Дтп в разных странах. Сравнительная статистика ДТП

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный , не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.


> 200 смертей на 1,6 млрд. км

Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.

Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.


5, 75 человек на 1,6 млрд. км

На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.

Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.


9,4 летальных случая на 1 млн. пассажиров

Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью.


5 погибших на 1,5 млрд. км

Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.


2,84 пострадавших на 1 млн. перевезенных

В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.


2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.

Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.


Вероятность погибнуть: 1:11 000 000

Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!


0,17 происшествий на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.

Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.


0,09 случаев на миллион перевезенных

На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».

Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.


0,04 пострадавших из 1 000 000 человек

Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:

  • он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
  • менее шумен;
  • полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
  • из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.

К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?

Не смотря на то, что за 2015-2016 год статистика смертельных случаев на дороге стала ниже, по сравнению с европейскими странами гибель в автокатастрофах является одной из причин смерти молодых людей.

В первой половине 2015 года в России произошло 76199 дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с предыдущим, 2014 годом, эта цифра на 6,3% меньше, что позволяет сделать вывод об уменьшении аварий в этот период.

Число погибших в этих происшествиях за первые шесть месяцев 2015 года – 9712 человек, что меньше на 12 процентов, по сравнению с 2014 годом, а получили травмы 99740 человек, что на 6,8% меньше.

По статистике на 2015 год, большинство виновников дорожно-транспортных происшествий – мужчины. Если конкретнее, то в прошлом году зафиксировано 66968 мужчин, по чьей вине произошла авария.

Количество женщин-виновниц – 9062, при этом мужчины продолжают считать представительниц прекрасного пола неспособными управлять автотранспортом.

Подобная тенденция, конечно, может объясняться еще и тем, что водителей-мужчин, все же больше в процентном содержании, но и также, можно сказать, что женская аккуратность и усиленный инстинкт самосохранения заставляет прекрасную половину водить более аккуратно.

Наиболее аварийно-опасные дни – это выходные. По субботам происходило 12235 аварий, а в воскресенья – 12464. Конечно, наибольшее количество аварий приходится на часы пик, с 17 до 18 часов, когда на улицах много машин, пробки, заторы.

На этот промежуток приходится 5166 ДТП. Кроме того, аварии могут происходит не только на автодороге, но и на тротуарах, и на пешеходных переходах. Именно в безопасных местах за первые шесть месяцев 2015 года пострадало около 6 тысяч человек, а со смертельным исходом – 343 человека.

В каких обстоятельствах гибнут люди?

Вопрос, по каким причинам часто бывают аварии со смертельным исходом, волнует многих автовладельцев. Статистические данные показывают сколько людей погибло в России и в связи с чем произошла авария.

Летальный исход при ДТП за 2015 год чаще всего случался в связи с:

  • лобовое или боковое столкновение – 32 754 пострадавших в аварии;
  • плохое качество дорожного покрытия – 30667 пострадавших в результате инцидентов, при этом около 4 тысяч человек погибли;
  • наезд на пешехода – 23724 случая, из которых 2731 – смертельные;
  • опрокидывание авто – 7906 человек пострадало, а 2731 расстались с жизнью;
  • неисправность машины – 945 случаев, в которых 145 человек погибло.

К сожалению, за этими цифрами стоят жизни людей, которых уже не вернуть.

Столичная статистика

Сравнение 2013 и 2011 гг.

Предоставленные данные, не смотря на их пугающие масштабы, не могут отобразить полной картины по ДТП каждого субъекта Российской Федерации. Поэтому очень важно понимать сколько гибнет на дорогах одного из наиболее крупных городов нашей страны.

Ежедневно на улицы Москвы выезжает более 3,5 миллионов автомобилей. Количество пешеходов – не меньше 10 миллионов. Казалось бы, в такой дорожной обстановке очень много рисков для ДТП, однако, реальная картина намного позитивнее, нежели в других регионах России.

По данным на 2015 год, среднее количество аварий за месяц – 821. Наиболее аварийным стал месяц май – в этот период произошло 963 происшествия. Самыми опасными днями в столице являются пятница и суббота. Именно в эти дни наибольшее количество ДТП с летальным исходом.

Наибольшее количество инцидентов с сильными травмами и смертельными случаями приходится на вечернее и ночное время суток. Это не удивительно, поскольку срабатывают такие факторы, как усталость водителя, плохие условия видимости, превышение скоростного режима, и не исключены пьяные ДТП.

