Тсж обанкротилось кто несет ответственность. Банкротство ТСЖ или кто отвечает за их долги? Если сменилась УК

Каждый председатель и бухгалтер ТСЖ, а также любой управляющей организации не понаслышке знают о проблеме неплатежей. Собственники помещений задолжают товариществу, а оно в дальнейшем не может полностью рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями. Как решить эту проблему?

Право собственности предполагает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, и в то же время возлагает на собственника бремя его содержания. Так, главная обязанность собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме , закрепленная ст. 153 ЖК РФ, - внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность платить за жилое помещение и коммунальные услуги возникает также:

В соответствии со ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг, а также предоставлять собственникам услуги. Предоставление коммунальных услуг гражданам регулируется Правилами N 307 *(1). Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ (п. 4 Правил N 307).

Минрегион в Письме от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 обращает внимание на то, что договоры оказания коммунальных услуг заключаются ТСЖ со всеми собственниками , как являющимися, так и не являющимися членами товарищества. Хотя отсутствие указанных договоров и не освобождает собственников от обязанности вносить плату за предоставляемые им коммунальные услуги, однако снимает с них некую моральную ответственность. В то же время наличие договоров является своеобразной гарантией исполнения обязательств гражданами.

Не придавая решающего значения наличию либо отсутствию договоров оказания услуг между ТСЖ и собственниками , приходится констатировать: наиболее надежным способом защиты интересов ТСЖ является обращение в суд с исками о взыскании задолженности с жителей-должников. Судебная практика свидетельствует, что подобные иски товариществ подлежат удовлетворению *(2) (см., например, постановления ФАС СЗО от 09.11.2007 N А56-40895/2006, от 14.09.2007 N А56-47255/2006). При этом ТСЖ вправе взыскать с собственника не только сумму задолженности, но и пени. Так, в Постановлении от 29.05.2007 N Ф04-3181/2007(34456-А75-11) арбитры ФАС ЗСО при удовлетворении требования ТСЖ о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и неустойки сослались на п. 14 ст. 155 ЖК РФ *(3). В соответствии с данной нормой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 действующей на момент оплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение данного размера пеней не допускается.

Однако и при вынесении судом решения об удовлетворении требований ТСЖ товарищество может столкнуться с проблемой исполнения судебного акта в том случае, если должник не имеет источника дохода и не обладает имуществом, которое может быть реализовано. Необходимо учитывать, что на само жилое помещение не может быть обращено взыскание. Таким образом, в случае отсутствия у должника средств на оплату задолженности ТСЖ даже при наличии положительного решения суда остается ни с чем.

Отношения ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями

ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг

В соответствии с действующим законодательством ТСЖ не просто посредник между собственниками и ресурсоснабжающими организация ми, роль которого заключается в сборе с граждан денежных средств на оплату коммунальных услуг и дальнейшем перечислении указанных средств на счет ресурсоснабжающей организации. Согласно Правилам N 307 ТСЖ обладает принципиально новым (по сравнению с ранее действующим законодательством) статусом, а именно статусом исполнителя коммунальных услуг. Исполнителем может быть также управляющая организация, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Статус исполнителя возлагает на ТСЖ две обязанности:

Предоставление коммунальных услуг (производимых или приобретаемых);

Обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Вторая обязанность вытекает из следующего. Одной из целей создания ТСЖ, как и любой другой организации, управляющей домом , является надлежащее содержание общего имущества в таком доме . Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовые инженерные системы входят в состав общего имущества многоквартирного дома . Как следует из Письма Минрегиона РФ от 03.05.2007 N 8326-РМ/07, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК) именно товарищества (кооперативы) должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома . К коммунальным ресурсам относятся холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг (п. 3 Правил N 307).

Заключение собственником помещений в многоквартирном доме договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) напрямую с ресурсоснабжающей организацией возможно только в случае выбора собственниками непосредственного способа управления домом (п. 8 ст. 155, п. 2 ст. 164 ЖК РФ).

Из изложенного следует, что при наличии в доме ТСЖ или иной управляющей организации они автоматически становятся исполнителями коммунальных услуг, то есть обязанными заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих). Кроме того, как указывает ФАС ЗСО в Постановлении от 21.06.2007 N Ф04-3898/2007(35362-А46-10), п. 6 ст. 155 ЖК РФ не предусматривает право населения напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных услуг, в связи с чем оплату за потребленную тепловую энергию должно производить ТСЖ. Для ресурсоснабжающих организаций это очень удобно: контрагент по договору - одно юридическое лицо, а не множество собственников -граждан.

