Кто является уполномоченным лицом компании. Кто является законным представителем юридического лица? Отчетность представляется по ТКС

"Налоговый вестник", 2014, N 7

Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица <1>. По смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Следовательно, действия, выполненные представителем по поручению представляемого лица за счет денежных средств представляемого лица, являются действиями самого представляемого лица.

<1> См. напр. Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О.

Предусмотренные правила представительства в налоговых отношениях в силу п. 4 ст. 26 НК РФ помимо самих налогоплательщиков распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Особый порядок оформления представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не распространяется на иных лиц, участвующих в налоговых отношениях. К примеру, этот порядок не распространяется на свидетелей (Письма ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@).

Нормы о представительстве в налоговых правоотношениях носят императивный характер и подлежат точному соблюдению.

На основании п. 1 ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Под упоминаемыми в данной норме "отношениями... регулируемыми законодательством о налогах и сборах", очевидно, понимаются, в том числе и отношения по взиманию налогов и сборов, а также по возврату излишне уплаченных налоговых платежей.

Нормы ст. 29 НК РФ применяются только к налоговым правоотношениям. По этой причине предусмотренный в ст. 29 НК РФ порядок не распространяется на случаи представления интересов налогоплательщика в судебных органах. Оформление полномочий представителя в этом случае производится с учетом специальных норм процессуального законодательства.

Не распространяются требования ст. 29 НК РФ и на получение почтовой корреспонденции, направленной налоговым органом. Такие правоотношения урегулированы гражданским законодательством с учетом норм о почтовой связи, поэтому доверенность на получение корреспонденции оформляется по общим правилам, установленным ГК РФ (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А74-5298/2009).

Налогоплательщик вправе исполнять свои обязанности через уполномоченного представителя в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах не установлено требование исполнения этих обязанностей налогоплательщиком лично. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1380-О-О нормы НК РФ, дифференцирующие правила исполнения налоговой обязанности - лично налогоплательщиком, с участием представителя либо налогового агента, - сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

На основании п. 2 ст. 29 НК РФ не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

  • должностные лица налоговых органов;
  • должностные лица таможенных органов;
  • должностные лица органов внутренних дел;
  • судьи;
  • следователи;
  • прокуроры.

Для передачи налогоплательщиком полномочий своему представителю Налоговый кодекс, как правило, прямо требует оформления определенной доверенности.

Таким образом, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика вправе участвовать только при наличии соответствующей доверенности, в том числе:

  • заместители директора общества, на которых приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия;
  • руководитель обособленного подразделения;
  • бухгалтер;
  • представители организации, выдавшей заемные средства (например, для участия в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами).

В случае отсутствия документов, подтверждающих полномочия по представлению интересов, налоговый орган вправе оставить поступившие от имени налогоплательщика обращения без рассмотрения (Письмо Минфина России от 19.01.2011 N 03-11-11/08, Письмо ФНС России от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11404@).

Нормой п. 4 ст. 185 ГК РФ с 1 сентября 2013 г. предусмотрена возможность наделения лица представительскими полномочиями решением собрания или заключенным договором. В налоговых отношениях применение этого правила почти не встречается.

О невозможности представительства в налоговых отношениях на основании договора судами указывалось и до момента вступления в силу нормы п. 4 ст. 185 ГК РФ. Так, к примеру, признавалось, что не является достаточным правовым основанием для представления исполнителем интересов налогоплательщика в сфере налогообложения:

  • договор возмездного оказания услуг, в том числе юридических, на оказание услуг по передаче отчетности в налоговые органы;
  • договор поручения;
  • договор доверительного управления.

Таким образом, если исполнитель по договору, с одной стороны, и заказчик, с другой, достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия исполнителя должны быть оформлены доверенностью с учетом требований ст. 29 НК РФ.

Определенное исключение из общего правила предусмотрены в п. 6 ст. 169 НК РФ, согласно которому полномочия на подписание счета-фактуры могут быть переданы иным лицам, уполномоченным на это не только выданной доверенностью, но и приказом (иным распорядительным документом) по организации.

Согласно Письму Минфина России от 27.02.2012 N 03-07-09/11 счета-фактуры, выставляемые организацией-принципалом покупателям товаров (работ, услуг) в рамках агентского договора, предусматривающего продажу товаров (работ, услуг) от имени принципала, могут подписываться третьими лицами, в том числе сотрудниками организации-агента, уполномоченными на то доверенностью от имени организации-принципала, выданной в порядке, установленном ст. 185 ГК РФ.

Нормативные требования ст. 29 НК РФ не являются специальными по отношению к ст. 1044 ГК РФ (Письмо Минфина России от 30.07.2008 N 03-06-06-01/2). Соответственно, товарищ, ведущий общие дела товарищества, вправе подавать в налоговые органы налоговые декларации за остальных участников простого товарищества, а также уплачивать налог от имени и за счет остальных участников товарищества как на основании доверенности, выданной ему остальными товарищами, так и на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме.

Статья 29 НК РФ не содержит ограничения в максимальном количестве лиц, которые могут уполномочить одного представителя на представление их интересов в налоговых правоотношениях, в том числе если эти лица создали простое товарищество.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица в соответствии с требованием абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании:

  • нотариально удостоверенной доверенности;
  • доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо особых требований к порядку оформления полномочий представителя налогоплательщика, обладающего статусом индивидуального предпринимателя.

До недавнего времени в правоприменительной практике можно было встретить мнение, что, исходя из ст. 11 НК РФ, предусматривающей отдельное легальное определение понятия "индивидуальный предприниматель", такие лица признаются отдельной категорией налогоплательщиков, не относящихся ни к юридическим лицам, ни к физическим лицам. При этом в силу ст. 23 ГК РФ, приравнивающей индивидуального предпринимателя в правах к юридическому лицу, оформление доверенности уполномоченного представителя такого налогоплательщика должно происходить по тем же правилам, что и для уполномоченных представителей организации. Соответственно, положения ГК РФ не требуют в рамках осуществления предпринимательской деятельности наличия нотариально удостоверенной доверенности.

Подобное толкование к настоящему времени признано ошибочным. Содержащее данные рекомендации Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@ признано утратившим силу Письмом ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@.

В связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 теперь признается, что исходя из существа регулируемых Налоговым кодексом правоотношений и системного толкования норм НК РФ понятие "индивидуальный предприниматель" охватывает понятие "физическое лицо". Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение правил о налогоплательщиках-организациях на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. Правовой статус индивидуального предпринимателя в правоотношениях с налоговыми органами в НК РФ приравнен к статусу физических лиц. Соответственно, полномочия представителей индивидуальных предпринимателей оформляются по тем же правилам, что и для уполномоченных представителей физических лиц (см. Письмо Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/53558).