Для борьбы с дорожно-транспортными происшествиями бюджет Москвы выделяет значительные средства, что приносит свои результаты, так как показатели аварийности в столице и области находятся с 2006 года на относительно низком уровне.

Какие меры приняли уже столичные чиновники на 2016 год?

  1. Организована максимально эффективная система взаимодействия разных ведомств, которые оперативно предотвращают аварии и устраняют их последствия.
  2. Внедрены новые технологии регулировки дорожного движения
  3. Увеличено количество светофоров.
  4. Внедрение системы доступности для людей с ограниченными возможностями.
  5. Организация парковок.
  6. Установка системы дорожного наблюдения для автоматической фиксации правил дорожного движения.
  7. Повышение эффективности работников дорожной полиции и ГИБДД.
  8. Усовершенствование системы эвакуации неправильно припаркованных авто.
  9. Устранение аварийно-опасных участков дороги и ремонт дорожного полотна.

Причины аварий с летальным исходом

Такие данные об уровне смертности должны быть в каждой брошюрке ПДД, поскольку наша страна по уровню смертности на дороге возглавляет тройку лидеров среди стран Европы. В результате чего гибнет такое количество человек в России?

Причин тому несколько:

  1. Алкогольное опьянение.
    Сколько агитации на сегодняшний день за трезвый образ жизни, тем не менее именно употребление спиртных напитков является одной из главных причин аварий со смертельным исходом. Согласно официальным данным ГИБДД, 40 процентов всех дорожно-транспортных происшествий были в результате пьянства. По неподтвержденным данным, процент еще выше – 45-50%.
  2. Отвлекающие обстоятельства.
    Как правило, это общение по телефону. Сложно представить сколько погибает человек по причине того, что он отвлекся на сообщение в телефоне или ответил на звонок. Даже общение через гарнитуру имеет большой риск – вероятность аварии в 3-6 раз выше.
  3. Посторонние предметы.
    Также, посторонние предметы могут стать причиной рассеивания концентрации, и как результат, плохая реакция и неспособность принять правильное решение на дороге.
  4. Агрессивная езда.
    Как говорится, в России две беды – дороги и дураки. И обе беды могут привести к аварии с летальным исходом. Лихачество сильно повышает риск дорожно-транспортного происшествия до 40%.
  5. Отказ от правил безопасности.
    Многие автолюбители сознательно не хотят пристегиваться и даже готовы платить штрафы. И не смотря на то, что это не является прямой причиной ДТП, но значительно повышает риск смертельного исхода в случае чрезвычайной ситуации. Также, многие родители пренебрегают необходимостью установки автокресел для детей, а его использование снижает вероятность смерти ребенка на 50-70 процентов.
  6. Усталость водителя.
    Незначительная, но тем не менее возможная причина инцидента на дорожном полотне. В результате длинной дороги, человек устает, начинает спешить, неверно оценивает дорожную ситуацию. Все это может привести к гибели самого водителя, а также его пассажиров.

Как будут бороться со смертностью в ДТП?

Напомним, что по последним данным статистики ГАИ, в России сократилось количество тяжелых аварий, в которой пострадали люди.

На 2015 год с января по август, смертельных ДТП стало меньше на 9,2 процента. Количество погибших в дорожных аварий стало меньше на 15,3% – 14,3 тысячи человек, а раненых уменьшилось на 9,6% – 146,2 тысячи человек.

Но, к сожалению, это лишь общая картина по стране, а некоторые показатели стали намного хуже.

Согласно цифр в 2016 году заметно выросло количество ДТП, в которых пострадали дети, а также по вине пожилых водителей и технической неполадки в автомобиле.

С 2013 года в России действует новая федеральная программа, которая нацелена на повышение безопасности дорожного движение. Разработана она МВД РФ, на неё выделено 100 миллиардов рублей и целью её является снизить ежегодную смертность до 20 тысяч человек в год.

Не смотря на то, что ведомство было вынуждено немного сократить траты, программа продолжает выполняться. На сегодняшний день уменьшили бюджет на проведение информационных рекламных кампаний, а также практически исключили такой пункт бюджета, как тематические рубрики в печатных СМИ.