От редакции. Товарищество собственников жилья в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выступает от имени собственников только жилых помещений . Гражданско-правовые отношения собственников нежилых помещений , которым не гарантируются права жильцов, возникают непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Такие выводы сделал ФАС ЗСО в Постановлении от 19.02.2008 N Ф04-834/2008(376-А27-21). Поэтому ресурсоснабжающая организация не вправе взыскивать с ТСЖ стоимость коммунальных услуг, потребленных в нежилых помещениях (см. также Постановление ФАС СЗО от 12.05.2008 N А56-15888/2005). Естественно, данные правила действуют по умолчанию, если иное не предусмотрено сторонами в договоре либо если собственник нежилого помещения вступил в ТСЖ и договоры ресурсоснабжения заключены ТСЖ и от его имени.

Как же быть товариществу в случае неисполнения собственниками обязанности по оплате услуг? Не будет преувеличением сказать, что это самый насущный вопрос для ТСЖ. Растет задолженность граждан перед товариществом, следовательно, растет задолженность ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями. Не нужно говорить, что у ТСЖ нет лишних денег на оплату долгов собственников . Товарищество является некоммерческой организацией (ст. 135 ЖК РФ), что препятствует ему в осуществлении деятельности, направленной на извлечение прибыли. Кроме того, представляется несправедливым, если ТСЖ несет расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых недобросовестным жильцам. Точно так же неправомерно возлагать на добросовестных собственников обязанность погашать долги соседей.

Ответственность ТСЖ по договору

На сегодняшний день ситуация складывается не в пользу товариществ. На законодательном уровне нет четкого ответа на вопрос, несет ли ТСЖ ответственность перед ресурсоснабжающими организациями в случае неоплаты собственниками услуг. ТСЖ оказывается в этой ситуации слабой, менее защищенной стороной. По договору купли-продажи ресурсоснабжающая организация обязана предоставить коммунальный ресурс и имеет право на получение за него денег, а ТСЖ имеет право на получение ресурса и обязано оплатить его. За неисполнение обязанностей по договору стороны несут предусмотренную законодательством ответственность. В последнее время некоторые товарищества пытаются переложить ее на , указывая в договоре, что они действуют от имени и за счет собственников . Однако такой способ избавиться от ответственности перед ресурсоснабжающими организациями за неоплату услуг собственниками неэффективен.

Как уже было отмечено, именно у ТСЖ, а не у собственников , автоматически возникает обязанность заключить договор ресурсоснабжения, если в доме избран такой способ управления, как ТСЖ. По данному договору контрагентом ресурсоснабжающей организации является именно ТСЖ, а не собственники . Логично предположить, что именно ТСЖ несет в полном объеме ответственность по указанному договору и даже при отсутствии такового. Об этом свидетельствует и судебная практика. Так, например, Арбитражный суд Республики Карелия в Решении от 28.03.2007 N А26-5196/2006-19 указал, что задолженность за отпущенную тепловую энергию подлежит взысканию с ТСЖ, хотя оно не заключало договор с энергоснабжающей организации.

Еще одной "хитростью" может быть условие договора о том, что обязанности по оплате ресурсов возлагаются непосредственно на собственников помещений в доме , а не на ТСЖ. Но оно также не является стопроцентной гарантией снятия ответственности с ТСЖ. Вряд ли какая-либо ресурсоснабжающая организация согласится при наличии в доме ТСЖ включить подобное условие в договор. Да и в самом законодательстве есть основания для невключения такого условия. Действительно, обязанность по оплате коммунальных услуг прямо возложена законом на собственников (ст. 153 ЖК РФ). Однако ТСЖ создается в том числе с целью предоставления гражданам коммунальных услуг. Для достижения названной цели ТСЖ должно самостоятельно выстраивать отношения с собственниками и самостоятельно решать проблемы, связанные с неоплатой услуг. К сожалению, действующее законодательство позволяет ресурсоснабжающим организациям сделать именно такой вывод. До внесения в нормативную базу изменений, учитывающих посредническую роль ТСЖ между ресурсоснабжающими организациями и гражданами, товарищество остается в более уязвимом положении.

