Аср относится. Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР)

Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР)

Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели других неотложных работ:

  • - создание условий для проведения спасательных работ;
  • - предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
  • - обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в том числе и ГО).

Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего проведения восстановительных работ.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.

  • - ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • - локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
  • - розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
  • - вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • - подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
  • - оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • - вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • - санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними - легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи - оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечения работоспособности объекта.

  • - прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
  • - локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
  • - укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
  • - ремонт и восстановление разрушенных линии связи и коммунально-энергетических сетей;
  • - обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • - ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

  • - своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава; знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;
  • - заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (АХОВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;
  • - непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с АХОВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, определяющем химическую обстановку в районе аварии. гражданский защита чрезвычайный военный

Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается наряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГО объекта.

Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать следующие вопросы: ответственное лицо за выполнение работы; место, время, характер работы (тип АХОВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т.п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);обязательные СИЗ; список личного состава с распиской в ознакомлении с требованиями безопасности; основные требования безопасности; фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и эксплуатацию СИЗ.

Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.

ЧС в связи с их разнообразием требуют для каждого их вида соответствующих им организационных форм, методов и технологий АСДНР, которые, в свою очередь, также разнообразны и многочисленны.

Аварийно-спасательное дело постоянно развивается, специализируется, идет по пути разделения труда, внося в практику новые, более совершенные методы, технологии, средства технического оснащения, в том числе специфические для каждого вида работ. В связи с этим, чтобы предметно и детально судить о содержании АСДНР, необходимо рассматривать их применительно к конкретным видам ЧС.

АСДНР могут быть представлены в виде ряда комплексов мероприятий. Первый из них имеет информационно-аналитический характер и включает выявление и оценку возникшей опасности, информирование о ней; второй связан с локализацией и (или) подавлением очагов поражения, прекращением воздействия первичных поражающих факторов, если это окажется возможным; третий направлен на спасение людей, оказание им необходимой помощи, прежде всего медицинской; четвертый связан с исключением возникновения вторичных поражающих факторов на объектах вторичной опасности; пятый посвящен защите и спасению материальных и культурных ценностей; шестой предусматривает меры по восстановлению минимально необходимого жизнеобеспечения. Рассматривая состав типовых комплексов аварийно-спасательных мероприятий, следует иметь в виду, что в них входит также значительная часть мероприятий по защите населения и территорий.

АСДНР в целом можно разделить на две группы работ:

1. Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

2. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

АСР в очагах поражения включают:

Разведку маршрутов движения и участков работ;

Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

Розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в т. ч. из заваленных и поврежденных защитных сооружений);

Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

Оказание первой помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

Другие неотложные работы включают:

Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

Санитарная очистка территории в зоне ЧС;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В обобщенном виде АСДНР включают следующие оперативные мероприятия:

Обнаружение в процессе мониторинга или другим путем факта возникновения стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы;

Своевременное оповещение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС и населения о возникновении ЧС;

Проведение разведки в очагах поражения и зоне ЧС, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

Установление режима доступа в зону ЧС, охрана общественного порядка в ней;

Обеспечение населения СИЗ;

Укрытие населения и персонала в защитных сооружениях, организация применения СИЗ;

Поиск и спасение пострадавших, извлечение их из-под завалов, вынос из очагов поражения;

Оказание пострадавшим первой помощи, их эвакуация в лечебные учреждения;

Санитарная обработка населения, персонала, участников ликвидации ЧС;

Локализация и (или) подавление первичных и вторичных очагов поражения, обезвреживание источников вторичной опасности;

Эвакуация населения из зоны ЧС;

Разборка завалов, расчистка и оборудование маршрутов движения в зоне ЧС;

Обеззараживание, дезактивация территорий, зданий, сооружений, техники, транспорта, имущества, средств защиты;

Возведение временных и укрепление существующих гидротехнических и других защитных сооружений;

Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на системах жизнеобеспечения и жизнедеятельности;

Учет, идентификация и захоронение погибших;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

Осуществление мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, ветеринарно-профилактических мероприятий;

Информационно-консультативное обслуживание граждан в связи с ЧС.

В процессе АСДНР проводятся также первоочередное жизнеобеспечение населения, распределение средств, поступивших в виде помощи населению, находящемуся в зоне ЧС и эвакуированному из нее.

Действия сил РСЧС в зоне ЧС начинаются с разведки очагов поражения и зоны ЧС.

Разведка в зоне ЧС заключается в выявлении, сборе и передаче органам повседневного управления и силам РСЧС достоверных данных об обстановке в зоне ЧС, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Обычно организуются следующие виды разведки: общая, инженерная, пожарная, радиационная, химическая, медицинская, биологическая, санитарно-эпидемическая.