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации, как это указано в абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ, вправе осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключение из общего правила введено для случаев представления интересов:

  • участников консолидированной группы их ответственным участником;
  • налогоплательщика, применяющего систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На основании п. 4 ст. 29 НК РФ ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

При этом следует учитывать, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 доверительному управляющему не требуется доверенность только на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (ст. ст. 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

На основании п. 4 ст. 29 НК РФ независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в правоотношениях:

  1. связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
  2. связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
  3. связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
  4. в иных случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Моментом передачи ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков полномочий на представительство является момент подписания соответствующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим иных интересов учредителя управления в сфере налогообложения (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ. Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Автор предполагает, что данные разъяснения не утратили своей актуальности и с момента вступления в силу нормы п. 4 ст. 185 ГК РФ, допускающей возможность фиксации полномочий представителя в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом. Данное правило применимо только в случаях, если иное не установлено законом. Налоговый кодекс РФ как раз и устанавливает такое исключение.

Исходя из п. 5 ст. 29 НК РФ, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков наделяется статусом уполномоченного представителя бессрочно и сохраняет свой статус, в том числе по окончании срока действия, при расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе на основании п. 6 ст. 29 НК РФ делегировать предоставленные ему полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Представительство налогоплательщика, применяющего систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, возможно оператором соглашения исключительно на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 346.36 НК РФ).

В компетенцию уполномоченного представителя налогоплательщиком могут быть переданы, в том числе и обязанности по определению налоговой базы, а также исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога.

Вопрос о необходимости включения в текст доверенности обязательного указания о наделении представителя полномочиями на представление интересов в налоговых правоотношениях до настоящего времени остается дискуссионным.

В правоприменительной практике можно встретить судебные решения, из которых следует вывод, что ст. 185 ГК РФ не содержит требования об обязательном указании в доверенности полномочий на представление интересов в налоговых правоотношениях. Не требуется и оформление отдельной доверенности, перечисляющей конкретные полномочия представителя, в частности право на подачу им жалобы от имени налогоплательщика (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу N А29-261/2008, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 N 17АП-3560/2008-АК по делу N А71-852/2008).

В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, достаточно указания общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2012 по делу N А32-11198/2011, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А33-1779/2011).

Данную позицию разделяли ранее и некоторые представители региональной налоговой службы. Например , в Письме УФНС России по г. Москве от 28.04.2008 N 09-17/041201 допускалась возможность оформления полномочий представителя налогоплательщика доверенностью со следующим содержанием: "...уполномочиваю... быть моим представителем во всех компетентных органах, учреждениях и организациях г. Москвы, в том числе в налоговых органах, в отделении Пенсионного фонда, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования, органах Госкомстата, в любых банках г. Москвы и в других, по всем вопросам, касающимся меня, для чего предоставляю ему (ей) право подавать от моего имени заявления, получать и представлять все необходимые справки и документы, в том числе декларации о доходах, а также расписываться за меня и совершать все необходимые действия, связанные с выполнением данного поручения".

Однако с таким толкованием многие судебные инстанции не согласны (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2011 по делу N А42-1360/2010, Первого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу N А43-16666/2010, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 по делу N А66-6566/2012). По их мнению, в доверенности должно быть оговорено полномочие представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Такого указания достаточно, и других требований в законодательстве по данному поводу не содержится. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит перечня действий, совершение которых требует наличия специально оговоренного в доверенности права. Доверенность, оформляемая в порядке ст. 29 НК РФ, уже предусматривает право на участие во всем объеме налоговых отношений.

При наличии доверенности, предусматривающей полномочия представлять интересы налогоплательщика в инспекциях ФНС России по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, для чего представителю предоставлено право совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения, полномочия представителя доверителем фактически не ограничены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А33-1779/2011).

В частности, не требуется обязательного специального указания в подобных доверенностях полномочий:

  • на подписание поверенным счета-фактуры;
  • на получение документов в налоговом органе;
  • на право знакомиться с документами, принятыми налоговым органом;
  • на подписание заявлений в порядке ст. 78 НК РФ;
  • на участие в рассмотрении материалов проверки.

Вместе с тем, можно встретить и мнения, что в доверенности целесообразно точно определить полномочия лица в части взаимодействия с конкретной налоговой инспекцией. Так, согласно Письму Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-326 доверенность уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть оформлена надлежащим образом, в ней должны быть четко указаны объем и содержание полномочий представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В том числе в доверенности должны быть отдельно отражены полномочия:

  • по подписанию корреспонденции, подготовке и направлению различного рода запросов, актов, писем представителем в налоговый орган (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 N 07АП-2101/2012 по делу N А27-12766/2011);
  • на право подписи налоговой декларации (расчета) и иных документов (см. Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-28);
  • на представление им налоговой декларации (расчета) и (или) подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Так, согласно Письму Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-28 при представлении в налоговый орган налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика к ней следует прикладывать как документ, подтверждающий полномочия руководителя организации, осуществляющей ведение налогового и бухгалтерского учета организации-налогоплательщика, на подписание налоговой декларации (расчета), так и документ, подтверждающий соответствующие полномочия конкретного физического лица, подписавшего декларацию, которому передоверено право подписи налоговой декларации (расчета) организации-налогоплательщика. Кроме того, рекомендуется руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика.