Особенности взыскания задолженности с ТСЖ

Для защиты своих интересов ресурсоснабжающая организация вынуждена, как и ТСЖ, обращаться с исками в суд о взыскании задолженности. Судебная практика по данным спорам многочисленна и однообразна - требования ресурсоснабжающих организаций к ТСЖ удовлетворяются (см., например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 N 17АП-7252/2007-ГК, ФАС ЗСО от 21.06.2007 N Ф04-3898/2007(35362-А46-10)).

Плюс в том, что данные иски удовлетворяются частично. С ТСЖ не взыскиваются проценты за пользование чужими денежными средствами и иные штрафные санкции при условии, что задолженность возникла ввиду неоплаты услуг жильцами. Показательно Постановление ФАС СКО от 27.06.2007 N Ф08-3183/2007, в котором обращается внимание на следующее. Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Делая вывод об отсутствии вины ответчика в ненадлежащем исполнении договорного обязательства, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ является некоммерческой организацией (статья 135 ЖК РФ), и правомерно сослался на отсутствие его вины, поскольку неоплата товариществом спорной задолженности вызвана неполучением ответчиком платежей с жильцов дома за поставляемую истцом теплоэнергию. Из материалов дела видно, что жильцы дома производили оплату несвоевременно, обязанность по оплате потребленной теплоэнергии муниципальными квартирами лежит на их собственнике , который также несвоевременно погашал долги. На этом основании суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины ответчика в несвоевременной оплате и отсутствии факта пользования им чужими денежными средствами *(4).

От редакции. Одного факта наличия задолженности собственников помещений , отраженного в учете ТСЖ, будет недостаточно. Так, например, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 N А29-8715/2007, которым с ТСЖ был взыскан и долг, и проценты за пользование чужими денежными средствами, указано: доводы о просрочке оплаты в связи с непоступлением денежных средств от нанимателей, отклоняются судом как необоснованные, не подтвержденные соответствующими доказательствами и не исключающие вину ответчика в ненадлежащем исполнении доказательств по договору.

Аналогичным образом в споре, рассмотренном ФАС ЗСО в Постановлении от 07.08.2007 N Ф04-5067/2007(36666-А27-30), ТСЖ не удалось доказать отсутствие своей вины в неисполнении обязательства по договору ресурсоснабжения. Претензий к членам ТСЖ о погашении долга не являются достаточными доказательствами.

Итак, уповая на освобождение хотя бы от уплаты законной неустойки, ТСЖ должно хорошо подготовиться в судебному разбирательству, собрав доказательства того, что оно предприняло все зависящие от него действия для погашения долга по договору с ресурсоснабжающей организацией.

Однако указанный положительный момент не освобождает ТСЖ от необходимости оплатить фактически потребленные собственниками коммунальные ресурсы. При невыполнении этой обязанности добровольно средства с ТСЖ взыскиваются принудительно в порядке исполнительного производства. Товарищество в данном случае не застраховано от обращения взыскания на все его средства, к которым согласно ст. 151 ЖК РФ относятся:

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества;

Доходы от хозяйственной деятельности товарищества;

Субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме , проведение текущего и капитального ремонта , предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;

Прочие поступления.

Единственный выход для ТСЖ - взыскивать уплаченные им в ходе исполнительного производства средства с собственников в порядке регресса путем предъявления исков в суд. Таким образом, мы опять возвращаемся к принудительному взысканию денежных средств с собственников , которое может не дать результата (если у жильца нет имущества, на которое может быть обращено взыскание). К сожалению, в настоящее время в части взыскания задолженности иных механизмов, кроме судебной защиты, законодательством не предусмотрено. Однако у ТСЖ в арсенале борьбы с должниками есть и другие меры, которые могут стать весьма действенными.

Ограничение и прекращение подачи коммунальных ресурсов

Возможность ограничения или прекращения подачи ресурсов недобросовестным собственникам во многом может стать решением рассматриваемой проблемы: ресурс не поставляется - задолженности не возникает. Рассмотрим подробнее этот вариант.

Согласно п. 80 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты им коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, которые определены исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Порядок приостановления или ограничения предусмотрен п. 81 Правил N 307:

1) исполнитель направляет потребителю письменное уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено;

2) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

3) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Выводы напрашиваются сами собой. Во-первых, с момента первой неоплаты коммунальных услуг до приостановления предоставления коммунальных услуг пройдет как минимум 8 месяцев. Во-вторых, в отношении услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению подобные санкции просто неприменимы.