Разведка при ликвидации ЧС организуется и ведется непрерывно, вплоть до полного завершения работ, силами и средствами разведывательных подразделений и формирований, привлекаемых к ликвидации ЧС, а также учреждениями наблюдения и лабораторного контроля. При этом различные виды разведки по возможности используются комплексно.

Основными задачами разведки при всех видах ЧС являются:

Выявление масштабов и последствий стихийного бедствия, аварии, природной и техногенной катастрофы, состояния населения в зоне ЧС;

Осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды и развитием обстановки;

Уточнение состояния маршрутов ввода сил, характера разрушений, выявление источников вторичных поражающих факторов, требуемых объемов АСДНР;

Своевременное оповещение органов управления об изменении обстановки, передача данных, необходимых для принятия и уточнения решений на ведение работ.

Выбор видов разведки, способов и технологий ее ведения определяется характером и масштабом возникшей ЧС и условиями обстановки в зоне ЧС. При крупномасштабных ЧС, кроме наземной, организуется воздушная разведка, а в некоторых случаях и космическая.

Наземная разведка осуществляется в целях уточнения обстановки, получения информации о состоянии населения и характере его поражения, предполагаемых объемах АСДНР и мероприятий по их обеспечению. Для ведения наземной разведки в зависимости от характера ЧС из состава разведывательных и специальных подразделений и формирований назначаются разведывательные дозоры общей и специальной разведки.

Разведывательные дозоры общей разведки выявляют и уточняют информацию об общей обстановке в зоне ЧС, количестве пострадавших, степени и характере разрушений и т.д. Разведывательные дозоры специальной разведки (инженерной, пожарной, радиационной, химической и др.) высылаются при наличии или возможности возникновения соответствующих особенностей обстановки, связанной со специфическим характером поражающих факторов, с задачей выявления и уточнения параметров возникших поражающих факторов и характера поражения. При необходимости специалисты-разведчики включаются в состав разведывательных дозоров общей разведки.

Наземная общая разведка ведется в основном с использованием специальных разведывательных машин путем визуального наблюдения, осмотра предметов, объектов, населенных пунктов, гидротехнических сооружений, маршрутов движения, местности в направлениях возможного обхода препятствий, а также образовавшихся завалов и других разрушений. При необходимости для осмотра отдельных предметов от разведывательного дозора могут высылаться пешие разведывательные группы.

Специальная разведка ведется на машинах и пешим порядком с использованием специальных технических средств, а также постами и учреждениями наблюдения и лабораторного контроля путем взятия проб на загрязненность (зараженность) воздуха, воды, объектов внешней среды, замеров уровней ионизирующего излучения, выявления наличия опасных заболеваний и участков, неблагополучных в санитарно-гигиеническом отношении, замеров параметров завалов, затоплений и т.д. В частности, пожарная разведка определяет характер пожаров, направления их распространения, состояние населения, степень загазованности, наличие и возможности источников воды, рубежи, удобные для оборудования противопожарных полос и т. п.

Воздушная разведка ведется на вертолетах и самолетах с задачей уточнения масштабов бедствия, его характеристик и наблюдения за его развитием. Разведка ведется наблюдением, фотографированием, взятием проб воздуха и проведением необходимых замеров.

Во всех подразделениях и формированиях, ведущих АСДНР, а также на пунктах управления организуются наблюдательные посты с задачей выявления и своевременного предупреждения об изменениях обстановки. Наблюдательные посты выполняют задачи визуальным наблюдением и с помощью технических средств.

Информация об обстановке передается установленным порядком на пункты управления, анализируется и докладывается соответствующим руководителям работ. Заинтересованные органы управления информируются в части, их касающейся. Информация о резком изменении обстановки передается и обрабатывается немедленно.

С целью поддержания дисциплины, порядка, предотвращения паники в зоне ЧС организуется охрана общественного порядка. При этом обеспечиваются установленный режим доступа (допуска) в зону, охрана наиболее важных объектов, оставленных без присмотра материальных ценностей, безопасность дорожного движения при ведении работ и эвакуации, недопущение противоправных действий, пресечение ложных и провокационных слухов, массовых беспорядков, контроль за выполнением правил поведения в зоне ЧС и т.п.

При возникновении ЧС в случае необходимости в ее зону доставляются из мест хранения (складов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) и раздаются населению СИЗ, адекватные по защитным свойствам характеру действующих поражающих факторов.

Важнейшей составляющей АСДНР является поиск и спасение пострадавших при ЧС, который ведется разведывательными подразделениями, специальными поисковыми группами и АСФ.

Основными способами поиска пострадавших в завалах и разрушенных зданиях, например, после землетрясений, ураганов, взрывов, а также при оползнях, обвалах, снежных лавинах являются:

Визуальное обследование участка (объекта) спасательных работ;

Использование специально обученных собак (кинологический способ);

Применение специальных приборов;

Свидетельства очевидцев.