зам. руководителя по развитию

Российского юридического клуба

"Торговый эксперт", 2008, N 1
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Нередко во взаимоотношениях с другими организациями, налоговыми органами, судами, организация выступает через своих представителей - специально уполномоченных лиц. Этими представителями могут быть не только руководитель или иное лицо, уполномоченное учредительными документами, но и другие штатные работники, а в ряде случаев и приглашенные со стороны. Все зависит от задач, для решения которых привлекается представитель.
Статьи 182 - 189 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) дают общие положения о представителях и о том, как должны оформляться подобные полномочия представителей для совершения ими разного рода юридических действий (сделок), направленных на установление, изменение или прекращение имущественных и других гражданских прав и обязанностей.
Официально уполномоченное лицо
Под представителем юридического лица понимается лицо, уполномоченное совершать сделки от имени представляемой организации (юрлица) на основании закона или учредительных документов, а также на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).
Официально уполномоченными лицами юридических лиц на основании закона или учредительных документов выступают их исполнительные органы. Это единоличные органы - директор (генеральный директор), руководитель, президент; коллегиальные органы - правление, дирекция, совет директоров и глава коллегиального исполнительного органа (председатель, управляющий). В учредительных документах организации должно быть указано такое лицо (орган), а также определен круг его полномочий.
Для удостоверения полномочий официального (а по НК РФ - законного) представителя организации следует руководствоваться учредительными документами юридического лица (устав, учредительный договор, положение), а также документом, подтверждающим назначение (избрание) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).
Временное исполнение обязанностей руководителя
Часто при заключении сделок или при совершении иных юридических действий от имени юридического лица выступает не исполнительный орган организации - директор, президент, избранный соответствующим органом управления, а временно исполняющий обязанности руководителя (так называемый ВРИО). Он назначается самим руководителем либо принимает исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов (увольнение, болезнь руководителя и т.д.).
Примечание. Понятие "ВРИО" довольно условное, но оно означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временной невозможностью осуществления им своих полномочий.
Следует заметить, что нынешнее законодательство не содержит специальных правовых норм, регулирующих отношения по исполнению обязанностей руководителя при его временном отсутствии. В то же время обычаи делового оборота предусматривают определенные правила по приравниванию ВРИО по объему полномочий к единоличному исполнительному органу организации - руководителю.
Для представления и защиты интересов организации в хозяйственных, административных, налоговых и иных правоотношениях ВРИО можно и не назначать. Достаточно выдать соответствующему работнику доверенность, содержание которой будет включать максимальный объем полномочий доверенного лица. Такие полномочия будут составлять лишь часть компетенции руководителя. Но бывают случаи, когда руководитель не смог оформить доверенность, например, внезапно тяжело заболел. Для обеспечения нормальной работы организации необходимо полное исполнение его обязанностей другим лицом. Назначить ВРИО вправе тогда тот орган управления, который назначает (избирает) самого руководителя. Например, в ООО это общее собрание участников. Но чаще всего это довольно сложная процедура, особенно по времени для созыва и проведения собрания. Поэтому в большинстве случаев назначение ВРИО оформляется приказом руководителя организации.
Справка. Вопрос о назначении ВРИО необходимо предусмотреть в учредительных документах организации (уставе).
Бывают ситуации, когда принятие исполнения обязанностей происходит автоматически, но это будет правомерным, если должностные инструкции, локальные акты организации прямо указывают, какое должностное лицо замещает должность руководителя при его временном отсутствии.
На практике нередки случаи, когда в организации требуется ВРИО при увольнении руководителя по собственной инициативе или заболевании, приведшем к невозможности дальнейшего продолжения им функций руководителя. Эти ситуации лучше всего предусмотреть в учредительных документах.
Остальные работники организации могут выступать в качестве ее уполномоченных представителей в конкретных правоотношениях лишь на основании доверенности, выданной им органом управления этой организации: директором, президентом и т.п.
Доверенность от имени организации (юридического лица) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.
Виды доверенностей
Доверенности бывают разные. Например, генеральная доверенность выдается руководителю филиала или отдельного подразделения организации. Чаще всего выдаются доверенности на совершение разового конкретного действия - заключить договор, получить зарплату и т.п.
Наиболее распространенными являются специальные доверенности, выдаваемые для совершения однородных сделок или каких-либо однородных юридических действий (например, для представления интересов организации в судебных органах, на управление транспортным средством).
Не следует в тексте доверенности использовать общие фразы, например, "и иные полномочия, связанные с доверенностью", так как это может вызвать разногласия по поводу полномочий представителя.
Какие полномочия нельзя передавать
Следует обратить внимание, что некоторые полномочия вообще нельзя передавать по доверенности. Например, в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика может представлять интересы организации налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Но такой уполномоченный представитель не вправе сам платить за налогоплательщика налоги и сборы, так как это непосредственная обязанность плательщика.
Для оказания юридической помощи организациям, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также по делам, рассматриваемых в арбитражных судах или судах общей юрисдикции, допустимо участие представителя - адвоката или иного лица.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, подтверждаются доверенностью (ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 59 АПК РФ). Но, если представителем организации будет выступать сам руководитель организации, ему понадобятся устав, приказ (протокол) о назначении и паспорт.
Как составить доверенность
ГК РФ содержит ряд общих установок о том, как должны быть оформлены полномочия представителя:
- доверенность не может быть устной - только письменная (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
- нотариальное удостоверение доверенности требуется, если на то есть специальное указание в законе. Например, если речь идет о передоверии (п. 3 ст. 187 ГК РФ) или согласно ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- доверенность можно оформить на бланке организации, но это не обязательно. Главное, чтобы в доверенности было четко указано, что именно уполномочен сделать доверенное лицо (поверенный);
- на доверенности от имени организации должны быть печать и подпись руководителя (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
При составлении доверенности руководствуются также следующим:
- даты и сроки в ней следует указывать не только цифрами, но и прописью. Согласно ст. 186 ГК РФ, если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления, т.е. даты выдачи указанной доверенности. Срок действия доверенности лучше указывать, так же как и указывать в обязательном порядке дату ее выдачи;
- наименование организации, фамилии, имена и отчества доверителей (т.е. тех, кто выдает доверенность) и представителей, а также иных лиц следует писать полностью.
И еще одна важная деталь оформления доверенности - указание паспортных данных представителя (поверенного). Это избавит представителя доказывать, что документ выдан именно ему.
Доверенность на получение материальных ценностей и денег
Согласно ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при оформлении документов на получение материальных ценностей организация обязана использовать утвержденные в установленном порядке унифицированные документы.
Документом, подтверждающим право представителя на получение товарно-материальных ценностей, является доверенность, оформляемая по типовым формам N М-2 или N М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Справка. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей оформляются в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, а также действующей ныне Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (утв. Письмом Минфина СССР от 14.01.1967 N 17).
Доверенность по форме N М-2а используют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдача таких доверенностей регистрируется в специально заводимом, пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Доверенности по форме N М-2 применяют в тех случаях, когда получение ценностей производится нерегулярно, порой в разовом порядке. Для их учета не требуется ведение специального журнала, хотя они должны регистрироваться бухгалтерией или иным подразделением, уполномоченным приказом (распоряжением) дирекции, в книге доверенностей (номер доверенности определяется в книге доверенностей по корешку предыдущей доверенности).