Кроме того, ТСЖ необходимо в договоре урегулировать вопрос о приостановлении подачи ресурсов неплательщикам с ресурсоснабжающей организацией: у товарищества могут возникнуть дополнительные обязательства в связи с введением ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг. Так, например, введение ограничения режима потребления электроэнергии является платным. Это следует из абз. 6 п. 179 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Названная норма гласит: инициатор введения ограничения вправе потребовать компенсации потребителем затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления. Таким образом, ТСЖ и ресурсоснабжающая организация должны урегулировать вопрос о том, кто будет возмещать затраты - потребитель-гражданин или ТСЖ. По понятным причинам ресурсоснабжающая организация не может быть уверена в возможности недобросовестного потребителя коммунальных услуг возместить возникшие расходы, поэтому обязанность, скорее всего, будет возложена на товарищество. Это не лишает ТСЖ права в регрессном порядке взыскивать расходы с

Такая процедура, как ликвидация ТСЖ, не регламентируется специальной статьей Налогового кодекса, поэтому при закрытии этой организации следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и опираться на Закон о несостоятельности. В данной статье поговорим о том, как исключить из ЕГРЮЛ ТСЖ, если у него есть долги.

Товарищество собственников жилья – это организация, которая в определенной степени является посредником между ресурсопоставляющими организациями и жильцами многоквартирных домов. Если ТСЖ не оправдывает доверие собственников, ее члены принимают решение о ликвидации компании.

При этом следует помнить, что названная организация является некоммерческой и получение доходов не является главной целью ее деятельности. Но при этом наиболее частая причина закрытия ТСЖ – долги. В данном случае речь идет о:

  • долгах собственников (например, за поставляемую электроэнергию);
  • долгах руководства ТСЖ (штрафы за несвоевременную оплату поставляемых услуг, как правило, у организации нет собственных резервных средств, чтобы «перекрыть» долги граждан);
  • мошенничестве председателя Товарищества (собственники платили по счетам, но деньги по вине руководства ТСЖ не «доходили» до ресурсопоставляющих организаций).

Заметим, при ликвидации ТСЖ с долгами проводится процедура выяснения причин, по которым эти долги накопились. Подобное происходит не часто, но прецеденты всё же имеются.

Инициализация ликвидации

Как правило, решение признать ТСЖ банкротом принимает та компания, которой Товарищество на протяжении трех месяцев не платит за оказанные (или оказываемые) услуги. Она вправе обратиться с иском в Арбитражный суд.

Инициировать начало процедуры ликвидации может и само ТСЖ. Это решение должны принимать члены организации, если они уверены в том, что собственными силами не сумеют выплатить имеющиеся долги.

Члены ТСЖ, заподозрив своего председателя в том, что он проворачивает за их спиной финансовые аферы, имеют право обратиться в правоохранительные органы с жалобой.

Ответственность руководителя

Поскольку Товариществу присваивается статус юридического лица, при ликвидации этой организации руководителю приходится нести ответственность. В частности, его проверяют на предмет преднамеренного банкротства компании.

Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения норм действующего законодательства, руководителю придется нести административную ответственность или уголовную. Если он не будет уличен в преднамеренной финансовой несостоятельности, долги компании будут погашены за счет имущества ТСЖ. Под эту категорию попадают:

  • личный или общественный транспорт, принадлежащий Товариществу;
  • оборудование, которое использовалось для работы в офисе;
  • банковские счета компании.

Если в собственности есть объекты недвижимости, купленные на общие средства, деньги одного из членов Товарищества или с помощью иных лиц, эти объекты также продадут, а вырученные средства пустят на выплату долгов. Они погашаются в строгом соответствии с составленным реестром займодателей.

Процедура ликвидации

Признание Товарищества банкротом и его закрытие осуществляется практически по той же схеме, что и ликвидация юридического лица:

  • сначала предпринимаются попытки понять, почему возникла необходимость ликвидировать организацию, выявляются размеры имеющейся задолженности, составляются списки кредиторов;
  • затем, минуя стадию финансового оздоровления, сразу же переходят к ликвидации и конкурсному производству.

Заметим, если имущества компании не хватит, чтобы выплатить все долги, Арбитражный суд закрывает дело и кредиторы остаются ни с чем. Личное имущество руководителя организации и ее членов являются неприкосновенными.

Если станет понятно, что организация обанкротилась потому, что собственники слишком много задолжали за коммунальные услуги, то ТСЖ ликвидируют, а долги жильцов взыскивают в соответствии с принятыми законодательными нормами. Например, службой судебных приставов.