Дополнительно к этой программе, президентом России был утвержден план дополнительных мер, которые будут нацелены на уменьшение количество смертельных дорожно-транспортных происшествий. По планам на 2016 год планируется реализовать 32 пункта из этой программы.

Приведем здесь самые главные из них:

  • принудительное лечение водителей, пойманных в состоянии алкогольного опьянения;
  • конфискация автомобилей;
  • ужесточение наказаний за экстремальное вождение;
  • повышение кбм при оформление ОСАГО после ДТП;
  • увеличение количества камер дорожного наблюдения для фиксаций нарушения ПДД;
  • ужесточение штрафов за нарушение ПДД;
  • улучшение качества дорожного полотна и дорожной разметки.

На сегодняшний день штрафы в России за пьяную езду достаточно высоки, а также такое нарушение влечет за собой уголовную ответственность.

Какова ситуация в мире согласно данным ВОЗ?

По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности в России можно сравнить с Китаем, Арменией и Таджикистаном. Ежегодно в ДТП во всем мире погибает 1,25 миллионов человек. Почти 50% пострадавших в дорожных инцидентах – это водители мотоциклов и пешеходы.

ВОЗ опубликовала отчет, где на 340 страницах привела подробный анализ общей ситуации на дорогах во всех уголках планеты. На основании информации из 180 стран была получена цифра 1,25 миллиона человек. Эта же цифра фигурировала в отчете ВОЗ и в 2013 году.

Максимально уязвимой категорией «смертников» являются мотоциклисты, на их долю приходится 23% смертельных случаев. Пешеходы и велосипедисты тоже страдают, на них приходится соответственно 22 и 4% смертей в дорожно-транспортных происшествиях.

Получается, что 49% погибших в авариях – не автомобилисты. А гибель в автомобильной катастрофе – это первая причина смерти молодых людей, возрастом от 15 до 29 лет.

Также, доклад сообщает, что транспортные средства, которые продаются в 80% стран мира, не соответствуют стандартам качества и безопасности. Особенно, это касается стран со слабой экономикой и низким уровнем доходов населения. И это при том, что в 2014 году в этих странах было произведена почти половина всех новых автомобилей в мире.

Смертность в ДТП напрямую зависит от уровня развития страны. Согласно отчету ВОЗ, в Европе, в самых богатых странах отмечен наиболее низкий уровень смертности в авариях. А в Африке на 2015 год эти показатели самые высокие.


Статистика 2001-2014 гг.

Приведем некоторые данные по смертности в странах третьего мира:

  • в Мексике шанс попасть в ДТП со смертельным исходом составляет 12,3%;
  • в Пакистане можно погибнуть в аварии с вероятностью – 14,2%;
  • Албания – 15,4%;
  • Афганистан – 15,5%;
  • Китай, Таджикистан, Россия – 18,8%;
  • Армения – 18,9%;
  • Африканские страны – 26,6%.

Не смотря на это, за последний год почти 80 стран улучшили свои показатели и снизили смертность, тогда как более 65 государств показали обратный эффект.

Всемирная организация здравоохранения уверена, что снизить количество инцидентов с летальным исходом можно только на законодательном уровне, а также методом улучшения качества и безопасности дорожного покрытия.

Воз назвал 5 ключевых факторов риска, которые приводят к печальным последствиям: это пренебрежение ремнями безопасности, нарушение скоростного режима, отсутствие у мотоциклистов шлемов, а в автомобилях автокресел, а также самым главным является вождение в нетрезвом виде.

Не смотря на это, ВОЗ оценил соблюдение в области дорожной безопасности на 8 баллов из 10 возможных. Это на 2-3 балла выше, чем за предыдущие годы.

Если сравнить с европейскими странами, во Франции уровень безопасности вождения соблюдается на 9 баллов, в Японии – на 7 балов, однако количество аварий у них меньше, в том числе и с летальным исходом.

На рисунке видно распределение Населения, Дорожно-транспортного травматизма и Транспортных средств по странам мира (уровню дохода).

Ниже представлены тенденции в дорожно-транспортном травматизме со смертельным исходом в некоторых странах с высоким уровнем дохода (СВД) с 1978 по 2007 год.

Для сравнения, в России сейчас около 18 погибших в ДТП на 100 000 человек населения. Тенденция будет представлена ниже.