В зонах наводнений и катастрофических затоплений, при авариях морских и речных судов, летательных аппаратов поиск пострадавших осуществляется путем визуального обследования зоны бедствия с использованием соответственно вертолетов, самолетов, плавучих средств, а также по свидетельствам очевидцев. При затоплении зданий и сооружений поиск ведется путем осмотра затопленных помещений аквалангистами или водолазами с использованием легководолазного снаряжения.

При ЧС, связанных с радиационным загрязнением или заражением АХОВ, поиск пострадавших ведется способом визуального обследования зоны, с помощью приборов поиска и по свидетельствам очевидцев. При обнаружении пострадавших поисково-спасательные группы по возможности оказывают им необходимую первую помощь, сообщают о месте их нахождения и состоянии спасательным подразделениям.

Способ и технологию спасения конкретного пострадавшего определяет руководитель спасательного подразделения (формирования) исходя из обстановки, местонахождения пострадавшего и его состояния.

Основными способами деблокирования пострадавших, находящихся в разрушенных зданиях и сооружениях, являются разборка завала сверху, сплошная горизонтальная его разборка или деблокирование путем устройства лазов в завале.

Деблокирование пострадавших путем разборки завала сверху применяется при нахождении пострадавших на небольшой глубине от поверхности завала и на удалении от его края. Эти работы, исходя из структуры завала, ведутся с использованием инженерной техники, аварийно-спасательного инструмента или только аварийно-спасательного инструмента.

Деблокирование пострадавших путем сплошной горизонтальной разборки завалов применяется при нахождении пострадавших на значительной глубине от поверхности завала и отсутствии в завале полостей, позволяющих путем их расширения деблокировать пострадавших. Работы ведутся с использованием инженерной техники и аварийно-спасательного инструмента.

Деблокирование пострадавших путем устройства лазов в завале применяется при наличии в завале пустот и полостей, позволяющих путем их расширения и фиксации неустойчивых элементов обеспечить доступ к пострадавшему и его эвакуацию из завала. При этом в основном используется аварийно-спасательный инструмент.

Спасение пострадавших, блокированных в замкнутых, заваленных помещениях, проводится путем пробивания проемов в стенах и перекрытиях, устройства проходов к заваленным дверям и окнам. Пробивание проемов в стенах и перекрытиях с учетом их толщины осуществляется с использованием станков алмазного бурения, ручных отрезных машин, с применением гидромолотов или перфораторов. Проходы к заваленным дверным или оконным проемам с учетом масштабов и структуры завалов осуществляются с использованием инженерных машин или вручную.

Спасение пострадавших, находящихся на верхних этажах разрушенных (горящих) зданий и сооружений, осуществляется:

С применением автолестниц при высоте нахождения пострадавших до 30 м;

С применением автоподъемников при высоте нахождения пострадавших до 10 м;

По сохранившимся и временно восстановленным лестничным маршам;

С использованием канатной дороги, спасательного рукава, спасательной веревки, а также вертолетов.

Спасение людей с использованием сохранившихся и временно восстановленных лестничных маршей применяется в основном для выноса пострадавших при ограниченных возможностях использования других способов спасения. Спасение с использованием канатной дороги и спасательного рукава или веревки применяется при нахождении людей выше 10-го этажа, а с использованием вертолетов - при нахождении спасаемых на крышах высотных зданий и невозможности использовать другие способы спасения. Подъем людей на борт вертолета производится в положении зависания его на высоте до 50 м с использованием бортовой лебедки.

При транспортных авариях спасение пострадавших, заблокированных в поврежденных транспортных средствах, осуществляется путем резки блокирующих конструкций с использованием аварийно-спасательного инструмента, извлечения пострадавших, оказания им первой помощи, соответствующей характеру поражения и эвакуации, при необходимости, в лечебное учреждение.

При пожарах спасение людей, заблокированных в горящих и задымленных зданиях и сооружениях, проводится с использованием пожарных лестниц, автоподъемников и автовышек, а также с помощью спасательных рукавов. В крайних случаях применяется растянутый брезент или другой прочный материал в качестве ловушек при приземлении пострадавших, выпрыгивающих из горящих зданий. Защита пострадавших и пожарных в ходе тушения пожара осуществляется путем подачи в соответствующие места пожарных стволов и проведения противодымных мероприятий. Поиск и спасение людей, потерявших сознание или ориентировку в задымленных и горящих помещениях, проводятся специальными поисково-спасательными пожарными группами, оснащенными противопожарными костюмами и индивидуальными дыхательными аппаратами.