Создание новой организации

Если Товарищество собственников жилья было ликвидировано, его члены имеют право сразу же создать новую организацию. Свою работу новое ТСЖ может начать в том же году. Однако бывают ситуации, когда суд запрещает создавать другое Товарищество.

Это происходит в том случае, если прежняя организация была закрыта из-за долгов собственников жилья. По понятным причинам нет никакой уверенности в том, что новому председателю удастся повлиять на собственников, что жильцы выплатят долги и впредь не будут их накапливать, а новое ТСЖ не станет банкротом по их вине.

Для решения любых разногласий, возникших между членами ТСЖ и его председателем, рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста по банкротству. Он также поможет понять, как лучше поступить: попытаться решить возникшие проблемы самостоятельно или обратиться в суд.

Итак, если у Товарищества есть долги, его ликвидация осуществляется практические по той же схеме, что и закрытие юридического лица. После процедуры собственники имеют право создать новую организацию, если суд не запрещает это делать. При закрытии Товарищества-должника распродается имущество компании, а долги выплачивают в соответствии с реестром кредиторов.

Традиционно в статьях, адресованных коммерческим организациям, на тему безнадежных и сомнительных долгов основное внимание уделяется налоговому учету. Известно, что НК РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы такой дебиторской задолженности, вопрос лишь в деталях (какие именно долги признаются сомнительными и безнадежными, в каком порядке они включаются в состав расходов). Для ТСЖ эта проблема неактуальна, поскольку в большинстве случаев платежи собственников помещений не относятся к доходам, соответственно, расходы (в частности, в виде безнадежных долгов и резерва по сомнительным долгам) не формируются. Однако долги, которые невозможно взыскать, - это реалии практики любого ТСЖ. Каковы требования бухгалтерского законодательства, предъявляемые к организациям, имеющим задолженность, нереальную к взысканию, а также сомнительную задолженность? Как они должны исполняться товариществами?

Требования бухгалтерского законодательства

Нереальные для взыскания долги

Обязанность организации (подчеркнем: любой организации, а не только коммерческой) списывать дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания, установлена п. 77 . Основания для списания - данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование, приказ (распоряжение) руководителя организации. Суммы долгов относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. Далее в приведенной норме сказано: списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника .

Как видим, некоммерческой организации, в том числе ТСЖ, не удастся избежать списания долгов, нереальных для взыскания (хотя бы потому, что в п. 77 указанного документа некоммерческие организации прямо упомянуты). Дебиторская задолженность в сумме обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, а также платы за содержание и ремонт общего имущества и платы за коммунальные услуги, вносимой собственниками помещений, не вступившими в ТСЖ, формируется ежемесячно в бухгалтерском учете товарищества проводкой Дебет 76 Кредит 86 . Отражение именно задолженности по целевому финансированию (в противовес учету целевого финансирования кассовым методом) обусловлено правовым статусом ТСЖ:

  • в случае неисполнения собственниками помещений в МКД своих обязанностей по участию в осуществлении общих расходов ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов (п. 3 ст. 137 ЖК РФ );
  • товарищество может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в МКД обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (п. 4 ст. 137 ЖК РФ );
  • ТСЖ обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в МКД обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (п. 5 ст. 138 ЖК РФ ).
В пункте 77 Положения речь идет о любой дебиторской задолженности, а не только о задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, работ, услуг. Следовательно, задолженность жильцов может рассматриваться как нереальная к взысканию и подлежит списанию и в той ситуации, когда ТСЖ не расценивает свою уставную деятельность как реализацию работ, услуг.

Критерии для признания задолженности нереальной для взыскания не установлены (за исключением истечения срока исковой давности). Они должны содержаться в письменном обосновании, которое необходимо для списания задолженности .

Что касается применения срока исковой давности, он составляет три года и отсчитывается с момента, когда право ТСЖ было нарушено должником, то есть когда должник не внес платеж в срок (п. 2 ст. 200 ГК РФ ), а именно (в общем случае согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ ) с 10 го числа месяца, следующего за расчетным. Срок исковой давности применяется судом по заявлению стороны в споре. Если же должник не заявит о его истечении, спор будет рассмотрен по существу (п. 2 ст. 199 ГК РФ ). Иначе говоря, подать иск в суд о взыскании долга с жильца можно в любом случае. Следует учитывать, что срок исковой давности может прерываться, в частности, предъявлением иска и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва срок начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ ). К действиям, свидетельствующим о признании долга, с учетом разъяснений, представленных в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 , могут относиться просьба жильца о рассрочке или отсрочке платежа, заключение соглашения о рассрочке или отсрочке, частичная уплата долга. Между тем нужно понимать, что платежи собственников помещений имеют периодический (ежемесячный) характер и действия, свидетельствующие о признании долга, в отношении определенных платежей не являются основанием для перерыва срока исковой давности по другим платежам.