Почти половина людей, погибающих в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире, относятся к группе «уязвимых участников дорожного движения». Это пешеходы, велосипедисты, водители моторизированных двухколесных транспортных средств. В странах с низким и средним доходом количество смертей в ДТП данной группы достигает 70%.

Смерти в ДТП по категориям участников дорожного движения

В Германии

В Германии максимально допустимая скорость в городах 50 км/ч. В США стремятся к этому. Кроме того используются различные способы контроля и успокоения скорости движения. В России это слабо выражено, и, как следствие, больше трети от общего числа смертей — это смерти пешеходов.

Тенденции ДТП со смертельным исходом в России, США и Германии

Сравним тенденции в России, США и в Германии

Данный график основан на данных доклада ВОЗ. Отсутствующие годы (примерно с 2007) дополнены информацией на основе статистических данных по количеству ДТП со смертельным исходом и по численности населения.

Из графика отчетливо виден прогресс США по борьбе со смертностью на дорогах, несмотря на достаточно активный рост населения. В России же наряду с наметившейся тенденцией к росту численности населения с 2010 года синхронно растет и количество фатальных ДТП.

Соединенные штаты в последние несколько лет ведут активную пропаганду пешеходных и велосипедных сообщений, стимулируют использование общественного транспорта (это к вопросу о «победившем» автомобиле). В частности меняются и нормативы проектирования городских улиц. Появляется акцент на учет уязвимых участников дорожного движения (например, NACTO).

Анализ условий безопасности дорожного движения по каждой (из 174) стране можно найти в докладе по безопасности дорожного движения.

Drive safe! или Водите безопасно!

Недавно мне попалась интересная инфорграфика на тему аварий на дорогах нашей необъятной родины. И я решил не просто опубликовать ее, а поместить в релевантный контекст: сравнить как дела у других. Примерный результат мог бы предсказать любой мыслящий человек, но не обошлось и без открытий.

Данные по России брались из двух разных источников. Поэтому возможные некоторые незначительные расхождения.

Статистика аварий и пострадавших по России

Что значат цифры?

Обсуждая статистику в разных странах, в первую очередь нужно обращать внимание на тренды, а не на абсолютные цифры. То что в США в 10 раз больше пострадавших чем в России, вовсе не значит, что у нас ситуация на дорогах лучше. Необходимо учитывать количество машин, сценарии их использования, зрелость инфраструктуры и другие факторы.

К примеру, в 2009 году в США на 1000 человек приходилось 439 легковых автомобилей и был заметен 5 летний тренд по сокращению их удельного количества. В России на тот момент было 233 автомобиля на 1000 жителей и график показывает значительный рост в сравнении с 2005 годом (цифр за более раниий период нет). В Китае, Германии и Турции также наблюдается увеличение числа машин.

Если соотнести пострадавших с числом автомобилей, то можно получить примерную картину безопасности движения.

Количество пострадавших, человек в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 16.70
  • Германия: 9.61
  • Турция: 22.80
  • Китай: 5.99
  • Россия: 8.37

Количество смертей, в расчете на 1000 автомобилей, 2009 год:

  • США: 0.25
  • Германия: 0.10
  • Турция: 0.48
  • Китай: 1.48
  • Россия: 0.85

Обратите внимание, что при минимальной плотности пострадавших, Китай и Россия с большим отрывом лидируют по количеству смертей. Причин тут может быть несколько: менее безопасные автомобили, неоперативная работа экстренных служб, плохая медицина, грубое нарушение ПДД.

Относительно высокую плотность пострадавших в США можно проиллюстрировать историей, которая приключилась со мной в 2010 году. Выруливая с парковки, я задел проезжавший мимо микроавтобус с китайской семьей на борту. Оба автомобиля получили незначительные повреждения (царапины на бампере и двери), т. к. двигались с небольшой скоростью. Никто из пассажиров не пострадал. Довольный китаец записал данные моей страховки и мы благополучно разъехались. Через месяц я узнал, что «пострадавший» получил $8000 компенсации от моей страховой компании на основании справки от врача о возникших головных болях.