При лесных и торфяных пожарах безопасность населения, проживающего в угрожаемых районах, обеспечивается путем заблаговременной эвакуации его в безопасные места. Спасение отдельных лиц или групп населения, заблокированных огнем в зоне лесного пожара, осуществляется вывозом их в безопасное место на вертолетах или выводом через «коридор» в зоне горения, создаваемый противопожарным подразделением путем подавления огня, подачи пожарных стволов, постановки водяных завес.

При радиационных и химических авариях основными способами спасения являются вывод (вынос) пораженных из зон действия поражающих факторов, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и средств защиты кожи (далее - СЗК), оказание своевременной первой помощи, удаление РВ и АХОВ с открытых участков кожного покрова, применение радиозащитных средств (в том числе препаратов стабильного йода) и антидотов. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, соответствующие виду АХОВ, надеваются на пораженных при нахождении их в зоне поражающих концентраций. Если находящиеся в зоне ЧС защитные сооружения гражданской обороны (далее - ГО) обеспечивают в режимах полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) и фильтровентиляции защиту органов дыхания, они также могут быть временно использованы для укрытия населения и персонала в них.

При наводнениях и катастрофических затоплениях местности спасение населения, проживающего в опасной зоне, обеспечивается своевременным оповещением его об угрожающей опасности, оперативным снятием пострадавших с воды и мест, окруженных водой, и, при необходимости, эвакуацией его в безопасные места. Спасение людей в зоне затопления проводится спасателями на плавающих средствах или с помощью вертолетов. Пострадавшим, находящимся на поверхности воды, подаются подручные спасательные средства (спасательные круги, шары и т.п.) для поддержания их на плаву до подъема на борт плавающего средства.

При авариях, связанных с выбросом РВ, локализация последствий аварии и снижение уровня ионизирующего излучения обеспечиваются проведением комплекса мероприятий, включающих изоляцию источника излучения и радиоактивных выбросов путем возведения экранизирующих оболочек, снятие и вывоз загрязненного грунта, дезактивацию дорог, зданий и сооружений, проведение инженерных работ по предотвращению попадания РВ в реки и водоемы. При необходимости может производиться забой и утилизация сельскохозяйственных животных, получивших высокие дозы облучения.

При наводнениях и катастрофических затоплениях местности частичная локализация опасности затоплений может достигаться путем проведения комплекса инженерно-технических мероприятий по восстановлению и укреплению существующих и строительству новых гидротехнических сооружений (дамб, каналов, заградительных валов), а также по устранению причин подъема уровней воды.

При ЧС, связанных с угрозой и возникновением эпидемий, важнейшей мерой локализации опасности распространения болезни является установление в зоне ЧС режима карантина или обсервации. Карантин представляет собой систему временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Обсервация - режимно-ограничительное мероприятие, предусматривающее наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер. ЧС этого вида считается ликвидированной после того, как с момента изоляции (госпитализации) последнего заболевшего пройдет время, равное максимальному сроку инкубационного периода данного возбудителя.

При угрозе и возникновении массовых опасных заболеваний сельскохозяйственных животных (эпизоотии) в целях ликвидации ЧС и предотвращения расширения ее зоны на соответствующих территориях устанавливается режим обсервации или карантин, усиливается ветеринарная разведка, проводится индикация возбудителя, иммунизация животных, изоляция больных и подозреваемых в болезни животных, их лечение. Эти меры сопровождаются дезинфекцией предметов ухода и мест содержания животных, уничтожением павших животных, контролем за состоянием скотомогильников. Лица, осуществляющие уход за животными в зоне карантина (обсервации), выполняют работы с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер безопасности, особенно при зооантропонозах - болезнях животных, которые могут передаваться человеку.

Значительную часть в составе АСДНР занимают неотложные аварийно-восстановительные работы на системах жизнеобеспечения. Их цель - обеспечить необходимый уровень жизнедеятельности и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей в зоне ЧС. Вместе с тем даже частичное восстановление производственной, хозяйственной, социальной инфраструктуры пострадавшей территории содействует более эффективному проведению АСДНР, создает предпосылки для успешного проведения в будущем восстановления экономики соответствующего района.

На этой стадии АСДНР, как и на предыдущей, осуществляются локализация повреждений в коммунальном хозяйстве, обезвреживание возможных источников вторичной опасности. Перекрывается подача воды в разрушенные водопроводные системы, прекращается транспортировка соответствующих продуктов по поврежденным продуктопроводам, обесточиваются поврежденные электроэнергетические системы, устраняются утечки в системах тепло- и газоснабжения, а также на коммунальных очистных сооружениях, предотвращаются возможные утечки опасных веществ, проводится обрушение конструкций, грозящих обвалом, и безаварийная остановка технологических процессов на аварийных объектах непрерывного цикла, принимаются меры по предупреждению возгорания. Обрушение конструкций, угрожающих обвалом, особенно актуально на используемых путях движения в зоне ЧС и в местах проведения АСДНР.