Обе формы указанных доверенностей подписываются руководителем или иными уполномоченными на это лицами и главным (старшим) бухгалтером. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами с приложением печати этой организации. Поэтому подпись главного бухгалтера согласно ГК РФ необязательна. (Однако все-таки подписывать такие доверенности желательно и главбуху.) Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным (старшим) бухгалтером, следует оформить приказом (распоряжением) руководителя организации.
А вот доверенности от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей согласно ст. 185 ГК РФ должны быть подписаны также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Причем все подписи скрепляются печатью организации.
Срок действия таких доверенностей устанавливается в зависимости от возможности получения, вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на календарный месяц. При лишении доверенного лица права на получение ценностей по доверенности, срок которой не истек, необходимо истребовать у этого лица доверенность, одновременно известив поставщиков (продавцов) об аннулировании такой доверенности.
В тех случаях, когда товары должны быть получены в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам, заказам и другим заменяющим их документам, доверенному лицу может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов. Если товарные ценности необходимо получать на нескольких складах, то может быть выдано несколько доверенностей.
В доверенности (соответствующих графах) приводится наименование товаров, подлежащих получению. Если же в документах на отпуск товаров (соглашении и т.п.) приведены наименование и количество товаров, то в таблице доверенности о материальных ценностях (на оборотной стороне формы) можно поставить прочерк.
В форме доверенности предусмотрен корешок, который остается в книжке доверенностей. В этом корешке доверенности заполняются все реквизиты, идентично данным, приведенным в основной части доверенности, выдаваемой доверенному лицу. Ответственность за правильность заполненных данных в корешке доверенности возлагается на должностное лицо, ответственное за выдачу доверенностей. Это следует предусмотреть в приказе организации о порядке выдачи доверенностей и их оформлении и подписании.
Примечание. После получения материальных ценностей в корешке указывается подтверждение этого по представленным уполномоченным лицом соответствующим документам (накладной, счету-фактуре и т.п.).
Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения товаров (независимо от того, получены они полностью или частично) представить в бухгалтерию организации документы о выполнении поручений и сдаче полученного товара соответствующему материально ответственному работнику. Неиспользованные доверенности также возвращаются на следующий день после истечения срока их действия. Об этом делается отметка в корешке книги доверенностей.
Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, срок которых истек, новые доверенности не выдаются. И конечно, не допускается выдача доверенностей, полностью или частично не заполненных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выданы.
И еще одна деталь. Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются представителями поставщика-продавца при первом же отпуске товаров. В случае отпуска товаров частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемно-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Один экземпляр накладной передается получателю товара, а другой подкладывается к оставшейся у поставщика (продавца) доверенности. Это используется для контроля за отпуском товаров по доверенности, а также предъявления счета покупателю. По окончании отпуска товаров доверенность сдается в бухгалтерию организации продавца вместе с документами на отпуск последней партии товаров по этой доверенности.
О печати, скрепляющей документы организации
Как уже отмечалось, доверенность на те или иные полномочия работника подписывается руководителем и скрепляется печатью организации. Особенно этот порядок касается при оформлении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.
В основополагающих правовых актах - Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " (п. 7 ст. 2); от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 5 ст. 2); от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 3 ст. 2) предусматривается, что названные юридические лица - организации не только должны иметь обязательно круглую печать, с указанием на ней обязательных реквизитов: полного фирменного наименования организации на русском языке и места ее нахождения. Кроме этого, печать может содержать дополнительные реквизиты, например, фирменное наименование не только на русском языке, но и на любом языке народов РФ или иностранном языке.
Обратите внимание! Помимо обязательных реквизитов организации по своему усмотрению могут указывать на своих печатях ИНН, КПП, ОГРН, товарный знак, логотип и т.д.
Региональные власти также могут устанавливать свои требования к наличию на печати тех или иных реквизитов. Так, органы исполнительной власти в Хабаровске, Екатеринбурге в их региональных положениях о разрешении изготовителя печатей предусмотрели обязательное наличие в реквизитах печати идентификационного номера (ИНН).
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" размещать на печати герб Российской Федерации могут только:
- федеральные органы государственной власти;
- иные государственные органы;
- организации и учреждения;
- организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведениями государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" наряду с гербом указанные организации включают в текст гербовой печати:
- полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках его краткое наименование (если оно имеется);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Следует заметить, что любая организация может иметь несколько печатей, так как ограничения по их количеству не установлены.
Если имеется несколько печатей, то рекомендуется внутренними локальными документами установить порядок их использования.
Иногда организации заказывают себе печати с надписью "Для документов". Такой печатью не рекомендуется заверять официальные документы, договоры. Более правильным будет заверка таких документов основной печатью.
Право подписи доверенностей и финансовых документов
Как правило, во всех случаях доверенности на получение материальных ценностей и финансовые документы подписывает руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись). Право подписи доверенностей должностными лицами должно быть предоставлено приказом руководителя организации.
На финансовых документах, предоставляемых в банк, право первой подписи принадлежит руководителю, а право второй подписи - главному бухгалтеру. Иным лицам юридического лица право первой и второй подписи на таких документах должно быть предоставлено соответствующим приказом руководителя. Вместо приказа удостоверить передачу полномочий на право первой и второй подписи можно доверенностью, должностной инструкцией. В них должно быть прямо прописано, что работник наделяется правом первой или второй подписи.
Подобные документы дают право работнику только заключать различного рода договоры. Они не могут свидетельствовать о полномочиях работника на право подписи (первой и второй) на финансовых документах, т.е. распоряжаться денежными средствами организации. А значит, банк не примет карточку с образцами подписей ввиду неуполномоченности этих лиц (см. Письмо Банка России от 14.06.2007 N 31-1-6/1244 "О подтверждении полномочий лиц, наделенных правом подписи").
Что может сказать подпись
Говоря о праве подписи на документах организации, хотелось бы остановиться на их графологическом анализе. К такому анализу нередко прибегают в бизнесе с целью наблюдения за поведением и изменением характера сотрудников и выявления претендентов на повышение или увольнение, но, конечно, без афиширования этого наблюдения.
Что же могут сказать подписи тех или иных лиц с графологической точки зрения?
В первой букве подписи зашифрована самооценка личности. Чем буква выше остальных, тем более искривлена самооценка. Очень высокая первая буква трактуется как признак завышенного самомнения. Если же высота первой и последующих букв гармонически сочетаются, это говорит о самокритичности. Заглавная буква, написанная фигурно, показывает, что мысли и человека так же витиеваты и имеется склонность к романтике. Те, кто ставят точку после первой буквы подписи, явно педантичны и пунктуальны. Две заглавные буквы в подписи демонстрируют неординарную и амбициозную личность.
Высокая вторая буква (по отношению к первой) означает нереализованные амбиции. Подчиненным следует опасаться такого руководителя, а последнему - своих замов.
Подпись, "сходящая" в конце на нет, принадлежит человеку коварному, в планы которого никто никогда не посвящается. Такие личности обычно занимают высокие должности.
Черточки после подписи могут означать у мужчин наличие женских признаков в характере, у женщин - тягу к драгоценностям либо излишнюю чистоплотность.
С точки зрения графологов, если заглавная буква в подписи руководителя или его работника намного выше остальных, значит, оба они излишне горды, амбициозны и склонны к преувеличениям. Так что закорючки на подписях того или иного работника могут сказать многое о том, о чем они сами хотели бы умолчать.
Ю.Н.Болдырев
Юрист-консультант
Лиги предпринимателей торговли
г. Москвы
Подписано в печать
17.03.2008