Интересно, что в Китае пострадавших меньше всего. Тут я вижу две причины. Во первых, низкая плотность автотранспорта (0.034 авто на человека против 0.233 в России) - в малоразвитых городах не с кем сталкиваться, а в крупных мешают пробки. А во-вторых, кто этих китайцев считает? Если в Москве полицейские не регистрируют незначительные происшествия чтобы не портить статистику, то и хитрые глаза китайских чиновников наверняка закрываются на мелкие ссадины и ушибы: «Вы потеряли палец? Это менее 0.1% массы тела. О каком значительном ущербе вы говорите?» Косвенно это предположение подтверждается тем фактом, что в нашей пятерке Китай абсолютный чемпион по смертности на 1000 автомобилей, что несколько конфликтует с плотностью пострадавших.

В новостях говорят только о массовых авариях или о случаях с летальным исходом. Статистика ДТП в России за 2019 год отражает итоги профилактической работы государственных служб, изменение менталитета участников движения.

Пока еще преждевременно сравнивать цифры, однако уже можно делать прогнозы, и они будут положительными. В нынешнем сезоне аварий меньше, чем год назад. Об этом свидетельствует промежуточная статистика произошедших ДТП по годам в России. В целом в 2019 г. случилось 169 432 аварии. В них пострадали 215 374 человека. Также оказалось 19 088 погибших непосредственно в ДТП или от полученных травм в течение месяца после него.

Общая статистика за 2019 год

Аварийность на дорогах России все еще остается одной из самых высоких среди развитых стран. Однако тенденция к снижению очевидна. Например, за 3 квартала 2019 г. произошло 126 тыс. ДТП, что на 10-20 тыс. меньше аналогичного периода минувшего года. Пострадавшими признано около 160 тыс. человек. Это тоже немного меньше статистики 2019 г.

С участием детей

В эту категорию включены те ДТП, в которых несовершеннолетние выступают в роли непосредственных участников. Дети, пострадавшие в авариях и являвшиеся пассажирами, не учитываются. Подобных несчастных случаев происходит довольно много. Статистика ДТП с участием детей за 2019 год представлена в таблице.

На что следует обратить внимание, чтобы уберечь ребенка от несчастья? Больше всего происшествий происходит на пешеходных переходах. Дети выбегают на дорогу из-за того, что родители плохо следят за ними. Но часто вина ложится и на водителей. Совершаются наезды на пешеходов. Сбивают велосипедистов. Много аварий происходит вокруг школ и иных детских учреждений.

По вине пешеходов

Несмотря на предостережения, граждане продолжают перебегать через дорогу. Не всегда водители совершают наезд. Однако, успевая затормозить, они резко останавливаются перед другими участниками движения. Мало кто из пешеходов признает свою вину в таких столкновениях, поэтому за подобные случаи приходится отвечать водителям.

Участие мужчин и женщин

Тезис о неумелом вождении дам эксплуатируют все кто угодно. Однако реальная статистика ДТП с участием женщин и мужчин удивит любого приверженца подобного мнения. Причем вывод сделан на основании выборки за несколько лет. Мужчины разбивают машины приблизительно в 6 раз чаще, и смертность среди них превышает показатели среди женщин почти в 10 раз. Девушки реже превышают скорость. Они стремятся водить аккуратно и по правилам. Агрессивные мужчины чаще женщин пополняют статистику аварий и летальных исходов.

Летальный исход

Ежегодно в России в ДТП погибает по 20-22 тыс. человек. Статистика снижается. Еще лет 10 назад говорилось о 25-30 тыс. человек. В целом, если сравнить число погибших в ДТП в России в 2019 году с общей смертностью, то окажется, что по рассматриваемой причине уходит всего 1% сограждан. Годовая смертность составляет в РФ около 2-2.3 млн человек.

В авариях часто разбиваются дети и молодежь. Поэтому власти делают все возможное, чтобы повлиять на смертность в России от ДТП. Эта работа приносит результаты: в статистике прослеживаются благоприятные тенденции. Благодаря усиленному контролю ГИББД, ДТП, случается все реже.

По виду транспорта

Ведется и такая статистика аварий в России. Разберем выделяемые категории. Здесь также представлено много интересных закономерностей.

С участием велосипедистов

Число происшествий растет по мере увеличения популярности этого вида транспорта. Основным фактором, повышающим статистику ДТП с участием велосипедиста, является отсутствие выделенных полос, велодорожек и прочей инфраструктуры.