Одновременно частично восстанавливается функционирование транспортных систем - железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного, морского сообщений и городского транспорта. Ремонтируются элементы и объекты транспортной инфраструктуры - железнодорожные пути, автодороги, мосты, вокзалы, аэропорты, речные и морские порты, системы управления движением.

По возможности широким фронтом идет первоочередное восстановление систем энергоснабжения - трансформаторных подстанций, опор и линий электропередач, восстановление электроснабжения пострадавших районов. Восстанавливается функционирование водопровода, систем теплоснабжения, газового хозяйства. Вводятся в строй водозаборы, водонасосные станции, котельные, прокладывается временный водопровод, заменяются вышедшие из строя отопительные приборы.

В этот период проводится значительная работа по частичному ремонту объектов жилого сектора и объектов социального назначения. Главное - как можно быстрее ввести в строй жилье, школы, детские сады, больницы, магазины, требующие минимального ремонта. Прежде всего, проводится остекление и ремонтируется кровля, в дома подаются вода, тепло, газ, электроэнергия. Одновременно может проводиться разборка разрушенных или не подлежащих ремонту зданий. Это необходимо в целях создания условий для последующего восстановления и нового строительства.

Последствия большинства видов ЧС оказывают существенное влияние на санитарно-гигиеническую и эпидемическую обстановку в их зонах. Поэтому в процессе АСДНР проводится широкий комплекс изложенных ранее санитарно-противоэпидемических (санитарно-гигиенических и противоэпидемических) мероприятий. Целями этих мероприятий являются поддержание санитарно-эпидемического благополучия в зоне ЧС и в районах размещения эвакуированного населения, обеспечение эпидемической безопасности питьевой воды, продовольствия, пищевого сырья и фуража, коммунальных и иных объектов, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В процессе ликвидации ЧС используется разнообразная номенклатура материально-технических ресурсов. Часть из них поступает из государственного и других резервов. В соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» использование материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации ЧС осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации по запросу федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по координации работ по ликвидации ЧС. Расходы по использованию указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей в федеральном бюджете, или в ином установленном порядке.

Кроме государственного, создаются резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объектов экономики. Содержащиеся в этих резервах продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, СИЗ и другие материальные ресурсы используются в ходе АСДНР по решению создавших эти резервы и владеющих ими органов. Поскольку резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются преимущественно в местах, откуда возможна их оперативная доставка в зоны ЧС, проведения АСДНР, - удается использовать эти резервы в экстренном порядке.

В ходе ликвидации ЧС часто появляется потребность граждан, оказавшихся причастными к данному событию, в разнообразной информации. В связи с этим организуется информационно-консультационное обслуживание населения в зоне ЧС, возлагаемое обычно на рабочий орган соответствующей КЧС, из состава которого для выполнения этой задачи выделяются отдельные специалисты. При крупномасштабных бедствиях для информационно-консультационного обслуживания при КЧС может создаваться специальный информационно-консультационный пункт. Адреса и телефоны мест, в которых можно получить необходимую информацию, а также места размещения письменных данных доводятся до населения по соответствующей территориальной системе централизованного оповещения и сообщаются в местных средствах массовой информации.

Сведения, касающиеся различных аспектов ЧС, в которых заинтересовано население, чрезвычайно разнообразны, что делает работу по его информационно-консультационному обслуживанию социально значимой, ответственной и сложной. В состав информации обычно входят сведения о конкретных масштабах ЧС, принимаемых мерах по защите населения, приемах и способах защиты, требуемых действиях и правилах поведения населения. Важной частью этой информации являются данные о пропавших без вести, погибших, пораженных и эвакуированных. Информационно-консультационное обслуживание должно помочь взаимному поиску потерявших друг друга, поиску пропавших без вести, опознанию находящихся без сознания и погибших. Родные и близкие должны знать об условиях и местах захоронения погибших, иметь возможность высказать свои пожелания по этому вопросу. Требуется сообщать заинтересованным лицам о местах размещения пораженных в лечебных учреждениях, доводить информацию об их состоянии и прогнозе лечения. Информация должна также содержать сведения о местах размещения конкретных эвакуированных лиц, способах связи с ними, возможных сроках возвращения.

Другой блок сведений в информационно-консультационном обслуживании составляют данные о социальной защите пострадавших. В этом плане запросы населения касаются вопросов жизнеобеспечения, порядка получения гуманитарной помощи. Пострадавшие, по возможности, уже на этой стадии ликвидации ЧС должны получить хотя бы общее представление о порядке предстоящего возмещения ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, их правах и перспективах получения компенсаций, льгот, пенсионного обеспечения по случаю потери трудоспособности или потери кормильца. Умело организованное, достоверное и содержательное информационно-консультационное обслуживание населения содействует стабилизации морально-психологической обстановки в зоне ЧС и за ее пределами.