План

5.1. Представительство в налоговом праве

5.2. Законный представитель налогоплательщика

5.3. Уполномоченный представитель налогоплательщика

5.4. Официальный представитель налогоплательщика

5.1. Представительство в налоговом праве является специфическим правовым институтом, обеспечивающим наиболее полную реализацию прав и обязанностей налогоплательщиков. Становление этого института - перспективная задача, поэтому попытаемся обозначить основные составляющие, контуры проблемы.

Основу института представительства в налоговом праве составляют многие нормы гражданского и гражданско-процессуального законодательства. Однако налоговое представительство имеет существенное отличие от гражданско-правового представительства. Принципиальным отличием правовой природы налогового представительства от гражданско-процессуального является направленность метода регулирования отношений, возникающих в различных формах представительства. Налоговое представительство регулирует реализацию первоочередной обязанности налогоплательщика (уплату налогов и сборов), базирующейся на отношениях власти и подчинения, обеспечивающейся властными, императивными методами в отличие от гражданско-правового представительства, имеющего диспозитивный характер.

К особенностям налогового представительства можно отнести и специфический субъектный состав, который предполагает:

1) представляемого (налогоплательщика);

2) представителя (законного, уполномоченного или официального);

3)третье лицо (налоговые органы или иные, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в соответствующие централизованные фонды).

Сущность представительства характеризуется сложностью, многопорядковостью. Отношения, регулируемые представительством, существуют на нескольких уровнях:

1) низший уровень (отношения между представителем и представляемым);

2) высший уровень (отношения между представителем и иными субъектами налоговых правоотношений, в первую очередь налоговыми органами).

На основании этого можно выделить внутренние отношения на (низшем уровне) и внешние отношения представительства (осуществляющие регулирование на высшем уровне).

Налоговое законодательство основывается на посылке, что главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. При этом налогоплательщик может участвовать в подобных отношениях как непосредственно, так и через представителей. Второй путь используется в силу объективных причин, когда налогоплательщик не может исполнять налоговые обязанности (не достиг определенного возраста) либо выполнение обязанностей затруднительно (удаленность налогоплательщика и т.д.).

Система субъектов и отношения между ними связаны и проявляются в особенностях способов реализации правоотношений. Последние выступают как комплекс приемов и методов, при помощи которых субъекты правоотношений реализуют свои права и обязанности. Самостоятельное осуществление является путем реализации большинства налоговых правоотношений. В этом случае субъект правоотношений осуществляет свои права и обязанности самостоятельно. Определенное делегирование прав и обязанностей налогоплательщиков осуществляется при представительском способе, когда реализацию прав и обязанностей по уплате налогов осуществляют налоговые агенты. Чаще всего необходимость действий налогового агента зависит от сложности учета налогов и сборов, налоговой отчетности, сложности внутреннего налогового контроля.

Приобретение статуса налогового представителя может осуществляться в двух формах.

1. Пассивная форма - приобретение статуса представителя не связано ни с какими действиями представителя или представляемого, оно просто вытекает из закона.

2. Активная форма - приобретение статуса представителя связано с активными действиями субъектов. В качестве таких активных действий могут выступать действия налоговых органов (официальное представительство); представляемого и представителя - при заключении соответствующего договора (уполномоченное представительство).

Проектом Налогового кодекса Украины, который представлен Кабинетом Министров Украины, сделан определенный шаг вперед в законодательном регулировании этого вопроса. Так, в

ст. 1038 подчеркивается, что плательщики налогов используют права и исполняют обязанности, предусмотренные этим Кодексом, лично или через законного или уполномоченного на это представителя. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя. При этом дается определение и законному представителю: законный представитель налогоплательщика - лицо (лица), которое ведет дела, исполняет обязанности и представляет интересы налогоплательщика в отношениях, связанных с налогообложением (ст. 1013).

Таким образом, личное участие налогоплательщика в отношениях, связанных с уплатой налогов и сборов, не лишает его права иметь представителя, так же как и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в подобных правоотношениях. Следовательно, комплексное исполнение налоговых обязанностей может осуществляться в трех формах:

2) представительской;

3) смешанной (предполагающей сочетание двух первых форм).

Смешанный способ реализации прав и обязанностей имеет место в некоторых случаях, когда переплетаются действия плательщика (а может и налоговых агентов) и действия налоговых органов. Например, при реализации налогового обязательства по подоходному налогу с граждан можно выделить несколько этапов. На первом - налог уплачивается плательщиком самостоятельно (или через агента) ежемесячно и заполняется декларация в конце года. На втором - налоговая инспекция проверяет налоговую декларацию и детализирует сумму налога к оплате. На третьем этапе плательщик реализует детализированный долг (доплачивает сумму налога либо решает, как распорядиться излишком уплаченного налога: использовать в счет будущих платежей или требовать возврата).

Важно иметь в виду, что права и обязанности отдельных категорий налогоплательщиков могут осуществляться исключительно представителями, действующими от имени этих налогоплательщиков (например, действия законных представителей в отношении налоговых обязанностей малолетних или лиц, признанных судом недееспособными).

Представительство в широком смысле слова представляет собой отношение, в силу которого представитель совершает в интересах представляемого юридические действия. Выступление одного лица в интересах другого является родовым признаком, присущим всем видам представительства. Именно в рамках представительства возникает возможность осуществления прав и обязанностей представляемым как субъектом права.

Полномочия представителя фактически определяются обязанностями его совершать в интересах налогоплательщика юридические действия от его имени. Полномочие представителя в.широком смысле выступает как субъективная обязанность его перед налогоплательщиком совершать определенные юридические действия от имени налогоплательщика в установленной налоговым законодательством форме. В узком смысле полномочие налогового представителя выступает в определенных действиях, которые он совершает по отношению к налоговым органам в рамках возложенных на него обязанностей, связанных с уплатой налогов и сборов.