Итак, бухгалтерское законодательство обязывает ТСЖ контролировать дебиторскую задолженность как минимум с точки зрения течения срока исковой давности, а также списывать долг, когда такой срок истек. В связи с этим, полагаем, ТСЖ вправе считать долгами, нереальными для взыскания, лишь те, по которым истек срок исковой давности (а иные долги, которые коммерческая организация обычно списывает, не считать таковыми ). На практике встречаются ситуации, когда товарищества списывают подобные долги лишь после того, как суд применит срок исковой давности по заявлению должника (в этих ТСЖ налажена работа по взысканию долгов, в том числе в судебном порядке).

Резервы сомнительных долгов

Обязательность создания резервов сомнительных долгов для всех организаций установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , а также следует из ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н ). Так, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. В свою очередь, сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Для целей применения ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения (которым, в частности, является величина резерва по сомнительным долгам) признается корректировка стоимости актива (дебиторской задолженности), которая обусловлена появлением новой информации, производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 , 3 ПБУ 21/2008 ). В бухгалтерской отчетности резерв сомнительных долгов отдельно не показывается, а уменьшает величину «дебиторки» в активе баланса (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» ). Как видим, вопрос о признании задолженности сомнительной и определении суммы резерва решается в каждой ситуации отдельно, четких критериев бухгалтерские стандарты не устанавливают.

Цель создания резерва сомнительных долгов (кстати, он создается по каждому долгу в величине, зависящей от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично) - показать в отчетности достоверную информацию о дебиторской задолженности. Впрочем, списание нереальных для взыскания долгов преследует ту же цель. Поэтому в п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сказано, что такие долги списываются в состав расходов, только если их суммы в предыдущем отчетном году не были зарезервированы.

У ТСЖ могут возникнуть сомнения, а действительно ли задолженность собственников помещений является сомнительной и подлежит резервированию. Буквальное прочтение п. 70 и 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ вообще может натолкнуть на мысль о создании некоммерческой организацией резерва только по долгам, возникшим в связи с хозяйственной деятельностью. Так, суммы созданных резервов (как и не использованные на конец года резервы) предписано относить на финансовые результаты деятельности организации, кроме того, задолженность признается сомнительной, если нарушен срок, установленныйдоговором (между ТСЖ и его членами договор не заключается, по крайней мере в части содержания и ремонта общего имущества), а в п. 77 фраза построена так, что можно сделать вывод: долги могут быть отнесены за счет резерва только у коммерческой организации. Тем не менее эти сомнения необоснованны. Во-первых, из актуальной редакции п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , сформированной Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н , исключено упоминание о том, что сомнительные долги возникают только в связи с расчетами за продукцию, товары, работы и услуги, значит, и в связи с получением целевых средств могут возникать сомнительные долги (естественно, если целевое финансирование не учитывается кассовым методом). Во-вторых, в ПБУ 21/2008 отсутствует упоминание о том, что данный стандарт распространяется лишь на коммерческие организации либо на некоммерческие организации, но только в части фактов, относящихся к предпринимательской деятельности (такая оговорка, кстати, есть во многих ПБУ). В-третьих, в силу п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в состав доходов или расходов организации (а эта формулировка уже не исключает ее применения некоммерческими организациями).

Поэтому ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, обязано создавать резерв сомнительных долгов. На это указывает и Минфин в Информации об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011) . При этом стратегическим вопросом является определение критериев сомнительности задолженности. Его следует проработать заранее и включить выбранные критерии в учетную политику для целей бухгалтерского учета. Формально, раз вероятность погашения просроченного долга оценивается индивидуально, ничто не мешает ТСЖ оценивать ее как высокую (особенно в случае добросовестного подхода членов правления к стимулированию платежной дисциплины) и, как следствие, не иметь в учете такого показателя, как резерв сомнительных долгов.