В ходе АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам формированиями. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.

В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера ЧС и ее масштаба некоторые виды обеспечения могут стать не обеспечивающими, а основными мероприятиями АСДНР. Так, например, разведка в большинстве видов ЧС является составной частью АСДНР, инженерные мероприятия занимают важное место в составе этих работ при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений и т. д. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть ликвидационных мер, а при пожарах эту роль выполняют противопожарные мероприятия. В случае значительных санитарных потерь важнейшей составной частью АСДНР являются меры медицинской защиты.

Вместе с тем некоторым мерам всегда присущ только обеспечивающий характер:

Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС;

Транспортное обеспечение имеет своей целью вывоз эвакуируемого населения, доставку сил РСЧС и их рабочих смен к местам работ, вывоз из зоны ЧС материальных ценностей путем привлечения для перевозок автомобильного и других видов транспорта организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, использования табельных средств сил РСЧС;

Дорожное обеспечение направлено на создание условий для беспрепятственного маневра силами и средствами, эвакуации, своевременного подвоза необходимых материально-технических ресурсов путем поддержания дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительства новых дорог, оборудования колонных путей и переправ, технического прикрытия перевозок;

Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

Метрологическое обеспечение направлено на поддержание в готовности техники, аппаратуры, приборов, состоящих на оснащении РСЧС. Оно состоит в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва, обеспечении органов управления и сил РСЧС средствами измерений и т.д.;

Материальное обеспечение действий сил РСЧС заключается в бесперебойном снабжении их материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Комендантская служба в зоне ЧС организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

(ЧС ) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

[**ЧС]: Наиболее характерными последствиями ЧС являются:

— разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;

— радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно-опасных объектах, аварий транспортных средств, оснащенных ядерными энергетическими установками или перевозящих радиоактивные вещества;

— химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, а также аварий на транспорте, перевозящем химически опасные вещества;

— массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;

— затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;

— эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Форма (подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 01.04.2014): «РЕШЕНИЕ (приказ) № ___ о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ», для просмотра перейти по ссылке… от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
[*ГО] Методические рекомендации (МР) по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утверждены Главным военным экспертом МЧС России, генерал-полковником П.В. Плат от 13 декабря 2012 № 2-4-87-30-14 (внимание! МР использовать с учетом изменений в нормативных правовых актах на текущую дату);
[**ЧС] Лекция № 3. Аварийно-спасательные работы… (объем программы — 72 часа), ГОУ «УМЦ ГОЧС по Тульской области», 2012, УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФОРУМ МЕДИА, www.forum-seminar.ru
[***] Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение – комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам силами ликвидации ЧС. К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.

Последовательность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне бедствия во многом зависит от характера сложившейся обстановки и определяется председателем комиссии по ЧС. Как правило, все задачи выполняются в три этапа в определенной последовательности и в минимально короткие сроки.

Первый этап – решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) аварийно-спасательных и других неотложных работ. В первую очередь оповещают персонал объекта и население о ЧС.

Второй этап – основной задачей является непосредственное выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение задач первого этапа. В первоочередном порядке проводятся работы по устройству проездов и проходов в завалах к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварии.

По окончании работ по устройству проездов (проходов) формирования механизации совместно с аварийно-техническими и спасательными формированиями, а при пожарах на объектах – и с командами пожаротушения, выдвигаются к местам работ и приступают к розыску и спасению людей, вскрытию заваленных защитных сооружений, при необходимости подаче в них воздуха и к проведению других работ. Газоспасательный отряд предприятия ведет работы в загазованных зданиях и сооружениях. В первую очередь перекрывается газопровод, устанавливаются причины утечки газа и осуществляется их устранение, проветриваются все помещения с целью предотвращения взрывов и возникновения пожаров.

Одной из главных задач аварийно-спасательных и других неотложных работ, решаемых в начальной стадии развития химической аварии, является приостановка или ограничение выброса (утечки) ОХВ. Для этого перекрывают краны и задвижки на магистралях и емкостях, используют бандажи, хомуты, тампоны, заглушки, перекачивают жидкость из аварийной емкости в запасную (резервную).

Для снижения скорости испарения ОХВ и ограничения глубины распространения их парогазовой фазы можно использовать следующие способы: рассеивание (поглощение) парогазовой и жидкой фазы ОХВ; изоляцию жидкой фазы пенами, пленочным материалом, настилом и т.п.; дегазацию (нейтрализацию) ОХВ растворами химически активных реагентов.