Налоговое представительство выступает в трех формах.

1. Законное налоговое представительство - основывается на положениях закона или иного нормативного акта.

2. Уполномоченное налоговое представительство - основывается на договорах (или поручениях) между налогоплательщиком и его представителем. Следует отметить, что термин «уполномоченное представительство», видимо, не совсем удачный, поскольку фактически любая форма представительства в налоговом праве основана на полномочии. Различаются же формы налогового представительства в зависимости от оснований возникновения этих полномочий (закон, учредительные документы, административный акт, договор).

3. Официальное налоговое представительство - представительство налогоплательщика, в основе которого лежит инициатива налоговых органов.

Таким образом, налоговое представительство - это правоотношение, в силу которого юридические действия, совершаемые налоговым представителем от имени налогоплательщика в пределах полномочий, определяющихся особенностью, связанной с уплатой налогов и сборов, создают, изменяют или прекращают права и обязанности налогоплательщика.

5.2. Законным представителем налогоплательщика является юридическое или физическое лицо, уполномоченное представлять интересы налогоплательщика по основаниям, непосредственно вытекающим из закона и не требующим дополнительных соглашений.

Законным представителем плательщика признается представитель налогоплательщика, который ведет его дела, связанные с выполнением его налоговой обязанности на основании закона." Законным представителем налогоплательщика являются:

1) родители, усыновитель, лицо, при наличии у него документов, свидетельствующих о брачных отношениях или родственных связях с физическим лицом, опекун, попечитель или лицо, назначенное органом опеки и попечительства при безвестном отсутствии физического лица или признании его недееспособным, или иное лицо, при наличии у него документов, удостоверяющих его соответствующие полномочия;

2) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другое лицо предприятия, учреждения, организации, если последние имеют доверенность на ведение дел налогоплательщика;

3) законные представители головного предприятия консолидированной группы налогоплательщиков;

4) руководитель (его заместитель), главный бухгалтер (бухгалтер) и другие лица, если последние имеют доверенность или договора на ведение дел от налогоплательщика.

Законное представительство юридических лиц осуществляется в двух формах:

1) представительство на основании закона;

2) представительство на основании закрепления соответ ствующего статуса представителя в учредительных документах.

Основная масса юридических лиц действует на основании учредительных документов. Однако некоторые некоммерческие организации могут действовать на основании предусмотренного в соответствующем законодательном акте общего положения об организациях данного вида. Первая форма законного налогового представительства осуществляется в основном на предприятиях и учреждениях, собственником которых является государство. При этом необходимо, чтобы налоговый представитель был указан в качестве такового в акте соответствующего органа.

Любые действия (бездействия) законных представителей организаций-налогоплательщиков признаются в качестве действий (бездействия) представляемой организации так же, как если бы данная организация самостоятельно осуществляла определенные действия (бездействие). Данное положение имеет важное значение для порядка возложения ответственности за налоговые правонарушения. Поскольку одним из обязательных элементов состава правонарушения является наличие вины, то виновные действия (бездействие) законного представителя позволяют возлагать ответственность непосредственно на саму организацию, которую представляет законный представитель. Естественно, это не относится к законным представителям налогоплательщиков - физических лиц.

Законное представительство физических лиц осуществляется родителями и опекунами также в двух формах:

1) представительство на основании закона",

2) представительство на основании административного акта.

Особенностью законного налогового представительства физических лиц является осуществление ими своих функций без специальных полномочий. В этом случае им необходимо иметь только документы, подтверждающие статус законного представителя: для родителей - свидетельство о рождении ребенка (паспорт с отметкой о рождении ребенка), для опекунов (усыновителей) - решение об установлении опеки (об усыновлении, удочерении).

5.3. Уполномоченным представителем налогоплательщика является лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, арбитражных или других судах согласно подведомственности дел на основании нотариально удостоверенных договоров или поручений.

В основе уполномоченного представительства лежит волеизъявление налогоплательщика, на основании которого определенное лицо и наделяется статусом уполномоченного представителя. Отношения уполномоченного представительства носят договорной характер. Предметом этого договора является предоставленное поручителю поручение осуществлять в интересах налогоплательщика юридические действия в отношениях с иными субъектами налоговых правоотношений.

В качестве уполномоченного представителя могут выступать:

1) юридические лица;

2) физические лица (к моменту осуществления уполномоченного налогового представительства должны быть полностью дееспособны).

Уполномоченное налоговое представительство может осуществляться в двух формах:

1) возмездной;

2) безвозмездной.

Выбор формы осуществляется на стадии заключения договора между налогоплательщиком и представителем и зависит от соглашения, к которому Придут стороны. Необходимо учитывать, что предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, заключают договора с уполномоченными налоговыми представителями в основном на возмездной основе.

Ряд лиц является представителями органов государственной власти, контролирующих и правоохранительных органов и в налоговых отношениях представляют исключительно интересы государства (должностные лица налоговых и таможенных органов, налоговой милиции, судьи, следователи, прокуроры), именно поэтому устанавливаются запреты в законодательстве на возможность приобретения ими статуса уполномоченного налогового представителя.

Важно учитывать, что уполномоченные налоговые представители представляют интересы налогоплательщиков в отношениях не только с налоговыми органами, но и с иными участниками налоговых отношений (налоговыми агентами, сборщиками налогов). Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет полномочия на основании доверенности, которая представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В последнем случае все лица, которым выдана доверенность, должны быть указаны в доверенности.

В зависимости от содержания полномочий доверенности делятся на:

1) специальные - доверенности, выданные уполномоченному налоговому представителю для осуществления однородных действий лицом, которому она выдана;

2) генеральные - доверенности, выданные для совершения налоговым представителем разнообразных действий от имени представляемого;

3))разовые- доверенности, выданные налоговому представителю для строго определенного действия от имени представляемого.

Доверенность, выдаваемая физическим лицом уполномоченному налоговому представителю, требует обязательного нотариального удостоверения либо удостоверения, приравниваемого к нотариальному.

В некоторых случаях представитель налогоплательщика может быть назначен по инициативе налогового органа. Возможно в дальнейшем подобная инициатива будет исходить и от налоговых судов.

5.4 .Официальным представителем признается представитель налогоплательщика, принимающий участие в рассмотрении дела в арбитражном или ином суде, который назначается арбитражным или иным судом при отсутствии законного или уполномоченного представителя и при условии, что лицо, которое принимает участие в деле, не может непосредственно принимать участие в его рассмотрении.