Особенности финансирования расходов ТСЖ

Как известно, необходимые расходы на установленные законом и уставом ТСЖ цели формируют расходную часть сметы. На ее основе определяется доходная часть, которая служит базой для расчета размера платежей и взносов каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество (см. пп. 2 , 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ ). Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда ТСЖ не имеет доходов от хозяйственной деятельности. На размер бюджетных субсидий в качестве одного из источников доходов по смете товарищество фактически не может влиять. Единственный вид поступлений, определение величины которого подконтрольно органам управления ТСЖ, а именно общему собранию его членов (пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ ), - платежи собственников помещений.

Смета доходов и расходов предусматривает соответствие поступлений и платежей ТСЖ. Понятно, что составить на год вперед смету, расходная часть которой будет в точности исполнена, практически невозможно, так как отклонения в виде экономии или перерасхода по тем или иным статьям неизбежны. Совершенно нормальная практика - создание фонда непредвиденных расходов и установление порядка его расходования .

Ключевой вывод:

Создание фонда непредвиденных расходов согласно финансовому плану ТСЖ и создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете - абсолютно разные вещи. Принятие общим собранием членов ТСЖ решения о создании фонда означает, что собственники помещений будут вносить в составе соответствующей платы определенную сумму денежных средств для финансирования конкретных видов расходов. Это значит, что источник их финансирования уже определен и сформирован. Например, за счет средств специального фонда можно списать безнадежные долги, если, конечно, в положении о фонде предусмотрен подобный вид расходования. В свою очередь, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не зависит от волеизъявления членов ТСЖ и готовности собственников помещений покрыть за свой счет «плохие» долги соседей. Резерв создается в силу закона, даже если собственники отказываются его финансировать.

Тем не менее нередко в хозяйственной жизни ТСЖ возникают чрезвычайные расходы, не предусмотренные сметой и не включенные в возможные направления трат за счет такого фонда. Будем исходить из того, что непредвиденные расходы не зависят от воли товарищества (например, санкции государственных органов, выплаты по решениям суда и пр.). Вполне справедливо, что подобные вынужденные расходы, понесенные в рамках уставной деятельности, должны быть покрыты за счет платежей собственников помещений (или членов ТСЖ). Если же общее собрание членов ТСЖ (а именно за ним остается последнее слово) не санкционирует увеличение взносов на покрытие непредвиденных расходов, нужно понимать, что это прямой путь к банкротству. Дело в том, что рассматриваемые платежи будут произведены независимо от воли членов ТСЖ (как правило, не уплаченные добровольно суммы списываются со счета товарищества в принудительном порядке), в итоге не будет погашена задолженность перед контрагентами ТСЖ, которая предусмотрена сметой. Накопление долгов свыше определенной суммы является одним из оснований для инициации процедуры банкротства .

Вернемся к «плохим» долгам жильцов. Отсутствие запланированных поступлений по смете означает, что ТСЖ не сможет расплатиться по своим обязательствам, что также влечет риск банкротства. Одновременно отражение в балансе товарищества «дебиторки», которая является нереальной для взыскания, искажает информацию для пользователей бухгалтерской отчетности и нарушает требования бухгалтерского законодательства. Списать с баланса нереальные для взыскания долги ТСЖ обязано в силу закона, поэтому необходимо определить источник финансирования таких расходов.

_____________________________

Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
См. статьи Н. Н. Шишкоедовой «Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?» (№ 10, 2011), «Учет платы, полученной от собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ» (№ 11, 2011).
Причиной признания долга собственника помещения нереальным для взыскания может стать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Так, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания не запрещает впоследствии вновь предъявить исполнительный лист к исполнению, что указывает на теоретическую возможность взыскания спорной задолженности.
Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
Подробнее об этом документе читайте на стр. ХХ.
О том, что фонд непредвиденных расходов может быть использован не на любые нужды, не предусмотренные сметой, а лишь на те, которые установлены специальным положением о таком фонде, было рассказано в статье Г. Ю. Шариковой «Резервный фонд ТСЖ» (№ 4, 2010).
См. статью М. А. Чистяковой «Банкротство ТСЖ» (№ 9, 2008)

30 мая 2014 года Высшим Арбитражным судом вынесено Определение N ВАС-6046/14 « Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» . Определение касается дела по иску ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о взыскании задолженности по договору ресурсоснабжения. Необходимо отметить, что данное определение может служить существенным доводом для судов при рассмотрении дел, связанных с различием методов определения объемов коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в отношениях «РСО - УО» и «УО - собственники/наниматели помещений».

Одним из существенных обстоятельств, установленных Определением ВАС от 30 мая 2014 года N ВАС-6046/14 , является следующее: «Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом) ».

