выезда к контрагенту;

Систематизация и сохранность документов и др.


Далеко не всегда заказчики могут предусмотреть точное количество приобретаемой продукции. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч.5 ст. ФЗ № 223). При этом вышеназванный закон о закупках не содержит предельного значения изменения договора по сравнению с ФЗ № 44 (см. ст. 95. Закона о контрактной системе).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Заказчикам необходимо отразить в Положении о закупке вступившие в силу изменения, касающиеся, в том числе сроков заключения договора;

Внесенные поправки в ФЗ № 223 относительно срока заключения договора по итогам закупки направлены на обеспечение возможности административного обжалования участниками действий (бездействия) организатора процедур;

Как заказчику, так и участнику закупки следует соблюдать порядок заключения договора, вовремя подготавливать и направлять друг другу необходимые документы;

Сроки заключения договора при проведении закупки в электронной форме такие же, как и при обычном порядке ее проведения;

При необходимости поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик могут заключить дополнительное соглашение в случае изменения количества, объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, своевременно разместив информацию об этом в ЕИС.


Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Направление участником запроса о даче разъяснений. Его роль и значение в закупочном процессе

Правовое регулирование закупок: процедурный контроль или экономическая эффективность?