Официальный представитель налогоплательщика может быть назначен в следующих случаях:

1) если лицо, участвующее в деле, не может принять участие в его рассмотрении в силу объективных обстоятельств;

2) если имущество, являющее предметом рассмотрения спора, - бесхозное.

Официальному представителю выплачивается вознаграждение и компенсируются расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, за счет бюджета, в который уплачивается соответствующий налог, или соответствующие расходы возмещаются за счет лица, не принимающего участие в рассмотрении дела. Не могут быть официальными представителя налогоплательщика судьи, следователи, прокуроры, должностные лица налоговых органов.

Юридическое лицо может представлять интересы через специально уполномоченного на это гражданина, который в силу должностной инструкции или определенного соглашения исполняет возложенные обязанности за установленную оплату. Если такое лицо непосредственно входит в штат компании, услуга входит в определенный размер зарплаты сотрудника.

Представительство интересов общества может возникнуть:

  1. При заключении коммерческих и иных договоров.
  2. Для взаимодействия с государственными учреждениями.
  3. При судебном разбирательстве различных форм и инстанций.

Законным представителем компании согласно КоАП РФ (кодекс административных правонарушений России) является непосредственно ее директор или иной фактический управляющий. На основании , такие функции могут быть переданы не одному лицу, а нескольким – коллегиальному органу. В этом случае официальный представитель ООО будет избран из их числа, а его полномочия – удостоверены отдельным документом.

Официальный уполномоченный или коллегиальный совет компании могут передать соответствующие полномочия иному физическому или юридическому лицу (чаще всего), который на основании соответствующего договора будет исполнять возложенные обязанности в мере и срок, установленный этим документом.

Уполномоченные лица в силу своего назначения обладают соответствующими правами и несут определенную ответственность.

Права :

Обязанности :

  • Использование полученной информации в рамках предоставленных полномочий.
  • Защита интересов компании в процессуальном порядке.
  • Исполнение возложенных обязанностей в рамках заключенного или договора найма.

Подтверждением полномочий назначенного представителя является удостоверяющий это документ. Если таким лицом является директор или иной – такой бумагой станет документ, подтверждающий его служебное положение. Если такой гражданин работает по найму – доверенность, оформленная у нотариуса или непосредственно в канцелярии общества.

Представители ООО по доверенности

Представитель ООО по доверенности назначается, чаще всего, в рамках отдельного правоотношения или судопроизводства на оговоренный срок. Таким лицом может стать физический или юридический субъект. Если поверенный избирается из членов общества – его наделяют соответствующими возможностями на основании внутреннего документа – назначения или приказа.

В случае использования сторонней компании, оказывающей подобные услуги, или такого гражданина – оформляется доверенность специальной формы, удостоверенная в нотариальной конторе.

Права и обязанности такого представителя четко регламентируются составленным договором (при необходимости) и сами текстом доверенности, составленным по следующему образцу:

  1. Наименование документа.
  2. Паспортные данные, ИИН участвующих лиц.
  3. Перечень предоставленных поверенному привилегий и обязанностей.
  4. Срок действительности документа.
  5. Подписи заинтересованных лиц, нотариуса с установкой штампа последнего.

Следует уточнить, если поверенным является юридическое лицо, нотариально заверенную доверенность оформлять не нужно. Правомочия возникают в момент подписания соответствующего договора.

Представители ООО в рамках судопроизводства

Представительство может происходить в рамках различных судебных процессов , в зависимости от которых используется та или иная форма защиты законных интересов компании.

  1. При поверенным компании является директор или иной управляющий общества. Данная возможность может быть доверена одному из сотрудников на основании внутреннего приказа.
  2. При используются аналогичные услуги указанных лиц, либо при помощи найма – третьей стороны, которая будет представлять интересы на основании нотариальной доверенности или соответствующего договора.
  3. В случаях интересы компании зачастую представляет третья сторона, выполняющая услуги за вознаграждение.

При любой форме делопроизводства (кроме гражданского) следует воспользоваться услугами квалифицированного защитника (адвоката), призванного на основании отдельной договоренности или являющегося самими доверенным.

Пример по представлению интересов ООО

Для ООО потребовалась защита интересов в суде по уголовному делу по факту ограничения конкуренции. Полгода назад нынешняя структура компании была образована путем слияния нескольких однотипных компаний. При осуществлении процедуры все требования были соблюдены, и в отношении реорганизации произошла ее .

Третья заинтересованная сторона, являющаяся истцом – компания-конкурент, занимающаяся реализацией аналогичной коммерческой услуги. Она утверждает, что слияние однотипных компаний, по сути – образование некоего картеля, способного существенно ограничить конкуренцию. Согласно такое правонарушение наказывается уголовным преследование виновной стороны.

Для защиты интересов компании ее генеральный директор – непосредственный законный представитель пригласил квалифицированного защитника – адвоката, который на основании убедительных доводов опроверг возникшее исковое требование.

Для предъявления интересов в суде потребовались следующие документы :

  • Договор о назначении директора и его паспорт.
  • Доверенность о представительстве.
  • Лицензия на деятельность адвоката и его паспорт.

Заключение

Действовать от имени общества может его законный представитель или назначенное уполномоченное лицо. При этом их правомочия должны быть удостоверены следующими документами:

  1. Доверенность представителя ООО или бумага, свидетельствующая о занимаемой руководящей должности в структуре компании. Директор без доверенности действует от имени общества.
  2. Паспорт поверенного или иной документ, удостоверяющий его личность.
  3. Договор о найме сторонней профессиональной компании или физического лица (отдельному гражданину в любом случае выписывается доверенность).

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по представлению интересов ООО

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Ярослав. Как правильно оформить представительство в суд для нашего ООО?

Ответ: Добрый день, Ярослав. Согласно действующему законодательству доверительный документ при представительстве в судах общей юрисдикции, арбитражных, в том числе у мировых судей выписывается в нотариальной конторе в присутствии заинтересованных сторон или

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный...

От имени юридического или физического лица во взаимоотношениях с контрагентами, налоговыми, таможенными и иными органами вправе действовать его законный или уполномоченный представитель. Например, в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик (организация или физическое лицо) может участвовать лично либо через своего законного или уполномоченного представителя (подп. 6 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 НК РФ). Аналогично в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, интересы плательщика страховых взносов вправе представлять он сам либо его законный или уполномоченный представитель. Это указано в части 1 статьи 5.1 и пункте 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ).

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законный представитель без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки. Как правило, таким представителем является руководитель организации (ее директор, генеральный директор). Полномочия законного представителя организации подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители). Так, законные представители имеются у несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Остальные физические лица, как правило, представляют свои интересы лично или через уполномоченного представителя. Информация о том, кто является законным представителем физических, а также юридических лиц различных организационно-правовых форм, приведена в таблице.