Приведу три случая, при судебных разбирательствах в которых, на мой взгляд, указанное Определение ВАС может быть существенным аргументом в пользу доводов УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК:

1. Договор теплоснабжения предусматривает предъявление управляющей организации к оплате объема потреблённой тепловой энергии, определённого по тепловым договорным нагрузкам (в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936). Управляющая организация предъявляет к оплате конечным потребителям объём теплоэнергии, определённый в соответствии с жилищным законодательством (ЖК РФ, ПП РФ от 23.05.2006 N 307, ПП РФ от 06.05.2011 N 354).

В результате возникает разница между суммой, предъявляемой к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей организации, и суммой, предъявляемой к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации.

Определением ВАС установлена недопустимость такой разницы, и, следовательно, неправомерность предъявления к оплате управляющей организации объема коммунальной услуги, превышающего объём коммунальной услуги, определённый в соответствии с действующим жилищным законодательством.

2. В МКД установлен общедомовой прибор учёта потребляемой теплоэнергии. Объём теплоэнергии на коммунальную услугу по отоплению определён теплоснабжающей организацией по общедомовому прибору учёта, к оплате управляющей организации предъявляется стоимость фактически потреблённого тепла (за предшествующий расчётному месяц). Такой порядок установлен ПП РФ от 06.05.2011 N354, ПП РФ от 14.02.2012 N124, п. 1,2 ст. 539 ГК РФ. При этом региональные власти в соответствии с ПП РФ от 27.08.2012 N857, ПП РФ от 06.05.2011 N354, ПП РФ от 06.04.2013 N307 приняли нормативный акт, обязывающий управляющие организации соответствующего субъекта РФ предъявлять потребителям к оплате стоимость услуги по отоплению ежемесячно равными частями (1/12 от годового норматива потребления) независимо от показаний общедомового прибора учета, и один раз в год предъявлять к оплате разницу между нормативным и фактическим потреблением теплоэнергии на отопление (корректировка платы за отопление).

Поскольку отопительный период, в течение которого фактически оказывается услуга по отоплению, меньше календарного года, возникает разница между суммами, ежемесячно предъявляемыми к оплате управляющей организации в пользу теплоснабжающей, и суммами, ежемесячно предъявляемыми к оплате потребителям коммунальной услуги в пользу управляющей организации. Суммы, предъявляемые к оплате потребителям и предъявляемые к оплате УК, сойдутся после проведения корректировки платы за отопление, но до этого момента весьма вероятно возникновение задолженности УК перед РСО. В соответствии со ст.395 ГК РФ на образованную задолженность возможно начисление процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определение ВАС может являться одним из аргументов, подтверждающим неправомерность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с разницы между финансовыми обязательствами УО перед РСО и обязательствами потребителей перед УО.

Примечание: данная ситуация сейчас изучается специалистами «АКАТО», и в ближайшее время будет подготовлена статья, посвящённая этому вопросу. Клиенты «АКАТО» будут оповещены о размещении статьи специальной рассылкой.

3. В МКД установлены общедомовые приборы учёта ГВС и ХВС, но не установлен общедомовой прибор учёта сточных вод. РСО предъявляет к оплате управляющей организации объем водоотведения, рассчитанный как сумму показаний общедомовых приборов ГВС и ХВС (руководствуясь Федеральным законом). Сумма общедомовых объемов потребления ГВС и ХВС превышает сумму «индивидуальных» объемов ГВС и ХВС, а, следовательно, и индивидуальных «водоотведений». Таким образом, РСО по факту предъявляет к оплате управляющей организации стоимость индивидуального потребления услуги по водоотведению и «водоотведения на общедомовые нужды».

При этом известно, что норматив «водоотведения на ОДН» отменён (т.е. равен нулю), следовательно, при отсутствии специализированного общедомового прибора учёта отводимых сточных вод предъявление к оплате некого объёма «водоотведения на ОДН» неправомерно.

Определение ВАС является одним из аргументов, подтверждающих эту позицию.

Примечание: вопросы «водоотведения на ОДН» ранее затрагивались в статье «Расчёт стоимости водоотведения на ОДН » и в Ответе на критическое письмо , полученное после публикации указанной статьи.

Приведённый перечень возможных случаев не является исчерпывающим, и возможны иные ситуации, в которых наблюдается несовпадение стоимости коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, предъявляемых к оплате исполнителям (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) и потребителям коммунальных услуг.