Велосипед – это малозаметный транспорт. К тому же он не развивает скорость потока, поэтому выступает в качестве препятствия. Да и сами пилоты редко учат ПДД – двигаются как хотят. Все это неизбежно ведет к травматизму. Только за первое полугодие в Москве сбили 160 велосипедистов, двое из них погибли.

Мотоциклов

Почти все обладатели железных коней не считаются со скоростными ограничениями. Поэтому даже грамотный водитель не всегда успевает среагировать на внезапно вылетающего ему под колеса гонщика, едущего со скоростью под 200 км/ч. А поскольку защиты у двухколесного транспорта нет никакой, байкеры пополняют статистику. ДТП с мотоциклами часто сопровождаются жертвами. Цифры ошеломляют.

Если посмотреть на статистику аварий с участием мотоциклов и машин в процентном соотношении, то пилоты железных коней из года в год погибают в 25-30 раз чаще на единицу ДТП. Но есть и положительные тенденции:

  • количество аварий сократилось в 2019 г. на 23%;
  • смертность понизилась на треть;
  • число раненых уменьшилось на 23.5%.

Общая статистика за десятилетие показывает снижение аварийности среди мотоциклистов в 2 раза. Большую положительную роль в этом сыграло введение патрулей ГИБДД на байках.

На личном транспорте

Это самый распространенный вариант. Статистика автомобильных аварий позволяет выявить основные причины происшествий. Их много, но в лидерах из года в год остается нарушение правил.

На грузовом

Существует 2 категории подобных аварий. Одна более распространенная. Другая чаще приводит к жертвам. В первом случае неповоротливые грузовики становятся причиной аварий в населенных городах. Поэтому обычно проезд фурам запрещен или ограничен движением по окружным магистралям. Во втором случае дальнобойщики попадают в аварии на трассах. Если многотонная фура сталкивается с легковушкой, в подобных ДТП не обходится без покалеченных или погибших.

На общественном

Ежегодно по вине водителей маршруток тысячи пассажиров получают травмы. Но разбитая губа и даже переломы конечностей не всегда регистрируются. Статистику ДТП пополняют серьезные аварии, самыми страшными из которых являются происшествия с рейсовыми автобусами на трассах. В 2019 г. таких ситуаций было довольно много.

С участием такси

В столице в этом году произошло 405 ДТП с участием таксистов, причем лишь каждый пятый из них оказался мигрантом. И только 10% случаев произошло по вине перевозчиков. Поэтому можно констатировать, что транспортные компании Москвы стали более качественно следить за подбором персонала и проверкой состояния водителей перед выездом на маршрут.

По месту происшествия

Не секрет, что некоторые дорожные участки представляют большую опасность. Это подтверждает уровень ДТП зимой и летом. Ниже представлены те части дороги, на которых нужно быть особенно внимательным, чтобы не пополнять печальную статистику аварий.

На перекрестках

Частота ДТП в России и за рубежом на участках пересечения проезжих частей объясняется сложностью этих зон и незнанием правил. Прежде всего, это касается нерегулируемых перекрестков. Во избежание ЧП водителю необходимо помнить:

  • сигналы регулировщика;
  • правила проезда нерегулируемых перекрестков;
  • принцип «помехи справа»;
  • смотреть по сторонам, даже двигаясь по главной дороге.

На переездах

Автомобильные аварии с поездами случаются довольно редко. В год не более 300 случаев. Водителю, решившему нарушить ст. 15 ПДД, следует помнить, что поезд не успеет затормозить. Если ТС заглохло на путях, лучше его покинуть и постараться вовремя сообщить диспетчеру РЖД о случившемся.

На остановках

Многие пассажиры не задумываются над тем, что подобное место представляет серьезную опасность. Особенно в часы пик при скоплении людей. Официально статистики наезда на граждан в зоне остановочных пунктов нет. Но каждое происшествие относится к резонансным и освещается СМИ.

На пешеходных переходах

Прохожий должен помнить, что соблюдение ПДД не гарантирует ему жизнь. Переходя по правилам, все равно нужно смотреть по сторонам. К особенно опасным относят:

  • ситуации, когда на одной полосе машины пропускают пешехода, а по соседним не успевают затормозить;
  • переход на нерегулируемых «зебрах», особенно в вечернее и ночное время;
  • попытки перебежать на красный.