Химики-разведчики совместно с группами обеззараживания определяют, какими ОХВ образован очаг химического заражения, степень заражения местности, зданий, сооружений и обозначают границы очага и пути их обхода. Группы обеззараживания в первую очередь локализуют очаг химического заражения, дегазируют проходы к объектам, где необходимо вести тушение пожаров, разыскивают пораженных и оказывают им помощь, а также выводят людей из зараженной местности.

Команды пожаротушения, взаимодействуя с другими формированиями, по устроенным проездам подходят к местам пожаров. В первую очередь они ведут борьбу с пожарами, препятствующими продвижению сил к участкам (объектам) работ и затрудняющими проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. В дальнейшем команды пожаротушения локализуют и тушат пожары в местах размещения аппаратуры, находящейся под высоким давлением, взрывоопасных и опасных химических веществ, спасают и эвакуируют людей из горящих зданий, сооружений и зоны пожара.

Аварии на технологическом оборудовании на объектах химической промышленности нередко сопровождаются растеканием горящей жидкости, в результате чего пожаром может быть охвачена большая площадь. При локализации таких пожаров в первую очередь принимаются меры к предотвращению дальнейшего разлива горящей жидкости.

Противопожарные формирования спасают людей из горящих зданий и сооружений вместе со спасательными и другими формированиями. Завершившие работы противопожарные формирования выходят из очага поражения, проводят специальную обработку, ремонтируют пожарную технику и пополняют запасы средств огнетушения.

Спасательные формирования, усиленные средствами механизации, санитарными дружинами (звеньями), с выходом на участок (объект) работ рассредоточиваются, разыскивают пораженных, извлекают их из завалов, вскрывают защитные сооружения, спасают людей из поврежденных и горящих зданий, оказывают им первую медицинскую помощь и выносят к местам погрузки на транспорт. Конструкции зданий и сооружений, угрожающие обвалом и препятствующие ведению спасательных работ, укрепляют или обрушают.

Пораженных, находящихся вблизи поверхности завала и под мелкими обломками, извлекают, разбирая завал сверху вручную, а находящихся в глубине завала (под завалом) – через галереи, устраиваемые в завале, используя пустоты и щели, образовавшиеся от крупных элементов разрушенных зданий, или разбирая завал сверху.

Извлекая пораженных из-под завалов или из-под отдельных обломков, следует избегать сдвигов элементов завала (обломков) и нанесения пораженному дополнительных травм, освобождая в первую очередь голову и верхнюю часть туловища. После извлечения пораженного ему оказывают первую медицинскую помощь, а при возможности помощь оказывают и до его извлечения из-под завала.

Если у поврежденных и горящих зданий разрушены входы и лестницы, спасательные, противопожарные и другие формирования выводят и выносят людей через проемы, проделываемые в смежные помещения с сохранившимися выходами, или по устроенным для этого трапам, а также через оконные проемы и балконы с помощью лестниц, автоподъемников и спасательных веревок. Спасательные звенья состоят из трех-четырех человек, один из которых назначается старшим.

При спасении людей из заваленных убежищ и других защитных сооружений прежде всего устанавливается связь с укрываемыми, выявляется их состояние, степень повреждения фильтровентиляционного оборудования, после чего определяется способ вскрытия. В сооружения, если это необходимо, в первую очередь подается воздух. При угрозе затопления или загазовывания убежища немедленно отключаются поврежденные коммунально-энергетические сети. Личный состав формирований, работающий на откапывании и вскрытии защитных сооружений, должен иметь электро- и газосварочные аппараты, керосинорезы, огнетушители, а при наличии химического заражения – СИЗ, антидоты, индивидуальный противохимический пакет.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи, а также личным составом медицинских пунктов формирований, санитарных дружин и спасательных формирований непосредственно на месте обнаружения пострадавших. При этом прежде всего помощь оказывают пораженным ОХВ (одевают на них противогазы, при необходимости вводят антидоты, с открытых участков тела смывают ядовитую жидкость), а также с асфиксией, кровотечением, проникающими ранениями живота и груди. Легко пораженные следуют в медицинские пункты пешком самостоятельно или с сопровождающими.

На местах погрузки на автотранспорт проводится медицинская сортировка пораженных по срочности эвакуации, проверяется правильность наложения жгутов, повязок, шин, вводятся обезболивающие средства, проверяется приспособление транспорта к перевозке пораженных, их правильное размещение на транспорте, назначаются сопровождающие из числа медицинского персонала

или легкопораженных. Первая врачебная помощь пораженным оказывается в отрядах первой медицинской помощи и в лечебных учреждениях.

По истечении установленного времени или при получении личным составом установленных доз облучения формирования сменяются. Порядок смены определяет старший начальник.