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями. Основанием представительства является доверенность. Доверенность, выдаваемая уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Удостоверять такую доверенность у нотариуса не обязательно.

Доверенность уполномоченному представителю физического лица на представление его интересов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах или законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды, должна быть удостоверена нотариально. Это указано в пункте 3 статьи 29 НК РФ и части 9 статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ. Вместо нотариально удостоверенной доверенности полномочия представителя физического лица могут подтверждаться доверенностью, приравниваемой к нотариально удостоверенной согласно пункту 3 статьи 185 ГК РФ. Любая организация или физическое лицо вправе одновременно иметь несколько уполномоченных представителей, которым предоставлены одинаковые или разные полномочия 1 .

Юридическое или физическое лицо, интересы которого представляются

Законный представитель

Основание представительства

З аконные представители юридических лиц

Общество с ограниченной ответственностью

Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Общество с дополнительной ответственностью

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.)

Подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ и пункт 3 статьи 95 ГК РФ

Закрытое акционерное общество

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

Пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Открытое акционерное общество

Полное товарищество

Каждый участник полного товарищества (при условии, что учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно)

Пункт 1 статьи 72 ГК РФ

Участник полного товарищества, которому поручено ведение дел (если учредительным договором ведение дел поручено одному или некоторым из участников)

Пункт 1 статьи 72 ГК РФ

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

Каждый из полных товарищей2 (при условии, что учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно)

Полный товарищ, которому поручено ведение дел (если учредительным договором ведение дел поручено одному или некоторым из участников)

Пункт 2 статьи 82 и пункт 1 статьи 84 ГК РФ

Производственный кооператив (артель)

Председатель кооператива

Пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 08.05.96 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»

Государственное унитарное предприятие

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор)

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Муниципальное унитарное предприятие

Кредитный потребительский кооператив

Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива (председатель кредитного кооператива, председатель правления кредитного кооператива, директор, исполнительный директор)

Пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

Жилищный кооператив

Председатель правления жилищного кооператива

Подпункт 2 пункта 2 статьи 119 Жилищного кодекса

Жилищно-строительный кооператив

Жилищный накопительный кооператив

Единоличный исполнительный орган кооператива (директор)

Пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»

Сельскохозяйственный кооператив

Председатель кооператива

Пункт 7 статьи 26 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

Товарищество собственников жилья

Председатель правления товарищества

Пункт 2 статьи 149 Жилищного кодекса

Садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое некоммерческое товарищество, садоводческий потребительский кооператив, садоводческое некоммерческое партнерство)

Председатель правления садоводческого некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ)

Огородническое некоммерческое объединение граждан (огородническое некоммерческое товарищество, огороднический потребительский кооператив, огородническое некоммерческое партнерство)

Председатель правления огороднического некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Дачное некоммерческое объединение граждан (дачное некоммерческое товарищество, дачный потребительский кооператив, дачное некоммерческое партнерство)

Председатель правления дачного некоммерческого объединения (товарищества, партнерства, потребительского кооператива)

Пункт 2 статьи 23 Закона № 66-ФЗ

Потребительское общество

Председатель совета потребительского общества, председатель правления потребительского общества

Пункты 2 и 12 статьи 19 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Союз потребительских обществ

Председатель совета союза потребительских обществ, председатель правления союза потребительских обществ

Пункты 5 и 10 статьи 37 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1

Общество взаимного страхования

Директор общества

Пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»

Негосударственный пенсионный фонд

Единоличный исполнительный орган фонда (исполнительный директор, президент), а в случае приостановления полномочий исполнительных органов фонда — руководитель временной администрации

Статья 30 и пункт 10 статьи 34.1 Федерального закона от 07.05.98 № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Автономное учреждение

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и др.)

Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

З аконные представители физических лиц

Несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 14 лет (малолетний гражданин)

Родители, усыновители, опекун (опекуны)

Статья 28 ГК РФ и статья 64 Семейного кодекса

Несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет

Родители, усыновители, попечитель (попечители)

Статья 26 ГК РФ и статья 64 Семейного кодекса

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, до момента передачи его в семью на воспитание (усыновление, удочерение, под опеку или попечительство, в приемную либо патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — до устройства ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Органы опеки и попечительства3

Пункт 2 статьи 123 Семейного кодекса, подпункт 1 пункта 1 статьи 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон № 48-ФЗ)

Несовершеннолетний гражданин, находящийся под опекой или попечительством (если действия его опекуна или попечителя противоречат законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или интересам подопечного либо если опекун или попечитель не осуществляет защиту законных интересов подопечного)

Органы опеки и попечительства

Гражданин, признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства

Статья 32 ГК РФ

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами

Попечитель

Статья 33 ГК РФ

Недееспособный (ограниченный судом в дееспособности) гражданин, находящийся под опекой или попечительством (если действия его опекуна или попечителя противоречат законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или интересам подопечного либо если опекун или попечитель не осуществляет защиту законных интересов подопечного)

Органы опеки и попечительства

Подпункт 1 пункта 1 статьи 7 и подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Закона № 48-ФЗ

Гражданин, нуждающийся в установлении над ним опеки или попечительства

Органы опеки и попечительства

Подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 48-ФЗ

Недееспособный (ограниченный судом в дееспособности) гражданин, помещенный под надзор в организацию, оказывающую социальные услуги, образовательную, медицинскую или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организация, в которую этот гражданин помещен под надзор

Пункт 4 статьи 35 ГК РФ

Пациент, находящийся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре и признанный недееспособным, но не имеющий законного представителя

Администрация и медицинский персонал психиатрического стационара

Статья 39 Закона РФ от 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Издатель, имя или наименование которого указано на произведении (при отсутствии доказательств иного)4

Пункт 2 статьи 1265 ГК РФ

1 Наличие у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) одного или нескольких уполномоченных представителей не лишает его права на личное участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (законодательством РФ о страховых взносах во внебюджетные фонды). Вместе с тем личное участие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в соответствующих правоотношениях не лишает его права иметь одного или нескольких уполномоченных представителей (п. 2 ст. 26 НК РФ и ч. 2 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ).
2 Полными товарищами товарищества на вере (коммандитного товарищества) признаются участники такого товарищества, которые осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам своим имуществом (п. 1 ст. 82 ГК РФ).
3 Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона № 48-ФЗ).
4 Издатель считается законным представителем автора до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).