Все эти ситуации пополняют статистику ДТП на пешеходном переходе. Каждое из происшествий приводит к ранениям или гибели, и таких случаев в год происходит по 7-8 тысяч.

По регионам России

Самый удобный сервис находится на сайте ГИБДД:

  • здесь представлена месячная статистика ДТП по городам России;
  • дана возможность сравнить цифры за рассматриваемый и предыдущий месяц;
  • сведения оперативно загружаются на портал, поэтому статистика ДТП по регионам в России за прошлый месяц 2019 года будет отнесена уже в следующий расчетный период.

Также данные публикуются региональными подразделениями ГИБДД. Но они касаются только подведомственных территорий.

По марке автомобиля

Это интересная статистика. На нее следует взглянуть перед покупкой машины. В Европе уже давно статистика аварий по маркам авто влияет на стоимость страхового полиса и самого ТС. Дилеры предоставляют надежные сервисы, где можно посмотреть подобные цифры. В России же производится только самыми дотошными покупателями. Зато в обществе бытуют стереотипы о безнадежной аварийности отечественных машин. Так ли это?

Рассмотреть, какие машины чаще всего попадают в аварии в России, не получится. ГИБДД не ведет официальной статистики. Но эту работу выполняют полицейские соседних стран – Украины и Беларуси. Из их данных получается, что самыми безопасными марками являются (% аварийности):

  • Хендай (6.9);
  • Мицубиси (7.5);
  • Тойота (8);
  • Сузуки (8.5);
  • Форд (9.2);
  • ВАЗ (11).

Правда, статистика по российским авто не совсем справедлива, так как берется средний процент из ситуации в указанных странах. При этом белорусские «Жигули» находятся в лидерах безопасности и гораздо реже попадают в аварии (5.5%). В это же время на Украине статистика по аварийности ВАЗ показывает 16.5%.

Статистика пьяной езды находится в открытом доступе. Фактор опьянения часто приводит к смертности. Люди разбивают машины буквально на пустом месте и в целом ведут себя непредсказуемо на дорогах. Поэтому виновник ДТП в алкогольном опьянении сурово карается законом.

Причины аварий

Машины сталкиваются в разных ситуациях. Не всегда обусловлены человеческим фактором. Основными являются следующие:

  • нарушения ПДД водителями;
  • дефекты дороги и инфраструктуры;
  • внезапная техническая неисправность, предугадать которую водитель не имел возможности (иначе причиной будет нарушение правил, где четко прописано, при каких поломках езда запрещена);
  • погодные условия.

Наряду с основными причинами, к ДТП могут привести абсолютно непредсказуемые явления. Например, выбежавшее из леса животное способно нанести машине такой ущерб, что ее уже не получится восстановить.

Меры по снижению происшествий

Ежегодно ГИБДД и иные органы проводят целый комплекс мероприятий по уменьшению аварийности:

  • уроки в школах;
  • полицейские рейды;
  • совершенствование ПДД и др.

Однако единственным решением, как избежать аварии на дороге, является единение власти и общества, водителей и пешеходов. Само государство эту проблему не решит, пока люди будут сознательно игнорировать правила и технику безопасности.

Мировая статистика

Аварии происходят не только в России. Статистика ДТП в мире показывает, что ежегодно под колесами гибнут сотни тысяч людей (с 2007 по 2019 гг. в среднем 1.25 млн человек). Эффективно проблема не решена ни в одном государстве. Об этом свидетельствует статистика ДТП по разным странам.

  1. В США показатель составляет 11.4 смертей на 100 тыс. населения.
  2. В Европе чуть ниже – 10 человек. Однако средний показатель ЕС не отражает ситуацию в отдельных странах. Лучше всего дела в Англии и Швеции – по 2.9 смертей на 100 тыс. человек.
  3. Интересно, что меньше всего люди погибают в авариях в тех странах, где попросту не организовано дорожное движение. В Египте нет ПДД и светофоров или их никто не соблюдает, поэтому нормальной скоростью движения является 20-30 км/ч. Отсюда и смертность под колесами не превышает 3-4 на 100 тыс. человек.

Изучать аварийность на дорогах можно по разным показателям. Иногда цифры показывают удивительные тенденции. Но в основном снижение смертности – закономерный результат кропотливого труда государственных структур и общественных организаций, а также показатель роста самосознания граждан.