После передачи объектов работ сменяемое формирование собирается в установленном месте, где проверяют наличие людей и инструментов, затем следует в район сбора.

Третий этап – решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объекта. Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжению объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости. При заражении жилого массива проводится его дезактивация, дегазация и дезинфекция. По окончании этих работ возвращаются эвакуированные производственный персонал и население. Одновременно с этими работами начинаются работы но восстановлению функционирования объектов экономики.

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализация ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них жизненных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательные работы включают в себя работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях химического, бактериологического, радиационного заражения, непригодной для дыхания среды и задымленности, низких или высоких температур, угрозы взрывов, обрушения конструкций и др.

Виды аварийно-спасательных работ:

Разведка маршрутов движения и участков работ;

Подавление вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

Локализация и тушение пожаров;

Эвакуация населения из опасных зон;

Санитарная обработка населения и местности;

Поиск и извлечение пораженных из поврежденных зданий и сооружений, помещений, завалов;

Обеззараживание территорий, сооружений, транспорта, техники, средств защиты, продовольствия и воды;

Оказание первой помощи пострадавшим, их эвакуация в лечебные учреждения.

Цели проведения АСР

Целью проведения неотложных работ служат:

1. Спасение выживших и оказание медицинской помощи пострадавшим.
2. Подавление очагов аварии и устранение препятствий, мешающих на всех этапах проведению аварийно-спасательных работ.
3. Защита и спасение культурных ценностей.
4. Создание благоприятной среды для проведения последующих восстановительных работ.

Виды АСР

Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматриваются такие виды работ:

1. Горноспасательные.
2. Поисково-спасательные.
3. Направленные на тушение пожаров.
4. Газоспасательные.
5. Противофонтанные.
6. Направленные на ликвидацию медико-санитарных последствий в зоне чрезвычайного положения.
7. Другие.

Этапы проведения АСР

В таблице приведены этапы проведения аварийно спасательных работ и соответствующие им действия.

Поиск и обнаружение жертв · разведка и прокладка путей движения формирований и участков будущих работ; · розыск потерпевших и спасение их из заваленных, разрушенных зданий, помещений, а также пострадавших от затопления и задымления.
Предоставление спасателям доступа к жертвам и мероприятия по их освобождению из завалов · локализация и тушение пожаров на пути следования формирований и области работ; · прокладка проездов (проходов) в заваленных и на заражённых участках; · обеспечение подачи воздуха в заблокированные сооружения, у которых повреждена вентиляция; · взлом разрушенных сооружений и завалов, спасение оставшихся там людей.
Предоставление выжившим первой мед. помощи · предоставление скорой медицинской помощи пострадавшим; · транспортировка их в больничные учреждения.
Эвакуация выживших из опасных зон в пункты сбора или в больницы · эвакуация выжившего населения из опасной зоны в безопасные области; · санитарная обработка населения; · обработка и обеззараживание их одежды, воды и продовольствия, техники и сооружений; · обеспечение питанием нуждающихся

Она может быть частичной и полной .

Санитарная обработка – это комплекс организационных и технических мероприятий по удалению с кожных покровов и слизистых оболочек, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты радиоактивных, химических веществ и биологических средств с помощью моющих средств и воды.

Она также может быть частичной и полной.

Своевременно и качественно проведенная специальная и санитарная обработка значительно снижает возможность поражения людей, находившихся в зонах загрязнения РВ, ОВ и во многом предотвращают распространение инфекции за пределы зоны биологического заражения.

Специальная обработка подразумевает проведение следующих видов обработок:

· дегазация;

· дезактивация;

· дезинфекция.

Дегазация - это удаление или нейтрализация стойких отравляющих веществ с обрабатываемыхобъектов.

Дезактивация – это процесс уменьшения загрязнённости различных объектов до безопасных величинпутем удаления с них радиоактивных веществ.

Дезинфекция - это уничтожение болезнетворных микроорганизмов и разрушение токсинов наобрабатываемых объектах.

Частичная специальная обработка - это удаление, радиоактивных, опасных химических веществ и биологических средств с открытых участков кожи и слизистых оболочек, одежды, обуви и средств защиты поражённого с помощью специальных химических и физических методов воздействия.

Полная санитарная обработка - это помывка всей поверхности тела поражённого с помощью моющих средств и воды с заменой загрязненных (заражённой) одежды и обуви на чистые.

В отделении полной специальной обработки при одновременном прибытии людей из различных зон поражения первыми обрабатывают загрязнённых ОВ, затем загрязнённых РВ и зараженных БС. В любом случае первыми обрабатывают тех, кто не использовал средства индивидуальной защиты.

Отделение полной специальной обработки развертывают на удалении 50 м от других функцио­нальных подразделений этапа медицинской эвакуация с под­ветренной стороны, по возможности вблизи водоисточника.